Наверное, один из самых интересных персонажей русской литературы – Григорий Александрович Печорин. Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонтова – неоднозначен, парадоксален, удивителен, многогранен. Его нельзя назвать отрицательным персонажем, точно так же как и положительным. Поступки Печорина можно долго и упорно обсуждать, осуждать, удивлять им, но самое главное – это понять, что за ними стоит, какие причины и мотивы побудили вести героя таким образом.

Лермонтов называет роман «Героем нашего времени» не потому, что призывает молодое поколение брать пример с Печорина, не потому, что он является идеалом человека, а потому, что хотел показать читателям портрет типичного представителя молодежи девятнадцатого века. Лермонтов нарисовал «лишнего человека», покалеченного, истощенного, апатичного.

Григорий Печорин – молодой человек, образованный красивый и достаточно богатый. Однако он несчастлив и пытается найти себя в мире. Печорин сопротивляется обществу, скучному укладу жизни, череде однотонных серых дней – он ищет свой путь в жизни, отчаянно хочет жить, постоянно спорит с судьбой. Печорин борется за свое счастья, свои блага, но ему, подобно пушкинскому Евгению Онегину, быстро надоедают развлечения, дамы, светское общество, балы и танцы. Ему скучно жить, и каждый раз он снова пытается найти для себя что-то такое, что заставит его жить счастливо, в согласии с собой и окружающим миром.

Печорин все время находится в пути. Он ищет новые места, новых знакомых, ввязывается в новые конфликты, но ничего ему не доставляет настоящего искреннего удовольствия: его все мучит и тянет своей скукой и рутинностью. Поэтому Григорий Александрович зачастую играет судьбами людей, словно опытный кукловод тянет за ниточки кукол. Его не заботят жизни других людей, их чувства, переживания. Более того, ему доставляет огромное удовольствие влюбить в себя молодую невинную девушку, а после этого бросить ее, сделав вид, что ничего не было между ними.

Главный герой был готов открыться людям, но общество не приняло его. Печорин оказался гонимым окружающими: он не нашел свое место в жизни, не завел друзей, так как считал, что между друзьями один всегда раб другого, не женился.

Личность Печорина неоднозначна; у читателей она может вызвать смешанные чувства. Противоречивость является основной чертой характера Печорина. Иногда логика его поступков не понятна. Не стоит забывать, что Григорий Печорин – нравственный портрет целого поколения, это поистине подлинный образ многих молодых людей девятнадцатого века. Такие люди должны были либо приспособиться в обществе и жить незаметно, тихо, спокойно доживая остаток жизни, или гордо умереть, защищая свою «правду», что в конечном итоге и выбрал Печорин.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

В русской литературе роман М.Ю. Лермонтова занимает важное место. Великолепно написанный, он ставит и раскрывает множество актуальных и по настоящий момент проблем. Одной из них является распространённая в романтической традиции тема судьбы. Предопределенность человеческого пути, возможность изменять обстоятельства жизни, оказывать влияние на других людей занимает умы читателей.

Каждая из частей романа показывает какую-либо сторону проявления судьбы. Размышления Печорина о самом себе приводят его к мысли, что его характер и отношение к жизни сформированы внешними условиями. Он – жертва фатума, вынужден становиться тем, кто он есть под давлением обстоятельств. Герой убежден, что «дурные чувства» родились в нем оттого, что окружающие их предполагали. Скромность, эмоциональность, открытость миру и при этом несколько угрюмый характер превратились в скрытность, злопамятность, завистливость, ненависть и мизантропию. В этом герой видит своего рода победу злого рока, и этим объясняет свою жизненную позицию: «я стал топором в руках судьбы». Таким образом он находит оправдание своим поступкам, своему стремлению вмешиваться в жизнь людей и оказывать на них влияние. Он чувствует себя «камнем, нарушающим спокойствие гладкого источника». Но сила внутреннего духа, незаурядность характера Григория Александровича Печорина не дают ему смириться с таким положением дел, формируют противоречивое желание противостоять судьбе, одолеть ее, стать полным хозяином своей жизни.

Этот диссонанс по-разному проявляется в каждой из глав романа. В главе «Максим Максимыч» он описывает действие и противодействие судьбе, становление характера под влиянием обстоятельств и изменение обстоятельств силой характера. Демонстрацией отношений судьбы и человека можно считать происшествия, описанные в главах «Бэла», «Княжна Мери», «Тамань». Герой выступает и как орудие судьбы, и как человек, ей сопротивляющийся и ее меняющий. Результатом становятся трагические события, смерть персонажей, их глубокие душевные страдания. Есть некоторая ирония в победе судьбы, она представлена силой, сопротивление которой бесполезно.

Наиболее ярко эта идея раскрыта в главе «Фаталист». Ассоциация и метафора довольно прозрачна: игроки и крупье – Судьба. И именно от нее зависит расклад и выигрыш. Осечка пистолета в компании при игре в «русскую рулетку» и буйство пьяницы, вооруженного шашкой, убившего в итоге Вулича, выигравшего первый «тур». Рок властвует над миром.

Судьба играет людьми, ставит их в определенные условия, но и дает альтернативы развития событий. Проблема выбора пути – способ взаимодействия с судьбой. Именно об этом роман заставляет размышлять читателя.

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Образ и характеристика Митраши в рассказе Кладовая солнца Пришвина сочинение

    Повесть-сказка М. Пришвина знакомит читателей с одним из главных героев Митрашей, мальчиком сиротой, у которого есть сестра. Детишки еще совсем юные, Митраше 10, Настюша на пару лет старше.

  • Сочинение Описание действия или трудового процесса 7 класс

    Моя мама всегда говорила, что труд облагораживает человека. Я и сам привык никогда не сидеть без дела. Сейчас я стараюсь отлично учиться, чтобы в будущем получить профессию, которая мне по душе

  • Каждый из нас живёт на территории какого-то государства, какой-то страны. И так уж сложилось, что каждый из нас обязан земле, где он родился и государству, в котором он появился на свет.

  • Сочинение по картине Назаренко Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве 9 класс

    «Церковь Вознесения на улице Неждановой» - это известная картина русской художницы, нашей современницы - Татьяны Назаренко. Центральное место в картине занимает церковь, освященная в честь Вознесения Господня

  • Сочинение Зачем нужно читать книги (для чего) 5, 6 класс

Краткое сочинение-рассуждение по литературе на тему: Судьба в романе «Герой нашего времени»

Тема судьбы в романе Лермонтова рассматривается с двух сторон. С одной стороны Печорин верит в свое особенное трагическое предназначение, с другой же утверждает: «Что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает». Причем герою одновременно близки обе: его мнение на этот счет меняется от главы к главе.

Мотив судьбы проходит через весь роман, находя яркую развязку в главе «Фаталист». Обычно, отвечая на вопрос: «Что значит судьба для Печорина»,- анализируют только её, хотя и до этого были случаи вмешательства фатума в жизнь героя. Он сам называет себя «топором в руках судьбы», считая, что в его пагубном влиянии на людей и есть его смысл жизни и предназначение: «Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились». Этой фразой он как бы объясняет свое предательское отношение к Белле, игру с чувствами Мери, колкости в адрес Грушницкого и убийство того. Печорин испытывает людей вокруг себя, чтобы подтвердить свою мысль о том, что его преследует злой рок. Герою начинает казаться, что он никуда не может уйти от этого, и в главе «Фаталист» у него появляется целых три шанса, чтобы понять себя и обрести более верное понимание судьбы. Лермонтов намеренно воссоздает несколько разных случаев, довольно спорных, таких, что совершенно становится непонятно, удача это или, действительно, судьба.

В споре с Вуличем Печорин имеет двойственную позицию по отношению к фатуму, ведь сам говорит, что видит на его лице «какой-то страшный отпечаток неизбежной судьбы», но не согласен с приятелем в том, что судьба человека заранее предопределена. Возможно, и здесь герой пытается убедить себя в том, что никакой судьбы не существует, но жизнь играет с ним, заставляя поверить в обратное: «Доказательство было разительно, и я, несмотря на то, что посмеялся над нашими предками и их услужливой астрологией, попал невольно в их колею». Так же он говорит, что привык «ничего не отвергать решительно и ничему не вверяться слепо», поэтому вопрос остается открытым. Но следует второе событие, уверившее Печорина в неотвратимости фатума еще сильнее: Вулич становится жертвой пьяного казака, и «неизбежная печать судьбы» ложиться ему на лицо, закрывая веки навсегда, как и предсказывал главный герой. Позже Григорий опять «испытывает судьбу», на этот раз свою, бросаясь в одиночку обезвредить буйного казака, и жизнь поступает с ним, как в первый раз с Вуличем: Печорин отделывается сорванным эполетом и выходит победителем. В этот раз он считает, что здесь нет никакого предопределения его удачи, а лишь трезвый расчет и храбрость.

Тут и становится понятна позиция героя, который не бросается в крайности, отрицая фатализм или, наоборот, его признавая. Он считает, что судьбе отведено место в нашей жизни, но человек может сам её выбирать, совершая те поступки, которые желает. Быть может, судьба не сплошная линия, а частые распутья, на которых нам приходится самостоятельно делать выбор? Похоже, что герой придерживается «серединной» точки зрения, не отвергая превратности судьбы, но и не умаляя достоинств личного выбора человека.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Явился читателям в качестве зеркального отражения эпохи и ее «пороков», собирательный образ которых представлен в лице главного героя – Григория Александровича Печорина.
Переходя непосредственно к теме судьбы в романе, считаю необходимым хотя бы коротко обрисовать центральный образ – Печорина, с помощью которого раскрывается данная смысловая линия.
Наиболее полный и конкретный психологический портрет главного героя произведения представлен в главе «Максим Максимыч» . рисует крайне неоднозначную личность, в которой гармонично сочетаются такие черты, как необычайная тонкость души, незаурядность личности, необыкновенно острый ум и в то же время, как ни странно, крайний индивидуализм, нездоровое честолюбие, отсутствие душевной простоты и даже «демонизм». Необходимо также отметить, что все грани характера Печорина имеют в своей основе не наносной, а истинный, почти природный характер.
Григорий Александрович Печорин противопоставляет себя, свою собственную возможность управлять жизнью силам судьбы. И именно в этой борьбе раскрывается тема судьбы в романе. Черты характера Печорина обусловливают то, что он категорически отказывается верить в предопределенность событий, происходящих в жизни. Будучи убежденным эгоцентристом, он абсолютно уверен, что сам вершит свою судьбу, планирует собственную жизнь. Одной из проблем, раскрывающихся в рамках темы судьбы, является постоянное своевольное вмешательство Печорина в жизни окружающих его людей. Такое вторжение в частную жизнь является скрытым способом самореализации главного героя.
Так, например, в главе «Бэла» ценой прихоти Печорина стали не только жизнь «княжеской дочери», но и судьбы многих других героев, таких как Азамат, Казбич, отец Бэлы. Не случайно Бэла перед смертью думает о том, что не встретит своего возлюбленного в раю. Сцена предсмертных мук героини отражает беспомощность Печорина перед лицом сил судьбы. Он смог одержать крохотную победу – влюбить в себя Бэлу, но вот удержать ее жизнь, которую сама девушка доверила ему, Печорин не смог.
В главе «Максим Максимыч», которая в хронологическом ряду глав стоит последней, мы видим встречу двух старых приятелей, а именно самого Максима Максимыча и Печорина, но, учитывая сдержанность и даже некоторую холодность Григория Александровича, очень сложно охарактеризовать их отношения как дружбу, хотя реакция второго отчетливо дает понять, что человека ближе и роднее для него не существует. И в очередной раз Печорин надламывает чужую жизнь, но в этот раз уже по причине ощущения собственной потерянности, бессмысленности собственного бытия.
Что касается главы «Тамань» , то это, пожалуй, самая загадочная часть романа «Герой нашего времени». Когда читаешь эту главу, остается множество вопросов. Зачем Печорин пошел за слепым? Что его потянуло ночью на берег? И, наконец, какое ему дело до занятий окружающих? Но, вспомнив о характерных чертах Печорина, указанных ранее, быстро находишь ответы. Простое эгоистическое любопытство героя впоследствии разрушило «мирный круг честных контрабандистов». В этой главе Печорин впервые признается в том, что в данном случае он сам был во власти судьбы, а не просто действовал под влиянием обстоятельств: «Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!»
В главе «Княжна Мери» тема судьбы наиболее полно раскрывается в сцене дуэли Печорина и Грушницкого. Главный герой романа идет на схватку не с человеком, а с философско-религиозным убеждением. В данном случае ценой его крайне глупой самоуверенности могла стать его собственная жизнь. Однако стремление к самореализации заставляет Печорина забыть о здравом смысле. В очередной раз пытаясь доказать единоличную власть над своей жизнью, он убивает человека. Но Грушницкий далеко не единственный человек, чью жизнь обрывает Печорин в этой главе. Григорий Александрович также становится демоном для очаровательной Мери, которую герой влюбляет в себя ради самоутверждения.
И, наконец, последняя по счету глава романа, но далеко не последняя по степени важности – «Фаталист» . Само название говорит о том, что тема судьбы будет основной для этой части. Центральный образ главы – поручик Вулич – погибает из-за бессмысленной игры со смертью и слепой веры в предопределение. Его смелость граничит с безрассудством, а инстинкт самосохранения, кажется, и вовсе отсутствует. Но и Печорин в этой главе не упускает шанса помериться силами с судьбой, когда врывается в дом, где сидит вооруженный казак-убийца.
Итак, несомненно, в романе присутствуют моменты триумфа Печорина над предопределенностью, но победа в поединке героя с судьбой все же остается за вторым участником схватки. И ярким доказательством этого является смерть Григория Александровича Печорина «где-то в Персии».

В самом "сердце" системы персонажей «Героя нашего времени» находится единственный герой - Григорий Александрович Печорин, поэтому произведение М. Ю. Лермонтова относится к типу центростремительных романов.

Другие персонажи введены лишь для того, чтобы максимально раскрыть образ Печорина.

Сопоставление как способ раскрытия характера главного героя

В течение повествования автор сопоставляет Григория Александровича с другими героями, создавая пары литературных персонажей. Этот прием способствует более отчетливому и объемному раскрытию характера Печорина, отражает мельчайшие нюансы этой противоречивой личности. На страницах книги нам встречаются такие пары героев: Печорин - Максим Максимович (противопоставление), Печорин - Вулич (фатализм), Печорин - Вернер (дружба), Печорин - женщины (романтические отношения) и так далее.

Трагизм взаимоотношений главного героя с окружением

Сочетание новаторских литературных приемов (расхождение сюжета и фабулы, исповедальный прием, сопоставление пар персонажей), использованных М. Ю. Лермонтовым, показывает нам героя как трагическую, страдающую личность. Печорин обладает крайне сложным и напряженным внутренними миром, он жаждет обновления, стремится к нему и неустанно ищет, чувствуя в себе огромные, необъятные силы, но не находит ничего нового.

Бесспорно, Печорин - дитя времени, в котором живет, именно поэтому свойственный этому периоду скептицизм не дает обрести ему покой и найти смысл жизни. Писатель наглядно демонстрирует нам, что 1830-1840-е гг. не позволяют личности проявить себя. Любые попытки самореализации обречены на поражение, отсюда и формируется антагонизм взаимоотношений личности и общества.

Конфликт главного героя с собственным сословием, его элитой, к которой он принадлежал с рождения, становится очевидным с самых первых страниц. Он презирает общество, превращающее любого человека в морального калеку. И понимает, что и сам уже давно является таким же искалеченным, как и все, кто его окружает. Печорин даже признается в этом в беседе с княжной Мери, создавая автоэпитафию медленно умирающей душе.

Богатство духовного мира Печорина

Превосходство героя над окружением проявляется по-разному: он умнее многих, его духовная жизнь ярче и сложнее. Осознание пропасти между ним самим и обществом проявляется в неприятии мира.

В результате решающими особенностями его характера стали эгоизм и индивидуализм: Печорин никогда никого не любил так, что был бы готов принести жертву, он любил лишь для собственного удовольствия. Но это не приносит ему счастья и умиротворенности: неспособность сопереживать любимым, понимать их тревоги еще больше калечит жизнь главного героя и тех, кто его окружает.

Печорин осознает все свои недостатки, и судит себя самым суровым образом, полагая, что его смерть не станет для мира большой утратой.

Главная трагедия героя - отсутствие смысла жизни

Печорин - первый в истории русской литературы персонаж, который осознанно задумывается о смысле жизни, пытается понять высшее предназначение человека. Ночью, накануне дуэли с Грушницким, Григорий Александрович думает о прошлом, о том, была ли какая-то высокая цель его существования. Он приходит к неутешительному выводу, что не смог разгадать эту загадку и осознать смысл собственного бытия.

Отсутствие смысла, высшей цели - основа трагедии Печорина, причина его мытарств. Именно поэтому его поступки так ничтожны, а его кипучая натура, вся его деятельность бесплодна. Герой тоскует по настоящему теплу отношений с другим человеком, его душа стремится к добру. Несмотря на все поиски, он не находит ни покоя, ни приюта в столь негармоничном мире, где царит социальное и нравственное рабство. Печорин находит единственную возможность самореализации - отрицание, неприятие общества, противостояние обстоятельствам.

Многие полагают, что центральный персонаж произведения - «лишний человек», широко представленный в отечественной литературе. "Лишний человек" уже был знаком современникам писателя по пушкинскому роману «Евгений Онегин». Два героя - представители разных исторических ситуаций и эпох.

В персонаже "Героя нашего времени" выражены совершенно иные особенности характера - развитие самосознания, взаимоотношений человека и общества, постоянная рефлексия, стремление постичь источники своих проблем, чтобы передать следующим поколениям если не великие свершения, то хотя бы этот анализ.