Цели: Знакомство с творчеством С.Т. Аксакова; совершенствовать умения анализировать художественное произведение, создавать словесные картины к прочитанному, развитие у учащихся наблюдательности; умению читать вдумчиво и делиться своими ощущениями; воспитывать у учащихся умение видеть красоту окружающей природы; совершенствовать выразительность чтения.

Оборудование: портрет С.Т. Аксакова, картины бурана, музыка Свиридова «Метель».

Ход урока.

Тема.

У. Прочитайте тему сегодняшнего урока. «Картины зимней природы»

У. Какие картины зимы вы себе представляете?

У. Прослушайте несколько строк об авторе, который восхищался русской природой.
Вот как было охарактеризовано его творчество: «буквально пригоршнями можно черпать из произведений этого писателя самоцветы народного словаря. Он обладал каким-то непостижимым даром изображать природу и человека слитно, в неразлучном единстве»

У. Кто знаком с этим писателем?
У. Рассмотрите внимательно его портрет. Как вы себе представляете его характер, отношение к людям, к жизни? (портрет писателя)
У. Давайте послушаем, что нам приготовил об этом писателе ученик?

1ученик .

Сергей Тимофеевич Аксаков. Родился в старинной дворянской семье, осенью, в городе Уфе. Учился в Казанской гимназии, а затем в Казанском университете. В университете проявил интерес к литературе, театру. Тогда же начал писать стихи, с успехом выступал в студенческих спектаклях. Окончив университет, переехал в Петербург, где служил переводчиком в комиссии по составлению законов. Затем он переезжает в Москву. Большую роль в его жизни сыграл Гоголь. Он убедил Аксакова заняться писательской деятельностью. В преклонном возрасте резко ухудшается его здоровье, надвигается слепота, но он продолжает работу.

2ученик

Аксаков страстно любил своих родителей. Его отец был отличным охотником и рыболовом. Он знал много секретов: как развести огонь, как снаряжать удочку. Он понимал природу и наслаждался её. Отец и приучил к этому сына. Аксаков был хорошим охотником. Но больше всего он всё - таки любил рыбалку. Особенно он любил удить рыбу осенью. А его мама влекла ребёнка к внутренней жизни: к молитвам, книжкам.

У. Аксаков отличался тонким и оригинальным чувством природы. Все свои наблюдения об охоте и уженье Аксаков поместил в два больших произведения «Записки ружейного охотника» и «Записки об уженье рыбы». Для Аксакова главное в охоте была радость общения с природой, её познание. Тонкая наблюдательность сказывалась в умении воссоздавать живые «портреты» животных и их повадки. Тургенев восклицал «Если б тетерев мог рассказать о себе, он бы ни слова не прибавил к тому, что о нём поведал нам Аксаков». Аксаков был поэтом природы. Он умел поэтически «одушевлять» её, раскрывать её сложную жизнь. Мастерством Аксакова является его язык. В его книгах несметные богатства русского слова. Это уникальное явление в истории мировой литературы.
Работая над воспоминаниями о своём детстве, Аксаков написал 3 произведения: «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» и «Воспоминания».
Своей внучке Аксаков посвятил сказку «Аленький цветочек», рассказанную ему в детстве ключницей Палагеей.

Эмоциональный настрой.

У. Теперь настроимся на серьёзную работу. Вслушайтесь в музыку композитора Свиридова и попробуйте себе представить, какие картины русской зимней природы возникают у вас. В центре музыкальной композиции одно из явлений природы. А какое угадайте, прослушав музыкальное произведение.

(Прослушивают музыку Свиридова «Метель»)

Работа со словарём.

У. Какие слова синонимы можно подобрать к слову метель? (Пурга, буран, вьюга, позёмка)
У. Работая дома со словарём, прочитайте, какое значение имеют эти слова. Прочитайте.

(Пурга – сильная низовая метель при вторжении холодного воздуха, часто при безоблачном небе.
Позёмка – перенос снега ветром над самой поверхностью снежного покрова при отсутствии снегопада.
Буран – снежная буря, метель в степи при низкой температуре и северном ветре. Метель – сильный ветер со снегом. Вьюга – снежная буря.)

У. Чем они все отличаются друг от друга? (Силой ветра)

У . Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из произведения Сергея Тимофеевича Аксакова «Буран», из которого вы узнаете о таком явлении природы, как буран. Аксаков написал это произведение по рассказу очевидцев. В этом рассказе говорится о том, как обоз из 18подвод и 10возчиков ехал с хлебом в город Оренбург. По дороге в город их и застал буран.

Первичное чтение.

У. Вслушайтесь внимательно в текст и попробуйте прочувствовать и представить себе ту картину, которую описывает Аксаков. (Чтение текста учителем)
У. Какие чувства возникли, когда слушали рассказ? (Чувства страха)
Поделитесь своими первыми впечатлениями, мыслями.

Выборочное чтение

1абзац

У. Прочитайте, как автор описывает приближение бурана? (Снеговая белая туча, огромная как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задёрнула густою пеленою)
У. С чем автор сравнивает тучу? (С огромным небом)
У. Когда, в какой момент, наконец, настал буран? (Когда большая туча задёрнула последний свет вечерней зари густою пеленою)
У. В какое время суток происходит буран?

(Ночью. От этого ещё страшнее. Ничего не видно. Буран был неизбежен, и это нагоняло большой страх.)

У. Найдите в этом абзаце эпитет, который использовал автор. А для этого давайте вспомним, что такое эпитет?

(Эпитет - погорелой зари, т. к. ассоциация с пожаром, автор передаёт настроение надвигающейся тревоги.)

2 абзац

У. Буран начался. Найдите и прочитайте те строки, где идёт описание начала бурана? (Дети читают со слов «Вдруг настала ночь…» до конца абзаца)
У. Обратите внимание, что автор использует выражение «наступил буран..», чтобы ещё более ярко показать и подчеркнуть внезапный переход, как час от часу свирепел и набирал силу буран.
У. Какие слова и выражения находит Аксаков, чтобы показать ярость бурана? (Со всеми ужасами, взрыл снеговые степи, вскинул до небес, всё одел белый мрак…)
У. Как вы понимаете, выражение «взрыл снеговые степи, как пух лебяжий»? (Снег поднялся в воздух, стал шевелиться.)
У . Почему «как пух лебяжий»? (Т.к. сильный ветер, всё поднял.)
У. Обратите внимание на словосочетание «белый мрак». Объясните, почему такое сочетание? (Мрак в основном ночью. Белый – потому что снег вьюжит, ничего не видно, хотя всё белым-бело. На таком контрасте автор показывает картину проделок природы.)

3 абзац

У. Прочитайте продолжение бурана в следующем абзаце. Что собой представляла природа в ту ночь? (Всё слилось, всё смешалось)
У. Какая часть речи помогает нарисовать картину происходящего бурана? (10глаголов: слепил, занимал, ревел, свистел, выл, стонал, бил, трепал, вертел, обвивался, душил.)
У. Судя по этим словам, похож ли буран на живое существо? (Да, на человека, а иногда на вой голодного волка.)

4 абзац

У. Как чувствует себя человек, даже неробкий, нетрусливый, во время барана? Подтвердите словами из текста. (Сердце падает, кровь стынет.)
У. Почему? (Т.к. баран вызывает страх)
У. Как понимаете выражение «ужасен вид возмущения зимней северной природы..»? (Природа словно была чем-то недовольна. Обычно так говорят, когда происходят какие-то сильные волнения стихии. Но на этот раз ужасно было это возмущение.)

5 абзац

У. Сколько снега намело во время бурана? Как об этом говорит автор? (Глубокие овраги делались высокими буграми.)
У. Почему он так говорит? (Чтобы показать, какие снежные громады принёс буран.)

6 абзац

У. Найдите то место, где описывается прекращение бурана? (Наконец стало понемногу затихать…)
У . С чем сравнивает снежный поток Аксаков? (С океаном, с морем.)
У. Почему? (Много снега. Оно бесконечно.)

7 абзац

У. Прочитайте описание утра. (Выкатилось солнце…)

Вывод.

У . Переждать такую стихию может только отважный человек. Найдите главную мысль рассказа? (Так ужасен вид возмущения зимней северной природы…)
У. Страшна стихия, человек ощущает свою беспомощность, беззащитность перед стихией природы. Человек по сравнению со степью незначителен. В такие моменты природа полностью владеет человеком, он подвластен ей.

Работа над выразительностью.

У . На сколько частей можно разделить отрывок? (на 3)
У. С какой интонацией мы будем читать 1часть?

(Спокойно, медленно. Показать радость, восторг от наступившего утра и окончания бурана.)

Работу над выразительным чтением проводить лучше по частям. Учитель заслушивает чтение каждой части двумя-тремя учениками.

Работа с пейзажами.

У. Сейчас предстоит определить, кокой из пейзажей подходит к каждой части рассказа? Почему? (Рисунки 1, 2, 3)

У. Какие краски использовали для создание пейзажей?

Итог.

У. Произвёл ли на вас впечатление этот рассказ? Чем?
У. Вернёмся к теме нашего урока. Какие картины зимней природы мы сегодня наблюдали в произведениях писателя, композитора и художника?

Домашнее задание.

По желанию:

Выучить понравившиеся строки наизусть;
- Проходилось ли вам бывать на улице во время бурана. Расскажите и напишите о своих впечатлениях.

исследовательской

С.Т.Аксаков очерк «Буран»


Очерк - одна из разновидностей малой формы эпической литературы

Рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Очерковая литература затрагивает проблемы «нравоописательные»; она обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики.


Наша задача - рассмотреть, как изображен буран писателем.

Очерк «Буран» положил начало писательской деятельности С. Т. Аксакова. Это классическое описание стало основой для более поздних произведений, в которых изображались подобные природные явления: например, у Пушкина, у Льва Толстого.


Составление плана очерка

  • Описание обоза (5-й абзац).
  • Начало бурана (6-7-й абзацы).
  • Конец бурана (11-й абзац).

Состояние природы до бурана (1-2-й абзацы).

Ничто не предвещает беды. «Русский мужик не боится мороза», но несчастье придет совсем с другой стороны. Обратим внимание на бодрый, веселый тон повествования, на лексику: «весело», «шутили», «сыпались остроты», «хохотали». Писатель любуется неунывающими мужичками.


Предвестие бури (3-4-й абзацы).

«Бедная роща» - первое предвестие беды. Объяснение природных явлений, знание народных примет. Внезапная тревога старика и безропотное подчинение ему остальных возчиков. Великолепная картина заснеженной степи и контрастное ей перечисление примет надвигающейся бури: повторение оборотов с союзом «но», восклицательные предложения нагнетают тревогу.



Описание обоза (5-й абзац).

Между описанием первых признаков бурана и описанием его начала вклинивается рассказ о возчиках, цели их путешествия. Это небольшое отступление по времени соответствует быстрому наступлению бури: не успеешь оглянуться, а буран уже застал врасплох.


Начало бурана (6-7-й абзацы).

Начало бурана описано с перечислением его страшных признаков, тревога усиливается повтором оборотов со словом «уже»: буран неотвратим. Старик, опытный, побывавший в разных переделках человек, берет на себя ответственность и становится во главе обоза. Он чувствует приближающийся буран, умеет понимать язык природы.



Начало бурана (6-7-й абзацы).

Буран начинается неожиданно и страшно: «Вдруг настала ночь...» Снежную неразбериху подчеркивают чередование многоточий и восклицаний, ряды однородных членов - бессоюзное перечисление, глаголы действия (слепил, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел, обвивался, душил), олицетворение разбушевавшейся стихии.



Решение опытного старика переждать буран (8-9-й абзацы).

Описание психологического состояния человека, попавшего в стихийное бедствие. Именно психологическим состоянием, потерей присутствия духа, безумием, вызванным страхом перед стихией, объясняется внезапное решение молодого возчика продолжать путь, вопреки настоятельным советам старика. Старик же принимает твердое решение, которое одно может спасти возчиков: переждать бурю прямо в степи.


Опрометчивое решение молодых крестьян (10-й абзац).

Печальную судьбу «удалых» возчиков, решившихся продолжать путь, предсказывает выражение «По несчастью, в обозе были люди молодые, неопытные».


Конец бурана (11-й абзац).

Разгулявшаяся снежная стихия сопоставляется с океаном, с бурным морем, в которых не выжить беззащитному человеку. Природа утихомиривается, и о буре напоминают лишь снежные заносы. Земля и небо, смешавшиеся в бурю, снова разделены: небо ясное, буря улеглась.


Спасение крестьян, оставшихся пережидать буран в степи (12-й абзац).

Надежды старика на спасение оправдались. Его и троих товарищей отрыли из снега проезжающие мимо мужики. Из десяти возчиков уцелело только четверо. Они остались живы и здоровы.


Гибель их товарищей (13-й абзац).

«Смельчаки», не послушавшиеся старика, погибли. Аксаков поправляется и называет их «глупцами». Людей жалко, но они стали жертвами собственного безрассудства. Смелость их оказалась совсем неуместной – в борьбе со стихией нужно другое: умение приспособиться, чтобы выжить. Страшно, что один из возчиков замерз у самого умета, так и не поняв, что он добрался до жилья.



Глаголы, передающие настроение героев очерка.

Русский мужик не боится мороза

Все хохотали. Так греются на морозе дух и тело русского мужичка.

БУРАН. Человек теряет память, присутствие духа, безумеет

Они шутили, припрыгивали, боролись, толкали друг друга с узенькой тропинки в глубокий сугроб; столкнутый долго барахтался и не скоро вылезал из снегового пуха на твердую дорогу.

Весело бежали мужики за своими возами


Состояние природы

Понемногу затихало волнение снежного океана

Буран сверестел, выл всю ночь

Пространство снеговых полей бежало, шипело

Ясная тьма, тихая буря

Жестокий крещенский мороз, сковывал,жег


Цветовая гамма

беловатый

красное

темной

серые

бледные

алмазный блеск

белый


Художественные приёмы для создания образа бури.

Степь: необозримое пространство;

Туча: огромная снеговая;

Роща: чудное, печальное зрелище. Снеговой и ледяной убор


Ветер

  • как будто отдаленный плач младенца; вой голодного волка;
  • как будто отдаленный плач младенца;
  • вой голодного волка;

Степь

  • как пух летящий;
  • как пух летящий;

Облако

  • как голова огромного зверя; огромная, как небо;
  • как голова огромного зверя;
  • огромная, как небо;

Роща

  • как будто ураган тешился; в снеговом ледяном уборе представляются чудные отблески
  • как будто ураган тешился;
  • в снеговом ледяном уборе представляются чудные отблески

Сравнения


Метафора

закипели степи снегов;

бурное море, внезапно заледеневшее

пучина кипящего снежного праха;


Олицетворение

Потянул ветерок

Разыгрался на приволье

Мороз сковал, сжимал, палил, жёг

Бежало легкими струйками, текло, шипело… змеиным шипением, тихим, но страшным

Облако поднималось и росло

Свирепел, бушевал

Природа и человек в очерке «Буран» С. Т. Аксакова - страница №1/1

МБОУ «Суксинская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Природа и человек

в очерке «Буран» С.Т.Аксакова

(сочинение)

Выполнила: Закирова Эндже Фаритовна,

ученица 9 класса

Сергей Тимофеевич Аксаков - писатель, отличавшийся тонким и оригинальным чувством природы. Именно природа Оренбургского края наполнила душу Сережи Аксакова, вошла в него такой благодатью, что это осталось на всю жизнь обостренным чувством родной земли, ее тихой прелести и красоты, и эти места дали потом писателю все содержание для его будущих произведений. Любовь к природе будущий писатель унаследовал от отца. Аксаков – автор, воспевающий природу, человеческие чувства и окружающий мир.

В 1834 году в альманахе «Денница» был опубликован небольшой очерк Аксакова «Бу­ран». Аксаков написал это произведение по рассказу очевидцев. В этом рассказе говорится о том, как обоз из 18 подвод и 10 возчиков ехал с хлебом в город Оренбург. По дороге в город их и застал буран. Строгая фактичность очерка как бы предвещала то направление, в каком пой­дет дальнейшее развитие творчества Сергея Тимофеевича. С.Т.Аксаков явился одним из первых писателей в русской литературе, обратившихся к реалистическому стилю в изображении человека и окружающей его природы.

В очерке с документальной точностью воспроизводятся проявления русской зимы в природе и в жизни крестьян. Мы буквально лицом к лицу сталкиваемся со свирепствующим в степи бураном. В этой не на шутку разыгравшейся природной стихии могут выжить только опытные путники. В произведении Аксаков ставит диагноз неумелости человека в его соседстве с природой, неспособности внять опыту вожатого. Авторская мысль здесь мудра: тщетно и неразумно противостоять разыгравшейся стихии. Лучше переждать ее. Эта идея является авторским вариантом решения поднятых им же важных проблем в данном произведении. Главная из них – взаимоотношения человека и природы. С.Т.Аксаков в данном очерке выступил непревзойденным мастером жизненно достоверного описания человека наедине с природой. Так, темой произведения явилось описание бурана и поведения русских мужиков, застигнутых им в оренбургской степи. С.Т.Аксаков исходил из неразрывного единства природы и человека. По его мнению, человек должен учиться у природы, понимать ее, следовать ей, не пытаясь ее победить.

Очерк является образцом пейзажной живописи. Аксаков в этом очерке выступает как великий мастер словесной живописи. Аксаков был поэтом природы. Он умел поэтически «одушевлять» её, раскрывать её сложную жизнь. Мастерством Аксакова является его язык. В его книгах несметные богатства русского слова. «Буквально пригоршнями можно черпать из произведений этого писателя самоцветы народного словаря» (Т.Яковлева). Он обладал каким-то непостижимым даром изображать природу и человека слитно, в неразлучном единстве. Это уникальное явление в истории мировой литературы. Его слово чутко откликается на каждый звук, движение, перемену в природе.

С самого начала очерка повествование тесно переплетается с описанием пейзажа: «Ни облака на туманном беловатом небе, ни малейшего ветра на снежных равнинах. Красное, но неясное солнце своротило с невысокого полдня к недалекому закату». Ничего не предвещало беды: «…весело бежали мужики…». И вновь: «Молодые деревья, согнутые в разновидные дуги, увязили гибкие вершины свои в сугробах…». Природа в очерке становится одним из главных персонажей. Она может быть союзницей человека, а может стать противницей ему. Природе противостоит в очерке колоритный образ мудрого старика.

«Все по-прежнему казалось ясно на небе и тихо на земле…. Все было великолепно…». Человек хочет одного: добраться до умета, а природа готовит ему другое. И вот мы видим четырехкратное но: … но стаи тетеревов вылетели искать себе ночлега; но лошади храпели, фыркали, ржали; но беловатое облако, как голова огромного зверя, выплывало на восточном горизонте неба; но едва заметный ветерок потянул с востока к западу… Своеобразным является обрисовка автором персонажей очерка. Аксаков при помощи различных средств выразительности выписывает образ разыгравшейся стихии. Он использует и фонетические, и лексические, и синтаксические средства. «Все необозримое пространство снеговых полей бежало ле[х]кими струйками, текло, шипело каким-то змеиным шипеньем, тихим, но страшным» - эффект зловещего дуновения ветра создается благодаря звуковому восприятию, повторяющимся согласным звукам [с], [х], [ш]. Автор точно выписывает напряжение, которое создается за счет использования глагольных форм: «Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь... наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес... Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось»; за счет лексического повтора: «вдруг настала ночь... наступил буран», «белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи», «все слилось, все смешалось». Риторические умолчания чередуются с восклицаниями: «Вдруг настала ночь... наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес... Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи!». Описание стихии раскрывается через ощущения, вызываемые ею. Белый мрак. Почему белый? Ведь мрак – это темнота. Да ведь он из белого снега, но сквозь него ничего не видно. Буран наступил вдруг, неожиданно. Автор, используя слово «наступил», хочет подчеркнуть внезапность бурана. Автор выражает свои переживания и переживания персонажей очерка. А что же человек? Страшна стихия, человек ощущает свою беспомощность, беззащитность перед стихией природы. Человек по сравнению со степью незначителен. В такие моменты природа полностью владеет человеком, он подвластен ей. «Сердце падает у самого неробкого человека, кровь стынет, останавливается от страха, а не от холода, ибо стужа во время буранов значительно уменьшается. Так ужасен вид возмущения зимней северной природы. Человек теряет память, присутствие духа, безумеет... и вот причина гибели многих несчастных жертв». Страх подсказал персонажам два пути выживания, один из которых оказался разумным, ведущим к жизни, а другой – ложным, погибельным. Писатель рассказывает о происшествии, выявляя его поучительный смысл.

С.Т.Аксаков в художественном очерке «Буран» жизненно достоверно изображает противостояние человека разыгравшейся природной стихии. Оно передается в искусно созданной эмоциональной атмосфере страха. Содержание произведения переплетено повествованием, связанным с особенностями жизни русских мужиков, с описаниями становления бурана, его действия во всю силу, угасания. Природа в ее глубоко драматическом проявлении в судьбах людей является для Аксакова главной и самоопределяющейся целью. Мы видим в очерке прямую авторскую оценку произошедшему, которая проявляется в поучительности и моральных акцентах рассказанной истории.

Приложение 1.

Приложение 2.

В рукописном отделе Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина хранится объемистая тетрадь Аксакова под названием: "Книга для всякой всячины. 1815 года сентября 28 дня. Москва". "Книга" содержит в себе множество деловых записей Аксакова, стихов, набросков статей и прозаических отрывков, черновиков писем к различным корреспондентам и проч. Некоторые из материалов датированы между 1815 и 1824 гг. В этой "Книге" имеется вкладыш – два листка почтовой бумаги, представляющие собой крайне неразборчиво написанный рукой Аксакова черновик стихотворения. Оно рисует картину снежного бурана в степи и являет собой, очевидно, не что иное, как первоначальную попытку воплощения замысла, который впоследствии принял форму очерка "Буран".

Сияет солнце, воздух тих;

Недвижимы дерев вершины,

Спокойны снежные пучины;

Алмазный блеск горит на них

И ослепляет взор прельщенный;

Здоровый холод всех живит,

Тащась дорогой искривленной,

Обозный весело бежит.

Уж солнце полдень протекает

И зимний вечер недалек,

Как вдруг от севера взвывает

Порой прерывный ветерок.

Хоть солнце все еще сияет

И чист небес лазурный вид,

Но под ногами закипает,

И поле струйками бежит.

Знакомы с бедами обозы

Поспешно ускоряют бег,

Зимы свирепы зная грозы,

Спешат укрыться на ночлег.

И горе, горе запоздавшим

И ночь встречающим в полях,

Опасностей не испытавшим

В безлюдных и степных местах.

И вскоре туча снеговая

С заката кроет небосклон,

И ветр пустынный, завывая,

Взрывает степь со всех сторон.

Земля смешалась с небесами,

Бушует снежный океан,

Все белый мрак одел крылами,

Настигла ночь, настал буран!

Свистит, шипит, ревет, взвывает.

То вниз, то вверх вертит столбом,

Слепит глаза и удушает

Кипящий снежный прах кругом.