Основные цели:

Создание рефлексивно-познавательной среды на уроке для:

  • Осмысления и переосмысления содержания жанров устного народного творчества, сказочных образов и героев;
  • Совместного проживания содержания художественного материала;
  • Перехода от стереотипного восприятия художественного материала к рефлексивному;
  • Совместной групповой и коллективной работы;
  • Развития воображения и творчества учащихся.
  • Использование предметных практических приемов и упражнений для развития воображения учащихся.
  • Формирование навыков рефлексивного (образного, ассоциативного) мышления учащихся. Культивирование "рефлексивного" читателя.
  • Формирование и развитие в ходе урока новых ценностей и смыслов; актуальности и жизненности изречения: "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок"; личностное восприятие учащимися устного народного творчества; сопричастность сказочным образам и героям.
  • Повышения интереса к изучению предмета посредством применения дополнительного, игрового материала и использования на уроке информационно-коммуникационных технологий.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.

Демонстрационный материал: презентация к уроку PowerPoint 2003г

Раздаточный материал: вопросы для групп учащихся, необходимые на уроке.

Задачи урока:

  • Активизировать и актуализировать знания учащихся по устному народному творчеству с целью их подготовки к восприятию программного материала.
  • Повторить и обобщить известные детям понятия по теории литературы.
  • Сформировать у учащихся навыки осмысленного чтения и понимания на примере русских народных сказок
  • Научить детей образному восприятию художественного текста литературного героя.
  • Научить учащихся навыкам первичного (образного ассоциативного) рефлексивного мышления.
  • Сформировать навыки совместного группового взаимодействия.
  • Научить ребят творчески решать проблемные задания.

Целесообразность использования:

  • сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
  • приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
  • установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;
  • помочь учителю в возможности эмоционально и образно подать материал.

Ход урока

Учащиеся сидят по заранее сформированным группам (принцип формирования групп произвольный).

1. Мотивация к учебной деятельности.

"Слово человеческое вылетает из-за городьбы зубов, как быстрая птичка, и уязвляет ненавистных врагов, как острая стрела: (Александр Николаевич Афанасьев).

"Оно льется как водный поток, и блестит как небесный свет:

:слову человеческому была присвоена та же всемогущая сила, какою обладают сближаемые с ним божественные стихии".

"Давай те же обратимся к истокам, чтобы, продвигаясь вслед за нашими предками, возделывающими в течение многих веков поле родной культуры, увидеть ее в развитии, узнать, как жили, о чем думали первосозидатели нашего языка и культуры".

Федор Иванович Буслаев (исследователь и собиратель произведений народной словесности)

Я желаю вам успехов и думаю, что вы хорошо поработаете.

Пожелайте друг другу удачи. Теперь в путь!

2. Постановка познавательной задачи.

Какую большую тему мы прошли? (Устное народное творчество) слайд 1.

Как выдумаете, чем сегодня вам предстоит заниматься? (вспоминать, повторять изученные произведения, отгадывать загадки, над чем-то мы будем работать в группах)

Будем ли мы узнавать что-то новое? (кто-то будет; да; нет - возможны любые ответы детей)

Почему она так называется? (Произведения придумал народ и передавал их из уст в уста)

Как вы понимаете, выражение "из уст в уста" (один человек рассказывал другому, другой третьему, и т.д.)

Какие разделы в ней изучались? (малые фольклорные жанры, сказки)

Какие малые жанры фольклора нам встречались? Слайд 2

Скороговорки

Потешки

Небылицы

Пословицы и поговорки

Загадки

Сегодня с вами будет работать вот такая говорящая рыбка. Она сказочная и если кто-то из вас что-то забудет, она подскажет. Тех, кто волнуется, успокоит, надо на нее только посмотреть.

3.Работа по группам (5групп).

Задание №1 "Угадай, к какому малому фольклорному жанру относится"

Группы выбирают малый фольклорный жанр (вытаскивают задания из мешочка), обсуждают. Детям необходимо отгадать жанр и аргументировать свой ответ, опираясь на текст учителя, учебника и само произведение.

Раз два три, четыре, пять
Будем в прятки мы играть.
Звезды, месяц, луг, цветы:
Поводи иди-ка ты.(считалочка)

Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку.
Рак за руку Греку цап. (Скороговорка)

Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из под собаки лают ворота.
Дубина выбегает с мальчиком в руках,
А за ним тулупчик с бабой на плечах (небылица).

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Деткам спать не даешь? (пестушка)

Баю, баюшки, баю
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок. (колыбельная песенка)

У каждой группы есть толковый словарь, учебник "Родная речь" 2 класс, раздаточный материал учителя (из энциклопедии):

Считалки - вид детского творчества. Как правило, это небольшие стихотворные тексты в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания одного участника из нескольких.

Скороговорка - шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: "на дворе трава, на траве дрова". Скороговорка - частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья

Небылица - Вымысел, лживое сообщение Шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает (например: гром по лесу прокатился: комар с дерева свалился)

Пестушки- это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения. Слово "пестушка " произошло от слова "пестовать" - нянчить, заботливо растить, воспитывать, носить на руках.

Колыбельная песня - песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мама своему ребенку, может петься родными для больного и в прочих случаях. Отличительным признаком колыбельной песни является - достичь засыпания человека. Неизменно, у всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.

Какой раздел мы изучали с вами после малых жанров фольклора? (Сказки.)

Какие виды сказок вы знает? (бытовые, волшебные о животных)

Что мы еще знаем о волшебных сказках? (В этих сказках могут быть присказка, зачин, троекратное повторение, концовка) Слайд3

Артикуляционная разминка

Прежде чем перейти к следующему заданию волшебная рыбка предлагает нам разминку: какая группа лучше проговорит скороговорку.

Дети выбирают любую известную скороговорку. Говорит группа хором.

Физкультминутка

А теперь в награду физкультминутка от волшебной рыбки.

Беленькое облако
Округленные руки перед собой
Поднялось над крышей
Поднять руки над головой
Устремилось облако
Выше, выше, выше
Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону
Ветер это облако
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу.
Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть.

5. Продолжение работы в группах.

Задание №2 "Отгадай сказку"

Размялись, передохнули, теперь вернемся к сказкам и проверим, как вы их хорошо помните.

Появляются картинки. Группы отгадывают сказки по очереди.

Слайды 4,5,6,7,8.

Группы отгадывают сказки по очереди. Какая сказка изучалась на уроке, а мы ее не назвали?

("Петушок и бобовое зернышко")

Чему научила вас эта сказка? (помогать друг другу, не спешить, бережно относиться к своему здоровью.).

Задание №3."Инсценировка"

Ваша задача инсценировать отрывок из сказки, которую вы отгадали. Объяснить ее вид, доказать это.

Лиса и тетерев

Лиса и журавль

У страха глаза велики

Каша из топора

Гуси лебеди

"Лиса и тетерев"

Вспомните сказку

Перескажите диалог по ролям

"Лиса и журавль"

Вспомните сказку

Прочитайте или повторите диалог героев

Перескажите диалог по ролям

К какому виду относится ваша сказка, почему? Докажите ответ

Помните о выразительном исполнении

"У страха глаза велики"

Вспомните сказку

Прочитайте или повторите диалог героев (старуха, внучка, мышка, курица, заяц)

Перескажите диалог по ролям (отрывок со слов "Прибежали они домой:")

К какому виду относится ваша сказка, почему? Докажите ответ

Помните о выразительном исполнении

"Каша из топора"

Вспомните сказку

Прочитайте или повторите диалог героев (старухи и солдата)

Перескажите диалог по ролям

К какому виду относится ваша сказка, почему? Докажите ответ

Помните о выразительном исполнении

"Гуси лебеди"

Вспомните сказку

Прочитайте или повторите диалог героев (девочка и мышка)

Расскажите диалог по ролям (отрывок в доме Бабы -Яги)

К какому виду относится ваша сказка, почему? Докажите ответ

Помните о выразительном исполнении

6. Викторина "Вспомни пословицу".

В заключении конкурс пословиц. Работа проводится фронтально.

Пословицы рассыпались Слайды9-15

Доброе братство в беде

Друзья познаются добром и платят

Робкого дороже богатства

За добро и тень страшит

Сметка дороже дороже богатства

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Вот и подошел к концу наш урок. Рыбка готова дать оценку вашему уроку, но ей хотелось бы знать:

Для чего мы изучали устное народное творчество?

Что понравилось на уроке?

Все ли вам удалось?

Над чем еще надо поработать? Как вы будете это делать?

Обсуждение результатов проходит по группам (вопросы для анализа деятельности есть у каждой группы), затем выслушиваются ответы.

А вот оценка рыбки. Слайд 16.

Домашнее задание: попробуй сочинить свое произведение (сказку, загадку и т. д.),

По желанию выполнить задание на пространстве.

МБОУ «Кулешовская основная общеобразовательная школа» Красногвардейского района Белгородской области РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ: «Обобщение по теме «Устное народное творчество». Урок-игра. (3 класс программа «Школа России») Урок подготовила и провела учитель начальных классов Викол Татьяна Ивановна 2011 год Урок чтения в 3 классе Тема: «Обобщение по теме «Устное народное творчество». Урок-игра. Цели: 1. Обобщить знания обучающихся по пройденной теме в игровой форме. 2. Формировать навыки беглого, выразительного чтения. 3. Развивать творческие способности, мышление, память обучающихся, навыки коллективной работы. 4. Воспитывать чувство патриотизма через чтение произведений устного народного творчества. Оборудование: «Родная речь». Учебник для 3 класса. В 2 ч. Ч. 1 / Л. С. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. - М.: Просвещение, 2007. Карточки с произведениями устного народного творчества для обучающихся. Элементы костюмов для инсценирования сказки. Компьютер. Магнитофон. Ход урока. 1. Орг. момент. - Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания по теме «Устное народное творчество». 2. «Погружение» в урок. - Итак, что такое «Устное народное творчество»? (Слайд № 1 - выплывает название темы по одному слову) «Устное» - передавалось из уст в уста, не записывалось. «Народное» - сочинял не 1 человек. Автора установить нельзя. «Творчество» - от слова «творить» - создавать. 3. Проверка домашнего задания. - Каким еще, словом называют устное народное творчество? Вы это узнали из кроссворда, который разгадывали дома (с. 51 № 1). (Чтение вопросов и ответов кроссворда по 1 человеку) - Ключевое слово фольклор. 4. Виды (жанры) устного народного творчества. - На с. 52 № 2 найдем виды УНТ. - Прочитаем хором жанры УНТ с доски. (Слайд № 2 – выплывают виды УНТ) - Остановимся на некоторых из них. 5. Загадки – это замысловатое описание предмета или явления, составленное для того, чтобы испытать сообразительность и находчивость человека. - Проверим вашу сообразительность. Положите перед собой листы с загадками. Будем читать парами и отгадывать загадки. (Слайд № 2 – выплывают ответы на загадки.) 6. Пословицы. - Прочитаем на этом слайде выделенное красными буквами ключевое слово «пословица» - следующий жанр УНТ. Пословица – это меткое короткое изречение, вывод, сделанный народом из каких-то событий, случаев. Состоит из двух частей. - Поиграем в игру «Отгадай пословицу по двум словам». Труд – лень (Труд человека кормит, а лень портит). Язык – дело (Не спеши языком, торопись делом). Дело – мастер (Дело мастера боится). Семь – один (Семь бед – один ответ. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семеро одного не ждут.) - На с. 53 № 8 есть задание «Собери пословицы». Это будет вашим домашним заданием. 7. Скороговорки. - По карточке прочитайте первое предложение снизу вверх. - Второе – справа налево. - Какой вид УНТ вы прочитали? Это скороговорки – созданы для отработки правильной дикции. - На с. 53 учебника в № 9 поработаем со скороговоркой: - хором медленно, - с убыстрением темпа, - быстро, - очень быстро, - чтение по 1 человеку. 8. Небылицы. - Прочитайте на зеленых листах тексты, для каждого ученика разные («жужжащее» чтение). - А теперь читает 1-й ученик; 2-й ученик; 3-й ученик. - Какой вид УНТ вы прочитали? Это небылицы – созданы для веселья и смеха. 9. Песни. - С давних пор русский народ слагал песни. Они сопровождали всякое дело, все важные события жизни людей с раннего детства до глубокой старости. Русские народные песни очень разнообразны. Например, … (колыбельные, заклички, шуточные, плясовые, песни – потешки). Детские песни еще называют пестушками и прибаутками. 10. Физминутка. - Мы сейчас с вами отдохнем и споем русскую народную песню «Ай, заинька» (под магнитофон). 11. Сказки. - Какой жанр УНТ самый любимый? (сказки) 1) Прочитаем сказку. (Слайд № 3 – по методике Эдигея) - Какая получилась сказка? Докучная – от слова «скука». Сочиняли для надоедливых людей. 2) - На какие группы делятся сказки? Волшебные – в них происходят чудеса, должны быть волшебные предметы. О животных – в них животные могут говорить, ходить друг к другу в гости и даже учиться в школе. Бытовые – в них описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата. Приведите примеры таких сказок. 3) Игра «Узнай сказку» - работа в группах по карточкам. 4) Инсценирование сказки «Про козла» заранее подготовленными детьми. 12. Художники. - Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве. А художники проносят сказку через всю свою жизнь. Вечные сказки – сказки народные, в них спрятана волшебная сила. - Давайте вспомним, с произведениями каких художников мы знакомились на уроках. (Васнецов В. М., Билибин И. Я.) Они создали много прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказок и былин. - Полюбуемся их творениями. (Слайд № 4 – портрет и картины Васнецова В. М.) (Слайд № 5 – портрет и иллюстрации Билибина И. Я.) (звучит легкая музыка) - Какие сказки узнали? - На с. 58 № 21 – домашнее задание (по желанию) – с помощью дополнительной литературы составить рассказ об одном из художников. 13. Тест. - Итак, мы с вами повторили много видов УНТ. И сейчас проверим ваши знания (контрольный тест на листах). 14. Итог урока. - Мы гордимся своей Родиной, уважаем ее прошлое и говорим «спасибо2 русским людям, нашим предкам за то богатство, которое передали нам в виде устного народного творчества. 15. Рефлексия. - А я вам говорю: - Дети, спасибо за урок! Вы просто (на слайде № 6 выплывает слово) Молодцы! - Поаплодируем себе за это!

Обобщающий урок-игра по теме «Устное народное творчество»

Цель: Обобщить знания по теме.

Задачи:

    развивать речь учащихся, их воображение;

    совершенствовать навык выразительного чтения;

    формировать интерес и любовь к русской культуре, народному творчеству.

Оборудование.

ПК с мультимедийным проектором, презентация к уроку, карточки с заданиями, цветные карандаши, ручки.

Ход урока.

(1 слайд)Ребята, мы изучили тему «Устное народное творчество». Сегодня на уроке мы должны вспомнить изученное.

Какие жанры устного народного творчества вы знаете?

    Считалки, загадки, потешки, пословицы, поговорки, заклички (2 слайд)

Как вы думаете, что мы будем делать? (3 слайд)-работа за экраном.

Я думаю, что интересней будет играть в командах. Какая команда лучше?

Вас 7 человек. 7 пополам не делится. Значит, кто-то должен быть членом жюри вместе с …… Как нам выбрать члена жюри?

    С помощью считалки.

Правильно. Кто знает считалку? Встанем в круг.

    Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мы сейчас играть.

Звёзды, месяц, луг, цветы

Поводи поди-ка ты!

Теперь разделимся на 2 команды (ребята тянут жребий. На листках указан номер команды: 1 или 2).

Начинаем игру.

    Конкурс «Жанр УНТ»

Первое задание командам: Соедините стрелками определение жанра с его названием. За каждую верную стрелку - 1 балл.

Проверка задания (слайд 4).

Какого жанра не было в этом конкурсе?

    Загадка.

Следующий конкурс «Отгадай загадку, нарисуй отгадку».

    У каждой команды на листках загадки. Прочитайте их и нарисуйте рядом отгадку.

Проверка. Члены команд читают загадку соперникам. Те отгадывают. Отгадки сравнивают. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Загадки первой команде.

Загадки второй команде.

Третий конкурс «Театральный»

    Вы знаете, что в потешках показаны плохие черты характера человека.

Потешка для первой команды

    Тит, иди молотить.

    Живот болит.

    Тит, иди кисель есть.

    Где моя большая ложка?

Потешка для второй команды.

    Где ты, брат Иван?

    В горнице.

    А что делаешь?

    Помогаю Петру.

    А Пётр что делает?

    Да на печи лежит.

Четвёртый конкурс «Доскажи пословицу».

Нужно закончить пословицы, выбрав подходящее продолжение. Объясните смысл каждой пословицы.

Жизнь дана на …………………….

(…делать нечего, …лень портит, …большого безделья, …добрые дела). Проверка (5 слайд)

Заключительный конкурс. «Кто больше?»

Какая команда за 2 минуты составит больше слов из слова творчество?

    Жюри подводит итоги, объявляет победителей.

Итог урока. Оценки за урок.

Приложение

Загадки первой команде.

Загадки второй команде.

творчество

творчество

Потешка для первой команды

    Тит, иди молотить.

    Живот болит.

    Тит, иди кисель есть.

    Где моя большая ложка?

    Потешка для второй команды.

    Где ты, брат Иван?

    В горнице.

    А что делаешь?

    Помогаю Петру.

    А Пётр что делает?

Да на печи лежит.

Жизнь дана на …………………….

Труд человека кормит, а …………………..

Маленькое дело лучше……………………………..

Долог день до вечера, коли………………………….

Жизнь дана на …………………….

Труд человека кормит, а …………………..

Маленькое дело лучше……………………………..

Долог день до вечера, коли………………………….

(…делать нечего, …лень портит, …большого безделья, …добрые дела).

Екатерина Неклюдова

устное народное творчество

Старшая - подготовительная группа

воспитатель : Неклюдова Е. А.

Цель : Познакомить детей с жанром легенд и преданий. Продолжать знакомить детей с понятием «устное народное творчество » , обогащать словарь детей русскими пословицами и поговорками; закреплять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, пословицы, поговорки) ; учить понимать переносное значение образных выражений; формировать выразительность, точность речи. Воспитывать у детей любовь к народному творчеству .

Ход непосредственной образовательной деятельности :

Воспитатель : Ребята, а знаете, в какой стране мы живем? Правильно, в России, мы – россияне. Россия – большая страна, и ее населяет много народов , но большинство говорит на русском языке. Мы, на каком языке говорим? (На русском.)

Красив, богат и могуч наш русский язык, и вот об этом мы сейчас с вами поговорим.

В древние времена, когда русские люди еще не знали букв (то есть их еще не придумали, а поэтому не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочинили самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказала сказку внучке, внучка вырастала и рассказывала ее своей дочке, а та – своей. В древние времена губы назывались устами, поэтому народное творчество и называется устным . К устному народному творчеству относятся : сказки, пословицы, поговорки, песни, потешки, прибаутки, загадки, колыбельные. Колыбельными называются те песенки, которые вам пела мама или бабушка, когда вас укладывала спать.

Потешки, прибаутки нужны были людям для того, чтобы забавлять маленьких детей, вызывать улыбку у загрустившего ребенка, успокоить плачущего. В русских народных потешках (от слова «потешать» ) используются нежные слова, красивые выражения. Давайте ребята, вспомним потешки, прибаутки которые мы с вами учили.

Дети рассказывают потешки, прибаутки.

Воспитатель : Какие ласковые слова вы услышали? Чем вам понравились потешки?

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель : Чтобы дети росли умными, взрослые придумывали загадки. Ребята, а вы знаете, чем отличаются загадки от рассказов, стихотворений ?

Воспитатель загадывает загадки :

Дедушка без топора мост мостит. (Мороз.)

Как вы догадались, что это мороз? Что за мост он мостит? Почему так говорится?

Живет в доме хозяин :

Шубка атласная,

Лапки бархатные,

Ушки чуткие (Кот.)

По снегу бежит-петляет,

К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно (Заяц.)

К устному народному творчеству относятся и считалки. Когда мы используем считалки?

Давайте ребята, поиграем в народную игру «Баба Яга» . С помощью считалки выберем бабу Ягу

Дети встают в круг и с помощью считалки выбирают водящего. Воспитатель напоминает правила игры.

Один из играющих ребят – Баба Яга, он становится в углу избы. Ребята подходят к нему и дразнят :

Баба Яга –

Костяная нога,

С печки упала,

Ногу сломала.

Пошла в огород,

Испугала народ .

Побежала в баньку,

Испугала зайку!

Баба Яга начинает прыгать на одной ноге, стараясь поймать одного из увертывающихся и бегающих детей. Кого Баба Яга поймает, с тем меняется ролями и игра продолжается.

Дети играют в игру. После игры вновь садятся на стульчики.

Дыхательная гимнастика

Представьте, что вам необходимо :

Задуть свечи (одну за одной) на праздничном торте;

Раздуть огонь в потухающем костре;

Подуть на горячее молоко, сдувая пенку;

Сдуть с рукава пушинку.

Воспитатель : Короткие мудрые мысли называются в народе пословицами . Они учат нас мудрости, смелости, верности, дружбе, трудолюбию. Вот пословица о дружбе : «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» . Как вы понимаете эту пословицу? Когда мы так говорим? А вот пословица о труде : «Хочешь есть калачи, не сиди на печи» . (Дети анализируют пословицу.) А какие пословицы знаете вы? Нужно научиться понимать их и знать. А сейчас поиграем в игру «Покажи, как…» .

Цель : изобразить мимикой, жестами, пантомимикой выражение (дети встают в круг) .

1. Дрожит как осиновый лист.

2. В воду опущенный.

3. Угорелый.

4. Сидеть сложа руки.

Воспитатель : Дети, а сейчас я вам расскажу еще об одном жанре устного народного творчества – легендах и преданиях. Легенда- это произведение созданное народной фантазией , где сочетается реальное и фантастическое. Легенды и предания создавались так давно, когда народ не умел писать , но старался сохранить в памяти потомков все то, что с ним происходит. Легенды и предания передавались из уст в уста, от одного человека к другому. В них можно узнать о происхождении рек, гор, поселениях и о народных героях . Сейчас я вам расскажу легенду о нашем крае, о том как появился Синий камень и река Кизилка.

Рассказывание легенды «Легенда о Синем камне»

Давно это было и «скатилось трижды триста полных лун с тех давних пор за облачный валун» . Жило в степи племя Киргиз – каймаков. Ставили юрты, разводили лошадей и коз, растили детей. Была у местного бая дочь красавица Кизила. Плясунья и певунья, она постоянно радовала глаза окружающих. За трудолюбие и доброту её любили все : и малые, и старые . С дальней стороны пришел и поселился рядом с племенем парень, высок он был, рус и синеглаз. Избу поставил, поле вспахал, пшеницу посеял. Приветлив был с соседями, помогал чем мог. Однажды у родника они с Кизилом встретились и полюбили друг друга с первого взгляда. Склонили они колени перед баем-отцом девушки, просили благословить их. На что ответил им отец : «Ай, дочка, глаз моих кристалл! Любимый твой моим бы сыном стал, когда б у нас обычай был один. А он и молодец, да чужанин!» Собрались старейшины племени и решили :

«Отступникам - разлуки вечный мрак :

Ему - изгнанье, ей - неравный брак.

Ему – зверьем, растерзанному быть,

Ей – в вечном рабстве молодость сгубить.»

Сожгли избу и вытоптали поле. Избили парня и изгнали прочь. Не смирилась с этим Кизила, решила бежать и, во что бы то ни стало, найти любимого. Разразилась страшная гроза, как будто сами небеса решили помочь ей. «Спешит беглянка наугад, и парень встретить её рад. Но слышат : кони всадников несут, всё ближе, ближе страшный суд». И обратились к Богу, каждый к своему : «Пусть стану камнем лучше, чем с Кизилом в разлуке жить!» - воскликнул парень. Грянул гром – он тут же камнем стал, синим как его глаза. Заплакала Кизила и попросила : «Пусть речкой стану, только б рядом с ним!» И превратилась в речку, которую люди позже назвали Кизилкой. С тех пор идут не вместе, но хотя бы рядом река Кизилка, под защитою Урала, и Синий Камень.

Воспитатель : Ребята, ответьте мне на несколько вопросов.

1. Почему парень и девушка не смогли быть вместе?

2. Во что превратился парень?

3. Во что превратилась девушка?

4. Под защитою какой реки находятся река Кизилка и Синий камень?

Ответы детей на вопросы.

Итог образовательной деятельности подводится вместе с детьми.

Что вам понравилось?

С чем вы легко справились?

В чем испытывали затруднения?

Кого из детей вы хотели бы выделить, как наиболее активных?

Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам, ребята, подойти и рассмотреть фотографии Синего камня, рек Урала и Кизилки.

Дети рассматривают фотографии.

Синий камень на реке Урал

Синий камень

слияние рек Урала и Кизилки


река Урал


река Кизилка


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа№1

г.Лермонтова Ставропольского края

Конспект урока по литературному чтению
в 4 классе

«Устное народное творчество»

подготовила

учитель начальных классов

Васильева Елена Васильевна

г. Лермонтов 2011

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе.

1. Предмет: литературное чтение.

Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала.

2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

3. Планируемое количество часов: 1 час

Место учебного занятия в изучаемой теме: урок №8

4. Класс – 4 «Б» класс МОУ СОШ №1 г.Лермонтова

5. Учитель: Васильева Елена Васильевна, МОУ СОШ №1, г.Лермонтов

6. Аннотация к уроку: Урок обобщения и систематизации учебного материала.

Данное учебное занятие связано с предыдущим, изучающим отрывок из «Жития Сергия Радонежского», т.к. житие – не художественное произведение в современном смысле, его часто причисляют к разделу «Устное народное творчество». Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено , на выпуске из первой ступени о малых фольклорных жанрах на Руси в полном объёме не говорится. Это позволило перераспределить время по сравнению с обычным уроком, увеличить не только объём информации, но и разнообразить виды деятельности на нём: конкурсы, тестирование, занимательный материал и т.д.

Особенностью является и связь нового материала, изучаемого в 4 классе, с предыдущим, который изучался как во 2, так и в 3 классах.

Разрабатываемое учебное занятие найдёт своё продолжение в будущем при изучении данного раздела в литературе 5 класса, при чтении дополнительной литературы, изучении истории русской музыки и изобразительного искусства.

7. Практическая реализация: данный урок проводился в 4»Б» классе. Урок литературного чтения по обобщению и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в 4»Б» классе прошёл удачно с точки зрения выбора методики проведения урока и психологического настроя учащихся. Отбор материалов, необходимых для данного урока производился из различных источников и занял много времени, т.к. такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, нет и ЦОРов по данной теме.

Изменения в плане урока произошли при обсуждении «музыкальных» вопросов. Причиной стало слабое знание детьми видов русских народных песен, о чём было сказано учителю музыки.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Систематизировать знания учащихся о малых фольклорных жанрах русского народного творчества и понятии «устное народное творчество», совершенствовать навык чтения;

2. Учить кратко излагать свои мысли устно и письменно;

3. Формировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения;

4. Формировать критическое мышление, навыки работы в команде; Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Совершенствование навыков чтения. Формирование правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.

1. Формирование вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с книгой.

2. Расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире. Формирование элементов научного мировоззрения.

3. Нравственное и эстетическое воспитание школьников. Воспитание чувства гордости за свою Родину.

4. Развитие устной речи и мышления.

5. Формирование элементов литературоведческих представлений.

План урока

1. Организационный момент.1мин .

2. Проверка домашнего задания, коррекция и актуализация опорных знаний. «Живая картинка». 5 мин.

3. Сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся.1 мин.

4. Организация восприятия и осознания нового материала. 3 мин.

5. Обобщение и систематизация знаний. 5 мин .

6. Повторение и анализ основных понятий. 13-14 мин.

7. Тестирование 5-6 мин .

8. Итоги урока 2 мин.

9. Домашнее задание. 2 мин.

10.Рефлексия 3 мин.

Ход урока:

I. Организационный момент, речевая разминка:

Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?

II. Проверка домашнего задания. «Живая картинка».

Прочитайте выразительно понравившийся отрывок из любого прочитанного произведения.

- Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским. От­куда мы это узнали? (Из летописей)

Богатыри», «Витязь на распутье». Кто автор этих кар­тин и кто на них изображен? (Виктор Михайлович Вас­нецов. Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муро­мец - герои русских былин)

- Он основал монастырь, посвященный Святой Трои­це. Кто этот человек и назовите монастырь. (Сергий Радонежский основал Свято-Троицкую Сергиеву лавру.)

II. Сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся.

Какой раздел мы изучали на наших уроках? Интересно ли вам было на этих уроках? Почему мы ежегодно начинаем изучение литературы именно с раздела «Устное народное творчество»? (Ответы детей)-Сегодня на уроке, подводя итоги работы по разделу «Устное народное творчество», мы вспомним о малых фольклорных жанрах на Руси. Давайте вспомним, как называется наука, которая изучает фольклор? (фольклористика)

Какие виды работы включает в себя эта наука? (собирание, публикация и изучение произведений народного творчества

III. Организация восприятия и осознания нового материала.

Одним из самых известных фольклористов России является Фёдор Иванович Буслаев, русский языковед, фольклорист. Он занимался историей русской и европейской словесности, исследовал средневековое искусство. Его книга «Народный эпос и мифология» известны во всём мире. Слайд № 5.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

Вспомните, пожалуйста, что означает понятие «Устное народное творчество»? (Ответы детей: устное – из уст в уста, народное – авторство народа, творчество – создание нового).

- Какие малые фольклорные жанры мы изучали? Запишите на листах.

  • Пословицы

  • Поговорки

    Приговорки

    Считалки

    Небылицы

    Скороговорки

VI. Повторение и анализ основных понятий:

Вспомните, пожалуйста, что означает понятие «былина»? (Былины- эпические песни о русских богатырях.) Какие былины вы знаете? (Чтение отрывков из былин, подготовленных детьми)

Что означает понятие «пословица»? (Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом, народный афоризм).

Конкурс: «Собери пословицы» : - Я вам буду читать начало пословицы, а вы должны ее закончить. (Пословицы читаются по очереди каждой команде - ряду.) Труд человека кормит, а... (лень портит.) Раз соврал - навек... (лгуном стал.)

- Кто других не любит, ... (сам себя губит.) Кончил дело - ... (гуляй смело.)

- Человек от лени болеет, а... (от труда здоровеет.) Худо тому, кто... (добра не делает никому.)

Сам потерпи, а... (другого не выдай.) Учись доброму, ... (худое на ум не пойдет.)

А чем отличаются поговорки от пословиц? Каково понятие «поговорка»? Поговорка – незаконченное образное выражение.Запишите 2 поговорки, которые употребляют в вашей семье.(на листах)

Выражение или изображение, нуждающееся в разгадке, что это? (загадка)

Конкурс загадок о музыкальных инструментах и нотах:

1. Я стою на трёх ногах,

Ноги в чёрных сапогах,

Зубы чёрные, педаль.

Как зовут меня? (Рояль)

2. Ящик на коленях пляшет –

То поёт, то горько плачет. (Гармошка)

3. Русским людям нравится,

Собою хороша –

Нарядная душа,

А как играть начнёт –

Народ в пляс идёт. (Балалайка)

4. По целому ты часть найди,

Две ноты вспомни, назови. (До - ля)

5. А эта нота хоть одна,

В кулинарии нам нужна. (Соль)

На какую тему были эти загадки? (Музыкальные инструменты и ноты – музыка). Вспомните, в разделе «Устное народное творчество» встречалась ли нам музыка? На каких музыкальных инструментах играли в древней Руси? (Балалайка, гусли, гармошка и т.д.). На уроках музыки вы знакомились с русскими народными песнями. Какие жанры вы знаете? Запишите.

    Колыбельные

    Хороводные

    Патриотические

    Шуточные

    Исторические

    Частушки

    Былинные Лирические Обрядовые Плясовы
- С незапамятных времен взрослые и дети любят их не только читать, но и смотреть и слушать. Что это за произведения? (Сказки)Какие бывают сказки? (Волшебные,бытовые,о животных)
Конкурс «Что такое сказка?» 1. -Составьте полное определение сказки. В этом вам помогут опорные слова: произведение; чудесное, необычное, из уст в уста.Подумайте, не надо ли включить еще что-то в это определение?2. – Чем отличается сказка от других произведений? (В сказке есть зачин, присказка и концовка. Она обязательно учит чему – то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль).3. Кто из русских художников посвятил своё творчество русским народным сказкам, создал в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, свой «стиль» книжного дизайна, основанный на мотивах народных вышивок, лубка, резьбы по дереву, древнерусской миниатюры? (Иван Яковлевич Билибин).Эти графические циклы, впечатляющие своим орнаментальным богатством, до сих пор пользуются большой популярностью среди детей и взрослых благодаря многочисленным переизданиям. Иллюстрации к каким сказкам вы видите перед собой? (Ответы детей)
Задания для проверочного теста 1 вариант 1. Выберите три литературных жанра, относящихся к устному народно­му творчеству: поэма; песня; загадка;повесть; поговорка; басня.2. Найди пословицы о труде: Горька работа, да сладок хлеб. Близок локоть, да не укусишь. Всяк паучок знай свой уголок. Труд человека кормит, а лень портит. Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.3. Найди среди четверостиший скороговорку: Раз, два, три, четыре, пять, Вышел месяц погулять. А за месяцем луна, Оставайся ты одна.На дворе трава. На траве дрова. Раз дрова, два дрова, Три дрова.4. Однажды мальчик Варфоломей встретил старца мона­ха, который помог ему выбраться из леса. И этот маль­чик решил тоже стать монахом. Какое новое имя он получил и прославился на всю Русь? (Сергий Радонеж­ский, Пересвет, князь Олег) 5. Красивая рисованная буква, с которой начинается текст в книге. (Заглавная, главная, буквица.)

VII. Тестирование

Объясняются правила выполнения теста.

2 вариант

1.Выберите три литературных жанра, относящихся к устному народному творчеству:

загадка; пословица; рассказ;

повесть; песня; юмореска.

2.Найди среди предложенных пословицы о Родине: Своя земля и в горсти мила. Лучше синица в руке, чем журавль в небе. Друг в беде - настоящий друг. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Глупа та птица, которой свое гнездо не мило. .

3. Найди среди четверостиший считалку:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел месяц погулять.

А за месяцем луна,

Оставайся ты одна.

Богат Ермошка -

У него собака да кошка.

Петушок да курочка,

Селезень да уточка.

4.Одним из первых русских летописцев был... . (Сергий Радонежский, монах Киева- Печерского монастыря Нестор, Илья Муромец.)

5. Ими покрывались стены храма. Так называют изобра­жения, сделанные красками на сырой штукатурке. Эти изображения рассказывали о жизни Иисуса Христа и святых. О чем речь? (Гобелены, фрес­ки, картины)

Взаимопроверка учащихся.

VIII.Итоги урока

Сколько малых фольклорных жанров в устном творчестве русского народа?

Чем отличаются былины и сказки?

Чем интересны русские народные песни?

Почему мы используем в своей речи скороговорки, считалки, загадки и небылицы?

Устное народное творчество - богатое наследие русского народа, поэтому мы не только его храним, но и используем в своей жизни: с раннего детства нам поют колыбельные песни, учат правильно говорить с помощью скороговорок, загадывают загадки, рассказывают и читают сказки, смешат небылицами и приговорками.

Подсчёт жетонов, выставление оценок.

I Х. Домашнее задание: Творческое задание (по желанию)

1) придумать и оформить кроссворд, где слова зашифрованы с помощью загадок;

2) сочинить и инсценировать сказку с друзьями.

Х. Рефлексия : Что понравилось вам на уроке? Что хотели бы узнать по этой теме?

Нарисуйте на листе опроса «своё настроение» на уроке: Слайд № 15.

Не очень - отлично - скучно - удивительно

Список использованной литературы

1. Тест «Малые фольклорные жанры», листы опроса;

2. Ф.И.Буслаев «Народный эпос и мифология»;

3. Книги сказок, иллюстрированные И.Я. Билибиным;

4. С.В.Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению 4 класс»


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009