Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Ф. Ж. Оссанг
F. J. Ossang
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Профессия:

Режиссёр

Карьера:

1975 - наст.время

Направление:
Награды:

Биография

Изучал право и философию (1974-1976). Был главным редактором литературного журнал ЕЭС (1977-1979). В 1980 создал панк-группу «MKB Fraction Provisoire», выпустил 9 альбомов. Опубликовал около десяти книг (романы, стихотворения, путевые заметки). Поставил и написал сценарий к пяти короткометражкам и трём полнометражным лентам, в их число входят «Дело дивизий Моритури» (1984) и «Доктор Шанс» (1998).

Оссанг был специально приглашённым режиссёром для съёмок короткометражного фильма «Владивосток» по сценарию, который написал российский школьник Тихон Макаров.

В 2008 году участвовал с фильмом «Затмение» во внеконкурсной программе Каннского фестиваля в рамках проекта «Двухнедельник режиссёров».

Одна из его последних работ «Молчание» получила Приз Жана Виго за лучший короткометражный фильм. Первый обладатель премии «За независимый дух» на кинофестивале Palic, проходящем в Сербии.

Ф. Ж. Оссанг в кинематографе

Ф. Ж. обладает своим неповторимым стилем передачи кинематографического действия, индивидуальностью творческого мироощущения. Особенностью его стиля является использование специального фильтра IRIS, что придаёт картинке нереальное, почти иллюзорное изображение.

Кроме кинематографических приёмов, в своих фильмах Оссанг применяет и литературные. Так, в полнометражных проектах (например, в картине «Доктор Шанс») нередко используются аллюзии . В фильме «Доктор Шанс» герои читают книги запрещённого австрийского поэта Георга Тракля , чтобы потом посетить одноимённого фармацевта и приобрести у него эликсир любви ; по стенам развешаны постеры фильмов Мурнау и написаны названия популярнейших рок-групп .

Фильмография

  • La Derniére Enigme, 1982
  • Zona Inquinata, 1983
  • L"Affaire Des Divisions Morituri, 1985
  • Le Trésor Des Iles Chiennes, 1990
  • Docteur Chance (Доктор Шанс), 1997
  • Silencio, 2007
  • Ciel éteint! (Погасшее небо), 2008
  • Vladivostok, 2008
  • Dharma Guns (La succession Starkov), 2010

Напишите отзыв о статье "Ф. Ж. Оссанг"

Примечания

Ссылки

  • Ф. Ж. Оссанг (англ.) на сайте Internet Movie Database

Отрывок, характеризующий Ф. Ж. Оссанг

Эсклармонд глубоко вздохнула, не обращая внимания на леденящий холод. Как жаль, что не было солнца!.. Она так любила греться под его ласковыми лучами!.. Но в тот день небо было хмурым, серым и тяжёлым. Оно с ними прощалось...
Кое-как сдерживая готовые политься горькие слёзы, Эсклармонд высоко подняла голову. Она ни за что не покажет, как по-настоящему ей было плохо!.. Ни за что!!! Она как-нибудь вытерпит. Ждать оставалось не так уж долго...
Мать находилась рядом. И вот-вот готова была вспыхнуть...
Отец стоял каменным изваянием, смотря на них обеих, а в его застывшем лице не было ни кровинки... Казалось, жизнь ушла от него, уносясь туда, куда очень скоро уйдут и они.
Рядом послышался истошный крик – это вспыхнула мама...
– Корба! Корба, прости меня!!! – это закричал отец.
Вдруг Эсклармонд почувствовала нежное, ласковое прикосновение... Она знала – это был Свет её Зари. Светозар... Это он протянул руку издалека, чтобы сказать последнее «прощай»... Чтобы сказать, что он – с ней, что он знает, как ей будет страшно и больно... Он просил её быть сильной...
Дикая, острая боль полоснула тело – вот оно! Пришло!!! Жгучее, ревущее пламя коснулось лица. Вспыхнули волосы... Через секунду тело вовсю полыхало... Милая, светлая девочка, почти ребёнок, приняла свою смерть молча. Какое-то время она ещё слышала, как дико кричал отец, называя её имя. Потом исчезло всё... Её чистая душа ушла в добрый и правильный мир. Не сдаваясь и не ломаясь. Точно так, как она хотела.
Вдруг, совершенно не к месту, послышалось пение... Это присутствовавшие на казни церковники начали петь, чтобы заглушить крики сгоравших «осуждённых». Хриплыми от холода голосами они пели псалмы о всепрощении и доброте господа...
Наконец, у стен Монтсегюра наступил вечер.
Страшный костёр догорал, иногда ещё вспыхивая на ветру гаснущими, красными углями. За день ветер усилился и теперь бушевал во всю, разнося по долине чёрные облака копоти и гари, приправленные сладковатым запахом горелой человеческой плоти...
У погребального костра, наталкиваясь на близстоявших, потерянно бродил странный, отрешённый человек... Время от времени вскрикивая чьё-то имя, он вдруг хватался за голову и начинал громко, душераздирающе рыдать. Окружающая его толпа расступалась, уважая чужое горе. А человек снова медленно брёл, ничего не видя и не замечая... Он был седым, сгорбленным и уставшим. Резкие порывы ветра развевали его длинные седые волосы, рвали с тела тонкую тёмную одежду... На мгновение человек обернулся и – о, боги!.. Он был совсем ещё молодым!!! Измождённое тонкое лицо дышало болью... А широко распахнутые серые глаза смотрели удивлённо, казалось, не понимая, где и почему он находился. Вдруг человек дико закричал и... бросился прямо в костёр!.. Вернее, в то, что от него оставалось... Рядом стоявшие люди пытались схватить его за руку, но не успели. Человек рухнул ниц на догоравшие красные угли, прижимая к груди что-то цветное...
И не дышал.
Наконец, кое-как оттащив его от костра подальше, окружающие увидели, что он держал, намертво зажав в своём худом, застывшем кулаке... То была яркая лента для волос, какую до свадьбы носили юные окситанские невесты... Что означало – всего каких-то несколько часов назад он ещё был счастливым молодым женихом...
Ветер всё так же тревожил его за день поседевшие длинные волосы, тихо играясь в обгоревших прядях... Но человек уже ничего не чувствовал и не слышал. Вновь обретя свою любимую, он шёл с ней рука об руку по сверкающей звёздной дороге Катар, встречая их новое звёздное будущее... Он снова был очень счастливым.

(Fetis) Франсуа Жозеф (25 III 1784, Монс - 26 III 1871, Брюссель) - бельг. музыковед, муз. писатель и критик, композитор, педагог, муз.-обществ. деятель. Учился в Парижской консерватории у Л. Керубини и Ф. А. Буальдьё (композиция). В 1811-18 органист и преподаватель пения и гармонии в Бувине и Дуэ, с 1821 профессор композиции, с 1826 гл. библиотекарь Парижской консерватории. Одноврем. вёл науч. работу, выступал как муз. критик в парижской печати. В 1827 основал первый во Франции еженедельный муз. журн. "Revue musicale" (до 1833 его единств. редактор и осн. автор); публиковал статьи также в парижской муз. газ. "La Revue et gazette musicale de Paris" и др. С 1833 директор Брюссельской консерватории. Организовал в Париже (1832) и Брюсселе (1837) циклы историч. концертов, к-рые сопровождал спец. лекциями. Одноврем. был руководителем Корол. капеллы в Брюсселе. Собрал ценную муз. б-ку и коллекцию муз. инструментов, к-рые после его смерти были приобретены правительством Бельгии. Глава белы. и франц. музыковедч. школы сер. 19 в., Ф. - один из основоположников сравнит. и историч. музыковедения. Его труды (при недостаточной достоверности нек-рых сведений и консервативности отд. концепций) сыграли выдающуюся роль в систематизации муз.-историч. и теоретич. знаний того времени. Одним из первых во Франции ввёл понятие муз. эстетики, к-рую считал истинной философией музыки (программная статья "О философии и поэтике музыки", 1828); впервые поставил ряд важных муз. эстетич. и теоретич. проблем. Нек-рые философско-эстетич. положения Ф. (несмотря на их идеалистич. характер) имели прогрессивное значение; утверждал (вопреки распространённому в то время мнению), что сочинения выдающихся композиторов прошлого сохраняют художеств. ценность и могут применяться в совр. муз. практике; считал, что иск-во не прогрессирует а преобразуется и что новейшая музыка не может служить эталоном для оценки музыки минувших эпох. Свой эстетич. идеал Ф. находил в иск-ве прошлого, рассматривая развитие музыки как имманентный процесс смены разл. принципов оформления звукового материала. Ценность представляет его труд по истории гармонич. систем. Ф. высказал передовые для его времени идеи о подчинении всех гармони. явлений закону тяготений тонов, установил 4 фазы в истории развития гармонии - унитональность, транзитональность, плюритональность и омнитональность. Ф. принадлежат также многочисл. учебники и уч. пособия по разл. отраслям муз. теории и муз. исполнительства, капитальные труды в области лексикографии и истории музыки, в т. ч. 8-томная работа "Всеобщая биография музыкантов и библиографический музыкальный словарь" (1835-44, 2-е изд. 1860-1865), к-рая принесла Ф. мировую известность (по охвату материала не имела равных в истории муз. лексикографии), и 5-томная "Всеобщая история музыки" (до 15 в.), сохраняющая источниковедч. ценность (несмотря на архаичность позиций автора). Знаток нар. музыки и муз. культур внеевроп. цивилизаций, Ф. своим очерком "За новый метод классификации человеческих рас по их музыкальным системам" (предисловие к исследованию антрополога Бока, 1867) заложил основы совр. этномузыкологии. Основоположник муз. критики во Франции, Ф. первым придал ей проф. характер (статьи, рецензии, очерки о событиях муз. жизни и др.). Сыграл важную роль как популяризатор муз. иск-ва. Его кн. "Музыка, понятная для всех" (1830) переведена на мн. языки, в т. я. на рус. яз. Однако как муз. критик Ф. был консервативен - отстаивая классич. традиции, он не принимал новаторства композиторов и исполнителей романтич. направления (Г. Берлиоз считал Ф. своим идейным противником).

Сочинения : 4 комич. оперы (1820-32); для орк. - симфонии (1862, 1863,), конц. увертюра (1854); для инструмента с орк. - симф. фантазия для органа (1866), концерт для флейты (1869); камерно-инстр. ансамбли - струн. квинтеты (1860, 1862, 1863), струн. квартет с фп. в 4 руки (1819); пьесы для фп. и органа; культовые хор. произв.; песни, вокализы.Литературные сочинения : Mйthode йlйmentaire et abrйgйe d"harmonie et d"accompagnement, P., 1823; Traitй du contrepoint et de la fugue, P., 1824; Solfиges progressifs..., P., 1827; Sur la philosophie et sur la poйtique de la musique, "Revue musicale", 1828, t. 3, p. 409-16, 509-16 (рус. пер. - О философии и поэтике музыки, пер. E. P. Бронфин, в кн.: Музыкальная эстетика Франции XIX века, М., 1974, с. 98-111); Traitй de l"accompagnement de la partition sur le piano ou l"orgue, P., 1829; La musique mise а la portйe de tout le monde, P., 1830 (рус. пер. - Музыка, понятная для всех, или Краткое изложение всего нужного, чтоб судить и говорить об искусстве сём, не учившись оному, СПБ, 1833); Biographie universelle des musiciens et bibliographie gйnйrale de la musique, v. 1-8, Brux., 1835-44, P., 1860-65, новое изд. v. 1-10, Brux., 1963; Mйthode des mйthodes de chant, P., 1862; Manuel des principes de musique, P., 1837; Mйthode des mйthodes de piano (совм. с И. Мошелесом), Р., 1840; Esquisse de l"histoire de l"harmonie..., P., 1840; Mйthode йlementaire de plain-chant..., P., 1843; Traitй complet de la thйorie et de la pratique de l"harmonie, P., 1844; Notice biographique sur Nicolo Paganini, P., 1851; Antoine Stradivari, P., 1856; Histoire gйnйrale de la musique, depuis les temps les plus anciens jusqu"а nos jours, v. 1-5, P., 1869-76 (доведена до 15 в.).

Сын P. - Эдyaр Луи Франсуа Ф. (16 V 1812, Бувинь, близ г. Динан - 31 I 1909, Брюссель) - бельг. муз. и художеств. критик, редактор. В юности помогал отцу, участвуя в редактировании журн. "Revue musicale", в 1833-35 вёл журнал самостоятельно. С 1836 старший библиотекарь Корол. б-ки Бельгии, хранитель Отдела печати, позднее - чл. Корол. академии в Брюсселе. Одноврем. редактор муз. отдела, затем отдела иск-в в газ. "Indйpendance Belge". Профессор Академии изящных иск-в (курс эстетики). Издал 5-й том "Всеобщей истории музыки" ("Histoire gйnйrale de la musique", 1876) P. Фетиса и составил "Систематический каталог" ценной б-ки отца, приобретённой бельг. правительством ("Catalogue de la bibliothиque de F. J. Fйtis", 1877).

Сочинения : Lйgende de Saint Hubert, prйcйdйe d"une prйface bibliographique et d"une introduction historique, Brux., 1847; Description des richesses artistiques de Bruxelles, Brux., 1847; Les musiciens belges, v. 1-2, Brux., 1849; Les artistes belges а l"йtranger, v. 1-2, Brux., 1857-65.Литература : Ларош Г., Фетис-отец как музыкальный историк, "Музыкальный листок", 1876, No 5-6, то же, в его кн.: Музыкально-критические статьи, СПБ, 1894; Бронфин Е., Мысль о музыке во Франции XIX в. (вступ. ст.), в кн.: Музыкальная эстетика Франции XIX в., М., 1974, с. 11-12, 96-98; Ambrоs A. W., Fйtis, в его кн.: Bunte Blдtter, Lpz., 1872; Gevaert Fr. A., Discours prononcй а l"occasion du 100 anniversaire de la naissance de Fr. J. Fйtis, Gent, 1884; Chevallier L., Les thйories harmoniques, P., 1925 (рус. пер.: Шевалье Л., История учений о гармонии, М., 1932, с. 147-49); Gurlitt W., Fr. J. Fйtis und seine Rolle in der Musikwissenschaft, в изд.: Kongress-Bericht, Lьttich, 1930; Prod"homme J.-G., Fйtis, bibliothйcaire du conservatoire, "La Revue Musicale", 1931, annйe 12, No 116; Haraszti E., Fйtis, fondateur de la musicologie comparйe, "Acta Musicologica", 1932, v. 4, fasc. 3; Wangermйe R., Franзois-Joseph Fйtis, musicologue et compositeur, Brux., 1951; Fr. J. Fйtis et la vie musicale du son temps 1784-1871, Brux., 1972.E. P. Бронфин.

Psychologies:

Любить и оставаться собой - это возможно?

Николь Жамме:

Проблема не столько в том, чтобы быть собой, сколько в том, чтобы стать собой. В начале нашей жизни эта «самость» существует лишь виртуально. На стадии слияния с матерью младенец не делает различия между собой и ею, между внутренним и внешним, хорошим и плохим. В это время вся его работа состоит в том, чтобы отделить себя от другого. К полутора годам ребенок начинает противопоставлять себя другому, понемногу выстраивая свое «Я» во взаимодействии.

Филипп Жамме:

Мы также знаем, что изолированного, не подверженного изменениям субъекта просто не существует. Наши клетки обновляются, наши гены проявляются в зависимости от окружения, наши нейронные связи делаются богаче... До самого конца продолжается наше становление в сотворчестве с теми, кто нас окружает. Мы с Николь познакомились, когда мне было 17 лет. В этом году мы отмечаем 50 лет супружества. Конечно, у нас были моменты беззаботной легкой жизни...

Николь Жамме (Nicole Jeammet) и Николь Жамме (Nicole Jeammet) и Филипп Жамме (Philippe Jeammet)

Н. Ж.:

А были и очень трудные...

Ф. Ж.:

Когда наша взаимная «подстройка» держалась на волоске.

Почему мы боимся, что партнер нас изменит?

Ф. Ж.:

Наша любовь к себе очень зависит от взгляда со стороны. Каждая новая встреча делает нас уязвимыми: какова моя ценность? можно ли меня полюбить? Чем сильнее наша потребность в другом, тем большую угрозу он представляет для нашей автономии. Открываясь перед ним, мы даем ему власть. Поскольку он отличен от нас, мы не можем контролировать его действия. Тот, кто доставляет удовольствие, может вызвать и недовольство. Мы рискуем испытать разочарование, горечь разлуки...

«Мы спрашиваем себя с тревогой: если бы другой знал, какая я на самом деле, он все равно любил бы меня?» Николь Жамме

Н. Ж.:

Подлинные отношения предполагают, что другой человек на нас влияет. Встречаясь с кем-то, мы должны быть готовы к тому, что получим от него свой новый образ, незнакомый, и значит, представление о себе может измениться. В нас при этом пробуждается что-то, до той поры неведомое. Это ощущается как опасность... Или как обещание, ведь через встречу мы узнаем себя. Мой муж раскрыл то, что таилось внутри меня, и дал проявиться каким-то сторонам моего «Я», а с другим во мне проявилось бы что-то другое. Именно поэтому каждая встреча уникальна и производит в нашей жизни переворот.

В любовной встрече всегда присутствует страх...

Ф. Ж.:

Любовные отношения без страха, без тревоги невозможны. Такая встреча выводит нас из равновесия, потому что пробуждает вновь наши детские ожидания в области чувств, мы вновь ощущаем фундаментальные потребности в любви, защите, привязанности, признании. К тому же это единственные отношения, которые для большинства людей требуют исключительности. Верность другого, гарантия нашей ценности и нашего места в жизни настолько важна, что нарушить ее - значит совершить преступление против нарциссизма, вот почему это часто становится основанием для разрыва.

Н. Ж.:

Любовная встреча - это также и великолепная возможность пересмотреть какой-то личный опыт. В том числе и в испытаниях. Оглядываясь назад, я, например, считаю себя отчасти ответственной за сложности в наших отношениях. Думаю, что с другим мужчиной я испытала бы примерно те же страдания, поскольку они были вызваны травмами, полученными в детстве. Пережив их заново, я смогла их преодолеть. Но это стало возможным только потому, что в наших отношениях с мужем был прочный фундамент доверия и нежности, обретенных за годы, когда мы проживали период слияния.

Получается, что период слияния благотворен?

Ф. Ж.:

Для пары он служит цементом. Часто мы опасаемся этого слияния, боясь, что оно нас приманит и обманет, но оно имеет важную созидательную функцию. Подобно удобрению, оно помогает хорошему развиваться и подпитывает уверенность в себе обоих партнеров.

Н. Ж.:

Когда мы влюбляемся, то заново переживаем иллюзию полноты, безусловной материнской любви. Нам хочется, чтобы идеализация никогда не кончалась, но мы знаем, что заблуждаемся, что в нас есть и плохое... И вот мы себя спрашиваем с тревогой: если бы другой знал, каков(а) я на самом деле, любил бы он меня все равно? Как в детстве, уверенность в себе укрепляется, когда каждый признает плохое в себе и в другом, продолжая любить. Любящий взгляд укрепляет нас в сознании нашей ценности. Он создает основу, которая позволяет потом принять отступление назад. Ведь разочарование - это всего лишь выход к реальности. Отрицательные чувства составляют часть правды отношений с другим. Важно, чтобы человек мог также принять и противостояние и несогласие.

Ф. Ж.:

А в трудные периоды главное - не дать им перечеркнуть прекрасные моменты! Когда мы озлобляемся, топчем прошлое, ненавидим другого, это дает ощущение контроля над происходящим, но не делает счастливыми.

Желание «оставаться собой» - означает ли оно отказ от привязанности?

Ф. Ж.:

Те, кто не позволяет себе привязываться, пытаются так справиться с чувством бессилия и беспомощности. Они замыкаются в себе, и им кажется, что они «возвращаются к себе», «могут быть самими собой». Это немного похоже на фантазийное желание «стать сильнее смерти». Как будто если ты окажешься от всех удовольствий, тебе будет нечего терять. Они замыкаются в дыре, в зиянии, которое поглощает их. Превращаясь в пустую скорлупу от «Я», отъединенного от мира, они лишают себя зеркала, в котором можно увидеть и осознать себя, а заодно и своей собственной способности к эмпатии.

«Период слияния помогает хорошему в нас развиваться и подпитывает уверенность в себе обоих партнеров» Филипп Жамме

Н. Ж.:

Нас постоянно раздирают противоречивые чувства: мы хотим отношений и в то же время быть свободным, быть независимым и встречать уважение и одобрение в глазах другого человека, мы боимся, что нас бросят, и страшимся оказаться в клетке... Некоторые, чтобы обойти противоречие между желанием и страхом слияния, стремятся защититься от эмоций, подменяя их чисто физиологическими ощущениями, например сексом, отделенным от чувств. Чтобы выбраться из восприятия пары как тюрьмы, я думаю, нам нужно учиться одиночеству и развивать свои собственные таланты. Чем больше я повышаю свою значимость вне пары, тем более сильной я себя чувствую. Тогда я могу согласиться с тем, чтобы предоставить другому свободу.

Ф. Ж.:

Что не мешает иногда испытывать желание подкрепить свою уверенность и вновь уцепиться за другого.

При условии, что другой в этот момент не чувствует потребности «быть собой» в стороне от меня...

Ф. Ж.:

Нам хватило мудрости установить дистанцию, повременить, не жить вместе постоянно. И не считать себя жертвой, которую другой угнетает, а понимать, что другой тоже терзается, страдает, растерян. Это стало возможным благодаря тому, что мы умели сопереживать и были глубоко привязаны друг к другу.

Н. Ж.:

А сегодня это огромное счастье - вновь встретиться и заново открыть друг друга. Дело того стоило!

(Gossec) Франсуа Жозеф (17 I 1734, Верньи, Эно, Бельгия - 16 II 1829, Пасси, близ Парижа) - франц. композитор, дирижёр, педагог и муз. деятель. По происхождению бельгиец. Чл. Института Франции (1795). Сын бедного крестьянина, в детстве пастух. Учился в певч. школе кафедрального собора в Антверпене. С 1751 жил в Париже, где в 1754-62 работал капельмейстером у генерального откупщика Ла Пуплиньера, затем у принца Конти, в 1766 интендант музыки у принца Конде в Шантийи. Г. возглавлял осн. им в 1770 об-во "Концерты любителей", реорганизовал в 1773 об-во "Духовные концерты", где до 1777 руководил конц. мероприятиями. Одновременно служил в т-ре "Корол. академия музыки" (с 1774 преподаватель, с 1778 хормейстер). В 1784 организовал при т-ре Корол. школу пения и декламации, на основе к-рой в 1793 возник Нац. муз. ин-т (с 1795 - консерватория; её профессор и ведущий инспектор). Убеждённый республиканец, Г. при реставрации Бурбонов был отстранён от работы в консерватории (как педагог - в 1814 и как инспектор - в 1816).
Г. - родоначальник франц. симфонии (1-я - 1754, особенно популярной была "Охотничья симфония", изд. 1766). Композитор использовал опыт мангеймцев, расширил состав оркестра, проявил изобретательность в применении дух. инструментов (кларнетов, тромбонов, валторн), динамич. и колористич. эффектов. Значителен вклад Г. в камерную музыку (квартеты, трио). На парижских сценах ставились оперы Г. Однако его комич. оперы уступали сочинениям А. Гретри, а муз. трагедии - произв. К. В. Глюка, реформу к-рого Г. поддержал, но в своём творчестве отразил лишь отчасти ("Тесей", 1782, т-р "Корол. академия музыки", Париж). Опера "Сабин" (с балетной сценой "Кадриль наций", 1773, Версаль) предвосхищает стиль большой оперы Г. Спонтини.
Признанный мастер, Г. стал виднейшим муз. деятелем Великой франц. революции. Он был организатором и рук. массовых муз. исполнений с участием хоров, оркестров и народа на площадях Парижа, штатным дирижёром оркестра Нац. гвардии, учредителем новой системы муз. образования и педагогом (совм. с Б. Сарретом создал муз. школу Нац. гвардии, к-рая впоследствии слилась с Корол. школой, образовав Нац. муз. ин-т). Композитор-новатор, Г. создал новые муз. жанры: его "Песня 14 июля" ("Le Chant du 14 juillet", 1790) положила начало революц.-патриотич. массовой песне; "Скорбный марш" для дух. оркестра (1790, к церемонии почестей жертвам восстания в Нанси; в 1791 прозвучал на похоронах Мирабо) - героич. траурному маршу и новой военно-дух. музыке; "Те Deum" для гигантского 3-гол. муж. хора и оркестра (1200 певцов и 800 исполнителей на дух. инструментах и приглушённых барабанах; исп. на празднике Федерации, 1790) - монументальному вок.-орк. стилю, нашедшему выражение в революц. кантатах и гимнах этой эпохи; апофеоз "Дароприношение Свободе" ("LOffrande а La Libertй", 1792, т-р "Академия музыки", Париж; после свержения короля) и опера "Триумф Республики, или Лагерь при Гранпре" (1793, там же; через неск. дней после казни короля) - агитац. опере Революции.
Неутомимая творч. деятельность Г. продолжалась на протяжении всех революц. лет (среди сочинений - хор "Пробудись, народ!", "Дифирамб Федерации", "Гимн Свободе", "Гимн Верховному существу"). После термидорианского переворота активность Г. резко снизилась.
В период империи он написал только симфонию (1809) и "Последнюю мессу живущих" ("Derniиre messe des vivants", 1813). Г. участвовал в создании учебников по теории музыки, сольфеджио и методике пения, составленных профессорами консерватории (изд. 1799-1803); в рукописи остались его трактаты по гармонии и контрапункту.
Сочинения : оперы (ок. 20), в т. ч. Мнимый лорд (Le faux lord, с балетом Охота, 1765, т-р "Театр Итальен", Париж), Рыбаки (Les pкcheurs, 1766, там же), Туанон и Туанетта (1767, там же), Двойное притворство (La double dйguisement, 1767, там же), Алексис и Дафна, Филемон и Бавкида (обе 1775, т-р "Корол. академия музыки", Париж), Сельский праздник (La fкte de village, 1778, там же), Розина, или Покинутая супруга (Rosine, ou Lйpouse abandonnйe, 1786, там же); балеты, в т. ч. Мирза (1779, там же; нов. ред. 1788); для хора, солистов и орк. - оратории, мессы, реквием (Messe des Morts, 1760); для opк. - 29 симфоний; для дух. орк. - 3 симфонии и др.; камерно-инстр. ансамбли - квартеты и др.; песни, музыка для драм, т-ра и др. Литература : Tьерсо Ж., Песни и празднества Французской революции, пер. с франц., М., 1933; Гершензон М., Две жизни Госсека, М., 1933; Rадиге A., Французские музыканты эпохи Великой французской революции, пер. с франц., М., 1934; Неllouin F., Gossec et la musique franзaise а la fin du XVIII siиcle. P., 1903; Dufrane L., Gossec. Sa vie, ses oeuvres, P., 1927; Prodhоmme J.-G., Fr.-J. Gossec, P., 1949; Brook D. S., La symphonie franзaise dans la seconde moitiй du XVIII siиcle. Thиse..., v. 1-3, P., 1959. Б. С. Штейнпресс.