Тест-викторина по произведению С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

горелки пятнашки бросали друг в друга шишки

за ёлочкой за дровами охотиться

писать танцевать пересказывать

4.Сколько лет Королеве?

12 14 16

1 2 6

когда она поедет кататься принесут корзину подснежников придёт принц

полкоролевства выдать замуж за принца корзину золота

стирала белье варила обед раскатывала тесто

примеряла новую одежду любовалась собой в зеркальце перебирала корзины

соседи Королева Дочь Старухи

в старую, подранную одежду, как и свою родную дочь, как можно лучше, чтобы люди не осудили

за подснежниками за ландышами за фиалками за ромашками

охотниками двенадцатью месяцами дровосеками разбойниками

май апрель март январь

им о ней рассказал Солдат так как видели, как она работала каждое время года

в лошадей в медведей в лисиц в собак

19 . Кто из героев произведения тебе понравился (не понравился). Выбери одно утверждение. Почему, дай полный ответ. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы к тесту:

1.В какую игру играли в лесу заяц и белки (в начале произведения):

горелки пятнашки бросали друг в друга шишки

2.За чем пришёл Солдат в лес?

за ёлочкой за дровами охотиться

3. Что не любила делать Королева?

писать танцевать пересказывать

4.Сколько лет Королеве?

12 14 16

5.Сколько глашатаев в сказке?

1 2 6

6.При каком условии Королевы в королевстве наступит Новый год?

когда она поедет кататься принесут корзину подснежников придёт принц

7. Что Королева пообещала тому, кто принесет корзину подснежников в декабре?

полкоролевства выдать замуж за принца корзину золота

8. Какую работу выполняла Мачеха, обсуждая с Дочерью приказ Королевы о подснежниках?

стирала белье варила обед раскатывала тесто

9. Что делала в это время Дочь Старухи?

примеряла новую одежду любовалась собой в зеркальце перебирала корзины

10.Кто говорил о Падчерице: «Ах, сиротка несчастная!», «Работница - золотые руки!», «Красавица - глаз не отведешь!»?

соседи Королева Дочь Старухи

11. Как Старуха одевала Падчерицу?

в старую, подранную одежду, как и свою родную дочь, как можно лучше, чтобы люди не осудили

12.За какими цветами послала Мачеха Падчерицу в лес?

за подснежниками за ландышами за фиалками за ромашками

13. Кем были люди, которых увидела Падчерица около костра?

охотниками двенадцатью месяцами дровосеками разбойниками

14.Какой месяц подарил девочке колечко?

май апрель март январь

15. Откуда братья-месяцы хорошо знали Падчерицу?

им о ней рассказал Солдат так как видели, как она работала каждое время года

им рассказало о ней волшебное зеркальце

16. Для чего Апрель подарил Падчерице кольцо?

чтобы она стала красивейшей и богатейшей невестой в селе

чтобы ей позавидовала Дочь Старухи

чтобы она могла позвать братьев на помощь

17. О чем попросил Январь Падчерицу?

чтобы она рассказала о них Королеве

чтобы она ни в коем случае не оглядывалась, когда шла от них

чтобы она никому не показывала короткую дорогу к ним

18.В каких животных превратились Мачеха с Дочкой?

в лошадей в медведей в лисиц в собак

19 . Кто из героев произведения тебе понравился (не понравился). Выбери одно утверждение. Почему, дай полный ответ.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исчезнет мир в тот самый час,

Когда исчезну я,

Как он угас для ваших глаз,

Ушедшие друзья.

Не станет солнца и луны,

Поблекнут все цветы.

Не будет даже тишины,

Не станет даже темноты…

Нет, будет мир существовать,

И пусть меняв нём нет,

Но я успел весь мир обнять,

Все миллионы лет.

Я думал, чувствовал, я жил

И все, что мог, постиг,

И в этом право заслужил

На свой бессмертный миг.

Викторина по произведениям С.Я. Маршака

Биография писателя

Самуил Яковлевич Маршак (1887 - 1964) – поэт, переводчик, драматург.

Родился Самуил Маршак 22 октября 1887 года в Воронеже в еврейской семье. Первое образование в биографии Маршака было получено в гимназии под Воронежем. Еще в школьные годы были написаны первые стихи Маршака. Известный критик Владимир Стасов, прочтя одну из поэтических тетрадей Самуила, помог ему поступить в гимназию Петербурга.

После знакомства в 1904 году с Максимом Горьким, Маршак с 1904 по 1906 год прожил в Ялте у Горького на даче. В 1907 году были опубликованы первые произведения в биографии Маршака (сборник «Сиониды»).

Следующей ступенькой в образовании стало обучение в университете Лондона. Проживая в Англии, Маршак начал переводить баллады на русский язык. Вернулся в Россию в 1914 году, а в 1920 организовал в Краснодаре несколько учреждений для детей (театров). За свою биографию Самуил Маршак сочинил много детских произведений. Например, сказки «Двенадцать месяцев», «Дом, который построил Джек». Затем некоторое время писал в жанре сатиры.

Наравне с детскими стихами, поэмами, Маршак трудится над серьезными вопросами (например, «Избранная лирика», «Лирические эпиграммы»). Писатель получил несколько премий, наград, орденов за свое творчество.


Самуил Яковлевич Маршак написал для детей много стихов и сказок.

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!


План викторины

2 тур – Доскажи словечко.

3 тур – Загадки.

4 тур – Аукцион.

5 тур – Музыкальная копилка.

6 тур – Чайнворд.


1 тур – Угадай произведение по иллюстрации.

Сказка о глупом мышонке

Двенадцать месяцев

Горя бояться – счастья не видать.

Вот какой рассеянный

Почтальон


2 тур – Отгадай загадки

Синий домик у ворот.Угадай, кто в нем живет.Дверца узкая под крышей -Не для белки, не для мыши,Не для вешнего жильца,Говорливого скворца.В эту дверь влетают вести,Полчаса проводят вместе.Вести долго не гостят -Во все стороны летят!

Я твой товарищ, капитан.Когда разгневан океанИ ты скитаешься во мглеНа одиноком корабле, -Зажги фонарь во тьме ночнойИ посоветуйся со мной:Я закачаюсь, задрожу -И путь на север укажу.

Он - ваш портрет,Во всем на вас похожий.Смеетесь вы -Он засмеется тоже.Вы скачете -Он вам навстречу скачет.Заплачете -Он вместе с вами плачет.

Отражение в зеркале

Почтовый ящик

В мастерской.Колочу я что есть мочиДень-деньской.Как завижу лежебоку,Что валяется без проку,Я прижму его к доскеДа как стукну по башке!В доску спрячется бедняжка -Чуть видна его фуражка.

В Полотняной странеПо реке ПростынеПлывет пароходТо назад, то вперед.А за ним такая гладь -Ни морщинки не видать!

Мы ходим ночью,Ходим днем,Но никудаМы не уйдем.Мы бьем исправноКаждый час.А вы, друзья,Не бейте нас!

Молоток и гвоздь


3 тур - Доскажи словечко

Выдали даме на станции

Четыре зеленых

Собирались лодыри

квитанции

А попали лодыри

Вместо шапки на ходу

сковороду

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной

Где обедал воробей?

В зоопарке

Глупый маленький мышонок

Слишком громко

Вот тебе под ушки


4 тур - Аукцион

Диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку.

1. Что дама сдавала в багаж?

2.Где жил человек рассеянный?

на улице Бассеянной.

з.За чем послала мачеха свою падчерицу в лес?

за подснежниками.

4. Куда попали лодыри вместо школы?

на каток.

5. Что собирался сделать мастер – ломастер?

буфет, табурет, рамку для портрета.

6. Кому было адресовано письмо из стихотворения Почта?

Борису Житкову

7.Чего боялся Петя?

утку, жабу, лошадь, курицу, щуку, кошку.

8.Кого приглашала мышка –мать в няньки своему ребенку?


5 тур – М у з ы к а л ь н а я с т р а н и ч к а.


6 тур - Чайнворд


ПОЖЕЛАНИЯ ДРУЗЬЯМ Желаю вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути - Главнейшее условье. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего. А всё хорошее, друзья, Дается нам недешево!

Тест по пьесе-сказке

С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

5 класс.

1. Что такое пьеса?

а) литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра;

б) занимательное произведение о необыкновенных событиях и приключениях;

в) малая форма эпического произведения, повествующая об одном или нескольких событиях в жизни человека;

г) средняя форма эпического произведения, в котором рассказывается о людях, событиях.

2. Какое четверостишие профессор попросил написать королеву во время урока?

а) никакого;

б) Под праздник новогодний/Издали мы приказ:/Пускай цветут сегодня/Подснежники у нас!;

в) Травка зеленеет,/Солнышко блестит,/Ласточка с весною/В сени к нам летит;

г) В лесу цветет подснежник,/А не метель метет,/И тот из вас мятежник,/Кто скажет: не цветет?

3. Кто из героев сказки С.Я. Маршака « Двенадцать месяцев» произносит следующие слова: «Теперь не могу писать. Все пальцы в чернилах»?

а) королева;

в) профессор;

г) старуха мачеха.

4. Как королева подписывала указы?

а) обдумав;

б) не думая;

в) выбирала по количеству букв;

г) как посоветуют министры.

5. Что пообещала королева тому, кто найдет в лесу подснежники под Новый год?

а) платье;

б) корзину золотых монет;

в) подарки;

г) игрушки.

6. Кого оповестил народ о королевском приказе в сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»?

а) профессор;

б) глашатаи;

в) королева;

г) канцлер.

7. Кому в сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» принадлежат такие слова: «И вас жалко, и золота жалко, а больше всего себя жалко! Ну, что вам стоит? Эка невидаль – метель. Закутайтесь потеплее и пойдите»?

б) старухе мачехе;

в) падчерице;

г) королеве.

8. Почему мачеха послала за подснежниками падчерицу, а не родную дочь?

а) она знает, где растут цветы;

б) она знает, где растут грибы;

в) она всё найдёт;

г) её не жалко.

9. Что делала падчерица в зимнем лесу?

а) играла;

б) хворост собирала;

в) ёлку выбирала;

г) заблудилась.

10. Кто помог падчерице найти подснежники в зимнем лесу под Новый год?

а) колдунья;

б) двенадцать месяцев;

в) мачеха;

г) сама нашла.

11. Откуда братья-месяцы хорошо знали падчерицу?

а) им рассказали птицы;

б) так как видели, как она работала каждое время года;

в) им о ней рассказал солдат;

г) им рассказали звери.

12. Для чего апрель подарил девушке кольцо?

а) чтобы она могла позвать на помощь;

б) чтобы ей позавидовали;

в) чтобы она стала богатой;

г) хотел на ней жениться.

13. Почему братья-месяцы помогли падчерице?

а) хотели с ней подружиться;

б) она им нравилась;

в) чтобы не мешала;

г) пожалели.

14. Кто из детских писателей ХХ века писал о сказке: «В хорошей сказке не меньше жизненной правды, чем во всякой другой – хорошей - повести, пьесе или поэме»?

а) А.Аверченко;

б) П.П.Бажов;

в) С.Черный;

г) С.Я.Маршак.

15. Кто из героев сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» понравился и почему?

Внеклассное занятие по чтению

с использованием ИКТ

Тема: С.Я.Маршак

« Двенадцать месяцев»

Составили: Арутюнян Е.Н.

Шолохова И.В.

Цели:

  1. Расширить знания детей о жизни и творчестве С. Я. Маршака;
  2. Познакомить с новым литературным жанром – драматургией.
  3. Повысить читательский интерес.

Оборудование: мультимедийный комплекс, диск с записью мультипликационного или художественного фильма « Двенадцать месяцев», презентация с викториной, портрет писателя, выставка рисунков.

Ход занятия:

1.Беседа о творчестве С.Я.Маршака, викторина по его произведениям (см. приложение);

2.Знакомство с новым жанром.

Драматургия – литературные произведения, специально предназначенные для постановки на сцене. Этому виду литературы около двух с половиной тысяч лет. Оно родилось в Древней Греции. Сначала в театре разыгрывали мифы о боге Дионисе, а потом стали создавать специальные произведения – пьесы. Обычно пьеса имеет форму диалога – разговора двух и более лиц. В пьесе нет авторских характеристик героев – зрители сами должны всё понять из высказываний и поступков действующих лиц. Первые драматурги – древние греки Феспид и Френих. Различают три основных вида пьес : трагедия, комедия и драма .

3.Викторина по сказке « Двенадцать месяцев»

  • За какими цветами послала мачеха падчерицу в лес?

А) за ландышами б) за подснежниками

В) за фиалками г) за ромашками

  • Какой месяц подарил девочке колечко?

а) май б) март

В) апрель г) январь

  • Где собрались братья - месяцы?

А) в парке б) на опушке леса

В) на берегу реки г) во дворце

  • В каких животных превратились мачеха с дочкой?

А) в лошадей б) в медведей

В) в лисиц г) в собак

  • В каком месяце происходило действие в сказке?

А) в апреле б) в декабре

В) в январе г) в марте

Загадки о месяцах

  • Какой месяц зиму начинает, а год заканчивает? (декабрь)
  • В каком месяце согласно пословице нельзя снимать шубу? (май- май, а шубу не снимай)
  • Какой месяц назван в честь римского императора? (август)
  • Какой месяц – году начало, зиме – середина? (январь)

Демонстрация фильма « Двенадцать месяцев»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Самуил Маршак Пьеса – сказка «12 месяцев»

Известный писатель Самуил Яковлевич Маршак

ПЬЕСА - а) драматическое произведение для театрального представления; б) небольшое музыкальное произведение.

В каком месяце происходило действие в пьесе? А) январь В) февраль Б) декабрь Г) ноябрь

Какое четверостишие написала королева со своим учителем? Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит

За какими цветами послала Мачеха в лес падчерицу? а) за подснежниками б) за ландышами в) за фиалками г) за розами

Какой месяц подарил девочке колечко? А) май Б) март В) июнь Г) апрель

В каких животных превратились Мачеха с дочкой? А) кошки Б) собаки В) лошади Г) олени

Где собрались братья-месяцы? А) в заповеднике Б) на опушке леса В) в парке

ЗАГАДКИ Какой месяц назван в честь римского императора?

ЗАГАДКИ Какой месяц самый короткий в году?

ЗАГАДКИ 3 . В каком месяце народная пословица велит не снимать шубу?

ЗАГАДКИ 4 . Какой месяц году начало, а зиме середина?

ЗАГАДКИ Какой месяц зиму начинает, а год заканчивает?

До скорой встречи!!!


Основная задача уроков литературного чтения в начальных классах - формирование вдумчивого читателя, способного работать с книгой и получать удовольствие от чтения. Важную роль играет понимание обучающимися содержания прочитанных произведений, их смысла, запоминание сюжетных линий и героев произведений. Для эффективной работы и повышения интереса к уроку литературного чтения мы используем викторины, кроссворды, ребусы, загадки, пословицы и поговорки.

Викторина может быть проведена как урок внеклассного чтения или использована в качестве проверки домашнего самостоятельного чтения учащихся. В викторинах есть вопросы на понимание содержания, на понимание смысла прочитанного. На уроке викторину можно проводить и в устной, и в письменной форме.

Викторина по сказке «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака

1. Почему мать по-разному относилась к своим дочерям?

  • Не любила неродную дочь +
  • Видела, что у девочек разные характеры
  • Жалела одну дочь из-за болезни той
  • Воспитывала падчерицу лучше как более талантливую

2. Почему падчерицу послали именно за подснежниками?

  • Любили весенние цветы
  • Хотели получить королевскую награду +
  • Хотели развлечь падчерицу, чтоб не скучала
  • Падчерица мешала мачехе работать по дому

3. Почему падчерица послушалась и пошла в лес за тем, чего там точно нет?

  • Верила, что найдет подснежники
  • Хотела прогуляться
  • Не могла ослушаться мачехи +
  • Сама любила цветы

4. Кого встретила падчерица в лесу?

  • Братьев-разбойников
  • 12 месяцев +
  • Деда Мороза
  • Своих односельчан

5. Почему месяцы решили помочь девочки, нарушая все законы природы?

  • Пожалели сироту +
  • Сами хотели посмотреть, что будет
  • Хотели отомстить мачехе за девочку
  • Поспорили друг с другом

6. Почему Королева потребовала подснежники зимой?

  • Изучала ботанику
  • Была невоспитанная и капризная +
  • Хотела кого-нибудь наградить
  • Хотел найти среди своих подданных сверхчеловека

7. Зачем Апрель дал девочке свое кольцо?

  • Боялся, что опасности и трудности в жизни девочки еще не закончились +
  • Хотел украсить девочку
  • Кольцо ему все равно было не нужно
  • Отдал, чтобы другие братья не украли

8. Зачем мачеха с дочерью украли колечко?

  • Понравилось +
  • Хотели воспитать падчерицу серьезной
  • Знали, что колечко – волшебное
  • Хотели вернуть его хозяину
  • Да, из-за ее каприза все и случилось
  • Нет, она совершала и хорошие поступки +
  • Нет, она Королева – ей все можно
  • Да, она самая противная в сказке

10. Для кого сказка закончилась благополучно?

Викторина по сказке Д.Н. Мамина-Сибиряка «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке»

1. Назовите материал из которого изготовлена кастрюля, в которой варилась овсяная Кашка.

а) железо
б) чугун
в) глина +
г) алюминий

2. Где кипело Молочко?

а) в кастрюле
б) в горшочке +
в) в чайнике
г) в кувшине

3. Замените словосочетание «постепенно горячиться» из сказки близким по смыслу

а) убежать
б) свариться
в) громко разговаривать+
г) закипать

4. Продолжи предложение Пена поднималась у

а) молочка +
б) кашки
в) кота
г) таракана

5. Какой характер у Молочка?

а) веселый
б) терпеливый
в) вспыльчивый +
г) сердитый

6. С кем сравнивается ворчащая Кашка?

а) со старушкой+
б) с ребенком
в) с собачкой
г) с кошкой

7. Объясните смысл слов «как ни в чем не бывало»

а) ничего не вытекло
б) никто не ушел
в) ничего не произошло +
г) никто не пришел

8. Как называл Скворец котишку Мурку?

а) вор
б) разбойник
в) плут +
г) лжец

9. Назови главную мысль сказки.

а) быть смелым
б) быть ловким
в) никогда не хвастаться +
г) никогда не обманывать

10. Какая пословица отражает смысл сказки?

а) Коли хорош, так не хвастай: тебя и так заметят. +
б)Лучше молчать, нежели врать.
в) С разговоров сыт не будешь.

Кроссворд по сказкам.