Дорогие мои читатели, всех приветствую!

Сегодня хочу немного поговорить о том, какие виды бумаги я использую, когда рисую пастелью.

Сразу хочу сказать, что само собой напрашивается вывод, что пастелью рисовать нужно на пастельной бумаге, и частично это так и есть) На пастельной бумаге я рисовала вначале, когда только стала осваивать пастель, а потом, когда почувствовала себя увереннее, стала осваивать новые горизонты и поняла, что рисовать пастелью можно еще много на чем)

Сегодня - только краткий обзор, так сказать, для вдохновения и расширения поля деятельности.

Но начинать, конечно, лучше с обычной пастельной бумаги для рисования, ею-то я и возглявлю следующий список.

1).Пастельная бумага.

Продается в склейках или поштучно. Хороша тем, что предназначена для пастели, а, соответственно, обладает необходимыми свойствами, чтобы рисовать пастелью на ней было легко и приятно! Начинающим я бы рекомендовала именно с нее и начать. Цвета у нее самые разнообразные, что поможет вашей фантазии развернуться....

Вывод, который я сделала для себя, испробовав разные бумаги, чем дороже - тем лучше. Конечно, много зависит от производителя, но об этом я напишу позже.

2).Бархатная бумага.

Еще один очень классный материал для рисования пастелью. Я бы даже сказала, супер-материал:) Рисовать на ней одно удовольствие, а работы получаются нежные и мягкие. Конечно, у нее есть свои особенности: -не всеми пастельными карандашами на ней можно рисовать (некоторые просто рвут бархатный слой); -ластик использовать тоже весьма проблемно, он тоже может повредить верхний слой бумаги; -растушевывать тяжело (за счет того, что пастель на этой бумаге сложно растушевывается, здесь немного другая техника рисования), ...но искусство требует жертв...


3).Велюровая бумага.

Во многом схожа с бархатной, но все же отличается. Очень часто такая бумага продается уже с пометкой "для пастели". Ворс на ней короче и плотнее, чем на бархатной, а растушевывать еще сложнее... Но результат того стоит. На такой бумаге при плотной зарисовке пастель становится похожей на краску)

Обычно дорогая)

Возможно, фото не так хорошо передает отличия между велюровой и бархатной бумагой, но они есть)


4).Акварельная бумага.

Ну, это как вариант, не увенена, что это самый лучший вариант для пастели, но весьма приемлемый. Неровная структура акварельной бумаги чем-то напоминает пастельную. Недорого и просто)) Обычно я стараюсь совместить пастель с гуашью, но это совсем другая история...

Об этом я еще напишу, а пока просто пример рисунка на акварельной бумаге, это смешанная техника - с гуашью.


5).Крафт-бумага, картон.

Крафт-бумагу я очень люблю. Хотя подходит она больше для зарисовок, но и пастель, и пастельные карандаши хорошо на нее ложатся.

6).Бумага ручной работы.

Ручки мои до нее дотянулись не сразу, но все же дотянулись... Одним словом - это класс... Многие о ней не знают, а зря...Что следует из названия, она изготавливается вручную из разных трав и прочих секретных компонентов, окрашивается тоже вручную.

Проблема в том, что нужную бумагу, интересно окрашенную, которая в итоге станет продолжением вашей картины (или ваша картина продолжением этой бумаги...?) сложно найти в магазине (в магазине тоже есть бумага ручной работы, но она больше похожа на обычную), так что приходится заказывать у частного мастера, а это долго, дорого и не всегда в вашем городе... Но, повторяю, искусство требует жертв) Рисовать на ней нужно аккуратно и особо не тереть, так как, несмотря на то, что она очень плотная, ее структура весьма рыхлая и можно повредить саму бумагу, если сильно перестараться...Если все же такая бумага попала в ваши руки, радуйтесь и творите, при этом не закрашивайте ее полностью!

Ниже вы видите пример, где хорошо видна структура бумаги. Эту бумагу мне делали на заказ в течение 2-х недель...)



7).Наждачная бумага.

Картины, нарисованные пастелью на наждачке и картины, нарисованные пастелью на любой из 6-ти вышеперечисленных бумаг, будут очень отличаться. Рисование на наждачке схоже с рисованием в детстве мелом на асфальте... Картины получаются на ней очень живописные и необычные, хотя, что само собой разумеется, растушевывать здесь сложно, да и вобщем-то и не надо... В художественных магазинах я ее почти не встречала, зато вот в строительных - другое дело! Лучше брать размер А3 и более просто из-за того, что на маленьком бугристом листе особо не развернешься с толстым мелком...

А вообще этот список можно продолжать. Главное - ищите что-то новое, пробуйте, тренируйтесь и вы найдете именно тот материал, который вам понравится и подойдет под ваш стиль рисования.

Очень надеюсь, что статья окажется полезной!

Пастель – один из старейших материалов для творчества. Пастелью писали свои шедевры Леонардо да Винчи, Дега, Ренуар и многие другие великие художники. Пастель позволяет не только создавать шедевральные живописные полотна, ее можно использовать как вспомогательный материал во многих других техниках – от декупажа до лепки из полимерной глины. Пастель отличается живыми, яркими цветами и, в то же время, бархатистой, мягкой структурой.


Стенд с сухой пастелью в магазине "Милые штучки" (Одесса, ул. Новосельского, 66)


Пастель выпускается в форме мелков и карандашей. Состав пастели довольно прост – она состоит из пигмента и связующего вещества. В качестве связующего вещества могут использоваться воск, минеральные масла, гуммиарабик, другие клеящие вещества.

Сейчас на рынке представлено три основных вида пастели: сухая пастель, масляная и акварельная.

Сухая пастель

Это и есть та самая пастель, которой писали свои картины великие художники. Выпускается в форме мелков или карандашей.

Сухая пастель делится на мягкую и твердую. Чем больше в составе пастели содержание связующего вещества, тем она тверже. Некоторые виды пастели, самые мягкие, могут состоять только из пигмента.

Мягкая пастель содержит больше пигмента, бархатистая, легко крошится. Она ложится на бумагу широкими, бархатистыми мазками. В состав мягкой пастели входит обыкновенный белый мел, что придает цвету матовость. При помощи мягкой пастели создается красивая текстура изображения, ее легко растушевывать и смешивать, накладывая мазки один на другой. Хотя некоторым художникам сложно контролировать этот мягкий материал - мелки легко ломаются, нанесенная пастель размазывается, сложно контролировать ширину штриха и его направление. Работа с мягкой пастелью требует особой аккуратности.

Мягкая пастель используется в огромном количестве видов рукоделия. Ракрошенная пастель (пастельный порошок) используется в лепке и декупаже, а также во многих других техниках. Ею можно тонировать волосы. Мягкая пастель выпускается в форме мелков.

Твердая пастель дает более четкие, тонкие штрихи чем мягкая, но она менее яркая. Твердая пастель часто выпускается в форме мелков и пастельных карандашей. Пастельные карандаши удобны в использовании, позволяют наносить более аккуратные штрихи, не пачкают руки.

Для рисования сухой пастелью требуется специальная бумага с шероховатой текстурой, которая удерживает этот податливый материал.


Правила работы с сухой пастелью

Сухая пастель легко крошится, при работе с ней образовывается много мелкой цветной пыли. Поэтому при работе с сухой пастелью нужно придерживаться нескольких простых правил:

1. Не сдувайте мелкие крошки пастели. Иначе можно потом обнаружить цветные пятна в самых неожиданных местах.

2. Не держите еду или питье возле рабочего места. Если, разумеется, Вы не планируете есть пастель.

3. После работы с пастелью желательно подмести пол и провести влажную уборку. Если это проблематично, лучше застелить пол вокруг рабочего места бумагой или газетами и аккуратно выбросить их после работы.

4. Если Вы работаете с пастельными мелками, а не с карандашами, желательно работать в перчатках. Пигмент хорошо въедается в кожу и смывается только за несколько раз.

5. Если закрепляете работу фиксажем или лаком, желательно делать это в хорошо проветриваемом помещении.

6. Держите рядом влажные салфетки, для того чтобы можно было быстр протереть руки или стол от пастели.

7. Очищайте пастель перед ее укладкой обратно в коробку.

Хранение пастели

Пастель не любит высоких температур и прямых солнечных лучей. Идеальная температура для хранения пастели – +18-+20 градусов по Цельсию. Также желательна влажность не выше 50-55%. Для того, чтобы уберечь пастель от влаги, в коробку с пастелью можно насыпать слой риса. Рис отлично впитывает влагу. Работы из пастели для хранения часто закрепляют специальным фиксажем или лаком-спреем. Подойдет даже обычный лак для волос. Однако от этого цвета пастельного рисунка искажаются, он теряет свою мягкость и бархатистость. Так что лучшее решение для хранения пастельных рисунков – в рамке со стеклом. При этом между рисунком и стеклом обязательно должно оставаться свободное пространство – рисунок не должен касаться стекла.


Использование пастели в декупаже

Пастель широко используется в декупаже для тонирования поверхностей, а также для выделения трещинок кракелюра. Для этого используется сухая пастель, которую предварительно «стачивают» канцелярским или любым другим ножом. Полученным порошком тонируют поверхность (можно использовать для этого обычные ватные палочки) или втирают его в трещинки кракелюра, чтобы визульно подчеркнуть их.


Работа в технике "декупаж", затонированная при помощи сухой пастели


Использование пастели в лепке полимерной глиной

Пастелью (пастельным порошком) можно тонировать работы из полимерной глины для создания нежных тональных переходов. Чаще всего это делается до запекания работы. Тонируют ватными палочками или кистью, после запекания покрывают лаком.

Также можно вмешивать пастельный порошок в полимерную глину (как запекаемую, так и самозастывающую). При этом либо тщательно размешивают глину, добиваясь абсолютно равномерного окраса глины, либо наоборот – при помощи глины создают видимость разводов, трещинок, вплоть до имитации натуральных камней.


Тонирование сухой пастелью цветов из полимерной глины


Другие варианты применения

Сухую пастель можно применять для тонирования работ во многих техниках. Однако, применять пастель можно не только для художественных работ или рукоделия. При помощи сухой пастели можно создать неповторимый образ, затонировав ею волосы.

О том, как правильно тонировать волосы сухой пастелью мы расскажем в следующей нашей статье.

Акварельная пастель

У акварельной пастели восковая, влажная текстура. Это уникальный материал. Она сочетает в себе все преимущества пастели и при этом в ее состав входят водорастворимые компоненты. Нанесенный такой пастелью рисунок по текстуре похож на рисунок твердой пастелью, но при попадании на него воды приобретает все свойства акварели. Это позволяет сочетать в одной работе четкость рисунка твердой пастелью и легкость, прозрачность акварельного рисунка.

Акварельная пастель мягче акварельных карандашей, дает более фактурный штрих. При необходимости создания эффекта акварели ее размывают кисточкой, смоченной обычной водой. При использовании акварельной пастели смешивать цвета гораздо легче, чем при использовании любых других сортов пастели.

Акварельная пастель активно используется в скрапбукинге, в частности она очень популярна при раскрашивании оттисков, сделанных штампами. Такие раскрашенные оттиски очень красивы и часто используются в открытках, альбомах, других скрап-работах.

Масляная пастель

Отличие масляной пастели от сухой в том, что в состав связующего вещества входит минеральное масло. Цвета у масляной пастели не такие матовые, как у сухой пастели. Также масляная пастель отличается от сухой тем, что практически не пачкается, законченные рисунки труднее смазать и они не требуют фиксации.

Рисовать масляной пастелью можно на любой поверхности. Также, как и с акварельную, масляную пастель можно размывать. Размывают-растушевывают масляную пастель растворителем (специальным или для масляных красок). Для этого используется кисточка или растушевка (специальная палочка из спресованной бумаги), смоченная в растворителе. Работать с растворителем нужно в хорошо проветриваемом помещении и с особой аккуратностью. Масляная пастель также используется в скрап-работах для раскрашивания оттисков.


Автор обзора: Ирина Риттори

Обзор создан специально для магазина "Милые Штучки", копирование без размещения активной ссылки на источник запрещено.

Это CУХАЯ или МЯГКАЯ ПАСТЕЛЬ

Для всех любителей рисовать и писать. Сегодня я расскажу вам о СУХОЙ ПАСТЕЛИ. Почему? А потому, что это тоже очень подходящий для мамино-ребятишкиного творчества материал. Пастель отличается мягкой бархатистой поверхностью, воздушностью, свежестью красок, цветовым богатством.

ПАСТЕЛЬ – это специальные художественные разноцветные мелки, которые изготовляются из пигментов, мела и связующих. Слово пастель (pastello) происходит от итальянского pasta - тесто или паста.

Пастель – это материал и техника рисунка. Пастель соединяет возможности живописи и рисунка.

Виды пастели:

  • Сухая пастель (её еще называют мягкая пастель) — имеет довольно обширную цветовую гамму, состоящую примерно из 110 оттенков, хорошо смешивается друг с другом. Имеет эффект бархатистости.
  • Масляная пастель — производится из воска и минерального масла с добавлением пигментов. В отличие от сухой пастели, следы от масляной пастели получаются более интенсивными и яркими.
  • Восковая пастель — основным компонентом является воск с добавлением все тех же пигментов, обладает хорошей цветостойкостью, штрихи получаются яркими и интенсивными

Как я уже говорила, сегодня рассказываю о сухой (мягкой) пастели. А масляная и восковая пастель похожа на восковые мелки, только гораздо ярче и мягче.

Совет №1: Пастель покупаем качественную! (видимо, повторю это не раз) Хорошая пастель оставляет заметный, насыщенный след и рисует очень мягко.

Пусть цена на 50р больше, зато результат на 100% подпрыгнет! Как выбрать хорошую пастель? Очень просто! Попросите в магазине попробовать порисовать на листочке. Повторю: Хорошая пастель оставляет заметный, насыщенный след и рисует очень мягко. То есть она должна быть не пересохшая. Такую, если купили и она плохо рисует, может вылечить такой способ – заверните во влажную ткань – пусть полежит. Если не получилось – выкиньте, не майтесь.

Или можно еще так проверить пастель. Проведите пастелью по коже руки, Сухая пастель — мягкая или средняя — ширина штриха 3-5 мм., легко, нежно, мягко рисует по коже. Не царапает, не ломается, не крошиться, даже при падении (с небольшой высоты). Штрих разотрите пальчиком, пастель должна дать хорошую растушевку (размазаться), попробуйте смешать цвета — разотрите штрихи двух цветов, проведенных рядом.

Очень хорошая фирма “Olki” Санкт-Петербург – наборы самые разные. Еще недавно наборчик муж подарил: ЗАО “Подольск-АРТ Центр”. Есть и другие фирмы – пробуйте в магазине обязательно – не покупайте “кота в мешке”. И, конечно, лучше пойти за пастелью в художественный магазин. Покупала давно пастель ООО “МГП Спектр” тоже СП – плохая очень была. Может с тех пор они исправились, но я больше брать их пастель не буду.

Екатерина Лебедева , хозяйка блога — сайт, автор школы «Карандаш и Кисточка» в коллективном блоге «Друзья БабочкиЯночки»

Выбор пастели.

  • Купите небольшой набор. Вы можете купить набор пастели, включающий в себя мелки двенадцати цветов. Этого будет вполне достаточно для выполнения большинства художественных работ. Вы можете выбрать определенную палитру, например, земляные тона или оттенки серого.
  • Мягкие пастельные мелки лучше подходят для растушовки, в то время как твердые пригодятся вам для прорисовывания деталей. Кроме того, можно купить пастельные карандаши, чтобы проводить тонкие линии.

Работайте на специальной бумаге для пастели или поверхности для рисования. Вам нужна бумага с "зубчатой" текстурой, которая будет захватывать пигмент и удерживать его. В большинстве художественных магазинов можно найти специальную бумагу для пастели. Кроме того, для этих целей подойдет румага для ристования углем, холст или даже наждачная бумага с мелким зерном.

Купите бумажные палочки для тушевки и ластик-клячку для удаления лишнего пигмента.

  • Палочки для тушовки - это цилиндры, сделанные из многослойной бумаги. Пользуйтесь такими палочками для растушевки пастели, чтобы сохранить руки чистыми. Не стоит растушевывать пигмент пальцами. Когда поверхность палочки станет грязной, снимите верхний слой бумаги.
  • Разомните ластик пальцами, чтобы он стал мягким, затем прижмите его к рисунку в том месте, где вы хотите убрать пигмент. Очистите ластик, растягивая и разминая его. Не пытайтесь удалить избыток пигмента, стирая его ластиком.
  • Сделайте набросок. Сделайте тонкий этюд карандашом или набросок твердым пастельным мелком.

    Идите от темного к светлому. Начинайте с самого темного цвета, закрашивая те части рисунка, где вы планируете нанести этот цвет. Затем работайте следующим по насыщенности цветом. Постепенно переходите к более светлым цветам и заполните все части рисунка, накладывая пастель в несколько слоев и растушевывая пигмент.

    Как можно чаще удаляйте пастельную пыль с вашей работы. Не нужно сдувать пыль, поскольку в этом случае вы неминуемо вдохнете какое-то количество пыли, и это может вызвать раздражение дыхательных путей. Если вы отличаетесь повышенной чувствительностью дыхательных путей, надевайте специальную маску во время работы с пастелью.

    • Если вы работаете на горизонтальной поверхности, вынесите свою работу на открытый воздух и пусть пыль осыплется с рисунка.
    • Если вы работаете на мольберте, пыль будет сыпаться на пол. В этом случае ваша работа будет чистой, однако после рисования вам придется мыть пол. Вы можете попробовать застелить пол под мольбертом специальной тканью для защиты пола.
  • Позаботьтесь о чистоте ваших рук. Протирайте руки влажными салфетками или пользуйтесь перчатками, чтобы пигмент не скапливался на коже рук. Если ваши руки будут загрязнены разными пигментами, это может сделать ваш рисунок неряшливым, особенно если вы растушевываете пастель пальцами.

    Очищайте каждый пастельный мелок после использования. Используйте сухое или бумажное полотенце, чтобы удалить с мелка пигменты другого цвета, которые попали на мелок с вашего рисунка. Вы можете также поддерживать чистоту своих мелков, сохраняя их в сухой рисовой крупе.

  • Распылите на законченный рисунок специальный фиксатив, чтобы пигмент не смазался и не осыпался. Не забывайте, что фиксатив довольно ядовит, так что точно следуйте инструкции, когда работаете с ним.

    • Кроме того, вы можете использовать фиксатив, чтобы зафиксировать отдельные слои пигмента. Это поможет вам начать новый слой, при этом избежать смешивания пигмента с пастелью, нанесенной нижележащим слоем.
    • Если вам нужно перевезти свою работу до того, как вы ее зафиксируете, или вы решили не фиксировать свой рисунок вовсе, поместите свою работу между двумя листами некислотной прозрачной бумаги. Многие художники предпочитают обходиться без фиксатива, поскольку он изменяет цвета работы.