Цель урока : Формирование умения вдумчиво читать произведение, соразмышлять с автором.

Задачи урока :

– Познакомить с творчеством В. Вересаева, его рассказом “Братишка”;
– учить работать над жанром рассказа, используя разные виды и приемы работы;
– развивать устную речь учащегося, коммуникативные навыки;
– воспитывать нравственные качества.

1. На доске записан эпиграф

Братская любовь пуще каменных стен.

Обсуждение с детьми смысла данной пословицы.

2. Проверка домашнего задания.

Вчера, работая над стихотворением Ю. Мориц “Ворона”, учились читать между строк. Именно это понимание помогает вам прочитать стихотворение выразительно, передавать чувства и мысли автора, его отношение к героям и событиям.

А может быть кто-то выучил его наизусть?

Удалось ли детям при чтении показать, что они прочитали это стихотворение между строк?

Обращение к выставке рисунков. А удалось ли ребятам показать это в своих рисунках? (Выставка детских рисунков)

Это стихотворение об одиночестве. Митя гулял один, и ворона была одна, но они были слишком разные и не поняли друг друга.

Поэтесса захотела сдружить два одиноких существа, но ей желания оказалось мало. И поэтому на помощь пришла кошка “Вдвоем веселее дорожка”.

3. А сегодня познакомились еще с одним, на мой взгляд очень содержательным произведением.

Это В. В. Вересаев, так как:

  1. Остальные поэты.
  2. Вересаев жил и творил XIX – XX в., а Д. Хармс – XXв, Н. Токмакова – современный автор, еще жива, ей 81 год. (Лишние фамилии убрать)
  3. Фамилия Вересаев начинается со звонкой согласной, а остальные – с глухой.

Викентий Викентьевич Вересаев (Смидович) – русский прозаик, литературовед, поэт-переводчик. Родился 4 (16) января 1867 г. В семье врача. Его отец основал в г.Туле городскую больницу. Мать открыла у себя дома первый детский сад в г.Туле

Вересаев закончил с серебряной медалью гимназию, затем закончил историко-филологический факультет университета в Петербурге, а затем учился на врача.

Писать начал в 14 лет. В своих произведениях старался показать духовное развитие своих персонажей, победу сил добра над силами зла.

2) Обращение к учебнику с.161

Соответствует ли иллюстрация названию рассказа “Братишка”

(Высказывания детей).

Конечно, чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать все произведение и мы увидим, насколько точны наши предположения.

3) Чтение рассказа “Братишка” картинки )

Дети читают по частям. Чтение – поиск, по ходу ведется словарная работа

(Бузина + бок о бок) (Кадушка + сквозящим, пазухи) (Кадушка бузина.)

– Где происходит событие?

– Познакомились ли мы с героями?

2 часть (бойко, звенящем языке, опасливо косился)

– Что нового узнали о наших героях?

– Как вы, думаете, почему тот воробей, что поменьше, хотел пить,

но не опустился на край кадушки?

3 часть (ободряет)

– Почему так вел себя первый воробей?

4 часть (трепыхая крылышками)

– Почему братишка испуганно порхнул на бузину?

– Чего он испугался?

– Удалось ли старшему воробью уговорить братишку попить воды из кадушки?

– Как вы думаете, чем привлекли писателя В. Вересаева два обыкновенных воробья? Почему он решил написать о них? (Высказывания детей).

Физминутка

  • Игра на внимание “День-ночь”.
  • Для глаз.

4) Повторное чтение.

Чтение “глазами, губами”, шепотом.

Найдите описание воробьев. Прочитайте.

Что вы, можете рассказать о старшем воробье? Какой он?

(По ходу ответов детей вывешиваются на доску карточки)

А какой его братишка?

5) Работа в парах (карточки)

Озаглавливание частей.

6) Беседа о жанре, сюжете.

К какому жанру относится это произведение? (рассказ)

Прочитайте название части, которая является вступлением (1 часть) (карточка признаков рассказа)

На доске плакат сюжета

Прочитайте названия той части, которые являются основной частью,

Где происходит развитие событий. (2-3 части)

Прочитайте название той части, в которой находится концовка (4 часть)

Можно ли всю эту часть назвать концовкой? (нет) Прочитайте концовку.

7) Работа в тетради по чтению с.43 №4.

(Выбрать самую точную формулировку в которой выражается главная мысль

рассказа).

4. Домашнее задание.

  • Выполнить в тетради задание 3 на стр.43.
  • Подобрать пословицы к рассказу.

5. Итоговая рефлексия.

Наш урок подошел к концу. Я благодарю вас за хорошую работу, полные ответы.

Если кого заинтересовало творчество В. Вересаева, понравился сам урок – покажите веселое солнышко. А кому было что-то непонятно – грустное солнышко.

В разделе на вопрос Помогите! Сделайте текстоведческий анализ текста заданный автором Проспать лучший ответ это Викентий Викентьевич Вересаев, известный русский писатель (1867-1945 гг.).
"Братишка".
Жанр -- рассказ.
Тип текста -- повествование, имеющее:
- начало: "У угла моей дачи стояла кадушка, полная воды";
- завязку: " Рядом куст бузины. На бузине сидели бок о бок два молодых воробья... ";
- развитие событий: рассказ о том, как один трусливый воробей боялся напиться воды из кадушки, а второй, смелый и не бросивший братишку, напился и, показывая, что нет ничего страшного, заставил первого слететь на край кадушки и утолить жажду.
- кульминацию: "Братишка перелетел на кадушку, неуверенно сел, всё время трепыхая крылышками, и напился".
- развязку: "Оба улетели".
Стиль рассказа, написанного хорошим литературным языком, с использованием нескольких просторечий разговорного стиля ("опасливо", "порхнул", "трепыхая") -- художественный, с деепричастными и причастными оборотами, обстоятельствами действия ("бойко и уверенно перепорхнул"), выразительными эпитетами ("звенящем языке", "сырого позеленевшего края"), олицетворениями (воробей "показывает, что ничего тут нет страшного", "стал звать").
Тема рассказа: один воробушек на личном примере помог преодолеть страх другому и не дал ему умереть от жажды.
Главная мысль: хорошо, когда есть друг, который не бросит в беде и поможет преодолеть трудности.
Смелый воробей вызывает уважение, а трусливый -- улыбку. Думаю, что и дальше первый будет опекать второго и во всём помогать ему.

Проверка читательских умений работать с литературным текстом

(входной контроль)

2 класс

Прочитай текст «Братишка» В. Вересаева.

БРАТИШКА

У угла моей дачи стояла кадушка, полная воды. Рядом куст бузины. На бузине сидели бок о бок два молодых воробья, совсем ещё молодых, с пушком, сквозящим из-за перьев, с ярко-жёлтыми пазухами по краям клювов. Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки и стал пить. Пил – и всё поглядывал на другого, перекликался с ним на звенящем своём языке. Другой – чуть поменьше – с серьёзным видом сидел на ветке и опасливо косился на кадушку. А пить-то, видимо, хотелось – клюв был разинут от жары.
И вдруг я ясно увидел: тот, первый – он уже давно напился и просто примером своим ободряет другого, показывает, что ничего тут нет страшного. Он непрерывно прыгал по краю кадушки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял её из клюва и поглядывал на брата – звал его. Братишка на ветке решился, слетел к кадушке. Но только коснулся лапками сырого позеленевшего края – и сейчас же испуганно порхнул назад на бузину. А тот опять стал его звать.

И добился, наконец. Братишка перелетел на кадушку, неуверенно сел, всё время трепыхая крылышками, и напился. Оба улетели.

(В. Вересаев)

*Кадушка – небольшая деревянная посудина цилиндрической формы, сделанная из досок, стянутых обручами.

Выполни задания.

1. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Где происходят события, описанные в тексте?

а) городе; б) в парке; в) на даче.

2. На каком кусте сидели два молодых воробья?

а) на сирени; б) на бузине; в) на жасмине.

3. Какая стояла погода?

а) теплая; б) прохладная; в) жаркая.

4. Отметь фразу из текста, определившую твой выбор характеристики погоды.

а) клюв был разинут от жары;

Б) воробушку хотелось напиться; в) ярко светило солнце.

5. Подбери к словосочетанию «ободряет примером» близкие по значению фразы:

а) оказывает образец для подражания;
б) вселяет уверенность в собственных силах; в) хвастается своей ловкостью.

6. Восстанови последовательность действий воробья, ободряющего своим примером братишку.

а) захватывал воду; б) опускал клюв; в) прыгал; г) ронял её.

7. Подумай, в каком значении употребляется в тексте слово братишка.

Младший брат;
старший брат.

8. Отметь предложение, выражающее главную мысль текста.

В.Вересаев. Братишка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование типа правильной читательской деятельности

В.Вересаев. Братишка

Урок по литературному чтению 3 класс

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Сегодня к нам на урок литературного чтения пришли учителя города Липецка. Им интересно посмотреть, как проходят наши уроки, послушать ответы учеников.

Я в свою очередь, надеюсь, что сегодняшний день пройдет с пользой для всех нас. У всех хорошее настроение. Все красивы и здоровы. Начинаем наш урок!

2. Актуализация знаний.

Пятиминутное чтение художественных книг (перед каждым уроком, в дифракционных очках, с артикуляцией и без артикуляции)

Спасибо! Я рада, что все читают разные интересные книги и помнят: «Кто много читает, тот…, потому, что «Чтение-лучшее …» (продолжают пословицы, сл.№1)

3. Формулирование темы урока. Проектирование плана урока

Посмотрите на экран. Что скажете про данные названия? (на экране разные названия произведений одного автора: Ванька, На эстраде, Состязание, Собачья улыбка, Без дороги, Записки врача- сл.№2)

Да, вы правильно заметили, что у всех этих произведений один автор – Викентий Вересаев. Значит можно сформулировать тему сегодняшнего урока.

(формулируют тему: Изучение произведения Вересаева.)

Спланируйте дальнейшую работу на уроке. (Ответы учащихся: «Сегодня на уроке мы будем читать, отвечать на вопросы, думать, рассуждать, следить за своим здоровьем».)

Правильно ли я вас поняла: «На уроке мы знакомимся и анализируем новое произведение Вересаева, работаем над формированием типа правильной читательской деятельности, развиваем речь, творческие способности и не забываем следить за своим здоровьем». (кивают в знак согласия)

4. Открытие нового знания. Работа с текстом до чтения

Прочитайте название произведения В Вересаева. («Братишка», сл. №3)

Попробуйте предположить, о чём будет произведение?

А теперь рассмотрите иллюстрацию к произведению. Стало ещё понятнее?

Можете догадаться, кто герои произведения? (птички, автор)

Позже, на уроке, мы узнаем больше о В.Вересаеве.

5. Введение нового знания в систему знаний. Работа с текстом во время чтения

Прочитаем произведение. Возьмите карандаш в помощники себе. Отмечайте вопросы, литературные приёмы, понравившиеся отрывки и всё, на что обратите внимание. (читает учитель)

Что скажите? Выскажите ваши общие впечатления о прочитанном произведении. (Высказывания учащихся: произведение понравилось, переживали за главных героев, весеннее, радостная концовка, и т.д.)

На что обратили внимание при чтении? Есть такие места? Зачитайте вслух. Выборочное чтение (читают отрывки, объясняют, чем понравилось, что заинтересовало)

Повторное чтение. Проведём диалог с автором (читают, вступают в диалог с автором, учитель по ходу комментирует непонятные слова и выражения: бузина, кадушка, пазуха, трепыхая - сл.№4)

Правы ли мы были в начале урока в своих предположениях относительно того, что одним из главных героев выступает автор? Поясните. (-Да, мы же с ним вели диалог!)

Прочитайте предложение:

«Он непрерывно прыгал по краю кадушки, опуская клюв, захватывая воду, и тот час ронял её из клюва, и поглядывал на брата, и звал его.» (сл. №5)

Раскройте смысл этого предложения. (высказывания учащихся)

Да, в этом предложении мы чувствуем и активное движение, и волнение, и трепет с неравнодушием. Какое ёмкое по смыслу выражение автора! И мы его поняли!

(Читают, передают интонацией волнение, тревогу, переживание героев, говорят о повторяющихся словах: молодой, совсем молодой воробей)

На уроках не забываем заботиться о здоровье. Зарядка для глаз (сл.№6)

(Проводит зарядку ученица- инструктор по физкультминуткам:

Поморгаем глазами, зажмурились, открыли глаза, поморгали

Посмотрели вверх, вниз, направо, налево, по кругу в правую сторону, по кругу в левую сторону

Поставили указательный палец перед собой. Смотрим на палец и двигаем его к носу, от носа

Перемещаем руку направо, налево, следим за рукой

Закроем глаза, накроем ладонями, скрестив пальцы на лбу - пальминг

Откройте глаза, посмотрите на зелёный цвет, на растения, на аквариум с рыбками - так успокаиваем глаза

Зарядка окончена!)

6. Работа с текстом после чтения

Какова же основная тема рассказа, которую хотел донести до нас В.Вересаев? (Дружба и взаимопонимание среди животных существует!)

Вспомните пословицы о братстве, дружбе, товариществе помните? (говорят много пословиц)

Каковы чувства воробьёв? (опасение, настойчивость, страх перед неизвестным действием)

А наши чувства? (переживали за маленького воробья, рады, что у него получилось напиться из бочки)

Правильно, В. Вересаев сумел передать нам свои мысли и чувства. Мы поняли его. Автор настоящий мастер слова!

Посмотрите на экран. Некоторые сведения о Викентии Вересаеве (автобиография, случаи из жизни, творчество, сл.№7-№8)

Творческие задания любят все. По нашему произведению для вас сегодня две игры (сл.№9-№10). Проверим, как поняли содержание рассказа Вересаева.

Игра: «0 или 1». Для правильного выполнения необходимо ещё раз просмотреть текст внимательно! (читают три минуты жужжащим чтением). Закройте текст!

Я говорю фразу из рассказа. Если фраза верная, то ставьте-1, а не совсем верная- 0.

(пишут цифры на листках)

На рябине сидели рядом два молодых воробья – 0 (на бузине)

Клюв был разинут от жары – 1

Он непрерывно прыгал по дну кадушки, опускал клюв, захватывал воду – 0 (по краю)

Но только коснулся лапками сырого почерневшего края кадушки - и сейчас же порхнул назад – 0 (позеленевшего)

Братишка перелетел на кадушку, неуверенно сел и напился – 1

Оба улетели – 1

Правильный ключ: 010-011. Встаньте у кого так?

Игра: «Дерево мудрости».

Вы уже хорошо помните текст произведения. Задайте любые вопросы по тексту, можно и межпредметные. Запишите их на том же листочке и прикрепите на дерево (на доске прикреплено дерево из картона, выбегают, крепят магнитиками вопросы в виде листочков на дерево).

Я тоже хочу поиграть, поэтому сегодня не вы, а я буду снимать вопросы, читать их, а вы отвечайте без ошибок.

(Вопросы от учащихся: Сколько в первом абзаце предложений? Найдите во 2 предложении существительные 2 склонения. Придумайте другое название к рассказу. Какие еще произведения о животных помните? Сколько было воробьёв? и др.)

Спасибо Вы правильно отвечали на вопросы мудрого дерева. Молодцы!

7. Рефлексия. Самооценка

Наш урок подходит к концу. Итог урока надо всем учиться подводить. Мы будем главное сейчас в уроке находить! (Высказывания учащихся: изучали новое произведение, развивали речь, технику чтения, следили за своим здоровьем, думали, слушали, играли)

Да я с вами совершенно согласна! Сегодня на уроке мы не только познакомились с новым произведением Вересаева, развивали речь, чтение, не только узнали новые факты из жизни птиц в природе, но и сумели понять мысли и чувства главных героев, автора. А это самое важное и ценное!

Проведём самооценку работы на уроке.

(Ученик проводит самооценку вслух, диктует предложения, учащиеся ставят себе в табличку плюс или минус, стараются быть объективными, сл.№11)

  1. Я старался и выполнял задания без ошибок (+, -)
  2. Работал активно, поднимал руку
  3. Внимательно слушал ответы одноклассников
  4. Узнал для себя новое
  5. Следил за своим здоровьем

Встаньте, у кого пять плюсов, четыре плюса. Почему поставили себе минус? Что необходимо подтянуть, над чем следует поработать? (Ответы учащихся: «Мне надо быть активнее на уроке». «Надо быть более внимательным.»)