Поэма писалась юным поэтом в течение трех лет (1817 - 1820) и позже (1828) была заметно переработана. Именно во 2-м издании вышел в свет знаменитый пролог с ученым котом, который и рассказал эту сказку.

Стиль и характер поэмы

Поразив современников (не все отнеслись к ней с однозначным восторгом, шум критиков не утихал до 1830 года), поэма и сейчас восторгает богатством фантазии и легкого содержания. Картины, встающие перед читателем, ярки и полны живости и блеска. Это и описание свадебного пира у князя Владимира, рисующее обычаи древней Руси, и трагическое убийство спящего Руслана, и смерть живой головы. Великолепен бой киевлян и Руслана в шестой песне. Используя поэтические достижения предшественников (Жуковского, Дмитриева и Батюшкова), автор положил начало слиянию различных стилей языка, создавая новый литературный язык.

В этой статье будут раскрыты образы Финна и Наины и дана характеристика Людмилы из поэмы «Руслан и Людмила».

Нежная Людмила

Тон сразу задает ее нехитрое имя - милая людям. И чем же она хороша? В пятой песне поэт откровенно перечисляет, чем Людмила ему нравится. «Мила княжна, - говорит поэт и поясняет, что нрав у нее чувствительный, скромный, несмотря на то, что она дочь могущественного князя, верна своему супругу, вопреки всем соблазнам, которыми хотел подкупить ее Черномор, и немножко ветрена. От этого качества она становится еще милее, потому что в ней нет унылой чопорности.

Начнем сначала

Читатель знакомится с младшей дочерью князя Владимира на свадебном пиру. Ее прелесть, «красу, достойную небес» славит Боян. Девушка хороша собой: златые косы, стройный стан, изящные легкие ножки... В сочетании с ее красотой особую привлекательность ей придает стыдливость. Смех и шутки пира и предстоящая брачная ночь волнуют ее и заставляют стесняться. Так начинается выстраиваться характеристика Людмилы из поэмы «Руслан и Людмила». Когда она попадает в покои с Русланом, у которого тоже «говорящее» имя (корнем является Русь), вдруг гаснет лампада, наступает мрак, и девушка исчезает.

В чертогах Черномора

Людмила очнулась в богатых покоях Шахерезады после глубокого обморока. Волнение и смутный хаос терзали ее душу. Она трепетала и волновалась, бледная и безмолвная. К ней подлетели служанки, причесали и уложили ее златые волосы, облачили в лазоревый сарафан, украсили драгоценными ожерельями. Но девушка равнодушна к богатству, ее невозможно подкупить. Такова характеристика Людмилы из поэмы «Руслан и Людмила». Вещи ее душу не радуют, как и мрачный горный заснеженный пейзаж за окном.

Она выходит в прекрасный сад, где бьют фонтаны, зеленеет мягкая трава, растут деревья с невиданными плодами. Людмила остается безутешной. Эта роскошь оставляет ее равнодушной. Она так расстроена, что сначала решила утопиться, потом умереть от голода, чтобы не нарушить верность Руслану. Бесстрашная Людмила считала, власть чародея ей не страшна, она сможет умереть. Когда она устала гулять и стала задремывать, то легкий ветерок перенес ее в покои, где услужливые рабыни переодели ее и положили отдыхать.

На ложе она дрожит от страха, и тут со свитой является карлик. Людмила - отважная. Она сорвала колпак с головы злодея, и тот с позором удалился. А утром, любопытная, как всякая девушка, она примерила этот колпак и стала невидимкой. Так дополняется ее образ поэтом. Невидимая в волшебной шапке, она безмерно тоскует и льет слезы по Руслану и отчему дому.

Преданность и верность - это характеристика Людмилы из поэмы «Руслан и Людмила». Когда ее поймали в сети, то девушка погрузилась в глубокий сон, из которого ее смог вывести только спаситель Руслан, получивший от Финна волшебное кольцо. Подводя итоги, назовем основные качества Людмилы: красота, скромность, стыдливость, бесстрашие, любовь к ближним, юное легкомыслие, неподкупность.

Характеристика Финна из поэмы «Руслан и Людмила»

Мудрец и отшельник, он проводит время за чтением древних книг и дает наставления Руслану, когда тот ищет пропавшую невесту.

Он умеет утешить витязя, не приоткрывая завесы тайны будущего. Он был юным пастухом, когда встретил прекрасную девушку, и она отвергла его любовь. Потом он стал воином и сложил к ногам гордой избранницы богатства. «Я не люблю тебя, герой», - такой он получил ответ.

Тогда Финн решил изучить магию и колдовством привлечь властительницу его души. Он научился нужным заклинаниям, и на его зов явилась страшная горбатая старуха-колдунья, которая изнывала от любви. Финн ужаснулся и сам отверг ее и получил злейшего врага. Вот какими чертами наделил автор Финна: верностью и терпением, мудростью и знанием магии, умением исцелять мертвых.

Красавица-злодейка Наина

Ее читатель, гордую и прекрасную, узнает из рассказов Финна. Время уничтожило ее красоту и принесло ей взамен черные мысли и действия.

Она подруга колдуна Черномора. В его замок она влетает в образе крылатого змея с железной чешуей, и они заключают союз против Финна и Руслана. Обернувшись кошкой, она потребовала, чтобы соперник Руслана Фарлаф следовал за ней, и привела его к месту, где спал герой, отдыхая на пути в Киев. Фарлаф, мелкая душонка, убил Руслана во сне. Наина торжествовала: она победила оскорбившего ее Финна. Непомерная гордость, самолюбие, знакомство с черной магией и ее применение во вред хорошим людям - это и есть характеристика Наины из поэмы «Руслан и Людмила».

Межрегиональная дистанционная олимпиада по литературе.

1. Наименование образовательного учреждения:

2.Фамилия, имя обучающегося:

____________________________________________________________________________

3. Фамилия, имя, отчество учителя:

____________________________________________________________________________

4. Количество набранных баллов:______________________________________________

Тесты "Жизнь и творчество поэта Н.А.Некрасова".

1. Некрасова звали:

а) Иван Алексеевич

б) Алексей Николаевич

в) Николай Алексеевич

2.Укажите годы жизни Некрасова:
а) 1814-1841 б) 1809-1853 в) 1821-1878
3. Место рождения Некрасова:
а) Немиров б) Карабиха в) Ярославль

4.Где прошло детство поэта?

а) в Москве

б) в Грешневе

в) в Тарханах

5. На берегу какой реки прошло детство поэта?

а) на Волге

б) на Неве

в) на Дону

6. Отец поэта был... а)художником в) служащим

б) военным

7. Имя отца Н.А. Некрасова...
а) Алексей б) Александр в) Анатолий

8. В какой гимназии обучался Некрасов?

а) в Ярославской

б) в Московской

в) в Казанской

9. Когда Николаю исполнилось 16 лет, он едет в...

а) в Москву

б) в Казань

в) в Петербург

10. В годы учения в гимназии Н. А. Некрасов...
а) занимался спортом б) читал книги в) участвовал в спектаклях

11. Кто из родных привил Н.А.Некрасову любовь к родной русской природе?
а) отец б) бабушка в) мать

12. На какой факультет Некрасов поступает вольнослушателем?

б) на технический

в) иностранных языков

13. Журнал, в котором работает Некрасов, был основан...

а) А.С. Грибоедовым

б) Н.В.Гоголем

в) А.С. Пушкиным

14. В 1847 году Некрасов работает редактором в журнале...

а) «Союзник»

б) «Друзья»

в) «Современник»

15. Судьба Некрасова изменилась после встречи с...

а) Белинским

б) Тургеневым

в) Гоголем

16. Какое произведение не принадлежит Некрасову:

а) «Железная дорога»

б) «Невский проспект»

в) «Русские женщины»

17. С кем любил общаться Н. А. Некрасов?
а) с простыми людьми б) с боярами в) с помещиками
18. Кто такие бурлаки?
а) рыбаки б) рабочие, которые тянут по реке баржу
в) крестьяне

а) В.Серов

б) И.Репин

в) И.Шишкин

20. Где находится школа, построенная Н.А.Некрасовым для крестьян?

а) в имении Ясная поляна

б) в селе Абакумцево

в) в селе Константиново

21. Как звали жену Н.А.Некрасова, которой он посвятил цикл стихотворений "Последние песни"?

а) Авдотья

б) София

в) Зинаида

22. Чем сильно увлекался Некрасов, если выпадало свободное время?

а) рисованием

б) музыкой

в) охотой

23. Некрасов умер...

а) на дуэли

б) от болезни

в) от старости

24. Н. А. Некрасов прожил
а) 55 лет б) 57 лет в) 59 лет

25.Где находится могила поэта?

б) в Святогорском монастыре

в) в Ясной поляне

26. Какая главная тема в творчестве Некрасова?
а) природа б) любовь в) «страдания народа»

27. Какая поэма Н.А.Некрасова признана самой значимой в его творчестве?

б) "Дедушка".

в) "Коробейники".

28. Как называется произведение Н.А.Некрасова, рассказывающая о декабристах и их жёнах:

а) "Крестьянские дети".

б) "Коробейники".

в) "Русские женщины". 29. Укажите жанр произведения Н. А. Некрасова «Русские женщины».

а) стихотворение

б) баллада

в) поэма 30. Произведение Н. А. Некрасова «Русские женщины» состоит из двух частей. Выберите названия этих частей.

а) «Княгиня А. Г. Муравьёва» б) «Княгиня Трубецкая» в) «Княгиня М. Н. Волконская» 31. Какое историческое событие имеет отношение к сюжету произведения? а) Отечественная война 1812 года б) восстание декабристов 1825 года
в) Первая мировая война
32. Тема стихотворения "Железная дорога": а) любовь к Родине б) быт и нравы крестьян при крепостном праве в) тяжелый труд крепостных 33. Дорога в стихотворении является символом: а) прошлого б) настоящего в) будущего 34. Размер, которым написано стихотворение: а) дактиль б) амфибрахий в) анапест 35.Произведение "Крестьянские дети" написано в форме а)диалога б)письма в) монолога 36.К какому стилю речи относятся фразы - а вона на шапке; гляди-тко; ай, важная штука? а) деловой стиль б) разговорный стиль в) художественный стиль 37.Какой способ рифмовки использует поэт в стихотворении "Крестьянские дети"? а) парная рифма б) перекрёстная рифма в) опоясывающая рифма 38. Кто в стихотворении "Размышления у парадного подъезда" осаждал подъезд в обычные, не торжественные дни? а) важные лица б) убогие лица в) прожектёры 39.Кто не допустил мужиков на приём к владельцу роскошных палат? а) полицейский б) вельможа в) швейцар 40. Как называет русских мужиков автор? а) сеятель и хранитель б) пахарь и жнец в) вечный труженик

Олимпиада.

1. в) Николай Алексеевич

2. в) 1821-1878 3. а) Немиров

4. б) в Грешневе

5. а) на Волге

6. б) военным

7. а) Алексей

8. а) в Ярославской

9 в) в Петербург

10 б) читал книги

11. в) мать

12. а) на историко - филологический

13. в) А.С. Пушкиным

14. в) «Современник»

15. а) Белинским

16. б) «Невский проспект»

17. а) с простыми людьми
18.
б) рабочие, которые тянут по реке баржу

19. б) И.Репин

20. б) в селе Абакумцево

21. в) Зинаида

22. в) охотой

23. б) от болезни

24. б) 57 лет

25. а) в Санкт-Петербурге, на Новодевичьем кладбище

26. в) «страдания народа»

27. а) "Кому на Руси жить хорошо".

28. в) "Русские женщины". 29. в) поэма 30. б) «Княгиня Трубецкая» в) «Княгиня М. Н. Волконская» 31. б) восстание декабристов 1825 года
32.
в) тяжелый труд крепостных 33. в) будущего 34. а) дактиль 35. а) диалога 36. б) разговорный стиль 37. б) перекрёстная рифма 38. в) прожектёры 39. в) швейцар 40. а) сеятель и хранитель

Детство Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в небольшом городке Наровчате Пензенской губернии в семье мелкого чиновника Ивана Ивановича Куприна. Саша был желанным ребенком - в семье, где уже были две дочери, мальчики не выживали, родители же мечтали о сыне. Ему не исполнилось и года, когда от холеры умер отец.






Кадет В 1876 году Саша расстается с матерью: из-за тяжелого материального положения Любовь Алексеевна была вынуждена отдать сына в сиротское училище. Семилетний мальчик надел первую в своей жизни форму – парусиновые панталоны и парусиновую рубашку, обшитую вокруг ворота и вокруг рукавов форменной кумачовой лентой.


Кадет Для Куприна начинаются четырнадцать долгих, мучительных лет пребывания в закрытых казенных учебных заведениях: июль июнь 1880 года - Разумовский пансион (сиротское училище); июль август 1888 года - 2-я Московская военная гимназия (с 1882 года переименованная в кадетский корпус); осень август го - Московское Александровское военное училище.




Литературный дебют В 1889 году в журнале «Русский сатирический листок» «Последний дебют». Первый вкус славы, первый гонорар и двое суток ареста за «небрежное изучение устава внутренней службы», поскольку юнкера не имели права печатать свои произведения без разрешения начальства.




Конец военной карьеры Военная карьера Александра Куприна закончилась в 1894 году, причиной стало столкновение на пути в Петербург с околоточным надзирателем, грубая назойливость которого закончилась для него вынужденным купанием в Днепре. О происшествии доложили, и приказом командующего войсками Киевского округа Куприн не был допущен к сдаче экзаменов в Николаевскую академию Генерального штаба.


Свободная жизнь В 1894 Куприн вышел в отставку и переехал в Киев. Он рвался увидеть и испытать все, что доступно человеку. После отставки наступил период столь желаемой писателем воли, открылась, как он сам говорил, "большая, широкая, свободная жизнь". Сколькими профессиями гордился А. Куприн! Вся жизнь его была стихией, в которую он бросался очертя голову. Биография писателя напоминает авантюрный роман. Он прыгал со второго этажа и отказывался от обещанного за это поцелуя взбалмошной дамочки; верхом на лошади въезжал в ресторан, чтобы выпить рюмку коньяка.




Наверное, у каждого человека есть «своя речка». У кого-то огромная, полноводная, как Волга или Дон, а у меня маленькая Искринка - левый приток Везёлки. Обратили внимание, какое чудесное название?! Уверен: это связано с тем, что эта речка - настоящее сокровище. Вот только, все ли это понимают?
Для меня Искринка дороже всех больших рек, озёр и морей, в которых мне когда-то довелось искупаться. На берегу этой маленькой речки прошло моё раннее детство. Здесь живёт моя бабушка. И каждые каникулы меня неудержимо тянет повидаться со своим давним другом - речкой.
Искринка стала для меня первой жизненной школой. Здесь я учился плавать, ловить рыбу. Здесь же я сделал своё первое жизненное открытие.
Однажды летом, тогда мне было лет пять, я проснулся на заре. Солнце едва-едва окрасило горизонт своими первыми лучами. Ещё стоял густой туман над рекой и лугом. Трава серебрилась обильной росой. Было так приятно ощущать её прохладу босыми ногами! Из тумана раздавалась такая громкая соловьиная трель, что я не мог не проверить, что там такое скрывается, таинственное и будоражащее мое детское воображение. По узкой дорожке между огородами я пошлёпал на луг, в самую гущу тумана. Какое же чудо вскоре открылось моим глазам! О таком я не читал даже в самых интересных детских книжках. А я уже целый год умел читать!
Пробравшись сквозь заросли лозняка, перевитого хмелем, я вышел к речке. Могу поклясться: она была живая. Она дышала, издавала какие-то неведомые звуки. Теперь я знаю, что означает выражение «туман клубится над рекой». Действительно, вдоль всей речки, сколько я мог видеть, висели пушистые облака тумана. Они висели над водой. «Небо упало на луг, - подумал я, - а взрослые спокойно спят и ничего не ведают об этом чуде, как говорится, ни сном ни духом». Но я не спешил известить об этом событии человечество. Видимо, каким-то внутренним чутьём, кажется, это называется интуицией, я ощущал: ни к чему хорошему это не приведёт.
Соловьи заливались. В воздухе стоял аромат осоки, бузины, хмеля, лозняка, утренней свежести. От воды тянуло прохладой. Я приблизился к реке, лёг на землю, опустил голову к самой воде и увидел гладкие красивые камешки на дне, каких-то козявок, красивых быстрых жуков. Это было так увлекательно! А в одном месте вода как-то странно набухала. Я присмотрелся и увидел, что на дне бурлили два маленьких вулканчика. Они раздвигали песок и выбрасывали небольшие фонтанчики воды. Позже я узнал, что это были роднички. Какое красивое слово! В нём слышится и родина, и родные люди, и родные места. Именно эти ключики подпитывают речку чистой холодной водой, вкуснее которой нет ничего на свете.
Не знаю, сколько времени я здесь провёл. Уже солнце выплыло из-за горизонта во всём своём великолепии и озарило лужайку. Роса ещё висела драгоценными каплями на травинках, а туман уже бесследно исчез, словно его никогда и не было. Пора было возвращаться домой, пока бабушка не обнаружила моего исчезновения. Но она обнаружила. Я выслушал её проповедь о послушании, об опасности простудиться на сыром лугу и потерять драгоценное здоровье. Но это не омрачило моей радости, ведь я хранил такое огромное сокровище, которое едва помещалось в моей детской душе. Для себя я уже решил: вечером непременно снова побегу на речку. Каково же было моё удивление, когда бабушка сама предложила вместе сходить на речку за водой для поливки растений на огороде.
И вот я снова здесь. В этот час моя речка была спокойная, притихшая, видно, готовилась ко сну. Ветки лозняка и ивы отражались в зеленоватом вечернем зеркале. Я понёсся со своим маленьким ведёрком по чавкающему лугу к воде, насмерть перепугав выскочившего из-под моих ног лягушонка, и замер у кромки воды: там плавала дикая утка со своим выводком! Они погружали голову в воду и смешно торчали оттуда, словно поплавки. «Это они жучков ловят», - сказала бабушка. А когда мы уже собирались уходить домой, и звёздное небо отразилось в сонной воде, произошло нечто необыкновенное. Мы шли по дорожке и услышали рядом какой-то шорох. Трава странно шевелилась. Мы присмотрелись и обнаружили семейство ёжиков, шеренгой направлявшихся к речке, на водопой. Два больших ежа и целых пять маленьких, от охватившего меня восторга показавшихся мне пушистыми, комочков. Так я узнал, что ежата вовсе не мягкие и совсем не пушистые, а ещё, что уколы от их иголок долго не заживают.
Каждый день речка открывала мне что-то новое, необыкновенное. Я познавал мир, развивался как личность. Помню, я думал: «Какая речка умная! Она протекает именно там, где расположены деревни». Оказалось, что это люди селились именно по берегам рек. Вся жизнь ютилась возле воды. Из реки брали воду для питья, на реке полоскали бельё, водили на водопой лошадей и коров, ловили рыбу, плавали на лодках, купались, на берегах рек водили хороводы. Вот сколько радости дарит людям река!
Сейчас Искринка очень сильно изменилась. Люди почти совсем вырубили деревья по её берегам и распахали себе огороды, построили новый водозабор, а неподалеку началось строительство завода. И речка моего детства заметно обмелела, затянулась ряской, в некоторых местах её можно перейти, даже не замочив обувь. Когда-то пышная от обилия растений, теперь она выглядит раздетой и беззащитной. На её берегах вырастают всё новые и новые красивые дома с современным водопроводом, а люди всё равно предпочитают ключевую воду из колодцев Искринки, потому что она необыкновенно вкусная и целебная.
Если начнет разрушаться бабушкин дом - мы сделаем косметический ремонт и продлим ему жизнь. Если погибнет какое-то дерево в саду - на его месте мы посадим новое, и через несколько лет оно станет таким же большим и красивым. А если «умрет» речка моего детства - «воскресить» ее, как и всякий живой организм, уже не сможет никто и никогда.

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895г. в селе Константинове Рязанской губернии, на берегу Оки. Родился в крестьянской семье. С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства, был отдан на воспитание довольно зажиточному деду. Дед был старообрядцем, человеком суровых религиозных правил, хорошо знал священное писание. Он очень любил внука. По субботам и воскресным дням он рассказывал ему библию и священную историю. Но уже в детские годы весьма ощутимо давало о себе знать и более широкое влияние – стихия народного творчества, в которой рос мальчик. Кроме деда мальчика знакомила с народным творчеством и его бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами ему не нравились, и он их переделывал на свой лад. Таким образом, духовная жизнь мальчика складывалась под влиянием священной истории и народной поэзии. Мальчик жил свободно и беззаботно. Он не был знаком с ранними тяготами крестьянского труда. Дома бывал мало, особенно весной и летом, рос на лоне раздольной рязанской природы. Ловил рыбу, целыми днями пропадал с мальчишками на берегу реки. Детство прошло среди полей и степей. Здесь зарождалась та великая любовь к родной природе, которая позже питала его поэтическое воображение. Еще в раннем детстве у Есенина возникла искренняя и сердечная жалость ко всему живому. Любовь к животным осталась у него на всю жизнь. Когда пришла пора учиться, мальчика отдали в константиновскую начальную школу. Есенину учение давалось легко. В свидетельстве об окончании школы говорилось: «Сергей Александрович Есенин в мае месяце сего 1909 года успешно окончил курс в Константиновском земском 4-годичном училище». Затем поступил в Спас-Клепиковское училище. Окончившие его имели право преподавать в начальных классах общеобразовательных школ, служить в гражданских учреждениях.

Интересно проходили уроки русской словесности и родного языка. Здесь Есенина окружала преимущественно крестьянская молодежь, которая тянулась к знаниям, самостоятельно размышляя над жизнью, искала свое место в нем. Именно здесь, в Спас-Клепиковской школе, начинается поэтический путь Есенина. Закончив эту школу с отличием, он вышел из нее «учителем школы грамоты». Летом 1912г. Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. Есенин целиком был предоставлен самому себе, не было мыслящей среды, не оказалось и человека, который мог бы стать советчиком и наставником. Отец не мог стать для Есенина таким человеком. Чисто материальные расчеты заслоняли от него духовную жизнь юноши. Между ними возникла отчужденность. Между отцом и сыном наступил разрыв.


Похожие материалы:

Краткие биографические сведения.
Он родился в 1918 году на следующий год после Октябрьской революции в городе Кисловодске, и его судьба стала по существу отражением основных вех развития нашей страны. Отец Солженицына был участником первой мировой войны, куда ушёл из Мос...

Примерные темы аргументированного эссе
Политические: ü Открытое общество должно иметь открытые границы ü Служба в армии должна быть обязательной ü Переговоры с туристами недопустимы ü Восстание декабристов 1825 года было обречено на поражение Экономиче...

Пространство и Время в интерпретации Бродского
В пространственно-временном строе лирики Бродского проявляется характерная для постмодернизма проекция нескольких временных пластов на пространственную ось координат. События, происходившие в разные исторические периоды воспринимаются одн...