На мой взгляд, сострадание – это умение оказать поддержку, разделить горести и печали нуждающегося в этом человека. Оно помогает пережить трудные моменты, а порой и спасает жизнь. Важно уметь пользоваться этим качеством, ведь в нем заключается человечность и гуманизм, без которых жизнь человека была бы под угрозой.

Многие писатели затрагивали эту проблему в своих произведениях. Не исключением стал роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».

Родион Раскольников – нищий студент, который недоволен своим положением в обществе.

Его угнетает неравенство между богатыми и бедными. Находясь под давлением постоянных проблем, Родион страдает. Он желает лучшей жизни, поэтому создает теорию, которая, по его мнению, дает ему право лишать людей жизни. Принять деньги от сестры он не в силах, ведь ради этого Дуняша хочет заключить брак по расчету. Для Раскольникова единственным выходом становится преступление. Главный герой зверски убивает старуху процентщицу и ее сестру Лизавету, с еще неродившимся ребенком.

Давайте представим, если бы нашелся человек, способный понять и разделить тяготы судьбы Раскольникова, то совершилось бы преступление? Я считаю, что нет.

Поддержка и сострадание способны снять с человека оковы безысходности. Это требовалось Родиону, но, увы, до убийства оказать ему помощь никто не смог.

После преступления, Раскольников понимает несостоятельность своей теории. Муки и угрызения совести становятся хуже любого наказания. Нормально жить с таким грузом на душе практически невозможно. Духовно возродиться герою помогает Сонечка Мармеладова, девушка с «желтым» билетом, но с невероятно чистой, неиспорченной душой. Она всем сердцем желает помочь Родиону. В эпизоде, где Раскольников признается ей в совершении преступления, Соня не осуждает его за грех, а сострадает ему, призывает к всенародному покаянию. Она заставляет студента молиться, чтобы очиститься перед Богом. Признание народу дает Раскольникову шанс на новую жизнь. Он испытывает облегчение и готов понести наказание.

Соня видела в Родионе, в первую очередь человека, а уже потом преступника. Она, действительно, умела сострадать и этим спасла студента.

Я считаю, что уметь сострадать – это быть человеком и относиться к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. А это так важно в нашем мире.

Обновлено: 2015-04-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Смотрите также по произведению "Преступление и наказание"

  • Своеобразие гуманизма Ф.М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
  • Изображение губительного воздействия ложной идеи на сознание человека (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Изображение внутреннего мира человека в произведении XIX века (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Анализ романа "Преступление и наказание" Достоевского Ф.М.
  • Система «двойников» Раскольникова как художественное выражение критики индивидуалистического бунта (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Другие материалы по творчеству Достоевскоий Ф.М.

  • Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным (Анализ эпизода из главы 10 части четвертой романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Сцена чтения пушкинского стихотворении (Анализ эпизода из главы 7 части второй романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»

1. Объективная действительность в романе.
2. Нравственная чистота Сони.
3.Любовь Сони и Раскольникова.

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является в какой-то степени великим учебником жизни. Где еще можно обнаружить подобный накал страстей, где еще герои обнажают все самые тайные уголки своей души и где так правдиво и сурово показана человеческая действительность.

Соня Мармеладова, одна из главных героинь романа, является, пожалуй, наиболее идеальным образцом самопожертвования и милосердия. Она не рассматривает людей с точки зрения интеллектуального мудрствования, для нее каждый живущий нужен и ценен для Бога, а значит, и для жизни. Возможно, как испытание ей дается любовь к человеку, чьи рассуждения в начале книги звучат прямо противоположно.

Родион Раскольников, нищий студент, доведенный своим незавидным положением до отчаяния, разрабатывает целую теорию, согласно которой, каждый в таком несовершенном обществе, так или иначе, является преступником. Мир несовершенен и жесток, а значит, каждый человек вправе диктовать ему свои условия, хватило бы жизненных сил и стойкости. В соответствии с этим происходит деление на «право имеющих» и «вошь». Как любой порывистый юноша, Раскольников стремится доказать, и прежде всего самому себе, что относится именно к категории сильных мира сего. Поэтому поступок Родиона нельзя считать действием спонтанным и необдуманным. Он вынашивает свою идею в течение нескольких недель. Подготавливая убийство старухи-процентщицы, молодой человек искренне уверен, что принесет этим только благо окружающим. В убийстве никчемной старухи проявляется бунт Раскольникова против существующего в то время порядка. Но часто жизнь вносит свои коррективы в ход событий: «Среди комнаты стояла Лизавета, с большим узлом в руках и смотрела в оцепенении на убитую сестру, вся белая как полотно и как бы не в силах крикнуть».

Избавляясь от невольного свидетеля, Раскольников убивает и родственницу старухи, а с нею и ее еще не рожденного ребенка. Молодому человеку невероятно везет: он практически незамеченным покидает место преступления. Родион так и не смог переступить через себя и воспользоваться вещами убитой им процентщицы, более того, ее душу начинают терзать сомнения, он вдруг понимает, что не сможет дальше жить с этим грузом. Ему нужно обо всем кому-то рассказать. Доверенным лицом выступает Соня, которая и верит, что только искреннее раскаяние поможет возлюбленному возродиться к жизни: «Страдание принять и искупить себя им, вот что надо». Ругая себя за малодушие, Раскольников все же приходит в полицию с повинной. Убийство старухи и ее сестры полностью «отрезает» главного героя от прошлого. Новое осознание свершенного приводит к тому, что Родион, чувствуя себя самым жалким и ничтожным человеком на свете, не решается даже обнять сестру и мать при встрече. Соня Мармеладова является полной противоположностью Раскольникова. Ее образ вобрал в себя идею Достоевского о «грязи физической» и «нравственной грязи». Жертвуя ради семьи своей девичьей честью и достоинством, девушка вынуждена торговать своим телом. Она не может по-другому прокормить свою мачеху и сводных сестер и брата. Пребывая в «грязи физической», она тем не менее сохраняет свою нравственную чистоту. Соня покорно смиряется со своей несчастной долей. Выпавшее ей страдание только укрепляет ее веру. Девушка уверена, что Бог не допустит, чтобы ее маленькие сестры подверглись той же участи. Здесь как нельзя сильно проявляется стремление, а главное готовность Сони к самопожертвованию. При этом ее душа и сердце не ожесточаются. Она не прячется в своей обиде на судьбу и открыта добрым людям и поступкам, возможно, еще более чем раньше. Девушка не отталкивает своего непутевого пьяницу-отца, из-за которого во многом именно так сложилась ее судьба, и даже иногда дает ему деньги. Она с жалостью относится к мачехе и ее детям, понимая, насколько тяжело им приходится в этом мире.

Соня готова протянуть руку всякому, кто обратиться к ней за помощью. Возможно, именно поэтому она так близко сходится с богобоязненной и безотказной Лизаветой, вместе с ней читая строки священных книг. Безусловно, окружающие не могут не заметить нравственную чистоту девушки. Именно поэтому так неистово заступается за Соню мачеха, когда Лужин обвиняет девушку в воровстве. Она, понимая всю низменность натуры несостоявшегося Дуниного жениха, заявляет о том, что он и мизинца ее не достоин. Катерина Ивановна, возможно, более других знает, на какую великую жертву пошла ее падчерица ради чужих детей, и как тяжело ей мириться с окружающей действительностью. Раскольников, слушая рассказ своего случайного знакомого Мармеладова, заочно проникается к Соне сочувствием и симпатией. Даже у закоренелых преступников в остроге девушка вызывает только светлые чувства, хотя ничего специально и не делает для этого. Несомненно, она бесконечно далека от рассуждений Родиона о человеческой роли в существующем обществе. Она цельная натура и воспринимает окружающий мир как что-то гармонично единое, где каждое существо находится на своем месте. И над всем этим стоит только один судья и защитник — Господь. Она недоумевает, выслуживая рассуждения молодого человека: «Это человек-то вошь?»

Для нее человек — это создание Божье, и только Бог может распоряжаться его судьбой. Узнав о преступлении Родиона, девушка не обижается на него за смерть подруги, она проникается к нему сочувствием, видя, как тяжело этому человеку нести в своей душе такой грех. Соня, воспринимающая несправедливые законы этого мира только как испытания, которые закаляют душу и делают человека только лучше, чище, жалеет молодого человека: «Что это вы над собой сделали?» Она упрашивает его пойти на перекресток, поклониться и покаяться в содеянном. По своей нравственной чистоте и доброте Соня не может оттолкнуть главного героя, поскольку чувствует, что в глубине души Раскольников совершенно другой человек, чем представляется окружающим. Анализируя другие поступки молодого человека и веря, что Родион по сути своей человек не злой (отдал последние деньги Катерине Ивановне, спас двоих детей во время пожара, около года содержал больного сокурсника), Соня понимает, что ее новый знакомый просто запутался. А преследующая его идея — это что-то вроде болезни, которая, как любой другой недуг, рано или поздно обязательно пройдет. Девушка любит Раскольникова, и всей своей душой жаждет его выздоровления. Она чувствует, что, только раскаявшись, ее возлюбленный может обрести покой и гармонию в этой жизни. После окончания романа в эпилоге Достоевский кратко рассказывает читателям о дальнейшей жизни главных героев. Безусловно, внимание обращено на Раскольникова и Соню, которая отправилась за своим возлюбленным на каторгу. Родион долгое время не чувствует своей вины, он упрекает себя только в том, что оказался слаб и сделал явку с повинной. Его болезнь стала тем переломным моментом, который определил все его дальнейшее мироощущение и миропонимание. Серьезное душевное внутреннее противоборство происходило в Раскольникове, когда тот метался в бреду. Ему чудилось, что весь мир заселен микробами или духами, которые заражают людей. Эти вредные существа делают окружающих сумасшедшими и бесноватыми. Люди просто не понимают, насколько они подвержены заражению, многие уже просто больны, считая свое мнение самым верным. Родиону казалось, заболевший сам начинает убивать, пожирать окружающих. Преодолев болезнь, молодой человек чувствует свое обновление. Его пугает весть о плохом состоянии здоровья Сони.

Он стремится увидеть ее. Убедившись, что девушке ничего больше не угрожает, Родион вдруг осознает, что любит ее. Он понимает, сколько страданий из-за него перенесла эта маленькая хрупкая девушка. В порыве нахлынувших чувств Раскольников бросается к ее ногам и плачет. К нему приходит и раскаяние за все содеянное, что приносит ему духовное облегчение, и позволяет возродиться к новой жизни. Немалая заслуга в этом именно Сонина. Ее самопожертвование и доброта принесли свои плоды.


Человеческая жизнь полна трудностей, с которыми мы сталкиваемся неоднократно. Реакция людей на проблемы бывает разной – некоторые становятся злыми и безразличными, а некоторые, наоборот, как бы тяжело им не было, стараются помочь окружающим, не теряют веры в людей, проявляя по отношению к ним сострадание. Согласно словарю Ожегова, сострадание – это жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем.

Это та черта характера, которой, к сожалению, могут похвастаться не все. Достоевский сказал: «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования», попробуем разобраться, так ли это на самом деле.

При размышлении над этим вопросом невольно вспоминается образ Сони Мармеладовой – одной из героинь романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Соня – бедная девушка из неблагополучной семьи, её отец постоянно выпивает, тратя на алкоголь все деньги, мачеха болеет чахоткой, а сводным братьям и сестре порой нечего есть. Понимая бедственное положение своей семьи, девушка решает начать жить «по жёлтому билету», то есть продаёт собственное тело.

Она делает это не из желания получить лёгких денег, красивой жизни, а из желания помочь своим близким, из величайшего чувства сострадания к окружающим. Соня обладает сильным характером и чувством самопожертвования, ведь именно она помогает Родиону Раскольникову, совершившему ужасное преступление, встать на путь истины. Она, не жалея себя, отправляется следом за молодым человеком на каторгу, чтобы помочь ему справиться с этим. Соня является воплощением сильного духом человека, готового помочь окружающим в любой ситуации, несмотря на своё положение.

В мире есть отзывчивые люди, готовые прийти на помощь в любой ситуации, не жалея себя, своего времени и средств. Это люди с «горящим сердцем», полные любви к окружающим, к миру, готовые жертвовать собой ради человечества. В литературе огромное множество произведений с такими героями. Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» основан на повествовании различных легенд, одна из таких – о горящем сердце Данко, народ которого оказался в бедственном положении. Молодой цыган, пытаясь спасти своих родных, предлагает пройти через лес. Слабые люди во время пути стали падать духом, умирать. Они обвиняют Данко в том, что тот не знает дороги. Герой не отчаивается, и не на минуту не задумываясь, вырывает из груди своё горящее сердце, которое и осветило людям путь. Его поступок – удивительный, отважный, я бы сказала, героический. Данко не побоялся пожертвовать своей жизнью ради других людей, он чувствовал огромную любовь к окружающим, его действиями можно лишь восхищаться и брать их в пример.

Невольно напрашивается вывод, что человеческая жизнь невозможна без сострадания, самопожертвования, отзывчивости, поэтому я согласна с высказыванием величайшего русского писателя. Я искренне надеюсь, что люди станут менее равнодушными по отношению друг к другу и более отзывчивыми к окружающим.

Обновлено: 2018-01-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

«Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования». Во все времена русскому человеку было присуще такое душевное качество, как сострадание. Именно поэтому у народа на протяжении веков складывалось особое отношение к людям страдающим, особенно обиженным природой, с телесными изъянами.

Именно к ним окружающие относились с некоторой долей жалости, сочувствия и одновременно снисхождения. Отсюда и почти любовное отношение к юродивым, карликам, «божьим» старушкам. Обидеть такого человека считалось великим грехом. Более того, раньше верили, что помощь страдающему уже сама по себе влечет за собой искупление даже самых тяжких грехов. Возможно, именно поэтому в XIX веке во многих богатых семьях содержались так называемые приживалки и приживалы.

Стремление освободиться от грехов могло даже такую скупую душу, как героиню романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Арину Петровну, подвигнуть накормить подобную несчастную душу. Удивительно и отношение русского человека к самому страданию, которое воспринимается как испытание на пути к душевному очищению. Безусловно, подобная черта характера русского народа не могла остаться без внимания у писателей, поскольку человеческие чувства и душевные порывы интересовали литераторов во все времена. По-разному затрагивается эта проблема в художественных произведениях. Писатели далеко неодинаково понимали и воспринимали значение переживаний, духовных метаний и мук для формирования определенного мировоззрения человека. Однако большинство все же приходили к выводу, что без некоей доли страдания и возникновения сострадания к живым существам невозможно вообще формирование нормально гармоничной личности.

Безусловно, одним из первых исследователей этого русского феномена явился великий писатель Ф. М. Достоевский, который в своих литературных произведениях постарался обратить внимание читателей не на телесные, а на духовные страдания простого человека.

В романе «Преступление и наказание» замечательно был создан образ Сонечки Мармепадовой. Девушка, страдающая и одновременно обладающая ярко выраженной склонностью к состраданию вынуждена торговать своим телом, жить в грязи, ради определенного благополучия своей семьи. Однако, несмотря на физическую грязь, она способна сохранять в себе самое чистое - свою светлую душу. Соня воспринимает свою жизнь как испытание, которое необходимо пройти со смирением и с божьим словом на устах. Практически все герои произведений Достоевского подвергаются этому великому испытанию через страдание. Иногда складывается впечатление, что Михаил Федорович просто не понимает и не замечает людей, которые не умеют страдать и сами не испытывают тяги к состраданию, поскольку именно эти два взаимосвязанных чувства являются своеобразным мерилом человеческой святости и подлости. Герои Достоевского, страдая и мучаясь, каждый, по-своему раскрывается перед читателем. Причем не всякий способен выдержать это испытание. Страдание толкает Раскольникова на тяжкое преступление - убийство старухи-процентщицы, Мармеладов, не выдержав его, пристращается к алкоголю. Однако чаще всего страдание на самом деле очищает, как-то возвышает человека. Так, к примеру, притеснитель и яростный поклонник Дуни Свидригайловлод действием страдания от неразделенной любви, наоборот, начинает совершать добрые, казалось бы, не свойственные ему поступки. Он сознательно отказывается от брака с совсем юной девочкой, оставляя ей деньги и пресекая желание ее матери повыгодней «продать» дочь. Активно хлопочет по поводу устройства детей Катерины Ивановны после смерти их матери в приличные учебные заведения и оставляет им свои деньги.

В итоге и Раскольников посредством страдания, а также сочувствия и любви к Соне, пересматривает свои жизненные установки, отказывается от своей губительной теории. Таким образом, страдающие люди просто нуждаются в сострадании окружающих. Достоевский как нельзя лучше показал, что многие, попадая в тяжелую ситуацию, уже не способны сами верно оценить обстановку и защитить себя от превратностей действительности. Именно поэтому они еще в большей степени должны рассчитывать на поддержку и понимание родных и близких. Только в этом случае возможно их возрождение и возврат к нормальной жизни. Это хорошо понимает Катерина Ивановна, когда, не раздумывая, бросается защищать Соню, обвиненную Лужиным в воровстве. Ее личная трагедия только обостряет в ней чувство справедливости и сострадания. Мачеха не верит в виновность Сони, даже в тот момент, когда деньги обнаруживаются в кармане у девушки. По мнению писателя, страдание искупает любую вину и одновременно способно задеть за живое даже самого жесткого человека. Это прекрасно показывают герои другого русского писателя А. С. Пушкина. Бедственное положение Маши, главной героини романа «Капитанская дочка», не могло не тронуть даже такое озлобленное и закаленное сердце, как у Пугачева. Он, испытывая чувство сострадания к девушке, потерявшей родителей, находящейся в заключении у своего бывшего поклонника, сумел простить обман. Атаман отпускает ее и Гринева с миром. Сострадание, трепетное отношение к чужому страданию нередко способно охладить даже самую непримиримую ярость, вызвать сочувствие к неприятелю. Так это чувство побудило генерала Миронова остановить пытку башкирца - посланника Пугачева. Бедственное состояние гонца вызывает сочувствие у окружающих: жалкая сгорбленная фигура, отсутствие ушных раковин, носа и языка. На Гринева внешний вид башкирца произвел удручающее впечатление. Он делает вывод, что какое бы преступление не совершил этот человек, он не должен быть наказан таким варварским образом. Часто страдание выступает не только испытанием для самого терпящего бедствие, но и для окружающих его людей. При этом каждый по-разному способен откликнуться на подобное положение близкого или знакомого: кто-то постарается восстановить справедливость, кто-то предпочтет остаться в стороне, а кто-то не воспользуется сложившейся ситуацией и извлечет для себя какую-нибудь выгоду.

Лужин, например, прекрасно знает, что Дуня не любит его, идет замуж только от безвыходного положения, да и он в своем выборе руководствуется не чувствами, а определенным расчетом. Однако это совершенно не останавливает его, он до последнего строит планы по поводу воссоединения с девушкой. Швабрин, воспользовавшийся смутным временем, и беззащитностью своей возлюбленной, запирает Машу в светлице, принуждая ее выйти за себя замуж.

А Порфирий Головлев, главный герой романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», совершенно не чувствует своей вины, когда прибирает к рукам деньги братьев и матери. Таким образом, каждый из героев, воспользовавшись чужим горем, проявляет себя и далеко не с лучшей стороны. Лужиным движет себялюбие и стремление к власти над более слабым. Швабрин старается отомстить за уязвленное самолюбие. Головлевым овладевает чувство жадности и стяжательства. Однако как бы не поворачивался сюжет, каждый несет определенную ответственность за того, кто находится рядом, и испытывает страдание. Отсутствие сочувствия к таким людям непременно карается по заслугам. Ни один из выше перечисленных обидчиков не находит ни счастья и ни успокоения в своей жизни. Тяжесть от содеянного тяжелым грузом оседает у них в душах. Лужин отвергнут. Швабрин предается правосудию, а его клевета, возведенная на Гринева, успешно опровергается. Порфирий Головлев вынужден остаток жизни провести в одиночестве. Испытывая чувство вины, он ночью старается добраться до могилы матери и замерзает на дороге.

То есть отсутствие сострадания к другим людям делает человека духовно беднее, разрушает его личность и навлекает на него всевозможные беды.

Дабы не отходить от источника сей пророческой реплики, обратимся к одному из замечательных творений Ф. М. Достоевского «Идиот».
Главный герой романа – князь Лев Николаевич Мышкин – являет собой образец христианского сознания в представлении автора. Он бесконечно добрый, всепрощающий, тонко разбирается в людских душах. Однако окружающий героя мир далек от идеала. Мышкину не удается ни спасти от смерти Настасью Филипповну, ни уберечь Рогожина от совершения преступления, ни удержать Аглаю от опрометчивого шага. Однако сам Мышкин тоже не выдерживает тяжести мира и своей скрытой вины перед этими людьми. С иронией называя своего героя идиотом, в то время как задумывался роман «о положительно прекрасном человеке», автор подробно описывает социальную среду, в которую попадает персонаж. Его герои все как один – обуреваемые страстями грешники, не стоящие, по словам Аглаи, поднять платок князя Мышкина, – не будучи в силах разобраться сами в своих прегрешениях и страстях, тянутся к нему как к свету. Он чист душой. Он утешает всех, кто просто говорит ему, что хочет покаяться. Его отношение к Настасье Филипповне определяется в тот момент, когда он видит ее портрет: «Ах, кабы добра! Все было бы спасено», но, осознав, что она не добра, а наоборот, под чувством своей тяжелейшей вины сама готова глумиться над правыми и неправыми, он решает для себя, что она безумна. Она же не безумная, а скорее бесноватая, и, чтобы исцелить ее, нужен действительно Христос, а Мышкин при всей доброте и чистоте не обладает твердостью в борьбе со злом, в отречении от лукавого. Он не видит зла в мире, для него все люди добрые, все несчастные и все страдают. Достоевский считает иначе. Он помещает своего героя в мир склок, раздоров и грехов. Мышкину удается своим бескорыстием вернуть отчасти на тропу истины, пусть и на короткий срок, Ганю Иволгина, но этот поступок в целом не оправдывается.
По сути, сострадание проявляется, когда человек забывает о своих насущных, эгоистичных интересах и отдает все, что может, нуждающемуся ближнему. Если человек способен на такой поступок, значит, он уверен, что с ним ничего не случится, он не пострадает, потому что его бережет Господь, а тому, кто нуждается, действительно нужно помочь, поскольку он отворотился от Бога и не верит в его помощь. Сострадание у Достоевского неразрывно связано с верой, а что может спасти душу, если не вера. Таким образом, человек эгоистичный отступает перед человеком духовным. Страдает тело, душа же принадлежит Богу, а потому источник душевной муки писатель видит в духовной слепоте, в неспособности отыскать божественный промысел в событиях жизни. Эта неспособность идет от человеческого малодушия, отсутствия истинной веры, страха за что-то суетное, в то время когда душа мучается и страдает не находя в потемках истинного света. Сострадание, способность ощутить душой и отчасти принять на себя страдания другого человека, его душевные муки и тем самым отречься хотя бы на короткий миг от собственного эгоизма показывают силу человеческого духа, а что если не духовная организация определяет смысл человеческого существования. Так, князь Мышкин являет собой воплощенный смысл духовных исканий писателя. Другой вопрос, что окружение вычурно безобразно и любви от него хотят совсем не христианской, а это в понимании писателя тяжкий грех. Достоевский имел верные представления о духовной сути, но основной конфликт произведения – в желании быть чистым и грязи окружающей обстановки, которая в свою очередь лишает героев веры в свои силы что-то изменить. Они не могут исправить свою жизнь, но могут и в этой обстановке оставаться людьми – прощать, любить, сострадать. Именно это определяет писатель смыслом существования человеческого. Пробуждение духовной сущности является масштабным прорывом для его героев. При совершении этого пробуждения, вспоминании человека о своем предназначении, смысле своего существования происходит оправдание совершенных им доселе в помраченном сознании деяний. Он оправдывает и Раскольникова, и Рогожина. Страдание искупает вину формально, сострадание же, открытие духовной сущности возносят человека на новый виток развития. Он уже не будет прежним. Познавший сострадание отрекается от зла, его жизнь наполняется любовью, светом и благодатью. Именно этого так хочет Мышкин. Чтобы люди о совести вспомнили, о ближних помолились, врагов пожалели. И пусть у него мало что получилось, он жил не зря. Возвращенный из безумия в мир помраченных разумом, он вынужден был испить и свою чашу страдания. Видна связь страдания и безумия, ибо лишь безумный, отворотившись от Бога, начинает страдать, а пребывающий с Богом испытывает благодать и понимание божественного промысла, а не страдание. Чистое намерение князя Мышкина помочь людям заведомо оправдывает его существование, поскольку его сострадание им излечивает души и дарует силу от Бога.

  • «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф. М. Достоевский). (По произведениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского) - -
  • «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно…» (Ф. М. Достоевский). Великий русский поэт Н. А. Заболоцкий (идеалы, творчество, судьба) - -