Фрибус А.В. К дискуссии о происхождении афанасьевской культуры // Современные проблемы археологии России. — Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии, 2006. C. 478-480. Недавно в печати появился ряд работ, в которых затрагивается одна из наиболее дискуссионных тем в археологии Сибири эпохи палеометалла — происхождение афанасьевской культуры. Публикации алтайских коллег [Кирюшин К.Ю. 2004; Кирюшин Ю.Ф., […]

Назад К оглавлению учебника В.И. Матющенко «Древняя история Сибири» Далее В период VI — начала II тыс. до н.э. Сибирь переживает этап своей истории, который характеризуется двумя важнейшими процессами: 1) сложение хозяйственно-культурных типов на всем ее протяжении; 2) внедрение в ряде регионов производящих видов экономики (земледелия и скотоводства). В археологии Сибири на этот период приходятся […]

К содержанию 100-го выпуска Кратких сообщений Института археологии Шесть - девять отрядов Красноярской экспедиции работает ежегодно по берегам Енисея и по некоторым его притокам, в ложе проектируемого водохранилища Красноярской ГЭС. Большая часть зеркала будущего Красноярского «моря» расположится в пределах Минусинской степной котловины. Здесь, в этом наиболее полно и детально исследованном в археологическом отношении районе Сибири, […]

Вадецкая Э.Б. К методике определения первоначального положения погребенного в могиле // Археология Южной Сибири. Кемерово, 1980. С. 126-129 Отмечая погребальный обряд при раскопках древнего кладбища, археологи указывают форму могильного сооружения, положение скелетов, их ориентацию головой или ногами в ту или иную сторону, обычай оставлять умершему пищу, орудия, оружие и даже средства передвижения (лодку, сани). Но […]

К оглавлению сборника «Смена культур и миграции в Западной Сибири» Смены культур в Западном Присаянье (Минусинская котловина) принято объяснять либо перемещением сюда с других территорий племен, отличающихся от местных (афанасьевцев, окуневцев, андроновцев, таштыкцев), либо (в меньшей степени) эволюцией экономики (карасукцы, тагарцы). Однако, поскольку и в последнем случае в механизме сложения новых культур в той или […]

К оглавлению сборника «Смена культур и миграции в Западной Сибири» 1. В конце XIX в. в Таримских оазисах Восточного Туркестана (Турфан, Карашар, Куча) были открыты рукописи на мертвом индоевропейском языке, получившем в науке название тохарского. В дальнейшем было установлено, что тохарский язык принадлежит к группе centum и в то же время в нем присутствовали заимствования […]

В Минусинской котловине наиболее ранними после неолитических являются афанасьевские памятники, в настоящее время известные уже в весьма значительном числе. В основном - это погребения (до 80) и некоторое количество находок на развеянных дюнных стоянках. Афанасьевские погребения сгруппированы в небольшие могильники, обычно расположенные возможно ближе к воде или современной пойме (исключение представляют лишь 5 могил в […]

В противоположность значительным нашим знаниям о палеолите Саяно- Алтая его неолитические памятники остаются мало изученными. В лучшем положении находится таежная область по Ангаре, и Прибайкалье и по Лене, где энергичными исследованиями иркутских археологов, а в последнее время А. П. Окладниковым, собран обширный материал. Недавно он был классифицирован в сводных исследованиях. Нужно согласиться с их автором […]

К содержанию журнала «Советская археология» (1973, №1) История культур южносибирского бронзового века связана на протяжении всего многовекового периода своего развития, охватывающего в основном II тысячелетие до н. э., с рядом определенных культурно-генетических и палеосоциологических проблем. Ведущие из них: взаимодействие местного и пришлого этнокультурных элементов, синхронное существование генетически разнородных культурных объединений, укрепление патриархального уклада в конкретных […]

К оглавлению учебника «Археология» // К следующей главе Степи Евразии, протянувшиеся на тысячи километров от Днепра и северных берегов Черного моря далеко на восток, в эпоху энеолита стали зоной распространения скотоводства. Земледелие здесь было возможно только в речных поймах. Особенность ландшафтов во многом определила специфику хозяйства и культуры в степном поясе Евразии. Степи способствовали […]

В последние два десятилетия в Чарышском районе Алтайского края по Чарышу и его притокам автором были выявлены афанасьевские захоронения и поселенческие комплексы с энеолитической керамикой в восьми пунктах (Шульга П.И., 2000). При этом предполагалось обнаружение новых афанасьевских объектов на разновременных могильниках Усть-Теплая и Покров¬ский Лог-3, расположенных на левых притоках Чарыша — Теплая и Сентелек. Предположение […]

Монгольского Алтая и Синцзяна. Относится к эпохе ранней бронзы (IV - первая половина II тыс. до н. э.).

Первые раскопки афанасьевских памятников произведены в Горном Алтае в XIX в. Культура выделена С.А. Теплоуховым в 1927. В настоящее время на Алтае известно свыше 60 археологических памятни­ков. Лучше всего исследованы могильники (Айрыдаш-1, Арагол, Балыктыюль, Бертек-33, Ело-1, II, Первый Межелик, Пещернин Лог и др.), поселе­ния - слабее. Раскопки проводились приблизит, на 10 памятников - Алты-Айры, Малый Дуган, Кара-Тенеш и др. Интересный источник для исследования афанасьевской культуры пещеры Денисова , Иульчак, Каминная и др. На Алтае выявлены 2 афанасьевских культовых комплекса - Кара-Коба и Кучерла I (Куйлю). В Минусинской котловине культура известна прежде всего по материалам могиль­ников. Наиболее изучены Афанасьевская гора, Барсу­чиха, Каменный лог, Красный Яр, Подсуханиха и другие. Значительное количество памятников исследовано полностью. На границе Хакасии и Тувы изучено многочисленное поселение Тоора-Даш, которое впервые дало надежную стратиграфическую колон­ку. Случаи обнаружения афанасьевские памятнмики в Монголии и китайском Синцзяне пока эпизодичны, эти памятники извест­ны по отдельными находкам и захоронениям. Остатки афанась­евских жилищ обнаружены на поселении Кара-Тенеш (Горный Алтай). Вероятно, это были полуземлянки, углубленные на 0,15-0,2 м и имеющие подпрямоугольную форму, с несколькими каменными очагами, расположенные рядами вдоль стен. Конструкция стен, вероятно, срубная. Устойчива конструк­ция каменных очагов. Это кольцо диаметром 0,8-1,2 м. Камни врыты под углом от 45°. Глубина до 0,2 м. Дно выложено камнем. Такие очаги имели место на всей территории распро­странения культуры. На поселениях обнаружены кера­мика, аналогичная погребальной посуде, кости животных, ка­менные и костяные орудия. Крайне редко встречаются бронзовые изделия. На поселении Аскат-2 найден обломок литейной формы, что, не­сомненно, говорит о наличии бронзолитного производства. Яр­кие свидетельства хозяйственной деятельности полу­чены при раскопках афанасьевских слоев в пещерах, использо­вавшихся для содержания скота. В Де­нисовой пещере об­наружены мощные (около 1 м) слои ове­чьих копролитов, остатки деревянного загона, а в предвходовой части - очаги и остатки хозяйственной деятельности. Наиболее изучены погребальные комплексы Афанасьевской культуры. Надмогильные сооруже­ния представлены круглыми оградами из вертикально сто­ящих плит, кольцами, выложенными из блоков рваного камня, при этом внутри ограды устраивалось каменно-землянное сооружение. Сооружение возводилось над погребением. Для Алтая характерна 1 могила, в Минусинской котловине могло быть до 3 захоронений. В могилу поме­щали 1-2 умерших. В Минусинской котловине встречаются еще и коллективные усыпальницы на 5-8 человек, при этом имеют место вторичные погребения. Детей и подростков часто хоронили в небольших оградках - пристройках к кургану - со взрослыми. Могилы ориентированы по направлению Запад-Восток с отклонениями. В разной степени в могилах присутствует охра. Умерших помещали на спине, с согнутыми кверху коленями, в скорченном поло­жении на правом боку, а также в вытянутом на спине, чаще всего головой на ЮЗ. Основной погребальный инвентарь - глиняная посуда (1-4 горшка). Остальные предметы из камня, кости, бронзы, золота встречаются единично. Культовые комплексы представлены 2 вариантами: 1-й в виде каменного круглого сооружения с очажной ямой в цент­ре с фрагментами керамики, костями животных и т. д. 2-й вариант святилища выявлен на Кучерле. Здесь под скальным навесом обнаружены разновременные компози­ции петроглифов, а также материальные свидетельства связанных с ними культовых мистерий. Нижний, наибо­лее древний слой святилища представляет Афанасьевскую культуру, как, ве­роятно, и древнейшие изображения маралов. Афанасьевская посуда изготавливалась кольцевым ленточным спо­собом. Форма и размеры - от миниатюрных емкостей до вмещающих несколько десятков литров. Преобладают яйцевидные остродонные сосуды, круглодонные корчаги, реже встреча­ются плоскодонные горшки и чаши-курильницы. Сосуды богато украшены сплошными оттисками гладкого или зубчатого штампа, образующими различные композиции в виде горизонтальной елочки, древовидных фигур и т. д. Венчик сосуда особо подчеркнут горизонтальным зигзагом или налепными валиками. Из металлических предметов следу­ет отметить бронзовые, одно- и двулезвийные ножи, бронзовые кельт без отверстий и пазов для крепления, шилья, проколки, спиралевидные сережки. Высокого развития достигла каменная индустрия. Можно говорить о выражен­ной пластинчатой технике обработки камня. Из отщепов изготавливали наконечники стрел и дротиков, но­жи, скребки, полированные и сверленные топоры. Широко использовалась кость и рог. Носители Афанасьевской культуры разводили мелкий и крупный рогататый скот. Существенным подспорьем в экономике была охота. Проблемы возникновения Афанасьевской культуры и ее внутренняя периодизация остаются дискуссионными. Традиционной является миграционная гипотеза, связывающая носителей данной культуры с ямной, фиксируемой в Восточной Европе. Достаточно убедительным представляется кон­цепция центрально-азиатского происхождения Афанасьевской культуры на основе местного неолита . Определенное своеобразие в инвентаре, погребальном обряде и антропологических материалах позволяет ряду исследователей говорить о локальных вариантах культуры - восточной минусинской и западной горно-алтайской.

11:00 pm - Происхождение афанасьевцев по данным антропологии

Несколько выдержек из важной статьи о происхождении носителей афанасьевской культуры Южной Сибири (ок. 3500-2500 гг. до н.э.).

Большинством археологов генезис афанасьевской культуры связывается с миграцией на восток значительных масс населения с территории древнеямной культурно-исторической общности степной полосы Восточной Европы. Гипотеза восточноевропейского происхождения афанасьевской культуры нашла подтверждение и в антропологических материалах. Одним из первых высказавший ее, Г.Ф. Дебец считал, что «сходство афанасьевцев с древнеямниками доходит до идентичности», что в значительной мере справедливо и в настоящее время, особенно в отношении восточных групп населения древнеямной общности. В пользу данной гипотезы также заставляет склониться отсутствие убедительных морфологических аналогий афанасьевцам в Передней и Средней Азии, а также резкие антропологические отличия от них доафанасьевского населения Алтая и Среднего Енисея . Эту точку зрения подтверждают результаты статистического сравнения суммарных серий афанасьевской культуры с синхронными и предшествующими по времени краниологическими материалами с территории Сибири, Восточной Европы, Средней Азии и Кавказа на основе обобщенных расстояний Пенроза.


Афанасьевские серии Горного Алтая и Среднего Енисея морфологически наиболее сходны с долихокранными умеренно широколицыми суммарными выборками черепов древнеямной культуры Приуралья, Нижнего Поволжья, степного Приднепровья и среднестоговской культуры , по мнению археологов, являющейся подосновой древнеямной в районах к западу от Днепра. Меньшее краниологическое сходство афанасьевцы проявляют с брахикранными широколицыми протоевропейцами эпохи ранней бронзы Северо-Западного Прикаспия (серии древнеямной и северокавказской культуры) и группами долихокранных относительно узколицых европеоидов (древнеямной культуры Северо-Западного Причерноморья, энеолита Кавказа и юга Средней Азии). Очень большие морфологические различия афанасьевцев с людьми кельтеминарской культуры (могильник Тумек-Кичиджик в Приаралье), а также имеющими в своем составе значительный монголоидный компонент группами доафанасьевского времени Южной Сибири – оставившими нео-энеолитические погребения в пещерах Горного Алтая, могильники в его северных предгорьях и в Красноярско-Канской лесостепи.

Результаты проведенного анализа указывают на то, что населению афанасьевской культуры «изначально» было присуще определенное морфологическое разнообразие в пределах европеоидной расы, истоки которого находились на территории Восточной Европы . Всем морфологическим вариантам, которые возможно выделить у афанасьевцев, имеются убедительные соответствия в краниологических материалах энеолита и ранней бронзы восточноевропейских степей и лесостепей. Наибольшее сходство краниологических серий афанасьевской культуры прослеживается с группами древнеямного и предъямного времени, локализованными к востоку от Днепра. <…> Результаты межгруппового сравнения заставляют обратить внимание на антропологическую близость афанасьевцев с населением подстилающей древнеямную хвалынско-среднестоговской культурной общности преимущественно лесостепных или северных степных районов от Днепра до Волги . <…> Такими исследователями, как Н.А. Николаева и В.А. Сафронов, была высказана гипотеза происхождения афанасьевской культуры, которая в значительной степени соответствует результатам исследования краниологических материалов: «Поразительное сходство афанасьевских курильниц и курильниц культуры шнуровых керамик Эльбы-Заале, двухкомпонентность афанасьевского комплекса (курильницы и бобовидные сосуды – остродонные сосуды) указывают, по нашему мнению, на сложение афанасьевского комплекса в непосредственной близости к культуре шнуровых керамик Восточной Европы и в ареале культуры Средний Стог II, в лесостепной зоне» (Николаева Н.А., Сафронов В.А. Курильницы предкавказской катакомбной культуры (Индоевропейская керамическая форма 1) // Проблемы изучения катакомбной культурно-исторической общности. Запорожье, 1990. С. 54-57).

Каких-либо следов взаимодействия афанасьевцев с местным населением на основании антропологических данных по-прежнему не прослеживается. Это тем более показательно, если учитывать, что в постафанасьевское время пришлые европеоидные группы активно вступали с ним в контакты, преимущественно путем брачных связей с местными женщинами, что прослеживается по антропологическим материалам каракольской, елунинской и окуневской культур. Причиной этого является то, что протоафанасьевцы переселялись на восток большими массами населения без значительной деформации демографической структуры своих коллективов, а в более позднее время миграции осуществлялись преимущественно небольшими отрядами мужчин-воинов. Кроме того, огромные различия афанасьевцев с автохтонным населением в расовом, культурном и, вероятно, языковом отношении могли встать непреодолимой преградой для палеоантропологически уловимых контактов между ними. Если ситуацию проецировать на европейскую мифологию, то высокорослыми афанасьевскими скотоводами-протоевропейцами местное сравнительно низкорослое население с монголоидными особенностями, жившее на дометаллической стадии за счет присваивающих форм хозяйства, и потому, вероятно, довольно редкое, могло восприниматься в качестве прообраза гномов или троллей позднейшей мифологии. Таким образом, причины отсутствия контактов афанасьевцев с местным населением могут скрываться и в области идеологических представлений.

Новые краниологические материалы афанасьевской культуры позволяют вернуться еще к одной проблеме, значение которой далеко выходит за ее территориальные и хронологические рамки, а именно – проблеме формирования андроновского варианта протоевропейского типа. Он характерен для населения андроновской (федоровской) культуры, существовавшей примерно на тысячелетие позже афанасьевской, преимущественно в степной и лесостепной полосе Евразии от Зауралья до Енисея. По-видимому, андроновский морфологический вариант и андроновские (федоровские) культурные традиции формировались на одной территории. Наиболее аргументированные археологические точки зрения связывают зарождение последних на разной культурно-генетической основе с различными регионами Казахстана и соседними территориями Южного Урала и Зауралья, не исключая и прилегающие с запада к Горному Алтаю районы Верхнего Прииртышья.
Морфологические отличия андроновского варианта от других европеоидных типов заключается в уменьшении продольного диаметра, более высоком и мезокранном по значению черепном указателе, прямой постановке лобной кости, абсолютно и относительно низком и широком лицевом отделе. Значительная морфологическая специализация этого краниотипа по верхней высоте лица не дает возможности приписывать ему метисное происхождение, что подтверждает точку зрения В.П. Алексеева, согласно которой появление андроновского варианта является результатом не смешения, а изоляции носителей морфологических особенностей с последующим их широким расселением . Большее морфологическое сходство с андроновским (федоровским) населением афанасьевцев Горного Алтая, чем Среднего Енисея, дало основания предполагать формирование андроновского типологического варианта на степных пространствах Казахстана и Алтая в доандроновское время.
Примечательно, что краниологические серии афанасьевцев из могильника Усть-Куюм на севере Горного Алтая и Северо-Западного Алтая морфологически тяготеют к андроновскому варианту и являются связующим звеном между антропологическими типами населения афанасьевской и андроновской (федоровской) культур. Обе афанасьевские группы являются периферийными и поэтому, вероятно, их население сохраняло относительную изоляцию от остального афанасьевского массива и полную эндогамию в отношении инокультурного населения Алтая с монголоидными расовыми особенностями. Конечно, нельзя утверждать, что именно данные афанасьевские группы являются предковыми в отношении андроновцев (федоровцев), но особенности морфологического строения черепов из оставленных ими погребений позволяют предположительно определять механизм формирования андроновского варианта как результат сохранения и консервации локальных морфологических особенностей древнего европеоидного населения.

К.Н. Солодовников. Антропологические материалы афанасьевской культуры: к проблеме происхождения // Вестник антропологии. Научный альманах. Выпуск 17. М., 2009

Самая древняя культура эпохи металла в Южной Сибири была афанасьевская, получившая название эт могильника, распо­ложенного под Афанасьевской горой, на берегу Енисея. Известно много афанасьевских могильников III тысячелетия до н. э. в вер­ховьях Енисея и на Алтае.

Афанасьевские родовые кладбища состоят из нескольких десятков примыкающих одна к другой могил, заметных на поверх­ности земли по выступающим наружу камням. Под каменными выкладками находятся могильные ямы, заваленные сверху кам­нями. Погребения в большинстве случаев одиночные. Скелеты лежат скорченио, преимущественно на боку или на спине. В мо­гилах рядом с погребенным ставили глиняные сосуды, клали куски мяса домашних или диких животных, орудия труда. Одежда людей была богато украшена нашивками и амулетами из костей и клыков животных.

Инвентарь афанасьевской культуры носит в значительной сте­пени неолитический облик. Встречаются немногочисленные метал­лические предметы - самые ранние на этой территории. Это не­большие медные ножи, проволочные колечки, медные кинжалы и игольники в виде трубочек. Но значительное место в обиходе людей продолжали занимать каменные орудия труда, прежде всего своеобразные массивные каменные колотушки. Они появи­лись в афанасьевскую культуру и применялись для дробления руды. Такие же колотушки были найдены в погребениях ката­комбной культуры и в древних выработках руды на Колбинском хребте в Восточном Казахстане. По-прежнему широко, как и в неолите, употреблялись каменные тёсла и каменные ретуширо­ванные наконечники стрел.

Афанасьевские глиняные сосуды в большинстве своем имеют острое дно и яйцевидную, вытянутую форму. Иногда встречаются сосуды шаровидной формы и низкие курильницы с плоским дном. Сосуды слеплены от руки и покрыты елочным орнаментом, про­черченным по сырой глине, или оттиснуты гребенчатым штампом.

Установлено, что население афанасьевской культуры жило оседло, жилища строились в виде землянок с бревенчатым по­толком.

В хозяйстве населения афанасьевской культуры, по сравнению с неолитом, произошли значительные изменения. Среди них сле­дует отметить два: начало металлургии меди и развитие ското­водства. В афанасьевских могилах найдены кости овцы, домаш­него быка и лошади. Эти животные были приручены эще значи­тельно раньше, в районах Средней Азии, а потом распространи­лись в Южной Сибири. Однако развитие скотоводства в то время еще не вытеснило хозяйственной роли охоты, рыбной ловли и собирательства. Эти старые виды хозяйства не только продолжали существовать, но есть основания полагать, что в афанасьевскую культуру они были еще основными. Сделать такой вывод позво­ляют находки костей диких животных и наличие охотничьего инвентаря: каменных и костяных наконечников стрел и копий, метательных шаров, ножей, сделанных из рога. Немалую роль наряду с охотой играло и рыболовство. Рыбу ловили разными способами; на археологическом материале хорошо прослежи­вается один из них - ловля рыбы сетями, о чем свидетельствуют многочисленные грузила от рыболовных сетей.

Антропологические исследования показали, что афанасьевцы принадлежали к европейской расе; они отличались высоким ростом, крепким телосложением, большеголовостью, широким лицом. В конце существования афанасьевской культуры происхо­дят значительные перемены, складывается новый этап, назван­ный окуневской культурой (Окуневский могильник). Посуда пред­ставлена банками и светильниками с перегородкой внутри. По­верхность их целиком покрыта разнообразным орнаментом: гео­метрические узоры, волнистые линии, штрихи, оттиски зубчатого штампа. Орудия труда и оружие изготавливались из камня, бронзы, кости или рога. Значительное место занимает обработка металла. Интересны бронзовые ножи в виде листовидной кованой пластинки, закреплявшейся в рукоятке. Из металла делали шилья, рыболовные крючки, игольники. Окуневцы любили укра­шать одежду, нашивая на нее мелкий бисер. В могилах часто встречаются ожерелья из зубов соболя и каменные бусы.

В окуневских могилах обнаружены различные культовые пред­меты: небольшие скульптурные женские головки с ниспадающими волосами, черепа птиц, каменные подвески. Уникальны плиты с рисунками из окуневских погребальных склепов. Они раскры­вают перед нами сложную картину мировоззрения древних ското­водов. На плита.х изобрал^ены фантастические стилизованные трехглазые существа с коронами, быки-бизоны, птицы. На одной из них показан огромный полосатый зверь с оскаленной пастью, длинным хвостом, с птичьими ногами. Очевидно, перед нами соби­рательный образ злого существа. Эти весьма загадочные, полные фантазии рисунки носят культовый характер. Смысл их частично был рас­крыт, когда в одном из могильников на черепах удалось проследить остат­ки охры, которой были украшены ли­ца. Эти следы передавали очертания таких же рисунков, что и на плитах.

Андроновская культура

Во II тысячелетии до нашей эры в южной части Западной Сибири ши­роко распространяется андроновская культура. Свое название она получила по первым находкам у деревни Андроно­вой (около Ачинска).

Памятники андроновского типа встречаются к западу от Ачинска и Абакана, в верховьях Оби, в Южном Приуралье, на смежных с Южной Си­бирью и близких с ней по природным условиям просторах Казахстана. Сле­ды андроновской или близкой к ней культуры были обнаружены в глуби­нах Средней Азии, они известны в до­лине р. Чу, в районе Ташкента. На севере андроновские памятники кон­чаются там, где начинается тайга.

Основными памятниками этой куль­туры являются могильники и поселе­ния. Могильников значительно больше, причем онк бывают курган­ные и бескурганные, грунтовые. Могильные ямы обычно прямоу­гольные, стенки их часто укреплены деревом или каменными пли­тами. С андроновской культурой связан подъем металлургии, даль­нейшее развитие скотоводства и распространение мотыжного земледелия.

У андроновцев был достаточно богатый набор металлических изделий. Широкое применение в хозяйстве находили так называе­мые серпы сосново-мазинского типа со слабо обособленной руко­яткой, широким и прямым лезвием. Эти орудия труда применя­лись, видимо, не как серпы, а скорее всего как косаря для рас­чистки поля от сорняков и мелкого кустарника под посев и для заготовки на зиму кормов скоту. В ходу были также и настоящие серпы с отверстием на рукояти и кельты, которые имеют вид клина с полой внутренней частью. Они широко употреблялись в быту в качестве топора, тёсла или мотыги, в зависимости от того, как надевались на ручку. Если ручка шла параллельно лез­вию, то кельт выполнял роль топора; если же ручка приделыва­лась перпендикулярно к лезвию, то в таком случае кельт был прекрасным теслом.

На вооружении у андроновцев находились литые втульчатые наконечники копий сейминского типа с листовидным пером, брон­зовые кинжалы с выемкой около черенка, которые встречаются также и на территории срубной культуры.

Прогрессивные сдвиги андроновцев выразились не только в развитии металлургии и технике обработки металла, но и во всем хозяйстве. На поселениях и в большинстве могильников найдено огромное количество костей домашних животных. Основ­ная масса костей принадлежит крупному рогатому скоту, лошади и мелкому рогатому скоту. Коровы разводились двух пород - малорослой и крупной. Овцы тоже, судя по тканям, сохранив­шимся в Минусинской котловине в могильнике Орак, были двух пород - тонкошерстной и грубошерстной.

Скотоводство имело оседлый характер. Для скота в суровых условиях зимы требовались убежища - загоны. Действительно, в Мало-Красноярском и Алексеевском поселениях в Казахстане археологами обнаружены остатки таких зимников для скота.

Потребность населения в мясе в основном удовлетворялась продуктами животноводства. Крупный рогатый скот давал не только мясо, но и молочную пищу, а мелкий рогатый скот - шерсть, кожи и шкуры, из которых шили обувь и одежду.

Второй основой существования андроновских племен было земледелие, возделывание злаковых растений. Об этом свидетель­ствуют остатки обугленных зерен пшеницы, найденные в жертвен­ных ямах Алексеевского поселения, и отпечатки стеблей злаков на одном из серпов из поселения Мало-Красноярска. Земля обра­батывалась вручную - мотыгами, сделанными из камня, кости или бронзы. Чаще всего встречаются каменные прямоугольные мотыги, которые имели боковые выемки для привязывания к ру­коятке. Урожай собирался бронзовыми серпами. О характере андроновского земледелия в целом можно судить по топографии поселений. Они, как правило, расположены вблизи широких заливных долин, которые использовались под посевы.

Таким образом с развитием скотоводства и мотыжного земле­делия в Сибири был завершен начатый афанасьевцами переход от присвоения продуктов природы к их производству.

С особенностями хозяйства был связан и характер поселений. На большинстве поселений обнаружены остатки жилищ в виде полуземлянок, которые сооружались из дерева, дерна и коры. Следы таких полуземлянок в виде углублений сохранились, на­пример, около села Замараева близ Шадринска. Во время произ­веденных раскопок здесь открыты остатки огромной полуземлянки длиной 26 м и шириной 9-11 м. Несколько аналогичных жилищ было открыто на Алексеевской поселении.

По формам андроновские сосуды делятся на две большие группы. В первую входят баночные сосуды. Стенки их довольно толстые, тесто грубо промешанное, поверхность заглажена небрежно и украшена простым елочным орнаментом. Вторую составляют прекрасно сделанные горшки. Форма их совершенная: они имеют отогнутый наружу венчик, слегка суженную шейку, сильно выпуклые сверху бока. Поверхность их тщательно зало­щенная. Эти сосуды отличаются от баночных более сложным орнаментом, так называемым меандром, состоящим из геометри­чески четких чередова­ний гирлянд из лома­ных линий, заштрихо­ванных треугольников и полос. Этот прямо­линейно - геометриче­ский орнамент впервые появляется в Сибири в андроновскую куль­туру.

С изменением хо­зяйства и сдвигами в общественной жизни, связанными с распро­странением земледе­лия, меняется и идео­логия, появляются но­вые земледельческие культы. Ярко выражен­ный земледельческий характер имело жертвенное место, открытое в Алексеевской посе­лении. Холм, где совершались жертвоприношения, был расположен между могильником и поселением. Во время жертвоприношения в землю зарывался горшок с молочной и растительной пищей. На этом же холме находились две ямы: одна на вершине, другая на склоне. В ямах сжигали растения и мясо. С земледельческой идео­логией связан и орнамент на андроновских сосудах.

Андроновскую культуру оставили люди европейской расы, эаспространившиеся примерно в XVII в. до н. э. по степям Ожной Сибири и Казахстана и принесшие сюда навыки земле­делия.

Мартынов Анатолий Иванович

АРХЕОЛОГИЯ СССР



От: ,  
Ваше имя:
Комментарий:

АФАНАСЬЕВСКАЯ КУЛЬТУРА . Распространена в горн. р-нах Алтая, Минусинской котловине, прилегающих р-нах Тувы , Монг. Алтая и Синцзяна. Относится к эпохе ран. бронзы (IV – 1-я пол. II тыс. до н. э.). Первые раскопки афанасьев. пам. произведены В.В. Радловым в Горн. Алтае в XIX в. Культура выделена С.А. Теплуховым в 1927. В наст. время на Алтае известно св. 60 археол. памятников. Лучше всего исследованы могильники (Айрыдаш-I, Арагол, Балыктыюль, Бертек-33, Ело-I, II, Первый Межелик, Пещернин Лог и др.), поселения – слабее. Раскопки проводились приблизит. на 10 пам. – Алты-Айры, Малый Дуган, Кара-Тенеш и др. Интересный источник для исслед-я А. к. – пещеры Денисова, Иульчак, Каминная и др. В голоцен. отложениях обнаружены слои, связанные с А. к. На Алтае выявлены 2 афанасьев. культов. комплекса – Кара-Коба и Кучерла I (Куйлю). В Минусин. котловине культура известна прежде всего по материалам могильников. Наиб. изучены Афанасьевская гора, Барсучиха, Каменный лог, Красный Яр, Подсуханиха и др. Значит. кол-во памятников исследовано полностью. На границе Хакасии и Тувы изучено многосл. поселение Тоора-Даш, к-рое впервые дало надежную стратигр. колонку. Случаи обнаружения афанасьев. пам. в Монголии и кит. Синцзяне пока эпизодичны, эти памятники известны по отд. находкам и захоронениям. Остатки афанасьев. жилищ обнаружены на поселении Кара-Тенеш (Горн. Алтай). Вероятно, это были полуземлянки, углублен. на 0,15–0,2 м и имеющие подпрямоуг. форму, с неск. камен. очагами, располож. рядами вдоль стен. Конструкция стен, вероятно, срубная. Устойчива конструкция камен. очагов. Это кольцо диам. 0,8–1,2 м. Камни врыты под углом от 45 о. Глуб. до 0,2 м. Дно выложено камнем. Такие очаги имели место на всей тер. распространения культуры. На поселениях обнаружены керамика, аналогичная погреб. посуде, кости животных, камен. и кост. орудия. Крайне редко встречаются бронз. изделия. На поселении Аскат-2 найден обломок литейной формы, что, несомненно, говорит о наличии бронзолит. произ-ва. Яркие свидетельства хоз. деят-ти получены при раскопках афанасьев. слоев в пещерах, использовавшихся для содержания скота. В Денисовой пещере обнаружены мощные (ок. 1 м) слои овечьих копролитов, остатки деревян. загона, а в предвходовой части – очаги и остатки хоз. деят-ти. Наиб. изучены погреб. комплексы А. к. Надмогил. сооружения представлены кругл. оградами из вертикально стоящих плит, кольцами, выложенными из блоков рваного камня, при этом внутри ограды устраивалось камен.-землян. сооружение. Сооружение возводилось над погребением. Для Алтая характерна 1 могила, в Минусин. котловине могло быть до 3 захоронений. В могилу помещали 1–2 умерших. В Минусин. котловине встречаются еще и коллектив. усыпальницы на 5–8 чел., при этом имеют место вторичные погребения. Детей и подростков часто хоронили в небольших оградках – пристройках к кургану – со взрослыми. Могилы ориентированы по направлению З–В с отклонениями. В разной степени в могилах присутствует охра. Умерших помещали на спине, с согнутыми кверху коленями, в скорчен. положении на прав. боку, а также в вытянутом на спине, чаще всего головой на ЮЗ. Осн. погреб. инвентарь – глин. посуда (1–4 горшка). Остальные предметы из камня, кости, бронзы, золота встречаются единично. Культов. комплексы представлены 2 вариантами: 1-й в виде камен. кругл. сооружения с очаж. ямой в центре с фрагментами керамики, костями животных и т. д. 2-й вариант святилища выявлен на Кучерле. Здесь под скальным навесом обнаружены разновремен. композиции петроглифов, а также материальные свидетельства связанных с ними культов. мистерий. Нижний, наиб. древ. слой святилища представляет А. к., как, вероятно, и древнейш. изображения маралов. Афанасьев. посуда изготавливалась кольцевым ленточным способом. Форма и размеры – от миниатюрных емкостей до вмещающих неск. десятков л. Преобладают яйцевид. остродон. сосуды, круглодон. корчаги, реже встречаются плоскодон. горшки и чаши-курильницы. Сосуды богато украшены сплошными оттисками гладкого или зубчатого штампа, образующими различ. композиции в виде горизонт. елочки, древовидных фигур и т. д. Венчик сосуда особо подчеркнут горизонт. зигзагом или налепными валиками. Из метал. предметов следует отметить бронз. одно- и двулезвийные ножи, бронз. кельт без отверстий и пазов для крепления, шилья, проколки, спиралевид. сережки. Высокого развития достигла кам. индустрия. Можно говорить о выраженной пластинчатой технике обработки камня. Из отщепов изготавливали наконечники стрел и дротиков, ножи, скребки, полирован. и сверлен. топоры. Широко использовалась кость и рог. Носители А. к. разводили мелк. и круп. рогат. скот. Существенным подспорьем в экономике была охота. Проблемы возникновения А. к. и ее внутр. периодизация остаются дискуссионными. Традиц. является миграцион. гипотеза, связывающая носителей данной культуры с ямной, фиксируемой в Вост. Европе. Достаточно убедит. представляется концепция центр.-азиат. происхождения А. к. на основе мест. неолита. Определенное своеобразие в инвентаре, погреб. обряде и антропол. материалах позволяет ряду исследователей говорить о локал. вариантах культуры – вост. минусин. и зап. горно-алт.

Лит.: Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М. 1951; Грязнов М.П., Комарова М.Н. Афанасьевская культура // Комплекс археологических памятников у г. Тепсей на Енисее. Новосибирск, 1979; Семенов В.А. Многослойная стоянка Тоора-Даш на Енисее (К проблеме периодизации культур эпохи неолита и бронзы Тувы // Древние культуры Евразийских степей. Л., 1983; Вадецкая Э.Б. Археологические памятники в степях Среднего Енисея. Л., 1986; Грязнов М.П. Афанасьевская культура на Енисее. СПб., 1999; Molodin V . Bronzezeit in Berg-Altai // Eurasia Antiqua. Band 7. Mainz, 2001; Ларин О.В. Афанасьевская культура Горного Алтая: могильник Сальдыр-I. Барнаул, 2005.