Горький Басинский Павел Валерьевич

Цеховой или мещанин?

Цеховой или мещанин?

К какому сословию принадлежал Алеша Пешков?

Почти все предки и родственники его по мужской линии - цеховые. Или мещане? Так цеховые или мещане? И почему, хотя сам Горький не без гордости предпочитал относить себя к «цеховым», в словаре Брокгауза и Ефрона, как верно, хотя и не без ехидства обнаружил Иван Бунин, Горький именован мещанином ?

Будущая мать Алексея, Варвара Каширина, выходила замуж за «Пермской губернии мещанина Максима Савватиевича Пешкова», хотя он был квалифицированным ремесленником, мастером-краснодеревцем. После его внезапной смерти в Астрахани она числилась «пермской мещанской вдовой», хотя никогда не жила в Перми. А вернувшись в Нижний Новгород к родителям, подала прошение в нижегородскую Ремесленную управу причислить ее и сына «в нижегородское цеховое общество». Умерла она «женой Личного Дворянина» Максимова.

Таким образом ее сын от первого брака Алексей был причислен в «нижегородское цеховое общество».

О смерти бабушки Алеши в нижегородской «Книге времен» записано так: «Февраля 16-го 1887 года умерла, а 18 февраля 1887 г. погребена на городском кладбище нижегородская мещанская вдова Акулина Ивановна Каширина, 70 лет, от старости». Интересна даже не ошибка («вдова», хотя муж ее еще был жив и, как писал Алеше в Казань брат Саша, рыдал на ее могиле), а то, что Акулина Ивановна, супруга некогда влиятельного старшины цехового сословия и депутата от этого сословия в городскую думу, умерла обыкновенной мещанкой. В чем дело? Чем отличались мещане от цеховых?

Согласно Манифесту от 17 марта 1775 года «мещанами» стали называться городские обыватели, которые не владели капиталом в 500 рублей и поэтому не могли быть записаны в купечество. В отличие от купцов и цеховых, мещане представляли собой сословие в узком смысле слова, так как принадлежность к мещанам была наследственной, не была обусловлена наличием определенного капитала или соблюдением каких-либо правил. Мещанское состояние приобреталось рождением, усыновлением, браком либо припиской к какому-либо мещанскому обществу. В Московской Руси мещанами назывались иногда «черные городские люди, т. е. горожане, занимавшие низшее место в среде городских жителей (мелочные торговцы, ремесленники, поденщики) и более известные под названием посадских» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. XX. 1897).

Понятие о «цехах» и соответственно о сословии «цеховых» пришло в Россию из Европы и претерпело у нас существенные изменения. В средневековой Европе «цех» являлся замкнутой общиной, подобно, например, университетам. «Цех» жил самостоятельной внутренней жизнью. Ему принадлежала своя судебная и полицейская власть, он облагал своих членов налогами, образовывал самостоятельное целое в городском ополчении. То есть представлял собой «государство в государстве». «Цехами» руководили старшины числом до 12 человек, на которых лежала ответственность исполнительной и судебной власти, а кроме того, строгое наблюдение за чистотой нравов «цеха». Они обличали и преследовали лентяев, игроков, жуликов и т. д. В маленькой Европе (особенно в германских «землях») такая профессиональная и административная единица, как цех, была удобной. Но не в России.

Перенесенные на русскую почву из Германии и отчасти законодательно закрепленные при Петре I «цехи» не стали самостоятельными формированиями. В Европе принадлежность к ним была «крепостью» для работника. Это ограничивало его свободу, но и гарантировало внутрицеховые права, которых не имели рабочие вне цехов. Попадая в «цех», мастеровой из бывших крестьян попадал в новую зависимость, но существенно возвышался в социальном плане. В России же ремесленники пользовались свободой занятий, правом свободного выбора «цеховой общины».

Когда в 1761 году в Петербурге потребовались для работы во дворце столяры, то не отыскалось ни одного мастера, записанного как в российский, так и в немецкий столярный «цех», вследствие чего было приказано немедленно переписать в «цехи» всех «промышляющих ремеслом».

Более или менее законченную форму цеховое устройство в России получило только после издания императором Павлом 12 ноября 1799 года «Устава цехов». Согласно этому закону в «цехи» вводились решительно все виды ручного труда и устанавливалось три вида «цехов»: 1) ремесленный (к нему и принадлежал владелец красильного заведения Василий Каширин); 2) служебный (белошвейки, прислуга, прачки); 3) рабочие, «кои производят такие работы, для отправления которых особых мастерских учреждать нет надобности или кои промысел свой на открытом воздухе отправляют». Но хотя в тот или иной «цех» записывался всякий, промышлявший ручным трудом, закон различал «коренных», то есть «вечно-цеховых», пользующихся «правами и выгодами мещанства», и «записанных в цех лишь на время».

«Устав» Павла еще имел силу в 1892 году, когда Алексей Пешков стал писателем Горьким. В сословном отношении он оставался «цеховым», который при этом пользовался «правами и выгодами мещанства», благодаря тому, что покойная мать Варвара вовремя выправила документы на сына в Ремесленной управе.

Тем не менее считать Пешкова-Горького «цеховым» в строгом смысле нельзя. Он не соблюдал правил «коренных» или «вечно-цеховых», не преуспел в каком-то ремесле, не стал мастером (для этого надо было обучаться не менее семи лет). Значит, он не был «мастеровым малярного цеха», хотя и числился таковым по документам. Между прочим, на это (а не только на подозрительные знакомства приезжего Пешкова со студентами и другими инакомыслящими людьми) обратила внимание казанская жандармерия: «Алексей Максимов Пешков <…> проживая в гор. Казани в 1887–88 гг., занимался не малярным мастерством, но служил разносчиком хлеба в существовавшей с апреля месяца 1887 г. по июнь 1888 г. в гор. Казани на углу Бассейной улицы и Безымянного переулка в доме Степанова булочной… Булочная эта была с весьма подозрительными целями, сущность коих, однако, не представилось выяснить».

Ничего удивительного. «Сущность целей» булочной Деренкова не смог выяснить не только жандармский офицер, писавший донесение, но и сам «мастеровой малярного цеха» Алеша Пешков.

Из книги Лубянка - Экибастуз. Лагерные записки автора Панин Дмитрий Михайлович

«Мещанин и пошляк» Петрович родом был из Вятки, главного города нынешней Кировской области, где в тридцатые годы был организован Вятлаг. До 1917 года жили скромно, в уюте и достатке. Отец служил в пароходстве и под конец жизни стал там небольшим совладельцем. Мать вела

Из книги Фатьянов автора Дашкевич Татьяна

2. Мещанин Василий Васильевич Меньшов Дому Алешиного деда по материнской линии Василия Васильевича Меньшова не было и нет сносу. Этим домом начиналась деревня Малое Петрино, которая тогда уже считалась окраиной Вязников. Привезли его из Финляндии, несмотря на то, что

Из книги Мольер автора Бордонов Жорж

Из книги Мольер [с таблицами] автора Бордонов Жорж

«МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ» В декабре 1669 года ко двору Людовика XIV прибывает посол турецкого султана, Солиман Мута Харрака. Говорят, что заносчивостью он прикрывает свое весьма скромное положение садовника в серале. Людовик XIV готовится к приему с наивной тщательностью. Его

Все наше достоинство заключено в мысли. Не пространство и не время, которых мы не можем заполнить, возвышают нас, а именно она, наша мысль. Будем же учиться хорошо мыслить: вот основной принцип морали.

Родился Федор Михайлович Москве (1821) в семье врача, служившего в Мариинской больнице. 1837 год становится знаковым для юного Достоевского, который тяжело переживает смерть матери. В этом же году отец отправляет старших сыновей (Федора и его брат Михаила) в Петербург, где Федор Михайлович поступает в инженерное училище. Благодаря такому образованию, Достоевский получает возможность продолжит свое литературное творчество, которое задорилось в писателе по прибытию в Петербург.

Окончив в 1841 году училище, Федор Михайлович поступает на военную службу, вскоре дойдя до офицерского чина. В 1843 году Достоевский, выйдя в отставку, вплотную начинает заниматься литературной деятельностью. В этом же году писатель заканчивает перевод произведения О.Бальзака «Евгения Гранде». К какому сословию принадлежал Достоевский Этот перевод становится его первый опубликованным литературным опытом.

Его первое самостоятельное произведений «Бедные люди», вышедшее в 1844 году, обратило на себя пристальное внимание самых «маститых» критиков того времени.

Некрасов и Белинский с восторгом приветствовали начинающего писателя, сумевшего очень трогательно и живо изобразить душевную драму персонажей своего произведения. Эта пора жизни Достоевского характерна самым проникновенным участием в жизни всех страждущих и обездоленных. Он вступает в общество «петрашевцев», так как находится под сильным влиянием социалистических идей. Как следствие подобными увлечениями, в апреле 1849 года Федора Михайловича арестовали и приговорили к смертной казни. Стоя уже на эшафоте, Достоевский услышал объявление о высшей царской милости, и казнь была заменена на каторжные работы. Находясь проездом до места каторги в Тобольске, Федор Михайлович знакомится с женами декабристов, которые дарят ему маленькую книжку «священного писания», сохраненную писателей до самой смерти. От тяжелой работы и недоедания Федор Михайлович заболевает (проявилось эпилепсия), от чего он был переведен в солдаты, а впоследствии был амнистирован, и вернулся обратно в Петербург в 1854 году.

В родном городе Достоевский, полностью отдавшись любимому творчеству, за достаточно короткий период времени опять завоёвывает имя одного из самых выдающихся русских писателей.

Увлечение социализмом, которым в юности «переболел» Достоевский, в более зрелом возрасте переросло в крайне враждебное отношение к самой социалистической идее, что в свою очередь нашло яркое отражение в его известнейшем произведении «Бесы».

В 1965 году Достоевский теряет брата, после чего Федор Михайлович живет крайне бедно. Дабы улучшить свое материальное положение, писатель посылает первую главу «Преступления и наказания» в журнал «Русский вестник», где он начинает печататься в каждом номере. К какому сословию принадлежал Достоевский В это же время Достоевский пишет роман «Игрок», но физическое здоровье, подорванное каторжным трудом, препятствует работе. Наняв молодую помощницу Сниткину Анну, писатель все же заканчивает роман в 1866 году, а вскоре уезжает за границу, женившись на Анне Григорьевне.

Вернувшись в Россию, последние годы жизни писатель проводит очень плодотворно. Из-под пера Достоевского выходят «Братья Карамазовы», «Дневник писателя», «Подросток» и др.

28 Января 1881 года писатель умирает, успев попрощаться семьей. К какому сословию принадлежал Достоевский

Природа сказала женщине: будь прекрасной, если сможешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно.

Описание Базарова Евгения в романе И. Тургенева «Отцы и дети» уникально и многогранно для отечественной литературы. Автор изображает типаж грамотного русского разночинца. Этим фактом и объясняется масштабная популярность художественного произведения для молодых людей в конце XIX века. как писатель, продолжил традицию Пушкина и Лермонтова в изображении героя нашего времени. В данной статье мы расскажем, к какому сословию принадлежит Базаров Евгений.

Конфликт двух поколений

Название произведения отчетливо дает понять читателю тему романа. Отцы и дети - это вечные категории одной проблемы, которую рассматривает Тургенев. В своем романе писатель вводит образ Евгения Базарова, который представляет собой совершенно другое, то есть новое поколение, уверенное в том, что прежние обычаи устарели и крайней непопулярны. Представителям взрослого, состоявшегося поколения кажется, что они лучше во всем. Они добрее и умнее! Стариков возмущает, что им на смену пришла молодежь, у которой нет четкого представления о Однако, непонимание между старшим и было всегда.

Первое в вечном представлено братьями Кирсановыми. Читатель видит конфликт в самом начале романа. Как только молодежь в лице Аркадия и Евгения въезжает в поместье Кирсановых. Павел Петрович мгновенно ощущает неприятельские чувства к другу племянника. Не убедившись, что это за человек и к какому сословию принадлежит Базаров. В то же время молодой человек испытывает аналогичные чувства к Кирсанову-старшему. Между двумя поколениями сразу возникает конфликт.

Дружба Базарова Евгения и Аркадия Кирсанова

Анализ Базарова показывает: Евгения и Аркадия связывают дружеские взаимоотношения. Они вместе проходят обучение в университете. У читателя создается впечатление, что парни - единомышленники. Кирсанов везде и во всем подражает Базарову. Его восхищают взгляды Евгения, он польщен его поведением и чертами характера. Более того, Кирсанов-младший желает быть похожим на друга. Иными словами, Аркадий находится под его влиянием.

На самом деле, друзья - абсолютно разные люди. Из описания Базарова становится понятно, что он демократ. В какой бы обстановке ни находился Базаров, он всегда найдет занятие.

Черное и белое

Сам Аркадий представляет собой разбалованного дворянина, для которого необходимы покой и уют. У него нет серьезных увлечений, а взгляды друзей расходятся не только в искусстве, но и в отношении к людям. Кирсанов-младший живет по принципам. Он очень аккуратен, хорошо одевается, обучен манерам. Евгений, напротив, не считает нужным придерживаться этикета. К какому сословию принадлежит Базаров?

Евгений относится к разночинцам, он одержим еще и духом нигилизма. Эти факты сказываются на поступках, привычках и даже речи персонажа.

Взгляды друзей также расходятся и в самом главном - в назначении человека и его представлениях о жизни. Их приятельские отношения заканчиваются нарастанием конфликта. Уже бывшие друзья прощаются навсегда.

И. Тургенев «Отцы и дети». Базаров Евгений: портрет героя

Прежде чем дать характеристику герою, ответим на основной вопрос статьи. Существует ошибочное мнение, что Базаров принадлежал к сословию мещан. Однако это не так. Уже в самом начале романа становится понятно, что Базаров - разночинец. А значит, он не относится ни к одному сословию. Он считает, что сделал себя самостоятельно. От своих родителей он унаследовал трудолюбие. Именно этим он отличается от мягкотелых и ленивых жильцов имения Кирсановых.

Базаров - трудолюбивый человек. Тургенев подчеркивает, что Евгений работает, а Аркадий страдает от безделья. Для того чтобы в жизни чего-то добиться без чьей либо помощи, Базаров постоянно трудится и работает над собой. Это закаляет его как личность еще больше. Он не только говорит о пользе труда, он и сам постоянно работает.

Базаров - очень сильная личность. Это чувствует каждый герой произведения. Сила проявляется во всем: в межличностных отношениях, в доказательствах и утверждениях, в неразделенной любви и даже в смерти. Базаров не произносит пустых слов, он озвучивает лишь то, что осознало человечество, благодаря жизненному опыту.

Он по-своему добрый. Это просматривается в эпизоде встречи с Фенечкой. Когда малыш попросился на руки к Евгению, то мать отметила, что маленькие дети чувствуют, какой перед ними человек. И здесь уже становится неважно, к какому сословию принадлежит Базаров.

Необходимо отметить, что его доброта проявляется во многих чертах и гранях. Он прост в общении с обычным народом, а те отвечают ему любовью. Во время дуэли Евгений бросился на помощь к раненому Кирсанову. Отношения с Одинцовой вызывают у читателя чувство искреннего уважения к герою. Базаров с любовью и трепетом относится к матушке и отцу, и перед смертью он думает именно о них.

Перелом нигилистических взглядов

В первой части романа автор рассказывает, что Базаров - сторонник идей нигилизма. Во второй - читатель видит человеческую сущность Евгения. Здесь меняются его социальные отношения. Удивительно, но даже Кирсанов-старший признал его благородство после дуэли. Тургенев не показывает полностью своего отношения к главному герою. Его характер просматривается в межличностных отношениях с другими персонажами; в том, как они о нем отзываются; в самом портрете героя; в его манере речи.

Заключение

К какому сословию принадлежит Базаров? Как уже было сказано выше, он разночинец. И это еще больше раскрывает его характер. Старшее поколение в его внешнем виде видит много необычного: длинные волосы, бакенбарды, балахон с кистями.

Иными словами, Евгений всем своим обликом выражает им протест. Его поведение и манеры тоже неестественны. Ведь этим он проявляет дух нигилизма.

Обращаясь в архив, обязательно надо указать, к какому сословию принадлежал ваш предок. Это не каприз - все сословия учитывались совершенно по-разному и документы, по которым может вестись генеалогический поиск, тоже совершенно разные.
Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. В Европе в Х-XIII веках главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство, в XIV-XV веках общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В России, как всегда, все было значительно сложнее.
До Петра народ наш был разнообразен и анархичен, говоря по-научному, имелись многочисленные сословные группы со слабо развитой корпоративной организацией и нечеткими разграничениями в правах. С Петра все стало более четким, но все равно в России больше, чем в других странах, было возможностей перехода из одного сословия в другое, можно было повысить сословный статус через государственную службу, а дворяне присоединенных к империи стран часто становились российскими дворянами. Женщины могли повысить сословный статус, выйдя замуж за представителя более высокого сословия. Для крепостных крестьян отдавать детей в учебные заведения означало свободное состояние для них в будущем.
Все сословия Российской империи делились на привилегированные и податные. Сословное положение определялось происхождением (по рождению), служебным положением, образованием и родом занятий (имущественным положением).
Функции по охране и удостоверению прав и привилегий всех сословий принадлежали исключительно Сенату. Он рассматривал дела о доказательстве сословных прав отдельных лиц и о переходе из одного состояния в другое.
Мы будем рассматривать одно сословие за другим, конечно, я не расскажу о них все, что можно и нужно, но начальные сведения дам. Если будет много вопросов по какому-то сословию, сделаю для него специальную рассылку. А если вам интересно, как выглядели представители разных сословий, можно зайти на эту страницу:www.all-photo.ru/empire/index.ru.html?id=4861 .

Господствующее сословие

Дворянство

Основу дворянства составили бывшие в Московской Руси привилегированные сословные группы так называемых "служилых по отечеству чинов " (т.е. по происхождению). Службу свою они наследовали и обладали наследственными вотчинами, либо, по достижении совершеннолетия, верстались поместьями, которые и были вознаграждением за их службу.
Думные чины возглавляли государственный аппарат - думные бояре, окольничие, дворяне и думные дьяки.
Московские чины несли придворную службу, составляли так называемый "государев полк" (своего рода гвардию), назначались на руководящие должности в армию и в местную администрацию, имели значительные вотчины или были наделены подмосковными поместьями: стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы.
Городовые чины : дворяне выборные (по очереди посылались для службы при дворе и в Москве, ходили в дальние походы и выполняли административные обязанности вдалеке от уезда, в котором находились их поместья), дети боярские дворовые (несли дальнюю службу) и дети боярские городовые (несли службу городовую или осадную, составляя гарнизоны своих уездных городов).
Служилые люди были свободны от налогов, падавших всей своей тяжестью на тяглых людей, но никто из них, от городового сына боярского до думского боярина, не был освобожден от телесного наказания и в любую минуту мог быть лишен чина, всех прав и имущества. "Государева служба" для всех служилых людей была обязательна и освободиться от нее можно было лишь за болезнями, ранами и старостью.
Принадлежность к служилым людям по отечеству - дворянам и детям боярским - фиксировалась в так называемых десятнях, т.е. списках служилых людей, составлявшихся при их смотрах, разборах и верстании, а также в даточных книгах Поместного приказа, где обозначались размеры поместий, даваемых служилым людям.
В результате петровских реформ все категории служилых людей по отечеству слились в одно "благородное шляхетское сословие" , причем каждый член этого сословия от рождения был равен всем остальным, а все различия определялись разницей в положении на служебной лестнице, по Табели о рангах, во-вторых, приобретение дворянства службой было узаконено и формально регламентировано.
Дворяне должны были служить в армии и флоте; не более одной трети от каждой "фамилии" допускалось к гражданской службе, которая только в это время обособилась от военной. По указам 1714 и 1723 гг. обязательным для дворян стало первоначальное образование. Они должны были до 15 лет обучиться грамоте, цифири и геометрии в нарочно для того устроенных школах при монастырях и архиерейских домах. Уклонявшийся от обязательного обучения терял право жениться. Поступая на службу, дворянин делался солдатом гвардии или даже армии. Он служил вместе с людьми из низших классов общества, которые поступали по рекрутским наборам. От его личных способностей и усердия зависело выбиться в офицеры; личная заслуга выдвигала в офицеры и простого крестьянина-солдата. Ни один дворянин не мог стать офицером, если не был солдатом; но всякий офицер, кто бы он ни был по происхождению, становился дворянином.
Вся масса служилых дворян была поставлена в прямое подчинение Сенату вместо прежнего Разрядного приказа, и Сенат ведал дворянство через особого чиновника "герольдмейстера". Сенат рассматривал доказательства и утверждал в правах на дворянское достоинство и на почетные титулы князей, графов и баронов, выдавал грамоты, дипломы и другие акты, удостоверявшие эти права, составлялись гербы и гербовники дворянских родов и городов; ведал делами о производстве за выслугу лет в гражданские чины до пятого класса включительно.
Жалованная грамота дворянству, утвержденная Екатериной II в 1785, устанавливала порядок приобретения и доказательства дворянства, его особые права и преимущества, в том числе свободу от налогов и телесных наказаний, а также от обязательной службы. Учреждалась дворянская корпоративная организация с местными дворянскими выборными органами. Впервые была узаконена такая категория, как личные дворяне . Основные права и привилегии, предоставленные дворянству Жалованной грамотой, оставались, с некоторыми уточнениями и изменениями, в силе вплоть до реформ 1860-х гг., а по ряду положений и до 1917.
Потомственное дворянство передавалось по наследству и, таким образом, приобреталось потомками дворян при рождении. Женщины недворянского происхождения приобретали дворянство при вступлении в брак с дворянином. При этом они не утрачивали дворянских прав при вступлении во второй брак в случае вдовства. В то же время женщины дворянского происхождения не утрачивали своего дворянского достоинства при вступлении в брак с не дворянином, хотя дети от такого брака наследовали сословную принадлежность отца.
Дворянство могло быть приобретено специальным высочайшим пожалованием , но на практике такие случаи были весьма редкими.
Табель о рангах определяла порядок приобретения дворянства службой . Поскольку тема эта объемная, если будут вопросы, я напишу об этом отдельно. Так же отдельно я напишу о том, кто причислялся к дворянству в казачьих войсках.
Еще один источник приобретения дворянского достоинства - награждение одним из российских орденов .
Просить о возведении в потомственное дворянство могли внуки личных дворян (т.е. потомки двух поколений лиц, получивших личное дворянство и состоявших на службе не менее 20 лет каждый) , старшие внуки именитых граждан (звание, существовавшее с 1785 по 1807) по достижении 30-летнего возраста, если их деды, отцы и сами они "сохраняли именитость беспорочно", а также - по традиции, законодательно не оформленной, - купцы 1-й гильдии по случаю 100-летнего юбилея их фирмы . Так, например, получили дворянство основатели и владельцы Трехгорной мануфактуры Прохоровы.
При присоединении новых территорий к России местная знать, как правило, включалась в состав российского дворянства.
Независимо от способа получения потомственного дворянства, все потомственные дворяне в Российской империи пользовались одинаковыми правами. Различия были лишь в зависимости от размеров недвижимости - от нее зависела степень полноправности участия дворян в дворянских выборах. С этой точки зрения, все дворяне Российской империи можно разделить на 3 разряда:

  • Дворяне, внесенные в родословные книги и владеющие недвижимым имуществом в губернии, пользовались в полном объеме правами и преимуществами потомственного дворянства как в составе дворянских обществ, так и в отдельности принадлежавшими каждому лицу. Дворянин должен был записываться в родословную книгу той губернии, где он имел постоянное место жительства, если он владел там какой-либо недвижимостью, хотя бы она была и менее значительна чем в других губерниях. Дворяне, имевшие необходимый имущественный ценз сразу в нескольких губерниях, могли записываться в родословные книги всех тех губерний, где они желали участвовать в выборах.
  • Дворяне, внесенные в родословные книги, но недвижимым имуществом не владеющие, пользовались в полном объеме правами и преимуществами, принадлежавшими каждому лицу, а правами в составе дворянских обществ в ограниченном объеме. Дворяне доказавшие свое дворянство по предкам, но не имевшие нигде никакой недвижимости, вносились в книгу той губернии, где предки их владели имением.
  • Дворяне, не внесенные в родословные книги, пользовались правами и преимуществами дворянства, присвоенными каждому отдельному лицу и не пользовались никакими правами в составе дворянских обществ.

Запись в родословные книги производилась лишь по ходатайствам самих дворян . Часть дворян не записывались в родословные книги, хотя и могли по своему желанию и материальному положению это сделать. Получившие дворянство по чину или ордену могли вноситься в книгу той губернии, где они пожелают, независимо от наличия у них там недвижимости. Это же правило распространялось и на иностранных дворян, но последние вносились в родословные книги лишь после предварительного о них представления Департаменту герольдии.
Потомственные дворяне казачьих войск вносились: Войска Донского в родословную книгу этого войска, а остальных войск - в родословные книги тех губерний и областей, где находились эти войска. При внесении дворян казачьих войск в родословные книги обозначалась их принадлежность к этим войскам.
Не вносились в родословные книги личные дворяне.
Родословная книга разделялась на шесть частей. В первую часть вносились "роды дворянства жалованного или действительного"; во вторую часть - роды дворянства военного; в третью - роды дворянства, приобретенного на службе гражданской, а также получившие право потомственного дворянства по ордену; в четвертую - все иностранные роды; в пятую - титулованные роды; в шестую часть - "древние благородные дворянские роды".
Три первые части считались менее почетными, чем пятая и шестая, да и внутри частей были различия. Например, баронство остзейское означало принадлежность к древнему роду, баронство, пожалованное российскому роду - его изначально незнатное происхождение, занятие торговлей и промышленностью. Графский титул означал особо высокое положение и особую императорскую милость, так что иногда был даже более почетным, чем княжеский. Княжеский титул говорил о древности происхождения рода, княжеских родов было намного больше, чем графских. О наибольшей знатности и высоком положении рода свидетельствовал титул светлейших князей, выделявший носителей этого титула из прочих князей и дававший право на титулование "ваша светлость" (обычные князья, как и графы, пользовались титулом "сиятельства", а баронам особого титулования присвоено не было). В Пажеский корпус, Александровский (Царскосельский) лицей и в училище правоведения зачислялись только сыновья дворян, записанных в пятую и шестую части родословных книг.
Губернские родословные книги хранятся в федеральных архивах (фонды Герольдмейстерской конторы (РГАДА), департамента Герольдии (РГИА)) и региональных архивах (фонды губернских дворянских депутатских собраний, личные фонды).
Доказательствами дворянства считались : дипломы на пожалование дворянским достоинством, жалованные от монархов гербы, патенты на чины, доказательства пожалования ордена, доказательства "чрез жалованные или похвальные грамоты", указы на пожалование земель или деревень, верстание по дворянской службе поместьями, указы или грамоты на пожалование их поместьями и вотчинами, указы или грамоты на жалованные деревни и вотчины (хотя бы и утраченные родом впоследствии), указы, наказы или грамоты, данные дворянину на посольство, посланничество или иную посылку, доказательства о дворянской службе предков, доказательства, что отец и дед "вели благородную жизнь или состояние или службу, сходственную с дворянским названием", подкрепленные свидетельством 12 человек, о дворянстве которых нет сомнения, купчие, закладные, рядные и духовные о дворянском имении, доказательства, что отец и дед владели деревнями, а также доказательства " поколенные и наследственные, восходящие от сына к отцу, деду, прадеду и так выше, сколько показать могут и пожелают" (родословия, поколенные росписи).
Дворянские депутатские собрания, состоявшие из депутатов от уездных дворянских обществ (по одному от уезда) и губернского предводителя дворянства, рассматривали предъявляемые доказательства на дворянство, вели губернские родословные книги и отсылали сведения и выписки их этих книг в губернские правления и в Департамент герольдии Сената, а также выдавали грамоты на внесение дворянских родов в родословную книгу, выдавали дворянам по их просьбе списки с протоколов, по которым род их внесен в родословную книгу, или свидетельства о дворянстве. Возведение в дворянство или восстановление в дворянстве не входило в их компетенцию, рассматривались доказательства только тех лиц, которые владеют или владели в данной губернии недвижимостью сами или через жен. Но отставных военных или чиновников, избравших при отставке местом жительства данную губернию, депутатские собрания могли беспрепятственно сами вносить в родословные книги при предъявлении патентов на чины и заверенных послужных или формулярных списков, а также утвержденные духовными консисториями метрических свидетельств на детей.
Уездные предводители дворянства составляли алфавитные списки дворянских родов своего уезда с указанием о каждом дворянине имени и фамилии, сведений о браке, жене, детях, недвижимости, месте жительства, чине и нахождении на службе или в отставке . Эти списки представлялись за подписью уездного предводителя дворянства губернскому. На этих списках основывалось депутатское собрание при внесении в родословную книгу каждого рода, причем решение о таком внесении должно было основываться на неопровержимых доказательствах и приниматься не менее, чем двумя третями голосов. Эти списки хранятся в региональных архивах в фондах губернских дворянских депутатских собраний.
Определения депутатских собраний поступали на ревизию в Департамент герольдии Сената, кроме дел о лицах. приобретших дворянство в порядке службы. Приложенные к этим делам родословные содержали сведения по каждому лицу о доказательствах его происхождения, а метрические свидетельства заверены в консистории. Департамент герольдии рассматривал дела о дворянстве и родословных книгах, рассматривал права на дворянское достоинство и на титулы князей, графов и баронов, а также и на почетное гражданство, осуществлял выдачу в установленном законом порядке грамот, дипломов и свидетельств на эти права, рассматривал дела о перемене фамилий дворян и почетных граждан, составлял гербовник дворянских родов и городовой гербовник, утверждал и составлял новые дворянские гербы и выдавал копии с гербов и родословных.
При рассмотрении дел об отыскивающих дворянство греках и магометанах, в случае недостатка или отсутствия требуемых общим законодательством доказательств, депутатские собрания обязаны были свои отрицательные заключения, не приводя их в исполнение и не объявляя просителям, отсылать губернатору, который имел право, если, несмотря на недостаток письменных доказательств, дворянство данного лица "не подлежит сомнению, было оглашено общею и одновременною в народе известностью или доказано какими либо особыми событиями", направлять свои представления об этом министру юстиции, последний же вносил их на рассмотрение в Государственный совет (в Департамент гражданских и духовных дел).

Привилегированное сословие

Духовенство

Православное духовенство делилось на черное (все монашествующие) и белое, причем к последнему принадлежали как собственно священнослужители (протопресвитеры и протоиереи, пресвитеры, иереи, протодиаконы и иподиаконы, а также причетники в звании псаломщиков), так и церковно-служители (пономари, дьячки и т.д.). Черное духовенство не могло иметь собственности, не имело потомства, либо прекращало всякие гражданские связи с детьми, родителями и всеми родственниками, а вступающие в монашество лица высших сословий не могли пользоваться никакими сословными привилегиями.
В XVIII в. закрепилась практика (формально не узаконенная никаким гражданским уложением или церковным каноном) фактического наследования церковных приходов, когда епархиальный архиерей при уходе "на покой" приходского священника закреплял, по прошению последнего, место за его сыном или зятем. В результате получить приход претендент чаще всего мог путем женитьбы на священнической дочери, для чего в духовных консисториях велись списки невест и желающим давались рекомендации.
В это же время окончательно утвердился принцип необходимости духовного образования для занятия священнослужительской должности, закрепленный в Духовном регламенте.
Духовенство с самого начала было свободно от государственных налогов, прежде всего, от подушной подати, рекрутской (с момента ее учреждения и вплоть до введения всеобщей воинской повинности), а с 1874 - воинской повинности и от воинского постоя. Но свобода священнослужителей (священников и диаконов) от телесного наказания была провозглашена лишь в 1747.
Лица духовного звания были лишены права владеть крепостными (до секуляризации это право осуществляли корпоративно монастыри, архиерейские дома и даже некоторые церкви), но за священниками перешедшими в духовенство из дворян, а также получившими ордена, это право признавалось. Духовенство могло владеть ненаселенными землями и домами. При владении домами для духовных лиц существовало одно ограничение: в этих домах нельзя было размещать трактирные и питейные заведения. Духовные лица не могли заниматься подрядами и поставками и выступать поручателями по ним. Вообще лицам духовного звания было запрещено заниматься "несвойственными им" торговыми промыслами, влекущими за собою причисление их к торговому разряду (т.е. запись в гильдии и цехи). Это запрещение шло в том же ряду, как и запрещение духовенству посещать "игрища", играть в карты и т.п.
Принадлежность к духовному сословию усваивалась при рождении и при вступлении в ряды белого духовенства из других сословий. Разрешалось поступать в духовенство лицам всех сословий, кроме крепостных, не получивших увольнительной от своих владельцев, но лица податных сословий могли вступать в ряды духовенства только при удостоверении местного епархиального начальства о недостатке лиц духовного звания для замещения соответствующей должности, при "одобрительном" поведении и при наличии увольнительного свидетельства от крестьянского или городского общества. Переход в белое духовенство лиц дворянского сословия вплоть до нач. XX в. для России был нехарактерен, но был довольно распространен на Украине.
Дети священно- церковнослужителей наследовали их сословную принадлежность и не должны были при достижении совершеннолетия избирать себе род жизни, но остающиеся при отцах до 15-летнего возраста без отдачи в духовные училища и соответствующего обучения или исключенные из духовных училищ за непонятливость и леность исключались из духовного звания и должны были избирать себе род жизни, т.е. приписаться к какой-либо общине податного сословия - мещанской или крестьянской - или записаться в купцы. Избирать себе род жизни должны были и дети священно- церковнослужителей, добровольно уклоняющихся из духовного сословия. До 1860-х для "излишних" детей духовенства периодически устраивались так называемые "разборы", при которых дети священно- церковнослужителей, нигде не записанные и никуда не определенные, отдавались в солдаты.
Принадлежность к духовному сословию сохранялась при достижении совершеннолетия только при поступлении на священно- церковно-служительскую должность. Принадлежность к духовному сословию могла сочетаться с прирожденными или полученными (например, по ордену) правами дворянства и почетного гражданства.
Дети духовенства имели право (а первоначально это право означало и обязанность) на получение образования в духовных училищах. Выпускники духовных семинарий и духовных академий могли пожелать избрать для себя светскую карьеру. Для этого они должны были уволиться из духовного ведомства. Рожденные в духовном звании при поступлении на гражданскую службу пользовались правами, одинаковыми с детьми личных дворян, но это касалось лишь священнослужительских детей. При поступлении - добровольно или по разборам - в военную службу дети духовенства, окончившие среднее отделение семинарии и не уволенные из семинарии за пороки, пользовались правами вольноопределяющихся. Но для лиц, добровольно сложивших с себя священный сан и желавших поступить в гражданскую службу, такое поступление было запрещено для священников в течение 10 лет после снятия сана, а для диаконов - 6 лет.
На практике наиболее распространенным вариантом перемены сословной принадлежности для детей духовенства в XVIII - нач. XIX вв. было поступление в гражданскую службу в канцелярские служители до достижения первого классного чина, а позднее - в университеты и другие учебные заведения. Запрещение в 1884 выпускникам семинарий поступать в университеты значительно ограничило этот путь сословной и социальной мобильности духовенства. В то же время большая открытость духовных учебных заведений (по уставам 1867 и 1884 гг.) для лиц всех сословий способствовала, как и формальное запрещение наследования приходов, большей открытости духовного сословия.
Жены духовных лиц усваивали их сословную принадлежность и сохраняли ее после смерти мужей (до вторичного брака).
Лица, принадлежавшие к православному духовенству, подлежали суду духовного ведомства.
Доказательствами принадлежности к духовному сословию были метрические свидетельства, клировые ведомости, составляемые в консисториях, а также ставленнические грамоты.
Клировые ведомости хранятся в федеральных архивах (фонды Синода, синодальных учреждений) и в региональных архивах (фонды духовных консисторий, епархиальных управлений, духовных правлений, монастырей, приходских и полковых церквей).
Специальной корпоративной сословной организации духовенство не имело.
Правами, в основном аналогичными православному духовенству, в России пользовались духовные лица армяно-григорианской церкви. Протестантское духовенство пользовалось правами почетных граждан. Духовные лица нехристианских исповеданий либо получали почетное гражданство после определенного срока исполнения своих обязанностей (мусульманское духовенство), либо не имели никаких особых сословных прав, кроме принадлежавших им по рождению (иудейские духовные лица), либо пользовались правами, оговоренными в особых положениях об инородцах (ламаистское духовенство).
Исследвоать генеалогию священнослужителей неимоверно трудно, в моем представлении, потому, что при поступлении в семинарию им меняли фамилии, причем детям одного отца могли дать разные. Все эти фамилии были благозвучны и похожи друг на друга и поэтому... Поэтому я не буду писать на эту тему, а если вы меня попросите, то найду специалиста и он вам расскажет.

Учет городских сословий, до 1870

Указом от 1698 была установлена обязательность?торгового промысла¦ для приобретения городского состояния. Указом от 1699 было централизовано управление купцами и посадскими людьми в учрежденной для этого бурмистерской палате. Списки принятых в посады должны были быть направлены в Московскую ратушу. Указ от 1705 требовал составить перепись купцов, посадских и слободских людей с?показанием достатка и промыслов каждого¦, то есть составить переписные книги .
Городское сословие в XVII в. состояло из торговых людей (купечества) и посадских (городских податных обывателей). Петр в начале 1720 учредил в Петербурге Главный Магистрат, которому поручил ведать городское сословие повсеместно, и дал Магистрату в следующем году регламент, в котором изложены были основания городского устройства. Города разделялись по числу жителей на 5 классов; граждане каждого города - на два основных класса: граждан регулярных и нерегулярных.Регулярные граждане делились на две гильдии: к первой гильдии принадлежали банкиры, купцы, доктора и аптекари, шкиперы, живописцы и ювелиры, художники и ученые. Они хотя и платили налоги, но были избавлены от обязательной рекрутской повинности; в 1722 Петр снял с них и личную службу по казенным надобностям. Наконец, горожане получили право владеть крепостными людьми и землей наравне с дворянством, если были фабрикантами или заводчиками. Вторую гильдию составляли мелочные торговцы и ремесленники, объединенные в цехи.
Нерегулярными гражданами были "подлые", т.е. низкого происхождения люди (чернорабочие, наймиты, поденщики).
Лица иных сословий (духовные, дворяне, крестьяне), живущие постоянно в городе, в число граждан не входили, только "числились в гражданстве" и не участвовали в городском самоуправлении.
Городом управляла выборная коллегия - магистрат. Ее избирали из своей среды только регулярные граждане. Подлые же люди избирали своих старост, представлявших их интересы в магистрате. Магистрат, подчиненный Главному Магистрату, ведал хозяйство города, смотрел за порядком. Главной его целью было развитие торговли и промыслов.
Классификация сословий городского населения была сделана Регламентом, или Уставом Главного Магистрата, утвержденным в 1721, где в главе 3 было предписано вести?подробное описание всем жителям в городах, и кто какой промысел имеет, а именно: купеческие люди, шхиперы (или судовщики), художники или ремесленные люди и прочие по приложенному формуляру ¦.
Различие между купеческим и мещанским сословием было осуществлено манифестом 1775 , подробнее про купцов и мещан написано отдельно.
По Городовому положению в городовую обывательскую книгу вписывались: ?имя и прозвание всякого гражданина, в том городе дом, или строение, или землю имеющего, или в гильдию и в цех записанного, или мещанским промыслом промышляющего ¦.
В первую часть книги вносились по алфавиту?состояние и имена настоящих городских обывателей¦ (т.е. тех, ?кои в том городе дом, или иное строение, или место, или землю имеют¦). Вторая часть предназначалась для внесения записавшихся в гильдии. В четвертую часть требовалось заносить?иногородних и иностранных гостей по алфавиту¦. Пятая часть предназначалась для записи именитых граждан (также по алфавиту). Шестая часть служила для внесения?посадских¦, под которыми имелись в виду?в том городе старожилы, или поселившиеся, или родившиеся, кои в других частях книги... не внесены, промыслом, рукоделием или работою кормятся в том городе¦.
Формуляр городовой обывательской книги был устойчив на протяжении всего XIX века вплоть до её отмены в 1870 году. Обывательские книги хранятся в региональных архивах (фонды шестигласных дум, управ благочиния).
Законодательство предусматривало выдачу документов, подтверждавших состояние каждого в отдельности городского обывателя и его семьи. Так ?по внесении в обывательскую книгу¦ каждая семья должна была получать?лист¦, подтверждающий их состояние, подписанный в Депутатском Собрании?с приложением печати городского общества¦. Ремесленники, имевшие право на постоянную приписку к цеховому состоянию, получали свидетельства на звание ремесленников. Во второй половине ХIХ века для купечества признаётся достаточным наличие купеческого свидетельства. Принадлежность к категории почетных гражан, согласно закону, подтверждалась грамотами и свидетельствами .
После 1870 заведывания делами отдельных сословий было передано в исключительное ведение соответствующих сословных управлений: купеческого, мещанского и ремесленного.

Полупривилегированные сословия

Полупривилегированные сословия в конце XVIII века составляли около 2,5 % населения:

  • купцы (1, 2 и 3 гильдии)
  • военно-служилое сословие (казаки, калмыки и часть башкир)
  • иностранные колонисты
  • разночинцы
  • солдаты и солдатские дети

Купечество

В Московской Руси из общей массы посадских людей выделялись купцы, делившиеся на гостей, купцов Гостиной и Суконной сотен в Москве и "лучших людей" в городах, причем гости составляли наиболее привилегированную верхушку купечества.
В 1724 были сформулированы соответствующие принципы разделения купцов на гильдии. "В 1-й гильдии знатные купцы, которые имеют большие торги и которые различными товары в рядах торгуют, городовые доктора, аптекари и лекари, судовые промышленники. Во 2-й гильдии которые мелочными товары и всякими харчевыми припасы торгуют, ремесленные всяких мастерств люди и прочие, сим подобные; прочие ж, а именно: все подлые люди, обретающиеся в наймах, в черных работах и тем подобные, хотя и граждане суть и в гражданстве счислятися имеют, токмо между знатными и регулярными гражданами не числятся".
В 1775 было установлено, что купцы должны делиться на 3 гильдии в соответствии с объявленным капиталом и платить в казну по 1% с объявленного ими капитала, а от подушной подат

Первое, о чем думал человек XIX века, услышав о ком-то: "Из каких он?", то есть из какого сословия? Понятие "сословие" не стоит смешивать с понятием "класс", хотя это и близкие структуры, особенно в феодальном обществе. Разница между ними все же существует. Население Российской империи официально делилось на 4 сословия: дворянство, духовенство, мещанство и крестьянство. Кроме того, купечество, социальное положение которого было несколько неопределенным. Богатейшие купцы по своему положению в обществе практически сливались с дворянством, а мелкие купцы по правам и обязанностям примыкали к мещанам и даже крестьянам.

Зрительно сословное деление России можно представить следующим образом.

(данные на 1858 год
Чертой разделены неподатные, то есть высшие, и податные, то есть низшие сословия.)

Строгую пирамиду монархического общества возглавляет императорская фамилия. Это узкий (несколько десятков человек) круг людей, связанных родственными, семейными отношениями с царем. После Павла I в Российской империи установился порядок престолонаследия по мужской линии, поэтому все члены царской семьи мужского пола - великие князья - воспринимались в первую очередь как возможные наследники престола. Официальный наследник назывался цесаревич.

Полный официальный титул российского императора занимал добрую страницу печатного текста и включал около 60 названий подвластных ему земель. На практике нам важно знать, что в повседневных ситуациях к царю и царице полагалось обращаться "Ваше императорское величество". К остальным членам императорской семьи, то есть к великим князьям и княгиням - "Ваше императорское высочество". При близких отношениях, в быту слово "императорское" могло пропускаться - "Ваше высочество".

В эпоху Николая I царская семья насчитывала 28 человек, в 1894 году - 46 человек, в 1914 году - более 60 человек.

Члены императорской фамилии были разными людьми. Были и тупые солдафоны, и наряженные куклы, и сильно пьющие. Но были и такие, как великий князь Константин Константинович Романов, писавший очень неплохие стихи и пьесы, публиковавшиеся под псевдонимом "К.Р.". Был император Александр III, во время крушения поезда державший крышу вагона, пока не спаслись все слуги, и подорвавший этим свое здоровье. Не редкостью были браки членов императорской семьи с людьми не из влиятельных домов, то есть не с принцами и принцессами. Эти так называемые морганатические браки были вполне обычными с церковной и гражданской точки зрения, но ограничивали права детей на титул и особенно на наследование престола. В личных же отношениях эти семьи почти ничем не отличались от обычной аристократической дворянской семьи того времени.

Духовенство, то есть люди, "профессионально" занимавшиеся религией, составляло идеологическую основу империи. Страна была христианская, и хотя другие верования - ислам, католицизм и так далее - уважались, но православная религия доминировала во всем. Духовенство было определенным, замкнутым сословием, в котором следование избранному пути - служению Богу - как правило, происходило по наследству. Дети священников мужского пола сами становились священниками, дочери выходили замуж за "своих" же, становились попадьями. Сеть церквей охватывала практически все уголки необъятной империи, где постоянно жили люди. Территориально жители, проживающие поблизости от какого-либо храма, составляли приход этого храма. Поэтому, когда мы читаем: "у Покрова", "у Николы" - значит, человек живет поблизости от церкви св. Николая, то есть в этом приходе. Сюда он приходит на исповедь к духовному отцу ("я был на духу", "говори, как на духу" в бытовом разговоре), сюда приносят крестить новорожденного ребенка, в своей церкви человека и отпевают (А.С. Пушкина отпевали в храме Конюшенного двора, расположенном поблизости от его квартиры на Мойке, 12).

Российская православная церковь, при внешней независимости, находилась в подчиненном положении к государству. Делами ее ведало высшее учреждение под названием Синод, глава которого - обер-прокурор - назначался императором. Поэтому активной самостоятельной политики, как, например, католическая церковь, российская церковная элита не вела, во всем существенном поддерживая ныне здравствующего государя.

Духовенство разделяется на черное и белое. Черное - это монахи, уходящие от "мира" и земных соблазнов, живущие в монастырях, полностью посвящающие жизнь служению Богу. При пострижении в монахи, после периода послушания, своего рода испытательного срока, человек принимал на себя определенные обязанности, в том числе обет целомудрия. Черное духовенство делилось на пять степеней, или санов. Высшие - митрополит и архиепископ, к ним следовало обращаться "ваше высокопреосвященство"; затем епископ - "ваше преосвященство". Всем трем высшим санам принадлежал также общий титул - "владыко". Более низшие степени черного духовенства - архимандрит и игумен (возглавлявший монастырь), к ним обращались "ваше высокопреподобие". Игуменьей, то есть настоятельницей монастыря женского, могла быть женщина, а вот в белое духовенство женщины не допускались.

Белое духовенство, то есть священники, живущие "в миру", среди людей, имеющие семью, детей, также делились на пять санов. Это протопресвитер, протоиерей (обращение - "ваше высокопреподобие"), иерей, протодиакон и диакон ("ваше преподобие"). В быту, в частном разговоре, особенно в крестьянской и мещанской среде, священника часто называли по имени - "отец Федор" - или "батюшка", "отче".

Как уже было сказано, священники, живущие не в монастырях, могли иметь семью. Жену священника, попадью (дочь - поповна), в быту часто называли "матушка". Но человек мог жениться только до посвящения в первый сан - диакона. После рукоположения священнослужитель как бы обручается с Церковью, и земной брак становится невозможен. Поэтому для человека духовного сословия выбор спутницы жизни крайне ограничен во времени, как правило, это годы учебы, по окончании которой он уже становится диаконом. Либо он успевает найти будущую матушку, либо всю жизнь сохраняет одиночество. Естественно, ближе всего было общество молодых девушек из духовного же сословия, поэтому так часты браки между представителями этого слоя общества. Ну и конечно, если даже среди мирян расторжение брака было большой редкостью и сопровождалось длительными и мучительными процедурами, то для священника развод был просто невозможен. Поэтому так страдает дьячиха из рассказа А.П. Чехова "Ведьма" - она никогда не сможет уйти от своего мужа, каким бы ненавистным он ни был.

Образование духовные лица получали в особых учебных заведениях: духовных училищах, духовных семинариях и духовных Академиях. Низшие учебные заведения были и женскими.

Рукоположенным священникам в храме на богослужении помогали певчие, дьячки, служки и так далее. Эти помощники официально не относились к духовным лицам и могли быть из других сословий.

Отношение к лицам духовного сословия было в России, скорее всего, разным. Сейчас, в XXI веке, об этом часто спорят. Одни ориентируется на богоискательство героев Л. Толстого и Достоевского, религия представляется им скрепляющей духовной силой, соединяющей всех россиян, и в утрате религиозности они видят источник многих нынешних бед. Другие как точку отсчета берут жадного Попа из пушкинской сказки, чеховского дьякона из "Ведьмы", и религия для русского человека XIX века представляется им чем-то официальным, лживым, формальным. Реальная жизнь сложнее любых схем, и в России были и глубочайше верующие Христиане с большой буквы, и вполне атеистически настроенные люди. Скажем, Левин в романе Л. Толстого "Анна Каренина" много лет не ходит в церковь, и только предстоящее таинство венчания заставляет его выполнить положенные обряды; и в то же время вопросы веры, ее сущности его глубоко волнуют. Да и сам Лев Николаевич Толстой, мыслитель глубоко религиозный, официальной церковью был предан анафеме, то есть отлучению. И в то же время демонстративный атеизм считался неприличным, нарушающим нормы поведения. Городничий в "Ревизоре" упрекает судью: "Зато вы в Бога не веруете; вы в церковь никогда не ходите...".

Духовное сословие как идеологическая основа империи имело определенные льготы со стороны государства. Духовные лица были освобождены от податей, от воинской повинности. Цензура следила за соответствием произведений искусства и политическим, и религиозным нормам дозволенности. Кстати, появление священника как действующего лица в пьесе практически исключалось. Ведь театр, с точки зрения церкви, дело "греховное". Во время великих постов спектакли запрещались, артисты представлялись людьми весьма сомнительной нравственности. В рассказе Чехова "Панихида" дочь лавочника, ставшую актрисой, сам отец называет "блудницей". Иудушка в "Господах Головлевых" Салтыкова-Щедрина, Фома Фомич в "Селе Степанчикове и его обитателях" Достоевского, при всей их агрессивной религиозности, не могут иметь официального отношения к духовному сословию - цензура никогда бы не пропустила такое произведение в печать.

Дети священников имели и гражданские льготы. Если они не становились священниками, они имели определенные преимущества при поступлении в светские учебные заведения и на государственную службу; некоторые из них могли получить звание "почетного гражданина" - своего рода "полудворянство". Единицам даже удавалось выслужиться в настоящее дворянство, по ведомствам гражданской службы стать крупными фигурами в русской истории, как, например, М.М. Сперанскому. Сыном священника был Н.Г. Чернышевский. Но полупрезрительная кличка "попович", "он из поповских детей" преследовала этих людей всю жизнь. Так, у М.Ю. Лермонтова в планах задуманных, но неосуществленных произведений читаем: "Сюжет трагедии (даже не драмы! - А.З.). Молодой человек в России, который не дворянского происхождения, отвергаем обществом, любовью, унижаем начальниками (он был из поповичей или из мещан, учился в университете и вояжировал на казенный счет). Он застреливается".

Самое заметное, почетное, определяющее сословие Российской империи - дворянство. Это основа государства, главная опора монарха, самый культурный, образованный слой общества. Дворянство делится на две группы - потомственное и личное. Более почетно, уважаемо - потомственное. Предполагается, что лучшие качества предков передаются по наследству, "кровь сказывается", поэтому чем древнее род, тем лучше, уже автоматически, его нынешние представители. Потомственных дворян примерно вдвое больше; гербы старинных родов изучает особое учреждение; знание предков, умение разбираться в генеалогии, то есть происхождении своей фамилии - обязательная часть образования детей в таких семьях.

Потомственных, старинных, или, как еще говорили, "столбовых" дворянских родов (старуха в "Сказке о рыбаке и рыбке" хочет быть не простой, а столбовой дворянкой!) было не так уж и много. Все всех знали хотя бы понаслышке, а в результате перекрестных браков почти все друг другу кем-либо приходились по родству или свойству, хотя бы в предыдущих поколениях, или через отношения кумовства. Названия родственников и свойственников были одинаковы и в аристократических кругах и в крестьянских семьях. "Вверх", то есть к предкам, от самого человека идут: отец-мать, дед-бабка, прадед-прабабка. Отдаленный предок - пращур. "Вниз", к потомкам, идут: сын-дочь, внук-внучка, правнук-правнучка. Дети брата и сестры - племянники, дети племянников (внуки брата-сестры) - внучатые племянники. Брат и сестра родителя - дядя и тетка, их дети - двоюродные братья и сестры, дети их детей - двоюродные племянники (двоюродные братья и сестры в дворянстве часто назывались на французский манер - кузенами и кузинами). Двоюродный брат родителя - двоюродный дядя, его дети - троюродные братья-сестры (иногда назывались внучатые братья-сестры), его внук - троюродный племянник.

Свойственники - это люди, связанные не "кровью", а через брак, родственники жены или мужа. Родители жены - тесть и теща, родители мужа - свекор и свекровь; брат жены и его жена - шурин и невестка, сестра жены и ее муж - свояченица и свояк. Для жены брат мужа - деверь, его жена и сестра мужа - золовки. Муж сестры - зять.

Жена сына - невестка или сноха, муж дочери - зять. Родители жены сына и мужа дочери - сват и сватья. Жена брата - свояченица или невестка. (В "Горе от ума" старуха Хлестова - свояченица Фамусова, то есть жена его брата или сестра жены. Но Фамусов называет ее "моя невестушка", значит, она жена его брата. Софью она называет племянницей, поскольку приходится ей теткой.)

Понятие кумовства связано с религией. При таинстве крещения крестник приобретает крестного отца и мать. Они не должны быть родственниками ни крестнику, ни друг другу. Крестные родители друг друга называют кумом и кумой. Считалось очень престижным приглашать в крестные высокопоставленных лиц, иногда даже царской фамилии. Так, великий князь Константин Павлович крестил будущего литератора Виссариона Григорьевича Белинского, сына известного врача.

Звание потомственного дворянина высоко ценилось и защищалось законами государства. Приоритет этих дворян перед прочими был закреплен законодательно. Потомственного дворянина можно разжаловать, сослать, лишить имущества, но отобрать имя, предков - практически невозможно. Поэтому разжалованный Долохов в "Войне и мире" среди солдат - на особом положении (вспомним эпизод с шинелью). Потомственный дворянин древнего рода может быть и беден, не иметь крестьян, занимать ничтожную должность, но он - представитель высшего сословия государства, и к нищему князю Мышкину в "Идиоте" Достоевского никто не может обратиться на "ты" без его согласия.

Но для функционирования государственной машины, особенно в послепетровское время, одних потомственных дворян все-таки не хватало, и к XIX веку сложилась система получения личного дворянства представителями других сословий. Человек, дослужившийся до офицерского чина в армии, удостоенный ордена или получивший определенный чин по гражданской службе (в начале века - XIV-й, а с 1856 года - IX-й класс), становился личным дворянином, приобретая многие права. Хлестаков в "Ревизоре" кричит Городничему: "Меня вы не смеете высечь!" - и он прав. Дворянин защищен от телесных наказаний, а Хлестаков - коллежский регистратор, чиновник XIV класса, то есть личный дворянин, даже если он и выходец из другого сословия. Но дети личных дворян не являются дворянами и должны сами карабкаться по жизненной лестнице, начиная с низших ступенек. Если же личный дворянин дослужился до определенного чина (в армии это VI класс, полковник, в гражданской службе - VIII, коллежский асессор, а с 1845 года - V класс, статский советник), то он переходит в разряд потомственных дворян, и дети его уже получают привилегии этого звания. В 1828 году таким вот образом, дослужившись до коллежского асессора, имея "Анну" 3-ей степени, получил потомственное дворянство Михаил Андреевич Достоевский, отец великого русского писателя. Но такое дворянство, "служилое", "дворянство по чину", все равно среди старинных потомственных родов считалось второсортным, "ненастоящим".

Помимо общего звания - "дворянин" - и обращения "ваше благородие", дворянина могли пожаловать особым дворянским титулом, переходящим и к потомкам. Наименее ценился в России титул барона, как правило, это были выходцы из западных местностей - прибалтийские, немецкие бароны, либо финансисты, по сути, "покупавшие" баронский титул. К ним обращались по титулу - "господин барон", "госпожа баронесса". Чеховского Тузенбаха, потомка обрусевшей немецкой семьи, Соленый называет бароном вполне по правилам, но с некоторой долей пренебрежения, которая соответствует и их личным отношениям, и общему ироническому отношению к этому титулу в России.

Гораздо больше уважали графский титул. К графу и графине обращались в XIX веке "ваше сиятельство".

Князья - самая древняя в России и самая многочисленная часть титулованного дворянства. Здесь тоже были свои оттенки титулования. Наследственных "просто князей" полагалось называть "ваше сиятельство". Но князя могли императорским указом повелевать титуловать "светлейшим" ("пожаловать светлостью"), и тогда его именовали "ваша светлость" (Г.А. Потемкина между собой придворные так и называли - "светлейший", понимая, о ком идет речь).

Высший уровень князей - великие князья и княгини, принадлежащие к царской фамилии. Их именовали, как уже было сказано, "ваше высочество".

Дворянин мог быть пожалован императором, в знак особого расположения или за большие заслуги, несколькими титулами одновременно. Так, великий полководец А.В. Суворов носил титул графа Суворова-Рымникского князя Италийского. Здесь видна еще одна форма монаршей милости - почетная фамилия, Рымникский - за победу при Рымнике.

Кроме потомственных и служилых, имеющих титул и "рядовых", дворяне между собой различались, конечно же, богатством. До отмены крепостного права в 1861 году состоятельность оценивалась не столько в деньгах, сколько в количестве принадлежащих дворянину крестьян. Исчислялось это количество "душами", то есть числом крестьян-мужчин. Женщины-крестьянки не входили в списки, их не учитывали при переписях населения (при подаче "ревизских сказок"). Дворяне условно делились на мелкопоместных - до 80-100 душ, среднепоместных - сотни душ и крупнопоместных - более тысячи душ. Отдельные представители высших слоев России владели десятками поместий и десятками, а иногда и сотнями тысяч душ. В знак милости целые поместья вместе с крестьянами императоры и императрицы дарили своим подданным, так, светлейший князь Потемкин-Таврический, по некоторым данным, только за два года получил в подарок 37 тысяч душ! У родителей лермонтовского Печорина "Три тысячи душ в Саратовской, Воронежской и Калужской губернии". А вот Чацкий - средний помещик, у него 300-400 душ. Для Фамусова этого мало, его желание -

Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых, -
Тот и жених.

По версии Ю.М. Лотмана, помещики средней руки и Ларины в "Евгении Онегине".

В частном разговоре, в быту, дворяне, имеющие титул, могли обращаться друг к другу или по имени-отчеству, или по титулу: "Здравствуйте, барон", "Прошу Вас, графиня". Отсутствующих могли называть титулом и именем: "Ах! Боже мой! что станет говорить // Княгиня Марья Алексевна!"

Интересна такая деталь. Военные в служебных, официальных ситуациях обращались друг к другу по чину - "Господин поручик", "Ваше превосходительство". Но в бытовом, частном общении предпочитали обращение по дворянскому титулу: "Скажите, князь..." - хотя князь был, скажем, капитаном.

Главными привилегиями дворянства, закрепленными в законах Российской империи, были: право на владение крепостными, свобода от подушной подати, свобода от рекрутской повинности, физическая неприкосновенность. У дворянина было право не служить вообще (правда, этим правом пользовались единицы). Дворяне имели значительные льготы при поступлении в учебные заведения и на службу, для них значительно сокращались сроки выслуги лет для получения чина и ордена, они быстрее поднимались по служебной лестнице. Монархия старалась всячески укрепить дворянство как свою опору.

Дворяне имели право на создание своих сословных организаций в губернских (сегодня - областных) и уездных городах. (С весьма большой долей приблизительности эти организации можно было бы назвать сегодня "дворянским профсоюзом".) Съезжались дворяне губернии или уезда, собирались в здании дворянского собрания и тайным голосованием выбирали на трехлетие свои правящие органы и их главу - предводителя дворянства. К такому предводителю едет представляться по приезде в город N Чичиков в "Мертвых душах", уездным предводителем с чином VI класса был "до эпохи исторического материализма" Ипполит Матвеевич Воробьянинов, герой романа "12 стульев". Хотя дворянские собрания были вполне контролируемыми, но все же это был росточек демократии в жесткой структуре самодержавного государства.

И дворянские титулы, и собственность, и привилегии передавались по мужской линии. Жены и дочери титуловались по мужу или отцу: княгиня - жена князя, княжна - его дочь. Если дворянин женился, например, на купеческой дочке, дворянское звание распространялось и на нее. Но если дворянка выходила хоть и за богатого, но купца, она вместе с родовой фамилией теряла и дворянство для своих детей. Так пресекались и очень известные, древние дворянские роды.

Существовала еще одна группа населения в России - почетные граждане. Это еще не дворяне, но уже и не купцы, мещане, духовенство. Это звание, причем потомственное, могли получить дети священников, закончившие учебное заведение, но служащие по гражданской службе, а также купцы I или II гильдии, получившие орден, чин или за особые заслуги. Личное, без передачи потомкам, почетное гражданство могли иметь дети священников, не имеющие специального образования и не пошедшие по духовной линии; мещане, окончившие институт или университет; чиновники, не имеющие права на дворянство.

Почетные граждане имели некоторые дворянские права: они не платили подушную подать, освобождались от телесных наказаний. Но заветной мечтой большинства почетных граждан все же оставалось "настоящее" дворянство.

Почетным гражданством часто отмечали деятельность представителей "свободных профессий" - художников, музыкантов. Этим званием в XIX веке награждали артистов Императорских театров. Как закончивший учебное заведение, получил звание почетного гражданина Платон Зыбкин в пьесе Островского "Правда - хорошо, а счастье лучше".

Купечество - самый неопределенный по статусу, хотя заметный слой населения. Официально в переписях населения купцы, то есть люди, занимающиеся торговлей и промышленным производством на частной, негосударственной основе, не выделялись в отдельное сословие. Большинство купцов было выходцами из мещан, то есть городских недворянских жителей, но было купечество и крестьянское.

Купечество делилось на гильдейское, более богатое, и мещанское. В зависимости от капитала купец мог быть зачислен в гильдию (группу, категорию, союз): от 500 до 1000 рублей - III гильдия, от 1 до 10 тысяч - II гильдия, свыше 10000 рублей - I гильдия. Купцы первых двух гильдий приближались по своему положению, по правам к дворянству, среди них было больше почетных граждан, а за особые заслуги они могли быть отмечены медалью или даже орденом, в редких случаях получить чин и дворянство. Купечество III гильдии и "мещанское", негильдейское, практически приравнивалось к податным сословиям - мещанам, мелким ремесленникам.

Купец первой гильдии - "первостатейный" - и почетный гражданин - Ахов в пьесе Островского "Не всё коту масленица". Лазарь Подхалюзин в финале пьесы "Свои люди - сочтемся" назван купцом II гильдии, а значит, и Самсон Силыч Большов не мог быть меньшего уровня, видимо, это II, а может быть, и I гильдия.

Купечество отличалось манерой одеваться, особым, иногда нарочито "простонародным" стилем разговора. Мужчины-купцы носили бороду. Услугами купцов дворяне охотно пользовались, но отношение к ним было, как правило, свысока. Дворянин купца называл на "ты", обращался к нему "любезный", "почтенный", а купец самого захудалого дворянина обязан был называть на "вы". Низшие по положению люди часто обращались к купцам, особенно значительным, "ваше степенство".

После реформы 1861 года, отмены крепостного права, исчезли многие экономические, торговые, социальные ограничения, и купечество перешло на новый этап развития. Многие купеческие дети получили образование, "пошли в науку", активизировались контакты с заграницей. Появился новый тип купца, во многом конкурировавший с дворянством даже в культуре, в образованности, в манере поведения. Эта разница хорошо видна на примере творчества А.Н. Островского. Купцы из его ранних пьес - Большов, Коршунов, Ахов - еще дореформенные, малообразованные, грубые, самодуры. В поздних его пьесах появляется совсем другой купец. Он образован, энергичен, ездит за границу, свободно чувствует себя и в светской гостиной. Это Паратов, Прибытков, Великатов; это чеховский Лопахин, горьковский Булычов. Именно такое купечество составляло значительную часть класса российских капиталистов, в короткие сроки выдвинувших российское государство в число наиболее динамично развивавшихся стран мира. В 1896 году на всю Сибирь - а населения тогда там было крайне мало - приходилось 245 торговых домов купцов I гильдии и 5403 - II гильдии.

Слово "мещанство" сейчас воспринимается как характеристика образа жизни, взглядов, вкусов человека. Но в России XIX века мещанами называли жителей городов ("мещанин" - живущий в "месте", то есть в городе). Это и выходцы из крестьян, и ремесленники, и мелкие торговцы. Мещанами считались многие представители так называемых "свободных профессий" - художники, музыканты, актеры, писатели. Киевский мещанин по паспорту - Константин Треплев ("Чайка" А.П. Чехова) и его отец, актер. Сословие это считалось податным, мещане платили подать, их забирали в армию. Выбраться из мещанского сословия можно было разными путями: получив образование, пойти на государственную службу, в чиновники, дослужиться до почетного гражданства или дворянства. Можно было через удачную торговлю попытаться войти в число купцов II или I гильдии. Но большинство мещан оставались ремесленниками и представителями профессий, обслуживающих высшие сословия: дворники, печники, повара, белошвейки, свахи, портные, часовщики, горничные, сапожники и так далее.

И последний по знатности, но самый многочисленный, кормивший всю Россию, составлявший ее экономическую основу слой - крестьянство. (В конце века стремительно формировался также рабочий класс, но в произведениях художественной литературы и драматургии его представители встречаются еще редко, писатели не успели осмыслить этот тип психологии, особую социальную группу людей. Представители рабочих появляются, пожалуй, только в творчестве М. Горького, но это уже явление скорее культуры советского периода, нежели русской классики "золотого" века.) До конца XIX столетия именно крестьяне несли основные тяготы экономики России, именно их руками создавались все богатства страны, всё, чем гордились как своей собственностью высшие слои общества. И весь XIX, как и предыдущие, век их называли на "ты", они были лишены почти всяких прав, в том числе - до 1861 года - права выбора места жительства, вида деятельности, подчас даже выбора спутника жизни. Считали их на "души", то есть по лицам мужского пола. Крестьянских женщин даже не брали в расчет при переписях, просто удваивали количество "душ" - и получалось примерное количество населения. При покупке крестьян "оптом" также учитывались, как правило, только мужчины. Поэтому Чичиков и недоволен Собакевичем, приписавшим в список продаваемых душ "бездушную" бабу Елизавету Воробей - за женскую особу ни копейки не выручишь.

После отмены в 1861 году крепостного права в положении крестьян произошли изменения, и довольно значительные. Но и тогда было очень непросто менять многовековой уклад страны, особенно в области человеческих отношений. Отрывавшиеся от земли крестьяне или уходили в город, теряя родственные и духовные связи с прошлым, или нанимались к своим же бывшим хозяевам либо к богатым крестьянам (в начале ХХ века появляется для таких термин "кулак"). И все эти пути психологически были непросты, очень непривычны. Разрушались старые отношения, новые только закладывались. Как всегда при переменах, на поверхность всплывали худшие человеческие черты - злость, зависть, цинизм, развращенность. Неудивительно, что не только помещики, но даже многие крестьяне тосковали о "старых, добрых временах". Так, в "Вишневом саде" А.П. Чехова Фирс, дворецкий, бывший дворовый человек, называет "волю" несчастьем.

В области духовной трудящийся крестьянин часто выступает в произведениях русских писателей как эталон душевной цельности, порядочности, нравственности, религиозности, здравого смысла. Таковы толстовские Аким во "Власти тьмы" и мужики в "Войне и мире", герои чеховского рассказа "Степь", персонажи "Записок охотника" И.С. Тургенева. Но рядом с мужиками, трудящимися на земле, существовал еще один тип крестьянина - дворовые люди. Они не работали на пашне, их задача - обслуживание двора помещика, выполнение его приказаний, прихотей, услужение его семье. В этой среде зачастую процветали низменные человеческие качества - лакейство, подхалимство, подлость. Таковы Яша в "Вишневом саде", Смердяков в "Братьях Карамазовых", Видоплясов в "Селе Степанчикове и его обитателях". Дворовых людей не уважали ни настоящие, земельные крестьяне, ни собственные господа. (Конечно, были и другие дворовые люди, достаточно вспомнить двух близких А.С. Пушкину людей - камердинера Никиту, провожавшего поэта в последний путь, и няню поэта Арину Родионовну.)

Как действующие лица, центральные герои произведений, крестьяне не часто появлялись в литературе XIX века. Разница между иными представителями крестьянства здесь скорее психологическая, человеческая, чем социальная. Крестьяне, даже грамотные и образованные, в официальных документах, особенно в начале века, именовались в униженной форме - "Васька", "Ивашка". Позже возникла форма более уважительная - "Петр Иванов сын Степанов", иногда сокращенно - "Петр Иванов Степанов". После реформы 1861 года у крестьян, особенно сумевших разбогатеть, привилось подчеркнуто уважительное обращение друг к другу с "-вичем", то есть "Федорович", "Сергеич". Ранее такое обращение употребляли только дворяне в неофициальном обращении.

Итак, хороший или плохой, умный или глупый, богатый, бедный, мужчина, женщина, ребенок - человек в России XIX века принадлежал к какому-то сословию. Неясность в этом вопросе, отсутствие, например, документов, рождало мучительную неопределенность, в том числе и душевную - Незнамов в "Без вины виноватых" Островского страдает и от сиротства, отсутствия родителей, но и от социальной неопределенности, достаточно вспомнить его монолог о паспорте ("виде") Шмаги. Подавляющее же большинство российских граждан точно знали, к какому сословию они принадлежат, знали свои права и обязанности, знали свой "шесток" в государственном здании.

Несмотря на численную малость, главную роль в жизни государства играло дворянство. Поэтому и в литературе, и в драматургии XIX века большинство действующих лиц - дворяне. И купечество, и мещанство тоже занимают в культуре России заметное место, из этого слоя происходят большинство героев Островского. Но система социальных отношений, общественная лестница наиболее четко, даже законодательно, обозначалась именно в дворянском сословии. К нему же может быть приравнен (по отношениям) огромный класс русской бюрократии, чиновничества. Чиновники, особенно низших уровней, могли быть выходцами из разных сословий. Но получая должность и чин, они вступают в отношения, которые созданы и охраняются главной опорой строя - дворянством. Об этих отношениях и пойдет речь в следующих главах.