Консультация для родителей
«Значение театра в жизни ребенка»

«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин.
Хочется добавить - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.
Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка.
На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берут на себя родители, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.
Домашний театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра.
Для домашнего пользования доступны - кукольный, настольный, теневой театры.
Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона, ткани, ниток, старых носков, перчаток. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок. Например: старый меховой воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком. Бумажный пакетик может превратиться в весёлого человечка. На пакетике нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец, а большой и средний станут руками. Кукла из носка: набейте носок тряпками и вставьте внутрь линейку. Все скрепите верёвочкой или резинкой. Кукла из бумажной тарелки. На бумажной тарелке нарисуйте рожицу. К обратной стороне прикрепите липкой лентой палочку. Игрушки и куклы из пластмассовых бутылок и коробок. Коробки можно склеить друг с другом, обклеить бумагой и приклеить детали. И тому подобное…
Создавая домашний кукольный театр, вы вместе с малышом примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от крохи. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи… Действительно, создание домашнего кукольного театра - настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил. Дети любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей.
Домашние постановки помогают удовлетворить физический и эмоциональный потенциал. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!
Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты.
Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.
Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.

«Необходимо научить ребенка с детства волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, пробудить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, порадоваться, сострадать…»

К. И. Чуковский.

Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица малышей после спектакля кукольного театра убедительно свидетельствуют, как дети любят театр.

Такую большую радость могут доставить детям не только артисты - профессионалы, но и родители, старшие братья и сестры.

Кукольный театр создает хорошее настроение, обогащает детей впечатлениями, вызывает у них разнообразные эмоции, способствует их общему развитию и эстетическому воспитанию. Поэтому хочется, чтобы было больше и больше кукольных самодеятельных театров, чтобы они вошли в повседневную жизнь семьи, чтобы их спектакли были интересными, яркими и содержательными.

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Анализ роли театра в формировании художественной культуры человека показал, что, например школьники, интересующиеся театром, чаще имели более высокий художественный вкус, чем те, которые были далеко от театра. Развитый художественный вкус - важный показатель эстетического воспитанности человека.

Какими же должны быть театральные игры дошкольников и как помочь детям возможно полнее и разностороннее проявить себя в своем "детском театре"?

Потребность детей в игре у детей, несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в 2-3 года малыш охотно изображает прыгающего зайчика или цыпляток, бегающих за курочкой мамой.

Совсем маленькие дети - благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша?

Но лучше дома показать небольшой спектакль - игру и даже привлечь к нему самого малыша.

Домашние спектакли как-то сейчас утратили свою силу, так как в наш дом прочно и уверено, вошло телевидение и компьютер, но ведь оно никогда не сможет заменить живого творческого общения родителей и детей.

Не стоит скептически смотреть на возможность организации театральных зрелищ для детей дома. Начать можно с простейшего: купив новую игрушку ребенку, мама может заговорить голосом медвежонка, зайчонка и т. д., сказать, что отныне это веселая игрушка будет жить вместе с вами, но чтобы она не скучала, нужно с ней каждый день разговаривать. Общаясь, таким образом, ребенок развивает речь, воображение и творчество, которые проявляются в игре. Это, конечно, не театр, но здесь присутствуют его элементы, попытка драматизации действия, исполнения по ролям импровизированного диалога, выявление некоторых черт характера, персонажа. И, конечно, "сверх задача" родителей – заставить включиться в диалог, развернуть совместное с персонажем действие. Т. о. без дидактического нажима можно обучить ребенка простым игровым приемам, будить в них воображение и фантазию, подводить к элементарным творческим проявлениям.

Театр в жизни детей имеет важное значение. У детей формируются интегративные качества, происходит становление личности ребёнка. Мы заметили, что во время театрализованных игр раскрепощаются даже застенчивые дети.

Чтобы развивать театрализованную деятельность детей, надо продумать оснащение театрального уголка. Театр должен быть ярким, привлекать внимание детей, вызывать у них желание действовать с образами сказочных героев.

Какие разные виды театров можно изготовить своими руками. Изготавливать театры можно из бросового подручного материала, проявляя творчество и мастерство.

Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших детей интересной и содержательной, наполните ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.

Пусть с нашего доброго начала театральные игры и полюбившиеся сказочные герои сопровождают ребенка всю его жизнь!

Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша,
Проникнется и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой!

Мария Никитина
Консультация для родителей «Театр в жизни ребенка. Домашний театр - это средство воспитания детей и объединения семьи»

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок.»

В. А. Сухомлинский.

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!

Предлагаем вам поиграть в театр – прекрасную , весёлую и никогда не устаревающую игру. Игры – театрализации всегда интересны детям.

Театр - один из самых доступных видов искусства для детей , помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием , формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием , развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли , развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру.

Сказочные театральные представления принесут несомненную пользу и доставят много радости всем вокруг. В жизни детей и взрослых должны быть праздники, а театр – это праздник !

Домашние спектакли как - то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно и уверенно вошло телевидение, но ведь оно никогда не сможет заменить живого творческого общения родителей и детей .

Домашний театр - это средство воспитания детей и объединения семьи . Каждый из членов семьи может быть и зрителем, и актером, а это безграничные возможности узнать, чем живет ваш малыш, о чем переживает и о чем мечтает.

Организация домашнего театра не требует больших финансовых затрат, многое можно изготовить из подручных материалов своими руками. Будьте готовы лишь пожертвовать своим временем. Но оно того стоит, поверьте! Горящие глаза ребенка , буря эмоций, бесценный опыт, забавные фотографии в семейном архиве, аплодисменты зрителей - это далеко не весь перечень будущих «дивидендов» .

Как организовать домашний театр ?

1. Дома можно вовлечь детей третьего и четвертого года жизни в разыгрывание знакомых сказок. Применяются разные виды театра : настольный, пальчиковый, драматизация с помощью фланелеграфа. Использование элементов костюмов (шапочки, фартучки, хвостики) и атрибутов (репка, лопата, конура Жучки) вызывает у малышей большой интерес и желание поиграть в сказку «Репка» .

2. Уважаемые родители – ФАНТАЗИРУЕМ И ТВОРИМ!

Создать свой домашний кукольный театр совершенно несложно , нужно только проявить фантазию и воображение. И обязательно стоит подключать к этому делу детей , делая вместе игрушки и сцену. Можно не только с интересом провести время вместе, но и приучить малыша к творчеству и самостоятельности. И так замечательно будет потом сказать :

«Внимание! Занавес.»

Публикации по теме:

Тема собрания: «Театр в жизни семьи и ребенка». Цель: способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по.

Консультация для родителей «Играем в театр» Консультация для родителей "Играем в театр" B одной знакомой мне семье пятилетний Валерик, стоит прочитать ему новую книжку, сейчас же принимается.

«Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка» Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того.

"Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

«Весь мир – театр, а люди в нем - актеры», - говорит классика. Детские театры всегда были прекрасным местом проведения досуга для всей семьи.

Консультация для родителей «Рисование как средство воспитания детей школьного возраста» Формирование и развитие личности ребенка носит всеобъемлющий характер. В этом процессе проявляют себя эстетическое воздействие природы и.

Консультация для родителей
«Значение театра в жизни ребенка»
Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин.
Хочется добавить - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.
Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка.
На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берут на себя родители, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.
Домашний театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра.
Для домашнего пользования доступны - кукольный, настольный, теневой театры.
Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона, ткани, ниток, старых носков, перчаток. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок. Например: старый меховой воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком. Бумажный пакетик может превратиться в весёлого человечка. На пакетике нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец, а большой и средний станут руками. Кукла из носка: набейте носок тряпками и вставьте внутрь линейку. Все скрепите верёвочкой или резинкой. Кукла из бумажной тарелки. На бумажной тарелке нарисуйте рожицу. К обратной стороне прикрепите липкой лентой палочку. Игрушки и куклы из пластмассовых бутылок и коробок. Коробки можно склеить друг с другом, обклеить бумагой и приклеить детали. И тому подобное…

Создавая домашний кукольный театр, вы вместе с малышом примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от крохи. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи… Действительно, создание домашнего кукольного театра - настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил.

Дети любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей.
Домашние постановки помогают удовлетворить физический и эмоциональный потенциал. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!
Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты.
Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.
Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.

«Весь мир - театр, а люди в нем - актеры» , - говорит классика. На любого из нас театр оказывает определенное влияние, прямо или опосредованно. Даже если человек не посещает театр, он - так или иначе - имеет к нему отношение. И в каждом возрасте мы воспринимаем театр по-разному.

Познание жизни через эмоции

Уникальный период жизни человека - детство, время формирования личности. Именно в детском возрасте особая роль отводится театральному действу. Нашим детям предоставлены самые различные виды познания жизни. Это художественные и анимационные фильмы, различные компьютерные игры, красочные развивающие игрушки, всевозможные развлечения. А как же театр? Неужели в современном мире театр потерял свою актуальность, значимость, отошел на второй план? Ни в коем случае! Театр был, есть и будет лучшей эмоциональной школой жизни. Он тоже источник информации о мире, мощный стимул мыслительному процессу, формированию духовности.

И зритель, и актер

У театра множество функций: эстетическая, развлекательная, коммуникативная, социализирующая, игровая... Но важнейшей, особенно для детей, является познавательная функция. Ролевое познание мира, освоение навыков сосуществования со сверстниками и взрослыми, навыков партнерства, умение действовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах, обучение социальному опыту - все это происходит через образы, краски, звуки, действие. Ребенок в театре либо зритель, либо актер. Эти на первый взгляд принципиально разные позиции на практике взаимосвязаны и переплетены. Ребенок никогда не остается равнодушным к происходящему на сцене. Его непосредственная реакция на увиденное и услышанное проявляется в желании помочь полюбившемуся персонажу, поддержать его, уберечь от надвигающейся опасности. Очень часто мы наблюдаем, как дети начинают во весь голос подсказывать артистам, что не нужно доверять лгуну. Они огорчаются, когда обман все-таки совершается, и искренне радуются, счастливому разрешению коллизии, и таким образом тоже становятся действующими лицами в спектакле. Дети - лучшие зрители, так как не прячут своих эмоций. Режиссеры детских театров, как правило, хорошие педагоги. Они, создавая спектакли, умело и сознательно используют подобную особенность детской психологии, делая зрителя соучастником представления. Уникальным в этом смысле является искусство кукольных театров, где куклы играют для детей, а дети общаются с куклами. Это самая тесная взаимосвязь, ибо игрушка и ребенок неразделимы. Кукольный театр для многих детей становится первым театром в жизни.

Мнение профессионала

Елена Османова, актриса и завлит Нижегородского Театра кукол, педагог театрального училища им. Е.Евстигнеева:

"Наш театр - это мир, населенный куклами. Дети верят в то, что происходит на сцене, они воспринимают кукол живыми существами, с которыми можно поспорить, помочь положительному персонажу и прогнать злодея. Театр учит детей сопереживанию, активному участию, и это самое ценное. Взрослые тоже входят в мир детства и через кукол пытаются реализовать свои эмоции, переживания. Они по-другому воспринимают своих детей, заново открывая их.

Театр для детей - источник познания, способ взаимодействия. Замкнутые дети сначала общаются с куклами, а потом начинают общаться с другими детьми. В зале образуется некое общество единомышленников. Театр - добрый, мудрый помощник, помогающий найти ответы на вопросы, уладить какие-то свои проблемы, разрешить внутренние конфликты. Дети через призму театра познают окружающий мир. Здесь же просматривается момент самовоспитания, когда ребенок говорит себе: «Так я делать не буду»! Юный зритель остается один на один с тем, что происходит на сцене. На него никто не давит, он сам делает выбор, и всегда правильный. Театр - идеальная модель мира, где добро всегда побеждает зло. Он рождает в ребенке убеждение, что со злом нужно и можно бороться. Через игру воспитание более продуктивно, ярче конфликт, нет размытых граней.

На ранних этапах важно донести до ребенка как выглядит добро, и где прячется зло, под какими масками оно может скрываться. Дети учатся различать тона и полутона в отношениях, распознать красивую куклу, в которую спрятался злодей. Они все очень остро чувствуют, слышат, видят. Этим определяется главная задача театра - вызвать отклик в детской душе, научить сопереживанию. Театр - большая эмоциональная школа".

Воспитание доброты

Есть в театральном искусстве что-то магическое, дарящее особую атмосферу радости, счастья. Каждый из нас, уже став взрослым, с долей сентиментальности вспоминает первое посещение театра (скорее всего, это был театр кукол или новогоднее представление); первую роль в детсадовской постановке (какую-нибудь «Муху-Цокотуху»); своего любимого цветастого Петрушку, которого надеваешь на руку, и он оживает. Все это так трогательно и незабываемо. Столько в этом теплоты и ностальгии по ушедшему счастливому беззаботному детству… И хочется совершить что-то доброе, подарить людям любовь, сделать кого-то счастливее. Это ли не чудо! Это ли не волшебная сила искусства! Театр для детей становится, прежде всего, источником позитивных эмоций, он воспитывает добрых, честных, духовных и душевных, красивых и неравнодушных людей.

Особенно впечатлительны дошкольники. Они легко поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей, инсценировка художественных произведений помогает ярче и правильнее воспринимать их содержание. Замечено, что ребенок глубже понимает сюжет той же сказки при просмотре спектакля, нежели при прочтении книги.

Ваш ребенок - великий артист

Говорить о роли театра в жизни ребенка можно бесконечно долго, но, как говорится в известной поговорке: «Меньше слов, больше дела». Поэтому, уважаемые родители, собирайтесь, наряжайтесь, берите детей и идите в театр. Записывайте своих драгоценных чад в театральные студии и кружки. Вы никогда об этом не пожалеете. В крайнем случае, ваш ребенок станет великим артистом.

Марина Князева