Всем привет!

В этом году исполняется 40 лет с момента выхода одного из моих самых любимых фильмов - "Невероятные приключения итальянцев в России". По сему поводу предлагаю вам ознакомиться с историей создания этого фильма и некоторыми интересными фактами.
Будет много текста и картинок.

Итак, по матрёшкам!))

В 1973 году группа реставраторов перекрасила фасад Казанского собора в Санкт-Петербурге. Это было приурочено не к 270-летию города, а к приезду делегации с Апеннинского полуострова. Человека, по приглашению которого прибыла эта делегация, звали Эльдар Рязанов. Он собирался снимать «Невероятные приключения итальянцев в России».

Фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» вышел на экран 8 апреля 1974 года и занял четвёртое место в годовом прокате. Не будет преувеличением сказать, что в основном публика шла на Миронова. Поэтому не случайно, что 16 октября того же года ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
Над лентой только за один год повеселились пятьдесят миллионов зрителей. Правда, Рязанову тогда было не до смеха. Заявку на сценарий совместной советско-итальянской кинокомедии Рязанов и Брагинский сочинили ещё в семидесятом году. Называлась она «Спагетти по-русски». В Кинокомитете заявка не понравилась: сказали, что итальянцы какие-то неположительные, жуликоватые и надо их переделать. Соавторы, которых всю жизнь заставляли «переделывать» отечественных героев, ответили возмущенным отказом.

Цитирую авторов заявки: "Сюжет строится на злоключениях группы итальянских авантюристов, пытающихся овладеть драгоценностями, закопанными в Ярославле еще во время революции. Избранная авторами ситуация позволяет развернуть веселое и увлекательное комедийное действие. Значительное место в будущем фильме отведено образу советского милиционера Серебрякова, который положительно трактуется авторами".
Тем временем реальные итальянцы - фирма «Дино де Лаурентис» вполне подтвердила миф о жуликоватости своей нации, задолжав «Мосфильму» серьёзную сумму после съёмок фильма «Ватерлоо» Сергея Бондарчука. Вернуть деньги можно было, лишь затеяв новую совместную постановку. Так заявка Рязанова и Брагинского была «благополучно» реанимирована.

Всё, что вы написали, ерунда, - заявил нашим творцам Дино де Лаурентис. - Мне нужен фильм-погоня, состоящий из трюков. Единственное, что можно сохранить, - это историю с живым львом.

Несчастные соавторы принялись выдумывать трюки: посадку самолёта на шоссе, прыжок во время разведения моста и рискованные сцены со львом. Одобренный итальянскими соавторами сюжет снова понесли продюсеру, и тот приказал обязательно вставить в картину какой-нибудь эпизод в ГУМе: таких огромных магазинов в Европе нет, и он произведёт впечатление на зрителей. А еще он велел сочинить сцену, где герои швыряются друг в друга тортами - это проверенный на зрителе приём, это смешно. Куски были вставлены, сценарий, в конце концов, утвердили с обеих сторон, «Спагетти по-русски» стали «Итальянцами в России». Рязанов перечитал сценарий, ужаснулся обилию трюков и мрачно изрёк: «Мне жаль режиссёра, который будет это снимать».

Режиссером в итоге стал сам Рязанов. Был момент, когда он заявил: «Я такую ерунду снимать не буду!». Однако руководители Госкино надавили на Рязанова, и тот согласился. Подготовительный период для съёмок в России продолжался тридцать один день - по советским меркам это было катастрофически мало, у нас едва ли не каждый трюк готовили несколько месяцев. Съемки начались 14 мая 1973 года в Москве. В течение двух месяцев было снято девять десятых всего фильма. Сам режиссер признался, что никогда не снимал такими темпами. Съемочный коллектив работал по две смены ежедневно, включая субботу. Итальянские актеры не выдержали ритма съемок и пожаловались своему патрону. Рязанов знал, что на Западе бытует мнение о том, что русские актеры чрезвычайно медлительны. А его картина доказывала обратное – спасовали иностранцы.

Актёров выбирали продюсеры, что для Рязанова было, мягко говоря, непривычно. Итальянцы экономили на всём, и актёры не были исключением. Рязанов мечтал поработать с Витторио Гассманом, но поскольку де Лаурентис в успех картины изначально не верил, звёзд никто даже не беспокоил, подбирали кого подешевле. Однажды Рязанов одобрил фотографию очередного кандидата, а потом получил сообщение, что актёр сниматься не может - сидит в тюрьме за неуплату налогов. Костюмы к фильму, присланные итальянцами, оказались таким тряпьём, что возмущённый Рязанов распорядился отправить в Рим телеграмму, в которой сообщалось, что «Мосфильм» не лавка старьёвщика. Как потом выяснилось, её не отправили, чтобы не осложнять отношений с партнёрами.

Ано Чимароза (настоящее имя Gaetano Cisco) родился 1 января 1922 года, в Италии, в городе Мессине, что на северо-востоке Сицилии. Мать - Carmela Spadaro. Отец - Michele Cisco Cimarosa.

В кино Тано Чимароза начал сниматься в 1963 году. В течение своей долгой карьеры он снимался в фильмах самых разных жанров: боевиках, комедиях, вестернах и т.д. Среди ролей – Умберто в фильме «Smania addosso», помощник Гарсии («Due para»), гангстер («Due mafiosi contro Al Capone»), генерал Валиент («Morte sull"alta collina»), агент Каридди («Commissario Pepe»), врач общества взаимопомощи («Bello, onesto, emigrato Australia sposerebbe compaesana illibata»), Дедушка Бордонаро («Uomo delle stelle»). И все же среди его персонажей, прежде всего, преобладали различные гангстеры. Он был настолько достоверен в этих образах, что его благодарили даже настоящие мафиози.

Советскому зрителю Тано Чимароза известен по фильму Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России», где он блестяще сыграл опять же итальянского мафиози Росарио Агро.

В отличие от своих киногероев, Тано Чимароза жил очень скромно. С детства помогал отцу, актёру-кукольнику, давать представления в провинциальных театрах. Позже сам мастерил кукол, коллекционировал их. Среди них, в одиночестве, Тано Чимароза и скончался на исходе весны 2008 года.

Советские зрители открыли для себя Нинетто Даволи в 1974 году после выхода на экраны замечательной эксцентрической комедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России», где актер великолепно сыграл темпераментного и неугомонного кладоискателя-итальянца Джузеппе. А озвучил эту роль Михаил Кононов.

В начале 80-х Нинетто Даволи еще продолжал сниматься в кино. Среди его работ – роли в фильмах итальянских режиссеров Элио Петри «Il cappotto di Astrakan» и Витторио Гассмана «Граф Таккья» (1982), венгерского режиссера Миклоша Янчо «Сердце тирана, или Боккаччо в Венгрии» и других. Но уже с середины 80-х актер все реже появляется на экране…

В последние годы Нинетто Даволи работает на телевидении.

Алигьеро Носкезе родился в итальянском городе Неаполе. Свой путь в искусство артист начинал на радио в качестве имитатора и пародиста. Затем Алигьеро без особого успеха пробовал себя на ниве журналистики, после чего вернулся к профессии пародиста.

В начале 60-х Алигьеро Носкезе начинает сниматься в кино. Среди его первых работ – роль Мустафы Абдул Бея в комедии Лучио Фулчи «Due della legione straniera».

В дальнейшем артист все чаще появляется в качестве гостя в различных телепередачах, периодически снимается в кино, играет главные роли в спектаклях («Scanzonatissimo» и «Голос покровителей»). Но настоящий прорыв для Алигьеро Носкезе произошел в 1969 году, когда в субботнем шоу Doppia Coppia он стал удачно пародировать политических персонажей.

70-е годы – расцвет творчества Алигьеро Носкезе. Он продолжает выступать в качестве пародиста, безукоризненно воспроизводя не только голоса известных персонажей, но и их манеру поведения. В 1970 и 1971 годах он вместе с Коррадо и легендарной певицей Рафаэллой Каррой принимает участие в конкурсе песни «Канцониссима» (Canzonissima).
Свои комедийные данные Алигьери Носкези успешно реализует и в кино. Он снимается в комедиях Бруно Корбуччи «Io non scappo... fuggo», «Boccaccio», «Furto e l"anima del commercio!?» и «Prode Anselmo e il suo scudiero», Франко Проспери «Altra faccia del padrino», Марио Камерини «Io non vedo, tu non parli, lui non sente» и других режиссеров.

Советские зрители получили возможность познакомиться с этим блестящим комедийным актером благодаря комедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России».

3 декабря 1979 года 47-летний Алигьери Носкези, находясь в римской клинике, покончил жизнь самоубийством.

Антония Сантилли - популярная итальянская актриса 70-х. Снималась в фильмах Джулиано Бьяджетти и Пьера Джорджо Ферретти «Декамеротикус», Роберто Натали «Mio corpo con rabbia» (Сильвия), Бруно Корбуччи «Боккаччо», Нелло Росати «Лучшая сторона Паолины» (Паолина» и др. Широкую известность актрисе принесла роль Рины Даниэлло в детективе режиссера Фернандо Ди Лео «Босс» - картине, рассказывающей о борьбе с итальянской мафией.

Однако, прежде всего, Антония Сантилли была известна в Италии как фотомодель. Ее фотографии украшали страницы многих эротических журнлов.
Советские зрители узнали Антонию Сантилли благодаря роли очаровательной итальянки Ольги, приехавшей в СССР на поиски бриллиантов в эксцентрической комедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России». Рязанов не устоял перед красотой актрисы и на свой страх и риск включил в фильм сцену обнаженной актрисы в душе. К счастью, цензура посчитала возможным оставить этот эпизод.

Фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» стал последним в карьере актрисы. После этого она вышла замуж и оставила кинематограф.

Кинг родился в Бакинском зоопарке примерно в 1967 году. Львёнок был хилым и часто болел, от него отказалась мать (по другим данным, львица погибла при родах), поэтому было решено его усыпить. Львёнка увидела женщина с двумя детьми, которая решила его спасти. Так он оказался в семье Берберовых, которая состояла из 4 человек: архитектор Лев Львович Берберов, его жена Нина Петровна и двое детей - Роман и Ева. Для выгула льва на крыше соседнего дома (балкон квартиры Берберовых как раз над ней несколько нависал) был устроен вольер. Из животных в семье, помимо Кинга, были также пума Ляля, 2 попугая и пёс Чап.

Лев оказался довольно спокойным и не агрессивным. Сам факт того, что в обычной домашней квартире живёт лев, сделал Кинга достаточно известным. В то время в стране как раз началась мода на одомашнивание диких животных, и Кинг был самым наглядным примером. Эту известность ещё больше закрепили такие фильмы, как «Лев и девочка», «Девочка, мальчик и лев», «Пусть он останется с нами» и особенно «Невероятные приключения итальянцев в России», который поставил Кинга на одну ступень со многими знаменитыми животными-актёрами. Также семью Берберовых нередко приглашали в заграничные поездки.

25 июля 1973 года лев находился на территории закрытой школы на улице Мосфильмовская, в которой временно разместили Берберовых на период съёмок фильма «Невероятные приключения итальянцев в России». В это время рядом проходил студент Валентин Марков, который был с девушкой и собакой. Собака убежала на территорию школы и студент, перепрыгнув через забор, побежал за ней. Неожиданно из-за кустов вышел лев и, повалив парня, стал катать его по земле, а затем схватил его голову в пасть. Девушка от испуга закричала, отчего сбежались прохожие. Среди них был и милиционер Гуров, который увидев нависающего над парнем льва, выхватил табельное оружие и выпустил в зверя весь магазин. Одна из пуль попала прямо в сердце, от чего лев-актёр погиб на месте. Студент получил шок первой степени и потерял много крови. Водитель скорой помощи, который отвозил изуродованного львом человека, слег на две недели с тяжелым психическим расстройством.

Андрей Миронов очень редко пользовался услугами дублеров и каскадеров, и настаивал на том, чтобы самому исполнять все трюки. Например, в эпизоде, когда его герой пролез по 11-метровой лестнице, которая находилась на двигавшейся со скоростью 60 км в час пожарной машине. Актер вылез из кабины, залез на лестницу, пробрался на четвереньках до ее конца, сполз на крышу ехавших под лестницей «Жигулей» и влез в салон. Даже для бывалого каскадера это являлось сложным трюком. Миронов спускался из окна шестого этажа гостиницы «Астория», держась руками за ковровую дорожку, висел над Невой, ухватившись за края разведенного моста на высоте двадцатиэтажного дома, а внизу под ним проплывал пароход. В одном из эпизодов лев Кинг поднялся на задние лапы и оцарапал спину итальянскому актеру. А Миронов отыграл три дубля со зверем.

Будущая актриса Мария Миронова появилась на свет во время съемок «Невероятных приключений итальянцев в России». Андрей Миронов был в то время в Ленинграде. По воспоминаниям Эльдара Рязанова, когда Миронову сообщили о рождении дочери, он ужинал в ресторане ”Садко” гостиницы ”Европейская”. От счастья молодой отец тогда чуть не съел бутафорскую загипсованную ногу Евгения Евстигнеева.

Для съемок рязановских приключений итальянцев в России было закуплено по пять штук «Москвичей» и «Жигулей». Для советского кино образца 1973 года это была очень большая цифра. Правда, машины купили итальянцы, трюки ставили тоже они. Зато вот сцены со львом получались лучше у русских актеров.

Для эпизода со взрывом бензоколонки художник-декоратор Михаил Богданов построил макет АЗС, которая была так похожа на настоящую, что не знавшие о съемках фильма автомобилисты сворачивали на нее с шоссе, чтобы заправиться.

Антония Сантилли, сыгравшая в картине лихо управлявшуюся с мотоциклом и автомобилями Ольгу, никогда не водила машину. Для съемок итальянка прошла краткий курс обучения вождению, чтобы на крупных планах в кадре была именно она, а на общих планах вместо актрисы машиной управлял ее дублер в парике.

Как и во всех других своих фильмах, Эльдар Рязанов появляется в «Невероятных приключениях итальянцев в России» в камео - эпизодической роли доктора, освобождающего застрявшего в иллюминаторе самолета мафиози Розарио от покрывшего его ледяного «панциря».

Эпизод посадки Ту-134 на шоссе снималась на Ульяновском аэродроме, где часть взлетно-посадочной полосы замаскировали под асфальтовое полотно и нанесли дорожную разметку. Самолет на бутафорское шоссе садился шесть раз, и каждый раз пилотам (в съемках принимали участие курсанты Школы пилотов гражданской авиации) удавалось избежать неприятностей при посадке.

Интересна история съемок сцены ныряния капитана Васильева за сундуком с сокровищами на дно реки. В кадре Андрей Миронов прыгнул с моста в Неву, а подводные съемки происходили в Средиземном море неподалеку от Неаполя.

Фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» вышел на экран 8 апреля 1974 года и занял четвёртое место в годовом прокате. Не будет преувеличением сказать, что в основном публика шла на Миронова. Поэтому не случайно, что 16 октября того же года ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
За один год комедию посмотрели пятьдесят миллионов зрителей, и она занимает 39 строчку в списке самых кассовых советских фильмов.

Заявку на сценарий совместной советско-итальянской кинокомедии Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский сочинили ещё в семидесятом году. Называлась она «Спагетти по-русски». В Госкино заявка не понравилась: сказали, что итальянцы какие-то неположительные, жуликоватые и надо их переделать. Соавторы, которых всю жизнь заставляли «переделывать» отечественных героев, ответили возмущенным отказом.

2

Цитирую авторов заявки: «Сюжет строится на злоключениях группы итальянских авантюристов, пытающихся овладеть драгоценностями, закопанными в Ярославле еще во время революции. Избранная авторами ситуация позволяет развернуть веселое и увлекательное комедийное действие. Значительное место в будущем фильме отведено образу советского милиционера Серебрякова, который положительно трактуется авторами».
Тем временем реальные итальянцы - фирма «Дино де Лаурентис» вполне подтвердила миф о жуликоватости своей нации, задолжав «Мосфильму» серьёзную сумму после съёмок фильма «Ватерлоо» Сергея Бондарчука. Вернуть деньги можно было, лишь затеяв новую совместную постановку. Так заявка Рязанова и Брагинского была «благополучно» реанимирована.
Так выглядели афиши в СССР и других странах, где показывали «Невероятные приключения итальянцев в России»

3

4

Однако продюсер Дино де Лаурентис заявил нашим творцам - Всё, что вы написали, ерунда, мне нужен фильм-погоня, состоящий из трюков. Единственное, что можно сохранить, - это историю с живым львом.
Несчастные соавторы принялись выдумывать трюки: посадку самолёта на шоссе, прыжок во время разведения моста и рискованные сцены со львом. Одобренный итальянскими соавторами сюжет снова понесли продюсеру, и тот приказал обязательно вставить в картину какой-нибудь эпизод в ГУМе: таких огромных магазинов в Европе нет, и он произведёт впечатление на зрителей.

5

А еще он велел сочинить сцену, где герои швыряются друг в друга тортами - это проверенный на зрителе приём, это смешно. Куски были вставлены, сценарий, в конце концов, утвердили с обеих сторон, «Спагетти по-русски» стали «Итальянцами в России». Рязанов перечитал сценарий, ужаснулся обилию трюков и мрачно изрёк: «Мне жаль режиссёра, который будет это снимать».

6

Режиссером в итоге стал сам Рязанов. Был момент, когда он заявил: «Я такую ерунду снимать не буду!». Однако руководители Госкино надавили на Рязанова, и тот согласился. Подготовительный период для съёмок в России продолжался тридцать один день - по советским меркам это было катастрофически мало, у нас едва ли не каждый трюк готовили несколько месяцев. Съемки начались 14 мая 1973 года в Москве.

7

В течение двух месяцев было снято девять десятых всего фильма. Сам режиссер признался, что никогда не снимал такими темпами. Съемочный коллектив работал по две смены ежедневно, включая субботу. Итальянские актеры не выдержали ритма съемок и пожаловались своему патрону. Рязанов знал, что на Западе бытует мнение о том, что русские актеры чрезвычайно медлительны. А его картина доказывала обратное – спасовали иностранцы.

8

Актёров выбирали продюсеры, что для Рязанова было, мягко говоря, непривычно. Итальянцы экономили на всём, и актёры не были исключением. Рязанов мечтал поработать с Витторио Гассманом, но поскольку де Лаурентис в успех картины изначально не верил, звёзд никто даже не беспокоил, подбирали кого подешевле. Однажды Рязанов одобрил фотографию очередного кандидата, а потом получил сообщение, что актёр сниматься не может - сидит в тюрьме за неуплату налогов.

9

Костюмы к фильму, присланные итальянцами, оказались таким тряпьём, что возмущённый Рязанов распорядился отправить в Рим телеграмму, в которой сообщалось, что «Мосфильм» не лавка старьёвщика. Как потом выяснилось, её не отправили, чтобы не осложнять отношений с партнёрами.

10

Как бы ни пыхтел и ни протестовал против итальянского произвола Эльдар Александрович Рязанов, ему пришлось выполнить все пожелания партнеров. И ГУМ был, и лев, и обязательные русские матрешки, и самолет, приземляющийся на шоссе, и многочисленные автомобильные трюки, и взрыв бензоколонки, и многочисленные виды Ленинграда и Москвы. Так что получилось вполне законченное сочинение на тему «Советский Союз глазами зарубежных гостей».

11

Эти самые гости творили что хотели. Во время съемок в Италии предоставляли гостиницы низкого уровня. Не могли (или не хотели?) организовать работу на необходимом уровне, урезали массовку, отказывались рисовать необходимые вывески, всячески подчеркивали, кто в доме хозяин. Рязанову пришлось даже объявить бойкот и пригрозить невыходом на работу.

12

Итальянские актеры тоже вели себя как хотели. Порой с трудом справлялись с поставленными задачами. Иногда трусили, когда нужно было выполнить какой-то сложный трюк. А в некоторых сценах настолько безостановочно шпарили текст, что актриса Ольга Аросева, игравшая маму главного героя, не могла вставить свою реплику. Актрисе в результате пришлось прибегнуть к крайним мерам: она заткнула глотку одному из итальянских партнеров полотенцем и только тогда сумела произнести свои слова.

13

Но все же у наших артистов было не все так плохо. Наши (а в картине их трое - Андрей Миронов, Ольга Аросева и Евгений Евстигнеев) получили редчайшую возможность на халяву провести время в Италии. Капстрана, да еще какая! По тем временам сладкая мечта советского человека. Евстигнеев, сыгравший в «Итальянцах» колоритного Хромого, привез в Рим еще и вторую жену - Лилию Журкину.

14

Например, у Андрея Миронова было два съемочных дня, а провел он в Италии три недели и на телефонные вопросы своей тогдашней жены Екатерины Градовой: «Что ты там делаешь, ведь ты уже отснялся?» - Миронов отвечал конкретно и весело: «Глупая! Я здесь живу!»
Андрей Миронов очень редко пользовался услугами дублеров и каскадеров, и настаивал на том, чтобы самому исполнять все трюки. Например, в эпизоде, когда его герой пролез по 11-метровой лестнице, которая находилась на двигавшейся со скоростью 60 км в час пожарной машине. Актер вылез из кабины, залез на лестницу, пробрался на четвереньках до ее конца, сполз на крышу ехавших под лестницей «Жигулей» и влез в салон. Даже для бывалого каскадера это являлось сложным трюком.

15

Также Миронов спускался из окна шестого этажа гостиницы «Астория», держась руками за ковровую дорожку, а сцена, в которой капитан Васильев плавал под водой, нырнув под воду за драгоценностями, снималась в Неаполе, и поэтому Андрей Миронов опускался на дно тёплого Средиземного моря, а не холодной Невы.

16

В трюке с разведённым мостом единственная в фильме сцена с участием дублёров (Нинетто Даволи (Джузеппе) прыгал сам, без дублера), в эпизоде где под мостом проплывает пароход (снимали пароход «Тарас Шевченко» у которого нарастили на 2,5 метра рубку) участвовали студенты циркового училища.
Чтобы создать у зрителя впечатление, что трюк выполнен артистами, нужны были их крупные планы. Уговорили Миронова, и он повис над рекой на вздыбленном крыле моста, высота которого равнялась примерно 15 этажному дому. Внизу плескалась Нева, под Мироновым шел теплоход. Миронов изо всех сил пытался взобраться на мост по настоящему. Сняли весь эпизод за один день.

17

Большинства показанных в фильме скульптурных изображений львов в реальности в Ленинграде никогда не было, например, возле Певческой капеллы и неподалеку от Итальянского мостика через канал Грибоедова.

18

19

Сцену с посадкой Ту-134 снимали на Ульяновском аэродроме, в школе пилотов гражданской авиации, ВПП «загримировали» под шоссе. Заместитель начальника школы Иван Антонович Таращан предложил: «Возьмите письмо из Министерства гражданской авиации, в котором мне позволят летать с нарушением инструкции, и я выполню трюк».

20

Однако в Министерстве гражданской авиации ответили категорическим отказом. Тогда пилот Таращан потребовал: «Машины - только легковые, за рулями - только летчики: в этой чрезвычайной ситуации им легче будет ориентироваться мгновенно и безошибочно». В общей сложности самолёт сажали 6 раз и каждый раз безупречно. Кадры где Ту-134 едет по шоссе, а под ним снуют автомобили снимали на резервной полосе. В некоторых кадрах сцены посадки самолёта видно незакамуфлированное радиолокационное оборудование аэропорта.

21

В сцене, где мафиози застревает в иллюминаторе самолета и он покрывается коркой льда, на самом деле был использован панцирь из слюды, изготовленный мастером спецэффектов Джулио Молинари. Присыпанный тальком и нафталином, панцирь сверкал и переливался, от него можно было откалывать куски. Роль доктора исполнил сам Эльдар Рязанов.

22

В те годы в этой комедии состоялась «презентация» новейшей модели «Жигулей» «ВАЗ-2103». «Тройка», или «трешка», в 1974 году была самой дорогой и престижной легковушкой малого класса отечественного автопрома. Едва появившись на киноэкране, «ВАЗ-2103» стал автомобилем-мечтой для десятков миллионов советских людей.

23

Множество хромированных деталей, не виданные доселе тахометр, подлокотники и подголовники, а также мощный движок - все это делало «тройку» эталоном автомобиля. К этому следует добавить отличное качество сборки «Жигулей», особенно машин в экспортном исполнении. Многие комплектующие для них закупались за валюту в Италии, Венгрии и других зарубежных странах.
В сравнении с топорно сделанными «Запорожцами» и «Москвичами» вазовские легковушки вполне заслуженно воспринимались советскими людьми как настоящие иномарки. По ходу действия «Приключений итальянцев» красный «ВАЗ-2103» лихо проносился по грязи, перелетал через забор, бился боками о различные препятствия, а после превращения в груду мятого железа его лихо восстанавливали работники советского автосервиса. Конечно, даже наши детишки понимают, что в съемках принимают участие несколько одинаковых автомобилей.

24

Поскольку в фильме предусматривалось множество автомобильных трюков, наши зарубежные парт­неры закупили для съемок даже не по две, а по пять штук «Москвичей-412» и «ВАЗ-2103». Команда советских каскадеров начала готовить машины к съемкам.
Но тут появился продюсер картины и сказал, что все трюки будет выполнять итальянец Серджио Миони. Прилетев в Москву, он написал целый список необходимого ему реквизита. Были в этом списке и ремни безопасности. Что это такое, в СССР тогда мало кто представлял. Помощник режиссера картины побежал и принес ему пожарный рукав: «Прихватим его двумя болтами к кузову - и порядок». Услышав это, Миони упал в обморок. Потом уже из Италии ему прислали настоящие ремни.
В далекие 70-е в нашей стране в процессе киносъемок разрешалось бить только списанные машины. На итальянцев это правило не распространялось, поэтому во время работы над «Невероятными приключениями» из пяти новеньких «Жигулей» они вдребезги расколотили целых три штуки. Впрочем, игра стоила свеч. После того как комедия вышла в зарубежном кинопрокате, она сделала отличную рекламу Волжскому автозаводу, чью продукцию тогда только начинали приобретать западные страны.
Продолжая автомобильно-водную тему, стоит вспомнить эпизод, в котором «Москвич-412» производства АЗЛК (от ижевского собрата он отличался лишь формой фар да облицовкой радиатора) форсирует водную преграду по дну водоема. Именно в этот момент была произнесена фраза, которая вызвала бешеный взрыв хохота в кинозалах, - сидящий на пассажирском сиденье итальянец просит водителя: «Осторожно, рыбку задавишь!»

25

Большинство трюков в автомобильной погоне выполнил итальянский каскадер, автогонщик Серджио Миони. Эпизод, когда «Москвич» и «Жигули» попадают под струю воды и грязи, становятся «слепыми» и мечутся, преследуя друг друга, выполнили советские гонщики, они же осуществили всю водительскую часть номера с пожарной машиной. Кстати, выходя вымытыми из-под струй воды, у Москвича оказывается восстановленной разбитая чуть ранее правая передняя фара
Во время всех автомобильных трюков автомобили показывают чудеса регенерации: когда герои залезают в Москвич на прицепе, у того уже погнут бампер и приподнята корма, также нет заднего стекла; в сцене, где Москвич догоняет Жигули, первая машина цела, а на второй уже видны вмятины, после сильнейшего удара в зад Жигули летит над рекой с чуть помятым задним бампером.
А в сцене, когда Москвич едет по спуску на крыше, видно, что ни двигателя, ни трансмиссии на машине нет, а колеса приварены к трубам вместо мостов, поэтому, когда Жигули «сбрасывает» Москвич с крыши, у последнего совершенно не срабатывает подвеска
Во время сьёмок взрыва бензоколонки художник Михаил Богданов воздвиг бензоколонку, которая ничем не отличалась от своих прототипов, в результате многие автомобили подъезжали заправиться.

26

Кстати, Алигьеро Носкозе, сыгравший Антонио, в Италии прославился тем, что пародировал звезд и политиков. Помогал главарям масонской ложи «П-2», которые в конце 1970-х готовили государственный переворот в Италии. Алигьеро звонил общественным деятелям и разговаривал с ними голосами политиков.

30

Лев Кинг был домашним зверем – он жил в семье Берберовых, которые прославились на всю страну своим квартирным зверинцем. Кингу на обед нужен был целый холодильник продуктов: несколько килограмм мяса, яйца, рыбий жир. Зарплата у Берберовых была небольшая, и прокормить огромного взрослого льва было очень трудно. Поэтому они приняли предложение о съемках.

31

При сьёмках льва Кинга его хозяин, прочитав сценарий, заявил «Сценарий очень плохой. Он не учитывает и сотой доли возможностей моего Кинга. А Кинг может все!». После чего сценарий был пополнен новыми эпизодами и трюками. Однако в реальности выяснилось, что лев ленивый, отказывался делать многие трюки с первого раза. В одном из эпизодов лев Кинг поднялся на задние лапы и оцарапал спину итальянскому актеру. А Миронов отыграл три дубля со зверем.
Потом актер признался, что дико боялся. Но, видимо, царю зверей приглянулся обаятельный блондин, и он его не тронул. И в фильм вошел уникальный кадр, как милиционер поучает льва.

32

После этого Рязанов дал себе слово больше никогда не быть режиссёром - анималистом.

33

Работа в «Невероятных приключениях итальянцев в России» стала для Кинга звездным и последним часом. В качестве временной жилплощади на период съемок в Ленинграде семье отдали целую школу. В какой-то момент льва оставили в школьном спортивном зале на несколько минут без присмотра. Кинг заинтересовался зевакой в школьном саду.
По словам очевидцев, парень стал корчить рожи и прыгать, поворачиваясь то лицом, то задом ко льву. Для Кинга это был призыв к игре: ассистент так репетировал с ним эпизод для «Итальянцев», когда лев бежит за человеком и валит его на землю. Он встал на задние лапы, выдавил стекло в окне, подбежал к парню и повалил его на землю.
Девушка, ждавшая его у забора, закричала: «Помогите, лев рвет человека!». С обеденного перерыва возвращался лейтенант милиции Гуров. Он услышал крики, подбежал к забору, не разобравшись, что происходит, выстрелил в Кинга. Лев тут же отошел от парня в сторону разбитого окна. Но Гуров разрядил в Кинга всю обойму.
Показ сверхзвукового самолета Ту-144 должен был завершать фильм. Именно его взлет должен был «застыть» на фоне завершающих титров фильма. Но, по настоянию партийных руководителей, эти кадры заменили на кадры взлетающего Ил-62. Как раз, за год до выхода фильма, Ту-144 разбился на авиасалоне в Ле-Бурже.

34

Фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» - легкий, динамичный и ни на что особо не претендующий - не снискал славу в зарубежном прокате (де Лаурентис, говорят, пожалел, что не занял в картине иностранных звезд), но у нас в стране его смотрели с удовольствием. Эльдар Рязанов не считал его своей удачей. А напрасно, эта картина куда сильнее многих его весьма спорных картин последнего периода. Так что в данном случае зрителям виднее - они-то всегда были благосклонны к «Итальянцам».

+2

Жанр: комедия, приключения
В фильме снимались: Андрей Миронов, Антония Сантилли, Нинетто Даволи, Алигьеро Носкезе, Тано Чимароза, Джиджи Баллиста, Евгений Евстигнеев, Ольга Аросева, Анатолий Степанов, Александр Лукьянов, Валериан Виноградов, Франка Скьютто
Режиссеры: Эльдар Рязанов, Франко Е. Проспери
Сценаристы: Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов, Франко Кастеллано, Пиполо
Операторы: Михаил Биц, Габор Погани
Художники: Александр Захаров, Михаил Богданов
Продюсер: Луиджи Де Лаурентис
Страна: CCCР, Италия
Премьера фильма в Москве состоялась 18 марта 1974, в Риме — 31 января 1974

    В 1973 году группа реставраторов перекрасила фасад Казанского собора в Санкт-Петербурге. Это было приурочено не к 270-летию города, а к приезду делегации с Апеннинского полуострова. Человека, по приглашению которого прибыла эта делегация, звали Эльдар Рязанов. Он собирался снимать «Невероятные приключения итальянцев в России».


  • Фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» вышел на экран 8 апреля 1974 года и занял четвёртое место в годовом прокате. Не будет преувеличением сказать, что в основном публика шла на Миронова. Поэтому не случайно, что 16 октября того же года ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
    Над лентой только за один год повеселились пятьдесят миллионов зрителей.
    Правда, Рязанову тогда было не до смеха. Заявку на сценарий совместной советско-итальянской кинокомедии Рязанов и Брагинский сочинили ещё в семидесятом году. Называлась она «Спагетти по-русски». В Кинокомитете заявка не понравилась: сказали, что итальянцы какие-то неположительные, жуликоватые и надо их переделать. Соавторы, которых всю жизнь заставляли «переделывать» отечественных героев, ответили возмущенным отказом.
    Цитирую авторов заявки: «Сюжет строится на злоключениях группы итальянских авантюристов, пытающихся овладеть драгоценностями, закопанными в Ярославле еще во время революции. Избранная авторами ситуация позволяет развернуть веселое и увлекательное комедийное действие. Значительное место в будущем фильме отведено образу советского милиционера Серебрякова, который положительно трактуется авторами».


  • Тем временем реальные итальянцы — фирма «Дино де Лаурентис» вполне подтвердила миф о жуликоватости своей нации, задолжав «Мосфильму» серьёзную сумму после съёмок фильма «Ватерлоо» Сергея Бондарчука. Вернуть деньги можно было, лишь затеяв новую совместную постановку. Так заявка Рязанова и Брагинского была «благополучно» реанимирована.
    — Всё, что вы написали, ерунда, — заявил нашим творцам Дино де Лаурентис. — Мне нужен фильм-погоня, состоящий из трюков. Единственное, что можно сохранить, — это историю с живым львом.
    Несчастные соавторы принялись выдумывать трюки: посадку самолёта на шоссе, прыжок во время разведения моста и рискованные сцены со львом. Одобренный итальянскими соавторами сюжет снова понесли продюсеру, и тот приказал обязательно вставить в картину какой-нибудь эпизод в ГУМе: таких огромных магазинов в Европе нет, и он произведёт впечатление на зрителей.


  • А еще он велел сочинить сцену, где герои швыряются друг в друга тортами — это проверенный на зрителе приём, это смешно. Куски были вставлены, сценарий, в конце концов, утвердили с обеих сторон, «Спагетти по-русски» стали «Итальянцами в России». Рязанов перечитал сценарий, ужаснулся обилию трюков и мрачно изрёк: «Мне жаль режиссёра, который будет это снимать».
    Режиссером в итоге стал сам Рязанов. Был момент, когда он заявил: «Я такую ерунду снимать не буду!». Однако руководители Госкино надавили на Рязанова, и тот согласился. Подготовительный период для съёмок в России продолжался тридцать один день — по советским меркам это было катастрофически мало, у нас едва ли не каждый трюк готовили несколько месяцев. Съемки начались 14 мая 1973 года в Москве.
    В течение двух месяцев было снято девять десятых всего фильма. Сам режиссер признался, что никогда не снимал такими темпами. Съемочный коллектив работал по две смены ежедневно, включая субботу. Итальянские актеры не выдержали ритма съемок и пожаловались своему патрону. Рязанов знал, что на Западе бытует мнение о том, что русские актеры чрезвычайно медлительны. А его картина доказывала обратное - спасовали иностранцы.


  • Актёров выбирали продюсеры, что для Рязанова было, мягко говоря, непривычно. Итальянцы экономили на всём, и актёры не были исключением. Рязанов мечтал поработать с Витторио Гассманом, но поскольку де Лаурентис в успех картины изначально не верил, звёзд никто даже не беспокоил, подбирали кого подешевле. Однажды Рязанов одобрил фотографию очередного кандидата, а потом получил сообщение, что актёр сниматься не может — сидит в тюрьме за неуплату налогов.
    Костюмы к фильму, присланные итальянцами, оказались таким тряпьём, что возмущённый Рязанов распорядился отправить в Рим телеграмму, в которой сообщалось, что «Мосфильм» не лавка старьёвщика. Как потом выяснилось, её не отправили, чтобы не осложнять отношений с партнёрами.
    Как бы ни пыхтел и ни протестовал против итальянского произвола Эльдар Александрович Рязанов, ему пришлось выполнить все пожелания партнеров. И ГУМ был, и лев, и обязательные русские матрешки, и самолет, приземляющийся на шоссе, и многочисленные автомобильные трюки, и взрыв бензоколонки, и многочисленные виды Ленинграда и Москвы. Так что получилось вполне законченное сочинение на тему «Советский Союз глазами зарубежных гостей».


  • Эти самые гости творили что хотели. Во время съемок в Италии предоставляли гостиницы низкого уровня. Не могли (или не хотели?) организовать работу на необходимом уровне, урезали массовку, отказывались рисовать необходимые вывески, всячески подчеркивали, кто в доме хозяин. Рязанову пришлось даже объявить бойкот и пригрозить невыходом на работу.
    Итальянские актеры тоже вели себя как хотели. Порой с трудом справлялись с поставленными задачами. Иногда трусили, когда нужно было выполнить какой-то сложный трюк. А в некоторых сценах настолько безостановочно шпарили текст, что актриса Ольга Аросева, игравшая маму главного героя, не могла вставить свою реплику. Актрисе в результате пришлось прибегнуть к крайним мерам: она заткнула глотку одному из итальянских партнеров полотенцем и только тогда сумела произнести свои слова.
    Но все же у наших артистов было не все так плохо. Наши (а в картине их трое — Андрей Миронов, Ольга Аросева и Евгений Евстигнеев) получили редчайшую возможность на халяву провести время в Италии. Капстрана, да еще какая! По тем временам сладкая мечта советского человека. Евстигнеев, сыгравший в «Итальянцах» колоритного Хромого, привез в Рим еще и вторую жену — Лилию Журкину.

  • Например, у Андрея Миронова было два съемочных дня, а провел он в Италии три недели и на телефонные вопросы своей тогдашней жены Екатерины Градовой: «Что ты там делаешь, ведь ты уже отснялся?» — Миронов отвечал конкретно и весело: «Глупая! Я здесь живу!»
    Андрей Миронов очень редко пользовался услугами дублеров и каскадеров, и настаивал на том, чтобы самому исполнять все трюки. Например, в эпизоде, когда его герой пролез по 11-метровой лестнице, которая находилась на двигавшейся со скоростью 60 км в час пожарной машине. Актер вылез из кабины, залез на лестницу, пробрался на четвереньках до ее конца, сполз на крышу ехавших под лестницей «Жигулей» и влез в салон.
    Даже для бывалого каскадера это являлось сложным трюком. Миронов спускался из окна шестого этажа гостиницы «Астория», держась руками за ковровую дорожку, висел над Невой, ухватившись за края разведенного моста на высоте двадцатиэтажного дома, а внизу под ним проплывал пароход. В одном из эпизодов лев Кинг поднялся на задние лапы и оцарапал спину итальянскому актеру. А Миронов отыграл три дубля со зверем.


  • На Миронове, честно говоря, этот фильм и держится, именно вокруг него пляшут в этой картине стройная Ольга (Антония Сантилли), подарившая зрителям парочку сцен на грани стриптиза, но в целом сыгравшая большую и чистую любовь с персонажем Миронова, смешной мафиози в исполнении Тано Чимароза, нелепая парочка родственников-итальянцев и другие персонажи.
    Миронов не только чудесно исполнил свою роль, в очередной раз подарив зрительницам сплав обаяния, веселья и изящества (его первое появление, когда он подъезжает на трапе к самолету, чрезвычайно эффектно), но и проявил чудеса актерской отваги. Храбрость летчиков из Ульяновска, посадивших самолет прямо на автомобильную трассу да еще без разрешения начальства, вполне понятна. Летчики они по определению люди смелые, да еще Рязанов их поддразнивал: «Что, слабо?» — вот они и выдали.
    Но когда артист, интеллигент, представитель сугубо мирной профессии висел, зацепившись за край разведенного моста, и молча исполнял другие фокусы — это было что-то. Миронов сам спускался по ковровой дорожке с шестого этажа ленинградской гостиницы «Астория» (в которой, кстати, всегда останавливался, приезжая в Ленинград). Сцена, в которой капитан Васильев плавал под водой, нырнув под воду за драгоценностями, снималась в Неаполе, и поэтому Андрей Миронов опускался на дно тёплого Средиземного моря, а не холодной Невы.


  • А его непосредственное общение со львом Кингом, до этого уже продемонстрировавшим свой не слишком дружелюбный нрав, и вовсе стало легендой, получив классификацию скромного актерского подвига.
    Будущая актриса Мария Миронова появилась на свет во время съемок «Невероятных приключений итальянцев в России». Андрей Миронов был в то время в Ленинграде. По воспоминаниям Эльдара Рязанова, когда Миронову сообщили о рождении дочери, он ужинал в ресторане ”Садко” гостиницы ”Европейская”. От счастья молодой отец тогда чуть не съел бутафорскую загипсованную ногу Евгения Евстигнеева.
    Русская «тройка»
    В те годы в этой комедии состоялась «презентация» новейшей модели «Жигулей» «ВАЗ-2103». «Тройка», или «трешка», в 1974 году была самой дорогой и престижной легковушкой малого класса отечественного автопрома. Едва появившись на киноэкране, «ВАЗ-2103» стал автомобилем-мечтой для десятков миллионов советских людей.


  • Множество хромированных деталей, не виданные доселе тахометр, подлокотники и подголовники, а также мощный движок — все это делало «тройку» эталоном автомобиля. К этому следует добавить отличное качество сборки «Жигулей», особенно машин в экспортном исполнении. Многие комплектующие для них закупались за валюту в Италии, Венгрии и других зарубежных странах.
    В сравнении с топорно сделанными «Запорожцами» и «Москвичами» вазовские легковушки вполне заслуженно воспринимались советскими людьми как настоящие иномарки. По ходу действия «Приключений итальянцев» красный «ВАЗ-2103» лихо проносился по грязи, перелетал через забор, бился боками о различные препятствия, а после превращения в груду мятого железа его лихо восстанавливали работники советского автосервиса. Конечно, даже наши детишки понимают, что в съемках принимают участие несколько одинаковых автомобилей.
    Картина, о которой идет речь, совместная — режиссером был Эльдар Рязанов, а продюсером — итальянец Франко Промори. Поскольку в фильме предусматривалось множество автомобильных трюков, наши зарубежные парт-неры закупили для съемок даже не по две, а по пять штук «Москвичей-412» и «ВАЗ-2103». Команда советских каскадеров начала готовить машины к съемкам.


  • Но тут появился продюсер картины и сказал, что все трюки будет выполнять итальянец Серджио Миони. Прилетев в Москву, он написал целый список необходимого ему реквизита. Были в этом списке и ремни безопасности. Что это такое, в СССР тогда мало кто представлял. Помощник режиссера картины побежал и принес ему пожарный рукав: «Прихватим его двумя болтами к кузову — и порядок». Услышав это, Миони упал в обморок. Потом уже из Италии ему прислали настоящие ремни.
    В далекие 70-е в нашей стране в процессе киносъемок разрешалось бить только списанные машины. На итальянцев это правило не распространялось, поэтому во время работы над «Невероятными приключениями» из пяти новеньких «Жигулей» они вдребезги расколотили целых три штуки. Впрочем, игра стоила свеч. После того как комедия вышла в зарубежном кинопрокате, она сделала отличную рекламу Волжскому автозаводу, чью продукцию тогда только начинали приобретать западные страны…
    Продолжая автомобильно-водную тему, стоит вспомнить эпизод, в котором «Москвич-412» производства АЗЛК (от ижевского собрата он отличался лишь формой фар да облицовкой радиатора) форсирует водную преграду по дну водоема. Именно в этот момент была произнесена фраза, которая вызвала бешеный взрыв хохота в кинозалах, — сидящий на пассажирском сиденье итальянец просит водителя: «Осторожно, рыбку задавишь!»…


  • Зато вот сцены со львом получались лучше у русских актеров.
    С актёром по имени Кинг — львом, выросшим в квартире бакинского архитектора, — отношения тоже не складывались. Дрессировка и домашнее воспитание — совсем не одно и то же.
    Своенравному зверю было наплевать на жёсткий съёмочный график, на бюджет, на советско-итальянские отношения — он игнорировал сценарий и делал только то, что хотел. Не хотелось ему прыгать в окно склада матрёшек — и группа покорно ждала три ночи. На четвёртую Кинга что-то заинтересовало внутри склада, и он прыгнул.
    Лев Кинг был домашним зверем - он жил в семье Берберовых, которые прославились на всю страну своим квартирным зверинцем. Кингу на обед нужен был целый холодильник продуктов: несколько килограмм мяса, яйца, рыбий жир. Зарплата у Берберовых была небольшая, и прокормить огромного взрослого льва было очень трудно. Поэтому они приняли предложения о съемках.


  • — При сьёмках льва Кинга его хозяин, прочитав сценарий, заявил «Сценарий очень плохой. Он не учитывает и сотой доли возможностей моего Кинга. А Кинг может все!». После чего сценарий был пополнен новыми эпизодами и трюками. Однако в реальности выяснилось, что лев ленивый, отказывался делать многие трюки с первого раза.
    Также выяснилось что актёры панически боятся льва, первым на контакт с Кингом пошёл Миронов, увлекая остальных своей храбростью. После этого Рязанов дал себе слово больше никогда не быть режиссёром — анималистом.
    Работа в «Невероятных приключениях итальянцев в России» стала для Кинга звездным и последним часом. В качестве временной жилплощади на период съемок в Ленинграде семье отдали целую школу. В какой-то момент льва оставили в школьном спортивном зале на несколько минут без присмотра. Кинг заинтересовался зевакой в школьном саду.


  • По словам очевидцев, парень стал корчить рожи и прыгать, поворачиваясь то лицом, то задом ко льву. Для Кинга это был призыв к игре: ассистент так репетировал с ним эпизод для «Итальянцев», когда лев бежит за человеком и валит его на землю. Он встал на задние лапы, выдавил стекло в окне, подбежал к парню и повалил его на землю.
    Девушка, ждавшая его у забора, закричала: «Помогите, лев рвет человека!». С обеденного перерыва возвращался лейтенант милиции Гуров. Он услышал крики, подбежал к забору, не разобравшись, что происходит, выстрелил в Кинга. Лев тут же отошел от парня в сторону разбитого окна. Но Гуров разрядил в Кинга всю обойму.
    Кстати, впоследствии, лейтенант сделал головокружительную карьеру и стал генералом и председателем комитета Госдумы по безопасности. После гибели Кинга Сергей Образцов и Юрий Яковлев подарили Берберовым второго льва, которого тоже назвали Кингом. Именно он через несколько лет стал причиной трагедии - убил сына своих хозяев и ранил хозяйку. После «Невероятных приключений итальянцев в России» Эльдар Рязанов зарекся снимать животных.


  • — Во время сьёмки сумасшедшего проезда «скорой помощи» по тротуару между столиками кафе один из актёров массовки настолько перепугался, что упал от шока.
    — Все разбивающиеся стёкла (иллюминатор в самолёте, окно склада матрёшек) создал итальянский мастер спецэффектов Джулио Молинари, обледеневший Мафиозо также его работа.
    — Сцену с посадкой Ту-134 снимали на Ульяновском аэродроме, в школе пилотов гражданской авиации, ВПП «загримировали» под шоссе. Заместитель начальника школы Иван Антонович Таращан предложил: «Возьмите письмо из Министерства гражданской авиации, в котором мне позволят летать с нарушением инструкции, и я выполню трюк».
    Однако в Министерстве гражданской авиации ответили категорическим отказом. Тогда пилот Таращан потребовал: «Машины — только легковые, за рулями — только летчики: в этой чрезвычайной ситуации им легче будет ориентироваться мгновенно и безошибочно». В общей сложности самолёт сажали 6 раз и каждый раз безупречно. Кадры где Ту-134 едет по шоссе, а под ним снуют автомобили снимали на резервной полосе. В некоторых кадрах сцены посадки самолёта видно незакамуфлированное радиолокационное оборудование аэропорта.


  • — Большинство трюков в автомобильной погоне выполнил итальянский каскадер, автогонщик Серджио Миони. Эпизод, когда «Москвич» и «Жигули» попадают под струю воды и грязи, становятся «слепыми» и мечутся, преследуя друг друга, выполнили советские гонщики, они же осуществили всю водительскую часть номера с пожарной машиной. Кстати, выходя вымытыми из-под струй воды, у Москвича оказывается восстановленной разбитая чуть ранее правая передняя фара
    — Во время всех автомобильных трюков автомобили показывают чудеса регенерации: когда герои залезают в Москвич на прицепе, у того уже погнут бампер и приподнята корма, также нет заднего стекла; в сцене, где Москвич догоняет Жигули, первая машина цела, а на второй уже видны вмятины, после сильнейшего удара в зад Жигули летит над рекой с чуть помятым задним бампером.
    А в сцене, когда Москвич едет по спуску на крыше, видно, что ни двигателя, ни трансмиссии на машине нет, а колеса приварены к трубам вместо мостов, поэтому, когда Жигули «сбрасывает» Москвич с крыши, у последнего совершенно не срабатывает подвеска


  • — Во время сьёмок взрыва бензоколонки художник Михаил Богданов воздвиг бензоколонку, которая ничем не отличалась от своих прототипов, в результате многие автомобили подъезжали заправиться.
    — В трюке с разведённым мостом единственная в фильме сцена с участием дублёров (Нинетто Даволи (Джузеппе) прыгал сам, без дублера), в эпизоде где под мостом проплывает пароход (снимали пароход «Тарас Шевченко» у которого нарастили на 2,5 метра рубку) участвовали студенты циркового училища.
    Чтобы создать у зрителя впечатление, что трюк выполнен артистами, нужны были их крупные планы. Уговорили Миронова, и он повис над рекой на вздыбленном крыле моста, высота которого равнялась примерно 15 этажному дому. Внизу плескалась Нева, под Мироновым шел теплоход. Миронов изо всех сил пытался взобраться на мост по настоящему. Сняли весь эпизод за один день.


  • — По сценарию итальянцы не говорят по-русски. Однако, в сцене в саду, где они считают шаги от фонтана, один из них подошел к мальчику и попросил одолжить лопатку, и оба поняли друг друга
    Во время съёмки в Риме проезда «скорой помощи» по тротуару между столиками кафе один из актёров массовки настолько перепугался, что упал от шока
    Ошибки в фильме
    Во время всех автомобильных трюков автомобили показывают чудеса регенерации: когда герои залезают в «Москвич» на прицепе, у того уже погнут бампер и приподнята корма, также нет заднего стекла; в сцене, где «Москвич» догоняет «Жигули», первая машина цела, а на второй уже видны вмятины.
    После сильнейшего удара в заднюю часть «Жигули» летит над рекой с чуть помятым задним бампером. А в сцене, когда «Москвич» едет по спуску на крыше, видно, что ни двигателя, ни трансмиссии на машине нет, а колёса приварены к трубам вместо мостов, поэтому, когда «Жигули» «сбрасывает» «Москвич» с крыши, у последнего совершенно не срабатывает подвеска.


  • Когда Джузеппе, вися на мачте освещения на Площади Восстания, разговаривал с Андреем, за его спиной время было то 15:45, то 16:00.
    Герои фильма уезжают из аэропорта, садясь в коричневую «Волгу» с госномером 67-37, а выходят уже из чёрной «Волги» с номером 62-80.
    Фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» — легкий, динамичный и ни на что особо не претендующий — не снискал славу в зарубежном прокате (де Лаурентис, говорят, пожалел, что не занял в картине иностранных звезд), но у нас в стране его смотрели с удовольствием. Эльдар Рязанов не считал его своей удачей. А напрасно, эта картина куда сильнее многих его весьма спорных картин последнего периода. Так что в данном случае зрителям виднее — они-то всегда были благосклонны к «Итальянцам».


http://fishki.net/1315869-istorija-sozdani...

Итак, наши герои приезжают в Ленинград. И сразу попадают в центр города. Первое, что они видят - это Дворцовая площадь.

Славная машинка, прошедшая огонь и воду, красные Жигули c номером 09-72 ТУР.
Со времени съемок фильма, конечно, изменилось многое - к лучшему в архитектурном облике города. Обновленные, отреставрированные дворцы, дома и улицы радуют нас. По площади больше не ездят машины и автобусы, только пешеходы - туристы.

Далее они едут через весь город к Смольному собору. Конечно, на самом деле там никаких львов нет и не было.

Дальше - приезжают на Крюков канал. Вдалеке - Эстонская" (Свято-Исидоровская) церковь, построена в 1905 г.

Пара метров вперед и - очередные львы, которых нет на самом деле. Вид на колокольню Никольского собора.

Далее наши герои приезжают к Банковскому мостику и обследуют его. Конечно это не то чтобы львы - это грифоны.

Потом - к Шереметьевскому дворцу, Фонтанному дому. Перед воротами никаких львов нет и не было. Похожие на этих львы (только не из киношного гипса, а из меди) стоят на Дворцовой пристани Невы. Львы - герб Шереметьевых - на арке ворот.

Далее туристы считают львов ("147-148-149-149! - В этом городе львов больше, чем жителей!" у дачи Безбородко (она же - усадьба Кушелева-Безбородко, она же - Кушелева дача) - Свердловская наб, д. 40. Конечно же, львов тут не 149, а несколько поменьше. Ограда с 29-ю львами появилась у этого здания в первой половине XIX века.

Дальнейшие события и решительные действия охотников за сокровищами происходят у Государственной академической капеллы по адресу набережная реки Мойки, 20. Капелла разместилась в этом красивейшем здании в 1810 г. В 1889 году здание было полностью реконструировано по проекту Бенуа. Концертный зал Капеллы считается одним из лучших в Европе по своим акустическим данным.

Эти львы сделаны специально для фильма, напоминают львов у Дачи Безбородко.

Сейчас капелла отреставрирована, вход в здание выглядит по-другому.

Перед этим зданием нет ни то что львов, но и фонтан - тоже выдумка Эльдара Рязанова.
Хитрый режиссер расположил несуществующий фонтан как раз посередине третьего по ширине моста в Петербурге. Мост носит название "Певческий" как раз благодаря соседству с Певческой капеллой. Нынешняя длина Певческого моста составляет 24 м, ширина - 72 м.



Мафиозо крадет у них чемодан и мистическим образом оказывается у Казанского собора. Колоннада Казанского собора играет роль колоннады Исаакиевского. Сейчас вход на колоннаду закрыт и огорожен, поскольку Казанский собор с 1991 года стал действующим и охраняется.

Ломают бутафорскую колонну.

Затем пробегают по Сенатской площади (пл. Декабристов). Вид на Исаакиевский собор через Александровский сад.

Через кадр эта площадь превращается, превращается - в стрелку Васильевского острова, где чемодан водружается на украденную там же детскую коляску.

Начинают бежать по Биржевому мосту. Мост начинает разводиться. Что среди бела дня в общем-то не бывает.

После Биржевого моста они видимо были столь удручены, что мигом оказались на площади Восстания (бывшая Знаменская площадь).
Говорят, что дом был взорван самый настоящий, предназначенный под снос, по Лиговскому пр.

В фильме после взрыва перед нами - Невский проспект.

В фильме мы видим пышный сквер, фонтан и бутафорский Лев Толстой. Как ни жаль, но на месте этого сквера сейчас ездят машины и возвышается стелла (обелиск городу-герою Ленинграду, уст. в 1985 г. к 40-л. победы в ВОВ). До революции на этом месте был памятник Александру III работы скульптора Трубецкого (сейчас памятник стоит перед Мраморным дворцом вместо броневика "Враг капитала").

Здание Московского вокзала. Тех фонарей давно нет, а здание вокзала отреставрировано.

Станция метро пл. Восстания.

Идут по набережной реки Мойки - в гости к маме.

Герои узнают что Андрей служит в милиции и бегут от него. Тем временем Мафиозо копает самостоятельно.
Сначала - у уже знакомой нам дачи Безбородко.

Затем - у Русского музея. Мафиозо откапывает гипсового льва, похожего на льва с Дворцовой пристани. Вообще-то на самом деле на этом месте с 1957 года стоит памятник Пушкину. Видимо "копали" на газоне, что сразу за памятником.

Затем - копает на наб. канала Грибоедова, напротив Спаса-на-Крови. Мост, у которого Мафиозо копает - по иронии судьбы называется Итальянским.

Ольга сбегает от Андрея из Астории. И выбрасывает его одежду в реку Мойку. На самом деле реки под самыми окнами Астории нет. Так что Андрею эта картина виделась бы немного иначе, не так близко и с другим ракурсом. На плане хорошо видно расположение гостиницы и реки.

Андрей спускается на ковре с шестого этажа.

Ольга приезжает к Зоопарку. Вообще вход сейчас в Зоопарк - с Кронверкского проспекта. Второй вход - с Кронверской набережной - сейчас закрыт. Но так или иначе на фото - решетка Зоологического сада.

Самая сложная в географическом плане часть фильма - начинается путаница.
Герои убегают от льва с кладом в руках.
Выбегая из Зоопарка они оказываются вовсе не на Кронверкской набережной (Петроградская сторона), а в Александровском саду. Перебегают проезд Декабристов. Видны здания Сената и Синода (возведены в 1829-1834 годах по проекту Карла Росси).

Начинают догонять трамвай, заворачивающий на Конногвардейский бульвар.
Тридцать лет назад тут были трамвайные рельсы, сейчас их нет.

За их спинами остается задний фасад Исаакиевского собора. Трамвайные пути шли по Адмиралтейскому проспекту, заворачивая на Конногвардейский бульвар, к площади Труда.

Трамвай проезжает через Театральную площадь и едет по небольшой улице Глинки к Никольскому собору (он впереди).

Потом трамвай едет по улице Пестеля, переезжает мост Белинского через Фонтанку, едет мимо цирка (цирк - справа).

Потом трамвай вдруг начинает ехать уже по другому берегу Невы, по Стрелке В.О., мимо Ростральных колонн, намереваясь переехать Дворцовый мост. На другом берегу виден Эрмитаж.

Потом снова переносится на другую сторону - едет в противоположном направлении - сворачивает у Марсова поля по Суворовской площади к Троицкому мосту.

Лев догоняет трамвай, который уже переехал на другую сторону Невы через Троицкий мост, на другом берегу виден силуэт Исаакия. Залезает на трамвай. Начинает ехать по Троицкой площади.

В следующем кадре показывают, как трамвай только-только въезжает на Троицкий мост с той стороны Невы.

В следующее мгновение трамвай со львом чудным образом оказывается на Стрелке В.О. Это надо умудриться так летать.

Оказались у Петропавловки. Вид на Петропавловку сверху. Кронверкский пролив отделяет Заячий остров, на котором находится Петропавловская крепость от "большой земли" - Петроградской стороны. Длинный светлый мост - Иоанновский. К нему наши герои и бегут.

Лев же гордо идет по Биржевому мосту, до которого он тоже ехал на трамвае. Мистика.
Биржевой мост украшен трезубцами Нептуна в круге, по которым его сразу можно отличить. Перила состоят из дротиков.

Бегут у стен Петропавловской крепости.

У Петровских ворот крепости.

Лев недавно переходил Банковский мост? Но видимо повернул обратно, чтобы побегать в свое удовольствие по Дворцовой площади.

Герои - на крыше Петропавловки.

Хромой тем временем переезжает мостик Ломоносова.

Герои наши бегут по четной стороне Фонтанки к этому мосту.

Хромой сбивает Андрюшу с ног и начинает уезжать по улице Ломоносова.
Видите угловой дом? Как раз там проезжает наш хромой.

Ан нет. Он оказывается на другой стороне Фонтанки на улице Росси и цепляется за грузовик, чудеса.

Перемещаются в пространстве и начинают догонять его на пл. Островского.

Бегут по улице Зодчего Росси.

От отдает им ларчик на углу пл. Ломоносова и Фонтанки.

Ларчик видимо перелетает всю площадь и они ловят его оставаясь на Зодчего Росси.

Убегают от льва уже по Зимней канавке.

И, хотя бежали к Неве, вдруг снова бегут обратно по Дворцовой. Лев - страшная сила.

В ужасе, видимо, добегают снова до Петропавловки. Когда они смотрят налево, то видят Иоанновский мост и Иоанновский равелин - главный вход в крепость.

Побегали и сели отдыхать на сфинксе, что не в одном километре от предыдущего кадра.

Смелый Андрей убедил льва пойти домой. И лев пошел. Замечание "Зоопарк в другой стороне" в корне неверно, львы знают хорошо, где зоопарки. И пошел в нужную сторону.

Герои же решили поплавать на лодке. Лев решил проследить.

И начались чудеса. Лодка, которая начала свое плавание и плыла к мосту Лейтенанта Шмидта - плывет мимо Эрмитажного театра - а это около моста Дворцового.

Улыбаемся и машем - около Зимнего дворца.

Причем Ольга махала Андрею совсем не в ту сторону, ей следовало бы повернуться на 90 градусов. Ведь в кадре он стоит и смотрит вдоль Адмиралтейской набережной, на другой стороне Невы, напротив Кунсткамеры.

Лодку продолжает колбасить по Неве.

Хромой пытается понять где их ловить и едет по Дворцовому мосту.

Нелегкая заносит лодочку к Стрелке, к Биржевому мосту.

Андрею, чтобы уследить за ними, следовало бы смотреть градусов на 45 левее. Так он видит только Дворцовый мост.

Лев нагулялся и решил прыгнуть с Биржевого моста. Ведь и лодка так удачно сюда подплывает.

Хромой тоже зачем-то притворяется, что что-то видит. Смотрит совсем в другую сторону. Повернись!

Полет льва с Биржевого моста прекрасен.

Бедняг даже относит течением.

Хоть видеть и не мог, но чутье и сценарий подсказывают, что бежать надо. На горизонте - Дворцовый мост разведен.

Прилетает на помощь и спасает их около Стрелки.

После чего они оказываются снова в районе Мраморного дворца.

И подплывают к Дворцовому мосту

Проплывают под мостом туда, где его взял Андрей, на Дворцовую набережную.

А лев плывет вдоль Английской набережной, напротив Сфинксов.

Герои увидели его наверное и развернулись в обратную сторону. Снова проплыли Дворцовый мост.

Подплывают к Петропавловке. У льва оказалась реактивная лодка (видимо движется силой львиной мысли) и он тоже тут как тут, догнал.

Встреча льва и человека прошла печально, клад утонул. У Стрелки В.О.

Довольный лев уплывает обратно, под Дворцовый мост. Мост то ли сводится, то ли разводится.

Андрей выплывает на берег, на ступеньки Стрелки Васильевского острова.

Итальянцы убегают от приехавшей милиции. И добегают до пляжа Петропавловки.

Трубецкой бастион Петропавловки.
На этом приключения в Петербурге заканчиваются.

Во время съемок замечательной комедии «Невероятные приключения итальянцев в России» режиссер Эльдар Рязанов принципиально отказался от комбинированных кадров, желая получить только «чистые» трюки. Одним из самых сложных трюков киноленты оказалась посадка пассажирского самолета на шоссе. До сих пор в мире никто ничего подобного не делал, однако Рязанов решил совершить невозможное и это у него получилось.

Когда реактивный лайнер садится на взлетно-посадочную полосу аэродрома, то сила удара такова, что толщина бетона или асфальта должна быть не менее 70-80 сантиметров. Шоссейных дорог с таким глубоким покрытием не существует. Кроме стратегических, секретных. Туда ход был закрыт, из гражданских - ни одна автострада для посадки многотонного Ту-134 не годилась.

Обдумав все возможные варианты, создатели приняли решение: "загримировать" под шоссе аэродромную полосу. Со взлетно-посадочной дорожки удалили опознавательные знаки, прожектора и прочие авиационные обозначения. Маляры начертили на бетоне белые линии, какие обычно нарисованы на автострадах.

Вдоль полосы высадили деревья, установили светофоры, киоски, бочку с квасом, а также указатель "Москва - 140 км". Но главное - нужно было приземлить самолет среди едущих автомобилей. Какой летчик решится на это?

Трюк снимали на Ульяновском аэродроме, в школе пилотов гражданской авиации. Заместитель начальника школы Иван Антонович Таращан предложил: "Возьмите письмо из Министерства гражданской авиации, в котором мне позволят летать с нарушением инструкции, и я выполню трюк". Но когда создатели фильма заикнулись об этом в министерстве, с ними просто не стали разговаривать. "Это смертельно опасно! Это запрещено!" - категорически заявили там. Никто не хотел рисковать... Среди руководителей гражданской авиации безумца не нашлось. Так что Рязанов и компания приехали в Ульяновск без письма министерства.

Летчик Иван Антонович Таращан сначала наотрез отказался выполнить просьбу - посадить самолет на взлетную полосу, по которой будут ездить автомобили. Но где-то в глубине души замечательному пилоту хотелось совершить трюк, какого еще никто не исполнял. Понимая огромную ответственность, которая лежит на нем, он потребовал: "Машины - только легковые, за рулями - только летчики: в этой чрезвычайной ситуации им легче будет ориентироваться мгновенно и безошибочно".

Созвали всех летчиков, имеющих личные машины, и "мобилизовали" их на съемку. По краям взлетной полосы навстречу друг другу бежали легковые автомобили, и Таращан безупречно посадил гигантский лайнер. В прессе я встречал, что трюк снимали шесть дублей, и все шесть раз Таращан безупречно сажал машину. Но не думаю, что итальянские продюсеры, экономившие на всём, выделили средства на шесть взлётов воздушного лайнера. Да и сложность, опасность самого трюка, думаю, исключает возможность шестикратного его повтора.

Потом в фильме следовали кадры, как Ту-134 едет по шоссе, автомобили снуют у него под крыльями, обгоняют, самолет проезжает по улице городка. Эти проезды снимались на резервной полосе аэродрома, где построили декорации домов, установили светофоры. По тротуарам спешили люди, бежали дети, за квасом стояла очередь. И во всей этой натуральной уличной суете самолет-гигант выглядел независимым, добродушным и смешным великаном среди лилипутов - машин и людей...