С тобой мы движемся по кругу,

И держишь ты меня за руку.

Но не устали мы нисколько,

Веселую танцуя… (Польку.)

Не хвалите сгоряча,

Не ругайте сгоряча —

Он в Америке родился

И зовется… (Ча-ча-ча.)

Танец огненный и страстный

Или нежный и прекрасный.

Ты сейчас не стой как тумба,

Нас зовет с тобою… (Румба.)

На балах в огромном зале

Этот танец исполняли.

А теперь почти исчез

Парадный, гордый… (Полонез.)

Этот танец так прекрасен,

Времени он неподвластен.

Пары движутся, кружась,

А зовется танец… (Вальс.)

Быстрый и веселый танец

Вас захватит только так!

Очень любят наши пары

Польский танец… (Краковяк.)

Танец медленный, спокойный.

И танцуем мы достойно

Не мазурку и не вальс,

А старинный… (Падеграс.)

Подходящие сценарии на праздник:

  • В юности юбиляр очень любил танцевать. Дискотек тогда не было, были просто танцы.…
  • Музыка «Снежинки». Выход снежинки. Ведущий: здравствуйте детишки, девчонки и мальчишка. Ну как…
  • 1-я. Добрый вечер, друзья! 2-я. Здравствуйте. Сегодня у нас не обычный концерт, а…
  • Тамада: Сегодня вашему союзу 25 лет! Пусть будет для вас это только рассвет,…
  • Утренник 8 марта, в украшенный и оформленный зал входят дети в компании веселого…
  • Тамада: Молодых встречаем громко Криком ясным, криком «Горько!» Гости образуют коридор и встречают…

Весь сентябрьский (№9) номер журнала «Литература» изд. Дома «Первое сентября» посвящен теме танца в литературе. На диске-приложении к номеру – замечательная презентация «БАЛЫ В МИРОВОЙ ЖИВОПИСИ», в номере – интервью с танцевальным терапевтом А.В.Вильвовской, уроки, статьи, викторины – все о танце. В электронном виде и сам журнал, и приложение ждут Вас в библиотеке ИМЦ.

Н. В. Беляева

Литературная викторина

«Танцы и танцоры в русской и мировой литературе»

…Время плясать.

Ветхий завет: Екклесиаст: 3: 4.

I . Танцы в сказках: Путаница

1) По улице в это время проходил учитель танцев. Он казался очень изящным. Он был длинный, с маленькой круглой головой, с тонкими ножками – похожий не то на скрипку, не то на кузнечика. Его деликатный слух, привыкший к печальному голосу флейты и нежным словам танцоров, не мог вынести громких, весёлых криков детворы.

– Перестаньте кричать! – рассердился он. – Разве можно так громко кричать! Выражать восторг нужно красивыми, мелодичными фразами... Ну, например...

Он стал в позу, но не успел привести примера. Как и всякий учитель танцев, он имел привычку смотреть главным образом вниз, под ноги. Увы! Он не увидел того, что делалось наверху.

Башмак продавца свалился ему на голову.

2) И вот она понеслась в быстром воздушном танце, точно ласточка, преследуемая коршуном. Все были в восторге: никогда еще не танцевала она так чудесно! Ее нежные ножки резало как ножами, но этой боли она не чувствовала – сердцу ее было еще больнее. Она знала, что один лишь вечер осталось ей пробыть с тем, ради кого она оставила родных и отцовский дом, отдала свой чудный голос и терпела невыносимые мучения, о которых принц и не догадывался.

3) Принц проводил её на самое почётное место и пригласил танцевать. Танцевала она так хорошо, что все ещё больше залюбовались ею. Вскоре подали разные сласти и фрукты. Но принц и не притронулся к лакомствам – так он был занят прекрасной принцессой.

А она подошла к своим сёстрам, приветливо заговорила с ними и поделилась апельсинами, которыми угощал её принц.

Сёстры очень удивились такой любезности со стороны незнакомой принцессы.

4) Фриц положил локти на стол и долго рассматривал чудесный замок с танцующими и прохаживающимися человечками. Потом он попросил:

– Крестный, а крестный! Пусти меня к себе в замок!

Старший советник суда сказал, что этого никак нельзя. И он был прав: со стороны Фрица глупо было проситься в замок, который вместе со всеми своими золотыми башнями был меньше его. Фриц согласился. Прошла еще минутка, в замке все так же прохаживались кавалеры и дамы, танцевали дети, выглядывал все из того же окна изумрудный человечек….

5) Она танцевала красиво, бурно, ритмично, хотя никакой музыки не было. То отплясывала польку, то шотландскую жигу, а то исполняла танец-импровизацию. А в перерыве между танцами она учтиво кланялась, приседала и лбом касалась сонных темных одуванчиков.

– Боже мой! – воскликнула Корова, когда ноги ее принялись выстукивать морскую чечетку. – Что еще за странность! Я всегда считала танцы неприличным занятием. Но, видно, это не так, раз я сама танцую. Я ведь идеально воспитанная корова.

6) Она посмотрела на старую госпожу, которой все равно было не жить, посмотрела на красные башмаки – разве это грех? – потом надела их – и это ведь не беда, а потом… отправилась на бал и пошла танцевать.

Но вот она хочет повернуть вправо – ноги несут ее влево, хочет сделать круг по зале – ноги несут ее вон из залы, вниз по лестнице, на улицу и за город. Так доплясала она вплоть до темного леса.

Она испугалась, хотела сбросить с себя башмаки, но они сидели крепко; она только изорвала в клочья чулки; башмаки точно приросли к ногам, и ей пришлось плясать, плясать по полям и лугам, в дождь и в солнечную погоду, и ночью и днем.

7) Это, должно быть, очень красивый танец, – робко заметила […]

– Хочешь посмотреть? – спросил […].

– Очень, – сказала […].

– Вставай, – приказал […]. – Покажем ей первую фигуру. Ничего, что тут нет омаров... Мы и без них обойдемся. Кто будет петь?

– Пой ты, – сказал […]. – Я не помню слов.

И они важно заплясали вокруг […], размахивая в такт головами и не замечая, что то и дело наступают ей на ноги.

8) Как встали гости из-за стола, заиграла музыка, начались пляски. Пошла […] плясать с […]. Махнула левым рукавом – стало озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди. Царь и все гости диву дались. А как перестала она плясать, все исчезло: и озеро и лебеди.

9) Каждый бросился искать себе пару, и на лужайке поднялась невообразимая толкотня. Но вот пары составились, и вся площадка закружилась в танце.

[…] и […] начали отплясывать мамбо, и после третьего круга дело у них пошло на лад, […] отхватил себе русалочку с водорослями в волосах, которая все время сбивалась с такта, а […] кружился с самой маленькой из малявок, которая была от него в безумном восторге. Мошкара плясала особняком, и со всего леса к площадке бегом, ползком и вскачь устремлялись толпы зевак.

Никто не думал о пылающей комете, которая одиноко летела в черной ночной пустоте.

10) Но для нее уже давно были приготовлены железные башмаки и поставлены на горящие уголья... Их взяли клещами, притащили в комнату и поставили перед […]. Затем ее заставили вставить ноги в эти раскаленные башмаки и до тех пор плясать в них, пока она не грохнулась наземь мертвая.

Названия

Герои сказок

1. Ю. Олеша

1. «Русалочка»

1. Дроссельмейер

2. Х.К. Андерсен

2. «Три толстяка»

2. Золушка

3. Русская народная сказка

3. «Мэри Поппинс»

3. Раздватрис

4. Ш. Перро

4. «Красные башмаки»

4. Русалочка

5. Л. Кэрролл

5. «Золушка»

5. Рыжуха

6. Э. Т. А. Гофман

6. «Царевна-лягушка»

6. Алиса, Черепаха Квази, Грифон

7. П. Трэверс

7. «Алиса в стране чудес»

7. Злая мачеха

8. Х.К. Андерсен

8. «Щелкунчик»

8. Фрекен Снорк, Муми-тролль, Снорк, Снифф

9. Т. Янссон

9. «Белоснежка и семь гномов»

9. Василиса Прекрасная, Иван Царевич

10. Братья Гримм

10. «Муми-тролль и комета»

Ответы:

Номер цитаты

Номера ответов

1, 2, 3

2, 1, 4

4, 5, 2

6, 8, 1

7, 3, 5

8, 4, 10

5, 7, 6

3, 6, 9

9, 10, 8

10, 9, 7

2. Какой танец танцевали Алиса, Черепаха Квази и Грифон (Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»)?

Ответ: кадриль.

II . Танцы в романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

1. Назовите персонажей романа, которые танцуют.

1) Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.

2) Балеты долго я терпел,
Но и […] мне надоел.

3) Еще страшней, еще чуднее:
Вот […] верхом на пауке,
Вот […]на гусиной шее
Вертится в красном колпаке,
Вот […]вприсядку пляшет
И крыльями трещит и машет…

4) Парис окружных городков,
Подходит к […] […],
К […] […];[…],
Невесту переспелых лет,
Берет тамбовский мой поэт,
Умчал, […] […]
И в залу высыпали все.
И бал блестит во всей красе.

5) […], втайне усмехаясь,
Подходит к […]. Быстро с ней
Вертится около гостей,
Потом на стул ее сажает,
Заводит речь о том о сем…

6) […] с […] пошел;
Ведет ее, скользя небрежно,
И, наклонясь, ей шепчет нежно
Какой-то пошлый мадригал…

Ответы:

1. Истомина. 2. Дидло. 3. Рак, череп, мельница. 4. Ольга, Петушков, Татьяна, Ленский, Харликова, Буянов, Пустякова. 5. Онегин, Ольга. 6. Онегин, Ольга.

2. Вставьте на месте пропусков названия танцев, упомянутых в романе в стихах (мазурка, вальс, котильон, галоп).

1) Вошел. Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала;
Толпа […] занята…

2) Кружится […] вихорь шумный;
Чета мелькает за четой…

3) Спустя минуты две потом
Вновь с нею […] он продолжает…

4) Бывало,
Когда гремел […] гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком…

5) В негодовании ревнивом
Поэт конца […] ждет
И в […] ее зовет.

6) Шум, хохот, беготня, поклоны,
[…], […], […] ... Меж тем,
Между двух теток у колонны,
Не замечаема никем,
Татьяна смотрит и не видит,
Волненье света ненавидит…

Ответы:

1 – мазурка. 2– вальс. 3 – вальс. 4 – мазурка. 5 – мазурка, котильон. 6 – г алоп, мазурка, вальс.

3. Есть ли среди перечисленных название танца, который танцевали гости на балу у Фамусова в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»?

Ответ:

Да. Вальс.

II I . Танцы в произведениях М.Ю. Лермонтова

1. Назовите героев романа Лермонтова «Герой нашего времени», исполняющих танцы.

1) Она небрежно опустила руку на мое плечо, наклонила слегка головку набок, и мы пустились. Я не знаю талии более сладострастной и гибкой! Ее свежее дыхание касалось моего лица; иногда локон, отделившийся в вихре вальса от своих товарищей, скользил по горящей щеке моей... Я сделал три тура. (Она вальсирует удивительно хорошо). Она запыхалась, глаза ее помутились, полураскрытые губки едва могли прошептать необходимое: «Merci, monsieur».

2) […] целый вечер преследовал […], танцевал или с нею, или вис-Е-вис; он пожирал ее глазами, вздыхал и надоедал ей мольбами и упреками. После третьей кадрили она его уже ненавидела.

3) Она, бывало, нам поет песни иль пляшет лезгинку... А уж как плясала! видал я наших губернских барышень, я раз был-с и в Москве в благородном собрании, лет двадцать тому назад, – только куда им! совсем не то!..

Ответы:

1. Печорин и княжна Мери. 2. Грушницкий и княжна Мери. 3. Бэла.

2. Из каких произведений Лермонтова эти цитаты и о каких героях идет речь?

1) Как новый вальс хорош! в каком-то упоенье

Кружилась я быстрей – и чудное стремленье

Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,

И сердце сжалося…

2) – Ты бледен.

– Много танцевал.

– Опомнись, mon ami! ты с места не вставал.

– Так, верно, потому, что мало танцевал я!

3) Они поют – и бубен свой

Берет невеста молодая.

И вот она, одной рукой

Кружа его над головой,

То вдруг помчится легче птицы,

То остановится, глядит –

И влажный взор ее блестит

Из-под завистливой ресницы;

То черной бровью поведет,

То вдруг наклонится немножко,

И по ковру скользит, плывет

Ее божественная ножка…

Ответы:

1. «Маскарад». Нина. 2. «Маскарад». Нина и Арбенин. 3) «Демон». Тамара.

I V .Танцы в произведениях Н.В. Гоголя

1. По данным цитатам назовите произведения Гоголя, герои которых танцуют.

1) Каждая дама дала себе внутренний обет быть как можно очаровательней в танцах и показать во всем блеске превосходство того, что у нее было самого превосходного. Почтмейстерша, вальсируя, с такой томностию опустила набок голову, что слышалось в самом деле что-то неземное. Одна очень любезная дама, – которая приехала вовсе не с тем, чтобы танцовать, по причине приключившегося, как сама выразилась, небольшого инкомодите в виде горошинки на правой ноге, вследствие чего должна была даже надеть плисовые сапоги, – не вытерпела, однако же, и сделала несколько кругов в плисовых сапогах, для того именно, чтобы почтмейстерша не забрала в самом деле слишком много себе в голову.

2) «…Ты хочешь, баба, сделаться молодою – это совсем нетрудно: нужно танцевать только; гляди, как я танцую…». И, проговорив такие несвязные речи, уже неслась Катерина, безумно поглядывая на все стороны и упираясь руками в боки. С визгом притопывала она ногами; без меры, без такта звенели серебряные подковы. Незаплетенные черные косы метались по белой шее. Как птица, не останавливаясь, летела она, размахивая руками и кивая головою, и казалось, будто, обессилев, или грянется наземь, или вылетит из мира.

3) …Несколько человек даже танцевали мазурку, и полковник П*** полка никогда не упускал случая заметить об этом, разговаривая с кем-нибудь в обществе. «У меня-с, – говорил он обыкновенно, трепля себя по брюху после каждого слова, – многие пляшут-с мазурку; весьма многие-с; очень многие-с».

4) – Вишь, чертовы дети! разве так танцуют? Вот как танцуют! – сказал он, поднявшись на ноги, протянув руки и ударив каблуками.

Ну, нечего сказать, танцевать-то он танцевал так, хоть бы и с гетьманшею. Мы посторонились, и пошел хрен вывертывать ногами по всему гладкому месту, которое было возле грядки с огурцами. Только что дошел, однако ж до половины и хотел разгуляться и выметнуть ногами на вихорь какую-то свою штуку, – не подымаются ноги, да и только! Что за пропасть! Разогнался снова, дошел до середины – не берет! что хочь делай: не берет, да и не берет! ноги как деревянные стали!

5) «Батюшки мои!» – ахнул дед, разглядевши хорошенько: что за чудища! рожи на роже, как говорится, не видно. Ведьм такая гибель, как случается иногда на Рождество выпадет снегу: разряжены, размазаны, словно панночки на ярмарке. И все, сколько ни было их там, как хмельные, отплясывали какого-то чертовского тропака. Пыль подняли Боже упаси какую! Дрожь бы проняла крещеного человека при одном виде, как высоко скакало бесовское племя. На деда, несмотря на весь страх, смех напал, когда увидел, как черти с собачьими мордами, на немецких ножках, вертя хвостами, увивались около ведьм, будто парни около красных девушек; а музыканты тузили себя в щеки кулаками, словно в бубны, и свистали носами, как в валторны.

6) Правда, волостной писарь, выходя на четвереньках из шинка, видел, что месяц ни с сего ни с того танцевал на небе, и уверял с божбою в том все село.

7) Люди, на угрюмых лицах которых, кажется, век не проскальзывала улыбка, притопывали ногами и вздрагивали плечами. Все неслось. Все танцевало. Но еще страннее, еще неразгаданнее чувство пробудилось бы в глубине души при взгляде на старушек, на ветхих лицах которых веяло равнодушием могилы, толкавшихся между новым, смеющимся, живым человеком. Беспечные! даже без детской радости, без искры сочувствия, которых один хмель только, как механик своего безжизненного автомата, заставляет делать что-то подобное человеческому, они тихо покачивали охмелевшими головами, подплясывая за веселящимся народом.

Ответы:

1. «Мертвые души». 2. «Страшная месть». 3. «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». 4. «Заколдованное место». 5. «Пропавшая грамота». 6. «Ночь перед Рождеством». 7. «Сорочинская ярмарка».

2. Кто из героев «Мертвых душ» :

1) «посреди котильона… сел на пол и стал хватать за полы танцующих»?

2) на балу у полицмейстера «обнимал несколько раз Чичикова, произнеся в излиянии сердечном: «Душа ты моя! маменька моя!», и даже, щелкнув пальцами, пошел приплясывать вокруг него, припевая известную песню: «Ах ты такой и эдакой камаринский мужик»?

3) заставлял свою дворню делать «такие высокие скачки, какие вряд ли удастся выделать на театрах самому бойкому танцовщику»?

Ответы:

1. Ноздрев. 2. Председатель. 3. Плюшкин.

V . Танцы в произведениях Л. Н. Толстого

1. По данным цитатам назовите танцующие пары в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

1) Скорее, скорее и скорее, лише, лише и лише развертывался […], то на цыпочках, то на каблуках носясь вокруг […] и, наконец, повернув свою даму к ее месту, сделал последнее па, подняв сзади кверху свою мягкую ногу, склонив вспотевшую голову с улыбающимся лицом и округло размахнув правою рукой среди грохота рукоплесканий и хохота…. Оба танцующие остановились, тяжело переводя дыхание и утираясь батистовыми платками.

2) То он кружил ее, то на правой, то на левой руке, то падая на колена, обводил ее вокруг себя, и опять вскакивал и пускался вперед с такой стремительностью, как будто он намерен был, не переводя духа, перебежать через все комнаты; то вдруг опять останавливался и делал опять новое и неожиданное колено.

3) …Едва он обнял этот тонкий, подвижной стан, и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко ему, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыханье и оставив ее, остановился и стал глядеть на танцующих.

4) Она улыбаясь подняла руку и положила ее, не глядя на него, на плечо […]. […], мастер своего дела, уверенно, неторопливо и мерно, крепко обняв свою даму, пустился с ней сначала глиссадом, по краю круга, на углу залы подхватил ее левую руку, повернул ее, и из-за всё убыстряющихся звуков музыки слышны были только мерные щелчки шпор быстрых и ловких ног […], и через каждые три такта на повороте как бы вспыхивало развеваясь бархатное платье его дамы.

Ответы:

1. Граф Илья Николаевич Ростов и Марья Дмитриевна Ахросимова. 2. Василий Денисов и Наташа Ростова. 3. Андрей Болконский и Наташа Ростова. 4. Графиня Ростова и адъютант-распорядитель.

2. Какой танец танцевали граф Ростов и Марья Дмитриевна на именинах у Ростовых?

Ответ: Данилу Купора, разновидность англеза.

3. Кто из героев повести «Детство» участвует в этих танцах?

1) Как мило она улыбалась, когда в chaine подавала мне ручку! Как мило, в такт прыгали на головке ее русые кудри, и как наивно делала она jete-assemble своими крошечными ножками! В пятой фигуре, когда моя дама перебежала от меня на другую сторону и когда я, выжидая такт, приготовлялся делать соло, […] серьезно сложила губки и стала смотреть в сторону. Но напрасно она за меня боялась: я смело сделал chasse en avant, chasse en arriere, glissade и, в то время как подходил к ней, игривым движением показал ей перчатку с двумя торчавшими пальцами. Она расхохоталась ужасно и еще милее засеменила ножками по паркету.

2) Покуда мы шли прямо, дело еще шло кое-как, но на повороте я заметил, что, если не приму своих мер, непременно уйду вперед. Во избежание такой неприятности я приостановился, с намерением сделать то самое коленце, которое так красиво делал молодой человек в первой паре. Но в ту самую минуту, как я раздвинул ноги и хотел уже припрыгнуть, княжна, торопливо обегая вокруг меня, с выражением тупого любопытства и удивления посмотрела на мои ноги. Этот взгляд убил меня. Я до того растерялся, что, вместо того чтобы танцевать, затопотал ногами на месте, самым странным, ни с тактом, ни с чем не сообразным образом, и наконец совершенно остановился.

Ответы

1. Сонечка Валахина и Николенька Иртеньев. 2. Николенька Иртеньев и княжна.

4. Вставьте вместо пропусков названия танцев (по повести «Детство»).

1) – Il ne fallait pas danser, si vous ne savez pas!*) – сказал сердитый голос папа над моим ухом, и, слегка оттолкнув меня, он взял руку моей дамы, прошел с ней тур по-старинному, при громком одобрении зрителей, и привел ее на место. […] тотчас же кончилась.

*) Не нужно было танцевать, если не умеешь! (фр.)

2) Окинув залу решительным взглядом, я заметил, что все дамы были взяты, исключая одной большой девицы, стоявшей у двери гостиной. К ней подходил высокий молодой человек, как я заключил, с целью пригласить ее; он был от нее в двух шагах, я же – на противоположном конце залы. В мгновение ока, грациозно скользя по паркету, пролетел я все разделяющее меня от нее пространство и, шаркнув ногой, твердым голосом пригласил ее на […].

3) Еще помню я, как, когда мы делали круг и все взялись за руки, она нагнула головку и, не вынимая своей руки из моей, почесала носик о свою перчатку. Все это как теперь перед моими глазами, и еще слышится мне […] из «Девы Дуная», под звуки которой все это происходило.

Ответы:

1. Мазурка. 2. Контрданс. 3. Кадриль.

5. Назовите пары – «он и она», – танцующие в романе «Анна Каренина».

1) – Как хорошо, что вы приехали вовремя, – сказал он ей, обнимая ее талию, – а то, что за манера опаздывать.

Она положила, согнувши, левую руку на его плечо, и маленькие ножки в розовых башмаках быстро, легко и мерно задвигались в такт музыки по скользкому паркету.

– Отдыхаешь, вальсируя с вами, – сказал он ей, пускаясь в первые небыстрые шаги вальса. – Прелесть, какая легкость, precision, – говорил он ей то, что говорил почти всем хорошим знакомым.

2) Она ждала с замиранием сердца мазурки. Ей казалось, что в мазурке все должно решиться. То, что он во время кадрили не пригласил ее на мазурку, не тревожило ее. Она была уверена, что она танцует мазурку с ним, как и на прежних балах, и пятерым отказала мазурку, говоря, что танцует.

3) – Кити, ты не танцуешь мазурку?

– Нет, нет, – сказала Кити дрожащим от слез голосом.

– Он при мне звал ее на мазурку, – сказала Нордстон, зная, что Кити поймет, кто он и она. – Она сказала: разве вы не танцуете с княжной Щербацкой?

– Ах, мне все равно!– отвечала Кити.

Ответы:

1. Кити Щербацкая и Егорушка Корсунский. 2. Кити Щербацкая и Вронский. 3. Анна Каренина и Вронский.

6. По данным цитатам назовите произведения Л. Толстого и вставьте на месте пропусков имена героев, которые танцуют:

1) По закону, так сказать, мазурку я танцевал не с нею, но в действительности танцевал я почти все время с ней. Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо ко мне, и я вскакивал, не дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость. Когда нас подводили к ней и она не угадывала моего качества, она, подавая руку не мне, пожимала худыми плечами и, в знак сожаления и утешения, улыбалась мне. Когда делали фигуры мазурки вальсом, я подолгу вальсировал с нею, и она, часто дыша, улыбалась и говорила мне: «Encore». И я вальсировал еще и еще и не чувствовал своего тела.

2) Видно было, что он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен, и ноги уже не были достаточно упруги для всех тех красивых и быстрых па, которые он старался выделывать. Но он все-таки ловко прошел два круга. Когда же он, быстро расставив ноги, опять соединил их и, хотя и несколько тяжело, упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку, которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали.

3) […], будучи чиновником особых поручений, вообще танцевал; судебным же следователем он уже танцевал как исключение. Он танцевал уже в том смысле, что хоть и по новым учреждениям и в пятом классе, но если дело коснется танцев, то могу доказать, что в этом роде я могу лучше других. Так, он изредка в конце вечера танцевал с […] и преимущественно во время этих танцев и победил […]. Она влюбилась в него.

Ответы:

1. «После бала». Иван Васильевич и Варенька. 2. «После бала». Полковник и Варенька. русской литературы ... а также викторина , просмотр фрагментов...

  • Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №38 (889) от 13 октября 2014 г

    Информационный бюллетень

    ... «Литература Первой мировой » ... Владимировна Беляева – ... профессиональными танцорами Санкт... презентация, викторины , выступление... коллектив бального танца «Ретро... литературной композицией выступят участники Литературного ... прославленного русского офицера...

  • Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №39 (840) от 14 октября 2013 г

    Информационный бюллетень

    ... танцоров , фейс... Институтом русской литературы РАН... Владимировна Беляева ... литературная гостиная «Лицейская годовщина», посвященная жизни и творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина. В программе: викторина ... планета танца » детского... мирового ...

  • Задачи:

    • Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках эстетического цикла
    • Создать творческую обстановку для работы на уроке
    • Развивать пространственное мышление, умение классифицировать понятия по хореографии, музыке и ИЗО. Формулировать ответы на вопросы, Развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; объяснять особенности:, закономерности:, анализировать:, сопоставлять:, сравнивать полученную информацию.

    Предмет: ритмика

    Класс: десятый

    Тип урока: повторение, систематизация и обобщения знаний

    Форма урока: нестандартная, урок-викторина

    Продолжительность занятия: 45 минут

    Структура медиапродукта:

    п/п Структурные элементы Временная реализация слайда
    1. Организационный момент 3 мин 1
    2. 4 мин 1
    3. Основная часть 35 мин 2-54
    4. Итог урока 3 мин 55

    Система навигации: объекты, представленные на кадрах, сменяются по щелчку мыши.

    План занятия


    п/п
    Структурные элементы Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
    Организационный момент Разделение учащихся на группы. Образование команд.

    Настрой на соревнование

    3 мин
    Объяснение проведения викторины Разъяснение правил проведения викторины Восприятие разъяснений учителя 4 мин
    Основная часть Проведение викторины Ученик “вспоминает”, что ему известно и обсуждает это в группе 35 мин
    Итог урока Подводит итоги викторины, проводит рефлексию Обсуждение, рефлексия 3 мин

    Необходимое оборудование и материалы для занятий:
    Мультимедийный проектор, экран, компьютер для демонстрации слайдов Power Point с заданиями, жетоны красного, зелёного, жёлтого, синего цветов.

    Ход занятия

    1. Организационный момент (3 мин.)

    Учащие заходят в класс.

    Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит ответить на вопросы викторины “В мире искусства”. Для этого нам необходимо разбиться на команды. У меня в руках коробка с разноцветными жетонами. Прошу каждого взять один жетон. Обмениваться жетонами нельзя. (Учитель раздаёт жетоны).

    Прошу расположиться по командам. (Один цвет жетона соответствует одной команде).

    2. Объяснение проведения викторины (4 мин.)

    Учитель: Команды готовы? Вам предстоит ответить на вопросы трёх степеней сложности. Вопросы достоинством 1 балл – лёгкие, достоинством 2 балла – чуть сложнее, а вопросы достоинством в 3 балла сложные. Вопросы каждой команде задаются поочереди. Если группа не отвечает на вопрос или отвечает не правильно, вопрос передаётся другой команде. Выкрикивать ответы запрещено!

    3. Основная часть (35 мин.)

    Учитель: Уважаемые команды приготовьтесь отвечать на вопросы стоимостью в 1 балл. (слайд 2)

    Вопрос 1 (слайд 3 ) Кто изображён на знаменитой картине В.М. Васнецова?

    А. Три богатыря
    Б. Три поросёнка
    В. Три мушкетёра
    Г. Три толстяка

    (слайд 4)
    (После каждого ответа учитель фиксирует в таблице правильные ответы)

    Вопрос 2 (слайд 5 ) Как называется картина И. Репина?

    А. “Бурлаки на Жигулях”
    Б. “Бурлаки на Волге”
    В. “Бурлаки на Запорожце”
    Г. “Запорожцы на Оке”

    (слайд 6)

    Вопрос 3 (слайд 7 ) Как называется известный во всём мире российский академический хореографический ансамбль?

    А. “Тополёк”
    Б. “Берёзка”
    В. “Рябинушка”
    Г. “Ивушка”

    (слайд 8)

    Вопрос 4 (слайд 9 ) В каком жанре написаны наиболее известные картины Ивана Шишкина? (слайд 10 ) (пейзаж )

    Вопрос 5 (слайд 11 )Какой европейский город считается родиной вальса? (Вена, отсюда название венский вальс )

    Вопрос 6 (слайд 12 ) Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом? (треугольник)

    Вопрос 7 (слайд 13 ) Назовите главного “натурщика” Айвазовского (море )

    Вопрос 8 (слайд 14 ) Название какого инструмента содержит два термина “громко” и “тихо”? (слайд 15) (фортепиано)

    Вопрос 9 (слайд 16 ) Название, какого музыкального инструмента в переводе с французского означает “королевский”, “царственный”? (слайд 17 ) (рояль )

    Вопрос 10 (слайд 18 )Танец с криками “Асса!” – это... Какой? (Лезгинка )

    Учитель: Подведём небольшой итог. (Команды с учителем подсчитывают баллы. (слайд 19 )) А теперь приготовьтесь отвечать на вопросы стоимостью 2 балл.

    Вопрос 11 (слайд 20 ) Как зовут художников, которые рисуют без кистей и красок? (мороз)

    Вопрос 12 (слайд 21 ) Какая школьная отметка “проживает” в Третьяковской галерее? (слайд 22 ) (Ф.П. Решетников “Опять двойка”).

    Вопрос 13 (слайд 23 ) Как в 20-х годах называли американскую танцовщицу Айседору Дункан? задаются

    А. Великая босоножка
    Б. Великая сандалия
    В. Великая туфелька
    Г. Великий пуант

    Вопрос 14 (слайд 24 ) Какой композитор написал музыку к балетам “Лебединое озеро”, “Спящая красавица”, “Щелкунчик”? (слайд 25 ) (Петр Ильич Чайковский )

    Вопрос 15 (слайд 26 ) Как называлась знаменитая ливерпульская четвёрка, навсегда вписавшая своё имя в историю мировой рок-музыки? (слайд 27 ) (Битлз )

    Вопрос 16 (слайд 28 ) Какие животные помогли Юрию Никулину стать не только популярным актёром, но и эстрадным певцом? (слайд 29 ) (зайцы )

    Вопрос 17 (слайд 30 ) Какой народный инструмент очень похож по звучанию на испанские кастаньеты? (слайд 31 ) (ложки )

    Вопрос 18 (слайд 32 ) какой рок-группы напрямую связано с именем известной английской писательницы, автора детективных романов? (слайд 33 ) (Агата Кристи )

    Вопрос 19 (слайд 34 ) Как называется жанр русской народной песни, популярный в народе, основанный на многократном повторении небольшого куплета? (частушки )

    Учитель: Подведём небольшой итог. (Команды с учителем подсчитывают баллы .) (слайд 35 ) А теперь приготовьтесь отвечать на вопросы стоимостью 3 балл. Эти вопросы повышенной сложности.

    Вопрос 20 (слайд 36 ) В Бразилии для обучения детей её искусству выделяются и государственные субсидии, и общественные гранты. Назовите этот танец. (слайд 37 ) (Самба )

    Вопрос 21 (слайд 38 ) Фокстрот, самба, пасодобль, румба, тарантелла, квикстэп. Среди этих танцев только один не является бальным. Какой же? (слайд 39 ) (Тарантелла – это итальянский народный танец )

    Вопрос 22 (слайд 40 ) Почему геологи и географы очень любят картину К. Малевича “Чёрный квадрат”? (Потому что чёрный квадрат на географических картах означает залежи каменного угля )

    Вопрос 23 (слайд 41 ) На каком музыкальном инструменте играла Наташа Ростова, героиня романа Л.Толстого “Война и мир”? (слайд 42 ) (арфа )

    Вопрос 24 (слайд 43 )Назовите фамилию балетмейстера первого создателя ансамбля народного танца. (слайд 44 ) (Игорь Моисеев )

    Вопрос 25 (слайд 45 )Назовите фамилию итальянского музыканта, вошедшего в историю музыки как самый выдающийся скрипач всех времён и народов. (слайд 46 ) (Н. Паганини )

    Вопрос 26 (слайд 47 )Назовите фамилию итальянского мальчика, обладателя уникального высокого голоса, который был известен всему миру в 60-е годы прошлого века (слайд 48 ) (Робертино Лоретти )

    Вопрос 27 (слайд 49 )Назовите фамилию талантливого музыканта, скрипача, руководителя ансамбля “Виртуозы Москвы”. (слайд 50 ) (В. Спиваков )

    Вопрос 28 (слайд 51 ) Чьи стихи использовал М. Таривердиев в романсе, исполненном А.Пугачёвой и начинающемся словами: “Мне нравится, что вы больны не мной...” (слайд 52 ) (М. Цветаева )

    Вопрос 29 (слайд 53 ) Какой оперный певец из Красноярска завоевал мировую славу, был удостоен титула “Лучший голос года”, когда ему было всего 27 лет? (слайд 54 ) (Дмитрий Хворостовский )

    IV. Итог урока (3 мин.)

    (слайд 55)

    Учитель: Подведём итоги. Подсчитываем баллы. Та команда, которая набрала наибольшее количества баллов, является победителем.

    Ребята, сегодня мы на уроке отвечали сна вопросы, которые проходили на уроках эстетического цикла. Но и также викторина помогла узнать много нового. Скажите, какой вопрос вам понравился больше всего? (Ребята отвечают)

    Спасибо всем командам! (Обязательно отметить лучших игроков). До свидания!

    Список литературы:

    1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству. М.: ТЦ СФЕРА.2006.-134с.
    2. Агеева И.Д. Занимательные материалы по музыке, театру, кино. М.: ТЦ СВЕРА.2006.-160с.
    3. www.tphv.ru
    4. www.maly.ru
    5. www.vtropinin.ru
    6. www.rodon.ord
    7. www.ruvr.ru
    8. www.tagafi.narod.ru
    9. www.esenin.niv.ru
    10. www.lankon.com.ua
    11. www.klocha.com
    12. www.biblioteka.ru

    Тема занятия: Урок - викторина «В мире хореографии»

    Цель занятия: Создать условия для закрепления знаний, умений и навыковвоспитанников двух возрастных групп с помощью нестандартных методов хореографии.Выявить уровень освоения программы за первое полугодие.

    Задачи:

    Обучающие:

    Создать условия для комфортного обучения детей;

    Определить уровень овладения знаниями и умениями по хореографии за первое полугодие у воспитанников двух групп.

    Развивающие:

    Развивать пространственное мышление, умение классифицировать понятия по хореографии, формулировать ответы на вопросы;

    Развивать коммуникативные навыки при работе в группах.

    Воспитательные:

    Формировать эстетические чувства, умения вести себя в коллективе;

    Активизировать творческие способности;

    Основные методы работы:

    Наглядный (практический показ);

    Словестный;

    Игровой.

    Оборудование и инвентарь:

    Музыкальный центр;

    Магнитная доска, магниты;

    Карточки с заданиями (красного и зеленого цветов);

    Листы формата - А 4;

    Картинки с изображением смайликов.

    Ход урока

    1.Организационный момент.

    Вход в танцевальный зал;

    Педагог: Здравствуйте, уважаемые учащиеся и гости. Мы начинаем занятие. Сегодня у нас необычное занятие, и проходить оно будет в нестандартной форме. В ходе этого занятия мы:

    Обобщим и систематизируем полученные ранее представления о хореографии и их практическое использование.

    Постараемся внимательно слушать и как можно быстрей выполнять поставленные задачи.

    И все это мы с вами будем делать при помощи хореографической игры – викторины.Сейчас я предлагаю вашему вниманию правила викторины. После того как правила викторины объяснены, воспитанники, стоящие в двух линиях, расходятся под музыку в разные углы зала и занимают свои места. Рядом стоит магнитная доска с прикрепленными к ней листами - А 4, где будут записываться балы за ответ.

    Итак, мы начинаем нашу игру.

    2. Подготовительная часть.

    Как обычно мы начнем занятие с разминки, разминка будет в загадках, а загадки будут о чем? Как вы думаете? (дети отвечают). Правильно загадки будут про танцы. Ответы на загадки можно отвечать хором, главное для нас сейчас настроится на творческую и плодотворную работу! Педагог загадывает загадки воспитанникам:

    За руки беремся дружно,

    Кругом встанем - это нужно.

    Танцевать пошли, и вот -

    Закружился...(Хоровод.)

    С тобой мы движемся по кругу,

    И держишь ты меня за руку.

    Но не устали мы нисколько,

    Веселую танцуя…(Польку.)

    Этот танец так прекрасен,

    Времени он неподвластен.

    Пары движутся, кружась,

    А зовется танец…(Вальс.)

    Имеет разные названия,

    Но все же виден общий стиль.

    С частушкой схожа без страдания

    Простая русская... (Кадриль.)

    Все герои спектакля на сцене танцуют -
    Не поют, не играют и не рисуют...
    Прекраснее спектакля в театре нет,
    А называется он просто ...(балет.)

    Ребята, молодцы! Вы настроились на работу, приступаем к командным соревнованиям!

    3 . Основная часть.

    Педагог: Команды готовы? Вам предстоит ответить на вопросы, на красных карточках практические задания, а на синих карточках теоретические задания. Задания каждая команда выбирает поочередно. Если команда не отвечает на вопрос или отвечает не правильно, задание передаётся другой команде. Выкрикивать ответы запрещено!

    Теоретические задания

    1.Обувь балерины?

    а) балетки;

    б) джазовки;

    в) пуанты.

    2.Международный день танца?

    3.Назовите богиню танца:

    а) Майя Плисецкая;

    б) Айседора Дункан;

    в) Терпсихора.

    4.Что означает en face?

    а) спиной к зрителям;

    б) лицом к зрителям;

    в) боком к зрителям.

    5.Как называется балетная юбка?

    а) пачка;

    б) зонтик;

    в) карандаш.

    6.Что такое партерная гимнастика?

    а) гимнастика на полу;

    б) гимнастика у станка;

    в) гимнастика на улице.

    7. Сколько позиций рук в классическом танце?

    8.Назовите приспособление, служащее опорой танцовщикам:

    а) станок;

    9.Назовите направления хореографии. (Народный танец, классический танец, эстрадная хореография, современная хореография, уличные танцы)

    10. «Фруктовый» танец всех моряков.

    а) мандарин;

    б) персик;

    в) яблочко.

    Практические задания

      Показать позиции рук и ног.

      Показать движения ног (« крест»).

      Показать движения рук («стрелочки» и «догонялки»).

      Показать «мостик».

      Показать «колесо».

      Показать «шпагат» (продольный и поперечный).

      Показать «березку» с переворотом в «полу шпагат».

      Показать основные элементы танца «стирка».

      Показать основные элементы танца «зарядка».

    10. Показать основные движения танца «полька» (в паре).

    4.Заключительная часть.

    Подведение итогов.

    Педагог: Подведём итоги. Подсчитываем баллы. Та команда, которая набрала наибольшее количество баллов, является победителем. Давайте поздравим эту команду аплодисментами.

    Ребята, сегодня мы на занятии отвечали на вопросы, которые изучали в течение первого полугодия. Скажите, узнали вы что-то новое или интересное? (Ребята отвечают)

    Спасибо всем командам! (Обязательно отметить лучших игроков).

    Рефлексия.

    Еще мне бы хотелось узнать ваше настроение после нашего занятия, у каждой команды на столе лежат картинки с изображениями смайликов, посовещайтесь и выберите то изображение, которое вам подходит. (Ребята выбирают нужное изображение).

    Основное построение для выхода из зала (две линии в шахматном порядке).

    Тема занятия: Урок - викторина «В мире хореографии»

    Цель занятия: Создать условия для закрепления знаний, умений и навыков воспитанников двух возрастных групп с помощью нестандартных методов хореографии. Выявить уровень освоения программы за первое полугодие.

    Задачи:

    Обучающие:

    Создать условия для комфортного обучения детей;

    Определить уровень овладения знаниями и умениями по хореографии за первое полугодие у воспитанников двух групп.

    Развивающие:

    Развивать пространственное мышление, умение классифицировать понятия по хореографии, формулировать ответы на вопросы;

    Развивать коммуникативные навыки при работе в группах.

    Воспитательные:

    Формировать эстетические чувства, умения вести себя в коллективе;

    Активизировать творческие способности;

    Основные методы работы:

    Наглядный (практический показ);

    Словестный;

    Игровой.

    Оборудование и инвентарь:

    Музыкальный центр;

    Магнитная доска, магниты;

    Маркер;

    Карточки с заданиями (красного и зеленого цветов);

    Листы формата - А 4;

    Картинки с изображением смайликов.

    Ход урока

    1.Организационный момент.

    Вход в танцевальный зал;

    Поклон.

    Педагог: Здравствуйте, уважаемые учащиеся и гости. Мы начинаем занятие. Сегодня у нас необычное занятие, и проходить оно будет в нестандартной форме. В ходе этого занятия мы:

    Обобщим и систематизируем полученные ранее представления о хореографии и их практическое использование.

    Постараемся внимательно слушать и как можно быстрей выполнять поставленные задачи.

    И все это мы с вами будем делать при помощи хореографической игры – викторины. Сейчас я предлагаю вашему вниманию правила викторины. После того как правила викторины объяснены, воспитанники, стоящие в двух линиях, расходятся под музыку в разные углы зала и занимают свои места. Рядом стоит магнитная доска с прикрепленными к ней листами - А 4, где будут записываться балы за ответ.

    Итак, мы начинаем нашу игру.

    2. Подготовительная часть.

    Как обычно мы начнем занятие с разминки, разминка будет в загадках, а загадки будут о чем? Как вы думаете? (дети отвечают). Правильно загадки будут про танцы. Ответы на загадки можно отвечать хором, главное для нас сейчас настроится на творческую и плодотворную работу! Педагог загадывает загадки воспитанникам:

    За руки беремся дружно,

    Кругом встанем - это нужно.

    Танцевать пошли, и вот -

    Закружился... (Хоровод.)

    С тобой мы движемся по кругу,

    И держишь ты меня за руку.

    Но не устали мы нисколько,

    Веселую танцуя… (Польку.)

    Этот танец так прекрасен,

    Времени он неподвластен.

    Пары движутся, кружась,

    А зовется танец… (Вальс.)

    Имеет разные названия,

    Но все же виден общий стиль.

    С частушкой схожа без страдания

    Простая русская... (Кадриль.)

    Все герои спектакля на сцене танцуют -
    Не поют, не играют и не рисуют...
    Прекраснее спектакля в театре нет,
    А называется он просто ...(балет.)

    Ребята, молодцы! Вы настроились на работу, приступаем к командным соревнованиям!

    3 . Основная часть.

    Педагог: Команды готовы? Вам предстоит ответить на вопросы, на красных карточках практические задания, а на синих карточках теоретические задания. Задания каждая команда выбирает поочередно. Если команда не отвечает на вопрос или отвечает не правильно, задание передаётся другой команде. Выкрикивать ответы запрещено!

    Теоретические задания

    1.Обувь балерины?

    а) балетки;

    б) джазовки;

    в) пуанты.

    2.Международный день танца?

    3.Назовите богиню танца:

    а) Майя Плисецкая;

    б) Айседора Дункан;

    в) Терпсихора.

    4.Что означает en face?

    а) спиной к зрителям;

    б) лицом к зрителям;

    в) боком к зрителям.

    5.Как называется балетная юбка?

    а) пачка;

    б) зонтик;

    в) карандаш.

    6.Что такое партерная гимнастика?

    а) гимнастика на полу;

    б) гимнастика у станка;

    в) гимнастика на улице.

    7. Сколько позиций рук в классическом танце?

    а) 2;

    б) 4;

    в) 3.

    8.Назовите приспособление, служащее опорой танцовщикам:

    а) станок;

    б) палка;

    в) обруч.

    9.Назовите направления хореографии. (Народный танец, классический танец, эстрадная хореография, современная хореография, уличные танцы)

    10. «Фруктовый» танец всех моряков.

    а) мандарин;

    б) персик;

    в) яблочко.

    Практические задания

      Показать позиции рук и ног.

      Показать движения ног (« крест»).

      Показать движения рук («стрелочки» и «догонялки»).

      Показать «мостик».

      Показать «колесо».

      Показать «шпагат» (продольный и поперечный).

      Показать «березку» с переворотом в «полу шпагат».

      Показать основные элементы танца «стирка».

      Показать основные элементы танца «зарядка».

    10. Показать основные движения танца «полька» (в паре).

    4.Заключительная часть.

    Подведение итогов.

    Педагог: Подведём итоги. Подсчитываем баллы. Та команда, которая набрала наибольшее количество баллов, является победителем. Давайте поздравим эту команду аплодисментами.

    Ребята, сегодня мы на занятии отвечали на вопросы, которые изучали в течение первого полугодия. Скажите, узнали вы что-то новое или интересное? (Ребята отвечают)

    Спасибо всем командам! (Обязательно отметить лучших игроков).

    Рефлексия.

    Еще мне бы хотелось узнать ваше настроение после нашего занятия, у каждой команды на столе лежат картинки с изображениями смайликов, посовещайтесь и выберите то изображение, которое вам подходит. (Ребята выбирают нужное изображение).

    Основное построение для выхода из зала (две линии в шахматном порядке).

    Поклон.