Тема: Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть »

Введение : Что такое равнодушие? Каково его влияние на жизнедеятельность человека. Равнодушие - это непроницаемая стена между человеком и окружающим миром. Человек, испытывающий равнодушие ко всему вокруг, теряет возможность не только воспринимать внешнее бытие, но и самовыражаться. Равнодушие разрушает способность человека чувствовать и уничтожает в нем лучшие черты, которые он приобретал на протяжении жизни.

А что значит лишиться способности чувствовать для человека (стать равнодушным ко всему)? Это значит перестать быть живым существом и окунуться в мир, полный серых, однообразных, мучительно болезненных оттенков и цветов. Становясь равнодушным, человек, буквально утопает в собственном мире, выбраться из которого ему уже крайне тяжело.

Аргумент : Литература знает множество примеров того, как равнодушие негативно отражалось на жизни человека. Один из таких, наиболее наглядный и показательный, запечатлен в романе "Преступление и наказание". Второстепенный герой романа - Петр Петрович Лужин погряз в равнодушии не только к внешнему миру, но и к близким людям. Он желал жениться на Дунечке, сестре Родиона Раскольникова, преследуя низменную цель: взять бедную, измученную судьбой девушку, чтобы быть для нее благодетелем и спасителем, которому она должна покорно служить и уважать.

Лужин, требуя переезда в Петербург, не утруждает себя заботами о переезде Дунечки и ее мамы, Авдотьи, и находит интерес только в своих деньгах, при этом безразлично относясь к близким людям. Равнодушие Лужина сыграло с ним злую шутку: он потерял невесту и получил серьезный удар по самолюбию. Достоевский в противовес Лужину ставит таких персонажей как Родион Романович Раскольников, Соня Мармеладова, Разумихин. Их образы являются геометральными противоположностями образу Петра Петровича и соответственно их судьбы в романе "Преступление и наказание" имеют счастливый конец. Таким образом, Федор Михайлович показывает, что отсутствие равнодушия к людям и любовь к ближнему являются залогом счастья для человека.

Вторым аргументом хотелось бы привести роман "Герой нашего времени", главный герой которого Григорий Александрович - пример человека, буквально поглощенного равнодушием. Разглядывая жизнь с различных сторон, он видит лишь пустоту, бессмысленность и вечное страдание. Путешествуя по Российской Империи, молодой офицер не находит в жизни ничего, что могло бы наполнить его жизнь счастьем и душевным теплом, напротив все ему кажется каким-то отчужденным. Даже последнее решение, погубившее его - отправиться на войну в Персию было сделано от скуки, порожденной тотальным безразличием к жизни и собственной судьбе.

Заключение : Подводя итоги вышесказанному, хочется сделать вывод о том, что равнодушие, словно раковая опухоль в теле больного, медленно, но верно уничтожает человека и его любовь к жизни, тем самым, разрушая и ломая жизнь его жизнь и жизни близких ему людей. Именно поэтому каждый человек обязан проявлять должное внимание и заботу, питать живой, человеческий интерес хотя бы к судьбам тех, кого он горячо и искренно любит!


"Душа обязана трудиться", - так писал в своём стихотворении известный поэт двадцатого века Николай Заболоцкий. Что означает эта фраза? Труд души - это неустанная работа над собой, постоянный анализ своих поступков, осознание ошибок и стремление к их исправлению. Как тело, чтобы быть здоровым и сильным, нуждается в физических нагрузках, упражнениях и тренировках, так и душа не может быть погружена в сон, она должна бодрствовать, иначе нравственный застой, равнодушие к окружающим людям и к миру приведёт к её параличу. Несомненно, прав А.П.Чехов, сравнивая равнодушие с преждевременной смертью.

В романе Ивана Александровича Гончарова "Обломов" главный герой умер в сорок лет от апоплексического удара, потому что вёл малоподвижный образ жизни. Поселившись на Выборгской стороне, Обломов полностью отдал себя на попечение хозяйки Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

Полюбив Илью Ильича всей душой, простая женщина посвятила свою жизнь этому барину, сделав покой и комфорт любимого человека целью и смыслом своей жизни, даже не подозревая, что этим губит его. Но ведь и умная и образованная Ольга Ильинская не смогла пробудить душу Обломова к активной деятельности. Илья Ильич всё больше и больше укладывался в покойный гроб своего существования. Какую страшную и точну. метафору нашёл И.А.Гончаров для характеристики своего героя и его образа жизни. "Что сгубило тебя, Илья?" - спрашивает Штольц друга и слышит в ответ: "Обломовщина". Это слово ёмкое и обозначает отрицательное социальное явление. Законченный и неподвижный патриархальный мир Обломовки сформировал ещё в детстве идеал жизни для героя - покой.

Он хотел жить на лоне природы в окружении близких людей, чтобы жизнь "не трогала", "не доставала" его, забыв о своих мечтах и клятвах юности, когда вместе со Штольцем они мечтали о полезной деятельности на благо общества. "Во мне был заперт свет", - так говорит Илья Ильич о бесцельности своего существования. Огонёчек в душе Обломова погас, она омертвела вследствие апатии и равнодушия к жизни.

Погас огонёчек и в душе другого литературного героя. В рассказе А.П.Чехова "Ионыч" земский доктор Дмитрий Старцев поначалу молод душой, энергичен, много работает, ходит пешком, влюбляется в Екатерину Ивановну Туркину, которую в семье все звали Котиком. Он даже приезжает на ночное свидание на кладбище, в душе подозревая, что девушка просто дурачится и смеётся над ним. Влюблённый надеется на чудо, волнуется и страстно жаждет любви. Получив отказ, Старцев страдает недолго - три дня, а потом успокаивается и становится равнодушным ко всему, кроме денег. Занимаясь частной практикой, доктор богатеет, по вечерам с наслаждением пересчитывает радужные бумажки и всё скупает и скупает дома в разных концах города у разорившихся хозяев. Он становится похож на языческого идола, ни с кем не общается, ничем не интересуется.

Духовная деградация и духовная смерть происходят тогда, когда человек становится безразличным ко всему, что его окружает, когда равнодушие, как короста, разъедает душу. Равнодушие - это действительно паралич души.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-09-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Сентябрь 12th, 2017 risusan7

Друзья, знакомясь с примерами сочинений, помните, что их автор — это человек, которому тоже свойственно ошибаться. Не списывайте эти работы, так как получите «незачёт» из-за невыполнения требования № 2:
«Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).»

Как часто мы слышим: «Не будьте равнодушными, не проходите мимо чужой беды»? Мы настолько привыкли к этим словам, что их значение несколько поблекло, стало ещё одной избитой истиной, которую все знают, но мало кто понимает до конца. Для современного человека привычно безразличие ко всему, что находится за пределами круга его привычных забот. Впрочем, почему только современного, если о проблеме равнодушия задумывались философы и писатели прошлого? Так, знаменитая цитата Чехова появилась на свет в конце 19 века.

Больше века спустя слова классика всё ещё актуальны. Да, равнодушие — это, безусловно, паралич души. Человек, безучастный к другим, умер при жизни. Вспомним, к примеру, Печорина из романа М.Ю. Лермонтова Григорий Александрович — холодный и расчетливый человек, которому нет дела до страданий окружающих его людей. Его не интересует судьба несчастной Бэлы: как только Печорин добивается любви гордой черкешенки, герой теряет к ней интерес и девушка погибает. По ходу повествования мы узнаём о трагедиях, виной которых становится равнодушный эгоист Печорин: смерть Грушницкого, обман княжны Мэри, мучения любимой Веры… Но Григорий Александрович сам понимает, что он «нравственный калека», поэтому не дорожит своей жизнью. Можно сказать, что равнодушие лермонтовского героя — это действительно паралич души, который и привёл к преждевременной смерти, сначала метафорической, как друга и возлюбленного, а потом и к фактической, когда Печорин сознательно уезжает в Персию, где ему суждено погибнуть.

Обратимся также к повести Н.В. Гоголя , герой которой сталкивается с «параличом души» окружающих. Тихий и беззлобный Акакий Акакиевич, отказывая себе во всём, наконец-то стал обладателем долгожданной новой шинели. Когда грабители сняли с Башмачкина его обновку, безответный чиновник ищет защиты и помощи у значительного лица. Но генерал «распекает» несчастного человека и прогоняет прочь, «после чего Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было». Смерть бедного одинокого чиновника — ещё одно печальное следствие человеческого равнодушия.

Сегодня в новостях снова говорили страшные вещи о погибших людях и семьях в Луганске, о том, как одна из семей погибла от попавшей в их дом бомбы, об умершем мальчике, которому только вчера исполнилось пять лет. Война рядом. И гибнут ни в чём не повинные люди, такие же как мы. И каждый из нас мог бы оказаться на их месте. Это не кино, не очередной боевик с кровавыми разборками, это – наша жизнь. Это живые люди со своими мечтами и планами, со своими радостями и горестями, со своей любовью и болью. И как трагично и нелепо обрываются их жизни, которые могли бы длиться ещё много лет. Как беспощадно расправляются с людьми такие же люди. А люди ли? Как можно называть людьми тех, кто безжалостно убивает своих же братьев? Что у них вообще вместо сердца? И с чьего равнодушного молчания это всё происходит?

«Нет худшего врага, чем равнодушие! С молчаливого согласия равнодушных как раз и творятся все злодейства». (Татьяна Толстая «Кысь»)

Эта война происходит не в другой реальности, это наша современная жизнь, в которой мы все связаны и едины. Наверное, в сердцах многих людей всё происходящее сейчас на Украине отзывается болью. Матери так же сочувствую матерям, потерявшим своих детей, чувствуя их боль как свою собственную.И неважно, взрослые были эти дети или нет, – для матери её ребенок всегда остаётся ребенком. Но слезы, молитвы и крики не равнодушных людей, к сожалению, не могут остановить эту войну. У не равнодушных пока не хватает ни сил, ни денег, ни власти, чтобы покончить со злом. И война продолжается, унося с собой сотни человеческих жизней. А в это время многие равнодушные люди, имеющие и связи, и деньги, и власть, смотрят на эту войну как на остросюжетный фильм, как будто бы всё это и вовсе их не касается. Равнодушные остаются равнодушными, пока эта беда не касается их. Вот за себя и за собственную жизнь им бы стало по-настоящему страшно. Но человека можно назвать живым человеком, только пока он чувствует боль другого, только тогда, когда его сердце способно к любви, состраданию и прощению. Все остальные – мертвые души, погрязшие в пучине собственного эгоизма и материальных вещей, разменявшие свою человечность на комфорт и безопасность, превратив собственное сердце в вещь. Мы, все живущие здесь, прежде всего люди, жизнь которых хрупка и непредсказуема, она может оборваться в любой день, и что тогда останется? Остается память и любовь как раз-таки не равнодушных, способных к искренним чувствам. Мы все равны на этой земле, одинаково рождаемся и умираем, одинаково плачем и боимся, одинаково хотим жить.

Как сказал Ирвинг Ялом: «В шахматах, как в жизни: когда партия заканчивается, все фигуры– пешки, ферзи и короли – оказываются в одном ящике».

Мы все равны. У нас одна на всех земля и одно на всех небо. Поэтому хочется пожелать многим людям быть более живыми, искренними, понимающими, одним словом, – не равнодушными. Не равнодушными к чужой беде и боли. Потому что самый страшный враг человека – это равнодушие.

«Равнодушие – это паралич души» (А.П. Чехов «Палата №6»).

Направление «Равнодушие и отзывчивость».

Равнодушие – это безразличие ко всему, что нас окружает, отсутствие интереса к проблемам общества, к вечным человеческим ценностям, безразличие к собственной судьбе и к судьбам других людей, отсутствие каких-либо эмоций по отношению к чему-либо. А.П Чехов сказал однажды: «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть». Но чем же на самом деле так опасно подобное отношение к жизни?

Гнев, как и любовь, как и смятение, как страх и стыд показывает заинтересованность человека к чему бы то ни было, эмоции становятся индикатором жизненной энергии, и потому поступающий к щекам румянец всегда ценится больше, чем безжизненная, холодная бледность и безразличный, пустой взгляд. Слегка заметные на первый взгляд проявления безразличия к происходящему неизменно перерастают в апатию, и по итогу приводят к деградации личности. В рассказе А.П. Чехова «Ионыч» автор вместе с читателем прослеживает путь человека, из которого постепенно утекала жизненная энергия и испарялось духовное начало. Описывая каждый этап из биографии героя, А.П. Чехов подчеркивает с какой стремительностью равнодушие проникало в судьбу Старцева и оставляло в ней определенный след. Из незаурядной личности и перспективного врача герой медленно, но верно превращался в кричащего на собственных больных, азартного, алчного, пополневшего обывателя, не замечающего хода времени. Для энергичного и живого когда-то героя теперь имели исключительную важность лишь его деньги, он перестал замечать страдания людей, с сухостью и эгоизмом глядел на мир, другими словами, стал равнодушен ко всему, в том числе и к себе, что привело к неминуемой деградации.

Все мы живем в обществе и зависим друг от друга- такова природа человека. Именно поэтому безразличие каждой отдельной личности ведет за собой равнодушие всего общества. Другими словами, образуется целая система, организм, уничтожающий сам себя. Подобное общество описывает Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Главная героиня, Соня Мармеладова, на уровне потребности ощущала важность самопожертвования и помощи людям. Глядя на равнодушие окружающих, она, наоборот, старалась помочь каждому нуждающемуся и сделать все, что было в ее силах. Возможно, если бы Соня не помогла Родиону Раскольникову справиться со своими нравственными терзаниями, если бы она не вселила в него веру, если бы не спасла свою семью от голодной смерти, то роман имел бы еще более трагичный финал. Но неравнодушие героини стало лучиком света в мрачном и сыром Петербурге Достоевского. Страшно представить, чем закончился бы роман, если бы в нем не было такого чистого и светлого героя, как Соня Мармеладова.

Мне кажется, если каждый человек оторвет глаза от своих проблем, начнет оглядываться по сторонам и совершать добрые поступки весь мир засияет счастьем. Равнодушие опасно тем, что оно в любом случае несет за собой мрак, это антитеза к счастью, радости и добру.