Конструктивные элементы машин и сооружений довольно разнообразны. Методы их расчета на прочность различны, и они постоянно совершенствуются, что находит отражение в последних изданных монографиях и учебных пособиях, трудах научно-технических конференций, текстах диссертаций. Всё больше задач, касающихся расчета отдельных элементов, получает аналитическое (хоть и довольно сложное) решение. Однако, оно настолько сложно математически, что большую трудность представляет не только вывод таких формул (что, собственно, уже сделано учеными), но и использование готового аналитического решения на практике в рамках работы обычного конструкторского отдела. Что касается оценки прочности сложных конструкций, то в настоящее время активно используются специализированные программные комплексы ( ANSYS , Лира и другие), позволяющие на основе созданной конечно-элементной модели выполнить расчет не аналитически, а численно. Построение модели сложной конструкции - процесс весьма длительный, кропотливый и трудоёмкий, поэтому МКЭ-расчеты выполняются уже на заключительных этапах проектирования. А на начальном этапе проектирования какого-либо объекта, чтобы оценить, насколько пригодна данная конструкция в целом либо оценить, насколько верно техническое решение для конкретного разрабатываемого узла, нужно выполнить хотя бы прикидочные прочностные расчеты. О том, как их выполнять, говорится в курсе сопротивления материалов , который в рамках общетехнической подготовки изучают все будущие инженеры.

Связано это с тем, что именно инженерным работникам при проектировании машин и сооружений приходится выбирать для каждого элемента конструкции материал и размеры поперечных сечений так, чтобы этот элемент конструкции сопротивлялся действию внешних сил, не разрушаясь и не искажая свою форму (или искажая её в допустимых пределах). Иногда задача перед инженерами стоит иначе: нужно проверить достаточность поперечных сечений для уже спроектированной или существующей конструкции. Особое внимание всегда уделяется несущим конструкциям, так как именно они предназначены для восприятия нагрузок и различных силовых воздействий.

В некоторых случаях возникающие на практике вопросы насчет прочности или жесткости конструкции можно было бы решить просто: заложить такие размеры элементов конструкций и такие материалы, при которых прочность, устойчивость и жесткость уже не будет вызывать никаких сомнений. Однако, такая конструкция была бы весьма материалоёмкой и, следовательно, не экономичной. В других же случаях, например, для вращающихся элементов машин, такой подход в принципе неприемлем. Возникает вопрос: как выбрать форму и размеры поперечных сечений различных конструктивных элементов, чтобы в целом конструкция была экономичной, а её элементы сопротивлялись бы действию внешних сил?

Именно поэтому одной из обязательных дисциплин в техническом вузе является курс сопротивления материалов . Обычно студенты проходят его на втором курсе. Особенно углубленно изучают сопромат студенты, обучающиеся на строительных и машиностроительных специальностях.

Что такое сопромат

Сопромат - это сокращенное название науки о прочности, называемой сопротивление материалов, и одноименного курса в техническом вузе. Происходит оно от начальных букв полного названия.

Сопротивление материалов (сопромат ) - это наука, в которой рассматриваются основные понятия, принципы и методы инженерного расчета отдельных элементов конструкций и некоторых простейших конструкций на прочность, жесткость и устойчивость.

Словосочетанием «инженерный расчет » здесь подчеркивается, что речь идёт о расчете приближенном, оценочном, выполняемом в типичном конструкторском бюро, а не в научно-исследовательском институте.

Несмотря на то, что конструктивные элементы машин и сооружений довольно разнообразны, при инженерном расчете их сводят к небольшому числу основных форм: стержни (прямые и кривые), пластины, оболочки, массивные тела. В основном, в курсе сопромата изучаются методы расчета прямолинейных стержней при их растяжении, сжатии, кручении и изгибе. Прямолинейные стержни, работающие на изгиб, называют балками . Поскольку при решении практически всех задач по сопромату необходимо знать момент инерции, момент сопротивления и другие геометрические характеристики поперечных сечений стержней и балок, в учебниках по сопромату один из разделов посвящен этой теме.

Сопротивление материалов, как наука, основывается и на теоретических, и на экспериментальных данных. Для построения её теории был принят ряд гипотез.

Основные гипотезы теории сопротивления материалов следующие:

  • гипотеза о сплошности материала (атомистическая теория дискретного строения вещества во внимание не принимается)
  • гипотеза об однородности и изотропности (в любом объеме и в любом направлении свойства материала считаются одинаковыми)
  • гипотеза о малой деформации (деформации малы по сравнению с размерами тела, и поэтому изменениями в расположении внешних сил относительно отдельных частей тела пренебрегают, и уравнения статики составляют для недеформированного тела)
  • гипотеза о совершенной упругости материала (иначе её называют гипотезой об идеальной упругости материала. Она означает, что все тела, рассматриваемые в курсе сопромата, предполагаются абсолютно упругими. Это приемлемо, так как большинство задач в сопротивлении материалов решают в предположении линейно деформируемого тела, т.е. такого, для которого справедлив закон Гука)
  • гипотеза о линейной зависимости между деформациями и нагрузками
  • гипотеза плоских сечений (сами сечения не искривляются, изменяется лишь их взаимное расположение).

Эти гипотезы позволяют выбирать расчетные схемы и выполнять расчеты так, чтобы, с одной стороны, результаты их были достаточно достоверными, а с другой - чтобы они были доступны для понимания и исполнения инженерами, не имеющими специальной университетской математической подготовки.

В технических вузах курс сопромата изучают после курса теоретической механики (иногда — параллельно с ним).

С чего начать изучение сопромата ? Как подготовиться к экзамену по сопромату ?

Сопромат - дисциплина достаточно сложная. Её изучение обязательно сопровождается решением большого количества задач, выполнением расчетно-графической работы.

Экзамен по сопромату проходит так же, как и по большинству других дисциплин, с письменным ответом на два - три теоретических вопроса и решением одной - двух задач. Также преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы, на которые нужно будет ответить устно. Для хорошей подготовки к экзамену необходимо не только проштудировать книги, но и порешать достаточное количество задач (их можно взять в методическом пособии либо в задачнике по сопромату). Это сделает процесс запоминания материала более легким, а обучение предмету - более эффективным, осознанным и интересным. Если решение задач по сопромату представляет определенные сложности, большую помощь в самообучении оказывают уже решенные кем-то задачи, которые нужно вдумчиво разобрать. Готовые решения задач по сопромату можно найти и в литературе (в решебниках по сопромату), и в Интернете — например, на этих сайтах:

  • reshusam.ucoz.ru — Примеры решения задач по сопромату
  • sopromato.ru — Решение типовых задач по сопромату

Несмотря на то, что у большинства студентов изучение сопромата вызывает сложности, следует подчеркнуть, что большинство методов расчета, которые используют в курсе сопромата - приближенные. Курс сопромата - это подготовка к восприятию других, уточненных, методов расчета, которые углубленно изучаются в курсах «Строительная механика», «Теория упругости», «Механика разрушения», «Динамика сооружений» и других специальных курсах, требующих как серьёзной математической подготовки, так и знаний основ науки о прочности, т.е. сопромата .

Более подробно о сопромате можно прочитать в одноименных учебниках.

Источники информации :

  • Н.М. Беляев. Сопротивление материалов.
  • Г.С. Писаренко, А.П. Яковлев, В.В. Матвеев. Справочник по сопротивлению материалов.
  • А.В. Александров, В.Д. Потапов, Б.П. Державин. Сопротивление материалов

Думаю, каждому знакомы рассуждения, мешающие нормально жить: «Потерпеть или перевестись? Верно ли я выбрал специальность? Где я, что за китайская грамота на доске? Зачем я сюда поступил?»

Вопрос выбора пути - один из самых основных в жизни любого человека. На эту тему интересно поговорить с более опытными и авторитетными людьми. Предлагаю этим и заняться! Знакомьтесь, влюбленный в науку, Валерий Попов, аспирант МГТУ им.Баумана, узнаем его историю.

Где Вы учились? Почему выбор пал на этот вуз?

С 7 класса, в котором начинался школьный курс физики, понял для себя, что хочу пойти в вуз с техническим уклоном, хотя в семье у меня абсолютно все медики. По правде говоря, меня никто из родных не пытался переубедить, а наоборот поддерживали в моем желании. Не помню, кто именно тогда сказал мне, что, раз хочешь быть технарем, то иди в «Бауманку». Вот так я и определился с вузом. Более осмысленное действие было уже в старших классах с выбором кафедры, хотя я тоже воспользовался советом одного знакомого и поступил на кафедру РК5 «Прикладная механика».

Здорово, но не всем абитуриентам так легко удается определиться с университетом и кафедрой. Сомневались ли Вы, что идете в правильном направлении, как с этим боролись, если это случалось? Как понять, для чего ты предназначен?

Честно говоря, выбор кафедры похож чем-то на лотерею, так как при поступлении довольно-таки тяжело оценить, насколько тебе будет нравиться это направление через два года, когда уже начнешь заниматься по специальности. На первых курсах мне больше всего нравились информатика и математика, поэтому часто одолевали чувства, что надо было поступать на Информационное управление. Однако на 3 курсе я осознал, как важны в прочностных науках численные математические алгоритмы и их компьютерная реализация, так что все негативные мысли быстро развеялись, а каждый последующий год обучения все больше и больше уверял меня, что я правильно определился с выбором. В этом и состоит задача определения своего предназначения - найти то, что тебе будет нравиться.

Говорят, "твоё от тебя не уйдет". Согласны ли Вы с этим выражением или считаете, что человек сам должен со всем грузом ответственности сделать выбор пути? Как не ошибиться и что делать в случае ошибки?

Я больше придерживаюсь мнения, что человек своё никогда не отпустит. Просто большинство людей находятся в поисках своего: друзей, любви, работы, некоторые даже страны. А так, если он нашел своё, то он после этого с ним ни за что не расстанется и сделает всё, чтобы не расставаться.

Чего мы и пожелаем нашим читателям. Но вы на этом не остановились, видимо, вошли во вкус. Что подтолкнуло пойти в аспирантуру?

Интерес к специальности, появившейся во время учебы, быстро привел меня к тому, что я начал работать - уже с 4 курса устроился в конструкторское бюро инженером. Правда, инженерная деятельность сильно отличается от научно-исследовательской: в первой главное результат, во второй - понимание. Поэтому я уже через год после начала работы решил, что после окончания университета пойду в аспирантуру.

Раз речь зашла о результате, Вы сейчас заняты какой-то научной работой, расскажите о ней. Есть ли уже плоды Ваших трудов?

Моя научная работа связана с математическим моделированием динамики зубчатых механизмов. Останавливаться подробнее не буду, чтобы не вгонять людей в скуку. Скажу только, что мне нравится составлять математические модели реальных объектов, проводить их анализ, и т.д. Тяжело представить, но с помощью нескольких формул можно описать практически любое действие, происходящее в окружающем мире от открытия алюминиевой банки с газировкой до взлета самолета. Такое чувство, что ты оракул, предсказывающий будущее. Сам я только еще делаю первые шаги в этот удивительный мир, но и у меня уже есть некоторые успехи: 2 научные статьи, а еще 2 готовятся к публикации.

Похоже, Вы фанат своего дела. Скажите, как полюбить науку, учебу, привить тягу к знаниям?

Чтобы полюбить науку и учебу, надо просто этим заниматься. Аппетит приходит во время еды. А если просто все время судорожно пытаться сдать зачет или курсовой проект, то тогда никакого удовольствия от этого испытывать не будешь.

Какова Ваша основная деятельность? С чем Вам нравится работать больше: с приборами или студентами?

В настоящий момент работаю на 2 работах. Первая, основная - инженер в небольшой кампании, занимающейся расчетами и проектированием газотурбинных установок (авиационные двигатели, генераторы на электростанциях и прочее). Вторая, по совместительству - в своей альма-матер (МГТУ им. Н.Э.Баумана) преподаю сопротивление материалов. Пошел сюда работать, так как всегда хотелось попробовать себя в роли учителя. И первая и вторая работы мне нравятся, и я пока ничего в этом плане менять не буду.

Каким должен быть студент? Интересно знать мнение преподавателя.

Студенты бывают разные: черные, белые, красные. Я лично против установок, что существует один идеальный вид студента, и все должны к нему стремиться. Все студенты разные, и в этой разнице и заключается их прелесть. Единственное, что я не терплю, так это наглость. А так, для меня, как преподавателя, студент должен освоить материал и сдать его на положительную оценку.

Вот уж действительно, «сдал сопромат - можешь жениться». Но как выжить, получая образование? Как учиться так, чтобы было просто?

Учиться, чтобы это было просто невозможно. Учеба - это всегда труд и довольно тяжелый. Я на младших курсах делил все предметы на две категории: те, из-за которых меня могут отчислить и те, из-за которых не могут. Первую категорию предметов я всегда из всех сил пытался сдавать вовремя и уделял им больше всего времени.

Что может препятствовать человеку в его развитии? Что Вас вдохновляет развиваться?

Человеку в развитии препятствует только сам человек. Меня лично вдохновляет развиваться желание стать лучше в тех областях, которые мне интересны.

Как добиться успеха?

Чтобы добиться успеха, нужно иметь цель и желание его достичь - это лично моё мнение.

Часто в стремлении к лучшему помогает иметь перед глазами пример. Есть ли у Вас кумир или девиз?

Никогда не возводил себе кого-то в кумиры или примеры для подражания. Всегда стараюсь себя сравнить с собой же из вчерашнего дня - что я узнал, что сделал, чего добился. Когда в жизни происходит что-то тревожное, повторяю про себя, что все будет хорошо.

Есть ли у Вас занятия помимо основных дел? Дайте совет читателям, как все успеть.

Любимых дел помимо основных достаточно много, всех не перечислишь. Остановлюсь на двух - футбол и кулинария. В футбол играю с детства, в юность начал посещать матчи любимого клуба. Играю на позиции вратаря. Правда, во время учебы в университете долго время не практиковался. Сейчас вновь возвращаюсь в форму - играю в факультетской команде. Кулинарией увлекся уже в старшем возрасте, когда начал жить отдельно от родителей. Готовлю и для себя и для друзей. Умею и супы варить, и торты делать, и блинчики печь. Любимое блюдо - мясная солянка (именно суп, а не разновидность бигуса). Не всегда могу выделить время, что бы сделать сложное блюдо, часто приходится готовить что-то быстрое. Вообще, в современном мире нехватка времени - одна из главных проблем. Я лично стараюсь планировать своё время в ежедневнике, а еще всегда руководствуюсь правилом - если какое-то дело занимает менее 30 минут, то нужно его сделать сразу.

Ваша мечта, цель.

Для меня мечта - это что-то большое и великое, поэтому мечты или большой цели у меня на текущий момент нет. Ищу или, может, не дорос до них пока что. А вот более маленькие цели в обозримом будущем есть - защитить кандидатскую диссертацию и решить квартирный вопрос.

Какую книгу/фильм должен прочесть/посмотреть, на Ваш взгляд, каждый?

Я не сторонник навязывать кому-либо свою точку зрения, поэтому вряд ли могу назвать книгу или фильм, который каждый должен посмотреть. Назову лишь свои любимые фильм и книгу - «Форест Гамп» с Томом Хэнксом и «Мы» Евгения Замятина.

Валерий, большое спасибо за интересное интервью и полезные советы, думаю, каждый что-то сможет для себя почерпнуть, сможет верно выбрать жизненный путь и не сдаваться, идя к своей поставленной цели! Успехов, и добро пожаловать в лигу

02:00 pm - Сопромат

Как говорится, «сдал начерталку - можно напиться, сдал термех - можно влюбиться, сдал сопромат - можно жениться».

Если вы никогда не держали в руках учебник по сопромату с целью сдать экзамен - вам крупно повезло. Учебник был такой же огромный, как и «кирпич» (история КПСС). Но если в кирпиче была вода, и можно было худо-бедно преподу что-то наплести, то сопромат сдать, совсем не заглядывая в учебник, было практически невозможно.

Погуглила... народ до сих пор мучается:-)

Ну так вот..отвлеклась..

В те времена были в Москве театры, купить в которые билет без блата было нереально. Даже с нагрузкой билеты в них не продавали. Среди таких театров были «Ленком» и «Таганка». Помню, чтобы попасть на «Юнону и Авось», мне пришлось поехать в Питер. Онитам были с гастролями, и мои одноклассницы бывшие купили мне билеты. А в Москве купить билеты на ту же «Юнону» у меня не получилось.

«Таганка» была вообще недосягаема. А тут вдруг так получилось, что я стала обладательницей билетов на два спектакля - «А зори здесь тихие..» и «Десять дней...»

А четвертого января - экзамен по сопромату.

То есть, готовиться было просто некогда. Первого января после обеда кое-как открыла книгу и начала писать шпоры. Второго встала, собралась и поехала в театр. Пока вернулась -уже дело к вечеру. Продолжила писать шпаргалку. Утром следующего дня пришла девочка, с которой мы собирались в театр, и попросила продать ее билет кому-нибудь у входа - потому что не успевает, а завтра сопромат.

Я в те годы была фанатичным поклонником Высоцкого. И априори любила Таганку. И решила для себя, что какую бы оценку ни получила по сопромату,на спектакль пойду. Потому что оно того стоит. Посему и на третий вечер я лишь писала шпору и временами лежала, уставясь в потолок - в голове было пусто, как никогда

Лекции у нас читал профессор Иванов, главный на кафедре. И принимать экзамены должен был тоже он. А семинары вела худенькая девушка, старше нас на пару лет, не более. Вела хорошо, после уроков занималась с отстающими - ангел, короче. Семинары мне нравились, задачки я решала быстро и даже (не поверите) с удовольствием. Но вот теория... ее ж учить нужно было

Перед самым экзаменом, когда вся группа в тихом ужасе ждала начала экзекуции, народ обменивался «полезной информацией».

И тут я узнала, что у профессора есть любимые вопросы...очень много

Например: «Что такое крутящий момент?»

Я не то что ответов на них не знала, мне и вопросы ничего не говорили...

В общем, я осознала, насколько мало знаю.

«Сажала» нас наша худенькая замечательная преподавательница. Списывать можно было даже с учебника. Задачку можно было выбрать, какую хочешь.

Но это все не играло никакой роли - потому что как студент ответил на билет, профессора не волновало (то ли знал, что нам разрешалось списывать, то ли еще по какой причине) - он мельком смотрел на листочек, и давал дополнительный вопрос. И не один...

Профессор собирал вокруг себя 3-4х студентов, давал дополнительные вопросы и студенты корпели над ответами.

Пришла моя очередь. На ватных ногах подошла, села.

Так.... задачка решена неправильно, - мельком глянув на мой листочек, сказал профессор.

И тут мне стало совершенно все равно, «как у него надета тюбетейка», абсолютно не важно, что он профессор, а я - студентка, да к тому же, не очень хорошо подготовленная к экзамену.

Нет, правильно, -возразила я

Нет, неправильно,-не сдавался профессор

Нет правильно. Решите сами

И профессор стал решать мою задачку. И получил такой же ответ, как и я.

И в тот момент, видимо, он и «сломался». Подозреваю, что ему стало неловко за то, что мог засчитать, как «неправильно решенную» правильно решенную задачу.

Что такое крутящий момент? - спросил меня профессор Иванов.

Это был, думаю, единственный вопрос, на который я знала ответ:-)

Через несколько секунд я вышла с пятеркой..

Реакция одногруппников:

И зачем было врать, что ничего не учила?

Для студентов Строительного факультета специальности ВиК, первым назиданием от Максименко Владимира Ивановича были слова: "Сдал сопромат, можешь жениться". Это утверждение по его мнению, в полной мере должно было показать всё ещё юнцам, хоть и студентам второго курса, что Сопромат - это одна из ключевых дисциплин, преодоление которой открывает дверь во взрослую жизнь. Надо честно признаться, Владимир Иванович был прав, и для многих из нас Сопромат был серьёзным препятствием. Кто то не мог постичь в силу недостаточного абстрактного мышления, кто то как мой друг грузин Заза Бецукели, в силу того, что не смотря на наличие у него диплома техникума, знание русского языка, он приобрёл при прохождении службы в Советской армии и на первом курсе института.
С Зазой мы познакомились в горах Кавказа, в лагере НПИ "Кешкет", где в одном из ущелий Карачаево-Черкесии, выше аула Хасаут-Греческий проходила геодезическая практика. Заза как и любой грузин, был студентом темпераментным, но я в общей массе студентов грузинской национальности, его выделил для себя, и на вопрос почему мы с ним подружились, я отвечаю: "Заза Ильич Бецукели не правильный грузин". И такое моё утверждение, многим было понятно, на фоне зачастую не обоснованного прожигания родительских денег во время студенческой жизни его соплеменников, постоянных дебошей. Заза в отличии от большинства, ценил ту возможность, которую ему дали родители, и не смотря на 52 бегунка, которые он сохранил, ему удалось закончить НПИ, и в отличии от меня Он всю жизнь работает на одном предприятии, и занимается любимым делом по профессии.
Родители Зазы жили в Телави. Мама его не имела высшего образования, и работали на нескольких работах, что бы он и его брат смогли выучиться ремеслу или профессии. И видимо возможности семьи позволили только старшему сыну получить высшее образование, и Заза это ценил. Отец же у Зазы, работал геодезистом, и естественно Заза в вопросах геодезии среди студентов первого курса имел явный авторитет, и Заза этим собирался воспользоваться в полной мере во время прохождения геодезической практики, имею в виду прежде всего оказание безвозмездной помощи студенткам. Почему безвозмездной? Дело в том, что о неправильности Зазы знал не только я. И студентки пользовались, тем что Заза не смотря на весь темперамент, оставался порядочным молодым человеком. Позже Я неоднократно, наблюдал, как студентки как под копирку использовали один и тот же приём. Они просили Зазу помочь сделать задание. Когда работаешь с форматом А-2 или А-1, руки чертёжника согнуты в локтях и локти разведены в стороны. Студентка садилось рядом и прижималась грудью к предплечья нашего чертёжника. Заза как заворожённый работал не отрываясь, над заданием студентки.
Я уже рассказывал, как лёжа на нарах призывного пункта в Батайске, я приободрил своих друзей призывников, перспективой нашего триумфального появления после службы в новых учебных группах студентов, в которых после очередного призыва не будет парней, и мы окажемся в окружении не только гор Кавказа но прекрасных вчерашних первокурсниц.
Пока мои сослуживцы, ехали Из Новочеркасска в Кешкет,я приехал туда заранее, так как Я родился в Черкесске, и для меня эти горы практически были домом родным. Я встретился с комендантом, выбрал лучший по расположению домик в лагере, получил всё необходимое, об устроился и ожидал прибытия студентов и прежде всего парней с кем я служил и с кем мы коротали время, в ожидании покупателей из частей.
В своих прогнозах я немного ошибся, я не учёл тех парней, кто отслужив в рядах СА, поступили на первый курс, и не собирались уступать свои позиции каким то "Духам". Заза был из их числа.
Встретив друзей, я оценив ситуацию после приезда Студентов в лагерь, понял что не всё я предусмотрел. На повестку дня для меня лично стал вопрос интеграции в новую для меня группу, в которой надо сказать было достаточно парней, кому грозил призыв на следующий год, и возглавлял их староста группы Бецукели Заза Ильич.
На первом же занятии, мне подвернулся удобный момент заявить о себе. На вопрос преподавателя: "Кто может выполнить поверки нивелира?", Последовала ожидаемая реакция студентов, кто старался спрятаться во втором ряду за спинами впереди стоящих, кто-то опустив взгляд, надеялся что пронесёт, кто-то но не Заза. Заза просто держал паузу, что бы в критический момент вызваться, тем самым ещё раз подчеркнуть, что он не зря выбран старостой группы. И всё бы так и произошло, но не смотря на два года службы, в моей голове остались эти нехитрые действия которые нужно было сделать с нивелиром, для его поверки. И я не выдерживая паузы, сразу согласился, чем привлёк внимание студенток, и испортил триумф Зазе.
Мне повезло, что Заза не только не затаил на меня обиды, но и как геодезист оценил уровень моей подготовки. впрочем это сделал и преподаватель, а главное когда группу начали разбивать на тройки для прохождения практики, не я просился к кому-то в тройку, а у меня была возможность выбрать себе двух студенток.
Надо сказать, что я не единственный был представитель семейной династии среди студентов. Ещё на первом курсе, со мной учились Александр Ракульцев (сын директора Сочинского водоканала) и Мощицкая (дочь главного инженера Сочинского водаканала). Среди студентов группы в которую я вернулся после службы в СА, были свои продолжатели семейных традиций обучения в НПИ. Среди них была Инна Серпокрылова (дочь профессора ВиК Ростовского Архитектурно-Строительного института) и Наталья Столярчук (дочка студента, сокурсника и человека делившего одну комнату в общежитии с Владимиром Ивановичем Максименко).
Владимир Иванович, был преподавателем от бога. Не смотря на сложность предмета, нам всегда было интересно. При всём уважении к его возрасту и учёному званию, он для студентов оставался желаемым собеседником. Масса историй, жизненных ситуаций сопровождали его лекции. Наиболее запомнившееся история про двух друзей студентов, которые получили распределение в одну организацию. Возможно, он эту историю рассказал нам с Зазой, возможно он её рассказывал каждой группе, так как в те времена в каждой группе были компании друзей, в которых был славянин и кавказец.
Так вот, говорит он нам: "Получили два друга распределение. Приехали, обустроились, на новой работе. И в силу предприимчивости кавказец стал быстро набирать обороты, его приметило начальство, и в определённый момент начальник СМУ, даёт кавказцу поручение забетонировать балкон на своей даче. Выписал материалы, выделил людей и отвёз на объект. Дошло дело до армирования консоли балкона, тут-то и кавказец вспомнил, что была такая наука Сопромат, ну и всё. Как вязать арматуру не знает. Позвал он своего друга, тот не объясняя очевидного, завязал арматуру в верхней части плиты на конце и усилил плиту в низу только в начале. Рабочие залили бетон, а кавказца сомнения гложут, сам не знает, а переспрашивать не захотел. И вот он принимает решение подстраховаться и опёр консольный балкон на установленные им колоны. Через 28 дней пришло время снимать опалубку, и балкон вместе с опалубкой падает вниз. Поэтому вы ребята дружите, но знать должен каждый из Вас".
В начале первой лекции Владимир Иванович объявил: "Я поставлю автоматом экзамен тому студенту, который предоставит мне конспект моих лекций в идеальном состоянии".
Владимир Иванович, к этому времени решил переиздать свои лекции, и в отсутствии тогда ПК, он прибегнул к нехитрому способу написания черновика рукописи.
Ко мне подходит Заза и говорит: "Для меня это единственный шанс сдать сопромат". Понимая, в чём может быть трудность для него в написании конспекта, я мгновенно просчитал перспективы такой ситуации, и предложил ему: "Согласен, но есть одно условие". Так мы с ним договорились, он на лекциях тратит время на чертежи, а я на написание текста, ну а про посещения лекций я уже писал, я не мог себе позволить их прогуливать по морально-этическим соображениям. Выдвинутым условием было, написание чистовика конспекта в амбарной тетради с началом каждой новой темы с нового листа.
Шло время, и так или иначе среди студентов поползли слухи, что Заза не просто пишет супер конспект, но что Комоцкий достал кольца на фотоаппарат, и делает шпоры для сдачи экзамена. Так или иначе, дошло дело до того, что Заза известный ловелас, успокаивал своих подружек: "Не переживайте, сдадите вы экзамен, и я вас возьму замуж".
Настал день экзамена, я на кануне погладил костюм и в нижний внутренний кармашек для часов, положил в аккурат по размеру напечатанные шпоры по сопромату.
У Владимира Ивановича, было правило в аудиторию для сдачи экзамена запускать всю группу сразу. Не знаю, как Заза смотрел в глаза своим девчатам, когда ему, как и было обещано, Максименко поставил автомат, а Комоцкий со своими шпорами не пришёл. Да, именно, я проспал экзамен, и когда прибежал к Главному уже прошёл час и по идее первые студенты должны были начинать отвечать. Я заглянул в аудиторию, честно признался, что проспал и попросил разрешение приступить к экзамену. Владимир Иванович, улыбнулся как будто бы снисходительно, а может по тому, что знал что то, и предложил мне взять билет. Я вытянул из оставшихся на столе билетов свой, сообщил его номер и собрался присесть в аудитории для подготовке к ответу. Но не тут то было. В спину я услышал тихий голос Максименко: "Куда собрался, присаживайся пора отвечать, будешь первым". Так я без подготовки, в расчёте на шпоры мной же приготовленные, сдал Владимиру Ивановичу сопромат на "4", и получив вторую из трёх моих четвёрок в зачётку, был выставлен из аудитории со своими шпорами.
Стечение обстоятельств, или утечка информации о нашей с Зазой затее со шпорами, но Владимир Иванович ещё раз всем показал, что действительно если ты сдашь сопромат, то можешь жениться.