Скоро в Белгороде состоится концерт иеромонаха Фотия (в миру - Виталий Мочалов), который стал победителем прошлогоднего конкурса и телепроекта "Голос". В свое время его участие в конкурсе и победа вызвали бурные обсуждения в сети. В приходах миряне и духовенство высказывались как "за", так и "против". Страсти немного поулеглись, а сейчас отец Фотий с концертами гастролирует по стране.

Когда мне задают вопросы по поводу участия монаха в эстрадных конкурсах и допустимости эстрадной жизни для него, я оказываюсь нередко в затруднительном положении. С одной стороны, это действительно можно воспринять как миссионерский проект, с другой стороны, когда знакомишься с этой миссией ближе - у самого возникают неразрешимые вопросы.

Я вовсе не хочу никого судить, я лично не знаком с о.Фотием, я искренне верю, что он глубоковерующий христианин и с чистым сердцем, любя музыку, старается нести ее людям, как дар Божий. Я знаком с разными священнослужителями, для которых творчество - тоже является родной стихией. Потому об о.Фотие и его деятельности лучше спросить у него самого, что мы и сделаем, рассмотрев его интервью, которое первым выскакивает по запросу в ютубе.
Сразу стоит оговорится, что все написанное ниже - мои личные наблюдения и рассуждения, мое личное мнение, которое определяется моим пониманием христианства и миссии. Я долго находился в раздумьях, каково же мое отношение ко всему происходящему? Чаша весов склонялась то в одну сторону, то в другую, пока я, наконец, не посмотрел внимательно пару раз это интервью. Кроме того, в сеть попало видео собрания монашествующих Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Кирилла, на котором вопрос по о.Фотию был поднят наместником Боровского Свято-Пафнутьевского монастыря. Отец-наместник на видео утверждает, что после победы на "Голосе" о.Фотий фактически выпал из жизни монастыря, находится на гастролях чаще, чем в монастыре. И хотя Святейший поддержал в своем ответе миссионерские порывы иеромонаха Фотия, но обозначил, что он все-же монах, и из жизни монастыря не должен выпадать, потому должен находиться в послушании наместника и правящего архиерея. Вот видео с этого собрания:

Итак, теперь привожу то самое интервью, в котором о.Фотий рассказывает о себе и о том, как он попал в проект "Голос":

Что же мы узнаем из этого интервью? Для человека, слабо знакомого с источниками, в которых православие черпает основы своего бытия, в этом видеоролике сложно обнаружить странности. Но у священника, или "продвинутого" мирянина сразу возникают вопросы и замечания. Итак, проведем для начала анализ видео с итервью :


  1. Виталик Молчанов уходит из мира в монастырь, чтобы быть монахом и спасать душу.

  2. Отец Фотий не стесняется говорить о том, что у него - талант, причем, талант и незаурядные способности к пению еще с детства. Скромненько так, правда? Далее иеромонах говорит о том, что сложил свой талант ради служения Богу, отказался от великой музыкальной карьеры.

  3. Но находится девушка-подружка, которая восхищается его талантом и вытягивает обратно в мир (более того - на эстраду), говоря, "почему бы тебе не принять участие в шоу "Голос"?".

  4. Наместник монастыря не благословляет о.Фотия принимать участие в "Голосе", вероятно, зная его внутреннее устроение и не видя пользы в этом. Та же подружка убеждает батюшку: "Найди нужные слова, скажи, что это надо для миссии, авось, согласится". В общем, придумай такую причину, которая будет звучать по-христиански привлекательно. Отец Фотий находит лазейку, как попасть в шоу. Он подает заявку на участие без благословения наместника, а затем, благодаря администрации "Голоса", прыгает "через шапку", получая благословение у епархиального архиерея. Причем, выходит очень даже удобно - он сам за себя не просил, за него попросили организаторы. Отец Фотий искренне тому радуется, потому что он и сам уверен, что на его прошение митрополит бы наверняка тоже отказал, как и наместник. В общем, благодаря таким манипуляциям, батюшка получил добро на свое участие.

  5. В видео о.Фотий утверждает, что у людей возникло неправильное представление о монашестве, будто монахи - люди, закрывшиеся от общества, но по его словам, монахи должны самореализовываться и не зарывать свои таланты.

  6. На 15-й минуте о.Фотий вспоминает, что он монах, и ему неправильно будет соединять светскую жизнь и монашескую.

  7. Далее о.Фотий рассуждает о том, что такое монашеское делание и жизнь в молитве. Оказывается, монашество таково: человек занимается послушаниями в монастыре, смиряет свою гордыню и должен исполнять не свою волю, но слушать волю своего игумена, потому что игумен - заботливый отец, который отвечает не только за дисциплину, но и за душу каждого своего монаха. И фактически - он прав.

  8. Ну и наконец - выигрыш в "Голосе". Отец Фотий "выиграл" автомобиль, и спокойно сказал, как им распорядится. Оказывается, монах давно мечтает об авто, и очень рад, что теперь ему на него не придется копить деньги....

Теперь из первого ролика , где обсуждается феномен о.Фотия с участием Святейшего, мы узнаем, что получилось в результате :

  • Отец Фотий практически не живет в монастыре и не принимает участия в жизни монашеской общины.

  • Отец Фотий не только поет, но еще и "говорит", и иногда он говорит ужасные вещи. Например, в одном из интервью он, по словам наместника, сообщил, что пошел на сцену, потому что жизнь в монастыре ему наскучила.

  • Со слов наместника, прихожане монастыря отказываются исповедоваться теперь у иеромонаха, что вызывает в нем обиду.

  • Отец Фотий ездит по гастролям и собрал уже довольно крупный капитал.

Теперь хотелось бы сделать мои замечания и прийти к определенным выводам :

А) Отец Фотий совершенно не понимает, кто такой монах и что такое монашество. Монах от "monahos" - "один". Это человек, который оставляет мир и уходит в пустыню, отшельничество для борьбы со своими страстями - своей гордыней, тщеславием, самомнением. Монах бегает от людской славы, потому подвижники всегда старались скрываться от почитателей. Только потом, со временем, возникли общежительные монастыри, где монахи стали жить группой, совершая общее делание, чтобы легче было выживать в суровых условиях. Монашеский путь не предполагает совершенно раскрытие в человеке светских талантов и участие в мирских развлечениях. Монашество предполагает следующие основные моменты:
-уход от мира (и не только внутренний, а реальный уход от мирской жизни в монастырь, либо в безлюдные места);
- отложение своей воли ради воли духовного руководителя;
- воздержание телесных и душевных чувств и нестяжательство.
Чтобы все это узнать, достаточно открыть любую книгу о православном монашестве, в этом может убедиться всякий желающий, потому я даже не буду утруждаться и приводить ссылки на святых отцов, ибо они единогласны в этом мнении. И то мнение людское, что монах уходит от общества - вовсе не людские заблуждения, как считает о.Фотий, а реальность монашеского бытия. Странно, что иеромонаху это не известно. Хотя... возможно, ему правда просто скучна такая жизнь?

Б) Довольно странно слышать от человека рассказы о собственной талантливости. Так же нелепо звучат фразы о том, что он принес талант в жертву Богу, уйдя в монастырь. Потому что дальше он противоречит себе, говоря, что очень рад был применить свой талант в монастыре. Вероятно, монастырской площадки затем ему показалось маловато, и он пошел "в массы", послушав предложение подружки...

В) Отец Фотий невероятно талантлив не только в пении, но и в умении противоречить себе. Такое чувство, что он к концу интервью забыл, о чем говорил в начале. Ибо когда мы сопоставим то, как он попал в "Голос" (пункт 4) с его рассуждениями о монашеской жизни (пункт 7), то выходит следующая картина: отец Фотий утверждает, что монах должен отложить свою волю и находится в послушании своему игумену, но по факту он же откровенничает, что ему плевать на волю своего игумена, не благословившего участие, ибо его желание попасть в "Голос" победило, и он нашел способы обойти игуменское благословение. Более того, его игумен теперь жалуется Патриарху, что отец Фотий после победы в шоу фактически вышел из под его руководства, и де-факто не является уже членом его общины, хотя де-юре в ней состоит. Это ли есть монашеское послушание?
Еще одно противоречие в том, что утверждая для монаха невозможность вести одновременно монашескую и светскую жизнь, отец Фотий считает себя монахом, но монашескую жизнь фактически оставил.

Г) Теперь перейдем к вопросу нестяжательности и монашеского ухода от мира.
Когда прозвучал вопрос о том, как батюшка распорядится выигранным автомобилем, у меня вдруг заискрилась христианская надежда, что о.Фотий скажет вот сейчас: "Дорогие мои, я ведь монах, у меня же в монастыре есть и крыша над головою, и питание, и одеждой не обделен - машина то мне зачем? Из келлии в храм на богослужение я и пешком дойду. Пожертвую я авто на свой родной монастырь, там оно полезнее будет!".
Но нет, батюшка разом оборвал все мои эти фантазии и не обинуясь заявил, что давно мечтает о машине, а потому очень рад, что он ее получит как приз от шоу. Теперь то ему не придется копить на нее деньги (???). А учитывая замечание наместника о том, что о.Фотий катается по стране и собрал уже приличный капитал - это добавляет очередные вопросы... Не будем их задавать, просто примем этот пункт "Г" к сведению, как факт, и не будем никого судить.

Такая картинка складывается из пазлов, разбросанных в приведенных видео.

Теперь я бы хотел кратко порассуждать о том, является ли эстрадная деятельность о.Фотия миссией. Сам факт того, что христианин имеет талант, и может покорять людские сердца пением - не является миссией. Не важно, священник он, мирянин или монах. Монашество - это вообще образ жизни, это не сан, ведь жизнь в браке мы тоже не считаем саном. Потому в данном шоу участие иеромонаха просто вызвало ажиотаж. Эстрада любит неординарность, и то, что монах вышел петь романсы - конечно добавило о.Фотию "очков". Есть очень аргументированное мнение специалистов, что если бы на сцену вышел не иеромонах Фотий, а просто Виталий Мочалов, вряд ли бы он победил, ибо были более сильные конкуренты. Но вопрос даже не в этом. Если бы отец Фотий по благословению священноначалия устраивал творческие вечера духовной музыки, где параллельно проповедовал бы Христа - это был бы реально хороший миссионерский ход. Нам известно много священников, которые через искусство прославляют Бога и несут Благую Весть миру. В Черноземье, к примеру, известны священники-близнецы братья Качаловы, которых узнают как дуэт "Братцы". Есть много других творческих проектов, которые успешно реализуются, и то, что священники и монашествующие принимают в них участие - только плюс. К примеру, владыка Тихон (Шевкунов) - режиссер по образованию, и когда он был архимандритом, ему его сан не мешал снимать фильмы христианского содержания. Реально это - проповедь и миссия.
Но когда монах борется за победу в эстрадном шоу на звание лучшего голоса России (возникает вопрос о смирении, сразу же), а затем ездит с гастролями, на которых поет романсы о любви между мужчиной и женщиной, и это позиционируется как миссия - я прошу прощения у тех, кто очень полюбил о.Фотия, но никакого отношения к миссии это не имеет. Выступления о.Фотия свидетельствуют лишь о том, что Господь дал ему слух и хорошие голосовые связки, а его любовь к музыке и труд с преподавателем-вокалистом сделали его неплохим певцом. Что здесь миссионерского - не очень понятно. То, что он - иеромонах? Ну и что? А если бы он вместо натаскивания голосовых связок качался штангой и победил во всероссийском конкурсе армреслинга, либо получил бы звание лучшего повара России и т.д. - это тоже была бы миссия?
Мне кажется, нам давно пора уже наконец выработать четкое определение тому, что такое миссия, и какие формы деятельности таковой не являются.

Я сам не лишен ни голоса, ни музыкального слуха, определенное время нес послушание регента полу-профессионального хора в Кресто-Воздвиженском храме г. Белгорода, потому я хорошо понимаю любовь о.Фотия к музыке. Он крайне симпатичен мне как певец. Но в остальном, у меня складывается четкое впечатление, что батюшка сам не определился в жизни, чего он желает. Потому и находится в таком подвешенном состоянии. Вроде бы и монах, но при этом - эстрадный певец, поющий романсы на гастролях. Ничего плохого нет в самих романсах, да и любовь между мужчиной и женщиной - благословлена Богом и освящается в брачном союзе, как великая святыня. Но не удел монашествующих выдавать обычные эстрадные концерты в качестве миссионерской "фишки", иначе вскоре нам доведется видеть в качестве миссии монашеский бокс, монашеский цирк и т.д.

Есть еще один момент, о котором четко упомянул наместник в своем обращении к Патриарху Кириллу. Отец Фотий не только поет, он еще и ГОВОРИТ. Есть много людей (особенно женщин, любящих исскусство), которые обретают в публичном священнике пастыря и авторитет, задают ему вопросы, обращаются за духовным советом, о чем он сам говорит иногда в своем видео-блоге. Дай Бог, чтобы эстрада не убила в нем монаха и христианина! А учитывая его понимание монашества и его путь в "Голос" - он еще не успел даже понять, что такое монашество. Более того, эстрадная жизнь иеромонаха вызывает серьезную смуту среди консервативных верующих и прихожан.

Будем молиться и надеяться, что тот сложный и опасный путь, по которому идет о. Фотий, приведет все же и его, и тех людей, которые ему доверяют, к Царствию Божию.

Иеромонах Фотий – единственный священнослужитель России, которому удалось прославиться благодаря телевизионному проекту. Несмотря на всю преданность своему монастырю в его душе с самого детства занимала огромное место музыка и любовь к пению.


Детство

Виталий Мочалов (в будущем Иеромонах Фотий) появился на свет 11 ноября 1987 года в городе под названием Горький, который со временем переименовали в Нижний Новгород. С раннего возраста мальчик увлекался музыкой и глубоко в душе знал, что его жизнь будет связана с творчеством. В 7 лет молодой человек мог похвастаться неплохой игрой на фортепиано и хорошим голосом. Базовые навыки он получил в местной музыкальной школе, которая длительное время не хотела обучать талантливого юношу, мотивируя это тем что у него неподходящие пальцы. Справившись со всеми трудностями, ему все же удалось окончить школу по классу фортепиано.



Чтобы улучшить свои навыки парень записался в школьный хор, а также при каждом удобном случае подпевал своей маме. Она, кстати, в свое время закончила ту же самую музыкальную школу. Занимаясь любимым делом Виталий даже и не подозревал, что уже совсем скоро его голос начнет «ломаться». Как только это произошло он решил посещать церковную школу и продолжать петь в хоре. Дни пролетали, мальчик взрослел и все дальше отдалялся от своих одноклассников. Закончив 9 классов, Виталий подал документы в музыкальное училище, где надеялся получить новые знания.


Проучившись всего 1 год, родители решили переехать в немецкий город Кайзерслаутерн. Чтобы не растерять то, чему он выучился, парень продолжал заниматься музыкой и пением, но на этот раз вместо фортепиано он выбрал орган. В это время Фотий начал активно выступать на концертах, а также часто принимал участие в церковных службах, зарабатывая таким образом свои первые деньги. Годы шли, но юноша так и не смог привыкнуть к чужой стране, поэтому в 2005 году он решил вернуться на родину.

Иеромонах Фотий и церковь


В 2005 году, когда юноше исполнилось 20 лет он вернулся в Россию и поступил на службу в Свято-Пафнутьевский монастырь в Калужской области. Именно в этот период своей жизни обыкновенный парень, которого родители назвали Виталием превратился в иеромонаха Фотия. Решение он принял самостоятельно, поэтому родные даже и не пытались переубедить своего сына.

Оказавшись в церкви, парень продолжил заниматься музыкой и даже более, прикладывал очень много усилий чтобы усовершенствовать свой голос. В этом ему помог заслуженный педагог Виктор Твардовский, который отзывался о парне очень лестно. Он считал его добрым, светлым и умным молодым человеком, обладающим твердым характером. Кроме музыки Фотий также увлекается фотографиями и изучением различных иностранных языков. За сравнительно небольшое время ему удалось в совершенстве овладеть английский и немецким языком. Вдобавок к этому он способен исполнить практически любую песню на японском, итальянском и грузинском.


Завершив обучение у Твардовского, Фотий длительное время занимался вокалом, используя специальные упражнения, которые разработал уважаемый учитель. И только в 2010 году парень принял ионический постриг, а спустя 3 года официально стал иеромонахом.


Иеромонах Фотий должен был участвовать в проекте «Голос» еще в 2013 году, его даже пригласили на кастинг, но на тот момент он был не готов идти за благословением. На самом деле, он не сразу отважился отправить заявку, так как считал, что богослужителю не место на таком шоу.

Спустя некоторое время парень все переосмыслил и понял, что «Голос», в первую очередь, конкурс талантов, а уж потом телешоу. Собравшись с мыслями, он отправился на серьезный разговор с духовниками и митрополитами, чтобы убедить их отпустить его на конкурс. В целом, ему понадобилось 2 года, ведь вновь подать заявку он осмелился лишь в 2015 году. Попав на шоу Фотий всячески пытался не запятнать честь монастыря и достоинство всей церкви. Возможно справиться со всеми трудностями ему помогла вера, а быть может многочисленные молитвы настоятелей и духовных отцов. На самом деле придя на шоу парень хотел не славы и всеобщего признания, а наоборот подтолкнуть и призвать всех людей к самосовершенствованию через музыку. Оказавшись впервые на большой сцене, иеромонах не растерялся и шикарно исполнил арию из Евгения Онегина. К сожалению, его творчество впечатлило лишь Григория Лепса, ведь именно он повернулся к участнику.

Как позже признался сам Фотий, он мечтал попасть в команду к Александру Градскому, но судьба распорядилась иначе. Несмотря на это, его кумир все же уделил ему внимание и даже согласился исполнить с ним арию Ленского из оперы «Евгений Онегин». Поначалу члены жюри даже и не догадывались что священнослужителю удастся дойти до финала, но глубоко в сердце они были рады этому. В финале проекта Григорий Лепс очень гордился своим подопечным, так как ему удалось оправдать все его ожидания. Сразиться за главный приз шоу «Голос» посчастливилось четверым конкурсантам: Эре Канн (команда Басты), Михаилу Озерову (команда Александра Градского), Ольге Задонской (команда Полины Гагариной) и Иеромонаху Фотию (команда Григория Лепса). В декабре 2015 года священнослужитель исполнил песню Per te («Для тебя») и покорил ею всех телезрителей. Во время прямого эфира за него проголосовало более 900 000 телезрителей. В итоге он одержал феноменальную победу заполучив 75% всех голосов. Официально став победителем ему вручили ключи от новенького автомобиля.

В своей последней речи он отметил, что, возможно, не достоин называться победителем, так как рядом с ним на проекте было очень много талантливых и действительно профессиональных певцов. Несмотря на это, впервые победителем 4 сезона проекта «Голос» стал священнослужитель. В честь такого знаменательного события иеромонаха поздравил сам патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Личная жизнь

Как не сложного догадаться личная жизнь Фотия – это служение церкви. Несмотря на общительность он очень стеснительный и добрый человек.

В свое время, будучи уже священнослужителем парень мечтал отдать долг Родине и стать военнослужащим. К сожалению, врачи обнаружили проблемы со зрением и отказали ему. С тех пор все свободное время он посвящал музыке и церкви. Возможно именно благодаря своему упорству и целеустремленности ему удалось не просто выиграть шоу, но и преподнести урок всем людям, которые сомневаются в своих силах.

Иеромонах Фотий сегодня

В феврале 2016 года в гости к иеромонаху Фотию заглянул ведущий телепрограммы «Пока все дома» Тимур Кизяков . Встреча прошла в чайной комнате Свято-Пафнутьева монастыря. Во время чаепития за столом сидели Иеромонах Иосиф, Фотий и вся его группа поддержки, которая помогала справляться со всеми трудностями на шоу «Голос».

На сегодня Иеромонах Фотий является первым духовным лицом, ставшим широко популярным «в миру». Слава пришла к Иеромонаху Фотию после победы в известном проекте «Голос». В какой-то мере священнослужитель стал первооткрывателем, ведь участие духовенства в коммерческих музыкальных проектах казалось немыслимым для большинства слушателей. Отец Фотий доказал, что любовь к Богу и преданность музыке - вполне совместимые вещи . Песни монаха несут в себе красоту, умиротворение и особое тепло, а сам он служит хорошим примером для публики.

Биография Иеромонаха Фотия

Детские годы батюшки

О жизни иеромонаха Фотия в детстве, подлинно известны следующие факты:

  • После окончания 9-летнего обучения в школе, Виталий решил продолжить образование в музыкальном училище.
  • Учеба в России продлилась совсем недолго, всего лишь один год. После этого родители молодого человека приняли решение о переезде. Выбор пал на город Кайзерслаутерн в Германии . Там Виталий обучался игре на органе.
  • В эти годы, парень впервые начал зарабатывать, участвуя в органных концертах, а также не забывал и о церковных службах.
  • В городе, где Виталий жил со своей семьей находилась православная церковь, которую он часто посещал и пел на клиросе, иногда занимаясь работой пономаря.
  • Фотий так и не сумел освоиться в чужой стране, его все время тянуло на родину и в 2005 году, он вернулся в Россию.

Служение Богу, монашество

Через некоторое время после возвращения в родные места, юноша в качестве паломника посетил Свято-Успенскую Почаевскую Лавру.

Он находился в монастыре всего две недели, но впечатлений осталось очень много. Вернулись воспоминания из детства, появились вопросы о своем истинном предназначении. Однако в тот момент, Виталий понимал, что жизнь в монастыре очень непростая и к такому он еще не готов.

Все же, это время было очень плодотворным, он снова прочитал Евангелие, изучил житие святых и увидел православную церковь в новом свете.

Виталий решил, что ему нужен совет другого человека. Схиархимандрит Власий слыл мудрым старцем, за помощью к нему отправлялись многие религиозные люди. Власий посоветовал ему принять монашество. Так, Виталий стал богослужителем Фотием, обитателем Свято-Пафнутьева Боровского монастыря .

Родители, конечно же, испытали серьезные переживания, узнав о решении сына. Мать, благословила выбор Виталия, понимая, что это не слепая мечта. Хотя ей пришлось очень нелегко. Отец пытался переубедить молодого человека, но это было невозможно и ему ничего не оставалось, как просто смириться.

Выбор Виталия был абсолютно осознанным, по зову сердца. Ни для кого не секрет, что некоторые отправляются в монастырь, чтобы спрятаться от проблем, компенсировать свою неустроенность. Мало кто, способен оставить мирское благополучие , и посвятить себя служению отныне обитая в маленькой скромной келье.

Виталий всегда был очень способным в музыке и ему пророчили большое будущее. Попав в монастырь, он был готов к тому, что в случае необходимости от своей мечты, возможно, придется отказаться.

Сколько испытаний ему пришлось перенести будучи послушником! Но он стойко проявил себя в тяжелом труде.

В монастыре Виталий приложил немало усилий, чтобы его голос зазвучал лучше. Через некоторое время, он стал посещать занятия вокалом у заслуженного преподавателя Виктора Твардовского. О нем иеромонах отзывается с особой теплотой. Затем, в силу нехватки времени, Фотий занимался пением самостоятельно, с помощью методики того же самого Твардовского.

Педагог улучшил вокальную технику отца Фотия, его репертуар значительно расширился и обогатился. Голос стал хорошо поставленным и натренированным, способным исполнять даже сложные оперные партии.

С согласия протоиерея, вместе со своими братьями из монастыря, отец Фотий участвовал в мероприятиях, исполняя песни в больницах, домах престарелых, в школах.

Видимо, Господь посчитал талант юноши необходимым людям, и вся творческая деятельность пришла как само по себе разумеющееся, без каких-либо особых задумок.

Хобби священника

Батюшка - очень многогранный и разносторонне развитый человек . Он не только является регентом, но и занимается версткой журнала для детей, помогает театру воскресной школы.

Окружающие люди не перестают удивляться, как за внешней мягкостью может скрываться такая сильная личность. Фотий много думает о других и всеми силами помогает тем, кому необходима поддержка. Он обладает очень целеустремленным характером и обязательно достигает желаемого.

Помимо этого:

Проект «Голос»

Иеромонах Фотий в социальных сетях

Участие в «Голосе» вынудило музыканта завести аккаунты в социальных сетях, например: VK, инстаграм, твиттер , а также есть канал на YouTube. Страницы постоянно обновляются и содержат актуальную информацию. Правда, неизвестно, занимается ли этим лично иеромонах Фотий. Музыка и творчество в контакте могут быть, опубликованы его концертным менеджером или же поклонниками творчества.

В «Перископе» священник проводит трансляции, где говорит на насущные темы, проводит видеопрогулки, рассказывает о приготовлении текущего ужина или показывает, как водит автомобиль. Такая деятельность несет пользу современной молодежи. Ведь Церковь у юношей и девушек ассоциируется с чем-то старомодным, а жизнь монаха кажется совсем несчастной и скучной. Благодаря активности священника в интернете, молодые люди стали интересоваться религиозными темами.

Ранее люди, не связанные с церковью, путались даже с названием сана «иеромонах» Некоторые молодые люди добавляли даже приставку нейромон, вероятно, перепутав с популярной группой.

Подписчики монаха отмечают, что Фотий имеет замечательное чувство юмора и его видео смотреть очень приятно. Свои обсуждения они публикуют на форумах, а вот личного сайта у монаха нет.

Появление монаха в популярном телешоу и его победа в нём наделали много шума. Даже спустя несколько месяцев разговоры об этом не утихают. А сам их «виновник» – иеромонах Фотий, насельник Свято-Пафнутиева Боровского монастыря, - стал желанным гостем многих теле- и радиопрограмм. Его гастрольный график расписан на несколько месяцев вперёд. Поклонники требуют сольных дисков.

Не мешает ли шоу-бизнес монашеским обетам, нам откровенно рассказал сам Фотий.

Встречу назначили в монастыре. Его практически метровой толщины стены, невероятная тишина и стаи голубей, парящих над куполами храмов, умиротворяют.

Хочется забыть обо всём, склонив голову в молитве.

Появляется Фотий. В руках у монаха - телефон. Батюшка передвигается по монастырю практически не отрывая глаз от его экрана. Даже во время интервью Фотий с ним не расстаётся. Сначала телефон лежит на столе. Но как только начинает издавать звуки, возвещая о поступившем сообщении, оказывается в руках монаха. Порой священнослужитель настолько погружается в происходящее по ту сторону экрана, что теряет нить разговора.

- Вы достаточно продвинутый батюшка: активно пользуетесь соцсетями, постоянно загружаете фотографии в «Инстаграм».

Для меня соцсети – средство общения, самовыражения. Там я вижу индикатор своей полезности – КПД: что людям нравится, что не нравится. Это определённая шкала. В реальном времени можно увидеть отношение к тому или иному твоему слову.

- Готовы ли вы поменять репертуар ради публики?

У всех свои вкусы, но есть какие-то общие тенденции. Я прислушиваюсь к ним. Мне очень важно, когда достаточно большое количество поклонников высказывают свои предпочтения. Исходя из этого, делаю какие-то поправки в исполнении, репертуаре. В основном народ любит добрые русские песни, городской романс с глубоким смыслом - то, что сейчас редко услышишь. Например, песни Эдуарда Хиля, Марка Бернеса.

- В общепринятом представлении монахи – аскеты, денно и нощно молящиеся. Современный монах – кто это? Для чего он пришёл в монастырь?

Человек идёт в монастырь, чтобы найти особые условия спасения, ведь спастись можно и в миру. И от того, как ты проведёшь жизнь в монастыре, будет зависеть твоя посмертная участь. Конечно, нужно жить достойно. То, как себя веду я, не пример идеального монашеского подвига.

- Почему?

Я активно общаюсь с миром, а по идее, должен полностью его отсечь и находиться в монастыре физически, духовно и умственно. Потому что стены тебя не спасут. Можно общаться, выходить в Интернет. Тогда какой смысл нахождения в монастыре, если ты вышел из него через Интернет, нашёл лазейку.

- Вы нашли такую лазейку?

Получается, да. Я понял, что это не только искушение для меня, соблазн, а именно (вздыхает.- Прим. авт.) моя слабость и собственное желание как-то находить компромисс - синтез пребывания в монастыре и общения с народом. Потому что народ, как оказалось, очень интересуется именно такой духовной жизнью. Хотя есть люди, радикально настроенные, считающие, что никакого общения с миром быть не должно. Ну пусть они так считают, мне важнее позиция - когда люди тянутся к монахам, когда ты можешь дать ответы на их вопросы. И сказать это на их языке, а не на языке святоотеческих книг. Можно просто закрыться здесь и читать только духовные книги, но ты не будешь понятен молодёжи. А поскольку я молодой, с техникой на «ты», то активно использую этот инструмент, чтобы показывать изнутри монастыря, что мы те же люди, умеющие радоваться всему. Стараюсь нести через социальную сеть небольшую проповедь какого-то добра.

- Вам важен отклик. А если его не будет, уйдёте из соцсетей?

Да, я анализирую, что там происходит, не тщеславия ради, не ради количества лайков и репостов. Я смотрю, что людям нравится и в соответствии с этим выстраиваю контент на своей странице.

Фото из гримёрки перед выступлением в Калужской областной Филармонии.

- Будто дразня публику, вы часто выкладываете фото из гримёрок с разными вкусностями – пирожными и прочими сладостями. И даже не скрываете, что питаете слабость к сырам.

Это не провокационные фотографии. Люди придумали стереотипы, и потом сами не могут от них отказаться. Их просто раздражает, выворачивает наизнанку, если монах выложил конфеты. Они считают, что это плохо. Но объяснить, почему им кажется это предосудительным, не могут. Я такой же человек. Поэтому стараюсь показать, что монахи - люди, не чуждые никаких мирских слабостей: мы тоже любим вкусно покушать, но не культивируем чревоугодие, сластолюбие. Я не просто показываю еду, я показываю её эстетическую сторону. Это своеобразное воспитание. Я рассказываю о своём вкусе - он простой, не какой-то утончённый. Да, сыры – это моя слабость.

- Хотели вы того или нет, но для многих стали кумиром, а в Библии говорится: «Не сотвори себе кумира».

Мне не нравится, что почитание переходит в фанатение. Это, конечно, беда.

Фотий получает огромное количество писем и посылок от поклонников.

- У вас огромное количество подписчиков в соцсетях, вы получаете десятки писем. О чём вам пишут?

В основном это слова благодарности, признательности за то, что я появился на телевидении, вообще на сцене. Пишут, поздравляют, просят, конечно, молитвенной помощи. Я же выступаю не просто как певец, но и как священник, поэтому люди и тянутся ко мне, в том числе как к человеку, который разбирается в духовных вопросах и может подсказать что-то: как вести себя в определённом религиозном плане, как жить. Интересная ситуация: вроде как артист и в тоже время - как душевный терапевт.

- Вы стараетесь отвечать на все письма?

Нет у меня пока времени отвечать. Откровенно говоря, у меня нет даже времени их читать, вскрывать, потому что постоянно какие-то разъезды, какие-то дела. Посылки, конечно, сразу вскрываю, интересно же (улыбается). А там какая-нибудь мелочь, какие-нибудь сладости… Они обычно в соцсетях узнают, что мне нужно. Как-то я сказал, что стою на морозе и у меня перчаток даже нет. И люди сразу начинают беспокоиться присылают мне перчатки…

Монаху прислали шарфик и томик стихов.

Пряники.

Посылка из Швейцарии.

- Как вы относитесь к своей популярности?

Я не обольщаюсь слащавыми комментариями и похвалами, которые поступают в мой адрес. Главное - видеть, что приносит людям радость.

- Популярность быстротечна, через 2-3 года о вас как об участнике проекта могут и не вспомнить. Вы к этому готовы?

Тем лучше - останутся только верные поклонники. Я изначально был невыгоден Первому каналу. Не могу с ним дальше сотрудничать, всё это очень сложно. Чтобы мне лишний раз выйти в эфир, столько нужно получить разрешений, согласовать документов, поставить подписей... Это очень ответственно. Всё, что я скажу на Первом, может быть использовано против меня.

- Главный вопрос, который задают многие: «Для чего монах пошёл на проект, зачем ему такая широкая аудитория, столько внимания?»

По сути, конечно, не нужна. Оказалось, я нужен ей. Ещё до участия в «Голосе» я анализировал отклики людей на свои выступления. Публика хотела меня слышать, получать диски, которые я сам записывал. Появилась мысль, что будет неплохо выступить на всю страну, чтобы люди меня услышали и как-то порадовались.

- Как думаете, стали бы вы победителем, не будучи монахом, а только благодаря своим вокальным данным?

Может, и нет. Я человек необычный, ко мне сразу было приковано внимание публики. Вокальными данными блещет каждый на этом конкурсе, там нет недостойных - все профессионалы, даже те, кто на первых же эфирах выбыл. Они молодцы. Люди голосуют за целый комплекс – они видят образ, видят посыл, они видят какую-то искренность. Часто слышу, что за меня голосовали не потому, что я православный монах, а потому что их глубоко тронуло, зацепило моё исполнение.

- Не раз в своих интервью вы говорили: если пригласят участвовать в «Евровидении» , готовы дать достойный ответ Кончите Вурст. Откуда вы о ней узнали? Видели её выступление?

О ней сложно не знать. Тем более что после её победы «Евровидение» считается рассадником разврата. Говорят, туда вообще лучше не соваться, и не то что священнику, духовному лицу, а даже мирянам. Но я иного мнения. Раз есть такая площадка - на ней нужно выступать. Если люди любят эпатаж, сюрпризы, что-то необычное, надо сделать ответный удар – показать, что не только развратное может быть популярным, но и что-то чистое и светлое, исходящее от той части нашего человечества, которое проповедует только добро и нравственность.

С Тимуром Кизяковым на съёмке программы «Пока все дома».

- Мне показалось, что вы устали от внимания, славы.

Я бы охотно отдохнул недельку. Постоянно какие-то звонки, дела, личное общение с людьми. Хочется как-то поддерживать жизнь в соцсетях, отвечать, обновления какие-то делать. Всего понемножку - и ты ложишься уже в три часа ночи. Я бы хотел, чтобы обо мне все забыли.

- И даже концерты не приносят удовольствия?

Поначалу удовольствие получаешь, но это очень быстро надоедает, тяготит. Хочется куда-то зарыться. Я другого темперамента человек - нахожусь на сцене в смущении, не знаю, как себя правильно вести. Пою как пою – и всё. Люди видят мою какую-то отрешённость - я вроде как пою, но я не с ними, а как будто я в своём мире нахожусь.

Телецентр «Останкино». Иеромонах с Иваном Охлобыстиным и Гариком Сукачёвым.

- Я знаю, что, помимо профессионального пения, вы до прихода в монастырь сочиняли музыку. Почему перестали этим заниматься?

Это перестало быть нужным, хотя и в миру это было не нужно – так, хобби. Писал «в стол», никто этого не слышал. Я жду момента, когда в моей судьбе будет такой поворот, что я смогу реализовать и эту способность. Она для меня, может, даже более значима, чем голос. Самореализация очень важна для человека, тем более, когда он чувствует в себе потенциал, а плодов это не приносит. Музыка, которую я пишу, не столь популярна. Она не электронная, не соответствует вкусам масс. Да и вообще сейчас в Интернете сложно занять какую-то нишу, уже столько музыки там выложено. Нужно просто заниматься своим делом, своим направлением. А для меня это киномузыка. Понятно, что как монах я уже не смогу писать музыку - только если как-то так получится, что предложат.

- После победы в проекте вас задарили подарками – поездка во Францию, автомобиль.

Поехать я могу в любой момент, нужно только получить благословение. А машина ещё с конвейера не сошла. Кстати, я в позапрошлом году сдал на права, очень хотел иметь машину. Может, для меня это было дополнительной мотивацией пойти на «Голос». Я знал, что победителю достаётся автомобиль. Я, конечно, копил не на «Ладу», хотел несколько другую машину. Хотя первый автомобиль должен быть попроще - отечественный.

- Какую бы вы машину хотели? С чего может на неё накопить монах?

Я хотел «Тойоту». Да особо копить-то и не с чего. Это всё только благодетели какие-то. Большую сумму никто не даст. Сам себя в чём-то урезаешь – лишний раз не покушаешь суши, пиццу. Так, тихонько, копейка к копеечке - и ты знаешь, что на двигатель у тебя уже есть денежка.

- Не боитесь, что слава может вас сломать?

В ней ничего положительного нет, но и отрицательного - тоже. Самое главное - её оправдывать, чтобы она не была пустая. Достичь славы и стать популярным ничего не стоит. По сути, попа, несколько раз показанная по телевидению, тоже станет популярной. Самое главное - зарабатывать эту славу достойно, чтобы соответствовать.

Сейчас Фотий вместе с другими участниками «Голоса» готовится к туру по всей стране. Батюшка будет давать и сольные концерты. Так, билеты в Калуге на его мартовское выступление разбирают, как горячие пирожки. На что монах потратит деньги, он так и не смог сказать. Заявив, что это не такие уж большие средства. Когда мы подошли к храму, к нам подбежала женщина.

- Отец Фотий, можно с вами сфотографироваться? Когда скажу своим в деревне, что видела вас, никто не поверит!

После фотосессии на монаха буквально налетели паломницы, прося о благословении. Не глядя на них, стараясь пробраться сквозь толпу, Фотий выполнил их просьбу и скрылся. Послушание батюшки – пение на клиросе в хоре. В остальное время он практически всегда онлайн.

Фото: Светлана ТАРАСОВА и с личной страницы Фотия «ВКонтакте».

«У меня был личный кот Зайчик, но он всем мешал»

Я был приглашен к нему домой. У него большая коллекция икон, как в Третьяковской галерее.

- Вас впечатлило это собрание или вам показалось неправильным собирать иконы как коллекцию?

Григорий Лепс - верующий человек, у него есть много вопросов, он человек ищущий. Я не думаю, что он просто коллекционирует иконы без веры.

- Вы как-то оказали влияние на его духовный рост?

Он человек самодостаточный, и я не имею права как-то влиять на него. Я всячески избегал моментов, когда можно было бы читать какие-то нравоучения. Думаю, что Григорий Лепс и так все прекрасно понимает, просто его образ жизни не всегда позволяет быть ему благочестивым. Да и зачем быть благочестивым напоказ? Все ведь должно быть в сердце, это твое личное отношение к Богу.

- Но другой наставник, Баста (Василий Вакуленко), например, брал у вас благословение.

Да, все время брал. Он тоже в свое время прислуживал в алтаре, подкован в духовном плане. У меня со всеми наставниками были хорошие, приятельские отношения. Александр Градский, например, всячески старался помочь, относился ко мне объективно, говорил, что у меня не самый лучший голос на проекте, но в целом мой образ приятен зрителю - и они будут голосовать за меня.

- У вас среди участников были свои фавориты?

Я болел за Ренату Волкиевич, которая приехала на конкурс из Польши. У нее очень хорошие вокальные данные. Мы с ней подружились. Также мне очень нравились Витольд Петровский и Армен Авджан, у которых тоже были большие шансы пройти в финал.

- Вы могли отказаться исполнять какую-то песню?

Мог. Но я не отказывался, принимал все как данность. Раз такую песню дали - значит, на то воля Божья. Хотя многие песни были не в привычном мне жанре.

Последней тройке исполнителей на проекте вручили сертификаты на поездку на двоих во Францию. Вы планируете им воспользоваться?

Он лежит у меня. Поездка рассчитана на три дня, но ее нужно согласовать с митрополитом.

- Если надумаете, кого с собой возьмете в поездку, может, друга, отца Макария?

Ему также надо будет писать прошение. Это осложнит положение. Может, и один поеду, а может, и маму возьму с собой.

- Вы получили в подарок ключи от нового автомобиля. Вам его уже привезли?

Машина еще не сошла с конвейера. На программе была ее презентация.

- Это будет ваша личная машина?

Я давал обет нестяжательства, поэтому, если меня призовут отдать ее монастырю, - я так и поступлю. Не призовут, буду пользоваться, у меня есть права на вождение машины.

- Отец Фотий, о чем вы мечтаете?

У меня мечты достаточно реализуемые. Когда-то я мечтал о рояле, о машине, а также проехаться по Америке. Все это исполняется...

Мы остаемся на вечернее богослужение. В храме Рождества Богородицы, построенном царем Федором еще в 1586 году, прекрасная акустика. Поет монастырский хор. Голоса монахов, отражаясь от потолка, окутывают каждого из молящихся. И внешний мир куда-то исчезает.

Одна из прихожанок, кивая на отца Фотия, говорит тихо: «От избытка сердца глаголют уста». Не потому ли россияне отличаются от европейцев, что на конкурсе голосуют не за эпатажную женщину с бородой, а выбирают скромного священника с ангельским голосом?