(1656)
318 x 276 см
Музей Прадо, Мадрид

Этот шедевр Веласкеса - одна из самых загадочных картин в истории европейской живописи. Что же, в конце концов, происходит на этом полотне? Быть может, Веласкес писал портрет инфанты Маргариты, когда в его мастерскую заглянули король с королевой? Или он «портретировал» королевскую чету, когда в мастерскую вбежала инфанта со своими фрейлинами и карликами? А не был ли замысел художника еще более тонким: изобразить самого себя в момент творчества? Большинство искусствоведов склонно считать, что «Менины» - это своеобразный «творческий отчет» Веласкеса, «живопись о живописи». Художник стремился утвердить статус живописца, подчеркнув творческую составляющую его труда, многим казавшегося элементарным ремесленничеством. И все-таки, по большому счету, вопрос остается открытым, провоцируя на создание «интерпретационных» текстов и бесконечных творческих «повторений» -реплик-цитат. Особенно много их появилось в XX веке. Яркий пример - «Менины» послужили основой для большой серии картин Пикассо, созданных в 1950-е годы. Об этой работе Веласкеса не однажды писал великий испанский философ Ортега-и-Гассет. Мишель Фуко включил текст «Придворные дамы» (с подробным описанием шедевра Веласкеса) в книгу «Слова и вещи» - своеобразное «евангелие» всякого последовательного постмодерниста.

Королевский двор: «от и до»

Крест Сант-Яго
После смерти Веласкеса король Филипп IV распорядился
дописать на груди художника рыцарский крест Сант-Яго.
В момент создания «Менин» наш герой еще не был посвящен в рыцари этого ордена (это случилось тремя годами позже).

Отражение в зеркале
Королевскую чету мы видим отраженной в зеркале,
но именно этот «удаленный» образ обусловливает весь характер сцены, собирая ча себе нити всеобщего внимания.
Показывать чье-то присутствие с помощью подобных зеркальных отражений придумал Ян ван Эйк.
Этот прием он использовал в «Портрете четы Арнольфини», находившемся в коллекции испанского короля.

Свободный мазок
О том, насколько свободно Веласкес обращался с кистью,
говорят его элегантно согнутые пальцы,
написанные несколькими легкими мазками светлого и темного тонов.

В дверном проеме
В проеме дальней двери мы видим силуэт гофмаршала двора.
Его взгляд направлен в сторону короля и королевы,
а согнутый локоть руки обозначает точку, в которой сходятся линии перспективы.
Согласно ее законам, король и королева должны располагаться строго напротив него.

Взгляд инфанты
Веласкес буквально «сфотографировал» лицо пятилетней инфанты в тот момент,
когда она повернула его к стоящим перед ней родителям.
Тут схвачено само движение - очевидно, что в предыдущее мгновение она наблюдала за собакой,
которую поддразнивает стоящий в правом углу картины карлик

Есть в истории живописи полотна, загадки которых на протяжении веков пытаются постичь потомки, и которые во многом так и остаются непостижимы. Одним из таких произведений является картина Веласкеса «Менины». Основная загадка этого масштабного полотна, составляющего гордость коллекции живописи музея Прадо в Мадриде, заключается в композиционном построении. Что же мы видим, глядя на картину?

В центральной ее части изображена пятилетняя дочь испанской королевской четы - инфанта Маргарита. Светлая, хрупкая фигурка маленькой девочки окружена почтительной свитой - фрейлинами-менинами, которые послужили названием картины, придворной карлицей и шутом, большой дремлющей, весьма равнодушной собакой. Все это важные и необходимые персоны свиты испанского королевского двора, которых очень правдиво изобразил Веласкес. «Менины» - известны даже имена всех изображенных на ней. Но не это главное в полотне. Загадка заключается в другом. Обратим внимание на изображение самого художника с левой стороны, который стоит перед большим мольбертом с кистями и палитрой. Он занят работой - пишет портрет королевской четы, изображение которой можно заметить, если приглядеться и заглянуть в зеркало, висящее над головой инфанты. Таким образом, получается, что королевская пара находится непосредственно перед картиной - там, куда смотрят придворные и сам Веласкес. «Менины» - полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. Действительно, зрители, смотрящие на картину, становятся ее непосредственными участниками, ведь они располагаются рядом либо позади королевской четы. Подобная иллюзия достигается и определенными которые использует Веласкес. «Менины» написаны очень точно и реалистично, игра света и тени создает объем и глубину.

Итак, необычность и загадочность композиции заключается в том, что не художник стоит перед создаваемым им полотном. Он является частью изображения и рисует того, кто стоит перед ним. В свою очередь, тот, кого он рисует, отражается в зеркале, висящем на противоположной стене, и оказывается как бы вне художественного мира, за рамками полотна. Зрители, рассматривающие картину, находятся в реальности, но также являются частью художественного плана, иллюзорно присутствуя при происходящем.

Подобную многоплановую композицию «картина в картине» часто использовал Веласкес. «Менины» яркий пример тому. Что же хотел донести художник до зрителя? До сих пор нет точного объяснения этому.

Зеркальное изображение, введенное композиционно в картину, - прием, который высоко ценился в Столь точное, реалистичное изображение картины-перевертыша подчеркивало степень мастерства художника.

Возможно, включив себя в рамки полотна, художник хотел показать тем самым свою зависимость, скованность, несвободу. Он как придворный живописец мог творить только в мрачных стенах королевского замка.

Что же хотел сказать «Менины» - художественное творение, которое до сих пор не разгадано. Его тайный смысл является источником для множества различных предположений и изысканий не только художников, искусствоведов, но и историков.

Сюжет картины: однажды Диего писал портрет испанского короля Филиппа IV с королевой в галерее Cuarto Bajo del Principe
королевского дворца, беспокойная малышка инфанта, в нетерпении ожидавшая родителей, ворвалась в комнату, окруженная
свитой, и стала наблюдать за его работой.


Диего Веласкес Менины (Фрейлины), 1656 Музей Прадо, Мадрид

На картине слева направо без учета перспективы:

Диего Веласкес - художник
Донья Мария Сармиенто - фрейлина
Филипп IV и его жена Марианна - король и королева Испании (в зеркале)
Маргарита Тереза Испанская - инфанта
Хосе Нието Веласкес - гофмаршал (в проходе на заднем плане)
Донья Изабелла де Веласко - фрейлина
Донья Марсела де Уллоа - монашка
Собака
Гвардадамас - придворный, обязанный везде сопровождать инфанту
Мария Барбола и Николас Пертусато - карлики-шуты

До 1965 года эта картина считалась изображением счастливой жизни королевской семьи.

Но в 1965 на рентгеновских снимках под фигурой художника обнаружилась другая фигура, и никто не знал почему этот
человек там оказался и зачем его поменяли.
Неоспоримая интерпретация принадлежит Мануэле Мене, куратору музея Прадо, изучившей картину вдоль и поперек. Ее
записал и опубликовал Джонатан Литтел.

Так вот, первоначально, там где сейчас Веласкес, был паж в итальянском костюме, который протягивал инфанте предмет,
похожий на палочку, а точнее маршальский жезл. Даже на хорошей фотографии, прямо над правым рукавом инфанты видны
замаскированные пальцы девочки, тянущиеся, чтобы взять жезл.
Но разве могла женщина притронуться к жезлу главнокомандующего? Это было совершенно неприемлимо!

Однако, именно в этом первоначально состояла первоначальная цель картины: помочь неприемлимому сделаться приемлимым.
В 1656 году, когда картина была написана, у короля Филиппа не было наследников. Его сын умер, шла опасная война с
Францией. И тогда король решил сделать Маргариту наследницей престола. Это был очень трудный и политически рискованный
выбор. Король пошел к Веласексу и дал задание - ему нужна была картина, которая показала бы всем, что они обязаны
принять решение короля, и что это в порядке вещей.

Веласкес долго думал и создал это полотно. Все, что на нем написано - написано с одной целью: дать понять, что эта
девочка, которую все считали хулиганкой и сумасбродкой, будет следующей королевой Испании, и в этом нет ничего
страшного, совсем ничего.
На картине зеркало излучает королевскую власть, в лучах ее отражения купается вся комната. Дочь короля в позе,
призванной демонстрировать самообладание, принимает символы власти на глазах собрания, взирающего на все тихо,
спокойно, счастливо. Даже собаку это переломное событие до того не волнует, что она заснула, а карлик игриво
толкает ее ногой, пытаясь разбудить и заставить взглянуть.

Через год после написания картины, у короля родился сын. Полотно Веласкеса сразу не только устарело, но сделалось
опасным! Веласкес не мог примириться с тем, что его следует уничтожить. Он попросил у короля разрешения изменить
полотно. Картина стояла отвернутой к стене у него в студии, пока он не придумал решение. И это решение можно в
деталях рассмотреть в музее Прадо. Паж с символом власти исчез, на его месте стоит художник с красным крестом "Ордена
Сантьяго", полученным лишь три года спустя, после написания первого варианта полотна, кисть зависла над палитрой.
Вот-вот он начнет писать этот замечательный вымысел, именуемый "Портрет семьи Филлипа IV", впоследствии названного
"Менины", а точнее, вот-вот начнет вписывать в картину себя, долженствовавшего преобразовать устарелый династический
портрет в блистательную игру-забаву.


инфанта Маргарита

Сюжет

Это самая известная картина Веласкеса. Менины — это фрейлины, слуги королей, другими словами. Кажется, что все смотрят на нас. Но на самом деле все смотрят на короля с королевой, чей портрет пишет художник, — их лица мы видим в отражении в зеркале на стене.

Инфанта Маргарита и ее фрейлины забежали в комнату, где Филипп IV с женой Марианной позируют для портрета. Мы, зрители, видим детей, а также карликов и других слуг с позиции монархов. А за натюрмортом — сам Веласкес. Он выступает здесь как слуга короля, но в то же время мы интуитивно понимаем, что он режиссер этой сцены, ее организующая сила.

Идея «Менин» при всем ее изяществе не нова. За два века до Веласкеса подобный ход (с отражением некоторых героев) придумал Ян ван Эйк — автор « ».

Картина «Веласкеса» вдохновляла многих последующих художников. Пабло Пикассо, со свойственной ему страстью, написал 58 вариаций на тему «Менин».

Одна из вариаций Пикассо на тему «Менин». 1957. (wikipedia.org)

Марианна Австрийская — вторая жена Филиппа IV. На момент заключения брака ей было 15 лет, а ему — больше сорока. Кроме того, невеста приходилась племянницей жениху. На такой шаг монарх пошел после смерти своего единственного сына (от первого брака) и наследника престола Бальтазара Карлоса, чьей невестой изначально и была Марианна.

Дети у нее появлялись на свет мертворождёнными или умирали вскоре после рождения. После 12 лет супружества только дочь Маргарита была единственным ребёнком, оставшимся в живых.

Здоровая красивая инфанта на картине — это выражение надежды о будущем наследнике. В образе 5-летней девочки Веласкес воплощает идею семейного счастья, богатства.

Портрет Филиппа IV, 1656. (wikipedia.org)

Однако в последующие годы Карл II — последняя надежда Филиппа IV — родился инвалидом. Он стал последним из Габсбургов на испанском престоле. После его смерти разразилась война за испанское наследство, приведшая к власти Бурбонов в стране.

Судьба художника

Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. Это сцены из жизни простых людей. Со временем бытовые элементы соединились на полотнах с библейскими притчами — мифологическое и жизненное слились. Картины перестают быть наблюдением, они начинают передавать новые смыслы, для разгадки которых нужен своего рода ключ. По тем временам изобразить, например, Вакха в окружении крестьян, которые пируют не хуже богов, было дерзостью. Но Веласкес был смел в своих экспериментах, он умел соединить разнородные мотивы так, что вместе они выглядели естественно.


«Триумф Вакха». (wikipedia.org)

Жизнь художника переменилась в 1623 году. Он стал придворным живописцем Филиппа IV. А это означало, что теперь его главные модели — монарх, его семья и двор. Веласкес, конечно, использовал, как того требовали каноны, возвышенный живописный язык. Но при этом он сохранял правдивость образа, не избегал подробностей, которые другой художник предпочел бы скрыть.

Отчасти поэтому Веласкеса называли художником правды. А отчасти еще и за то, кого он писал, помимо представителей высшего света. Это были, например, шуты, карлики — по меркам 17 века, люди второго сорта. Но на картинах Веласкеса они выписаны так же тщательно, как и герцоги.

«Менины» (что в переводе означает «Фрейлины») – самая знаменитая и даже знаковая картина Диего Веласкеса. Это картина-иллюзия, картина-зеркало, картина-автобиография.

В музее Прадо «Менины» намеренно размещаются очень низко – так, чтобы зритель оказался практически на одном уровне с персонажами картины. «Когда вы стоите перед ней, - делится впечатлением историк искусства , - у вас возникает полная иллюзия, что вы в мастерской, которая изображена на этой картине. Я никогда в жизни не испытывала такого странного, даже жутковатого – до холода в спине – ощущения, что вы находитесь внутри картины; что вы пересекли таинственную границу времени и погрузились в этот мир, с которым вы сейчас объединены. Вы стоите между маленькой девочкой, инфантой Маргаритой, фрейлинами, которые привели её в мастерскую художника, и тем, кто стоит за вашей спиной» .

Инфанта Маргарита

Младшая дочь испанского короля Филиппа IV, девочка, на которую империя Габсбургов возлагала большие династические надежды, была любимицей Диего Веласкеса . Художник занимал должность главного распорядителя королевских покоев, а его мастерская находилась прямо в апартаментах короля, поэтому в самом факте того, что Маргариту привели к Веласкесу в его «рабочий кабинет», ничего необычного нет. Веласкес писал Маргариту многократно ( , , , ). Очаровательное существо с воздушным ореолом тоненьких рыжеватых волос и в негнущемся платье на жестком каркасе-вертигадо – её часто сравнивают с лучом света, осветившим мрачную мастерскую. Она умрёт 21-летней, пережив Веласкеса всего на 13 лет.

Фрейлины (менины)

Девушки-фрейлины расположились по правую и левую руку от принцессы. Одна из них, донья Изабелла де Веласко, склонилась в почтительном поклоне. Вторая, донья Мария Сармиенто, низко присев, протягивает Маргарите, сосуд с водой. Всё это соответствует ритуалам, которые при испанском дворе соблюдались неукоснительно. Принцесса не могла выпить воды самостоятельно – её должны были поднести слуги. А чтобы напоить девочку, фрейлина обязана была опуститься перед ней на колени.

Карлики

Испанский двор непредставим без карликов. Имена некоторых из них история сохранила благодаря Веласкесу. В «Менинах» мы видим карлицу Марию Барболу, привезённую из Баварии и, возможно, являвшуюся нянькой Маргариты, и миниатюрного карлика-итальянца Николао де Пертусато. Уродцы и карлики были единственными людьми при дворе, свободными от условностей этикета. В «Менинах» Барбола хвастается орденом на её груди, а Николао бесцеремонно толкает ногой спящего королевского пса.

Сам художник

Веласкес изображает в этой компании и себя самого . Некоторые (например, британский искусствовед Вальдемар Янушчак) видят в его лице гордость и надменность. Еще бы – выходец из семейства небогатых португальских евреев-переселенцев оказался почти что членом семьи короля империи, господствовавшей над половиной мира. Но есть и те, кто читает в лице Веласкеса благородство, а также неудовлетворенность и меланхолию.

Известно, что, вознамерившись получить дворянство, он пережил довольно унизительный судебный процесс, в котором ему, в частности, требовалось доказать, что живопись не является его способом заработка. В самом конце жизни Веласкеса, уже после того, как были написаны «Менины», Филипп IV пожалует ему орден Святого Яго – высшую государственную награду. Сейчас мы можем видеть этот орден на груди Веласкеса только потому, что после его смерти король велел другому художнику дополнить картину этой деталью.

Кого же на самом деле пишет Веласкес?

Самая большая интрига картины – над чем же в изображаемое мгновение работает Веласкес? У него в руках палитра и кисть, он смотрит куда-то дальше, поверх голов Маргариты и фрейлин, а перед ним стоит на подрамнике огромное полотно. Но зрителям и не нужно ничего домысливать: те, кого он пишет, отражаются в небольшом зеркале за спиной Веласкеса . Это Филипп IV и королева Марианна Австрийская – родители инфанты. Их несколько размытые, но всё же безошибочно узнаваемые портреты зритель различает в амальгаме зеркала. Интересно, что во всем творческом наследии художника мы не найдём картины, где король и королева были бы написаны не по отдельности, а вместе.

Веласкес пишет себя в том окружении и том антураже, который на протяжении 30-ти лет был содержанием его жизни. И вместе с тем, будучи частью этой реальности, он сам её порождает – своим талантом и своей кистью. Вот почему «Менины» – это и лучшая автобиография Веласкеса, и его манифест о месте художника в мире.