Мифы, легенды и даже сказки рассказывают современным обывателям об удивительных местах, где ранее обитали неизвестные существа, жили сверхлюди и царили справедливость и блаженство. Ученые и исследователи несколько веков пытались отыскать сказочный остров Буян, легендарный Авалон, и многие их поиски увенчались успехом. В этом обзоре представлены известные мифические места, которые существовали на самом деле.

1. Остров Буян



«В царство славного Салтана мимо острова Буяна», - эти строки из сказки Пушкина уже давно стали любимыми для многих поколений, а, между тем, некоторые исследователи утверждают, что нашли тот самый остров, о котором упоминал поэт. Это немецкий остров Рюген, расположенный в Балтийском море. Ранее его населяло племя руянов, откуда и прежнее название места – Руян. Возможно, путем многовековых этимологических преобразований Руян превратился в Буян.

Еще одна интересная особенность - это фраза «на море Окияне, на острове Буяне лежит бел-горюч камень Алатырь». Этими словами на Руси подкрепляли разные заклинания. На реальном острове находится белая меловая скала «Королевский трон». Из сказаний няни Пушкина Арины Родионовны можно почерпнуть информацию о тридцати богатырях (в сказке их было 33). Ранее автор Саксон Грамматик упоминал о гвардии из 300 человек, охранявшей остров Руян. Исследователи считают, что в древности остров Рюген и Русь связывали тесные торговые и культурные отношения.

2. Хай-Бразил



Согласно ирландской мифологии Хай-Бразил – это священный остров довольства, справедливости и бессмертия. По легендам, он окружен туманами и появляется перед взорами людей раз в семь лет. Остров несколько раз изображался на древних картах, т. к. некоторые мореходы утверждали, что видели его. Современные ученые считают, что Хай-Бразил могла бы быть Баффинова земля. Возможно, из-за преломления лучей света, проходящих сквозь слои холодного и горячего воздуха, появлялась оптическая иллюзия.

3. Лукоморье



Еще одна загадочная земля, известная сегодня по сказкам Пушкина – Лукоморье. Согласно фольклору, это царство где-то на севере, где люди впадают в спячку, а с приходом весны просыпаются. Реальное же название «Lucomoria» часто изображалось на древних западноевропейских картах. Эта земля располагалась по правую сторону Обской губы, на территории Томской области. Если обратиться к этимологии слова, то «лукоморьем» ранее обозначало «изгиб морского берега». Так что название Лукоморье ранее часто встречалось в совершенно разных местностях.

4. Остров Авалон



Остров Авалон упоминается в мифах о короле Артуре. По легенде, именно на этом острове был выкован меч Эскалибур и похоронен король Артур. Об Авалоне, как о реальном месте, заговорили в 12 веке, когда в графстве Сомерсет, возле города Гластонбери, на Холме Святого Михаила было обнаружено захоронение. На надписи было указано, что это могила короля Артура и его жены Гвиневры. Современные историки полагают, что, скорее всего, это был «рекламный трюк», чтобы собрать деньги на ремонт аббатства. Наверняка сказать нельзя, потому как в 17 веке во время Гражданской войны могила была разорена, а останки разбросаны.

5. Туле

Для греков и римлян Туле ассоциировался с границей известного им мира. Впервые о его местонахождении упоминается и работе греческого исследователя Пифея (Pytheas) в 4 веке до н. э. после его путешествия в Северную Европу. Пифей упоминал об острове Туле, в замерзшем море и о северном сиянии. На тот момент исследователю никто не поверил. Спустя несколько столетий, когда была открыта Исландия, она очень подходила под описания грека. Нацисты, в свою очередь, считали Туле родиной арийской нации.

6. Тмутаракань



Место с забавным названием «Тмутаракань » в 10-11 вв было действительно реальным городом. Он находился несколько удаленно от других княжеств в Керченском проливе. Со временем Тмутаракань перешел под влияние Византии, а затем к Генуе. Сегодняшнее название этой местности полуостров Тамань.

7. Ээя



В греческой мифологии Ээя – это остров богини Цирцеи (Кирки), которая заманивала к себе мореходов и превращала их затем в зверей. В гомеровской поэме Одиссей попал на этот остров и провел там целый год. Исследователи определили мифическое место как полуостров Cape Circeium, расположенный на западном побережье Италии. Возможно, во времена Гомера, уровень воды был выше, и Cape Circeium выглядел как настоящий остров.
В древних летописях сохранилось множество записей и о других легендарных местах, таких как Многие ученые и авантюристы до сих пор ищут эти города и страны.

остров из сказки Пушкина

Альтернативные описания

. (устаревшее) речная пристань, место для выгрузки товаров с судов (кож, сала, льна)

Буйный, шумный, скандальный, драчливый человек

Пристань с амбарами для пеньки, льна, сала и масла, перевозимых по воде.

Забияка; тот, кто буянит

Остров, упоминаемый в русских сказках и заговорах. Находится далеко за морем, наделяется фантастическими чертами потустороннего мира

Синоним скандалист

Торговые амбары на пристани, а также сама пристань

Речная пристань, иногда небольшой естественный или искусственно насыпанный на сваях остров для выгрузки и складирования товаров

Остров, лежащий на пути «к царству славного Салтана»

Забияка

Скандалист

Остров на пути к царству Салтана

Возмутитель спокойствия

Тихоня наоборот

Дебошир

Остров на пути в царство славного Салтана

Мимо него в царство славного Салтана

Мимо него плыл князь Гвидон

Кто дебоширит, если пьян?

Пушкинский остров

Мимо него плыл Гвидон

Пушкинский остров (сказка)

Бузотер

Драчун и задира

Остров на пути в царство Салтана

Остров, наделенный чудесной силой

Драчливый тип

Остров на пути князя Гвидона

Скандальный тип

Остров«забияка»

Скандалист

Сказочный остров на Окиян-море

Пристань с амбарами для пеньки, льна, сала и масла, перевозимых по воде

Буянить, буянство и пр. см. буйный. или б союз, частица, состоящая в связи с глаголом и выражающая желание, условие или следствие. Когда б он пришел. Было бы пиво, будут и гости. Не тебе бы говорить, да не мне бы слушать. Кабы не бы, так бы Ивана-великого в бутылку спрятал. Все бы ему знать; все бы, вишь, пил да гулял, т. е. хотелось бы. Все бы ты знал, да не все бы врал, т. е. желательно чтобы. не ломлив бы парень, да в гости не зовут. Бы нареч. южн. зап. как бы, будто, ровно, словно. Хмарно, бы к дождю. Быкать, приговаривать условно бы, желать чего нет, несбыточного. Быкай, не быкай, а быка не добудешь

Кто дебоширит, если пьян

Остров"забияка"

Остров, лежащий на пути "к царству славного Салтана"

Пушкинск. остров на "море-окияне"

Народное творчество восточных славян представляет собой огромную и специальную область исследования. В рамках общего курса можно коснуться лишь самых основных его явлений. Разнообразие форм народного творчества русских, украинцев, белорусов и высокое художественное совершенство многих его произведений таковы, что лишь немногие другие народы Советского Союза могут с ними в этом отношении поспорить.

Устное народное творчество (фольклор, народная словесность) русских, украинцев и белорусов обнаруживает сложное сочетание старых, традиционных и новых форм. Прежние фольклористы рассматривали устное народное творчество исключительно как памятник старины, полагая, что в новейшую эпоху, начиная с проникновения капитализма в деревню, оно обречено на упадок и исчезновение. Но советские фольклористы установили, что это неверно: народное творчество не иссякает и в наши дни, мало того, в советскую эпоху возрождаются и некоторые традиционные жанры фольклора, проникаясь новым содержанием, и развиваются совершенно новые. «Фольклор, - говорит один из видных советских фольклористов Ю. М. Соколов, - это отзвук прошлого, но в то же время и громкий голос настоящего» .

К числу традиционных жанров восточно-славянского фольклора принадлежат: обрядовые песни, лирические песни, народный театр, сказки, пословицы, поговорки и загадки, эпическая поэзия - былины и исторические песни, духовные стихи.

Обрядовые песни - быть может, древнейший вид народной поэзии. Они сопровождали различные обряды из цикла календарных, от рождественских до жнивных. Вместе с этими обрядами они возникли в отдаленную эпоху на почве стихийно-материалистического трудового отношения земледельца к природной среде, но окрашены были и магическими представлениями. Другие обрядовые песни были связаны с семейной обрядностью - это свадебные песни, похоронные причитания (причеты, заплачки); из последних особенно интересны северные. В настоящее время эта обрядовая поэзия, за немногими исключениями, отошла в прошлое.

Лирическая народная поэзия чрезвычайно разнообразна. В ней преобладают грустные мотивы, порожденные тяжелой долей трудового народа в прошлом. Выделяются любовные и семейно-бытовые песни, далее песни о рекрутчине и солдатчине, о крепостном праве, бурлацкие, ямщицкие, тюремные, шуточно-сатирические и иные. Помимо песен крестьянского происхождения, с XVIII в. стала зарождаться и фабричная поэзия рабочих, сохранявшая, впрочем, тесные связи с деревенской поэзией.

Народный театр был некогда довольно широко распространен. У восточных славян это по преимуществу кукольный театр,
известный в нескольких видах. У русских наиболее известен театр «Петрушки» (куклы, надеваемые и двигаемые на пальцах); главный персонаж спектаклей - Петрушка, смелый, находчивый, остроумный герой, вступающий в борьбу с купцом, полицейским, лекарем и всех одолевающий; в этом образе нашел выражение стихийный протест народа против социального гнета. У украинцев и белорусов был больше известен другой вид театра - «вертеп», где куклы двигались через прорезы в полу сцены; содержанием представлений были частью церковные сюжеты, частью бытовые сатирические сцены. Третий вид театра - «раёк» у русских: это разные картинки, которые показывались зрителям путем перематывания между двумя валиками, причем раёшник давал шуточнорифмованные пояснения.

Гораздо менее распространен был театр живых актеров. Известно всего несколько пьес этого народного театра, возникших около XVIII в.: это «Царь Максимилиан», «Лодка», «Голый барин» и др.

В старину на Руси были бродячие профессионалы-актеры - так называемые скоморохи. Но правительство и церковь преследовали их за сатирические выступления против власти имущих, и уже в XVIII в. скоморохи перевелись.

Сказочный эпос восточных славян чрезвычайно богат. Принято делить народные сказки на типы: сказки о животных, волшебные, сказки-легенды, бытовые, сказки-анекдоты, сказки-новеллы. Сказки с элементом чудесного являются вообще более древними. Но ошибочно мнение прежних исследователей, особенно сторонников мифологической школы, будто в основе всякой и прежде всего волшебной сказки лежит миф или религиозное представление. Советские фольклористы и этнографы пришли к выводу, что сказочное творчество народа с самого начала существовало самостоятельно от религиозно-мифологических представлений, хотя взаимное перекрещивание того и другого, конечно, было. Отмечается, что (П. Г. Богатырев), образы сказок у восточных славян - такие как баба-яга, кощей бессмертный, жар-птица - совершенно не встречаются в народных верованиях (т. е. народ не верит в их существование) и, наоборот, предметы народных поверий - леший, водяной, домовой и пр. - почти никогда не фигурируют в сказках. Сказки бытового содержания связаны с социальной тематикой, нередко имеют сатирическую окраску и почти не заключают в себе элементов фантастики: здесь встречаются сюжеты о попе и его работнике (поп всегда рисуется отрицательными чертами), о глупом барине и барыне, о солдате и др. В этих сказках народ запечатлел свою вражду к эксплуататорам и сочувствие к обездоленным.

Пословицы и поговорки чрезвычайно многочисленны. В них тоже выражается народная мудрость, народные представления о морали, критическое отношение к эксплуататорскому строю. Известно, как широко пользовались и пользуются народными пословицами классики литературы, как часто используют их в своих выступлениях политические деятели.

Один из наиболее специфических видов русского фольклора - героический эпос, так называемые былины. В отличие от других видов фольклора, распространение их ограничено: они сохранились почти исключительно на севере - в Карельской АССР, Архангельской, Вологодской областях, на Печоре, в некоторых местах Сибири. Но по происхождению своему былины связаны с древними центрами Руси - по преимуществу с Киевом, Новгородом, меньше с Москвой. Создавались они, по мнению большинства специалистов, между XII и XVII вв. Советские фольклористы установили, что и былины, подобно другим видам народной поэзии, не являются полузабытым обломком старины, а живут и сейчас полнокровной жизнью, изменяются, даже обогащаются новыми деталями. Впрочем, основное содержание былин - подвиги древних богатырей. Из них наиболее излюбленным является крестьянский герой Илья Муромец, рядом с ним стоят Добрыня Никитич, Алеша Попович, Вольга Святославич, Микула Селянинович и др. Это богатыри киевского цикла. Из новгородского цикла выделяются особенно Садко, Василий Буслаевич. Слово «былины» - не народное, его ввели фольклористы, из них первый И. И. Сахаров. Народ называет эти произведения чаще «старинами». Исполняются они особыми специалистами - «сказителями», талантливыми певцами, обладающими огромной памятью, ибо надо помнить подряд тысячи строк текста. Наиболее известные Сказители - семья Рябининых, семья Крюковых (умершая, в 1954 г. Марфа Крюкова - орденоносец и член Союза советских писателей). Исполняются былины нараспев, мотивы их нередко слышатся в произведениях русской классической музыки.

К былинам близки «исторические песни». Они посвящены историческим деятелям - Ивану Грозному, Степану Разину, Пугачеву и др, и ближе передают исторические события. По размерам они, как правило, короче.

У украинцев тоже есть исторические песни. Но у них получил большое значение особый жанр народной исторической поэзии - так называемые «думы». По содержанию большинство дум посвящено историческим событиям, борьбе украинского народа с татарами, турками, поляками; но есть и думы бытового содержания. Характерная особенность дум - наличие в них наряду с чисто народным творчеством также элементов книжного, интеллигентского сочинительства. Пелись думы обычно слепцами-лириками, кобзарями, бандуристами.

Духовные стихи - отживший вид народной поэзии. В средние века они отражали настроения недовольных слоев населения, примыкавших к разным «ересям»; но впоследствии этот «еретический» их дух пропал. Духовные стихи пелись разными странниками, слепцами-нищими, богомольцами, державшимися вблизи монастырей. Это был вид религиозной пропаганды, одурманивавшей сознание народа.

Но основная масса произведений традиционного восточнославянского фольклора представляет большую идейную ценность. К ним с интересом относился В. И. Ленин. Ознакомившись с записями русских фольклорных текстов, он сказал раз одному из собеседников: «Какой интересный материал… Я бегло просмотрел все эти книжки и вижу, что не хватает, очевидно, рук или желания все это обобщить, все это просмотреть под социально-политическим углом зрения. Ведь на этом материале можно было бы написать прекрасное исследование о чаяниях и ожиданиях народных. Смотрите…, в сказках Ончукова, которые я перелистал, - ведь здесь есть замечательные места. Вот на что нужно было бы обратить внимание наших историков литературы. Это подлинное народное творчество, такое нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни» . Высоко оценивал русский фольклор Максим Горький. «Собирайте наш фольклор, - говорил он писателям, - учитесь на нем, обрабатывайте его».

Санторини - это остров вулканического происхождения, который является вершиной кратера подводного вулкана. В результате страшного извержения и последовавшего за ним взрыва около полутора тысяч лет до н.э центральная часть острова обвалилась во внутрь кратера. Предполагают, что извержение 1645 года до н.э. положило основу легенде от Атлантиде.
На самом деле сам остров, а точнее самый большой из нескольких островов, называется Фира. Названия Санторини на карте вы не найдете.
46 фото
Фотографии Сергея Степаненко

Немного истории острова

Древнейшее население Фиры, которое появилось здесь около 3 000 года до н. э. В этот период остров назывался Стронгила («круглый») по причине своей формы, поскольку вулкан Санторин, который находился в центре острова и имел высоту 1.5 км.
Около полутора тысяч лет до н.э (1500 до н.э - 1645 до н.э по разным оценкам) произошло событие, решительным образом изменившее как историю древнего мира, так и форму острова. Речь идёт о страшном извержении вулкана Санторин.
В результате извержения кратер вулкана провалился и образовалась огромная кальдера (воронка), которая сразу же была заполнена морем. От древней Стронгилы остался только видимый в настоящее время полумесяц с отвесной скалой более 300 м.
После заполнения жерла вулкана водой произошел огромной силы взрыв (эффект парового котла), который вызвал огромное цунами, высотой предположительно от 100 до 200 м, обрушившееся на северное побережье Крита. Последствием цунами стал закат минойской цивилизации.

С Крита до Санторини ходит скоростной корабль и путь занимает порядка 2-х часов. Цена в одну сторону составляет около 50 евро.


Таким остров Санторини представляется путешественникам в первые минуты пребывания:

После подъема на 300 метров по почти вертикальному серпантину мы оказываемся на вершине острова в городке Фира, который является столицей Санторини. Улочки на острове настолько узкие, что почти везде проходит только одна машина:


Как только зашли в город, сразу начинаешь чувствовать себя как в сказке - дома, постройки, окружение кажется каким-то нереальным и сказочным:


Внешний вид домов и двориков потрясает своей белизной и красотой форм.


На склонах Фиры и других городков расположены в основном виллы, отели и рестораны. Основное население живет на равнине в центре острова.


Местные делают инсталяции на крышах домов:


Частная собственность, не входить:


В городках сотни церквушек. По местному обычаю каждая семья должна построить свою церквушку:


Южная часть Фиры. На заднем плане виднеется гора Profitis Ilias:


Рассмотрим поближе:


Вид с горы Profitis Ilias на восходе. (Кликабельно):


Все домики чистенькие и аккуратненькие. На улочках множество цветов:


В Фире есть ослиная дорога со ступеньками с вершины в самый низ. Табличка показывает, что ослиная станцию внизу:


Ступени зачем-то пронумерованы. Если верить нумерации, то их почти 600 штук. По жаре в 35 градусов совсем не хочется подыматься на 300 метров в горку:


Православный храм и самая большая площадь острова:


Пешеходная улица, иногда тут можно встретить мопеды:


Вечером мы поехали в городок Ия смотреть закат.


Ия на закате:


Яхта:


Вечерний город:


Симпатичная церквушка:


Основной транспорт на Санторини. Из-за узких улочек квадроциклы - лучший способ передвижения:


Ресторан «Велосипед» в городке Ия:




Ступеньки. Внизу еще один маленький порт Санторини в Ия:




Очень красивый домик в бело-синих тонах:




Многие улочки ведут в тупик и заканчиваются калиткой или дверью в частный дом, поэтому иногда приходится подниматься назад вверх:




Небесные купола церквей:


Еще несколько фотографи со сказочного острова Санторини:






Балкончик:




Крыша одной из вилл выложена вулканическими камнями, которые выкрашены в белый цвет. Смотрится очень красиво и необычно:




Без панорам трудно представить себе масштабы Санторини.
Улочками Фира Стефани. (Кликабельно, 1918×634 px):


Фира. (Кликабельно, 1918×825 px):


Фира поближе. На заднем плане наивысшая точка острова гора Profitis Ilias. (Кликабельно, 1918×1130 px):


Фира с обрыва. (Кликабельно, 1918×998 px):


Городок Ия. (Кликабельно, 1918×765 px):


Сказочный остров Санторини вулканического происхождения - туристическая жемчужина Греции. (Фото Arjun Purkayastha):


/loveopium.ru/


Сказочное Лукоморье позаимствовано Пушкиным из фольклора восточных славян. Это заповедное северное царство на краю мира, где люди впадают в зимнюю спячку и просыпаются с первыми лучами весеннего солнца. Там находится Мировое древо («У Лукоморья дуб зеленый»), по которому, если идти вверх, можно попасть на небо, если вниз - в подземное царство.

Реальное же Лукоморье, вопреки детской песне со словами «Лукоморья нет на карте, значит, в сказку нет пути», изображено на многих старинных западноевропейских картах: это территория, прилегающая к восточному берегу Обской губы, в районе современной Томской области.

Вообще же «лукоморье» в старославянском языке означает «изгиб морского берега», и в древнерусских летописях этот топоним упоминается не на Крайнем Севере, а в районе Азовского и Черного морей и низовьев Днепра. Летописное Лукоморье - одно из мест обитания половцев, которые иногда так и назывались - «лукоморцы». Например, в связке с этими областями Лукоморье упоминается в «Слове о полку Игореве». В «Задонщине» в Лукоморье отступают остатки армии Мамая после поражения в Куликовской битве.

Остров Буян


Сказочный Буян также стал широко известен благодаря Пушкину: на острове Буяне хранятся волшебные вещи, которые помогают сказочным героям, и растет волшебный дуб (Мировое древо). Многие народные заговоры и заклинания начинались со слов: «На море на Окияне, на острове на Буяне лежит бел-горюч камень Алатырь». Священный камень алатырь в славянской мифологии обозначал центр мира.

Реальный Буян - немецкий остров Рюген на Балтике. В древности на острове жило западнославянское племя руянов, и в их честь остров назывался Руян. На острове находилась Аркона - главное языческое святилище балтийских славян. В последующие века в славянском фольклоре название трансформировалось в Буян.

А сказочный «бел-горюч камень Алатырь» - меловая скала «Королевский трон», возвышающаяся над морем. По традиции претендент на руянский престол должен был один ночью взобраться по отрогам скалы на самую вершину (что, видимо, было сложно и страшно).

Тмутаракань


Часто, когда хотят сказать о каком-то далеком, труднодоступном месте, говорят, что это «тмутаракань какая-то».

Тем не менее это вполне реальный город - столица одноименного древнерусского княжества, существовавшего в X-XI веках. Город и правда находился вдалеке от остальных княжеств Древней Руси - в районе Керченского пролива, на месте современной Тамани.

После разгрома Хазарского каганата киевским князем Святославом город Тмутаракань перешел под власть Киевской Руси, постепенно став самостоятельным русским княжеством. Но удалгнное от Руси положение сыграло свою роль: после 1094 года упоминания о Тмутаракани исчезают из русских летописей. Территория переходит к Византии, а позже к Генуе.

Бразилия


Легендарный Хай-Бразил - остров блаженных в ирландской мифологии, кельтский аналог библейскому раю. Его населяли герои и просто хорошие люди. С приходом в Ирландию христианства Хай-Бразил стали населять монахи и праведники.

Остров окружен туманом, который расступается раз в семь лет, тогда только его и можно увидеть. По другой версии, остров раз в семь лет всплывает на поверхность океана. По легенде, остров останется на поверхности океана навсегда, если его коснется огонь.

Этот мифический остров в Атлантике был нанесен на многие старинные карты и располагался западнее Ирландии. Поэтому, когда в 1500 году португальцы достигли неизвестных берегов в Западном полушарии, они решили, что это и есть легендарная земля Хай-Бразил. Страна так до сих пор и называется: Бразилия.

Авалон


На этом волшебном острове из кельтских легенд жила фея Моргана и был похоронен король Артур. Авалон, известный также как Яблоневый остров, был еще одним кельтским аналогом рая и располагался в легендах то ли где-то на западе, среди бескрайних вод Атлантики, то ли у берегов Британии.

Остров приобрел реальные очертания в конце XII века, когда на Холме святого Михаила (бывшем, кстати, в доисторические времена вулканом) в графстве Сомерсет была обнаружена могила. Надпись на могиле гласила, что здесь, на острове Авалон, покоится король Артур со своей женой Гвиневрой. В захоронении обнаружили останки крупного мужчины и невысокой женщины.

В древности возвышавшийся над болотистой местностью холм напоминал остров, а во время частых наводнений превращался уже в настоящий остров. Останки позже были перезахоронены в построенной тут же часовне. В Гражданскую войну в XVII веке могила была вскрыта, а кости разбросаны.

Остров Туле


Загадочный остров впервые описал древнегреческий путешественник Пифей из Массилии (современный Марсель) в IV веке до нашей эры. Он совершил путешествие в Северную Европу, и, помимо острова Туле, рассказал про северное сияние, море, скованное льдом, и полярную ночь.

Рассказы эти показались согражданам Пифея выдумками, и его объявили лжецом. Так что остров Туле вместе с другими описанными Пифеем «небылицами» был забыт на века.

И только когда викинги в IX веке открыли Исландию и сравнили природно-географические характеристики острова и описание мифического острова Туле, стало очевидно, что когда-то Пифей открыл именно Исландию.

Terra Australis Incognita


Земля вокруг Южного полюса фиксировалась на картах со времен античности. Считалось, что на этих землях жили плешивые люди, люди с песьими головами, великаны, драконы и прочие любопытные личности.

Сначала Неведомая Южная земля занимала весь юг, превращая Индийский океан в озеро. Но по мере географических открытий она становилась все меньше, сдвигаясь к югу. Северными оконечностями Terra Incognita объявлялись Огненная Земля, Австралия и Новая Зеландия. Даже маленькие одинокие острова, затерянные в океане, иногда принимали за берег Неведомой Южной земли.

После своего неудачного плавания в 1772 году Джеймс Кук, так и не нашедший таинственную южную землю, заявил, что, если южный континент и существует, то лишь вблизи полюса, поэтому не представляет никакой ценности. После чего южный континент вообще перестали изображать на картах.

Наконец в 1820 году русской экспедицией Беллинсгаузена и Лазарева была открыта Антарктида. И существовавшая до этого только гипотетически Terra Australis перестала быть Incognita. На карте появился шестой материк.