Тема урока .Творческая работа

Цели урока . Закрепление понятия о музее, предметах музея

Формируемые УУД:

Познавательные. Обработка и анализ информации. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

Личностные. Положительная мотивация учебной деятельности. Навыки сотрудничества. Доброжелательность. Самооценка.

Коммуникативные. Умение обращаться за помощью, предлагать самому помощь. Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Строить монологические высказывания. Вести диалог.

Регулятивные. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению ошибок.

Средства бучения: словари,четверостишия, разрезанные по строчкам, пазлы из фотографий музейных экспонатов

Этапы урока

задачи

Деятельность

педагога

Деятельность обучающихся

Организационный

Мотивационный

Настроить на работу

включение в деятельность на личностно значимом уровне

Сегодня нас ждёт много интересных занятий.

Хотите попробовать себя в разных ролях?

Настраивает на работу

Организует беседу

Вступают в диалог

Актуализация знаний

Повторить понятие «музей»

Загадка о музее. См. Приложение1

Что такое музей? Какие музеи знаете?

Читает загадку о музее

Отгадывают загадку

Творческая работа

Формировать умения работы в группе, умения обобщать и делать выводы.

Формирование умений работать со словарем

Работа в группах .

  1. « Мастерская поэтов».

Кто такие поэты?

Составление четверостиший о музее из готовых строк. (четверостишия разрезаны на строчки, дети пытаются собрать из них стихи) См. Приложение1

Сейчас вы попробуете себя в роли поэтов: постараетесь собрать рассыпанные строчки в стихотворение.

Беседа по содержанию четверостиший

  1. Мастерская «реставраторов».

Кто такие реставраторы? Нахождение толкования по словарям

(Реставратор – это специалист по восстановлению обветшалых или разрушенных памятников старины, искусства в прежнем, первоначальном виде ) См. Приложение3 фото

Составление из пазлов картинок различных музейных предметов. См. Приложение2

Что можно увидеть в музеях, какие предметы?

У вас на столах лежат пазлы фотографий различных музеев. Ваша задача: собрать пазлы и подумать, в каком музее мог бы быть такой экспонат.

Индивид.работа

В какой музей вы хотели бы позвать своих родителей?

Давайте нарисуем пригласительные билеты для родителей. Что на них может быть изображено?

Инструктирует детей по правилам работы в группе

Предлагает ребятам воспользоваться словарем

Обобщает ответы детей

Оказывает индивид.помощь.

Рассаживаются по группам, составляют стихи из данных строк, вступают в диалог

Находят в словарях толкование слова.

Составляют картинки из пазлов, высказывают предположения, в каком из музеев мог бы быть данный экспонат

Обсуждают возможные рисунки.

Рисуют

Рефлексивный

Подведение итогов

Самооценка

Чем занимались на уроке?

Продолжите фразу

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ

Я НАУЧИЛСЯ………………..

МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ………………

Я ХОТЕЛ БЫ……………………………

Мне было трудно…

мне бы хотелось…

Подводит итог

Рассказывают

Приложение 1

Загадка о музее .

Нам экскурсовод сказал,

Как пройти в такой-то зал.

Мумию мы посмотрели,

В чем ходили, разглядели.

Даже мамонт здесь стоит,

Глаз закрыл, как будто спит.

Если ты не ротозей,

То иди скорей в... (музей)

Четверостишия о музее.

***

Музей и память. Каждый экспонат

Расскажет об истории эпохи.

Экскурсовод спокойный, умный, строгий,

Увидеть вас здесь снова будет рад.

***

Когда к истории хотим мы прикоснуться

Иль в мир прекрасного охота окунуться

В музей идем, по залам ходим,

Душой с тенями предков говорим.

***

Лишь лучшие и редкие предметы
В коллекциях музеев всего света.
Ведь еще в древнем мире мусейон
Для муз искусных был как отчий дом.

Чтоб провести нам время интересно
И с пользой для себя и для друзей,
Нам долго выбирать не нужно место –
Мы дружно отправляемся в музей!

Нас вернисажи, выставки встречают,
Экскурсовод навстречу нам спешит,
И, несомненно, все мы получаем
Здесь что-то для ума и для души,

Музей нам дарит много впечатлений
И учит нас прекрасное ценить,
Мы знаем – память многих поколений
Музеи будут бережно хранить!

Пушкинский музей полон тайн и загадок. В прошлом посте уже показала какие неожиданные открытия можно сделать гуляя со специальной экскурсией по залам музея. Но самой удивительной и странной композицией, которая привлекла внимание взрослого поколения в зале Средневековья была

скульптура пророка. Угадайте кто это? Только прошу по честному, без поисков в интернете, так ведь интереснее. Комментарии будут скрыты до вечера завтрашнего дня.

Отгадка, это действительно пророк Моисей. Он изображен в тот момент, когда он, спустившись с горы Синай с заповедями, обнаружил, что его народ, не дождавшись лидера, придумал себе идола - золотого тельца, и поклоняется ему. А рогат он из-за ошибки в переводе. Вот она сила слова! В латинском переводе Библии за авторством блаженного Иеронима была допущена ошибка в слове "qrn", что означает рог, луч, сиял, излучал. Вот и стал Моисей рогатым.

А вот и главные знатоки: sarycheva_s , dracena_08 , martann , tata_lind , alba_ruthenia01 , jd_ganna

Вот еще подробнее:
В прошлом посте про Миклеанджеловского Моисея задали вопрос, почему знаменитая скульптура - рогата. Решил написать пост на эту тему.

Дело в том, что во времена Миклланджело Моисея действительно считали рогатым. Утверждалось, что рога у пророка выросли после (и вследствие) личного разговора с Богом на горе Синай. Якобы именно из-за рогов Моисея так испугались евреи, поклонявшиеся Золотому Тельцу.

Причем именно с рогами описан Моисей в всех латинских (то есть католических) текстах библии вплоть до начала 17 века.

Почему же было именно так и кто же посмел изменять текст Библии?

Дело в том, что изначально текст Танаха (Ветхого Завета) - на древнееврейском языке. Но примерно в 3 веке до н. э. был сделан греческий перевод, так называемая Септуагинта, или перевод семидесяти. Согласно легенде (признанной христианами каноном), 70 мудрецов раздельно друг от друга переводили Танах и получили семьдесят совершенно одинаковых текстов на греческом, что было всеми воспринято как доказательство божественной точности перевода.

Поскольку греческий язык был известнее в древнем мире,чем иврит и арамейский, на другие языки, в том числе и на латынь, переводили в основном Септуагинту, лишь иногда сверяясь с древнееврейским оригиналом.

Именно с греческого перевел Танах на латынь в 4 веке святой Иероним.

Перевод был сделан на высоком уровне, католическая церковь признавала его авторитетным, хоть и считала делом учености, а не божественного вдохновения, и, казалось бы, можно было бы в итоге согласовать какой-то канон. Но дело в том, что все книги были рукописными, а переписчики часто ошибались, делали пометки на полях (которые другие переписчики принимали за часть текста) или вообще дописывали по своему разумению. Поэтому в средние века - так уж получилось - в Европе было, пожалуй, не найти две одинаковые Библии, а уж от страны к стране они отличались и вовсе достаточно сильно. И поэтому сделать какой-то вариант обязательным для всех до последней точечки было невозможно...

Но во всех этих вариантах было сказано: Исх. 34: 29. «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним».

И в целом, перевод этот вполне корректен. Если не учитывать, что в древнееврейской традиции не писались гласные, а без гласных слова "луч", "излучать", "светиться" пишутся так же, как и "рог". И не менее корректно было бы перевести не "его лицо стало рогатым", а "его лицо стало излучать свет."

Самое интересное, что в Септуагинте был выбран вариант "излучать свет", а для славян Кирилл с Мефодием вообще перевели максимально уклончиво "прославлен зрак плоти лица его". Но Иероним предпочел свериться с оригиналом и выбрал вариант Моисея с рогами, на века определив католическую традицию изображать этого пророка, что, кстати сказать, было одним из моментов, разделяющих католиков и православных.

Но латинский текст библии стал окончательно считался непогрешимым только в 1604 года, когда вышла так называемая Климентова Вульгата. Окончательный текст согласовывали много лет с конфликтами, интригами и скандалами, но учитывая, что уже столетие существовало книгопечатание, единообразие (наконец-то!) стало возможно поддерживать. И в Климентовой Вульгате лицо Моисея уже не было рогатым, а просто-напросто сияло. Авторитет Иеронима остался авторитетом Иеронима, но рога были признаны его ошибкой...

Хотя трудно сейчас, конечно, сказать, являлось ли это действительно случайной ошибкой или же было принципиальной позицией.

Дело в том, что рога - это древнейший символ божественной власти, аналог короны. Особенно в Египте, где верховный бог, Амон Ра, изображался с головой барана и бараньи рога являлись его символом (а кроме того символом бога луны Яха и создателя человека - бога Хнума). Рогаты были и многие другие боги. И в восприятии людей древности рога, выросшие на голове Моисея, могли означать, что он исполнитель божественный воли и что сам Господь поставил его правителем. Больше нигде в Библии, кроме истории Моисея, рогатые люди не встречаются, но, во-первых, Бог очень редко сам разговаривал с людьми, обычно это делали ангелы от его имени, случай с Моисеем был хоть и не уникальным, но исключительным. Логично, что Бог, который так редко появляется, и сделает что-то особенное. Во вторых, светящееся лицо Моисея кажется не менее невероятным, чем его рога - таких случаев в библии тоже больше нет. А в третьих - мы же не знаем всего комплекса текстов, сопровождавших этот сюжет изначально, но не получивших статуса канонических, не вошедших в библию и утерянных за века. Так что святой Иероним в 4-м веке, возможно, просто слышал про Моисея что-то такое, о чем мы и понятия сейчас не имеем...
Взято отсюда

И немного про сам "Колодец пророков" или "Колодец Моисея". Сооружение первоначально представляло собой величественный постамент утраченной в XVII веке скульптурной группы «Голгофа», которая была создана выдающимся нидерландским скульптором Клаусом Слютером вместе с его помощником Клаусом де Верве по заказу бургундского герцога Филиппа Смелого для картезианского монастыря Шаммоль в Дижоне. Колодец стоял в центре бассейна и символизировал источник жизни. Пьедестал украшают шесть фигур больших и малых ветхозаветных пророков, которые держат в руках свитки с пророчествами о жертвенной смерти Христа. Над пророками - фигуры скорбящих ангелов. Слютер создал выразительные и пластически мощные образы. Пророки объединены попарно и контрастно сопоставлены. Рядом с величественным в своей кротости царем Давидом стоит состарившийся от скорби Иеремия. Страсть мудрого и праведного пророка Даниила, с какой он указует на сроки свершения пророчества, противопоставлена с размышлениями Захарии о сути предательства, раздумья мудрого Исайи оттеняют силу духа законодателя и боговидца Моисея.
информация с оф.сайта Музея им.Пушкина


Музейная игра
для учащихся 5-6 классов
«Найди клад»
Разработчик: Игнатюк Ираида Александровна,
классный руководитель 9 класса,
учитель истории, обществознания,
истоков, дополнительного образования
МБОУ «Ростиловская школа»
структурное подразделение
«Плосковская школа»
п. Плоское
2015 г
Цель: приобщение детей к истории и культуре наших предков.
Задачи:
Расширение знаний учащихся о музейных экспонатах.
Развитие интереса к уходящей старине, к образу жизни прадедов.
Воспитание уважения к труду предыдущих поколений, привитие любви к родному краю, своей деревне.
Место проведения: школьный этнографический музей «Северная изба» Плосковской школы. Для игры задействована изба, воссозданная в кабинете, экспонаты расставлены в ней по примеру северной избы.
Оборудование: мультимедиа проектор, карточки с заданиями для команд, музейные альбомы, стенд «Музейные загадки»
Подготовительный этап: экскурсии по школьному музею; дети сочиняли загадки про музейные экспонаты (им помогали родители, бабушки и дедушки), оформляли стенд «Музейные загадки»
Ученики класса делятся на две команды, придумывают им названия, которые связаны с музейными «жителями» - экспонатами, выбирают командиров. (Команды «Домовята», «Коробейники»)
Гости мероприятия: родители, бабушки и дедушки.
Ход игры
Вступительная часть
Учитель: Здравствуйте, ребята, и наши уважаемые гости! Мы снова встречаемся в школьном музее. Вечна любовь каждого из нас к своей Родине, как к большой - России, так и маленькой - к нашей деревне. Знакомство с историей северной деревни позволяет получить более широкое представление о жизни наших предков. Мы должны помнить, что историю северных деревень нельзя отделить от истории России. Самым лучшим, что есть в нас, мы обязаны нашим предкам. Умение трудиться, вставая с восходом солнца, быть бережливыми, оберегать своих родных, заботиться о малых и старых, помогать обездоленным, защищать родину, сохранять православные традиции, это и многое другое мы стараемся сохранить и передать вам, ребята.
А вы кому передадите традиции старшего поколения, когда вырастите? (ответы учеников: своим детям)
Учитель: За неделю до нашей встречи ребята получили задание придумать музейные загадки об экспонатах из нашего школьного музея. Сейчас они загадают их друг другу. Отгадавший должен показать угаданный предмет среди экспонатов.
Первый ученик:
Урчит, пыхтит и жжется,
Чаек горячий льется (самовар)
Второй ученик:
Ручки деревянные,
Зубья будто оловянные.
Ходит взад-вперед
И опилки раздает (пила)
Третий ученик:
Еду, еду я по ткани,
Пыхтят бока мои огнями (чугунный утюг)
Четвертый ученик:
Говорят, она на счастье,
У лошадки тоже есть.
Их у нас в музее – шесть (подкова)
Пятый ученик:
Деревянная стройняшка,Дружит с ней веретено.
Помогает в важном деле:
Будет в доме полотно (прялка)
Основная часть.
Учитель: Спасибо, ребята, и за загадки, и за отгадки. А сейчас посмотрите отрывок из мультфильма «Трое из Простоквашина» (показ эпизода, в котором герои мультфильма Дядя Федор, Кот Матроскин и Шарик отправились искать клад)
Учитель: Ребята, как вы думаете, какое интересное занятие ждет нас с вами сейчас? (ответы учеников: искать клад)
Учитель: Вы угадали. Только наши поиски будут связаны с краеведением. Дойти до клада вам помогут наши музейные экспонаты. Каждая команда получает первый вопрос от учителя, а вот следующий вы найдете рядом с тем экспонатом, вопрос о котором отгадаете первым. Наши гости делятся на две Команды помощников. «Домовята» и «Коробейники» имеют возможность один раз обратиться за помощью к своей Команде помощников, если не смогут ответить на вопрос. Также один раз в течение минуты каждая команда может воспользоваться нашими музейными альбомами, в которых собраны материалы об экспонатах.
Ребята, вам понятны условия игры? (ответы учеников)
Командиры получают первую карточку с заданием. Игра началась!
Вопросы для команды «Домовята»
Самая древняя «стиральная машина» наших предков.
(ответ: валёк)
При пользовании таким предметом с повети или из чулана приносили большую бутыль с керосином (ответ: керосиновая лампа)
В ней готовили топленое молоко (ответ: крынка)
Любимое спальное место малышей (ответ: зыбка)
«Поющие» палочки (ответ: коклюшки)
Дощечка, ящик с нитками и иголками, «грибок» (ответ: скорошвейка)
Крути в руках сильнее, кисель овсяный будет вкуснее (ответ: мутовка)
Иглицы, подножки, притужальник, станины. О чем идет речь?
(ответ: ткацкий станок)
Рогатый …(ответ: ухват)
10.Главный угол в избе; здесь угощали самых дорогих гостей (ответ: красный угол)
Вопросы для команды «Коробейники»
Тятя (папа) вырезал ее из липы или из рябины, у каждого члена семьи она была своя (ответ: деревянная ложка)
Белое, с вышивкой, им украшали божницу, клали под свадебный каравай (ответ: рушник)
Большая, ведёрная емкость с дыркой в боку (ответ: корчага)
Её пускали по кругу отведать ячменного пива (ответ: братина)
На нём спали, а в нём хранили одежду (ответ: сундук)
Его название перекликается со словом «гора» (ответ: горка (высокий шкаф))
Они кормили семью, но стояли чаще на повети (ответ: жернова)
Самый древний деревянный утюг (ответ: рубель)
Сначала наматываем онучи, а потом… (ответ: надеваем лапти)
Он находился в избе напротив входной двери, здесь всегда висела божница с иконами (ответ: красный угол)
Учитель: Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданиями. Команда «Домовята» опередила команду «Коробейники» всего на один вопрос и раньше нашла «клад» Давайте, ребята, заглянем в наш сундучок (ученики открывают сундучок: в нем календарики, закладки, магниты с изображением памятников архитектуры, природы Вологодского края и Грязовецкого района)
Все ученики получают призы.
3.Заключительная часть
Учитель: Ребята, уважаемые гости! Давайте встанем все вместе в один большой круг: дети рядом с родителями, бабушками и дедушками. У нас в музее есть вот такое деревянное расписное яичко - писанка. Яйцо – это символ бесконечной жизни, ниточки которой связывают все поколения: прадедов, бабушек и дедушек, родителей и детей. Передавая писанку из рук в руки, скажите рядом стоящему родному человеку, одноклассникам добрые слова (все встают в круг, произносят добрые напутствия)
Учитель: Ребята, наше путешествие в мир народной культуры заканчивается. Но скоро нас ждет новая увлекательная игра в музее. Прошу вас оставить свои пожелания в музейной Книге пожеланий и предложений. До новых встреч, друзья! (ученики записывают в Книгу свои отзывы об игре, пожелания)

Надо обладать недюжинным талантом, чтобы создать краеведческий музей, в котором разместить исторические экспозиции, оформленные не просто красиво, но еще и по-настоящему интересно.
Здесь это удалось.


Мы в гостях у Краеведческого музея в г.Судогда Владимирской области.
Он расположился в одном здании с местной администрацией.
Считаю, это прекрасным - всегда будет порядок, тепло и чисто.

Музей небольшой по площади, однако каждый уголок здесь используется и привлекает внимание.
Вот например старинная афиша,

а вот во всю стену фотография местного Свято-Екатерининского собора, огромные размеры которого тут осознаются в полной мере.

Заходим в первую комнатку. Почти изба.
С деревянными стенами, иконой и тонкой вышивкой. Здесь даже пахнет как в деревне.
Это экспозиция «Ремёсла Судогодского района».

Здесь имеются не только предметы быта местных жителей,

но и результаты их труда.

Вот, например, уникальная Владимирская гладь - вышивание поти без черновых ниток сзади,

а вот цветная скатерть которой аж 200 лет!

Современная молодежь не отстает.
Какие молодцы!!!

Без котиков никуда!

А вот и "судогодский лапоть" - корзинка для хранения яиц, сплетенная из соснового корня.
Кстати, на днях ждите еще пару загадок про наш исторический быт.

Полюбовались на тогдашних хипстеров и движемся в следующее помещение.

А тут классический 19 век!

У меня перед глазами сразу Фандорин возникает..

Экспозиция «Это было век назад».
Типичная квартира судогодского жителя того времени.
Скорее, зажиточного, конечно..

Во как!
У священников были визитки!

А компания "Нестле" уже тогда была известна в России!

Здесь много интересных деталей, например коллекция вееров со всего мира,

различных документов.
Вот, к слову, свидетельство...повиральной бабки.

Вход в комнату "Сделано в СССР" у всей компании вызвал бурю эмоций!

Сколько же здесь того, родного, почти-забытого...

Коллекция фотиков,

дорогущих и редких, по тем временам, музыкальных центров.

Часики, будильники, радио, выжигатель!

О!!
3D моего детства!

А игрушек!
Говорят, некоторые женщины не в силах сдержать слёз, встречая что-то почти своё...

От всякой мелочи захватывает дух.
Как ребёнок на всё реагируешь: А вот это как у меня был... А вот Ленин, как у папы на работе.. Чек! Рубли! Штангенциркуль!..

Здесь, правда, я сломал мозг..

К сожалению, были ограничены во времени, поэтому в деталях не удалось рассмотреть выставку "От герое былых времён не осталось порой имён..".
Но в целом и так ясно, что собрана она с душою.
Кстати, пулемёт, если что, вы не видели.

Несколько экспонатов системно-разделенных: медицина,

немецкое оружие

и оружие наших защитников.
Местным поисковикам - честь и хвала!

И конечно, спасибо за музею за то что он есть и за эту прекрасную экскурсию!
Ну и изобретателю фотоаппарата, за то, что благодаря ему можно эту красоту запечатлеть.

Лучше, конечно же, сюда приехать!
И, возможно, не один раз.

Внеклассное занятие для учащихся начальных классов в школьном краеведческом музее на тему: Загадки русской избы

Цель : Формирование краеведческих знаний на материале музейной практики. Создание условий для развития личности путём включения её в интерактивную деятельность на базе школьного музея.

Задачи:

1) Образовательная : знакомство обучающихся с устройством русской избы, крестьянским бытом, предметами обихода, кухонной утварью;

2) Развивающая : развитие логического и образного мышления, воображения, эстетического восприятия исторического и культурного прошлого, развитие интереса к изучению крестьянского быта;

3) Воспитательная: воспитание уважительного отношения к историческому прошлому, формирование опыта работы с музейными экспонатами, коллективное общение.

Оборудование : экспозиция школьного музея «Русская изба» (при отсутствии подобной постоянной экспозиции в школьном музее возможно составление временной экспозиции на основе отдельных предметов крестьянского быта из частных (домашних) коллекций обучающихся, особенно сельских школ).

Подготовительная работа:

1) Подбор загадок,

2) Подготовка помощников-экскурсоводов из учащихся среднего звена,

3) Подготовка чтецов,

4) Покупка призов,

5) Музыкальное сопровождение.

План занятия:

1. Организационный момент. Инструктаж по технике безопасности в школьном музее.

2. Поэтическая страница.

3. Конкурсная программа с включением динамических пауз.

4. Подведение итогов. Награждение наиболее активных участников.

5. Рефлексия-впечатление от инсценированной песни.

Ход занятия:

1. Особенностью этого занятия является форма его проведения - конкурсная программа, составленная из русских загадок. Знания о крестьянском быте, сельскохозяйственном труде, предметах обихода ребята получают, находя ответы на загадки о соответствующих предметах. Педагогу помогают старшие экскурсоводы - они указывают на предмет, после того как школьники отгадали загадку, комментируют его назначение, правильное употребление, при необходимости демонстрируя способ действия.

Группа ребят должна быть не более 12 человек, чтобы каждый получил возможность проявить себя, взять в руки музейный экспонат. Школьник может задать вопрос непосредственно по ходу программы, уточнить материал или способ изготовления конкретного предмета.

Инструктаж по технике безопасности проводится в том случае, если занятие проходит непосредственно в школьном краеведческом музее.

2. Вступительное слово педагога о том, как будет проходить занятие. Заранее подготовленные ученики читают стихотворение:

1 ученик

Здравствуй,

В отсвете заката,

Деревянная изба!

У больших домов —

За кадром —

Ты средь них одна

Спит изба.

Лишь пляшут тени

По углам,

До потолка.

2 ученик

Над избой Телеантенна

Словно крест

Под облака.

Дух укропный

От порога

Прямо душу окропит.

Спят ахи-охи,

Кот мурлычет,

Дед храпит…

3 ученик

Тихо скрипнут половицы.

В горнице зажжется свет.,.

Мне бы низко поклониться,

Тихо вымолвить:

«Привет».

И сказать в пространство глухо

Не хозяйке, так себе:

«Очень пахнет русским духом

В вашей солнечной избе»

Разделы конкурсной программы:

1. Своя-то избушка как милая подружка

2. Красна река берегами, а обед - пирогами.

3. Мастерские руки - от доброй науки

4. Умей дело делать, умей и позабавиться.

Много здесь экспонатов отличных,

Изучив их, мы станем умней,

И историю знать помогает

Краеведческий школьный…………..(МУЗЕЙ)

Своя-то избушка как милая подружка

1. И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит.

А любому правду скажет.

Всё, как есть, оно покажет (зеркало)

2. Наша толстая Федора

Наедается не скоро,

А зато, когда сыта,

От Федоры - теплота (печь)

3. Деревянная дорога

Вверх ведёт она отлого,

Что ни шаг - то овраг (лестница)

4. У бабушки сейф,

Он давно уже не новый.

И к тому же совсем не стальной,

А дубовый.

Он скромно стоит у неё в уголочке

В нём бабушка держит халаты, носочки,

Отрезы на платья, немножечко пряжи

Пуховый платочек

И пенсию даже (сундук)

5. Много пуха, но не птица,

День и ночь в мешке таится.

Если к ней щекой прижаться,

То цветные сны приснятся (подушка)

6. Встану рано - подойду к Роману

Длинному носу - пустой голове (рукомойник)

7. Вафельное и полосатое,

Гладкое и лохматое.

Всегда под рукою.

Что это такое? (полотенце)

8. Черненькая собачка,

Свернувшись, лежит.

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает (замок)

9. Дом - стеклянный пузырёк,

А живёт в нём огонёк.

Днём не спит, а как проснётся,

Ярким пламенем зажжётся (керосиновая лампа)

Красна река берегами, а обед - пирогами.

1. Ножек четыре, шляпка одна.

Нужен, коль сядет обедать семья (стол)

2. Он круглый, но не шар,

Медный, но не монета

В нём пылает алый жар,

Им вода согрета.

Чай готовить он мастак,

Чайник вспомнил даром,

Ведь зовут его в веках люди…… (самоваром)

3. Немного жил,

Многих кормил.

Упал, пропал,

Костей не собрал (глиняный горшок)

4. Длиннохвостая лошадка

Принесла нам каши сладкой.

Ждёт лошадка у ворот -

Открывай пошире рот (ложка)

5. Купили новенькое -

Такое кругленькое.

Качают в руках,

А оно всё в дырках (решето)

6. Из русской печи

Кашу тащи.

Чугунок очень рад,

Что его схватил……(ухват)

7. Вы в деревне не кричите,

Холодильник не ищите,

Потому что молоко

И не в ведре в коровнике,

А здесь, на подоконнике.

Не купить уже на рынке

Нынче глиняную ….(кринку)

Мастерские руки - от доброй науки

1. На речку пошла за водою сестра

И вскоре приносит два полных ведра.

Ни капельки не было её тяжело.

Скажите, что вёдра нести помогло? (коромысло)

2. Я, не хвастая, скажу:

Всех друзей омоложу.

Идут ко мне, унылые -

С морщинками, со складками,

Уходят очень милые -

Красивые и гладкие.

Значит, я надёжный друг -

Металлический…….(утюг)

3. Наша тётушка игла

Строчку по полю вела.

Строчка в строчку, строчка в строчку,

Будет платье вашей дочке (швейная машинка)

4. Врать не привык -

На спине язык.

Что скажет

Люди верят (весы)

5. Верчусь. Верчусь - не потею,

Только всё больше толстею (веретено)

6. Стоит свинка -

Вырезана спинка (челнок)

7. Хор - хорки,

И опять в портки (брусок для заточки косы)

Умей дело делать, умей и позабавиться

1. Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней (книга)

2. Три струны, а звук какой!

С переливами, живой.

Узнаю его в момент -

Самый русский инструмент (балалайка)

3. То толстеет,

4. С горы - коняшки,

В гору - деревяшки (санки)

5. Деревянные гонцы,

Словно братья-близнецы!

На лыжне вдвоём всегда

Друг без друга никуда.

Подведение итогов.

Когда закончится основная часть занятия или в качестве динамической паузы детям предлагается посмотреть видеоклипы, которые можно скачать с сайта viki.ru:

Русская изба http://viki.rdf.ru/item/2835/download/

Ходики с кукушкой http://viki.rdf.ru/item/1111/download/

Чудо балалайка http://viki.rdf.ru/item/1948/download/

При подведении итогов занятия важно, чтобы ребята сделали вывод о важности каждодневного труда в жизни крестьянина, Одетые в русские национальные костюмы дети инсценируют фрагмент народной песни:

Весело мы, весело

По селу идём,

Мы венки душистые

С песнями несём.

А венки из золота,

Молодые жницы?

Лучше, чем из золота:

С поля из пшеницы!

Ребята обсуждают, как они поняли смысл этой песни, задумываются о том, а как сейчас люди относятся к труду, своему дому, предметам быта. Хорошо, если ребята вспомнят пословицы и поговорке о труде, народной жизни, объяснят их смысл.

Дома предлагается нарисовать интерьер русской избы, сделав акцент на одном из запомнившихся экспонатов. В дальнейшем школьники могут прокомментировать свой рисунок, объяснить, чем запомнился тот или иной экспонат, какую роль выполняет он в крестьянском обиходе. Педагог оформляет выставку рисунков, например, к Международному дню музеев (18 мая).