В рамках статьи будет рассмотрена социальная активность личности и ее виды, факторы социальной активности, а также то, какие последствия она имеет для общества. Также внимание будет уделено её основным характеристикам и путям развития.

Общая информация

Что же понимают под активностью? Следует отметить, что это обобщенное и одновременно сложное понятие. Оно используется для того, чтобы давать характеристику живым организмам. Если говорить в целом и общем, то под активностью понимают внутреннее детерминированное движение живой материи. Но нас интересует частный случай - поведение индивида в обществе. И, раскрывая тему статьи, следует сказать, что социальная активность личности - это потребность отдельного человека в том, чтобы поддерживались или изменялись основы его жизни, согласно его мировоззрению и Условиями и средой проявления является комплекс всех факторов, что воздействует на конкретного индивида в обществе. Социальная активность чаще всего проявляется в попытках изменить обстоятельства жизни людей (или самого себя), чтобы человек (или группа) получила определённую пользу. Также следует отметить широкие возможности для подобной деятельности. Безусловно, все виды активности являются взаимосвязанными. Но если человек больше не может ходить, это вовсе не значит, что он не будет принимать участия в жизни общества. Это возможно в силу социальной природы этого типа активности.

Виды и взаимодействие

Социальная активность наиболее сильно связана с психическим и физическим проявлениями. Она определяет их дальнейшее развитие. При этом существуют отдельные положения, от которых наиболее зависит социальная активность личности. Ее характеристика может быть выражена тремя словами: мировоззрение, долженствование и воля. Правда, на всё это разные науки имеют немного различающееся видение. Чтобы ознакомиться с ними, можно почитать философскую, психологическую и социологическую литературу. Так, активность может рассматриваться не только как непосредственно сама деятельность, но и в качестве меры её направленности и совокупной способности конкретного субъекта вступать в многообразные деятельные отношения с имеющейся объективной действительностью. При этом нет общепринятой трактовки этого явления. Существуют обобщенные и более узкие толкования.

Трактовка

Итак, единственного толкования у исследователей нет. Социальная активность личности в психологии, философии и иных науках рассматривается с точки зрения отдельных мнений. Приводить их все довольно проблематично. Поэтому они были автором объединены в три группы, которые и будут обозначены в рамках данной статьи:

  1. Социальная активность является более широкой категорией, нежели деятельность. В данном случае подразумевается, что человек может оказывать определенное влияние даже одним своим присутствием.
  2. Социальную активность отожествляют с деятельностью. В этом случае подразумевается, что всё, что делает человек, является важным для общества.
  3. Социальная активность является более узкой категорией, нежели деятельность. Приверженцами такого утверждения являются люди, считающие, что не все действия человека можно рассматривать с общественной точки зрения.

Мнения исследователей

Для лучшего понимания темы статьи предлагаю ознакомиться с двумя подходами. Первый предложен С. А. Потаповой, которая рассматривает мировоззрение и деятельность субъекта как часть одного целого - социальной активности. При этом не каждое действие может рассматриваться в таком русле. Только та деятельность является показателем социальной активности, которая обладает определёнными количественными и качественными характеристиками, связанными между собой. Также обязательным условием является самостоятельность. Иными словами - активность не должна быть навязана извне. Она обязана быть порождением потребностей человека. То есть, чтобы признать конкретного индивида социально активным субъектом, нужно убедиться, что он сознательно реализовывает свои потребности.

Интересен также и методологический вывод В. Г. Мордковича. Он рассматривает активность как существенный признак субъекта. Если же человеку навязывается чужая воля, то он становится уже носителем деятельности. Иными словами, индивид превращается из субъекта в объект, что выполняет чужие задачи, в которых не имеет потребности. Для обозначения людей такого типа было введено понятие «социально пассивный». При этом подмечается, что движущее влияние на активность оказывают не все потребности, а только те из них, удовлетворение которых обладает социальным значением или затрагивает определённые общественные интересы. Структура поведенческой модели в этом случае зависит от преследуемых субъектом целей и предпочитаемых рычагов влияния.

Разделение по сферам

Мы ранее рассмотрели деление на основании теоретических подходов изучения. Если же смотреть по практическому результату, что социальная активность может проявляться в следующих сферах жизни:

  1. Трудовая;
  2. Общественно-политическая;
  3. Духовная.

Каждый из видов имеет свои подвиды.

Особенности теоретического рассмотрения

Социальная активность может рассматриваться в двух основных аспектах. В первом она предстаёт в качестве Социальная активность в данном случае рассматривается как такая, что обусловлена природными данными и характеристиками, что сформировались и были развиты во время воспитательного, образовательного, обучающего и практического процессов. Иными словами, это качество показывает, как относится человек к социальной среде и насколько он способен решать возникающие проблемы (как свои, так и других людей). Второй же аспект рассматривает активность как определённую меру деятельности. Иными словами, даётся количественная и качественная оценка включенности личности в существующую и функционирующую систему

Оценка социальной активности

Для того чтобы оценить, как проявляет себя человек, как правило, используются такие показатели, как исполнительность и инициативность. Под первой понимают способности индивида выполнять поставленные задачи на необходимом уровне в соответствии с предъявленными требованиями, нормами и правилами. Для характеристики исполнительности часто используется нормативность.

В качестве примера можно вспомнить заводы и существующие на них системы оплаты труда, где людям платят за количество созданной продукции не ниже определённого уровня качества. Если исполнительность воспитывается с малых лет, то инициативность зарождается в детском возрасте и постепенно развивается. Пиковых значений она достигает в зрелом возрасте, когда человек создаёт наибольшее количество различных идей. Все они оцениваются по качеству проработки, общественной ценности, направления инициативы, ответственности исполнителя, длительности, устойчивости и частоте проявлений. Также особняком могут подводиться те из них, где человек выступил в качестве организатора или исполнителя. Существуют, конечно, и другие показатели оценивания, но это наиболее универсальные. Давайте рассмотрим небольшой пример. В нём мы объединим представленную ранее информацию.

Пример роста социальной активности

Для моделирования условий представим, что действия будут разворачиваться в общественно-политической сфере. Итак, у нас есть человек-индивид. Он не предпринимает никаких активных действий и является обычным рядовым обывателем. В один определённый момент на него «снисходит» озарение того, что в общественной или политической жизни государства что-то идёт не так. Он начинает собирать информацию, посещать различные конференции, общаться с представителями организаций, что действуют в данной сфере. Таким образом, человек-индивид становится пассивным участником общественной жизни: он в ней участвует, но его возможности влияния на неё близки к нулю. Он проявляет социальную активность, но пока что не является более-менее значимым участником, его общественный «вес» весьма низок. Со временем человек-индивид начинает более активно участвовать в различных событиях. Возможно, он даже учреждает свою собственную общественную организацию. Это требует от него больше времени и сил, которые нужно уделять делу. Таким образом, будет расти социальная активность. Причем это будет работа не вхолостую, а для достижения определённых целей, которые преследуются человеком.

Заключение

Социальная активность - это важный параметр при изучении вовлечённости населения в процесс управления государством. Также если есть мысли о масштабной государственной или общественной деятельности, то активизация этой характеристики населения может сослужить очень хорошую службу.

Активность личности

Активность личности - особый вид деятельности или особая деятельность , отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации , осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.

Подходы к определению понятия активности личности

Термин активности широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причём в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. Например, такие как: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист, активный элемент системы . Понятие активности приобрело такой широкий смысл, что при более внимательном отношении его использование требует уточнений.

Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельность». В физиологическом смысле понятие «активности» традиционно рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика. Как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Как свойство живых организмов реагировать на внешние раздражения. Активность при этом соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как её динамическое условие, как свойство её собственного движения. У живых существ активность изменяется в соответствии с эволюционными процессами развития. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями , взглядами, целями. (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990).

Большое значение придаётся «принципу активности». Н. А. Бернштейн (), вводя в психологию этот принцип, представлял его суть в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. В действиях человека существуют безусловные рефлексы , когда движение непосредственно вызывается внешним стимулом , но это как бы вырожденный случай активности. Во всех же других случаях внешний стимул только запускает программу принятия решения, а собственно движение в той или иной степени связано с внутренней программой человека. В случае полной зависимости от неё мы имеем дело с так называемыми «произвольными» актами, когда инициатива начала и содержание движения задаются изнутри организма.

Интенсификация отражает тот факт, что во всех характеристиках активности в явной форме просматриваются элементы качественно-количественных оценок. Наблюдается повышение выраженности и интенсивности её составляющих, а именно усиление осознанности, субъективности, личностной значимости целей, отмечается более высокий уровень мотивации и владения субъектом способами и приёмами деятельности, повышенная эмоциональная окрашенность.

Под инициативностью понимается почин, внутреннее побуждение к деятельности, предприимчивость и их проявление в деятельности человека. Очевидно, что инициатива тесно связана и выступает проявлением мотивации, степени личностной значимости деятельности для человека, является проявлением принципа активности, свидетельствуя о внутренней включенности субъекта в процесс деятельности, о ведущей роли в нём внутреннего плана. Она свидетельствует о волевых, творческих и психофизических способностях личности. Тем самым, выступает интегративным показателем соотнесения личностных особенностей и требований деятельности.

Ситуативность активности может рассматриваться как характеристика, свидетельствующая о переходе деятельности в иное качество - качество активности в том случае, когда усилия, направленные на достижение цели превосходят нормированный уровень деятельности и необходимы для её достижения. При этом уровень активности может рассматриваться с двух позиций - внешней по отношению к субъекту и внутренней. В первом случае активность может соответствовать нормативно определённой цели или превышать её. Для характеристики такой активности используют понятия «надситуативной» и «сверхнормативной активности» (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990, В. Ф. Бехтерев, 1996, Р. С. Немов, 1985) под которыми понимается способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации или, соответственно, официально предъявляемых обществом нормативными требованиями. Во втором случае активность рассматривается с точки зрения субъекта и соотносится с внутренне определяемой целью, отвечающей не внешним, социально обусловленным, а его личным внутренним целям. Для личности активность всегда «нормативна», поскольку соответствует поставленной цели, в случае достижения которой деятельность теряет свою энергетическую основу - мотивацию и развиться до уровня надситуативности, очевидно, не может. Деятельность, которая не позволила субъекту достичь поставленной цели, традиционно считается недостаточно активной или «пассивной», то есть в принципе, не может называться активностью.

Уровень активности, её длительность, устойчивость и другие показатели зависят от согласованности и оптимальных сочетаний разных компонентов: эмоционального, мотивационного и др. В связи с чем, в зависимости от способа связи психических и личностных уровней активности она может приобретать оптимальный или неоптимальный характер. Например, поддерживать определённый уровень активности можно двумя способами: перенапряжением всех сил, что ведёт к утомлению, падению активности, и за счёт эмоционально-мотивационного подкрепления. (К. А. Абульханова-Славская, 1991). Именно эти два подхода, например, отличают традиционное обучение в высшей школе, построенное с опорой на лекционные занятия и инновационные формы обучения, опирающиеся на методы активного обучения активное обучение .

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Активность личности" в других словарях:

    активность личности - форма проявления активности, детерминированная образом себя как причины событий, которые могли или должны были бы состояться в мире. А. л. обнаруживает себя в волевых актах (см. воля), самоопределении и самополагании человека как источника своего … Большая психологическая энциклопедия

    АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ - – в отечественной психологии фактически рассматривалась как ее направленность, как проявление идущей от личности детерминации, как инициатива. Термин был несколько дескредитирован идеологическим тезисом об «активной позиции личности». В… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Активность личности - это интегральное качество личности, проявляющееся как инициативное и деятельностное отношение к жизни, деятельности, людям и их проблемам. Это стремление и способность человека преобразовывать окружающую среду, отношения с себе подобными и себя… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ - (от лат. activus деятельный), деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения обществ. ист. опыта человечества; проявляется в творч.… … Российская педагогическая энциклопедия

    Активность личности - (от лат. activus деятельный, действенный, практический) деятельное отношение человека к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно исторического опыта… … Педагогический терминологический словарь

Кремль, 3

Проект «Окна в Россию. Шедевры семи поколений» приурочен к 70-летию компании «Ингосстрах». Партнеры серии выставок - Государственная Третьяковская галерея - главный государственный музей национального искусства, и Институт русского реалистического искусства - самый большой частный музей отечественной живописи. Семь выставок, в числе которых и мультимедийные проекты, являются логическим продолжением программы «Ингосстраха» по поддержке искусства и культуры страны.

Нижний Новгород - третий город, в котором будут представлены выставки проекта: 19 июля начала работу выставка в Калининграде, 16 августа состоится презентация мультимедийного спектакля «Окна в Россию» по мотивам известных полотен в Сочи. До конца текущего года выставки также пройдут в Екатеринбурге, Красноярске, Владивостоке, Санкт-Петербурге и Москве. В рамках каждой выставки подготовлена образовательная программа, включающая лекции и мастер-классы.

«Мы очень рады представить жителям Нижнего Новгорода наш юбилейный проект «Окна в Россию. Шедевры семи поколений». Искусство - неотъемлемая часть истории нашей страны, на которую теперь благодаря этому проекту соотечественники могут взглянуть через призму произведений классиков русской художественной школы», - комментирует генеральный директор компании «Ингосстрах» Михаил Волков.

Нижегородцам представлены такие знаменитые работы из собрания Третьяковской галереи , как «Утро» Татьяны Яблонской, «На балконе» Александра Дейнеки, «Окно» Юрия Пименова, «В поезде» Александра Лабаса. Кроме того, посетители увидят произведения из собрания ИРРИ - полотна Сергея Герасимова, Георгия Нисского, Алексея Грицая, Виктора Попкова, братьев Алексея и Сергея Ткачевых, Георгия Савицкого и многих других. Среди экспонатов из коллекции ИРРИ - «Портрет артистки балета Усовой » художника Евгения Фролова, прозванного «нижегородским голландцем». В 1990-е и 2000-е годы художник создавал работы в духе классической академической традиции западноевропейской живописи. На этом портрете изображена Наталья Усова - сестра жены художника. Фролов написал балерину у раскрытого окна, в котором можно рассмотреть городской пейзаж с идеализированной архитектурой. В этой параллели прослеживается влияние эпохи романтизма, когда природа и модель на картине существуют в гармонии друг с другом.

На время проведения выставки все предметы экспозиции обеспечены защитой в рамках комплексной программы «Ингосстраха», страховое покрытие предусматривает ответственность за все риски.

«Ингосстрах» много лет занимается страхованием предметов искусства, коллекционных ценностей и крупнейших музейных собраний. Компания оказывает поддержку в реализации проектов в области культуры как на федеральном, так и региональном уровнях. Компания является генеральным партнером и официальным страховщиком Института русского реалистического искусства (ИРРИ), а также на постоянной основе сотрудничает с Государственной Третьяковской галереей, обеспечивая страховой защитой музейные ценности.

Выставка в Нижнем Новгороде будет открыта для посещения с 8 сентября по 15 октября 2017 года по адресу: г. Нижний Новгород, Кремль, корпус 3.

Вход на выставку бесплатный.

Время работы: понедельник, среда, пятница, суббота, воскресенье - с 11:00 до 18:00, четверг - с 12:00 до 20:00.

Посещение лекций и мастер-классов бесплатное, по регистрации на сайте http://70.ingos.ru/event/shedevry

Наименование

Даты

описание

Время

Кол-во чел. для рег.

С 08.09 по 15.10

Лекция каждый четверг 5 шт.

лекция ведущего специалиста по выставочной, научной и просветительской работе ИРРИ Ксении Карповой "Образ окна в искусстве Оттепели"

лекция искусствоведа ИРРИ Татьяны Ивановой "Окно в интерьере. История жанра"

лекция искусствоведа ГТГ Ольги Полянской «Окна в живописи. История с продолжением»

лекция искусствоведа ИРРИ Елены Коваленко "От витража до форточки. Окно в мировой архитектуре"

лекция искусствоведа ИРРИ Анастасии Сиренко "Коллекция Института русского реалистического искусства"

Мастер-класс детский каждую субботу в 11-30

детский мастер-класс

"Оконные истории"

празднует под девизом« Ингосстрах 7.0 — страхование в седьмом поколении». Основная идея проекта — показать миллионам россиян, как менялась страна в течение почти 200 лет на примере произведений, созданных живописцами-классиками русского и советского искусства.

« В День рождения принято получать подарки, но мы решили отступить от этой традиции и в свой юбилейный год преподнести уникальный подарок россиянам — проект „Окна в Россию. Шедевры семи поколений“, символически объединяющий всю нашу страну от запада до востока. Уверен, что наши выставки порадуют гостей и принесут им незабываемые впечатления, — комментирует генеральный директор компании „Ингосстрах“ Михаил Волков. — Мы неслучайно выбрали тему искусства для нашего юбилейного федерального проекта. Компания традиционно поддерживает культурные мероприятия и является участником программ по сохранению культурного наследия нации. Кроме того, „Ингосстрах“ много лет подряд занимается страхованием предметов искусства, причем во время экспонирования шедевров не только в России, но и за рубежом».

Проект« Окна в Россию. Шедевры семи поколений» стартовал 19 июля в самой западной точке России: в Калининградской художественной галерее открылась выставка, которая представила живопись и графику из собрания



Первым городом, в котором проект был представлен в формате мультимедийного спектакля, стал Сочи. 15 августа посетители выставки, расположившейся на территории Курортного района «Имеретинский» , увидели зрелищную видеофантазию по мотивам произведений Ивана Шишкина, Ильи Репина, Ивана Айвазовского, Марка Шагала, Казимира Малевича, Александра Дейнеки и других выдающихся художников.




Зрителей в Нижнем Новгороде, Красноярске и Владивостоке также ждут передвижные выставки, в состав которых войдут полотна из коллекций ИРРИ и Третьяковской галереи . В выставочном проекте примут участие более ста полотен, среди которых шедевры Александра Дейнеки, Сергея Герасимова, Юрия Пименова, Георгия Нисского, Гелия Коржева, Виктора Попкова, Эрика Булатова и других известных живописцев ХХ века. В Екатеринбурге, Москве и Санкт-Петербурге посетители увидят мультимедийные спектакли.

Также в рамках проекта еженедельно проводятся бесплатные открытые лекции и мастер-классы с участием специалистов Института русского реалистического искусства.

Проект продлится до конца года. Вход для посетителей на все выставки бесплатный.
Зарегистрироваться на открытые лекции, а также узнать более подробную информацию и расписание вы можете .