Максиму Кучеренко и Владимиру Ткаченко, участникам группы« Ундервуд», по 32 года. Оба врачи, немного романтики и немного циники, оба из Крыма. В сентябре состоялся релиз их третьей пластинки под названием« Бабло победит зло», и мы решили познакомиться с этим ироничным талантливым дуэтом поближе.

COSMO Что« Ундервуд» делал последние 2 года — вас было не слышно, не видно?
Владимир Мы затаились, и правильно сделали! Люди, у которых по 30 концертов в месяц, не могут сочинять хорошие песни, нет времени. Хорошо, если твоя фамилия Маккартни, но в любом другом случае… «Прощай, детка», «Привет, киска» — тексты становятся более поверхностными. Я решил набраться вдохновения и съездил в Африку, в Кот-д"Ивуар(Берег Слоновой Кости). Увидел, как добывают жидкий латекс из дерева, попробовал овощ окра, побывал в центре гражданской войны.
Максим А я ездил по России, проводил тренинги по психологии бизнеса. Потом мы написали саундтрек к фильму« Слова и музыка», а Владимир написал музыку к спектаклю Театра Сатиры« Яблочный вор» режиссера Ольги Субботиной. Сейчас мы пишем музыку к фантастическому фильму под рабочим названием« Марсианские хроники», который снимается на «Мосфильме». И еще мы сочиняли стихи для нашего сборника поэзии« Звук и тишина».

COSMO Очень многие помнят вас по песне« Гагарин, я вас любила…» и считают группой одной песни…
Владимир Тогда« Битлз» тоже группа одной песни — Yesterday. Просто« Гагарин» — это самая успешнорадийная песня.

COSMO Она еще звучала в фильме Романа Качанова« Даун-Хаус».
Максим Наш продюсер Олег Нестеров подключил нас к этому проекту. Но мы не участвовали в общей тусовке, даже с режиссером не знакомы. Знаем только, что А. К. Троицкий — музыкальный консультант этого фильма — на страницах Cosmo потом назвал нас единственным ценным, что было передано Украиной России после Гоголя.

COSMO Как вы познакомились друг с другом?
Максим В 92-м году, когда учились в Симферополе на 2-м курсе медицинского института. Нам тогда еще давали деньги родители, мы чувствовали себя потерянно. Как, впрочем, и многие молодые люди, которых запихнули в мединститут. Я стал знакомиться с симферопольскими неформалами, и один поэт познакомил меня с Владимиром, который из Херсона родом. Как мне рассказывали, Владимир — такой странный человек из третьего общежития, который снимает кино на 8 мм… А я снимал тогда кино на 16 мм. Мы схлестнулись на почве кинопленки и проявителей. Потом я узнал, что Владимир владеет инструментом, хорошо поет песни и любит мою любимую группу Doors. А я сочинял стихи. Ну и однажды я предложил организовать группу.

COSMO И вы стали давать концерты на крышах Симферополя.
Владимир Но до этого мы выступали на Ялтинской и Алуштинской набережных. Тогда мы еще не назывались« Ундервуд». Пели песни« Аквариума», «Аукцыона», Doors, Вертинского, Тома Уэйтса и 3−4 наши свежесочиненные.
Максим На заработанные деньги купили немецкий комбешник на Ялтинской набережной за 20 баксов у дядьки, который играл музыку в ресторане напротив. Это был наш первый совместный материальный объект!
Владимир Мы 3 года назад выступали на набережной Ялты и потом ели в том самом ресторане, где в 95-м году в первый раз нашли розетку, в которую воткнуться…
Максим А позже мы начали устраивать мероприятия на крыше общежития. Туда сбредались разные люди, некоторые посиделки заканчивались конфликтами…
Владимир Моя комната вся была разрисована фресками, которые оставили прежние жильцы. С потолка на меня по утрам смотрел лубочный Господь, на стенах — драконы и ангелы… А третий этаж выходил на крышу пристроенной встык поликлиники. Мы протягивали туда удлинители из ближайших комнат, врубали инструменты и играли.

COSMO А потом ваши любительские записи на кассетах распространяли на набережных…
Владимир В 98-м году мы выпустили наш первый любительский сборник, записав его в Севастополе в одном клубе. Сделали 500 экземпляров. Дарили или продавали за 2 гривны 50 копеек. Потом мы жили на эти деньги в лагере на Медведь-горе. Там мы тоже устроили бизнес — брали плату за вход на Медведь-гору. Один раз к нам подошла женщина и сказала: «А может, вы пропустите первого космонавта Украины?» Мы ответили: «Конечно». Перед нами вырос мужчина большого роста по фамилии Коданюк. Мы поздоровались и пропустили его бесплатно.(Смеются.) Вообще, мы очень хорошо приспосабливаемся к миру, к продюсеру…

COSMO С продюсером вы на равных?
Максим Нестеров ведет с нами диалог и верит нашему« нет». Например, мы отказались выступать на фестивале« Нашествие» в этом году — ушли в отпуск, поехали домой. Он не настаивал. Нам нужна была зарядка в канун релиза третьего альбома.

COSMO А почему каждый из вас не захотел выступать по отдельности?
Максим Мы малопонятны в одиночку и очень убедительны вдвоем. Не знаю, почему мы так склеились… Может, потому что имели похожих бабушек, которые говорили на смешанном украинско-русском языке. И потому что воспитывались на одной речке Днепр, только в разных ее частях. И жили в одинаковых маленьких домиках-времянках в Симферополе, которые стоят прямо на земле… Организовалось общее множество, которое нас сблизило.
Владимир Мы и по гороскопу достаточно плотно друг к другу подогнаны. Я Скорпион, он Лев. К тому же мы психологически устроены по‑разному. Я рефлексирующий шизоид. А Максим — аффективный психопат. Если бы в группе было два философа или два психопата — вот это было бы скучно и грустно.

COSMO Это классификация Максима?
Максим Скорее, Крейчмер, а не моя. Мы, кстати, до сих пор поддерживаем общение с сообществами врачей. Не теряем связи с теми, кто работал в херсонской реанимации или в севастопольской психиатрической больнице. Врачи — замечательные люди, а врачебная культура очень гуманистичная и простая. Медицина вообще очень легко объясняет мир.

COSMO Вы оба практикующие врачи?
Владимир Я уже нет, а до 2000 года работал анестезиологом-реаниматологом.
Максим А я принадлежу к институту восточноевропейского гештальта. Лечу неврозы, ситуативные вещи — но не психоанализом, а более гуманизированно. Иногда мы появляемся вместе на конференциях, поем…

COSMO А приходилось ставить диагнозы звездам шоу-бизнеса?
Максим Мы редко общаемся со звездами. Потому что это поляна с выстроенной иерархией. И, попадая в эту иерархию, начинаешь делать карьеру, а нам это неинтересно. Нам хватает друг друга и обычных людей. Мне, например, очень интересны человеческие отношения, их смысл. А Владимиру — общая драматургия жизни. Весь опыт мы складываем в общую мясорубку« Ундервуда», и получается мощный выхлоп — не реализм и не гламур, а синтез другдруговский.

COSMO Вы согласны, что ваш первый альбом напоминает творчество« Несчастного случая»?
Максим Мы тогда не слушали« НС». Но мы находимся в той же логике, наверное. Недавно позвонил Алексей Кортнев и признался, что он все наши песни знает наизусть! И лучше третьего куплета песни« Истребитель № 0» он ничего в жизни не слышал.

COSMO Говорят, Эдуард Лимонов признался вам в своем почтении.
Максим Можешь представить себе Лимонова в чем-либо признающимся? Я — нет.
Владимир Просто один мой приятель в Херсоне прочитал книжку Лимонова« В плену у мертвецов», в которой действительно написано, что Лимонов, сидя в тюрьме, слушал радио. И все, что лилось оттуда ему в уши, Лимонов подразделял на «говно» и «не говно». Ему понравились« Мумий Тролль», «Полковнику никто не пишет» и «Гагарин».
Максим К счастью, нас причисляют к позитивным коллективам, которые могут вдохнуть жизнь, подарить хорошее настроение, привнести южное, светлое, доброе. Вот Лимонову помогли коротать дни в тюрьме…(Смеется.) Наша музыка лечит.

COSMO Интересно, что вы решили серьезно ею заниматься только в 27 лет.
Владимир Тогда я решил, что пора, взял отпуск и приехал на месяц с целью раздать наши демозаписи в звукозаписывающие компании Питера и Москвы. Заодно пришел на «Снегири-рекордз», спросил, может ли меня послушать Олег Нестеров. Мне ответили, что Олег — человек очень занятой и слушать меня не станет, но мы можем пригласить его на свое выступление… А мы просто не могли пригласить его, так как группа тогда была расформирована(я работал в реанимации в Херсоне, а Максим — в отделении психиатрии в Севастополе). И я ушел. В тот же вечер я был в гостях у московской приятельницы, взял ее магнитофон и спел десяток песен под расстроенную гитару. Магнитофон чуть-чуть« подтягивал» при записи, но все равно была в этой« демке» какая-то магия, дух необыкновенный! На следующее утро я отправился на «Снегири» и попросил вернуть старую« демку» взамен новой. Так сложились пазлы у этой кассеты с воображением Олега Нестерова, что он нам перезвонил через неделю и попросил прислать еще что-нибудь. Все лето 2000 года Олег Нестеров слушал у себя в машине только наши песни. В ноябре 2000 года мы встретились на железнодорожной станции Снегиревка, неподалеку от Херсона, и поехали в Москву.

COSMO А что это за слово« ундервуд»?
Владимир Это название печатной машинки, которую купил Максим у дочки одного нашего севастопольского друга. Мы оба больше любим печатать, чем писать. Радость печатного слова всегда глубже. У меня в общежитии в комнате тоже стояла печатная машинка« Москва», на которой я набирал тексты. Было еще несколько вариантов названия — «Вишневый де сад», «Обед нагишом»… Остановились на «Ундервуде» еще и потому, что тогда вышел трехтомник Довлатова, который все читали. И мы тоже. Первая часть его« Дневников» называется« Соло на ундервуде».

COSMO Говорят, что вы как-то питались необычно, когда записывали последний альбом. Читаю: «Сухие продукты компании „Сибирский берег“, развозная пицца, крем-суп из креветок, маринованный чеснок, кукурузные хлопья „Фитнес“, лианозовское молоко „полторашка“, херсонские абрикосы, крымское вино не позже 2000 года…»
Владимир Абрикосы растут у меня на даче в Херсоне. Мои родители их собрали, прислали мне посылочку. И мы ели эти абрикосы, взращенные на черноземье Потемкинского острова, удобренные илом со дна озера, запивая вином. Не самая безопасная смесь, конечно, но творчество шло хорошо.
Максим Мы с Владимиром снимаем общую творческую лабораторию — двухкомнатную квартиру, где периодически что-то готовим для себя и для друзей. Были прямо брутальные формы еды. Мы высыпали на сковородку овощную смесь, варили макароны, жарили рыбные палочки, мясо, готовили плов. Вообще, с одной сковородкой можно творить чудесные вещи. Я даже боюсь приобретать что-либо электрическое, потому что еще больше возможностей будет что-либо приготовить. Сковородка как гитара — в ней есть определенная неисчерпаемость! И в разные периоды времени открываются все новые ее ресурсы. Например, хорошо жарить свернутый в рулончик длинный бекон, заколов его предварительно зубочистками и посыпав специями и сыром. Со стаканом вина это суперперекус!
Владимир Под еду, например, родилась песня« Сегодня модно быть диджеем». Мы сидели за столом с диджеями, наблюдали за ними. Такие модные люди, которые продают свой образ жизни и легкость бытия… В 2 часа ночи сидят парни в центре города в квартире, которая стоит немало… Эти их разговоры, их однополая любовь друг к другу, которая нам не очень понятна… И они счастливы. Мы начали шутить над ними и шутили месяца полтора. В результате получилась песня, которая с ходу попала на радио Maximum.

COSMO У вас еще есть интересные песни. «Секс — это грязное дело», например.
Максим Там есть еще продолжение: «…любовь чиста». Ну да, секс — это грязно в видении многих людей. Из-за этого родился такой феномен, как платоническая любовь. Когда импульс влечения должен реализоваться в теле, в сексе, но человек его в себе растягивает садистским образом. Вообще, до 20−22 лет не очень понятно, что такое секс. На фоне сексуальной успешности наших соратников по институту — таких мачо, легких бандитов — мы с Владимиром были более романтичны по отношению к женскому полу. И постоянно писали песни.

COSMO Сублимировали, значит. А ты, Максим, так напоминаешь мачо!
Максим Но я выбрал постоянство. У Виктора Цоя, например, за всю его жизнь было две женщины — Первая жена и Вторая жена. И в этом однолюбстве есть постоянный ресурс, который позволяет аккумулировать энергию больше в творчестве, чем в плотских радостях. Я женат, жена стоматолог. Дочке 3 года. Они живут в Симферополе. Жена открыла свой стоматологический кабинет и не хочет переезжать в Москву. Поэтому я езжу к ним раз в месяц.
Владимир У меня есть гражданская жена, с которой я живу 4 года. Я тоже консервативный. Она родом из Крыма, и мы с ней закончили один и тот же институт, но познакомились уже здесь, в Москве. Она гинеколог.

COSMO Вы как настоящие крымские парни любили крутить курортные романы?
Максим Где-то между 18 и 20 годами вообще все отношения строились по типу курортного романа. Летом девушка из Москвы приезжала вся в ожидании чего-то, видела море и… Тут главное было обозначиться добрым южным парнем, у которого в руках бутылка портвейна и гитара. И еще он плов умеет готовить и стихи читает. Власть была над ними колоссальная. Аж самому страшно было! Надо отдать должное, москвички всегда были самостоятельные, умные. Но сейчас они стали немножко другими — в них меньше романтики. Они любят экспериментировать, но они больше пользователи, чем исследователи.

COSMO А потом девушек бросали, да?
Максим Нет, у меня потом наступал телефонный период отношений. После этого были встречи в Москве, но все было уже по‑другому. Москва не море, портвейн не катил, девушки спешили зарабатывать деньги… В общем, все заканчивалось тем, что у них не хватало сердца греть поэта.

COSMO А с женой ты познакомился тоже« по-курортному»?
Максим Нет. Мы работали в одной поликлинике, нас познакомили общие друзья. Однажды мы пришли с моим приятелем на его выпускной. Там были накрытые столы и мы начали кушать отбивные, не принадлежащие нам, потому что предварительно выпили. Потом пришла моя будущая жена, не знавшая меня, и спросила: «А кто съел мою отбивную?» Ей сказали, что есть такой Кучеренко, который уже ушел. Но потом мы все-таки встретились и нас представили друг другу со словами: «Это он съел твою отбивную».

COSMO А тебя, Владимир, привлекают стервы? Песня« Машина динамо» с нового альбома посвящена им.
Владимир Да, ведь настоящая стерва — она все равно с сердцем. Но оно так глубоко запрятано, что она не считает нужным копаться в себе, это лишняя трата времени.
Максим Зато она счастлива и всегда радостна! Вообще, счастливы те женщины, которые умеют отключаться и не любят утопать в чувствах. А очень чувственные девушки всегда имеют любящих отцов, которые для них не просто часть семейной геометрии, но герои их жизни. И подобных им мужчин они чаще всего не встречают на своем пути — им кажется, что их нет. Поэтому такие девушки, как правило, менее счастливы в личной жизни.

COSMO А какие у вас отношения с Ириной Хакамадой?
Максим Хороший переход!
Владимир В ночь перед выборами 2004 года Ирина устроила вечеринку, она тоже баллотировалась на президентский пост. Там состоялась премьера нашей песни« Покуситесь на президента». Мы пообщались.
Максим Она такая сердечная, она же… самурай по папе. Она находится в хорошем контакте — видит человека, слышит его. И у нее какой-то свободный муж, с длинными волосами…
Владимир Она милая, модная, в джинсах. Приятно видеть политика, особенно женщину, в джинсах.

COSMO С тех пор как вы переехали жить в Москву, замечали как врачи психические перемены в себе?
Максим Первое, что связало меня с жителями Москвы, — это нарушение сна. В Херсоне и Симферополе в 6 вечера все магазины закрываются, после 23 часов звонить кому-либо некорректно. А здесь до утра все бодрствуют. Говорят, что Сталин привил эту привычку. Он засыпал в 4-м часу, а просыпался в час дня, а все министерства работали круглосуточно. Вообще, у людей наблюдаются психические отклонения, но проявляются они менее ярко, чем в тихих городах. «Ярких форм нет! Роскошных картин заболеваний нет!» — беспокоятся доктора. А все из-за патоморфоза — способности заболеваний изменяться. Например, грипп протекает сейчас не так, как он протекал 10 лет назад. А шизофрения — не так, как она протекала до 50-го года ХХ века. Сейчас у городских жителей редукционная форма шизофрении, у которой внешних симптомов мало.
Владимир Я адаптировался первые полгода. Глаза у меня разбегались, ноги подкашивались от большого количества людей и скопления машин. Но стресс мы победили взаимной поддержкой друг друга.

27.11.2013 18:02

Группа «Ундервуд»: «Небеса устраивают нам испытания и вознаграждают нас дарами»

Текст:
Фото: Игорь Верещагин

Рок-группа «Ундервуд» известна широкому кругу слушателей. Песни из их репертуара можно услышать в плеерах людей разных профессий и мировоззрения И каждый находит что-то свое. Музыка передает настроение, а стихи в композициях наполнены глубочайшим смыслом. В сентябре этого года группа выпустила новый альбом под названием «Женщины и дети», презентация которого прошла 7 сентября в Москве. Также недавно Максим Кучеренко и Владимир Ткаченко стали официальными членами Союза Писателей. Поздравления лидерам и творческих успехов. С обновленной концертной программой группа выступила на нескольких концертных площадках Москвы, Санкт-Петербурга, а также в рамках презентации альбома группа посетила другие крупные города России и Украины. А сейчас несколько слов о творчестве, эмоциях и новом альбоме.

Корреспондент Павлова Алла пообщалась с лидерами группы Максимом Кучеренко и Владимиром Ткаченко.

Известная рок-группа «Ундервуд» дала специальное интервью для корреспондента РБ перед своим концертом. В сентябре этого года группа выпустила новый альбом под названием «Женщины и дети».

Много песен в вашем творчестве в той или иной степени высмеивают недостатки и пороки. Главный порок для Вас?

М.К.: Самый главный порок для нас — это уныние, отсутствие энергетики. То, когда человек не способен позаботиться о себе, об окружающих. Яркие краски мира для человека с этим злом меркнут и такой человек занимает позицию энергетического нуля. Я думал почему все таки в Христианстве, в заповедях уныние является тяжёлым грехом. Ведь, если задуматься, большая беда в этой нулевой точке. Точке невозврата и нуля температур. Вот это самый серьезный обвал души.

В вашем репертуаре есть замечательная песня «Человек с ноутбуком», существует стереотип, что люди живущие в компьютере живут параллельно в социальных сетях. Ваше отношение к социальным сетям?

В.Т.: К социальным сетям у меня позитивное, положительное отношение. Мы понимаем, что в век цифровых технологий и социальных сетей, очень сложно оставаться в стороне, к тому же это очень удобно в плане общения. Поэтому нельзя без уважения относится к идее создания социальных сетей. Отчасти это очень забавно, «зафрендить», «лайкнуть», но у меня лично уже начинается усталость. Но надо отметить, что сейчас миром правят гаджеты и социальные сети.

Я прослушала ваш новый альбом, в нем, как и во всем вашем творчестве прослеживается два направления песен. Одни драйвовые, рок-н-рольные, наполненные сарказмом, а другие мягкие, лирические. И вы, очевидно, тоже такие разные. У вас есть строгое разделение в творчестве? Например, один пишет лирику, другой — драйв.

В.Т.: Такого четкого разделения нет. Учитывая особенности характера и разность эмоциональных температур господ Ткаченко и Кучеренко. Естественно, у Максима есть предпочтение писать более энергичные, рок-н-рольные, заводные песни. У меня, в силу моего душевного склада предпочтение писать более лирические песни. Согласен, что это заметно невооруженным взглядом, особенно на последней пластинке. Но точно могу сказать, что это не является тенденцией, так у меня есть танцевальные, сатиристические композиции, а у Максима есть прекрасные лирические баллады, под которые хочется плакать и думать.

Я считаю, что любому мастеру, любому творцу не следует зацикливаться на каком-то одном стиле. Это порождает пустоту внутри и исчерпанность, можно закончиться как индивидуальность. Нужно уметь переключаться. Внутри поэта должен быть внутренний тумблер переключения, которым нужно очень грамотно уметь управлять.
По большому счету, есть только два направления — лирика и драйв. И в группе «Ундервуд» все это есть, так сказать, в нашем творчестве этот самый тумблер переключения работает четко. И нас нет разделения на то, что один лидер рок-н-рольный парень, другой лирик. Наше творчество полноценно тем, что оно совместно.

Что является источником вашего вдохновения?

М.К.: Источником вдохновения для нас являются самые разные вещи, которые воздействуют на органы чувств. При этом, разумеется, органы чувств должны быть готовы к получению информации. Человек должен быть готовым получать сигналы из вне. Кластерный и безынтересный продукт может получиться, когда человек не умеет слушать и прежде всего самого себя. Иногда необходимо просто закрыть глаза и систематизировать всю информацию.

Здесь хочется процитировать писателя Виктора Ерофеева, который недавно стал кавалером французского ОрденаПочетного легиона, за культурные заслуги во Франции. Он сказал: «Я радиоприемник, который шипит в поисках волны, но все должен расшифровать и записать». Здесь интуитивное понимание нашей роли обобщено очень ярко. Этот приемник должен быть всегда включен и принимать волны, находясь в рабочем состоянии. Собственно, тогда вдохновение и получается. Кто-то считает, что вдохновение это влюбленность. Но это одно из самых коротких вдохновений.

Для кого ваши песни? Можете описать этих людей, их образ жизни?

В.Т.: Как раз вчера один очень умный маркетолог задавал этот вопрос. И этот вопрос нам задают раз по десять за год. Для кого? Кто ваша аудитория? Тут мы конечно растерялись в очередной раз. У группы «Ундервуд» нет ярко выраженной возрастной или целевой аудитории. При этом часто происходит наоборот. Сначала пишется альбом, потом к этому альбому «приклеивается аудитория». Поэтому аудитория нашей группы самая разная по возрасту, по взглядам на жизнь, единственное, что объединяет эту группу это любовь к красоте, любовь к русскому языку, понимание «красивости» языка, который мы можем себе позволить в силу соей особенности в опыте написания песен. Кому это близко и находят песни для души в нашем репертуаре.

Мы понимаем, что те поклонники, которых мы видим на своих концертах это не вся наша аудитория. Есть люди, которые любят группу «Ундервуд», но в силу занятости они не могут посетить наши концерты.
Например, хирурги, которые оперируют с утра до ночи, а вечером садясь в машину, по дороге домой слушают песни группы «Ундервуд». Это один из примеров, но мы знаем, что таких людей очень много, но мы всех хотим увидеть на наших выступлениях.

Ваш новый альбом называется «Женщины и дети». Ваше отношение к женщинам и детям?

М.К.: Очевидно, что это большая часть человечества, если взять в расчет все население Земли. Оно представлено стариками, женщинами и детьми. Общество предоставляет широкий социальный выбор:людей жить в семье, тюрьме, в офисе или монастыре, а может быть отшельником. И особенно никто не против твоего выбора.

Женщины и дети для мужчины — это кроме всего прочего ещё и погружение в индустрию. Становясь семьянином ты не можешь не принимать участие в круговороте дерьма и капитала. Потому что тебе необходимо покупать недвижимость, тратить деньги на обучение и быт. В этой связи ты изменяешь своему внутреннему анархисту, который требует вещей бескомпромисных. Об этом заглавная песня альбома.Семья — это не просто счастье человека, а также и элемент труда, выносливости, толерантности. Мы хотели развернуть эту тему в своем новом альбоме. Женщины и дети — это сила, которая может тебя разрушить или преобразить.

Семья и творчество единое целое или две разные независимые сферы вашей жизни?

В.Т.: Семья — это земной базис когда ты находишься в кругу семьи тебе нужно выполнять какие-то земные обязанности. Семейное гнездо — это земной базис, важный для человека. Хорошо, когда находишься в условиях семьи. Главное, чтобы семья понимала, что у творческого человека особенный график. Твоя работа, твой творческий процесс — это не стабильные пять на два с девяти до шести, или сутки через трое в отделении реанимации. Ты живешь в особенном ритме, большую часть в творческом процессе. Даже, если ты сидишь закрыв глаза ты все равно работаешь. а не просто отдыхаешь.

Писать песни я предпочитаю в полном одиночестве, в тишине, поэтому закрываю окна и двери, чтобы не мешали посторонние шумы. Так как я всегда работаю, поэтому одиночество в процессе творчества для меня это необходимая составляющая, чтобы систематизировать полученную информацию. Это сложно, но когда что-то рождается из твоих мыслей и чувств — это здорово.

Эта популярнейшая группа “родилась” в Симферополе, а завоевала народную любовь, уже перебравшись в Москву. Причем за последние 10 лет популярность только растет...

Группа “Ундервуд” — это не только “Гагарин, я вас любила о-о-о...” В сентябре коллектив представил уже седьмой свой альбом — “Женщины и дети”, который сами создатели характеризуют как “альбом-путешествие”, а на днях приедет в Киев с новой программой. В преддверии этого события мы поговорили с главными “ундервудовцами” Максимом Кучеренко и Владимиром Ткаченко.

Лиза. Максим, вы как-то сказали, что ваши песни — это “поминальные записки из XX века будущим поколениям”. Что вы имели ввиду?

Максим. Я, наверное, имел ввиду, что я очень умный. (Смеется.) Я это где-то прочитал. Кто это сказал? То ли Марк Захаров, то ли Фаина Раневская... И эти “поминальные записочки” у меня как-то в голове засели. Уже как минимум 10 лет наши песни знают, их приходят послушать, их поют, к ним есть интерес. Я думаю, что еще 10 лет пройдет, и еще 10 лет, а потом все кончится.

Лиза. Группа “Ундервуд” уже достигла совершеннолетия, и за 18 лет с вами наверняка случалась масса забавных историй...

Максим. Работали мы как-то в российской глубинке, в городе Соликамске, в местном ДК — классическом советском сооружении. Зал сидячий, экзотика! Вышли на сцену и увидели полный зал бабушек. Они смирно сидели на своих бесплатных местах на бесплатном городском мероприятии. Я сразу сориентировался, представил нас как “джаз-коллектив” и пересказывал содержание каждой последующей песни. Играли мы тихо, вкрадчиво. Бабушки светились и хлопали в ладошки. Самая смешная комедия — комедия положений. Выходишь, и ты вроде как Джим Моррисон, а тут — бах! — и ты Кобзон.

Владимир. А еще смешные моменты связаны с забывчивостью. Вот, например, играл у нас одно время басист, так он ехал на концерт в такси и забыл там бас-гитару. Или барабанщик, который приехал на концерт, а палочки дома забыл. Пошел в лесок, сломал две веточки, так концерт и отыграл... Хорошо, что это произошло не одновременно.

Лиза. Каждый из вас давно и счастливо женат. Как познакомились с женами?

Максим. Однажды, будучи выпускником мединститута, я попал на торжественный банкет сокурсников. Изрядно выпив, мы захотели есть. В этот момент подали горячее. Мой друг сказал, мол, приступай к порции, пока никого нет. Я и приступил. Прошло три года, и я познакомился со своей будущей женой Юлей. Мы работали в одной поликлинике. Она — стоматолог, я — врач психиатр-психотерапевт. Вспоминали мы как-то наши студенческие годы, и тут выяснилось, что я на том банкете съел ее порцию мяса по-французски. Тогда она очень гневалась, что пришел “черт знает кто” и слопал ее горячее. Теперь жена сама мне готовит разные вкусные блюда, а я не могу нарадоваться!

Владимир. Мы со Светой познакомились на какой-то земляческой крымской тусовке в Москве. Оказалось, что мы вместе учились в мединституте и у нас полно общих друзей и знакомых. При этом встретиться мы умудрились не в Крыму, а за тысячу километров от дома, в Москве.

Лиза. Есть ли в вашей повседневной жизни место романтике? Какими романтическими поступками удивляете жен?

Владимир. Любовь — это и есть романтика и безрассудство в чистом виде. Поэтому любой поступок влюбленного человека нужно оценивать не с обычной точки зрения, а с точки зрения безрассудного романтизма, если его вообще нужно оценивать. Любовь дарит душе какие-то новые удивительные и необъяснимые по красоте своей миры. В сознании человека появляется новый магнит — и все железные опилки души, все болтики и гаечки, весь твой каркас, все мироустройство твое начинает тянуться к этому магниту.

Лиза. Вы еще и многодетные отцы... Чему учите своих детей, и чему сами научились у них?

Владимир. Каждый ребенок уникален, и задача родителей — развить эту уникальность. Наказывающие процедуры мне кажутся неоправданными, лучшая терапия — разговор. Своего старшего сына Сашу, которому 20 лет, я всегда пытался научить относиться к жизни со спокойным анализом и без излишней горячности. Кроме того, мужчине важно понимать отличие формы от содержания и баланс между ними. В общем, у нас с ним философские разговоры. А у своей маленькой дочери Сони я научился не отвергать ее предложений. Она мне всегда что-то приносит: то еду какую-то, то чай, то гитару. Лучше сейчас не отказываться, чтобы в старости пресловутый стакан воды был надежно у тебя.

Максим. Моя старшая дочь Аня разделила все тяготы раннего периода нашего брака. У нас не было своей крыши над головой, жили у родителей. Однажды Аня услышала о птицах, которые не могут жить друг без друга, что они называются “неразлучники”, и сказала: “Эти птицы — как мои папа и мама”. Тогда я понял, что мы — сила, и мы по жизни вместе. И как-то с этого момента все начало складываться. У нас появилась квартира в Крыму, семья обрела свой очаг... Средняя дочь родилась после нашей прекрасной семейной поездки в Грецию. Арина — средиземноморское чадо: темпераментная, теплолюбивая, зажигательная и открытая. Ее не интересуют материальные ценности, игрушки. Ей нужен только шоколад и веселье. Младший сын Роман родился после семейной автоэкспедиции на Кавказ. Немудрено, что после того, что мы пережили, родился именно мальчик... А вообще главное, что может сделать отец для своих детей — это любить их мать. Это придумал не я. Я просто наблюдаю, как это великое знание работает. Дети сканируют все нюансы отношений мужчины и женщины. Бог дал мне прекрасную жену. Ее красота пленяет меня до сих пор, в ней сердечность, ум, женственность и терпимость... Отчасти я повторяю путь своих родителей — у них долгий и любящий брак. Юля сдружилась с моими отцом и матерью. Моя теща, мои родители, мои дети и моя супруга — мы единая банда!

В последних числах марта вы выпустили шестой номерной альбом «Бабл-гам». Название пластинки – это метафора?

Максим Кучеренко : Мир вообще похож на мыльный пузырь – он может лопнуть в любой момент. Человеческая жизнь тоже очень хрупкая субстанция, как надувной пузырь из жевательной резинки – она принимает разную форму, разный вкус, её можно выплюнуть… Вообще, бабл-гам – это сфера. Если говорить языком геометрии, самое исчерпывающее представление о жизни и о мире – это круг, мандала, или шар, к примеру. Известный и всеми нами любимый, не принявший миллион долларов от математического сообщества учёный Григорий Перельман доказал теорему Пуанкаре, где сказано, что «любое сложное трехмерное пространство может быть описано как гомеоморфная сфера». Не буду это расшифровывать, но это как раз о том, что сфера является базисным элементом. А мы рассматриваем сферу в музыкально-поэтическом ключе – и доказываем свою теорему Пуанкаре этим альбомом.

А вы бы на месте Перельмана приняли миллион долларов?

Владимир Ткаченко : Конечно, приняли бы!

М.К. : У нас жены есть. У Перельмана мама, которую он боится, а у нас жены, которых мы боимся. (Смеётся).

«Я родился в эпоху застоя, живу в эпоху отстоя…» - поете вы в одной из песен нового альбома. Откуда такая ностальгия по советскому прошлому?

М.К. : Каждый здоровый человек склонен испытывать определенные чувства, связанные с его детством, потому что в детстве происходит всё самое главное, и туда всё время тянет. В детстве ведущим моментом является спонтанность, и если мы ее потеряем, то превратимся в русскую попсу - продуманную, коммерческую, недифференцированную и убогую. Поэтому для творческого человека спонтанность особенно важна. Спонтанно выскакивают все эти Волки из «Ну, погоди!», Чебурашки, вся эта магия…

И как вам удается эту детскую спонтанность не терять с возрастом? Группе-то уже 15 лет исполнилось.

В.Т. : А мы не напрягаемся. Если бы мы напрягались, это было бы заметно. Спонтанность рождается из легкости. Легкости не в смысле поверхностного отношения к жизни, а в смысле знания, что все проблемы преодолимы. Эта мысль все время поддерживает на плаву.

Как вам кажется, что изменилось в вас самих за время существования «Ундервуда»?

М.К. : В последние лет десять мы наблюдали, как страна переходит из эпохи временного хаоса в эпоху временного консерватизма, а консерватизм для России – это не так уж плохо, потому что она в нем существовала всегда. Но мы сами меняемся гораздо медленнее, чем общество.

В.Т. : Поскольку мы южане, то мы скорее переживаем непрерывный гедонизм. (Улыбается ).

Недавно полетали в аэродинамической трубе – очень мило, почувствовали себя воробушками.

Так вот, значит, какова ваша жизненная философия!

М.К. : Ну вообще нацией абсолютных гедонистов называют французов, у русских это менее выражено. Но гедонизм вообще свойственен южанам. Чашечка кофе, которую можно по два часа пить…

В.Т. : У гедонизма есть весьма сносное определение – это получение удовольствия от жизни. Конечно же, мы гедонисты чистой воды, и радуемся этому. Правда, кофе по два часа не пьем – мы это быстрее делаем, и обычно с утра.

А что вы можете делать подолгу?

В.Т. : Можем очень долго разговаривать друг с другом на отвлеченные темы. Нас масса вещей веселит, и когда есть хорошая шутка в разговоре, то он может длиться бесконечно долго. Любим за бокалом хорошего вина пошутить, посмеяться и обсудить то, что нас окружает. Это, кстати, одна из сторон нашего гедонизма – обсуждать жизнь во всех её проявлениях.

Вы из Крыма, но большую часть времени проводите в Москве. Не устаете от неё?

В.Т .: Мудрено от неё не уставать. Устаём, конечно. Я с нетерпением жду того дня, когда мы с группой сядем в поезд и уедем на гастроли. Хочется к этому городу относиться спокойнее, но не получается, да и слава богу, что нет. К Москве привыкнуть невозможно, мы это поняли однажды и расслабились, что является ещё одной из сторон нашего гедонизма. (Улыбается ).

Сколько алкоголя – слишком много?

М.К. : Ну 250 граммов, конечно, это край, особенно если завтра надо заниматься делами. Хотя вот литр виски мы недавно осушили в самолете по пути в Крым. Тогда нас обрадовали вестью о том, что собираются присвоить нам звание заслуженных артистов Крыма, мы на радостях взяли бутылку и потом предстали перед организаторами церемонии в жутком состоянии. Выпить можем много, да.

Что для вас лучший допинг?

В.Т. : Утро – лучший допинг. Я утром себя чувствую прекрасно, и когда я просыпаюсь в хорошем настроении, лучшего допинга не найти.

М.К. : Я сижу и думаю об одном допинге, но я вам не скажу о нем.

Да скажи уж. Нам можно.

М.К. : Можно? Ну… нет, всё-таки не скажу. (Смеется ). Общение с детьми.

То есть от допинга появляются дети?

М.К.: Типа того. А если серьёзно, то общение с детьми – это очень здорово. Я не думал, что такие рутинные вещи, как прийти на родительское собрание или посмотреть, как ребенок вместе с двадцатью другими хоботами поет песенку про Масленицу, - это так радостно.

Знаю, что вы недавно летали в аэродинамической трубе. А настоящим экстремальным спортом вы занимаетесь?

В.Т. : Нет, мы совсем не экстремальные люди. Экстремальщики хотят познать изнанку жизни и вывернуть свою жизнь на эту изнанку, а гедонисты, наоборот, ленивые. Так что мы далеки от этого. Но в аэродинамической трубе мы правда полетали – очень мило, почувствовали себя воробушками.

А как же адреналин?

В.Т. : В жизни слишком много адреналина и без экстремальных видов спорта. Бывают моменты, когда от адреналина не знаешь куда деваться, а если ещё и экстремальными видами спорта себя пичкать… Для этого надо жить в спокойном месте, понюхивать палочки. А когда ты живешь в таком городе, как Москва, то возникает стресс.

М.К. : Я вообще не разделяю современные видения, что адреналин – это хорошо. Хорошая энергия – ровная. Мы ценим сбалансированный стиль поведения, потому что в нашем бизнесе и так каждый второй – психопат. А лично я испытываю подъем после занятий йогой. Самое веселое занятие – это как не превратить себя в бобра. В нашем возрасте многие наши сверстники набирают лишний вес и становятся такими бобрами – вот от этого йога помогает.

Тебя привлекает йога вместе с философией?

М.К. : Я не большой поклонник восточной философии, всяких там поездок в Тибет... У нас и в России происходит очень много самодостаточных вещей. Есть такая группа «Курск» - финны, которые поют на русском языке – и они недавно сказали: «Когда приезжаешь в Россию, то сразу понимаешь, что в жизни говно, а что нет». Мне кажется, хорошо сказано.

16 июня музыканты группы «Ундервуд» Максим Кучеренко и Владимир Ткаченко выступили в Иркутске в рамках Международного фестиваля поэзии на Байкале. Мы встретились с ними до поэтического вечера и поговорили о музыке, Байкале, семье и гастрольном графике.

Максим: Мы в третий раз на Байкале. Главные вещи уже видели. Эта пресная чистейшая вода, которая уходит за горизонт… Поверьте, мы видели много всяких водоемов, но это не идет ни в какое сравнение. Уникальная вещь. Побывав в третий раз, понятно, что нужно продвигаться туда, где Ольхон, в другие края, в нестерильные ландшафты. А времени нет. На это все-таки нужны недели, как я считаю, иначе не погрузишься.

Ваш город - это супер! Мы увидели его с разных сторон. Прошлись по его улицам - ночным, дневным, утренним. С китайцами и без китайцев, с таксистами и без, с поэтами и без поэтов. Сходили на концерт Вероники Долиной, погуляли по заведениям, от начала до конца излазили ваш 130-й квартал.

Еще пара дней, и мы можем проводить экскурсии по Иркутску. Он нам очень напоминает наши родные южные купеческие города с компактной архитектурой, двухэтажными домами, желтыми красками, пухом. Чувствуешь себя как дома.

Для музыкантов выпуск книг со стихами - не редкость. Они привезли уже третий сборник стихов «Пленные духи». Первые два совместных сборника имели большой успех у любителей стихотворного творчества. В сентябре прошлого года на Международном литературном фестивале имени Максимилиана Волошина стихотворения Максима и Владимира признаны лучшими среди музыкальных групп. О своем отношении к поэзии и новом сборнике:

Владимир: Концептуально и по содержанию сборник от предыдущих не отличается. Зато отличается оформление. Это книжка-перевертыш. С одной стороны мои стихи, с другой - Максима.
Мы не настоящие сварщики, в этом смысле. Поэты, которые приехали сюда, пишут стихи регулярно. Мы так же регулярно пишем песни, это наша профессия. Поэтому перед выпуском книги идет долгий накопительный период. В «Пленные духи» включены стихи последних нескольких лет.

Вы перекладываете стихи на музыку?

Максим: Нет, стихи рождаются отдельно, песни - отдельно. То, что звучит в голове, - это песня. А то, что хочется превратить в какой-то скомпонованный текст, соответственно, стих. Дело в том, что текст песни требует к себе очень подробного отношения, там не размахнешься. Мы ведь работаем в поп-жанре, и наш слушатель любит, чтобы все было понятно и доступно. Со стихами работать гораздо свободнее.

Владимир: Со стихами в данном контексте все намного проще. Ты не зависишь от формы: есть текст, и он больше ни в каком доказательстве не нуждается. Он есть на бумаге, и это уже прекрасно, а если его читает хороший человек, то это завершенный проект. С песнями иначе. Изначально ты сочиняешь одно, а на пластинке получается совершенно другое. Процесс перехода песни из просто мелодии под гитарку, минуя стадию демо, до выхода пластинки - это всегда какая-то трансформация. Иногда очень удачная, иногда совсем неудачная, иногда получается так, что что-то важное сохранилось, но все равно - записать песню гораздо сложнее.

О зарождении творчества:

Максим: Идет какой-то поток русского языка, как у всех у нас. Бывает, проснулся - какие-то мысли, бывает, что их нет. Бывает, что тебя захлестывает, ты ими просто наводнен. В рождении стиха или песни нет ничего специального. Это некая точка внимания к себе. Если мы вкусно готовим суп, мы уделяем ему все свое внимание и любовь.

Максим и Владимир часто выступают на рок-фестивалях. А на поэтических встречах были всего несколько раз.

Владимир: Дело не в «интересно - не интересно». Поэтический фестиваль - это всегда возможность пообщаться с живыми поэтами, что же тут не интересного? И участвуем мы в подобных встречах всего в третий или четвертый раз. Рок-фестивали всегда проходят достаточно стандартно. Группа приезжает за час до выхода на сцену, находит шатер под названием «гримерка». Там находит какие-то воды, соки, чаи. Переодеваемся, выходим, играем и сразу уезжаем. Вот стандартный сценарий фестиваля. Здесь же все растянуто по времени, происходят творческие встречи, совсем другой формат. В этом есть определенная прелесть.

О том, для кого пишутся стихи:

Максим: Посыла нет никакого. Это продюсерский вопрос. Мышление испорчено последними 15 годами медийного бизнеса, который говорит, что существует целевая аудитория, продукт, способы его передачи. Если обращать внимание на поэтов, которые выступают здесь, - для них это вообще непонятные слова. Александр Сергеевич Пушкин пытался этим заморачиваться, сделать из поэзии бизнес, но у него ничего не получилось. Он стоял у истоков многих начинаний. Но Пушкин, как известно, умер в долгах, аккуратно их накапливая. У нас же есть достаточное количество обязанностей. Мы должны заниматься семьей, зарабатывать, выпускать какие-то музыкальные продукты. Усталость накапливается. А то, что касается поэзии, - это очень легкий и блаженный вид отдыха.

О кумирах в поэзии:

Максим: Меня всегда привлекала школа обэриутов. Я к ней всегда очень тяготел. Помню, что первого опубликовали Хармса, потом вышел сборник с Олейниковым, Введенским. Периодически я к ним возвращаюсь. Более того, я вижу, как современный музыкант, выдающийся и всеми любимый Леонид Федоров (группа «Аукцион» - Прим. редакции) обращается в своем творчестве к Введенскому. И как он сумел развить в музыке его питерский посыл! Любимый, состоявшийся из обэриутов - это, безусловно, Заболоцкий. Мне нравятся многие современные поэты. Настольных автора два - Быхыт Кенжеев и Тимур Кибиров. С удовольствием читаю Родионова, Полозкову, хотя я понимаю, что это больше адресовано женской аудитории.

О наследственности и творчестве:

Владимир: Вчера вспоминали, кто в семье был творческим человеком. Выяснилось, что никто. Такой традиции нет, может быть среди дальних родственников были пишущие или поющие люди, но я про них не знаю. Бабушка пела чуть-чуть. Поэтому родители сильно переживали, что сыновья их покинули пределы медицины, серьезного дела, и ушли непонятно куда. И теперь тревоги есть, просто их стало несколько меньше.

О первых стихотворениях и мафии КВН:

Максим: О любви я не писал. Я здесь «однорукий» поэт. Абсолютно не моя тема. Это были, скорее, какие-то «тусовые» дела, с квновским форматом. А самое страшное, конечно, попасть в КВН и утонуть там. Это сильная культура, которая, кстати, показала себя не только как коммерческая, но и как мафиозная. А если тебе удалось туда не попасть, то ты оказываешься в тусовке таких, как раньше говорили, «неформалов».

Вот эти неформалы раньше были без денег, а сейчас у них появились деньги, поэтому они называются хипстеры. Они теперь могут себе купить то, чего раньше у них не было: зеркальный фотоаппарат, нормальные очки. Мы писали для неформалов. Высоцкий очень похоже об этом рассказывал, что начал играть для ребят, потом кто-то достал магнитофон - и понеслось.

Музыканты постоянно работают над собой, расширяют горизонты. Они записывали музыку для фильмов. О больших проектах, мюзиклах и операх:

Владимир: Аппетит на это есть всегда. Только свободного времени не так уж много. Этим же серьезно нужно заниматься. А для опер и мюзиклов необходимо обладать объемным мозгом и массой времени. Это же нужно сесть, что-то написать, аранжировать, пригласить оркестр. У нас-то все очень просто. У нас рок-группа, мы просто устроены: басист, барабанщик, гитарист, клавиши, акустика, да два микрофона.

А с кем есть желание посотрудничать?

Владимир: Я не знаю. С Николаем Васильевичем Гоголем. Он бы либретто писал.

О самолюбовании и быте выросших рок-музыкантов:

Максим: Мы подумываем над тем, чтобы включить стихи в концерты. Это можно сделать, мы потянем. Но я такой человек - тягомотофоб. У меня есть страх, что здесь слушатель может заскучать, для него это будет тягомотно. Перегружать окружающих собственным нарциссизмом я не люблю. Может, это и плохо. В конце концов, после алкоголизма и наркомании, чем страдали ребята в нашем цеху, нарциссизм - не так плохо. Сейчас уже все трезвые. Всем нужно деньги зарабатывать, концерты играть. Жены всех ругают, хороших девушек мало - они могут уйти, бросить. Даже Шнур стал подкаблучником - сам говорит.

О концертах и Стасе Михайлове:

Максим: Какие же могут быть туры в кризисное время? Только Стас Михайлов и гастролирует. Вот, идите к нему и разговаривайте про его поэзию, про современных авторов, про обэриутов с ним поговорите.

О планах на ближайшее будущее:

Владимир: Буквально через две недели издается сборник лучших песен. Недели через полторы будет премьера нового клипа на песню «Крым». Он уже смонтирован. Осенью и зимой все достаточно загружено по гастрольному графику. В Иркутск мы, скорее всего, тоже приедем. Все это закончится в начале декабря юбилейными концертами в Москве и Петербурге.

Екатерина Волгарева, ИА «Иркутск онлайн»

URL: http://www.сайт/afisha/articles/20150617/underwood/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter