Не так давно в одной южноафриканской семье, проживающей в городе Гверу, расположенном в географическом центре Зимбабве, произошло несчастье - умер 34-летний Брайтон Дама.

Оправившись от потрясения, родственники усопшего принялись готовиться к траурной церемонии, которая должна была состояться через несколько дней.

Желающих проводить Брайтона в последний путь собралось довольно много - среди приглашенных находились друзья, коллеги и работодатель покойного. Очередь скорбящих, выстроившаяся возле гроба с телом, постепенно...

... продвигалась вперед, как вдруг случилось невероятное - у усопшего шевельнулись ноги.

"Я был первым, кто увидел движение его ноги, - вспоминает работодатель африканца Лот Гака. - Я стоял в очереди, чтобы попрощаться с Брайтоном. Сначала я решил, что мне показалось, но потом, когда остальные начали переглядываться, убедился в реальности происходящего".

На глазах изумленных людей "покойник" открыл глаза, а затем сел в гробу. Надо отдать должное храбрым приглашенным - они не стали спасаться бегством, а лишь отступили от деревянного саркофага.

Мужчина "воскрес" вовремя, ведь родственники вскоре собирались завершить церемонию прощания и приступить к погребению тела.

Очнувшегося африканца завезли в местную больницу, где рассказали врачам, что произошло на похоронах. Сотрудники лечебного учреждения подключили 34-летнего пациента к аппаратам жизнеобеспечения и тщательно его осмотре. По истечению двух дней живой и здоровый Брайтон Дама был выписан из больницы.

Стоит отметить, что воскрешение покойников - не такая уж и редкость. История знает немало таких случаев, когда после врачебной констатации факта смерти, «умершие» все же оживали.

На 20-й неделе беременности у 20-летней россиянки случился выкидыш. Появившегося на свет мальчика врачи оставили без внимания - весил он всего полкилограмма, не дышал, сердечко не билось. И врачи отправили его тело а морг...

Но в патологическом бюро ребеночек вдруг задышал - без всяких, специальных аппаратов и помощи медиков! Когда об этом стало известно, ребенка забрали в реанимацию.

В бразильском городе Лондрин, новорожденная девочка начат» подавать признаки жизни после того, как ее привезли на отпевание в церковь. Врачи, констатировавшие ее смерть, утверждали, что после рождения девочка действительно выглядела мертвой. «Я вас уверяю, ребенок был мертв, ее зрачки не реагировали на свет», - говорила одна из медсестер.

Избежала участи попасть «на тот свет» и 41-летняя Коллин Бернс из Северных Сиракуз, Нью-Йорк. Она была помещена в больницу после передозировки наркотиков. Из-за ряда ошибок в оценке ее состояния врачи решили, что женщина мертва, и собирались приступить к удалению ее органов.




Расследование инцидента показало: когда Бернс только поступила в больницу, врачи не провели рекомендуемые процедуры, препятствующие поглощению наркотиков организмом. Врачи также недостаточно тщательно провели исследования, в частности, не сделали необходимое сканирование мозга, а потому решили, что мозг Бернс мертв, когда на самом деле она была в коме.

После того как врачи констатировали смерть мозга у пациентки, ее семья согласилась отключить ее от системы жизнеобеспечения и пожертвовать ее органы. Но за день до того, как органы должны были быть удалены, медсестра провела рефлекс-тесты и обнаружила, что мозг Бернс еще откликается.

Она уколола палец на одной из ног Бернс, и они свернулись, что свидетельствовало о том, что женщина была еще жива. Когда ее везли в операционную, ноздри Бернс зашевелились, и казалось, что она дышала независимо от респиратора. Ее губы и язык также двигались. Но доктор игнорировал замечания медсестры, которая настаивала на том, что Бернс еще жива, и приступил к операции, которая была отменена только после того, как лежащая на операционном столе женщина открыла глаза.

По признаниям некоторых реаниматологов и патологоанатомов, немалая часть погребенных на самом деле не пересекла границу жизни и смерти. Происходит это потому, что не существует универсального и четкого критерия смерти. Традиционно врачи констатировали смерть по остановке дыхания и пульса, прекращению сердцебиения, по невидящим зрачкам. С развитием медицинской науки момент перехода уточнялся: по угасанию энцефалограммы судят о прекращении деятельности мозга.

Специальный анализ крови позволяет сделать заключение о смерти организма. Но каждый критерий, взятый в отдельности, не дает гарантии, что организм не способен вернуться к жизни. Именно такой случай произошел с Николаем Васильевичем Гоголем. Когда 80 лет спустя после смерти проводили перезахоронение его останков, по положению скелета определили, что Гоголь перевернулся в гробу на бок. То есть он ожил, будучи погребенным.

Страх быть погребённым заживо преследовал многих людей во все времена. В викторианскую эпоху некоторые гробы даже оборудовали специальными трубами, ведущими на поверхность, на случай, если покойник проснется. В конце XVIII века французские доктора также были сильно обеспокоены вопросом преждевременного погребения. Они предложили создать во всех крупных городах Франции специальные "морги ожидания". В наше время практикуется видеонаблюдение, детекторы движения и прочее оборудование и сигнализация, устанавливаемые в гробах. А многочисленные истории об обмороках рабочих крематориев, которым доводилось, сжигая тела покойников, видеть и слышать, как они вскакивали из гробов и бешено кричали, поглощаемые пламенем, по-прежнему разлетаются по всему миру.

Из этих пусть не вполне достоверных, но леденящих кровь "страшилок" понятно, сколь жизненно важно оснастить медицинскую практику надежным, бесспорным критерием определения конца земного бытия.

В минувшие века доктора использовали множество любопытных способов для определения факта смерти. Один из них состоял в том, что зажженную свечу подносили к разным частям тела, справедливо полагая, что с прекращением кровообращения кожа не покроется волдырями. Известен и другой метод - подносить зеркало ко рту умершего. Запотело - стало быть, жизнь еще теплится. С течением времени такие критерии как отсутствие пульса, дыхания, расширение зрачков и отсутствие их реакции на свет уже не могли в полной мере удовлетворить врачей по части достоверной констатации смерти. В 1970 году в Англии впервые на 23-летней девушке, признанной умершей, был опробован портативный кардиограф, регистрирующий даже очень слабую работу сердца, и в первый же раз прибор обнаружил у "покойницы" признаки жизни.

Позднее доктор Арнольд Старр, невролог Калифорнйского университета в Ирвине, сконструировал новый прибор, внеся тем самым коррективы в определение "смерть мозга", а в ряде случаев отменил это определение. Прибор Старра в тысячу раз чувствительнее энцефалографа (прибора, регистрирующего электрическую активность коры головного мозга) и регистрирует такую активность глубоко в центре мозга.

"Не существует магического момента, когда исчезает жизнь, - считает профессор Корнуэльского университета Робертс Морисон, - Смерть больше не является отдельным, четко очерченным пределом, как детство или отрочество. Для нас становится очевидной постепенность смерти”.

Никогда еще не было так сложно констатировать смерть, как сейчас, когда появилась аппаратура, поддерживающая жизнь. Эту проблему усугубляет развитие трансплантологии, которая предполагает изъятие нужных органов после констатации смерти. Во многих странах врачи и ученые испытывают вполне понятную тревогу: всегда ли органы изымаются у действительно умерших людей?

Между тем, новое исследование ученых показало, что смерть у живых существ, включая людей, распространяется, как волна от клетки к клетке. Весь организм не умирает мгновенно. Смерть отдельных клеток запускает химическую реакцию, которая ведет к распаду клеточных компонентов и накоплению молекулярного "мусора". Если этому не воспрепятствовать, человек обречен.

Этот процесс был зафиксирован при эксперименте с подопытными червями и наглядно виден при оптическом увеличении на фотоснимке. Распространение смерти выглядит, как флуоресцентный голубой свет, вызванный гибелью клеток.

Открытие, возможно, поможет ученым остановить биохимический процесс, который ведет к этой волне смерти, и оживить человека. Но в настоящий момент ученые не могут оживить каждую клетку в организме, как только она вышла из строя.

"Когда мы заблокировали этот процесс, то смогли отсрочить смерть, вызванную стрессом, таким как например, инфекция. Однако нам не удалось замедлить процесс смерти от старости, - объяснил автор исследования Дэвид Джемс из Института здорового старения в Университетском колледже Лондона.

Пока ученые выискивают пути решения проблемы, человеку, оказавшемуся на границе жизни и смерти, остается полагаться только на себя, волю Бога и... на медицинский персонал, который выносит свой врачебный приговор. Не удивительно, что из всех регионов земного шара информация о чудесных воскрешениях приходит с завидной методичностью. Вот, кстати, еще одна.

В отеле Мэйнор, находящемся в городе Булавайо, Зимбабве, клиент позвонил менеджеру гостиницы, сообщив, что в номере находится труп проститутки, которая скончалась прямо на «рабочем месте». Спустя некоторое время в отеле появились полицейские со стальным гробом, которые вместе с врачом констатировали смерть путаны.

Рядом начали собираться любопытные постояльцы и сотрудники отеля. К их ужасу, умершая женщина внезапно очнулась и принялась вопить: "Вы меня убьете, вы меня убьете!".

По словам одного из свидетелей, происходящее напоминало кинофильм - люди разбегались в разные стороны, спотыкаясь и падая. Это было и правда жутковато, так как все были уверены, что женщина мертва, тем более что она была уже холодная. Сохранить присутствие духа удалось только сотрудникам полиции.

Полицейские сообщили женщине, что ее бездыханное тело лежало в одном из номеров отеля. После того, как "ночная бабочка" пришла в себя окончательно, полицейские покинули здание, захватив с собой пустой гроб...





Метки:

«Жизнь мертвых продолжается в памяти живых», - говорил Цицерон. Но бывает так, что эта «жизнь» продолжается не только в памяти, а вот прямо перед носом. Как? Рассказываем.

Чичиков и Ко

Сюжет, описанный в знаменитой поэме Гоголя, как известно, был подсказан автору Пушкиным. Бизнес по скупке и реализации мертвых душ в те времена не был редкостью, но особенно широкий размах приобрел в молдавском городе Бендеры. О нем-то и узнал Александр Сергеевич во время своей кишиневской ссылки 1820–1824 годов.
В означенном городе с момента присоединения его к России и в течение нескольких последующих лет вдруг перестали умирать люди. Сначала это никого не настораживало. Но когда хранители правопорядка начали расследование, выяснилось, что после присоединения в Молдавию хлынули беглые крестьяне из центральных российских губерний. Чтобы не быть узнанными, они принимали имена умерших людей, то есть документы мертвецов попросту продавали живым. Похожий сюжет, разве что творчески приукрашенный, и поведал Гоголю Пушкин.

Трупный синод

IX–X века. Римское папство переживает духовный и политический кризис. Меньше чем за сто лет на святом престоле сменилось 24 понтифика. Каждый тянул церковное одеяло на себя, норовил очернить предшественника и отменял его указы. Наша история про то, как борьба за власть коснулась даже покойников. Так, папа Формоз, избранный в 891 году, активно вмешивался в дела Константинополя, интриговал в отношении французского престола и расчищал место возле престола папского. Энергии хватило на пять лет, после чего папа почил в бозе при невыясненных обстоятельствах. Еще через девять месяцев очередной преемник, папа Стефан VI, решил поквитаться с покойным.
Полуразложившийся труп откопали, привязали к креслу и приступили к допросу. За покойника отвечал дьякон, который прятался за креслом. Формоза, конечно, осудили по всем статьям и приговорили к наказанию: отрубили три пальца, которым понтифик совершал крестное знамение, сорвали папские одежды и протащили по улицам Рима, а затем похоронили в братской могиле для чужеземцев. Позже тело извлекли черные копатели и бросили в Тибр, откуда его выловил некий монах и, наконец, предал земле. Последующие понтифики то отменяли приговор Формозу, то вновь осуждали его.

Расхитители гробниц

В XVIII–XIX веках в Британии существовал весьма своеобразный бизнес: выкапывать из могил недавно захороненные тела для реализации. Звали этих ребят воскрешателями. Кому был нужен мертвец? Да хотя бы медикам - для научной деятельности. Кроме того, целой индустрией по «переработке» мертвых тел стало изготовление из них всевозможных лекарственных снадобий - от мазей до порошков и настоек.
Наконец в 1752 году британский парламент принял Акт об убийстве, позволяющий судьям заменить публичный показ тел казненных преступников препарированием (это расценивалось как «ужасная» посмертная участь). Но «биологического материала» все равно не хватало, и медикам приходилось сотрудничать с похитителями тел.
Удивительно, но воскрешатели действовали практически легально, ведь трупы не были ничьей собственностью! О сохранности дорогих тел пришлось заботиться родственникам. На кладбищах стали появляться могилы-клетки (мортсейфы), надгробия из тяжелых каменных плит и «безопасные» гробы для богатых.
Только после того, как от простого выкапывания мертвых воскрешатели перешли к удушению живых - из той социальной прослойки, про которую говорят «богом забытые», - власти наконец приняли законопроект, который позволял медицинским университетам препарировать тела умерших обитателей так называемых работных домов, в которых содержались мелкие преступники и нищие.

Любовь до и после гроба

Одной из самых ярких исторических фигур, имеющих тягу к «загробной» страсти, была королева Кастилии Хуана I. Своего мужа Филиппа Красивого она обожала со страстью потерявшей рассудок женщины (ее так и прозвали - Хуана Безумная). Первое время молодой супруг относился к жене с теплотой и нежностью, но очень быстро устал и обратил свое внимание на других. Хуана ревновала неистово: кричала, билась в истериках и однажды обрезала одной из любовниц короля ее роскошные волосы. А когда в 1506 году Филипп внезапно умер, помешалась окончательно. Несколько лет повсюду возила гроб мужа с собой, нипочем не желая с ним расставаться, и периодически вскрывала крышку, чтобы обнять останки любимого. Впрочем, некрофилия королевы спорна - говорят, идею не хоронить благоверного ей подсказали некие монахи, которые утверждали, что он может воскреснуть. Этого не случилось, и примерно через год после смерти Филипп был погребен.


Но современные «рабы любви» переплюнут даже исторических. В 1930-е мир облетела история немецкого микробиолога и иммигранта Карла Танцлера фон Козеля, работавшего в одном из морских госпиталей во Флориде. Там этот престарелый мужчина познакомился с красавицей кубинкой, имевшей романтично длинное имя Мария Элена Милагро де Ойос и нежный возраст - 22 года. Хелен, как ласково называл девушку Карл, была младше его на 32 года, болела туберкулезом и, несмотря на все усилия мужчины, умерла через несколько месяцев после их встречи. Но любовь Карла продолжала жить. Он построил для возлюбленной мавзолей, который посещал каждый вечер, а уже через пару лет попросту выкрал оттуда тело девушки и «поселил» его у себя в спальне. Возлюбленная была в буквальном смысле не первой свежести, поэтому Карлу пришлось скрепить разваливающиеся кости проволокой, вместо истлевшей кожи прилепить шелковую ткань, смоченную в воске, а на голову приклеить парик из волос умершей. Грудную полость трупа он заполнил тряпками, сверху же надел платье и перчатки.
В 1940 году - спустя порядка девяти лет после смерти девушки - сожительство Танцлера с трупом было раскрыто. Стало известно, что он клал его рядом с собой в постель каждую ночь и исполнял «супружеский долг» (во влагалище Хелен обнаружилась бумажная трубка, которая позволяла Карлу вступать с мертвой в интимную связь). Труп у Танцлера отобрали (зачем-то выставив его на всеобщее обозрение в одном из моргов), а самого поместили под арест. Но ненадолго. Вскоре после освобождения он соорудил себе чучело Хелен в натуральную величину и прикрепил к нему ее посмертную маску. Так он и жил с ним до самой своей смерти в 1952 году.

Моей бабушке уже почти 83 года. За плечами у нее четыре с лишним десятка лет работы в начальной школе. За последнее время похоронила своего старшего сына, младшего брата и, наконец, мужа (моего деда). В целом потери она перенесла стойко, но вот только по ночам с ней стало твориться что-то неладное.

Дед перед смертью просил нас с женой "досмотреть бабушку", и мы вскоре после того как его не стало, перебрались в одну из комнат ее двухкомнатной квартиры. Всем хорошо: и нам квартиру снимать не надо, и ей не скучно. Продукты всегда принесем, приберем, да и поговорить старушке есть с кем. Не нравилось нам, однако, что она повесила у себя над изголовьем кровати портреты покойных мужа и сына. А ведь я как-то слышала, что этого делать не стоит, так как это не даст уйти покойным в мир иной. Видимо, так и есть.

Однажды мы с женой проснулись ночью от страшного воя. Он доносился из зала, где спала бабушка. Мы буквально подскочили на кровати. Вдруг все стихло, но вскоре возобновилось с новой силой.

Перед глазами начали вставать сцены из фильмов ужасов, но я собрался с духом, вошел в зал и понял, что воет бабушка. Я разбудил ее, и она со страхом сказала, что приходил дед и душил ее. За что - не ясно. Бабушка, к слову, сказала, что я возвожу на нее напраслину - она не выла. С какой бы это стати вдруг? Не поверили в мой рассказ и родители.

Бабушка пила много таблеток, и, возможно, это как-то повлияло на нее, решили мы с женой. К тому же у нее уже были проблемы с сосудами головного мозга. Мы уменьшили ей дозу лекарств. Через несколько дней все повторилось. Я слышал, как ночью через нашу спальню кто-то невидимый прокрался в комнату к бабушке. Едва различимый звук шагов разбудил меня. И тут снова - вой.

Витя, Витя! - кричала сквозь завывания бабушка. Так звали ее покойного сына.

Вскочив, я разбудил ее, намочил лицо водой.

Со мной все в порядке, просто Витя приходил во сне, - сказала она.

Назавтра я поставил горящую свечу на то место в нашей спальне, где отчетливо слышал шаги. Свечка коптила, трещала. Равно как и в зале перед портретом Виктора и деда. В других местах пламя у нее было ровным.

Мы дали бабушке более сильные препараты. В спальне поставили намоленную в Киево-Печерской лавре икону. На какое-то время наши ночные страдания прекратились, но мы не расслаблялись. Решили попробовать, если вой снова раздастся, записать его не диктофон. Долго ждать "концерта" не пришлось.

Как-то ночь бабушка вновь завыла - и гораздо сильнее прежнего. Жена, забившись с головой под одеяло, велела мне включить диктофон. После минутной записи я зажег фонарик и, читая шепотом "Отче наш", стал будить бабушку. Она истошно выла во сне, лицо ее было перекошено. Открыв глаза, как нив чем не бывало, бабушка стала рассказывать про свое общение с покойными родственниками.

Мы устроили своеобразное расследование, собирая информацию о подобных случаях. Люди, услышав о проблеме, подсказали: попробуйте в следующий раз взять спящую бабушку за кончик пальца и спросить, что она видит. Должна рассказать! А тут вдруг случилось так, что очередной "концерт" бабушка устроила не ночью, а вечером, сидя в своем кресле, при ярком свете люстры. Номер с пальцем не прошел: лицо старушки было так ужасно искажено, что мы поторопились разбудить ее, забыв про совет. Однако быстро вернуть ее в реальность не удалось. Бабушка что-то пыталась сказать, но издавала лишь монотонные повторяющиеся звуки, словно в старом кассетном магнитофоне зажевало ленту. В итоге кое-как мы ее растрясли. Она резко пришла в себя, будто в ней переключился внутренний тумблер.

Фильмы об оживших мертвецах, мы воспринимаем как страшилку, не более. Каждый уверен, что умерший не воскресает. Тогда почему непременно встречаются у самых разных народов, разделенных тысячами километров пространства? Не кажется ли вам это странным? (сайт)

Кладбища вампиров

В 1994 году в чешском городе Челяковицы раскопали древнее кладбище X-XI в. В 11 могилах лежали останки 13 человек. Это были мужчины 30-40 лет. Все были связаны. У многих отрублены руки и головы. У каждого с левой стороны сломаны ребра - здесь вбивали осиновый кол. Видимо, тысячу лет назад жители Челяковиц имели веские основания опасаться, что эти 13 человек поднимутся из могил и постарались обезопасить себя от визита опасных гостей. Многие газеты рассказывали о страшной находке и только некоторые удосужились упомянуть, что это не первая находка захоронений вампиров.

На Балканах часто находят захоронения с пронзенными телами. И не только на Балканах. В 2009 году в Италии нашли скелет женщины с кирпичом во рту (один из методов борьбы с вампиром). Да и сам обычай класть покойника в гроб, а потом крепко заколотить его гвоздями, наводит на мысль, что наши предки всерьез опасались, что покойник может восстать из гроба.

Воскрешение из мертвых

Перелистаем хронику последних воскрешений. В 2003 году итальянец Роберто де Симоне когда родственники уже собирались накрыть гроб крышкой прокашлялся и попросил воды. В 2007 году признанный умершим попавший в аварию 21-летний Зак Данлэп во время процедуры прощания зашевелил ногами. В 2010 году в Колумбии 45-летняя "покойница" когда сотрудники ритуального агентства начали готовить ее погребению, внезапно задышала. В 2011 году в дверь Симферопольского морга начал стучать один из оживших "покойников": откройте, сволочи, холодно!

А ведь смерть каждого из них была констатирована медицинским работником. Если даже сегодня медики ошибаются, то ранее при более низком уровне развития медицины такие случаи случались куда чаще! Итальянский поэт Франческо Петрарка в 1344 году впал в летаргический сон, был признан умершим. Через 20 часов он проснулся, шокировав всех присутствующих и еще 30 лет творил после "воскрешения".

В 1772 году герцог Меклебургский указом ввел обязательный трехдневный срок между смертью и погребением - слишком часты были случаи "восстания из гроба". В Англии до сих пор действует закон, обязывающий каждый морг иметь колокол, чтобы "оживший покойник" мог поведать миру о своем возвращении в мир живых. Как видим, преждевременные захоронения считались серьезной проблемой, которая требовала своего решения.

А ведь были несчастные, приходившие в себя уже после захоронения. Если по каким-либо причинам такое захоронение вскрывали, в нем находили покойника перевернувшегося в гробу, с искаженным лицом, с окровавленными руками, разорвавшего на себе одежды.

Покойник домой вернулся!

В средневековых деревнях, где врачей не было вообще никаких, случаев захоронения живых было куда больше, чем в городах, где присутствовал хоть какой-то медик. Гораздо чаще здесь "покойники" и воскрешали. Захороненный в саване на незначительной глубине "покойник" мог вполне разорвать саван, откопаться и вернуться домой.

А теперь представьте сцену, когда домой возвращается "воскресший" - обезумевший (понятно, что такое "приключение" не могло не отразиться на психике), с окровавленным ртом (в борьбе за жизнь несчастный мог искусать себе губы в кровь), в разорванном саване! Естественно, что первым желанием у людей было как можно скорее отправить родственника туда, откуда пришел. Его и отправляли, быстро и скоро: связывали, отрубали ноги, руки, голову, чтобы уж точно умер, и вбивали в грудь кол - для страховки.

Умер - так умер, не воскресай

Переживать такой ужас никому не хотелось. Поэтому, чтобы покойники не возвращались, люди стали тратиться на гробы, крепко их сколачивали. Если человек с замершими жизненными функциями, уже готовый к захоронению вдруг подавал признаки жизни - вместо того чтобы радоваться, спешили вбить в грудь "вампиру" кол. Каждый такой случай запоминался надолго, обрастал массой подробностей. Неудивительно, что сюжет о воскресшем покойнике можно найти в фольклоре любого народа.

Так что поводы к созданию страшилок о ходячих мертвецах были. Нам же остается только утешаться, что таких случаев становится все меньше, и каждый из них уже становится сенсацией. И верить, что - плод фантазии писателей и кинематографистов.