Для детей старшей группы детского сада важно уделять достаточно времени не только интеллектуальному и физическому развитию, но изобразительному творчеству.

В рисунке ребенок проявляется себя, фантазирует и в то же время развивает свои способности. Детям 5-6 лет еще достаточно сложно передать все тонкости того или иного предмета, поэтому помощь родителей здесь просто обязательна.

Деревья и растения не так уж сложно нарисовать, а вот с фигурой человека дела обстоят сложнее, если поставленной задачей является ее рисунок в движении.

Мы поможем вам в этом и подскажем как научить ребенка рисовать человека простым карандашом поэтапно. Для этой цели можно выбрать несколько способов, их освоит любой ребенок 5-6 лет.

Перед тем как начать рисовать фигуру карандашом стоит учесть, что не стоит прочерчивать прерывистые линии, а после этого обводить их. Нарисовать человека даже для начинающих будет не так сложно, если проводить линии всего лишь одним движением, не боясь при этом ошибиться.

Рисуя фигуру в движении, стоит представить его образ мысленно, а потом уже переносить воображаемые линии на листе бумаги. Основное правило для начинающих – это не только придерживаться точности очерченных линий и соблюдать пропорции тела, но и передать всю суть и значимость нарисованного образа.

Основным достоинством любого художника является возможность передать характер и внутренний настрой созданного на листе бумаги человека.

Довольно часто во время рисования человека не удается соблюсти пропорции тела, в результате чего нарисованная фигура не выглядит правдоподобной. Основной проблемой является неверная длина верхних и нижних конечностей, слишком большая или очень маленькая голова.

Такие ошибки очень характерны для детей 5-6 лет, поэтому рекомендуется делать рисунок карандашом поэтапно, учимся разбивать рисунок на несколько отдельных частей.

Зачастую фигура человека условно делится на 7 одинаковых частей, которые можно приравнять к 7 окружностям головы, включая шею.

Усвоив теоретические основы, мы учимся рисовать человека в движении вместе с детьми.

Процесс создания рисунка

Вариант 1

  • Сперва необходимо вместе с ребенком нарисовать овал, который в дальнейшем будет сложить головой нарисованному человеку.

Чуть ниже овала прорисуйте шею, эта часть тела не должна быть слишком длиной, ее необходимо разместить строго посередине. Затем дорисовываем прямоугольник, он будет ориентиром для дальнейшего прорисовывания тела.

  • Далее необходимо нарисовать такой же прямоугольник, ширина его должна быть равной первому, а вот длина – чуть больше. Делим второй прямоугольник пополам, таким образом, делаем зарисовку для нижних конечностей. Углы верхнего прямоугольника слегка закругляем, таким образом, формируем плечи.

  • Теперь необходимо удалить при помощи ластика лишние линии, которые указаны на рисунке красной стрелкой, эта процедура будет интересна для детей.

  • Чтобы ребенок полностью усвоил урок рисования, стоит подробно рассказать ему, как прорисовываются детали головы. Все ненужные линии можно легко убрать при помощи ластика.

В середине заготовленного ранее овала нарисуйте глаза, а также нос и рот. Не забывайте прорисовать брови, сделать наброски прически человека.

  • В самом конце сделайте несколько косых линий, которые изобразят складки на одежде, прорисуйте необходимые элементы обуви.

Рисунок полностью готов, каждый родитель сможет научить своего ребенка рисовать человека поэтапно.

Вариант 2

Этот простой способ изображения фигуры в движении понравится детям-непоседам.

  • Сначала сделайте на бумаге наброски линий, которые будут в дальнейшем ориентиром для прорисовки туловища, верхних и нижних конечностей.

В верхней части листа изображаем голову (рисуем овал). Ребенок сможет выполнить эту задачу самостоятельно под руководством родителя. Не забудьте обозначить внутри овала линии, по которым будут размещаться глаза, нос, а также рот.

  • Опираясь на направляющие, прорисуйте туловище человека. Далее можно приступить к прорисовке прически. Не исключайте некоторые детали, пускай малыш самостоятельно дорисует какой-либо предмет в руке человека. Детализируйте лицо, аккуратно изобразите глаза с носом и ртом.
  • Теперь осталось лишь удалить оставшиеся лишние линии.

Вот так просто можно нарисовать человека, такая процедура доставит удовольствие не только родителям, но и детям, благодаря этому ребенок освоит некоторые навыки в изобразительном искусстве.

Рисование человека может стать самым ярким и глубоким опытом в жизни художника. Cегодня мы подготовили для вас советы от известного итальянского художника Джованни Чиварди из книги «Рисование фигуры человека» . Пусть эти знания станут источником вдохновения и творческим стимулом, помогающим передавать настроение и воспоминания в форме рисунка.

Рисовать фигуру человека и портрет можно любыми материалами - от карандашей до акварели. Карандаш - наиболее распространенный инструмент в силу своей низкой стоимости и универсальности. Уголь прекрасно подходит для выполнения быстрых рисунков с сильным тональным контрастом и менее пригоден для проработки мелких деталей. Для туши рекомендуется плотная и гладкая бумага хорошего качества. Смешанная техника - это одновременное сочетание разных материалов на одном рисунке.

Экспериментируйте в поисках собственных приемов, которые позволят добиться наибольшей выразительности, и старатесь извлекать пользу из случайных эффектов.

Основы пластической анатомии

Художники изучают анатомию с целью осмысленного изображения фигуры человека. Чтобы воспроизвести ее достоверно, нужно не просто видеть, но и понимать, что рисуешь.

Благодаря знанию анатомии, изображение становится более убедительным и живым, чем сама натура.

В целом форма тела определяется скелетом как основной несущей структурой, мышцами, обтягивающими его, и верхним слоем, состоящим из жирового покрова. Полезно узнать и запомнить относительные размеры сочленяющихся костей и их пропорции относительно друг друга и всего скелета, потому что без этой информации невозможно «переложить» фигуру на бумагу и приобрести навык логично и последовательно изображать ее.

Ниже изображены основные кости черепа и шеи вместе с кожей, хрящами, жиром, мышцами, волосами и прочим в виде слоев.

Скелет мужского торса, заключенный в контуры тела, во фронтальной, латеральной и дорсальной плоскостях. Эти рисунки помогут расширить понимание формы тела.

Верхние и нижние конечности в разных плоскостях. Как и на предыдущем рисунке, скелетная структура показана внутри контуров тела.

Художнику важно учитывать три основных аспекта мышц: их внешний вид (форма, размер, объем), расположение (где она находится относительно скелетной структуры и соседних мышц, насколько глубоко или поверхностно) и ее механизм (функцию, направление мышечной тяги, соответствующие изменения формы и пр.).

Пропорции

Чтобы рисунок вышел правдоподобным, необходимо учитывать пропорции тела и головы. Высота головы от лба до подбородка часто принимается за единицу измерения для определения пропорций тела. Рост стандартной фигуры - примерно 7,5-8 голов. Запомните еще несколько пропорциональных отношений: голова трижды укладывается в общую высоту туловища с шеей, длина верхних конечностей также равняется трем головам, а нижних - трем с половиной.

Несмотря на различия между отдельными индивидуумами, их можно разделить на три основные группы типов со схожими характеристиками внутри каждой - эктоморфы, мезоморфы и эндоморфы.

Кисти и стопы

Легко понять, почему руки и стопы с их устройством и разнообразием возможных жестов считаются самыми сложными для убедительного воспроизведения частями тела, как в рисунке, так и в живописи и скульптуре.

Рисовать свои кисти и стопы - лучший способ изучить их максимально подробно. Вы сможете убедиться, что получаются вполне достойные штудии, сравнимые с рисунками лица, а может быть, даже более выразительные.

Сначала выполняется быстрый (но прилежный) набросок в нужном ракурсе и позе, затем с помощью его «геометризации» передают необходимую анатомическую информацию и объем, после чего производится уточнение деталей и индивидуальных очертаний.

Так же как для головы и тела, полезны будут знания о строении костей стоп и кистей.

Порисуйте свои собственные кисти рук и стопы в разных положениях. Можно использовать зеркало. Берите разные предметы в руки и передавайте динамику и настроение жеста в рисунке.

Голова, лицо, портрет

Основной интерес для художника всегда представляли лицо и фигура. Портрет - это не просто воспроизведение физических черт с целью узнаваемости конкретного персонажа. Это рассказ посредством мимики о его личности, мыслях и эмоциях.

Как нарисовать голову и черты лица, мы подробно рассказывали в статье.

Наброски человека в скетчбуке

Наброском называют быстрый, спонтанный рисунок с натуры, выполненный в сжатые сроки несколькими информативными линиями. Рисовать людей в естественной обстановке, которые не позируют специально и наверняка не догадываются, что их рассматривают и изображают, поначалу покажется сложным. Но реальной причины бояться или теряться нет - вряд ли кто-то будет обращать внимание на то, чем вы заняты.

Умение изображать незнакомых людей в любой позе и при любых обстоятельствах важно для развития технических навыков и оценочного суждения. И, конечно же, регулярная практика набросков отточит дар наблюдательности и интерпретации, научит смотреть глубже и принимать быстрые, уверенные, понятные и точные решения.

Несколько коротких советов о том, как делать наброски с натуры:

  • Заведите привычку всегда носить с собой карандаш и маленький скетчбук - такой, который легко поместится в сумку или карман, - на случай если что-то привлечет ваше внимание или покажется интересным.
  • Стоит стремиться повысить наблюдательность и умение вычленять главное и одновременно координировать зрительное восприятие, оценочное суждение и движения руки во время выполнения рисунка.
  • Не старайтесь отразить на бумаге все, что видите на натуре. Учитывая ограниченное количество времени и риск изменения позы модели в любую секунду, сосредоточьтесь на главном.
  • Чтобы научиться использовать свою память для воспроизведения последовательности базовых фаз движения, понадобится максимальная концентрация в наблюдении за людьми.

Если вас все еще смущает мысль о рисовании людей с натуры (учтите, что, если кто-то заметит, что вы делаете, одни могут быть польщены, а другие с недовольством уйдут), подготовиться к этому психологически и обрести некоторую уверенность может помочь рисование статуй и скульптур в музеях или памятников в общественных местах.

Уточните, можно ли в музее делать наброски, и если да, то смело отправляйтесь туда и зарисовывайте скульптуры с разных ракурсов.


Так учат рисованию в Париже - во дворике Лувра со скульптурами.

Этапы рисования

Если вы рисуете фигуру целиком (в одежде или обнаженную), можно сначала провести несколько быстрых, светлых линий, чтобы наметить пространство, которое она займет на листе бумаги (максимальная высота, максимальная ширина и др.). Затем наметьте основные части тела (голову, торс и конечности) с учетом относительных пропорций.

Закончите рисунок существенными контурами, тенями и деталями, которые невозможно опустить. Сотрите вспомогательные линии, если нужно.

В книге «Рисование фигуры человека» каждый раздел разобран максимально подробно, есть подробные изображения скелета человека в разных плоскостях. Подробно рассказано, как нарисовать фигуру мужчины, женщины, ребенка, пожилого человека, как изображать обнаженную натуру и человека в одежде.

    Я хочу предложить вариант поэтапного рисования человека в движении, чтобы дать понятие, как рисовать такого человека, ребенку лет пяти-шести. Посмотрим на рисунок, который возьмем за образец -

    Сначала рисуем прямую вертикальную линию. На ней сделаем четыре горизонтальные линии разной длины: в самом верху одна покороче, вторая подлиннее - это вспомогательные линии для головы и лица.

    Пониже рисуем горизонтальную линию для плечевого пояса. И в самом низу - линия для будущих ног.

    Дорисовываем вверху овал - голову. Линиями изображаем руки и ноги (расходящиеся под углом).

    Теперь придаем объем фигурке. Рисуем дополнительные линии параллельные тем, что мы уже нарисовали. И у нас получается узнаваемое тело человека.

    Рисуем лицо - по верхней линии в овале-голове рисуем глазки, по нижней линии - рот.

    Человека в движении мы показываем с помощью ног, которые рисуем в шаге, один из ботиков рисуем согнутым - так обувь гнется на ноге, стоящей на земле (полу). Обратите на это внимание.

    Теперь дорисовываем недостающие детали (прическу, сумочку, ботинки, кисти рук и другое). Стираем вспомогательные линии. И красим рисунок карандашами или красками.

    Нарисовать человека в движении непросто, но интересно. Давайте разберем этот процесс на примере рисунка девушки из группы поддержи, во время спортивного соревнования.

    Первым этапом рисования будет создание каркаса. Для этого простым карандашом, тонкими линиями нарисуем положение е тела. Рисуя каркас помните, что она не стоит на месте и поэтому нужно сразу нарисовать и изгиб позвоночника, и поднятые руку и ногу, и откинутую назад голову. На будущем лице нужно обозначить точками рот, нос, глаза.

    После этого приступаем к самому рисованию и начинаем это с головы и лица. Рисуем волосы, а так же шею и подбородок.

    Следующим шагом будет прорисовывание рук и линии декольте. А так же, шаров, которые девушка держит в руках.

    Вдоль проведенных осевых линий, рисуем ноги. Чтобы придать большей динамики рисунку, нарисуем, что девушка стоит как бы на кончиках пальцев, а вторая ступня ноги спрятана за прямой ногой. Таким образом, создается впечатление прыжка.

    После этого, ластиком убираем все вспомогательные линии и раскрашиваем рисунок.

    Удачи Вам в Вашем творчестве!

    Для того, чтобы рисовать человека, который находится в движении нужно учитывать, что он должен поддерживать баланс, проще уравновешивать массу своего тела, чтобы не упасть.

    Поэтому на рисунке мы рисуем голову обычно прямо, а руки и ноги должны создаваь ощущения равновесия, либо служить точками опорами.

    Если мы рисуем человека во время ходьбы, то должно быть ощущение перекачивания со стороны в сторону. Руки в движении помогают поддерживать баланс, а ноги это точки опоры, которые меняются поочередно. Таз и грудная клетка наклоняются в противоположные стороны.

    Ниже представлено видео, где подробно рассказано о том, как рисовать человека в движении.

    Если возник вопрос о том, как нарисовать человека в движении, значит какой - то опыт в рисовании людей у вас уже имеется. Нарисовать человека не самая простая задача, а нарисовать двигающегося человека тем более. Но пусть вас это не пугает, давайте попробуем поучиться рисованию с помощью схем поэтапного рисования.

    Вот например, такая схема - здесь показано, как рисовать бегущего человека. Рисуем сначала общее очертание фигуры, так сказать скелет. Потом уже, делаем фигуру объмной. И уже после, прорисовываем более детально.

    Вот ещ одна подобная схема. Здесь так же в несколько этапов мы можем понять, как рисуется бегущий человек.

    Попробуем нарисовать человека в движении . Нарисуем спортсмена, а точнее, лыжника. Скоро начнется чемпионат мира по лыжам, вот мы и приурочим наш рисунок к этим соревнованиям).

    Если рисовать по правилам, то нужно помнить, что единицей измерения в рисунке будет размер головы. Измеряем голову, и этот размер используем, чтобы провести вспомогательные линии от ступней до макушки.

    Мы будем рисовать на детском уровне, то есть упрощенный вариант.

    Сначала рисуем неправильной формы овал - заостренный книзу. Вспомогательными обозначаем туловище и конечности. Руки согнуты, как у лыжника, отталкивающегося лыжными палками. Ноги слегка согнуты в коленях в шаге. На ногах рисуем две линии лыж.

    Следующим этапом придаем нашей фигурке объемные контуры, обводя линиями вспомогательные линии. нарисуем лицо - нос, рот, глаз, на голове рисуем шапочку. Ластиком стираем вспомогательные линии.

    Последним этапом остается раскрасить нашего лыжника в движении. Не забудьте сделать румянец на щеках - от морозца и движения).

    Рисование человека в движении дело не из легких. Но нет ничего невозможного. Для начала рисуем скелет-основу человека, потом наращиваем мясо. Сложность рисования зависит от динамики движения человека: бегун, пловец, дети, играющие в мяч или просто идущая старушка с палочкой, человек на велосипеде, все эти примеры выражают разную степень движения человека.

"Рисуем человека (и не только). Строение тела и поза" Уильям Ли

1. Введение

Этот метод поможет вам рисовать людей и разных существ карандашом. Он никоим образом не претендует на звание лучшего или даже быстрого. Работая таким образом, вам придется думать и воссоздавать формы человеческого тела в объеме.

В классической мультипликации (особенно у Диснея) используется аналогичный метод проработки персонажей. Там важно прочувствовать персонажа в объеме, чтобы он двигался естественно. Этот метод поможет вам оформить свое представление форм персонажа на бумаге. И избавит от синдрома "не поместился на листке".
2. Поза


Основы анатомии человека


Схематические изображения человека


Начнем с упрощенных изображений человека. Помните: "Палка, палка, огуречик - получился человечек"... Не стоит недооценивать их значение. Вы даже не знаете, какую пользу могут принести схематические "человечки". Вы спросите - какую?


Самое главное - они отображает очень важную характеристику объекта, который вы рисуете - пропорции. Вы знаете значение пропорций в рисовании. Слишком короткая нога или слишком длинный нос могут испортить любой шедевр.


Давайте присмотримся повнимательнее к нашим человечкам. Они отличаются в деталях, в зависимости от того, насколько точно вы хотите воссоздать фигуру. Но позами мы займемся чуть позже. Давайте сначала рассмотрим пропорции.

Человечек 1 . Голова, торс, руки и ноги. С ним вы мало что сможете сделать. Разве что попрактиковаться в соблюдении пропорций этих частей тела.

Человечек 3 . Вершина схематичного искусства;). Думаю вряд ли вы видели, чтобы кто-то рисовал так. У этой фигурки плечи и таз уже имеют определенную ширину. Ниже вы оцените значение схематических рисунков.

Задание : нарисуйте несколько "человечков" и посмотрите, насколько точно вы соблюдаете пропорции. Это простой и быстрый способ оценить ваше знание пропорций человеческого тела. Вы сможете реально оценить результат, если вас не будут отвлекать аксессуары: доспехи, волосы и т.д.


Кроме того, схематическое изображение позволяет сразу определить, поместится ли ваш герой на листок бумаги, ему отведенный.


Язык тела


И снова человечки.


Итак, теперь вы знаете, насколько важно освоить пропорции в или . И какую помощь в этом оказывают схематические человечки. Теперь пора заняться позой. Или, другими словами, заставить вашего героя что-то делать.


С помощью схематических рисунков вы сможете перепробовать множество поз и выбрать нужную, прежде чем начинать работу над персонажем. Кроме того, вы всегда будете видеть, поместится фигурка на листе или нет. Так что схематическое изображение помогает планировать ваш будущий шедевр.


Человечки в действии.


Ниже приведены несколько примеров, в которых схематические "человечки" отображают различные позы. Как правило, сразу видно, естественная поза или нет. В крайнем случае, попробуйте воссоздать ту позу, которую нарисовали, и вам сразу станет ясно;)

Этот бросает копье.

Танцует (ну, мне так кажется;).

Бежит. Обратите внимание, что таз и плечи стали немного уже. Ведь мы рисуем вид сбоку.

Гладиатор. Опущенная рука с мечом немного короче. Обратите внимание на поворот корпуса - очень естественная поза, особенно, когда оглядываешься куда-то.

Этот грустит. Или никак не может найти контактную линзу.

Этот просто ничего не делает. Тот же поворот корпуса - плечи и бедра развернуты на небольшой угол.

Странный тип. Ему наверно очень неудобно. Во всяком случае, выглядит глупо.

Задание : нарисуйте несколько схематических человечков, занимающихся разными делами. Следите за пропорциями. Эта работа поможет вам прочувствовать динамику человеческого тела.


Равновесие


Когда вы задаете позу своего героя, нужно не забыть о его центре тяжести. Закон всемирного тяготения еще никто не отменял. Центр тяжести человека расположен в низу живота. Вес ног составляет около половины веса тела.


Его расположение относительно точек опоры влияет на равновесие тела. Посмотрите на эти примеры:


красный круг = центр тяжести

красная стрелка = направление силы тяжести

зеленая стрелка = точки опоры

Обычная походка. человека

Центр тяжести находится между двумя точками опоры. В результате человек находится в равновесии.

Падение.

Центр тяжести находится в стороне от точек опоры. В результате человек теряет равновесие и падает влево.

Балансирование.

Оно возможно благодаря относительной симметричности человеческого тела. Сравните со следующим рисунком.

Теперь человечек наклоняется вправо. Центр тяжести тоже немного смещается вправо.

Беги, человечек, беги.

Когда человек бежит, центр тяжести находится впереди точки опоры. Вы видите, что такая неуравновешенная поза приводит к тому, что человек падает вперед. Естественно, он не упадет, потому что движется вперед и поочередно выставляет ноги вперед.

Прислонившись к стене.

Человечек находится в равновесии, потому что центр тяжести находится между двух точек опоры: ноги и плеча. Вторая нога не принимает участия в удержании равновесия.

Крадущийся тигр. Притаившийся дракон.

Высокий удар ногой. Центр тяжести находится справа от точки опоры и тело будет двигаться вправо. Это придаст силу удару. Кстати, знающие люди говорят, что так бить неправильно.

Конечно, поза не обязательно должна быть уравновешенной. Это придает ей динамизм и движение. Уравновешенная поза - это спокойный персонаж.


Надеюсь, что мои советы позволят вам добиться большей естественности рисунка.


Движения и действия


Тело - это гибкая и подвижная система, на которую влияет сила тяжести. Его положение не бывает жестко установленной.


На первом рисунке изображен идущий человек. Движения я отобразил в несколько преувеличенном виде, для наглядности. Обратите внимание на движение тазобедренных суставов. Плечи как правило движутся в противоположном направлении.

На втором рисунке - человек, который лежит на боку, опершись на локоть. Его грудная клетка висит на соответствующем плече. Позвоночник имеет определенную гибкость и тоже может изменять свое положение.

3. Строение


Чтобы создать что-то, нужно понять его строение. Если вы хотите изобразить человеческое тело, нужно немного знать особенности его строения.


Скелет


Скелет, как вы знаете, составляет основу тела. Схематические человечки уже показали нам кое-что. Но нам нужно познакомиться с человеческим телом поближе.


Основные части человеческого тела:



  • Вид спереди:

  • голова (черный )

  • грудная клетка (голубой )

  • позвоночник (голубой )

  • таз (голубой )

  • суставы (красный )

  • руки (зеленый )

  • кисти (зеленый )

  • ноги (зеленый )

  • стопы (зеленый )

Вид сбоку.

Обратите внимание на изгиб позвоночника (я убрал руки, чтобы его было лучше видно).

Чтобы нарисовать фигуру человека можно использовать скелет в упрощенном виде:

Этот рисунок позволяет немного лучше понять строение тела человека.

Строение тела человека


А теперь - ближе к телу. Займемся мускулами (или жиром, уж как получится). Мы будем использовать эллипсы, цилиндры и другие формы для отображения частей тела. Выберите форму, которая больше всего подходит для нужной части тела.


Может перейти сразу к рисованию собственно тела?

Можно, конечно. Но мы занимались схематическими фигурками и упрощенным скелетом, чтобы вас не отвлекали детали и вы могли заняться пропорциями, равновесием и позой. Этот, казалось бы, лишний шаг позволит вам разобраться с объемными пропорциями.

Объемное представление частей тела.

Красные линии - соединения.

Вы можете проанализировать расположение частей тела.

Расположение частей тела. Практика

Вы можете использовать этот метод, чтобы описать позу и объемы. Посмотрите на примеры.


Слева - наброски, схематические рисунки. Справа - объемные прорисовки на основе схематических рисунков.


Учтите, что не нужно строго придерживаться цилиндрической формы - скорее просто соединяйте суставы. Эти наброски похожи на медицинские манекены, составленные из цилиндров и эллипсоидов.

Детали

Этот метод вам пригодится и при проработке деталей, например кисти и ступни.

4. Варианты


Конечно, у разных людей довольно разные пропорции.


1. Люди


Вот несколько примеров:


  • мускулистый мужчина;

  • женщина, стандартная фигура;

  • толстые мужчина;

  • ребенок

Иногда легче рисовать всю фигуру целиком (как в случае с мускулистым мужчиной), иногда - сначала грудную клетку, затем остальное. Смотрите сами, как удобнее.

2. Разнообразные существа


Этот метод поможет вам рисовать разнообразных существ, строение которых сходно с человеческим. Если быть точным - всех потомков динозавров, от млекопитающих до птиц.


Вот несколько примеров:



  • Обезьяна

  • Собака

  • Ящерица

Когда я работал над мускулистой обезьяной, то рисовал всю фигуру сразу. Как правило, для мускулистых существ не нужно рисовать отдельно грудную клетку.


То же самое применимо к конечностям. Не обязательно сначала рисовать линии. Нарисуйте суставы и соедините их.

3. Мультипликационные персонажи

Да, для "мультяшек", особенно в стиле сороковых-пятидесятых, тоже хорошо подходит этот метод. Преобразовывать объемы довольно легко, вы сами увидите. Не нужно прорисовывать грудную клетку и таз, если они вам не нужны. Да и суставы вряд ли нужны для "мультяшек", которые гнутся, словнот резиновые.

Вот и все, ребята. Урок окончен. Главная мысль - для рисунков нужна определенная основа. Чтобы получить ее, лучше упростить изображение до схематического. Основное преимущество этого метода - вы можете легко и быстро опробовать разные позы. И размер бумаги не станет на пути полета вашей фантазии. Этот метод поможет улучшить композицию рисунка.


И напоследок - небольшой пример.


Оборудование:

  • Методические таблицы ске-лет, пропорции людей разного воз-раста).
  • Бумага А-4
  • Карандаш простой. Мелки восковые.
  • Раздаточный материал:
    • карточки проверки знаний пропорций фигуры человека
    • детали фигуры человека <Приложение 1 >

Разработка данного урока подразумевает, что учащиеся уже знают основные пропорции фигуры человека. Для повышения интереса учащихся тестовая часть урока составлена в виде картинок сказочных персонажей.

Цель урока: развивать познавательные интересы при выполнении набросков и зарисовок фигуры человека в движении, обращая внимание на конструктивно-анатомическое строение.

Задачи:

  • Обучающие - обучить приемам изображения.
  • Развивающие - развивать композиционное мышление, образное воображение, логическое мышление.
  • Воспитывающие - воспитывать любовь к изобразительному искусству, к человеку.

План проведения занятия:

  1. Приветствие (1-2 мин.)
  2. Работа с карточками (5-7мин.)
  3. Теоретическая часть (5-7 мин)
  4. Практическая работа (20-25 мин)
  5. Подведение итогов. (3-5 мин.)

ХОД УРОКА

Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами говорили соотношении пропорций в изображении фигуры человека. Давайте вспомним, какие важные моменты мы должны знать.

Учащиеся отвечают, основываясь на методические таблицы.

Молодцы. Материал вы знаете, а давайте проверим на практике! Перед вам карточки со сказочными героями. Ваша задача сказать, под каким номером фигура пропорциональная.

Учащиеся выполняют задания на карточках и коллективно обсуждают ответы. (Ответы: рисунок 1 - №3, рисунок 2 - №1, рисунок 3 - №1, рисунок 4 - №1)

Правильно! Вы справились с задачей!
Человеческое тело есть великолепно организованный инструмент для совершения разнообразных движений и действий. Чтобы его изображать, нужно обладать некоторыми знаниями об его устройстве. Это не значит, что вы должны детально изучить анатомию - достаточно получить представление об основных пропорциях. Манекен, обычно деревянный - бесценный помощник для рисования фигуры в движении. Он может имитировать все позы и положения, которые способны занимать человеческое тело. Сегодня у нас нет деревянного манекена, но я предлагаю вам интересный аналог.

Учитель раздает конверты с заранее вырезанными деталями человеческой фигуры <Приложение 1 >, рассказывает, как пользоваться ими.

Перед вам фигура подростка, которую я составила соответственно пропорциям. Для начала я предлагаю вам составить его бегущим.

Учащиеся формируют правильный наклон тела, рук и ног.

Возьмите, пожалуйста, последнюю карточку и скажите, сравнивая с вашей фигурой. Что неправильно нарисовано?

Учащиеся выполняют задание на карточке.

Итак, при помощи нашего «манекена» мы можем правильно изобразить фигуру нашего подростка в движении. Попытайтесь поставить его в разные позы - стоя, сидя, наклон, удар ногой, танец. Тщательно обдумайте позу. которую будете рисовать. Не забывайте про уравновешивание фигуры. Баланс для фигуры в движении имеет решающее значение.

Учащиеся, сверяясь с «манекеном», изображают фигуру подростка, готовые рисунки вывешиваются на доске.

В целом с заданием вы справились. Давайте подведем итоги нашего урока.

  • Какие особенности вы заметили в набросках фигуры человека в движении?
  • Какое значение имеет для фигуры человека баланс?
  • С какими трудностями вы столкнулись при практической работе сегодняшнего урока?

Спасибо за урок! До свиданья!