Слева направо: Озимандия, Шёлковый Призрак II, Доктор Манхэттен, Ночной Филин, Роршах. Внизу: Комедиант

Хранители (англ. Watchmen ) - один из самых культовых комиксов графических романов всех времён, оказавший огромное влияние на развитие жанра. Посвящён деконструкции образа супергероя , которая привела к появлению антигероев девяностых . Комикс вышел в 1987 году, с тех пор много раз переиздавался и сохраняет популярность до сих пор. Авторы - Алан Мур (сюжет) и Дэйв Гиббонс (иллюстрации).

Журнал Time включил «Хранителей» в число 100 лучших англоязычных книг, выпущенных после 1923 года.

Мир

Действие происходит в мире с альтернативной историей , в котором простые американцы, вдохновлённые комиксами Золотого века , особенно образом Супермена , надели дурацкие костюмы, скрыли лица за масками, вышли на улицы и стали вигилантами - самозваными борцами с преступностью. Первая организация вигилантов называлась «Ополченцы» (Minutemen) и действовала в 1940-х годах. Второе поколение действовало в рамках сообщества «Хранители» (Watchmen) в 1960-х. В 1977 выходит декрет Кина, запрещающий супергероев. Таким образом, все вчерашние борцы за справедливость выходят в отставку - кроме Комедианта и Доктора Манхэттена, подвизавшихся сотрудничать с правительством, а также Роршаха, просто отказавшегося сложить оружие.

Сюжет

Действие романа начинается в октябре 1985-го года. В собственной квартире убит Эдвард Блейк, белый мужчина за шестьдесят, очень сильный, неизвестного рода занятий. Помимо полиции, убийством неожиданно интересуется последний активный член «Хранителей» Роршах. Дело в том, что Блейк - супергерой по имени Комедиант, один из «Хранителей», состоявший на службе у правительства США и занимавшийся различными тёмными делишками. Мало-помалу Роршах приходит к выводу, что убийство Блейка является частью большого плана по дискредитации и уничтожению бывших супергероев. Он встречается с другими Хранителями - доктором Манхэттеном и его любовницей Лори Юспечик (бывшей Шёлковым Призраком), а также Дэниэлом Драйбергом (бывшим вторым Ночным Филином), чтобы предупредить их. Они не больно-то прислушиваются к бывшему товарищу по оружию, но Роршах оказывается прав - кто-то действительно пытается избавиться от супергероев, а также планомерно ссорит СССР и США.

Дело идёт к Третьей мировой войне , но Роршах с маниакальным упорством пытается раскрыть заговор , организаторы которого убили его бывшего товарища. В ходе расследования герои вспоминают о былых днях, раскрывая читателю историю взлёта и падения американских супергероев.

В конце повествования почти все супергерои мертвы, а мир никогда не будет прежним.

Герои

Все участники «Ополчения» (кроме Комедианта) - второстепенные, а «Хранителей» - главные. Большинство Ополченцев к 1985 году уже мертвы и действуют только в воспоминаниях, о которых читатель узнает из книги Холлиса Мэйсона (первого Ночного Филина) или рассказов Салли Юпитер (первого Шёлкового Призрака, матери Лори Юспечик).

«Ополчение» (1940-е)

  • Вершитель Правосудия (возможно, Рольф Мюллер) (англ. Hooded Justice, Rolf Müller )
Самый первый супергерой, о котором писали газеты. Его личность так и не была раскрыта, но есть подозрения, что под маской скрывался цирковой силач Рольф Мюллер. Был геем и встречался с Капитаном Метрополисом. Исчез в начале 1950-х при странных обстоятельствах; возможно, убит Комедиантом, мстившим за своё избиение после попытки изнасиловать Салли Юпитер.
  • Ночной Филин (Холлис Мэйсон) (англ. Nite Owl, Hollis Mason )
В детстве жил на ферме деда, который и передал ему свои твёрдые моральные принципы. После переезда родителей в город закончил школу и пошёл работать в полицию. В 1938 году прочитал комикс про Супермена и решил бороться со злом не только днём, в форме, но и ночью - в костюме супергероя. В 1962 году вышел в отставку и написал книгу «Записки под капюшоном», в которой рассказал о своих приключениях в «Ополчении». Пожалуй, единственный из всех героев, кто не имел проблем с обществом и наслаждался своим делом.
  • Шёлковый Призрак (Салли Юспечик, творческий псевдоним - Салли Юпитер) (англ. Silk Spectre, Sally Juspeczyk (Jupiter) )
Стала супергероем, чтобы начать карьеру модели. Единственная, кто не носила маску. Основала «Ополчение». Выйдя в отставку, воспитывала дочь Лори как продолжательницу своего дела. Карьера модели у Салли сложилась удачно; про неё даже сняли фильм.
  • Капитан Метрополис (Нельсон Гарднер) (англ. Captain Metropolis, Nelson Gardner )
Стратег «Ополчения». Разрабатывал блестящие операции, благодаря которым во многом удалось победить организованную преступность. В 1960-х пытался создать новую организацию супергероев, «Борцы с преступностью», но потерпел неудачу. В 1974 году погиб в автокатастрофе (позднее выяснилось, что это было самоубийство).
  • Доллар (имя неизвестно) (англ. Dollar Bill )
Студент-спортсмен, которого нанял банк в качестве живой рекламы. Был весёлым и открытым молодым человеком и хорошим товарищем. Погиб совершенно нелепой смертью: по настоянию маркетологов он носил плащ, который зацепился за решётку в момент, когда Доллар пытался помешать ограблению банка. Был застрелен преступниками.
  • Комедиант )
Присоединился к «Ополчению» в возрасте 16-ти лет. Первоначально носил жёлтый клоунский костюм и слыл большим весельчаком. Затем вырос, поменял костюм, а его шутки стали куда более жестокими. Считает, что на самом деле все люди - дикари, а цивилизация всего лишь фантазия. Его выбор - насмешки над обществом, безнаказанные драки, убийства и как следствие - жизнь правительственного наёмника.
  • Мотылёк (Байрон Льюис) (англ. Mothman, Byron Lewis )
Мечтал помогать обездоленным и обиженным, для чего и стал супергероем. Оказался заподозрен в связях с коммунистами во времена разгула маккартизма . Хотя и был оправдан, травля подорвала его психическое здоровье. В конце концов спился и закончил дни в сумасшедшем доме.
  • Силуэт (Урсула Зандт) (англ. The Silhouette, Ursula Zandt )
О ней мало известно. Урсула была лесбиянкой; когда этот факт в 1946-м году раскопали газетчики, её изгнали из рядов «Ополчения». Безусловно, это было несправедливо. Убита вместе со своей любовницей шесть недель спустя бывшим криминальным авторитетом, узнавшим имя девушки из пресс-релиза «Ополчения» об её отставке.

«Хранители»

  • Комедиант (Эдвард Морган Блэйк) (англ. The Comedian, Edward Morgan Blake )
См. выше.
  • Ночной Филин II (Дэниэл Драйберг) (англ. Nite Owl, Daniel Dreiberg )
Драйберг - наследник богатых родителей, изобретатель и профессиональный орнитолог. Был большим фанатом Ночного Филина и после отставки Холлиса попросил у него разрешения на использование этого образа. Создал множество крутых гаджетов , в том числе и «Соволёт». Одинок, редко выходит из дома. Иногда пьёт пиво с Холлисом. Влюблён в Лори Юспечик.
  • Шёлковый Призрак II (Лорел Юспечик) (англ. Silk Spectre, Lorel Juspeczyk )
Дочь Салли Юспечик. Воспитана как преемница матери на посту супергероя. Была вигилантом 10 лет, до 1977 года, пока правительство не запретило это законодательно. Живёт на военной базе вместе с Доктором Манхэттеном.
  • Доктор Манхэттен (Джон Остерман) (англ. Doctor Manhattan, Jon Osterman )
Единственный герой, обладающий суперсилой . Когда-то был молодым учёным-физиком Джоном Остерманом, но в результате неудачного эксперимента был дезинтегрирован - распался на элементарные частицы. Непонятно как сумел вновь собрать своё тело воедино. Обладает властью над временем и пространством. Правительство придумало ему прозвище «Доктор Манхэттен» по аналогии с проектом «Манхэттен» . Доктор помог США выиграть войну во Вьетнаме и получить значительный перевес в международной политике. Он - человек, способный остановить любую войну. Хотя способности Доктора Манхэттена близки к божественным, он не может ничего изменить, поскольку живёт одновременно в прошлом, настоящем и будущем. Такая особенность восприятия также мешает ему правильно понимать людей и их эмоции. Благодаря его исследованиям во многих областях науки и техники, мир «Хранителей» 1985 года гораздо более развит, чем мир-прототип.
  • Роршах (Уолтер Джозеф Ковач) (англ. Rorschach, Walter Joseph Kovacs )
Сын проститутки, практически не знавший своего отца и большую часть юности проведший в детском доме. Несмотря на отсутствие высшего образования, умён, начитан, разбирается в истории. Он примкнул к «костюмированным героям» именно для того, чтобы бороться со Злом. Однако скоро его понимание Зла и, как следствие, борьбы со Злом становится чрезвычайно категоричным. Роршах вступает в эту борьбу под девизом «никаких компромиссов, даже перед лицом Армагеддона». Собственно, кроме этого принципа, терять ему практически нечего: он живёт на съёмной квартире, всё, что у него есть - это подшивка ультраправых журналов «New Frontiersman», маска, на которой всё время передвигаются чёрные пятна, напоминающие тест Роршаха (откуда и псевдоним), пальто, шляпа, фиолетовые брюки и плакат с надписью «Конец близок».
  • Озимандия (Адриан Вейдт) (англ. Ozymandias, Adrian Veidt )
Адриан всегда был умным ребёнком и мечтал изменить мир, как его кумиры - Александр Македонский и фараон Рамзес II . Он пустил своё наследство на благотворительность и отправился в путешествие, чтобы лично пройти путь, который тысячи лет назад прошёл Александр. Вернувшись на родину, Адриан стал одним из вигилантов, однако быстро заработал репутацию «самого умного человека на Земле». За два года до декрета Кина он ушёл в отставку, раскрыл свою личность и занялся коммерцией, став самым богатым человеком в мире. Главной особенностью Адриана Вейдта является его комплекс превосходства. Кроме того, он самый сильный и умелый боец из всех супергероев, кроме Доктора Манхэттена. Адриана всюду сопровождает генетически модифицированная рысь по имени Бубастис. Роршах предполагает, что Вейдт - гомосексуал.

Что есть везде

  • Ай, молодца! - действия супергероев делают жизнь в США и мире опаснее, чем в нашей реальности.
  • Альтернативная история : США выигрывают войну во Вьетнаме , Никсон уже 14 лет как президент, да и в целом «правые» безоговорочно победили. Лидер СССР Горбачёв настроен агрессивно и открыто вторгается в Афганистан.
  • Антигерой - Роршах (прагматичный) и Комедиант (герой только по названию). А Филин-«младший» классический антигерой: без своего супергеройского костюма он - закомплексованный интеллигент, которому порой не хватает уверенности в себе, и который не может возбудиться для занятия сексом с любимой, не совершив перед этим вместе с ней какой-нибудь подвиг.
  • Антизлодей - Озимандия с его планом «пусть погибнут миллионы ради спасения миллиардов».
    • Благонамеренный экстремист и тоталитарный миротворец - он же.
    • Великолепный мерзавец , культурный мерзавец и милый злодей - он же! Он и впрямь круче и глубже многих плоских злодеев из более простых и незатейливых произведений.
  • Атомпанк : Доктор Манхэттен способен синтезировать что угодно. За счёт этого прогресс ушёл далеко вперед по сравнению с реальным 1985 годом. Однако угроза конца света никуда не девается - более того, она усиливается. Недаром одним из центральных образов комикса являются Часы Судного Дня.
  • Богатый безработный дурак - Дэниел Драйберг. Ну, скажем так, богатый безработный интеллектуал. А Силуэт была дочкой богатых родителей , которая пошла в супергерои в поисках острых ощущений.
  • Боевая пара - Ночной Филин II и Шёлковый Призрак II.
  • Боевой феминист - Комедиант. Избил Салли Юпитер за отказ переспать с ним, застрелил вьетнамскую девушку, беременную от него, избивал часть толпы буйных демонстрантов (тех, что не захотели или не успели убежать) вне зависимости от пола. Адриан Вейдт тоже, но строго тогда, когда необходимо . Роршах слегка женоненавистник (из-за того, что его мать была проституткой и кошмарной родительницей), но в кадре ни разу женщин не бьёт. Хотя скорее всего может, просто нет необходимости.
    • Не щадить детей - когда Блейк приходит к Молоху выплакаться о том, какой ужасный план задумал главгад, признаётся, что он (в смысле Комедиант) порой убивал и детей.
  • Братья по оружию - Роршах и Ночной Филин II. Они максимально непохожи по характеру и дополняют плюсы и компенсируют минусы друг друга. И Дэн чуть ли не единственный, кто может терпеть козлистость Уолтера - многим другим с ним даже находиться в одной комнате неприятно (ещё и из-за того, что он не моется).
  • Герой-социопат - Комедиант и Роршах.
  • Даже у зла есть стандарты : даже у изрядного отморозка Эдварда Блейка планы Главного Гада вызвали ужас. Что и стало причиной смерти Комедианта.
  • Жанровая смекалка : выслушав от Молоха рассказ о том, как к нему домой вломился рыдающий Комедиант и изливал ему душу, Роршах замечает, что история совершенно невероятная, поэтому, это, скорее всего, правда .
    • Очень опасную жанровую смекалку проявляет в финале и Озимандия. Неизвестно, читал ли он правила тёмного властелина , но не стал бы рассказывать героям свой план, если бы уже его не осуществил.
  • Закадычные враги - Комедиант и Молох.
  • Злобный клоун : субверсия. При имени «Комедиант» ожидаешь кого-то вроде Джокера или Дедпула, но этот чувак к клоунским ужимкам не склонен, а юмор у него цинично-нигилистический . Роршах развил теорию, что Эдвард хотел быть яркой и заметной пародией на довольно гнилое человеческое общество (пусть и не так ярко) - по его мнению, люди, осуждающие его, де-факто «пеняют на зеркало»
  • И у злодея есть любимые : смерть любимого животного, рыси Бубастис , очень расстроила Главного Гада. Хотя он сам её убил с тяжёлым сердцем, убеждая себя, что так было надо , но, если подумать, можно было обойтись и без этого - см. статью откровение у холодильника , раздел «кино»
  • Кармический Гудини - Озимандия , хотя финал намеренно оставлен открытым.
  • Кнопка берсерка : когда Ночной Филин узнаёт о смерти своего друга и наставника Холлиса Мэйсона, он впадает в такую бешеную ярость, что Роршаху приходится его сдерживать.
  • Козёл - Роршах. Не то чтобы он козлил нарочно, но общение с ним то ещё удовольствие. Но вообще он козёл с золотым сердцем , хоть и храмовник .
  • Какой ни есть, а он за нас - Комедиант.
  • Крутое семейство : в образе Шёлкового Призрака действовали мать и дочь - Салли и Лори Юспечик (польская фамилия «американизирована» в Юпитер).
  • Крутой в отставке - все супергерои, кроме легализовавшихся Комедианта и Доктора Манхэттена, а также ушедшего в подполье Роршаха.
  • Крутой ботан - Ночной Филин II. А вот Озимандия что-то среднее между этим и немного другим .
  • Крутой гей - Капитан Метрополис, Вершитель Правосудия, Силуэт и, возможно, Озимандия.
  • Крутой дедуля - Комедиант, Холлис Мэйсон. Увы, деконструкция: несмотря на крутизну, с более молодыми и сильными противниками им всё-таки не справиться.
  • Крутой в пальто - Роршах.
  • Крутой в плаще - Ночной Филин II.
  • Мастер невероятного оружия и прагматичный боец - Роршах.
  • Мисс Фансервис - Шёлковый Призрак, обе. Деконструкция: им не нравится этот давящий обтягивающий костюм, но приходится носить по настоянию мужа и мамы соответственно, по чьей воле они и стали супергероями.
  • Нахрена родня такая, лучше буду сиротой - не только мама Роршаха, но и, как выясняется отцом Лоури был Комедиант. Через некоторое время после неудачной попытки изнасилования Салли внезапно ответила согласием. Лоури узнаёт это при хроно-телепатическом сеансе, устроенном Манхэттеном.
  • Невероятно отстойный дар : способность Доктора Манхэттена уничтожать ядерные ракеты только усиливает гонку вооружений и напряжённость между сверхдержавами. А возможность разом видеть прошлое, настоящее и будущее сильно осложняют доку возможность общаться с людьми, и в итоге он покидает Землю навсегда .
  • Несовместимая с жизнью тупость - уголовники, пытавшиеся цепляться в тюрьме к Роршаху (потому что многих из них он сам туда отправил).
  • Несовместимая с жизнью правильность - сам Роршах. Чрезмерная принципиальность сыграла с ним злую шутку.
  • Ницшеанец-самоучка - Комедиант.
  • Нуарный детектив (персонаж) - Роршах похож.
  • Одним миром мазаны - разгон убийцей и социопатом Комедиантом агрессивной толпы , митингующей против супергероев.
  • Операция под фальшивым флагом - целый комплекс таких действий является планом Озимандии .
  • Открытый финал : опубликуют ли дневник Роршаха? И произведут ли в этом случае его записи эффект разорвавшейся бомбы? А может, это всё посчитают паранойей и конспирологией?
  • Офигенные герои - субверсия. Они опоздали на 35 минут.
  • Пнуть собаку : Комедиант без колебаний расстреливает вьетнамскую девушку, к тому же беременную от него. А гопники, убившие Холлиса Мэйсона, убили и его собаку тоже.
  • Транс-человек - доктор Манхэттен. По мнению некоторых - бог во плоти (сам отрицает, хотя и признаёт, что сильно отдалился от человечества).
  • Почему ты отстой - излюбленная тематика монологов Роршаха. А также Доктор Манхэттен, обращаясь к временно распылившему его Озимандии, говоря, что тот действительно самый умный из людей, но для него - не более опасен, чем самый умный термит для самого Вейдта.
  • Похороны под дождём : во время похорон Комедианта льёт дождь.
  • Простой крутой смертный : все супергерои, кроме Доктора Манхэттена.
    • Каждое утро делает зарядку : Озимандия может поймать пулю рукой. Вроде как у него кевларовые пластины в перчатках на ладонях, но всё равно для этого нужны сверхбыстрые рефлексы .
  • Ригидная мораль - принцип Роршаха: «никаких компромиссов даже перед лицом Апокалипсиса».
  • Сарказм - там это любят все, но особенно Роршах и Комедиант.
  • Сделать добро из зла - см. Антизлодей .
  • Так было надо - смерть Роршаха от рук Доктора Манхэттена .
  • Тяжёлое детство, деревянные игрушки - Роршах.

Что есть в экранизации

  • ГЭС : помимо имеющихся в оригинале, в фильме намекается, что в ГЭС впадает Озимандия , осуществив свой план и оставшись один на руинах старого мира.
  • Закадровое гуро - аверсия , да ещё какая! Здесь не стесняются показывать даже самые кровавые убийства. Прямо играется только в начальных титрах в сцене расстрела мирного протеста и в режиссёрской версии в сцене убийства Холлиса Мэйсона и малорослого криминального авторитета в тюрьме, куда посадили Роршаха.
  • Крутой баритон - Роршах и Комедиант.
  • Моложе, чем выглядит : Роршаху по канону тридцать пять лет, а актёру Джеки Эрлу Хейли было хорошо за сорок, и выглядит он на свои годы.
  • Окрутеть в адаптации - Ночной Филин II. Он, конечно, и в комиксе лохом не был, но в фильме стал серьёзно круче в рукопашных драках.
  • Похорошеть в адаптации - Роршах в исполнении Джеки Эрла Хейли и Ночной Филин II в исполнении Патрика Уилсона. Костюмы Ночного Филина II тоже куда более вменяемые и менее дурацкие, чем в комиксе.
  • Темнее и острее : количество кровищи и насилия в фильме просто зашкаливает (но главное не это, а философия, зрелищные драки с кровищей - вишенка на торте). В комиксе, вышедшем в 1987 году, таких ужасов не рисовали, оставляли за кадром. Ну и художник - не Миура всё-таки.
  • Фансервис - довольно откровенная любовная сцена между Шёлковым Призраком и Ночным Филином.
  • Эффект штурмовика : ни один полицейский в принципе неспособен попасть в Роршаха, даже стреляя почти в упор.

Примечания

В этой статье вы узнаете:

Лорел Джейн Юспешик (Sally Juspeczyk) — герой в костюме «Шелковый призрак 2». Персонаж комиксов и фильма 2009 года «Хранители». В фильме ее роль исполнила актриса Малин Акерман.

История:

Лори родилась в 1949 году.

Она росла, постоянно видя конфликты между родителями. Отчим Лоренс Шекснайдер, постоянно срывался на Лори, во время ссор с ее матерью Салли Юпитер. Салли скрывала от дочери правду о ее рождении и имя настоящего отца. Она не позволяла девочке читать книгу Холлиса Мейсона (Ночная сова) «Под Капюшоном», в которой был освещен инцидент между ее матерью и , когда тот избил и попытался изнасиловать ее.

Лори и Манхеттен в комиксах

Путь Хранителя:

Лори долгое время была в тени свой матери, и в одну из встреч «Борцов с преступностью» встретилась с Комедиантом, своим истинным отцом. Он сделал ей комплимент по поводу того, как она похожа на свою мать. Салли была разгневана разговором никудышного отца с дочерью.

Вскоре Лорел переняла псевдоним матери и стала носить похожий костюм.

После первой встречи «Борцов с преступностью» Юспешик заинтересовалась Доктором Манхеттеном, и этот интерес оказался взаимным. У них возникли отношения. Героиня стала работать вместе с Манхеттеном.

В 1977 году вступил закон запрещавший деятельность костюмированных героев. Лори была отчасти рада этому. Она ушла «на пенсию» оставшись жить с Доктором.

Новая жизнь:

С годами отношения Доктора Манхеттена и Лори становилось все более прохладными. Человечество переставало интересовать его, он становился все более отчужденным и безразличным. В конце концов, Лорел бросила возлюбленного.

Единственным человеком, к которому она могла пойти, был Дэн Драйберг (Ночной филин 2), такой же герой в костюме, ушедший в отставку после принятия закона.

Когда погиб Комедиант, за расследование его смерти взялся . Он предупредил, что кто-то открыл охоту на костюмы.

Заговор против героев:

Вскоре, Доктор Манхеттен, покинул Землю, обвиненный в причинении зла, и планета оказалась на гране Холодной войны. Это заставило Лори и Дэна снова надеть костюмы и отправиться на поиски приключений. Они вытащили Роршаха из тюрьмы, и стали помогать ему распутать заговор против героев.

После того, как Лорел и Дэн спасли людей в горящем здании, Доктор Манхеттен внезапно забрал ее на Марс. Девушка умоляла Доктора спасти Землю, остановить войну, но он считал, что ценность жизни явно преувеличена и спасать ее нет смысла. В ходе этого разговора, перед Лори ожило множество старых воспоминаний, и она неожиданно приходит к выводу – ее истинным отцом был Комедиант. Это натолкнуло Манхеттена на мысль о том, как в такой борьбе противоположностей, в таком хаосе могла зародиться жизнь. Только тогда жизнь снова заинтересовала его и он согласился вернуться на Землю.


Лори в исполнении Малин Акерман

Конец:

По возвращению на Землю, они увидели что половина города Нью-Йорка была уничтожена.

Доктор Манхеттен и Лори перенеслись на его базу Озимандия в Антарктиде. Попытки остановить Адриана Вейдта были бессмысленны – его план уже был приведен в исполнение.

Когда же Озимандий продемонстрировал, что этот план сработал — люди забыли про войну, Лори, Дэн и Манхеттен согласились что это единственный путь к миру. Но Роршах не знающий компромиссов отказался молчать, за что Манхеттен убивает его.

Спустя время, Лори и Дэн навестили Салли Юпитер. Тогда Лори сообщила свой матери, что знает правду о своем настоящем отце. Она признала, что взаимоотношения Салли и Блейка были слишком сложны. Комедиант был негодяем, но все же подарил ей такой чудесный цветок как — Лори.

Вселенная Marvel (Земля 616) Угадай имя героя кино Марвел Мир DC Comics Самые богатые герои комиксов Лучшие антигерои комиксов Материалы по Лиги Справедливости

Казалось бы, чего можно ждать от очередной экранизации комикса? Или от режиссера "300" и "Dawn of the Dead"? Ну что там может быть, кроме кровищи, нуара, постмодернисткого (мусорного) тупого и безудержного экшена с потаканием порокам зрителей и вездесущей апологией культа силы? Всего этого (кроме экшена) в "Хранителях" и вправду предостаточно, но, на поверку, фильм оказался очень неожиданным. Возможно, не для тех, кто знаком с "литературно-графическим" первоисточником, но для основной массы зрителей уж точно.

Фильм, на самом деле, весьма показателен как образец современной мифологии и массовой культуры – актуальных в ней образов, героев и ценностей («Темный рыцарь» и «Человек-паук» из той же серии). Настолько показателен, что заслуживает детального разбора.

Начиная исключительно с эстетических критериев, во-первых, хотелось бы отметить музыку – подобраны замечательные песни, чего стоит одна только "Sound Of Silence"!

Второе – безусловная эстетичность выдержанных в стиле noir сцен – высокий китч, очень качественный и красивый. Безусловно, любители комиксов и поиска "пасхальных яиц" найдут в фильме множество ссылок и цитат, достаточно симпатично оформленных.

Нужно отметить статичность картинки – отсутствие динамичного экшена и "тяжеловесность", затянутость сцен. Этот, в коммерческом плане, недостаток делает "Хранителей" такими притягательными для одних и отталкивает других. Определенная стилизованность под детектив, расследование Роршахом убийства с периодическими воспоминаниями "о былом" отсеивают определенную часть целевой аудитории. Те, кто пришел приобщиться к спинномозговой динамике смены ярких картинок и непрерывному избиению "хорошими парнями в трико" и карнавальных масках разного рода психов и просто "плохих", будут явно разочарованы, поскольку не найдут ни динамики, ни "хороших парней". А вот психов в трико в фильме достаточно.

И вот эти самые психи в трико, на которых застывает картинка, разбирая их на запчасти в саркастическом анализе культа комиксов, супергероев и прочей "американской мечты", и являются главной изюминкой фильма. Отнюдь не сюжет, который, конечно "откровение" в рамках комиксов, но не так уж и нетривиален для так называемых "серьезных произведений". И в этом аналитическом разборе или, назовем его по-модному, деконструкции супергероев и значительного пласта идеалов американской массовой культуры 60-х - 80-х годов, картинка просто не могла не быть статичной, заставляющей зрителю вникнуть в суть показываемого на экране и насладиться осмеянием тех "ценностей" массовой культуры, апологетику которых зритель пришел наблюдать. В результате, "целевой зритель" вместо очередного прославления дурного вкуса, подтверждения значимости дешевых "ценностей" и зубодробительного экшена для спинного мозга получил нечто противоположное своим ожиданиям – его осмеяли и "нагрузили". Не факт, конечно, что "целевой зритель" понял сарказм, но то, что он не получил желаемого, совершенно очевидно. Стоит ли говорить, что такой подход создателей фильма был обречен на провал?

Если разобраться, что такое "супергерои", как не возрожденные языческие "боги" и "полубоги"? Образцы для подражания ("американская мечта") в пантеоне мифологии культа силы и успеха современного новоязыческого общества. Зритель, идя в кино, предполагает увидеть на экране и приобщиться к своему идеальному "я", воплощающему главные добродетели, воспеваемые современной мифологией – силу ("сверхсилу", перед которой никто не устоит) и успех (супергерои, прежде всего, очень популярны в своем мифическом мире, причем, независимо от реальной "пользы" своих действий). Не секрет, что в последнее время зритель хочет все большей "правдивости" образов супергороев, которые не должны быть "правильными", а вполне циничными и даже антигероями. Это следует понимать так, что зритель требует потакания своим порокам – ну не нужен ему образец для подражания, сравнивая себя с которым, зритель будет испытывать угрызения совести от явного несоответствия своего поведения идеальной модели. Зрителю нужен сильный, успешный и циничный "герой". – Хотите? - Спрашивает режиссер. Получайте Комедианта! Сжигающего огнеметом (напалмом) вьетнамцев, убивающего беременных женщин и лишь "подпортившим" этим "свое лицо" (чем не негативный собирательный образ Америки?). Вот, говорит режиссер, это и есть воплощения ваших тайных мечтаний, о которых вы боитесь открыто говорить – циничный и подлый негодяй, настоящий садист, любые действия которого оправданы их успешностью и силой. И эти отвратительные качества Комедианта раскрываются перед зрителем постепенно, через воспоминания его коллег, чтобы ничто не ускользнуло от внимания. И, чтобы не осталось сомнений, Комедиант характеризуется Вэйтом как нацист. Но это "почти" крайний случай – доведенное до крайности "наведение резкости" на героев из серии "победитель всегда прав", "цель оправдывает средства", "необходимая/оправданная жестокость" и прочего современного мифологического навоза.

Менее "экстремальный" типаж из той же серии это Роршах, маскирующий свои садистские наклонности под "борьбу со злом". Поскольку тут садизм, сила и жестокость как бы направлены против плохи парней, Роршах не так провоцирует зрителя и вполне может ему приглянуться.

Nite Owl – идеал для "ботаников" и прочих интеллигентствующих невротиков. Закомплексованный, неуверенный в себе орнитолог, который, каким-то чудом, имеет неплохое денежное содержание, популярность, недюжинные бойцовские навыки, демонстрируемые на гопниках с особым садизмом (о, да!) и, походу, отхватывает себе офигенную девку ("силы" на которую и горячее желание у которой, впрочем, появляются только после адреналинового допинга – такая себе пара "милых извращенцев").

Других характеризует Роршах (социопат, по словам Вэйта) – "человек-мотылек" в психиатрической больнице, первая "шелковый призрак" – помешанная на популярности "любой ценой" (даже порнографической) шлюха. Доктор Манхэттен, "мудрый полубог", с абсолютным безразличием уничтожает вьетнамцев и "врагов правительства", абсолютно "по-человечески" бросает жену ради молодой эффектной любовницы и настолько отчуждается от людей и принятых норм поведения, что расхаживает голым и предпочитает наблюдению за песчаными бурями на Марсе спасению человечества. Еще есть Вэйт – садист-мегаломаньяк, мечтающий о лаврах Македонского.

И все они, конечно, прячутся под масками, даже под кожей, все играют какую-то роль и без масок, похоже, неполноценны. Но под этими масками, как срам, скрываются только пустота и маленькие отвратительные секреты и комплексы "героев".

Произведя деконструкцию современных "культурных героев", а через них и уровня тех реальных "ценностей" и поощряемых моделей поведения, идеалом которых супергерои являются, дальше повествование скатывается в банальность и апологию только что раскритикованной мифологии. Мизантропия Манхэттена (как-то неубедительно) сменяется верой в человечество потому, что якобы от скотства (Комедианта) тоже рождается чудо (в данном случае – чудо-деваха) и потому надежда есть всегда – или что-то в этом же роде. Комедиант в результате оправдан. Жестокость таки бывает необходимой, жестокая сила оказывается права, и уничтожение миллионов допустимо ради "мира во всем мире". Лгать – полезно. Ну а мир удерживается за счет сплочения в страхе перед "общим врагом".

О дивный новый мир, управляемый силой, жестокостью и высокомерным интеллектом и строящийся на лжи и страхе! Какие странные утопии, однако, стали делать. Оказывается, чтобы "защитить мир от самого мира" нам нужны властолюбивые садисты, лгущие, манипулирующие, запугивающие нас силой и периодически устраивающие массовые жертвоприношения (не себя, разумеется). Так вот – ложь, власть и жестокость оправданы их якобы необходимостью и даже неизбежностью для поддержания "мира". Более того, это все преподносится как "идеальный" миропорядок (а как же, лучше – не бывает!), за который стоило принести в жертву миллионы жизней. Вот только открытым остается вопрос – действительно ли существует такая неизбежность, или же это клевета на человечество и оправдание лжи, жестокости и извращенности самих мифотворцев.

Тем не менее, как образец высокого китча, за отказ от безумной динамики и интересные, хотя и карикатурные, персонажи фильм заслуживает внимания и самых высоких оценок – 7/10.

Сюжет фильма «Хранители», несмотря на большое количество отступлений и флэшбэков, вполне прямолинейная история. К тому же в финале антагонист в подробностях рассказывает свой коварный план. Поэтому я не буду углубляться в сюжет, а попытаюсь найти интересные отсылки, символы и разберу некоторые наиболее яркие моменты фильма, которые могли оставить вопросы после просмотра.

Отсылки и «пасхалки» в начальных титрах

Титры начинаются сразу после убийства Комедианта. Под бессмертную композицию Боба Дилана The Times They Are a-Changin’ Времена, они меняются ») нам показывают мир, в котором живут люди, у которых хватило смелости и решимости надеть костюмы супергероев, чтобы бороться с преступностью.

Ночной Филин в Готэме

Вначале мы видим сцену, в которой первый Ночной Филин (или Ночная сова - это можно понять по костюму) обезвредил грабителя возле Готэмского Оперного Театра. Он был одним из первых, кто надел маску, чтобы бороться с преступностью. Если присмотреться, можно увидеть плакаты с Бэтменом - это своего рода «пасхалка» (отсылка), так как это обложка первого комикса о Бэтмене.

Из всего этого можно сделать вывод, что из здания выходит респектабельно одетый Томас Уэйн со своей женой Мартой. Они являются родителями Брюса Уэйна. Слева от них дворецкий Альфред. А это значит, что в этой альтернативной реальности супергероя по имени Бэтмен быть не может, так как юный Брюс Уэйн избежал той трагедии, которая заставила его надеть маску для борьбы с преступностью.

Это никак не влияет на сюжет, а скорее всего просто приятное дополнение для фанатов DC. Также отсюда можно сделать вывод, что в фильме Ночная сова является аналогом Бэтмена.

Салли Юпитер и Комедиант в молодости

Прекрасная Салли Юпитер, или иначе Шёлковый призрак, стоит в окружений полицейских. В руках она держит газету The New York Times , где на первой странице заголовок c надписью: «Criminal world goes ga-ga over SILK SPECTRE » (примерный перевод: «Преступный мир обезумел от Шёлкового призрака »). Она - единственная, кто не скрывает свою личность под маской. Очевидно, что она купается в лучах своей славы.

И сразу демонстрируют Комедианта, который задержал грабителя и красуется перед фотографами. Хоть он и скрывает лицо под маской, слава ему определенно нравится.

Судя по тому, как они позируют журналистам, можно понять, что их деятельность приветствуется обществом, их ценят. Они как добровольные дружинники, которые помогают полиции.

Ополчение

Слева направо: Силуэт, Мотылёк, Доллар Билл, Ночная сова, Капитан Метрополис, Шёлковый Призрак, Правосудие в маске, на переднем плане Комедиант. Если смотреть фильм впервые, то, конечно, будет непонятно, кто есть кто. Но можно понять, что это показывают 1940 год, и уже тогда герои стали объединяться для борьбы с преступностью в команду «Минитмены» (англ. Minutemen, от minute , «минута» + men , «люди»). Так называлось ополчение североамериканских колонистов для борьбы с индейцами и английскими королевскими войсками во время войны за независимость в XVII веке. В русском дубляже их название вполне справедливо перевели как «Ополчение».

Вторая мировая война

Далее в фильме повторяют события, произошедшие 6 августа 1945 года, когда американский бомбардировщик B-29 сбросил на японский город Хиросима атомную бомбу Little Boy Малыш ») эквивалентом от 13 до 18 килотонн тротила.

Но в данной альтернативной реальности это сделал бомбардировщик с изображением Мисс Юпитер в стиле пин-ап, которая держит в руках американский флаг. Это снова говорит о популярности супергероев в обществе.

Ниже для сравнения фото реального бомбардировщика Enola Gay , названный так по имени матери (Энола Гей Хаггард ) командира экипажа, полковника Пола Тиббетса.

Силуэт

Нью Йорк, Таймс-сквер, все празднуют День победы над Японией (V-J day, 14 августа 1945 года). Фотограф запечатлел, как Силуэт целует на улице медсестру. Война закончилась. И супергерои стали частью этой победы.

А теперь взгляните на знаменитый снимок Альфреда Эйзенштадта для журнала Life , которую сам автор в шутку назвал «Безоговорочная капитуляция» (она также известна как V-J Day in Times Square или V-Day and The Kiss ). Похоже, не правда ли?

Существует и другой снимок того же поцелуя. Фотожурналист ВМС США Виктор Йоргенсен захватил другой вид той же сцены, которая была опубликована в New York Times на следующий день. Йоргенсен назвал свою фотографию Kissing the War Goodbye Поцелуй на прощание войне »).

Доллар Билл

Доллар Билл умер, его подстрелили, когда он зацепился своим плащом за вращающуюся дверь. Что это именно Доллар Билл, мы узнаем позже, но мы можем понять, что в этом мире герои в масках - это обычные люди, которые могут умереть от нелепой случайности, они не бессмертны.

Вечеринка в честь ухода Салли Юпитер на почётный отдых

Смыслом данной сцены может быть то, что герои - это обычные люди, у которых есть личная жизнь, и они даже могут иметь семью.

Многие заметили, что в этой сцене воссоздана «Тайная вечеря» - монументальная роспись работы Леонардо да Винчи, изображающая сцену последней трапезы Христа (Спасителя) со своими учениками. В самом центре на месте Спасителя Иисуса стоит Салли Юпитер, так как именно она основала «Ополчение». Но примечательно, что самой спорной фигурой в работе Да Винчи является персонаж, который сидит по правую руку от Христа, так как одни считают, что это апостол Иоанн, а другие - что это Мария Магдалина. Можно еще добавить, что Комедиант сидит в такой же позе, что и Иуда - единственный, кто поставил локоть на стол. Отсюда можно сделать вывод, что Комедиант - фигура спорная и неоднозначная.

Мотылек

Но не все уходят с пышными торжествами, как Мисс Юпитер. Санитары несут Мотылька в карету скорой помощи. Он отчаянно сопротивляется, так его везут в лечебницу для душевнобольных. Об этом нам говорит надпись на машине Sunnycrest Asylum (лечебница «Санникрест» ) - Роршах потом скажет, что эта психиатрическая больница находится в штате Мэн.

Судьбы героев разные - всё это добавляет реалистичности данной картине. Это даёт нам понять, что в этом фильме покажут совсем не то, что мы ждём от супергеройского блокбастера.

Смерть Силуэт

Силуэт найдена мертвой вместе со своей подругой. Думаю, у неё было достаточно врагов, кто бы мог это сделать. На стене видна надпись Lesbian whores лесбийские шлюхи ») - в послевоенной Америке нет толерантного отношения к лицам нетрадиционной ориентации.

Детство Роршаха

Кто-то читает газету, где на первой полосе видна надпись о том, что «у русских есть атомная бомба». Название газеты The New York Gazette является аллюзией на The New York Times .

Мы можем предположить время, которое нам демонстрируют. В реальности первое успешное испытание советской атомной бомбы было проведено 29 августа 1949 года на построенном полигоне в Семипалатинской области Казахстана. Но официально СССР заявили о наличии бомбы только 8 марта 1950 года. Таким образом, в кадре 1950 год.

Далее нам становится понятно, что этот мужчина ждал своей очереди к проститутке, которая принимает своих клиентов дома, пока её сын сидит в коридоре. Позже станет известно, что нам показывали нелёгкое детство Роршаха.

Джон Кеннеди

Впервые показывают Доктора Манхэттена, который позирует перед фотокамерами вместе с 35-ым президентом США Джоном Кеннеди. У Америки появилось новое стратегическое оружие - сверхчеловек. Можно сделать вывод, что нам показывают примерно 1961-1963 гг. - период президентства Кеннеди.

Следующая сцена - это почти точная реконструкция трагедии 22 ноября 1963 года, когда в 12:30 по местному времени в Далласе (штат Техас) был смертельно ранен выстрелом из винтовки Джон Кеннеди.

По официальной версии, президент стал жертвой киллера Ли Харви Освальда, который действовал по собственной инициативе. Но существует множество конспирологических теорий, одна из них основана на полароидной фотографии, где якобы видна вспышка выстрела, произведенного с «травяного холма», расположенного справа от дороги, по которой ехал президентский кортеж.

В этой альтернативной реальности настоящим убийцей является Комедиант, который стрелял именно с того самого травяного холма. Это показывает, что герои могут совершать и ужасные поступки.

Сожжение буддийского монаха

Далее нам показывают сцену, в которой выясняют отношения Салли Юпитер и её муж. Маленькая девочка - это Лори Юпитер, будущая Шёлковый Призрак II. На стене висят вырезки из газет, мы видим её костюм в идеальном состояний - Салли бережно хранит воспоминания о своей яркой молодости.

По телевизору показывают знаменитые кадры самосожжения буддийского монаха в знак протеста против религиозного преследования правительством Вьетнама в 1963 г., и телевизор сообщает, что ответом будет кровопролитная гражданская война.

Известно, что правитель этого проамериканского марионеточного государства Зьем был католиком и подавлял свободу буддийского вероисповедания, запрещая новые обращения и монашеские подвиги. Монахи совершили несколько самосожжений, но первым был Тич Куан Дюк. Он сел на асфальт на оживленном перекрестке, облил себя бензином и поджёг. До самой смерти он не шевельнулся и не изменил просветленного выражения лица. Ниже то самое фото.

Два тела

Герои не только арестовывают преступников, но и жестоко наказывают их, а возможно даже убивают - тут неясно, живы они или нет. Также вероятно, что их пытали, так как они привязаны к гидранту. Далее мы увидим листок со знаком Роршаха - он сторонник крайне жёстких методов. Новое время нуждается в новых героях.

Есть теория, что это избитые журналисты Washington Post Карл Бернстайн и Боб Вудворд, которые раскопали факты относительно махинаций накануне выборов президента Ричарда Никсона в 1972 году и устроили Уотергейтский скандал, закончившийся позорной отставкой администрации Белого дома.

Но, на мой взгляд, они ничем не похожи внешне (причёска, одежда), для сравнения ниже приведены фотографии настоящих Боба и Карла.

СССР

Далее нас переносят в Советский Союз. Леонид Ильич Брежнев и Фидель Кастро на параде военной техники 1 мая 1963 г., именно тогда состоялся визит Фиделя в Москву. Нельзя было не упомянуть СССР - сверхдержаву того времени. Холодная война в самом разгаре! Надо отметить, что в реальности в это время руководителем нашей страны был Никита Сергеевич Хрущёв, что говорит о том, что мир Хранителей похож на наш, но всё же является альтернативной историей, и события развиваются иначе с момента появления супергероев.

Поход на Пентагон

Нас возвращают в США, и мы видим сильно измененную версию событий, известную как «Поход на Пентагон». Эта акция протеста против Вьетнамской войны является одним из знаковых событий в истории американского антивоенного движения.
Но в фильме солдаты расстреливают демонстрантов - в альтернативной реальности Хранителей правительство США готово принимать жесткие меры против мирных демонстрантов.

Обратите внимание, на щеке у девушки с цветком нарисован желтый смайлик - этот символ появляется довольно часто. Подробнее о нем я расскажу в следующем разделе.

В реальности же солдаты даже не расчехлили штыков, и демонстранты безнаказанно вставляли им цветы в дула винтовок.
Ниже известная фотография французского фотографа Марка Рибу «Сила цветка против войны», которая была сделана 21 октября 1967 года на демонстрации пацифистов против войны во Вьетнаме, напротив здания Пентагона. Беззащитная, хрупкая девушка с цветком - против штыков вооруженных солдат национальной гвардии США. Фотография была опубликована по всему миру и стала символом антивоенного движения «Энергия Цветов» (Flower Power ). Движение пропагандировало пассивное сопротивление и отказ от идеологии насилия. Девушку на фото зовут Jan Rose Kasmir .

Культура

Энди Уорхол представляет публике свой портрет Ночной совы в стиле поп-арт. Для картин художника свойственны изображения популярных личностей, например, Мерлин Монро, Мао Цзедуна, Мика Джаггера. Также позади него можно увидеть картины с изображением Озимандия и Роршаха.

Есть мнение, что человек справа от него - Трумен Капоте, американский романист, драматург театра и кино, актёр; многие его рассказы, романы, пьесы и документальные произведения признаны литературной классикой, включая новеллу «Завтрак у Тиффани» (1958) и документальный роман «Хладнокровное убийство» (1966).

Этим нам хотят показать, что супергерои были для общества знаменитостями, которые оставили яркий след в культуре.

Ниже фото самого художника:

Высадка на Луну

Это знаковое событие не только для американцев, но и для всего человечества. И мы можем видеть, что не кто иной как Доктор Манхэттен снимает первые «маленькие» шаги астронавта Нила Армстронга по поверхности Луны, а тот произносит странную фразу: «Удачи, мистер Горски!».

С этой фразой связывают городскую легенду о том, что Нил Армстронг во время пребывания на Луне произнёс фразу: «Удачи, мистер Горски!». Сюжет легенды сводится к тому, что в детстве Армстронг якобы случайно услышал, как его сосед мистер Горски просил свою жену об оральном сексе, но та наотрез отказала, сказав, что это случится только когда соседский мальчишка пробежится по Луне. В одном из своих писем в ноябре 1995 года Армстронг написал, что впервые услышал эту шутку годом ранее в Калифорнии в исполнении артиста-комика Бадди Хэкетта. Кстати, на многих сайтах и пабликах эту шутку , словно это достоверный факт, ссылаясь на самого Нила Армстронга, и она даже обрастает дополнительными подробностями.

54

На заднем плане видим культовый ночной клуб «Студия 54», прославившийся легендарными вечеринками. Туда могли попасть только избранные - богатые и знаменитые. Как видим, к их числу относится супергерой - Озимандия.

Также, если приглядеться, то можно найти людей, похожих на Дэвида Боуи, группу Village People и, возможно, Мика Джаггера (справа от Боуи).

Хранители

Все в сборе. Слева направо: Комедиант, Шёлковая нить, Доктор Манхэттен, Озимандия, Ночной филин и Роршах. Портреты предыдущей команды героев на заднем плане говорят о преемственности поколений. Комедиант заметно постарел. Супергерои в зените своей славы.

Никсон

В телевизоре идет вещание о том, что Никсон избирается на третий срок. В нашей действительности Ричард Никсон - единственный президент за всю историю США, который досрочно сложил с себя полномочия, а причиной этому послужил Уотергейтский скандал, закончившийся отставкой главы Белого Дома в 1974 году.

Что это может значить для зрителя? Никсона обычно относят к числу одиозных президентов, хотя и подчеркивая противоречивость фигуры: внешнеполитические успехи, жёсткий и, в общем, эффективный стиль управления. Американский политолог и доктор философии Фиона Хилл называет его стратегию «теорией сумасшедшего». Нам это говорит о том, что Никсон мог быть тем президентом, который мог начать третью мировую в критической ситуации в этой альтернативной реальности.

Далее мы видим демонстрантов, которые борются против костюмированных героев с требованием вернуть полицию (Back police ). Позже в фильме мы узнаем, что это из-за забастовки полицейских, которые против самосуда Хранителей. Ведь есть те, кто не просто задерживает преступников, но и убивает.

В руках демонстрантов таблички с надписями:

  • Badges not masks Значки, а не маски ») - т. е. мы доверяем тем, кто носит полицейский значок, а не маску супергероя;
  • Not more masks Нет больше масок »);
  • Give us our police back Верните нам нашу полицию »).

Очевидно, общественное отношение к супергероям резко изменилось. Люди теперь боятся супергероев. Растет негодование самозванцами, которые перехватывают у полиции власть и ответственность за безопасность общества.

На стекле мы видим странную надпись: Who Watches the Watchmen? Кто смотрит за Хранителями? »). Вероятно, фраза является переводом латинской крылатой фразы Quis custodiet ipsos custodes? римского поэта Ювенала. Она употребляется для описания ситуации, когда люди, поставленные охранять те или иные законы и правила, сами же их нарушают, расхищают имущество, которое должны уберечь от воров и т. п. Но сам автор графического романа Алан Мур отметил, что в контексте «Хранителей» фраза «Они следят за нами, а кто наблюдает за ними?» проводит параллель, аналогичную платоновской идее в «Государстве», где подразумевается, что кто-то, назначенный защитником, использует так называемую ложь во имя общего блага.

Символы

Часы судного дня

Оригинальное название фильма - Watchmen - можно перевести как «Стражи» или «Часовые». Даже команда супергероев сороковых - Minutemen («Ополчение») в своем названий спрятали слово «минута».

Названия фильма и супергеройской команды так или иначе имеют связь со временем, а вернее даже с часами. В каком-то смысле они являются отсылкой к Часам судного дня, которые, в свою очередь, означают близость конца света.

В самом начале фильма Часы судного дня указывают на без пяти двенадцать - это та напряженность, которая была в 1985 году. Тем самым нам хотят передать чувство грядущей ядерной войны и неминуемого конца света.

Удивительно, но такие часы в действительности существуют. «Часы Судного дня» (Doomsday Clock ) - это проект журнала Чикагского университета «Бюллетень учёных-атомщиков» (The Bulletin of the Atomic Scientists ), начатый в 1947 году создателями первой американской атомной бомбы. Время, оставшееся до полуночи, символизирует напряжённость международной обстановки и прогресс в развитии ядерного вооружения. Сама полночь символизирует момент ядерного катаклизма.

Часы судного дня очень важны для повествования и отсылки к ним можно встретить довольно часто.

Доктор Манхэттен: «Мой отец был часовщиком. Он бросил свое ремесло, когда Эйнштейн открыл относительность времени»

Значок Комедианта

С этими часами связан и один из основных символов Хранителей - смайлик (жёлтая улыбающаяся рожица).

Взгляните на пятно крови на значке - это своего рода стрелка, возможно даже секундная; становится ясно, что счёт идет не на минуты, а на секунды до полуночи.

Почему секундная стрелка и почему до полуночи? Потому, что кровь красного цвета, и довольно часто именно этот цвет выбирают для секундной стрелки в классических часах, и она является самой длинной. Также эту теорию может подтвердить сцена, в которой Джонатан Остерман (до того, как он стал Доктором Манхэттеном) перед смертью смотрит на свои часы, и секундная стрелка показывает примерно то же время. И не случайно, что именно из-за них он попал в эту камеру и в последствии стал тем, кем стал.

В обсуждаемом мире длинная стрелка замерла за несколько секунд до полуночи - угроза уничтожения цивилизации, куда ближе, чем это было в нашем мире в 1985 году.

Значок можно увидеть в фильме несколько раз: вписанным в ромашку на щеке девушки-хиппи, которая вставляет цветок в дуло винтовки, на пистолете Комедианта, на футболке журналиста газеты New Frontiersman , который находит дневник Роршаха, и даже на Марсе.

Похожий кратер и вправду существует, но для фильма его «приукрасили». Ниже снимок настоящего марсианского кратера Галле, названного в честь астронома Иоганна Готфрида Галле.

Этот значок уже давно ассоциируется с графическим романом «Хранители», так как он присутствует на обложке и на его страницах - он стал для него своего рода символом или логотипом. Поэтому в фильме это ещё и яркая отсылка к первоисточнику. К тому же эта маленькая позитивная нотка в жестоком мире «Хранителей» даёт нам понять, что он вымышленный, и мы можем смотреть на мир с улыбкой.

Ключевые персонажи

Доктор Манхэттен

Настоящее имя - Джон Остерман. Он единственный участник группы с действительно фантастическими способностями, он обладает силой управлять материей на квантовом уровне. К тому же, по его словам, он может видеть даже будущее, но только своё.

Доктор Манхэттен: «Меня называют Доктор Манхэттен. Они объясняют мне, что имя выбрано для зловещих ассоциаций, которые оно вызовет у врагов Америки. Маркетологи сказали, что мне нужен логотип. Если у меня будет символ, то пусть это будет что-то, что я уважаю. Они превращают меня в нечто безвкусное, в нечто смертоносное»

На самом деле его имя выбрано из-за грозных ассоциаций с «Проектом Манхэттен» и созданием ядерной бомбы. Напомню, что «Проект Манхэттен» (Manhattan Project ) - это кодовое название программы США по разработке ядерного оружия. А символ на лбу - это модель атома водорода, что тоже является отсылкой к атомной энергии. К тому же Джон по профессии физик-ядерщик.

Доктор Манхэттен убивает людей без намека на эмоции, более того, вполне вероятно, что он убивал преступников и занимался супергеройской деятельностью исключительно по просьбе правительства, так же как делал это во Вьетнаме, а не по собственным убеждениям. Люди ему безразличны.

Доктор Манхэттен: «Я понял, что жизнь - слишком переоцененный феномен»

Для меня остается загадкой, что же Доктор Манхэттен строил на Марсе. Могу лишь предположить, что это отсылка к «Часам Судного дня», так как, судя по форме, строение отдалённо напоминает часовой механизм (шестерни, движения, деления, местами похож на солнечные часы), хотя и очень необычный, но это и неудивительно, ведь герой тоже необычный.

Лори Юпитер: «Бог мой. Я на Марсе!»

Кстати, в следующей сцене, сразу после этой, мы слышим фразу: «Эй, классная задница». Это довольно забавно, так как герои стояли к нам спиной, и это может относится к ним обоим.

Его нередко сравнивают, а порой прямо называют богом.

Джейни: «О боже! Джон, это ты?»

Это вполне закономерно, так как если бы появился в нашем мире человек с такими способностями, то непременно нашлись бы люди, которые стали бы его обожествлять.

Озимандия

Настоящее имя - Адриан Вэйдт. Благодаря своей целеустремленности и амбициозности, достиг совершенства и довёл людские способности до крайних пределов. Адриан знаменит, является обладателем титула «Самый умный человек на Земле». Отсюда его главная сила - гениальный интеллект, но при этом он превосходный атлет и грозный боец, он в одиночку побеждает в бою Ночного Филина и Роршаха. Скорость и реакция супергероя настолько велики, что он сумел поймать рукой пистолетную пулю.

Озимандия - это греческий вариант имени Рамзеса II и отсылка к одноименному стихотворению Перси Биши Шелли. Надпись из стихотворения высечена под массивным египетским бюстом на базе Вэйдта на Антарктиде: My name is Ozymandias, king of kings: Look on my works, ye Mighty, and despair! Я Озимандия. Я царь царей. Моей державе в мире места мало »). Это символизирует его стремление к единому миру.

Ночная сова II

Настоящее имя - Дэниэл Драйберг. Он замещает Первого Ночного Филина и в определенном смысле представляет собой подобие Бэтмена. Это видно по его костюму, по гаджетам, которые он использует,у него даже есть просторное подземное убежище и летательный аппарат в виде совы - «Арче».

На момент начала повествования герой переживает не лучшие времена. Он даже не является Ночной совой, так как он завязал с супергеройским прошлым. Но ему трудно приспособится к новой жизни, и, чтобы превозмочь проблемы бывшего супергероя, он ищет общества пожилого Холлиса Мэйсона (Ночная сова I), так как у них много общего. По мере повествования он претерпит наибольшие изменения.

Ночная сова - эталонный герой, но не лишённый человечности. У него есть слабости, сомнения и даже страхи, о чём свидетельствует его сон. Во сне он снимает с себя и с Лори кожу, они остаются в костюмах супергероев и целуются, а потом сгорают в пламени ядерного взрыва.

Он сам скажет об этом: «Я устал всего бояться. Бояться войны. Бояться этого убийцы масок. Своего проклятого костюма… и того, как он мне нужен». После чего он решится снова надеть свой костюм, чтобы стать самим собой.

Роршах

Настоящее имя - Уолтер Ковач. Его прозвище происходит от знаменитого психодиагностического теста с кляксами. Чёрно-белые мотивы хорошо сочетаются с бескомпромиссными нравственными убеждениями персонажа, а заодно используются как метафора двойственности жизни.

Роршах: «Никаких компромиссов. Даже перед лицом Армагеддона»

Роршах - одержимый социопат, убийца и психопат, но при этом он делает то, во что действительно верит. Примечательно, но он не стремится спасать людей, ему важно уничтожить зло. И лишь жажда мести злу и неправедности движет им.

Роршах: «И возденут люди руки к небу и завопят: „Спаси нас!”, а я прошепчу в ответ: „Нет!”»

Именно он начинает всю эту историю и приводит ее в движение, когда берётся расследовать убийство Комедианта.

Комедиант

Настоящее имя - Эдвард Морган Блейк. Он мёртв уже на первой минуте фильма, но остается одним из важнейших персонажей.

В фильме мы можем увидеть фотографию Комедианта, который пожимает руку Никсону. Это говорит о том, что герой был сторонником консервативных взглядов и действительно уважал Никсона, иначе бы он не держал в рамочке такую фотографию. Убийство Кеннеди и работа на правительство для него были не ради денег, а из личных убеждений.

Роршах позже скажет о нём: «Блейк понимал: люди - дикари по своей природе, как бы мы ни старались это скрыть или приукрасить. Блейк видел истинное лицо общества и предпочёл быть пародией на него, анекдотом».

Для многих было непонятно, почему Комедиант плакал, придя к Молоху. Дело в том, что, несмотря на все злодеяния, которые он совершил, он просто не мог поверить, что кто-то мог задумать план, в котором погибнут миллионы людей, - даже для него это было слишком. Никакого раскаяния здесь не было, как многие могли подумать. А к Молоху он пришел, потому что больше не к кому.

Эдвард Блейк: «Это шутка. Всё это - грёбаная шутка. Я-то думал, что знаю всё. Знаю, как устроен этот мир. Я делал мерзкие дела. Я ведь и женщин убивал, и даже детей во Вьетнаме. Но там была долбаная война! А это… Я ничего подобного не творил»

Лори Юпитер

Шёлковый призрак - супергерой второго поколения, подобный новой Ночной сове. Она единственная, кто эмоционально привязывает Доктора Манхэттена к этому миру - об этом он сам говорит ей. И неудивительно, что только из-за неё он вернулся на Землю. Помимо этого, через неё раскрыта тема супергеройской сексуальности, вспомнить хотя бы её обтягивающий латексный наряд и интимные сцены.

Смерть Холлиса Мэйсона

Отдельного упоминания достойна сцена убийства Первого Ночного филина. В театральной версии этой сцены не было, его можно увидеть в режиссерской версии. Весьма драматично наблюдать, как пожилой человек смог с достоинством в одиночку дать отпор нескольким бандитам, и то, как это напомнило ему о его былой молодости, когда он сражался с суперзлодеями в масках. Но, к сожалению, у него не было шансов, нападавших было слишком много. Весьма символично, что убили его статуэткой с надписью In gratitude В благодарность »).

Концовка

США и СССР объединились против общего врага - Доктора Манхэттена, который покинул Землю. Лори Юпитер и Ночная сова счастливо живут вместе, несмотря на то, что этот мир построен на лжи, но «В своем сердце они знают правду».

В самом конце фильма, один из работников газеты New Frontiersman находит в почте дневник Роршаха, подброшенный им туда перед путешествием в Антарктиду, где были описаны все детали его расследования, включая выводы об истинном виновнике происходящего.

Тем самым нам дают понять, что правда обязательно всплывет наружу. Мало кто поверит «психу в маске», но будут и те, кто поверит, а это значит, что у Земли есть шанс снова начать самоуничтожение.

Прежде, чем вышел фильм Хранители, сюжет фильма никому до конца не был известен, а перед самым выходом Хранителей описание фильма заинтриговало многих, отсюда и высокая популярность этого фильма. Что можно сказать сразу, что сюжет фильма Хранители и вправду способен произвести впечатление на ценителей фантастических псевдонуарных боевиков. Итак приступим к изучению сценария.

Действие фильма разворачивается в альтернативной истории и реальности времён холодной войны, где Ричарда Никсона переизбирают на третий срок, а США побеждают во Вьетнамской войне. Движение хиппи устранено вскоре после появления, республиканское мировоззрение считается единственно правильным. Советский Союз запасся рекордным количеством боеголовок, и мир от ядерного Армагеддона отделяет лишь отрезок в пять минут на Часах конца света. События похожи на реальную историю, но доведены до предела, максимально напряжены.

В альтернативной Америке супергерои существуют не только в комиксах, но и в реальности. Большинство из них в своё время объединилось в команды. Первой из таких команд (в фильме практически не показана) были «Ополченцы», а второй, пришедшей ей на смену, - «Хранители» (Watchmen ), в составе: Ночная Сова (Night Owl ),Роршах (Rorschach ), Шелковый Призрак (Silk Spectre ), Озимандия(Ozymandias ), Комедиант (Comedian ) и Доктор Манхэттен (Dr. Manhattan ).

В отличие от супергероев из комиксов, большинство «Хранителей» не являются сверхлюдьми и не имеют суперспособностей. По версии фильма, первые супергерои - это обычные люди, уставшие от бессилия закона и надевшие маски, дабы самостоятельно вершить правосудие; герои, полагающиеся больше на крепость собственных кулаков, нежели на высокотехничные гаджеты и приобретённую суперсилу. Многие из них не вполне психически уравновешенны, а Человек-мотылёк вообще заканчивает карьеру в психиатрической больнице.

Супергерой Доктор Манхэттен - единственный сверхчеловек в фильме, причём его способности превосходят даже способности Супермена и практически равны божественным. Он стержень национальной безопасности Америки, противовес ядерным ракетам в СССР, существование которого и удерживает хрупкое равновесие между двумя сверхдержавами, не допуская Третьей мировой войны, которая уничтожит всё человечество.

В этот период жители США выходят на улицы с требованием отправить «костюмированных героев» на пенсию, под шумок грабя магазины и сжигая машины; гвардия расстреливает демонстрации хиппи; пресса захлёбывается в хвалах Америке; президент, говоря о войне, кривляется и отмачивает глупые шутки.

Надо сказать, что в фильме нет классических супергеройских подвигов, служащих образчиками добрых дел (кроме эпизода, где Шёлковый Призрак и Ночная Сова II спасают людей из горящего здания). Комедиант и Доктор Манхэттен, участвуя во Вьетнамской войне, обеспечивают победу меньше чем за две недели, но достигают этого жестокими, кровавыми методами.

Сюжет фильма Хранители начинается с гибели одного из бывших Хранителей - Эдварда Моргана Блейка (Комедианта). За расследование его убийства никто не хочет браться, так как тот долгое время работал на правительство и возможно имел опасных врагов, но маргинальный супергерой Роршах (Уолтер Ковач), единственный не расставшийся со своей маской после введения закона о запрете «костюмированных героев», начинает собственное расследование. Посчитав, что кто-то решил избавиться от супергероев, он решает предупредить своих бывших товарищей по команде, но никто не принимает его опасений всерьёз. Джон Остерман (Доктор Манхэттен) и Адриан Вэйдт (Озимандия) заняты созданием неиссякаемого источника энергии, который мог бы полностью решить потребность человечества в энергии и тем самым прекратить войны за ресурсы. Дэниел Драйберг (Ночная Сова) и Лори Юспешик (Шёлковый Призрак) не хотят снова становиться супергероями. Им кажется, что тихая, мирная жизнь - это предел мечтаний. Они не верят рассказу Роршаха о заговоре против Хранителей.

Несмотря на то, что никто не хочет с ним сотрудничать, Роршах приходит к давнему врагу Хранителей - суперзлодею Молоху Мистику (Эдгару Джекоби). Но тот уже много лет назад завязал со своим криминальным прошлым и, взяв новое имя, живёт обычной жизнью. Он слишком стар, чтобы справиться с Комедиантом и, к тому же, болен раком. Во время допроса Молоха Роршах узнает, что перед своей гибелью Комедиант посещал Молоха. По словам бывшего злодея, тот был очень подавлен и даже рыдал, что очень не похоже на нормальное поведение Комедианта. Роршах верит Молоху. Перед уходом он находит у Молоха лекарства от рака производства компании «Пирамид Транснэшнл».

Тем временем, всё более отдаляющаяся от ставшего полубогом Джона Остермана, Лори Юспешик начинает встречаться с Дэниелом Драйбергом - у них завязывается роман. Джон, в свою очередь, всё более теряющий эмоциональную связь с людьми, не обращает на это внимания и продолжает работать дальше над вечным двигателем. На Адриана Вэйдта совершается неудачная попытка покушения; убийца умирает, проглотив яд до того, как Адриан выпытывает у него имя заказчика. В квартире убийцы Роршах находит удостоверение сотрудника «Пирамид Транснэшнл». Роршах вновь пытается допросить Молоха, но тот оказывается убит, а его дом окружает полиция. Роршах понимает, что его подставили и пытается сбежать, но его арестовывают и сажают в тюрьму по обвинению в убийстве и нарушении запрета на «костюмированных героев». Половина заключённых тюрьмы сидит там благодаря Роршаху и жаждет ему отомстить. Роршах проходит медицинское освидетельствование у психиатра, который пытается доказать его невменяемость, но Роршах саботирует обследование и пугает врача историей своей жизни.

Джон Остерман, телепортировав в Антарктиду вечный двигатель, отправляется на пресс-конференцию. Там его неожиданно забрасывают обвинениями в причастности к гибели от рака нескольких близко знавших его людей. Внезапно в студии появляется бывшая жена Джона Остермана, которую он бросил ради Лори Юспешик. Постаревшая и также больная раком, она обвиняет его в своей болезни и в предательстве. Потрясённый Джон покидает Землю, телепортировавшись на Марс.

Тем временем любовные отношения между Лори Юспешик и Дэниелом Драйбергом продолжают развиваться. После нападения на них банды преступников, они понимают, что обоим в жизни не хватало опасности и приключений, которые они получали, будучи супергероями. Вновь надев свои костюмы, они вместе спасают людей из пожара, а после этого проводят вместе ночь. Ночная Сова решает, что нужно обязательно вызволить Роршаха из тюрьмы, и Шёлковый Призрак с ним соглашается.

Роршах тяжело ранит заключённого, который пытается его убить, после смерти которого в тюрьме начинается массовый бунт. Прилетевшие на помощь Ночная Сова и Шелковый Призрак помогают Роршаху выбраться из тюрьмы, и они вместе продолжают расследование. Внезапно появляется Доктор Манхэттен, который уговаривает Лори отправиться с ним на Марс, чтобы поговорить о спасении мира. Роршаху и Сове приходится вести расследование вдвоём. Оказавшись на Марсе, Джон пытается убедить Лори остаться с ним там, предрекая Земле страшные напасти, но Лори пытается убедить его вернуться обратно и спасти Землю. В ходе разговора с Джоном, Лори узнаёт, что её настоящий отец - Комедиант, которого она всю жизнь презирала за попытку изнасиловать её мать. Лори плачет, и Джон изменяет своё отношение к судьбе человечества.

До этого, Доктор Манхэттен отказывается уничтожить советские боеголовки, направленные на основные города США, мотивируя это тем, что он просто неспособен этого сделать. Кристальная честность Доктора и его стремление к миру и спокойствию лишь играют на руку Озимандию.

Тем временем Роршах и Сова узнают о том, что «Пирамид Транснешнл» находится под контролем «Вэйдт Интернешнл», и что за заговором против Манхэттена и убийствами стоит Адриан Вэйдт. Оказывается, что именно он убил Комедианта, раскрывшего его планы, подстроил смерть от рака близких Остерману людей, спланировал покушение на самого себя, избавился от убийцы, засунув ему в рот яд, подставил Роршаха и использовал технические достижения, чтобы помешать Джону предвидеть будущее. Сова и Роршах отправляются в Антарктиду, чтобы помешать осуществиться планам Вэйдта.

В Антарктиде они узнают, что конечной целью Адриана Вэйдта было использование аппарата Доктора Манхэттена для уничтожения крупных городов в США и СССР, чтобы заставить их сплотиться перед лицом общего врага - Доктора Манхеттена. Это позволило бы предотвратить уже неизбежную ядерную войну. Роршах и Сова пытаются победить Озимандию, но он оказывается сильнее их обоих и, к тому же, исполнил задуманный план ещё до их прибытия - Нью-Йорк, Москва и многие другие крупные города мира стёрты с лица земли.

Джон и Лори телепортируются в уже разрушенный Нью-Йорк и сразу понимают, что в этом замешан Адриан Вэйдт. В Антарктиде тот предпринимает неудачную попытку уничтожения Джона, но оказывается легко побеждён. Тогда он пытается убедить всех, что гибель миллионов людей нужна была для спасения миллиардов. Он включает многочисленные телевизоры на своей базе, и герои видят, что главы двух сверхдержав заключили перемирие, окончив свою долгую вражду, чтобы противостоять новой угрозе. Джон внимает аргументам Адриана и убеждает Дэниела и Лори молчать, чтобы не повлечь гибель ещё множества людей, однако Роршах, строго придерживаясь своего принципа «никаких компромиссов, даже перед лицом Армагеддона», отказывается молчать и погибает от рук Доктора Манхэттена.

Доктор Манхэттен покидает Землю, окончательно отрешившись от происходящего на ней. Лори и Дэниел живут вместе. Вэйдт остаётся безнаказанным. США и СССР живут дружно, что нравится не всем. В самом конце фильма, один из работников газеты «New Frontiersman» находит в почте дневник Роршаха, подброшенный им туда перед путешествием в Антарктиду, где были описаны все детали его расследования, включая выводы об истинном виновнике происходящего.

Этот спойлер в полной мере раскрывает в фильме Хранители сюжет небывалой крутизны, сделавший его уникальным событием в мире кино, а в частности супергеройских фильмов по графическим новеллам.