Самое любимое произведение Пушкина – роман «Евгений Онегин», над которым он работал много лет. В нем, действительно, дана картина всех слоев русского общества.

В творчестве Пушкина роман «Евгений Онегин» занимает центральное место. Это самое крупное художественное произведение А.С.Пушкина.

Главное действующее лицо романа – молодой помещик Евгений Онегин – человек с очень сложным и противоречивым характером. Не так легко установить, как относится к нему сам автор. Тон рассказа о нем у Пушкина почти до самого конца романа иронический. Может быть, потому, что автор рассказывает и про себя. Поэт не скрывает его недостатков и не старается оправдать их. Уже в эпиграфе к роману Пушкин выражает сомнение в справедливости того чувства превосходства, с которым Онегин относился к окружающим. И в то же время мы узнаем в первой главе, что сам Пушкин подружился с Онегиным, что поэту «нравились его черты», что он проводил с Онегиным ночи на набережной Невы, вспоминая свою юность, прежнюю любовь, слушая пение гребцов плывущей по реке лодки... Приведя в восьмой главе резко недоброжелательные отзывы об Онегине какого-то светского его знакомого, поэт решительно вступается за своего героя, подчеркивает его пылкую и неосторожную душу, его ум и почти отождествляет его с собой.

Автор, как и герой, устав от суеты, не может в душе не презирать людей света, мучается воспоминаниями о светлой, беспечной юности. Пушкину нравится «резкий, охлажденный ум» Онегина, его недовольство собой. Автор и его герой – это люди одного поколения и примерно одного типа воспитания.

Поэт отмечает и свое отличие от Онегина. Онегин не понимает природы, автор же мечтает о тихой, спокойной жизни в райском уголке, где он мог бы наслаждаться природой. Пушкин умеет радоваться тому, что так наскучило, опостылело Онегину. Для Онегина любовь – это «наука страсти нежной», у Пушкина отношение к женщинам другое, ему доступна настоящая страсть и любовь.

Какими бы ни были разными Пушкин и Онегин, их объединяет недовольство тем, как устроена российская действительность. Умный, насмешливый поэт был настоящим гражданином, человеком, который не был равнодушен к судьбе своей страны. Онегина же Пушкин мечтал сделать декабристом, и в этом сказалось все его уважение к своему герою.

Несмотря на это явное сходство, есть еще и заметное отличие между ними. Различие их в том, что Пушкин – поэт, а Онегин «не мог ямба от хорея отличить».

Этим сравнением Пушкин все-таки пытается «отделить» себя от Онегина. На протяжении всего романа автор сравнивает взгляды свои и Онегина. Да, в произведении автор и его герой – друзья, но очень большая пропасть их разделяет. Мы видим, как Пушкин с его горячей, жизнелюбивой натурой всей душой отрицает холодность и равнодушие Онегина. Автор понимает, что такой холодностью заразило Онегина светское общество, однако Пушкин – тоже выходец из той же среды.



Противоположность характеров проявляется не только в отношении к жизни, но и в отношении к людям. Для Пушкина Татьяна – милый, «верный идеал», а Онегин считает ее не более чем «наивной девочкой». В ответ на свое трепетное признание в любви Татьяна слышит от «черствого» Онегина лишь проповедь и ничего другого

Именно из-за нее Пушкин вступает в спор с общественным мнением. Автор раскрывает перед нами в одном из лирических отступлений свой идеал женщины. Пушкинская женщина «от небес одарена воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным». Много лирических отступлений поэт посвятил культурной жизни России.

Характер Онегина не остается неизменным, он меняется под влиянием событий, описанных Пушкиным в романе. Значительные изменения происходят в нем, и Онегин уже совсем не тот. В последние годы жизни у самого поэта в характере также происходили многочисленные изменения. На протяжении всего романа автор находится рядом с Онегиным: совместно с ним переживает происходящее, старается иногда его осудить или понять.

В конце романа Пушкин снова обращает свой взор к тем, кого любил в юности и кому остался верен сердцем всю свою недолгую, но плодотворную жизнь. Поэтому, окончив роман, поэт испытывал чувство гордости от совершенного литературного подвига – создания первого русского реалистического романа. Но, скучая по привычному, многолетнему занятию и сиротливо чувствуя себя без него, поэт грустил, как поденщик, который окончил свою работу и не получил новой. Ведь в этой трудной и радостной работе, не выходя из дому, целые дни и ночи проводил Пушкин.

У каждого писателя есть такое произведение, которое считается высшим достижением, апогеем его творчества, где его талант раскрывается в полной мере, и при упоминании имени писателя возникает ассоциация именно с этим произведением, например: Л.Н. Толстой – «Война и мир», М.Ю. Лермонтов – «Герой нашего времени», А.С. Грибоедов – «Горе от ума» и т.д. Для А.С. Пушкина таким произведением несомненно является «Евгений Онегин». По мнению В.Г. Белинского, этот роман – «самое любимое дитя его [Пушкина] фантазии», «оценить такое произведение - значит оценит самого поэта во всем объеме его творчества». Действительно, творение Пушкина – крупное по своей значительности, реальности, ведь в «Евгений Онегин» можно увидеть исторически достоверную картину современного поэту общества, характер поколения периода после войны 1812 г., к которому принадлежал и сам поэт. Его замыслом было изображение разнообразия общества того времени, и ему это удалось: в романе мы встречаем как провинциальных помещиков (в деревне, «где скучал Евгений»), так и «сливки» светского общества (в первой главе и на вечере в последней главе).

Заслуга Пушкина не только в том, что он создал, в некоторой степени, историческое произведение. Как отмечает Белинский, поэт был в числе тех немногих (а точнее, по мнению критика, их было всего двое – Пушкин и Грибоедов), кто перешел к изображению русской жизни, до них были лишь элементы ее – у Крылова, Карамзина, Фонвизина. Абсолютно новым было и то, что у Пушкина мы видим особый, никогда ранее не встречавшийся тип романа: если для читателя предыдущего поколения была приемлема такая система, как наложение авторских размышлений на сюжет, являющийся основой произведения, то в «Евгении Онегине», наоборот, главными выступают рассуждения, в которые вплетается сюжет. По сути, автор присутствует в романе в двух качествах: он и повествователь, и герой. Мир, изображенный в произведении, выдуман, персонажи тоже, но Автор с ними «знаком» и, таким образом, становится одним из главных (если не главным) героев. Он не принимает непосредственного участия в событиях, происходящих в произведении, но постоянно напоминает о себе, обращаясь к читателю и как бы ведя с ним диалог. Он «врывается» в повествование, нарушает течение событий своими репликами, или, как их еще называют, авторскими отступлениями. Иногда он действительно «отступает» от сюжета, уходя в свои собственные воспоминания, философские рассуждения. По ним и составляется представление об образе Автора. Это много повидавший в жизни, умудренный опытом человек; он делится своими наблюдениями, оценками высшего света, людей, к нему принадлежащих, в особенности, женщин – «красавиц недоступных»; он затрагивает глобальные вопросы:

Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не презирать людей…

…Мы все глядим в Наполеоны…

Многочисленны отступления на тему любви («Ах, ножки, ножки! где вы ныне?»), что говорит о том, что и ее испытал Автор. Как поэт он рассуждает об искусстве, поэзии, ее назначении и даже полемизирует со своими современниками. Автор предстает перед нами как человек со сформировавшимися убеждениями, поэтому он позволяет себе иронизировать над мнениями чуждых ему людей, порицая их пошлость и лицемерие; он откровенно высмеивает «уездной барышни альбом», лжедрузей, готовых предать в любую минуту, и т.д. Автор уверен в своих жизненных ценностях и на основании их оценивает остальных героев.

Существует множество мнений по вопросу о том, в образ кого из героев «перевоплотился» Пушкин. Одни считают, что это Татьяна, по большинство утверждают: Пушкин говорит словами Автора. И те, и другие ошибаются: несомненно, Татьяна – милый, любимый образ Пушкина, а роман построен по принципу рассказа (в целом, повествование ведется от первого лица), рассказчиком выступает Автор и, в принципе, можно принять за единое целое Пушкина и Автора. Но Автор – это созданный поэтом образ. Пушкин никогда лично не встречался со своими героями, в отличие от Автора, который даже сравнивает себя с ними, рассказывает истории из своей «биографии», связанные со знакомством с ними. Например, он находит некоторое сходство между собой и Онегиным:

…С ним подружился я в то время.

…Страстей игру мы знали оба:

Томила жизнь обоих нас;

В обоих сердца жар угас…

Тем не менее, он отрицает полное совпадение их характеров:

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной…

Автор в романе выступает как главный судья. Его прямые сопоставления себя с героями или отдельные фразы и слова, косвенно выражающие его отношение к тому или иному происшествию, например, о том, как «мило поступил» Онегин с Татьяной, – это его оценка характеров героев. Без нее читатель вряд ли бы смог глубоко понять их. Высказывая свое мнение, он помогает разобраться в героях. Если, находя себя несколько сходным с Онегиным, он все же подчеркивает их «разность» и даже специально отвергает малейшие подозрения, то за Татьяну он ревностно заступается, она – его «милый идеал».

Сказать, что Автор является только судьей – значит упустить наиболее важную его функцию – «знакомство», описание героев романа. Ведь именно из его уст читатель узнает о жизни, характере, убеждениях, поведении, поступках того или иного героя. Автор беспристрастно рассказывает о воспитании и образовании Онегина, которых хватало лишь на то, чтобы

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм.

Со слов Автора можно узнать о Евгении многое: приставленный к нему в детстве Monsieur l’Abbe «учил его всему шутя, не докучал моралью строгой»; Онегин был знаком с трудами Адама Смита, рассуждал о развитии государства; он ездил в театры для того лишь, чтобы, рассеянно зевнув, сказать что-либо громкое, привлекающее внимание; успешнее и охотнее всего он обучался «науке страсти нежной», достигнув в этой области значительных успехов. После такой характеристики читатель вполне четко представляет себе главного героя.

Подробнейшим образом, дабы объяснить характер Татьяны, Автор посвящает читателей в обстоятельства, условия ее жизни, указывает на страстное увлечение романами, что крайне важно для понимания причины ее любви к Онегину.

Особенно широко в романе использован прием характеристики героев словами персонажа этого романа – Автора. Но присутствуют и специфические приемы. Например, раскрытие личности Ленского, помимо, конечно, рассказа о нем Автора, способствует приведенное стихотворение, якобы им написанное. Читая его, можно понять, что Ленский – неисправимый романтик, мыслящий поступающий, как романтический герой.

Особая характеристика вводится и для Татьяны. Автор сопоставляет ее внешность с природой:

Татьяна…

С ее холодною красою

Любила русскую зиму…

Еще одной важной деталью образа Онегина является наличие у него невероятного количества инструментов для ухода за ногтями. Отсюда читатель делает вывод о такой его черте, как желание всегда идеально выглядеть.

Итак, можно сказать, что каждое появление в романе Автора, его реплики вызваны стремлением охарактеризовать тот или иной поступок или черту характера героя; порой рассуждения переходят в воспоминания и высказывания на другие темы. Возникает вопрос: зачем понадобилось Пушкину вводить в роман образ Автора? Образ привлекает своей целостностью, законченностью, правильностью, он подчеркивает неидеальность всех остальных героев – в нем поэт воплотил свой идеал человека и поэта.

Образ автора в романе «Евгений Онегин» необычен: он не только рассказывает историю и смотрит на события со стороны, но сам является другом Евгения, возможно, знает Татьяну, поэтому так сильно проявляются его чувства к героям.

В лирических отступлениях автор, не стесняясь делиться воспоминаниями, высказывает нам свои мысли. Например, в третьей главе он говорит, что может «волею небес» перестать писать стихи и увлечься прозой. В романе он выражает свое представление о сложившихся в обществе традициях. Даны описания театра, бала, деревни, семейной жизни (история матери Татьяны). Светское общество кажется искусственным, а деревня — искренней и простой. Рассказчик любит уединение и природу. Это проявляется не только в чудесных описаниях времён года, но и в следующих словах: «Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! я предан вам душой ».

Интересны наблюдения автора за модными общественными явлениями, например, дамские альбомы или витающая среди молодёжи хандра. Она и «знакомит» его с Евгением. Рассказчик заявляет о смежности их взглядов и судеб: «Страстей игру мы знали оба; Томила жизнь обоих нас…».

В словах автора на протяжении всего романа прослеживается антитеза моды и старины, причём мода изначально оценивается как нечто наружное, мелкое (вещицы в доме Онегина), а после явно отрицательно: «Как стих без мысли в песне модной,\ дорога зимняя гладка ». Со словом «мода» поэт использует эпитеты: обветшалая, самовластная. Старина, напротив, умная, милая, гостеприимная, простонародная. Однако и старина иногда описывается с сарказмом, вспомним, например, Зарецкого, который позволяет растянуть человека (на дуэли) не как-нибудь, а «по всем приданьям старины».

Следует упомянуть, что рассказчик, конечно, очень начитанный человек, в тексте присутствуют постоянные ссылки на произведения других литераторов, используются цитаты, иногда и с целью пародии. Например, в пятой главе приведена пародия на стихотворение Ломоносова.

Образ автора отличается в начале и в завершении произведения. В первых главах он часто рассказывает о молодости. Например, отходит от описания бала и вспоминает о своей любви к «прелестным ножкам». Говоря о себе, он так увлекается, что «забывает» о главном герое произведения, и потом вынужден возвращаться к повествованию о нём, спрашивая: «Что ж мой Онегин?». В финальных главах его внимание сосредоточено на действующих лицах. Своё мнение рассказчик высказывает в небольших комментариях (иногда афористичных) в конце строф.

На протяжении всего романа отличает автора чувство юмора. В тексте встречается как довольно дружелюбная ирония, так и сатира, причём и на уровне идей (суждений об обществе), сюжета (отношения к героям), формы произведения. Например, «подчиняясь» классицизму, он пишет нужное вступление, только помещает его лишь в конце седьмой главы.

Так, по воспоминаниям и суждениям, отношению к героям и явлениям и создаётся образ автора – ироничного, наблюдательного и вдумчивого. Образ, через который передано отношение в миру современников А.С.Пушкина и самого писателя.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Роман - загадка. В нем все нетрадиционно: стихи вместо прозы, нединамичный сюжет, обилие лирических отступлений, пропущенные строфы, многочисленные аллюзии . Сам авторский тон по­рой сбивает с толку: вручая нам «собранье пестрых глав», Пушкин гово­рит, что не желает исправлять противоречия. Завесу над тайной приот­крывает одно из писем поэта, в котором он определяет свое произведе­ние как «болтовню» («Роман требует болтовни», - замечает он в этом письме). Пушкину хотелось создать легкий, жизнеподобный роман, не перегруженный морализаторством, не отяжеленный нарочитым драма­тизмом. «Евгений Онегин» - «свободный роман». Он адекватен жизни во всей ее сложности, противоречивости, изменчивости, поэтому и все образы романа, за исключением нарочито кукольных, лишены одно­значной оценки. Они развиваются и меняются в пределах романа.

Образы автора и главного героя не являются исключением. На протя­жении романа скучающий Онегин предстает то романтической загадкой светского Петербурга, то этаким русским Байроном в деревне, то милым собеседником и добрым приятелем, то вдруг страстно влюбленным чело­веком - почти поэтом. Взаимоотношения автора и героя, вписываясь в картину постоянной текучести, изменчивости романа, также развивают­ся и меняются. Поначалу в описании Онегина чувствуется тонкая автор­ская ирония, а значит, между Пушкиным и Онегиным - существенная дистанция, хотя первый склонен обобщать: «Мы все учились понемно­гу...» Автор подробно описывает воспитание, развлечения Онегина, но сам остается в тени, пока не наступает черед развернутого лирического отступления, называемого так, конечно, условно. Условно потому, что весь текст романа пестрит жизненно необходимыми «ненужностями». И тут мы вдоволь наслушаемся и про балеты, и про кулисы, и про жен­ские ножки. Авторское «я» появляется в романе ошеломляюще неожи­данно - и сразу уверенно заявляет о себе. Отныне, как это ни парадок­сально, автор станет полноправным героем своего романа. Зачем это по­надобилось Пушкину?

Вероятно, ответ надо искать в русле общей ориентации произведе­ния на предельную открытость, жизненность, ненатужность. Вымысел здесь сосуществует с реальностью, литературные герои - с реальными историческими лицами (например, друзьями Пушкина - Жуковским, Вяземским), цитаты из чужих произведений - с собственно авторским повествованием. И все это движется, бликует, меняется, как в калейдо­скопе. Роман преодолевает литературность, и в этом неоценимую услугу своему роману оказывает автор - уже не как сочинитель, а как один из персонажей романа, будто впрыгнувший на его страницы.

Пушкин остроумно высмеивает Евгения, старательно играющего роль разочарованного Чайльд-Гарольда. Но вскоре авторская точка зре­ния меняется, и вот они уже приятели с Онегиным, вот они уже гуляют по берегам Невы. «Я был озлоблен, он угрюм...» В общем, нашлись точ­ки соприкосновения, возникло ощущение общности. Холодный онегин­ский ум стал теперь интересен автору-персонажу. Но автор-писатель посылает Онегина в деревню, чтобы он прошел там испытание и разоча­ровался во всесилии рассудка. Действительно, отвергнув поначалу, но потом полюбив Татьяну, то есть придя к тому, над чем вначале смеялся, Евгений уже не ощущает себя скучающим героем, отстраненно взи­рающим на человеческие страсти. Теперь он сам во власти этих стра­стей.

Зачем же так неблагосклонно

Вы рассуждаете о нем?

Пушкин предупреждает возможную, но нежелательную читатель­скую реакцию:

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел...

Но грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана...

Таково, как мне кажется, авторское отношение к «доброму прияте­лю» на страницах романа. Однако образ автора этим не исчерпан. Пожа­луй, он является самым сложным и глубоким в романе. Обратим внима­ние еще на одну его сторону. Автор ни на минуту не забывает, что он пи­шет роман. Читатель призван разделить с ним все волнения творческого процесса. Многочисленные рассуждения о классицизме, романтизме, композиции и сюжете романа наполняют страницы «Евгения Онегина». Помимо прямых реплик, мы встречаем отсылки, намеки, скрытую иро­нию и, наконец, просто пропущенные строки и строфы, на месте кото­рых мы вольны сами вообразить и мысленно поместить тот или иной ва­риант текста. Автор настойчиво требует внимания к собственной работе, к самому процессу письма. В то же время Пушкину присуща удивитель­ная моцартовская легкость, и он лукаво подсмеивается над поэтами, проливающими пот над письменным столом.

Образ автора - волшебное зеркало, которое фиксирует весь окру­жающий мир и солнечным зайчиком пускает его на страницы романа. Фламандские гастрономические пейзажи, фривольная игривость моло­дого повесы, акварельные картинки русской природы; петербургское, московское, провинциальное общество; горькие признания, грустные или, напротив, веселые советы - и еще много-много всего попадает в ро­ман «Евгений Онегин». Так что роман уже не роман, а «энциклопедия русской жизни».

Образ автора создал тот жизненный водоворот , который был необхо­дим для раскрытия и верного понимания заглавного образа - образа Ев­гения Онегина. Впрочем, выводы делать трудно: живое вещество романа плохо поддается расчленению. Единственное, что остается читателю, - удивляться, думать и вновь удивляться.

Цели урока

  • Обучающая
  • - продолжить знакомство с главным героем романа; на основании 1 главы определить причины хандры Онегина; сопоставив героя с автором, выяснить, почему попытки героя бороться с хандрой окончились неудачей.
  • Развивающая
  • - развивать умение анализировать текст художественного произведения; грамотно и аргументированно строить свои высказывания; составлять сравнительную характеристику персонажей.
  • Воспитательная
  • - воспитывать вдумчивого читателя, с уважением относящегося к поэтическому слову; воспитывать правильное понимание смысла жизни и назначения человека.

Ход урока

Проверка домашнего задания: на основе 1 главы романа описать один день из жизни Онегина и ответить на вопрос, почему только один день из его жизни в Петербурге подробно описан Пушкиным.

Объяснение нового материала. Попробуем выяснить отношение Онегина к событиям этого дня. Найдем ключевые слова, которые помогут нам понять, что переживает герой на протяжении дня (в результате в тетрадях делается следующая запись):

Пробуждение Онегина - "всё равно".

Онегин в театре - "недоволен", "в: рассеянье взглянул", "зевнул", "надоел".

Онегин в своём кабинете - "боясь ревнивых осуждений, в своей одежде был педант", "он три часа по крайней мере пред зеркалами проводил" (попутно замечаем, что "боязнь ревнивых осуждений" приведёт героя к трагической ошибке: Онегин не посмеет отказаться от дуэли с Ленским именно по этой причине).

Онегин на балу - "полусонный в постелю с бала едет он".

Вывод: герою "всё равно", как пройдёт его день, ему скучно в театре и на балу, только в кабинете он "три часа" занимается своей внешностью, видимо, это ещё не успело ему надоесть. Что же явилось результатом подобного образа жизни? В XXXVII и XXXVIII главах читаем (и записываем):

"...рано чувства в нем остыли ;
Ему наскучил света шум:
Измены утомить успели,
Друзья и дружба надоели :"

"...разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец:"

"...к жизни вовсе охладел .
Ничто не трогало его,
Не замечал он ничего".

Как автор называет это состояние Онегина? Это "русская хандра", иначе "тоскующая лень" (VIII строфа), "душевная пустота" (XLIVстрофа). В чём же причина "тоскующей лени", в результате чего образовалась "пустота" в душе героя? Ответ содержится в XXXVI строфе 1 главы. Выпишем следующие слова и понятия: "забав и роскоши дитя", "блистательные победы", "вседневные наслаждения" (поэтому и был так внимателен Онегин к своей внешности: ведя подобный образ жизни, необходимо безукоризненно выглядеть). Жизнь героя "однообразна и пуста", так как развлечения сменяют одно другое, но в ней нет ничего, кроме развлечений! Итак, хандра - закономерный результат жизни, потраченной на "забавы" и "наслаждения".

Однако Онегин не сдаётся, он пытается найти выход из состояния хандры, начинает с ней борьбу (в тетради делается запись):

- "Онегин дома заперся, зевая, за перо взялся, хотел писать - но труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его".

- "Читал, читал, а всё без толку", "как женщин, он оставил книги".

- "Два дня ему казались новы
Уединенные поля:
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле;
Потом уж наводили сон;
Потом уже увидел он,
Что и в деревне скука та же:".

Мы видим, что все попытки Онегина обречены на провал. Что бы он ни делал, "хандра ждала его на страже". Почему так, ответим чуть позже, а сейчас обратимся ко второму действующему лицу 1 главы - автору. Он называет Онегина своим добрым приятелем, и у них, действительно, много общего (находим все вместе): общий возраст, воспитание, общие друзья, черты характера, образ жизни. Но автор подчёркивает: "Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной". В чём же эта разница? Сопоставим отношение Онегина и автора к жизненным событиям и явлениям (в тетрадях делается запись):

Автор Онегин
Театр "Волшебный край!"

"Мои богини!"

"Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел".
Бал "Я был от балов без ума"

"Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость"

"Полусонный в постелю с бала едет он"
Деревня "Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! Я предан вам душой"

"Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины"

"Роща, холм и поле
Его не занимали боле"

"В деревне скука та же"

Любовь "Вздыхать о сумрачной России,
Где я страдал, где я любил,
Где сердце я похоронил"
"Но я, любя, был глуп и нем"
"Как рано мог он лицемерить"

":рано чувства в нем остыли"

Творчество "И не попал он в цех задорный
Людей, о коих не сужу,
Затем, что к ним принадлежу"
"Онегин: за перо взялся,
Хотел писать - но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его"

Вот и ответ на вопрос, почему бесплодными оказались попытки Онегина избавиться от хандры. У автора есть труд, творчество, и это наполняет его жизнь смыслом, придает ему оптимизма, является лекарством от всех болезней:

"Прошла любовь, явилась муза:
Пишу, и сердце не тоскует :" (LIX строфа)

Автору тоже знакомо разочарование, хандра, но он сумел преодолеть эту болезнь. С ним всегда рядом природа, друзья, любовь, творчество. Онегин, жизнь которого составлена из удовольствий и развлечений, не приучен к труду, не знает, что такое творчество (но это пока, через несколько лет он напишет письмо Татьяне, не уступающее по силе чувств и совершенству формы любовной лирике самого Пушкина). Но сейчас "неподражательная странность" Онегина, "мечтам невольная преданность" и "резкий, охлаждённый ум" находят себе применение лишь в "язвительных спорах", в "шутках, с желчью пополам", и в "злости мрачных эпиграмм".

Вспомним, к кому из героев русской литературы можно отнести подобную характеристику. (К Чацкому).

Домашнее задание.

Чацкий, Молчалин, Онегин - люди примерно одного возраста. Онегин и Чацкий - дворяне, они вполне могли встретиться на одном из балов, приёмов. Молчалин, как секретарь московского "туза", тоже мог бы оказаться там. Подумайте, какую позицию по отношению к Чацкому и Молчалину занял бы Онегин, как могли бы сложиться его взаимоотношения с тем и другим. Аргументируйте его точку зрения.

Литература: Долинина Н.Г. Прочитаем "Онегина" вместе. Печорин и наше время: Эссе - Л.: Дет. лит.,1985