Выражение «Лишние люди» в русской литературе появилось именно благодаря заслуге И. С. Тургенева. Образ «лишнего человека» и «героя нашего времени» были несколько тождественными и характеризовались достаточно определенными сопутствующими мотивами, деталями поведения, набором сюжетных функций, и, конечно же, эпохой.

Изображая в своем романе «Отцы и дети» Базарова, Тургенев следует литературной традиции своего времени, благодаря чему Базаров обретает формальное сходство с «лишними людьми» из других литературных произведений. Если задуматься и вспомнить историю литературы, то такими людьми в ней были и Чацкий, и Рудин, и Печорин, и Онегин. Но почему же Базаров относится к галерее этих персонажей? Почему мы ставим его в один ряд с другими литературными персонажами, воплощающими в себе «лишних людей? Почему эти люди назывались современниками «героями нашего времени», нам известно. А для того, чтобы ответить на первый поставленный вопрос, следует обратить особое внимание на эпоху, в которую жили герои романа «Отцы и дети», и ситуацию, в которой оказался Базаров. При этом не менее важен и характер этого персонажа.

Действие романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» происходит в 1859 году, в то время, когда на общественную арену выходит новое сословие – сословие разночинцев. При этом накануне крестьянской реформы 1861 года накал политических страстей достиг своей высшей точки. Основные политические баталии происходили между сторонниками либеральных реформ и демократически настроенными революционерами.

В своем романе И. С. Тургенев преследует цель максимально объективно показать представителя молодого поколения, оценить сильные и слабые стороны его идейных принципов. «Если Базаров называется нигилистом, то надо читать – революционером», — так о своем герое писал автор. Он наделил Базарова максимально реалистическими взглядами, которые в то время были присущи большинству представителей нового поколения.

На протяжении действий всего романа, частично в испытании любовью к Анне Сергеевне Одинцовой, частично в спорах с Павлом Петровичем, И. С. Тургенев раскрывает слабые стороны идеологии Базарова. Герой практически не видит разницы между человеком и каким-либо другим существом. Базаров заявляет, что «человек – это та же лягушка». Осознавать различие он начинает, только по-настоящему полюбив. В связи с этим в душе героя намечается серьезный конфликт, такой же точно, как и тот, что переживали Онегин, Печорин и другие «лишние люди».

Как и следовало ожидать, трагическое противоречие, которое возникло в душе главного героя, в данной ситуации разрешается единственно возможным для Базарова способом – его смертью. Подобное крушение надежд и душевный кризис испытали все «лишние люди». Лично для своего героя писатель выбрал особенный вариант – смерть. И. С. Тургенев считал, что без подобного финала роман бы оказался незаконченным, повисла бы какая-то недосказанность. Причем, в смерти Базарова прослеживается некая печальная ирония, ведь человек, свято веривший в медицину и естественные науки, умирает при вскрытии трупа от случайного пореза.

Только перед смертью в душе главного героя появляется некоторое примирение с несостоятельностью своих жизненных позиций и с жизненной реальностью. Его душа несколько смягчается и как бы раскрывается для любви. Базаров перестает сопротивляться своим чувствам к Анне Сергеевне и становится более терпимым по отношению к родителям. Трагическое примирение звучит своеобразным примирительным аккордом. И. С. Тургенев опровергает ошибочное мировоззрение главного героя и противопоставляет его взглядам законы, по которым существует человек и природа, противопоставляет весь ход вещей в этом мире. Ведь в обществе, как и в природе, все развивается так же естественно и постепенно.

В романе «Отцы и дети» на примере Базарова мы видим свойственный всем «лишним людям» кризис личности. Вне всякого сомнения, это были лучшие представители своего времени, и именно из-за этого им было суждено осознать свое неправильное восприятие жизни и свои ошибки. Так случилось и с Базаровым, ведь он был лучшим представителем «нового» поколения, сильной, неординарной личностью, которая в силу особенностей своего характера не смогла переосмыслить жизненные ценности.

О подобном типе героев В. Г. Белинский говорил: «Жизнь… без смысла, силы без применения…». Внук дьяка и «лекарский сын» — «как Сперанский» — таким контрастом честолюбивых претензий главного героя подчеркивается бесплодность прожитой им жизни. В конце жизненного пути Базарова ожидает бесславный конец: он умирает в расцвете лет, без потомства, без семьи, не принеся обществу практически никакой пользы.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что образ Базарова полностью соответствует концепции «лишних людей», которая была обозначена такими великими русскими писателями, как А. С. , М. Ю. Лермонтов и А. С. . Поэтому главного героя романа И. С. Тургенева со всей ответственностью можно назвать «лишним человеком», тем более, что это почти одно и то же, что и «герой нашего времени».

Выражение «лишние люди» впервые употребил именно Тургенев. Фигуры «лишнего человека» и «героя времени» в русской литературе более или менее тождественны и характеризуются вполне определенным набором сюжетных функций, деталей поведения, сопутствующих мотивов, конечно же, эпохой.

Изображая Базарова, Тургенев следует этой литературной традиции, отсюда и формальное сходство образа Базарова с образами «лишних людей». Если вспомнить историю литературы, то к таким образам можно отнести Евгения Онегина, Печорина, Рудина и даже Чацкого. Почему же мы относим Базарова к этой галерее героев? Почему ставим с ними в один ряд? Почему вышеназванных персонажей называли «героями своего времени», мы знаем. Теперь следует обратить внимание на эпоху, в которую жил Базаров, ситуацию, в которой он оказывается. Безусловно, очень важен характер самого героя.

Итак, действие романа Тургенева разворачивается в 1859 году. Это время выхода на общественную арену нового сословия – разночинцев. Накал политических страстей накануне крестьянской реформы 1861 года достиг своего апогея. Основные сражения происходили между революционерами-демократами и сторонниками либеральных реформ. Тургенев в своем произведении ставит задачу показать представителя нового поколения максимально объективно, оценивая слабые и сильные стороны его идейных принципов. «Если Базаров называется нигилистом, то надо читать – революционером», - писал автор. Он наделяет своего героя крайне материалистическими взглядами, которые были присущи многим представителям молодого поколения.

Далее, на протяжении всего романа, Тургенев раскрывает слабые стороны позиции Базарова, частично, в спорах с Павлом Петровичем, частично, в испытании любовью к Анне Сергеевне Одинцовой. Базаров не видит разницы между человеком и другим существом. Он говорит, что «человек – это та же лягушка». Но он начинает осознавать это различие, полюбив. Намечается конфликт в душе героя, конфликт, который переживали и Онегин, и Печорин, и Рудин.



Трагическое противоречие в душе главного героя разрешается единственно возможным в данной ситуации способом – смертью Базарова. Душевный кризис и крушение надежд испытали все вышеперечисленные «лишние люди». Для своего героя Тургенев избрал особый вариант – смерть. Писатель считал, что без такого финала роман не был бы закончен. Осталась бы своеобразная недосказанность. И поэтому есть какая-то мрачная ирония в том, что человек, верящий «свято» в естественные науки и медицину, умирает от случайного пореза при вскрытии трупа.

Но перед смертью в душе Базарова происходит некое примирение с действительностью, с несостоятельностью своих жизненных позиций. Он как бы смягчается и открывается для любви: становится более терпимым по отношению к родителям, перестает сопротивляться любви к Одинцовой.

Трагическое противоречие разрешается своеобразным примирительным аккордом. Автор опровергает ошибочные воззрения своего героя, противопоставляя его взглядам весь ход вещей, законы, по которым существует природа и сам человек. В обществе все развивается так же, как и в природе – постепенно, естественно.

Мы видим кризис личности, свойственный всем лишним людям. Но не стоит забывать, что, несмотря на ошибочность своих идей, и Онегин, и Печорин, и Рудин были сильными личностями. Это были лучшие представители своего времени, и именно потому, что они лучшие, им было суждено осознать свои ошибки, свое неправильное восприятие жизни. Так же произошло и с Базаровым, ведь это лучший представитель «нового» поколения, неординарная, сильная личность, которая не смогла в силу своего характера переосмыслить жизненные ценности.

«Жизнь… без смысла, силы без применения…» - так говорил В.Г. Белинский о подобном типе героев. Бесплодность прожитой жизни подчеркивается контрастом честолюбивых претензий Базарова: «лекарский сын» и дьячковский внук – «как Сперанский». Но ожидает его бесславный конец: герой романа умирает во цвете лет, без семьи, без потомства, не принеся обществу видимой пользы.

Итак, видно, что образ Базарова практически полностью укладывается в концепцию «лишних людей», обозначенную такими великими писателями, как Грибоедов, Пушкин, Лермонтов. Поэтому так можно назвать и Базарова, учитывая, что «лишний человек» практически приравнивается к «герою своего времени».

Нигилизм Базарова (по роману И.А. Тургенева "Отцы и деты")

Образ Базарова продолжает традицию изображения «лишних людей», начатую Пушкиным в начале 19 века. Онегин, Печорин, Обломов – люди умные, образованные, имеющие свою точку зрения, но не знающие, как практически применить свои знания. Они являются яркими представителями своего времени, отражающими политические и социальные изменения, происходящие в обществе. Базаров – один из них, «новый человек», бунтарь, разночинец, ставивший своей задачей «сперва… место расчистить», а «строить» потом.

Прототипом главного героя был молодой провинциальный врач, поразивший писателя умом и духовной силой.

Действие романа начинается 20 мая 1859 года. Молодой человек, Аркадий Кирсанов, возвращается домой после учёбы и привозит с собой погостить своего приятеля, представившегося как «Евгений Васильев». Вскоре мы узнаём, что Базаров – сын уездного лекаря и дворянки. Он не только не стыдится своего положения в обществе, но даже отвергает свои дворянские корни. «Чёрт его знает. Секунд-майор какой-то»,– с пренебрежением говорит он об отце своей матери.
По самому первому описанию мы видим, что Базаров умён и самоуверен. Он полностью посвятил свою жизнь естественным наукам и медицине. Герой признаёт за истину только то, что можно увидеть и пощупать, а все остальные чувства – это «вздор» и «романтизм». Базаров – ярый материалист, доходящий в своих убеждениях до крайностей. Он отвергает музыку, поэзию, живопись, искусство вообще. В окружающей природе он видит лишь мастерскую человека и не более того. «Что же такое Базаров?»– спрашиваем мы словами Павла Петровича.

Интересно, что уже описание внешности героя говорит нам о неординарности его натуры: высокий рост, обнаженная красная рука, «длинное, худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом», «большие зеленоватые глаза и висячие бакенбарды песочного цвета», лицо «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Еще можно заметить отношение автора к герою. Оно не прочитывается прямо, но если сравнивать с тем, как иронично говорит Тургенев о внешности Павла Петровича, то можно заметить некоторое уважение и симпатию к столь необычному виду Базарова. Из этого описания можно сделать выводы о Базарове: его красная обнаженная рука говорит об отсутствии щегольства, простоте и «плебействе», а медлительность, вернее, неохотливость действий создает некое ощущение бестактности, даже невежества.

У Базарова особые взгляды на жизнь: он – нигилист, то есть «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Жизненное кредо Базарова построено на отрицании: «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».

Базаров показан Тургеневым как сторонник самого «полного и беспощадного отрицания». «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным»,- говорит Базаров... - В теперешнее время полезнее всего отрицание,-мы отрицаем». Что ж отрицает Базаров? На этот вопрос он сам даёт короткий ответ: «Всё». И, в первую очередь, то, что Павлу Петровичу «страшно вымолвить»,- самодержавие, крепостное право и религию. Базаров отрицает всё то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, темноту, патриархальную старину, общину, семейный гнёт и т. д.

Такое отрицание, бесспорно, носило революционный характер и было свойственно революционным демократам 60-х годов. Это прекрасно понимал сам Тургенев, в одном из писем по поводу «Отцов и детей» говоривший о Базарове: «Он честен, правдив и демократ до конца ногтей... если он называется нигилистом, то надо читать: революционером».

Не раз Базаров высказывает свои идеи: «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «природа пустяки… Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Рафаэль гроша медного не стоит». Этот герой отрицает даже любовь.
Он отрицает и принципы либералов, и английский аристократизм, и логику истории, и авторитеты, и парламентаризм, и искусство, и общину с круговой порукой – одним словом, всё то, во что верили либералы – «отцы». Он смеётся над «таинственными отношениями между мужчиной и женщиной», ставит в один ряд слова: романтизм, художество, чепуха, гниль.
Базаров отрицал возможность наслаждения красотой природы, «любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью». Однако было бы неверным утверждать, что Базаров рубит сплеча, начисто отвергая всё. Отрицая абстрактную науку, Базаров выступает за конкретные, прикладные науки; отрицая авторитеты ради авторитетов, он считается с мнением «дельных» людей.

Тургенев не мог, разумеется, видеть в нигилисте Базарове своего положительного героя. Но он хотел, чтобы читатель «полюбил» Базарова «со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью». Писатель не хотел придавать своему герою ненужной «сладости», делать его «идеалом», а хотел «сделать его волком» и всё-таки «оправдать его». В Базарове ему «металась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и всё-таки обречённая на погибель, потому что она всё-таки стоит ещё в преддверии будущего...» То есть Тургенев считал, что время Базарова еще не наступило, но именно благодаря таким личностям общество движется вперед.

Образ Базарова получил продолжение в литературной традиции в произведении Чернышевского «Что делать?».

Образ Анны Сергеевны Одинцовой и ее роль в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"

Иван Сергеевич Тургенев - один из писателей-романистов XIX века. Его произведения "Рудин", "Дворянское гнездо", "Отцы и дети", "Накануне", "Новь" являются свидетелями и, в то же время, доказательством творческой эволюции Тургенева.

Эволюционировали не только сюжетные линии или стилевые характеристики, эволюционировал, прежде всего, герой. Оставаясь "лишним" человеком он, тем не менее, с каждым романом все больше возвышался над реальной действительностью.
Получили свое развитие в романах Тургенева и женские образы. Не преувеличивая, можно отметить, что женские типажи Тургенева - одни из лучших в мировой литературе. Его героинями - Лизой Калитиной, Натальей Ласунской - мы восхищаемся, а вот образ Анны Сергеевны Одинцовой, рассмотренный в романе "Отцы и дети", вызывает в нас чаще всего противоречивые чувства.

Эта героиня стоит словно "особняком" от других тургеневских героинь. Виновата ли ее холодность и равнодушие или неумение любить? Мы не знаем. Она вызывает презрение и непонимание, жалость и сострадание одновременно. Почему? Может быть потому, что противоречива и ее судьба, ее взгляды и чувства, устои жизни и поступки? Хотя, в конце концов, Одинцова приходит в согласие с самой собой. А пока...

Имя этой героини упоминается первый раз в 8 главе романа. О существовании Одинцовой мы узнаем из уст госпожи Кукшиной, которая считает ее женщиной хорошенькой, но с достаточно неопределенной репутацией: "Аркадий оглянулся и увидел женщину высокого роста, в черном платье... Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана, красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкой".

Итак, перед нами достаточно красивая дама двадцати девяти лет от роду, когда-то вышедшая замуж за чудака-ипохондрика, не любя его, а теперь свободная женщина-вдова. Краткой биографией, в которой автор говорит об этом, а также о всей жизни Одинцовой (о ее отце-картежнике, ее бедности, путешествии за границу) Тургенев, думается, хотел показать, как детство могло повлиять на Анну Сергеевну, как ее предыдущая жизнь смогла изменить будущую. Так ли это? На это вопрос нам еще предстоит ответить.

Перед нами спокойная, рассудительная женщина. Светская львица? Скорее, нет. Просто дама, уверенно себя чувствующая в любом обществе - в деревенском, в петербургском ли. Уже с первых мгновений знакомства с ней в нашем воображении рисуется женщина строгая и равнодушная, решительная и безразличная ко всему, уравновешенная и бесчувственная. Окружающий ее мир, люди, их чувства вызывают в ней лишь любопытство. Это заметил и Базаров:

"- Вы решительно не хотите верить, что я способна увлекаться?

Базаров исподлобья взгляну на нее:

Любопытством, пожалуй, но не иначе".

Прав ли Базаров? По-моему, прав, и последующие за балом отношения с Евгением Васильевичем доказывают его правоту. Появившийся на вечере Базаров заинтересовался Одинцовой (хоть сам себе в этом и не признался), начались встречи, прогулки, разговоры. Казалось бы, хоть что-то Одинцова должна была испытывать к Базарову: уважение ли, интерес, согласие или несогласие с его взглядами на мир, должна быть противостоять герою или, наоборот, прислушиваться к нему. Но... "Он занимал ее, она много о нем думала, В его отсутствии она не скучала, не ждала его, но его появление тотчас ее оживляло".
Вы скажете, что это не простое любопытство, ведь Одинцова думала о Базарове и оживала при встрече с ним. Но употребленный Тургеневым глагол "занимал" уже говорит о многом. Этот человек был для Анны Сергеевны развлечением, игрушкой, избавлением от скуки. Жестоко. Но ведь так оно и есть.
Вы скажете, что Одинцова не такая, какой я ее рисую. Она решительная и независимая, добрая и умная, не безразличная. "А как же ее отношения с Катей?" - спросите вы. Да, с Катей она ведет себя по-другому: еще строже, жестче, равнодушнее. Анна Сергеевна хочет ее воспитать? Нет, она просто "запугивает" сестру, заставляет быть замкнутой, делает ее забитой и слишком застенчивой.

Но не в отношениях с сестрой лучше всего проявляет себя Одинцова, а в отношениях с Базаровым. Именно ее отношения с главным героем должны находиться в центре нашего внимания. Пусть не на протяжении всего романа, лишь во второй его части, но Тургенев все-таки не зря показывает эту любовную коллизию: постепенное сближение героев, объяснение Базарова в любви, отказ Одинцовой, последующие встречи, смерть Базарова и новое замужество героини.
Все легко и просто, лаконично и ясно. Но это лишь на первый взгляд. Краткими репликами, сценами, словами Тургенев дает общую характеристику нашей героине, раскрывает ее суть, указывает на ее роль в судьбе героя.

Так, для Катерины Анна Сергеевна представляется женщиной независимой, Аркадий Кирсанов на протяжении почти всего знакомства с ней создает из Одинцовой идеал. Самые точные и меткие характеристики главной героине дает Базаров: "тертый калач", "первый сорт", "баба с мозгом", "нрав спокойный и холодный". А также автор: "Анна Сергеевна была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не уступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да он едва ли не желала полного удовлетворения. Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время, и сомнения никогда не утихали до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги".

В первую очередь, мы согласимся с мыслями Базарова, ведь на протяжении всего романа Анна Сергеевна словно подтверждает эти характеристики героя. Общаясь с сестрой, Аркадием, Базаровым, она ничем не выдает своих чувств, умно и умело ведет беседу, стараясь как можно больше узнать о собеседнике. Познав, что такое бедная жизнь, побывав замужем, Одинцова уже знает, чего хочет от этого мира: жить спокойно, ни во что не вмешиваясь, никого не впуская в свою жизнь.
Героиня до того привыкла к такому существованию, что не хочет, чтобы ее нарушила даже надежда на счастье - любовь Базарова. Анна Сергеевна слишком замкнулась, спряталась в своей раковине, откуда не хочет выбираться. Она не хочет любить, чтобы не нарушить духовный покой, не хочет отдавать свое сердце никому, чтобы не страдать. И тут мы задаемся вопросом: а умеет ли она вообще любить?

Возвратимся к характеристике героини самим Тургеневым и поймем, что он, хоть и завуалировано, но дал ответ на этот вопрос. Нет, не могла любить Одинцова. Это подтверждает и сам Базаров: "а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастие". Только если он это называет несчастием, думается, сама Одинцова принимала этот как должное. Может, даже считала необходимым условием своего мирного существование. Да, именно существования: "нет во мне желания, охоты жить..."

Не умела Одинцова жить, любить жизнь, не умела сочувствовать и чувствовать, ей суждено было всегда быть одной, одинокой. Заметим, каково происхождение её фамилии: Одинцова - один, одна, одинокая. Героиня не жила, а существовала. Базаров попробовал пробудить ее, но получилось наоборот: она пробудила его.
Одинцова, вызвав в Базарове бурю эмоций, испугалась и отшатнулась от него. А герой влюбился и, наконец, понял, что в этом мире есть что-то помимо неопровержимых научных теорий и фактов, что есть еще любовь, которую не докажешь экспериментально. Если сначала Базаров стоял на одной ступеньке с Одинцовой, то теперь он возвысился, поднялся над ней. А она осталась там, внизу, в своем уютном тихом мирке.

Образ Анны Сергеевны Одинцовой помог Тургеневу лучше раскрыть образ Базарова, показать глубину его души, сокрытую под маской нигилизма. Одинцова сыграла свою роль - и покинула театр, возвратилась в свой собственный нигилистический мирок. Но если нигилизм Базарова не смог победить его внутреннюю сущность, если Базаров понял несостоятельность своей теории, то Одинцова так и не поняла, что ее неумение любить, дарить тепло, страдать, чувствовать - это тоже по-своему нигилизм, отрицание душевных волнений (а может, отрицание души?). Должны ли мы ее осуждать? Нет! Должны ли мы ей сочувствовать? Да! Да! Да!

Героиня достойна жалости, ибо никогда не познает в этой жизни любви, тепла объятий, нежности любящих глаз, не узнает, что есть в этом мире счастье, ради которого стоит жить и страдать.

июня 08 2016

Евгений Базаров - моя противоположность. В его характере было, казалось, многое из того, за что можно уважать человека и чем восхищаться в литературном герое: ум, самобытность, физическая сила, уверенность в себе, огромная работоспособность. Этот нигилист в споре побивает аристократа Павла Петровича Кирсанова, умеет заставить других слушать себя, уважать свою точку зрения. В чем же дело, почему он так неприятен мне? И только потом я ясно поняла, что отталкивает меня в этом тургеневском герое: эгоизм и самолюбие, отсутствие жалости и доброты к другим. Евгений Базаров не похож на других известных мне литературных героев, созданных писателями XIX века.

Онегина и Печорина я не могу поставить рядом с ним. Пожалуй, только герои Чернышевского Лопухов и Кирсанов отчасти напоминают нигилистов, но даже они и «мрачное чудовище» Рахметов кажутся мне более человечными. Не похож Базаров и на других тургеневских персонажей. сам признает этот факт.

Рассудочность Базарова была в нем простительной и понятной крайностью: эта крайность, заставлявшая его мудрить над собою и ломать себя, исчезла бы от действия времени и жизни; она исчезла с приближением смерти. Он сделался человеком вместо того, чтобы быть воплощением теории нигилизма, и он выразил желание видеть любимую женщину. Базаров должен был умереть, чтобы остаться Базаровым.

Может быть, кому-то такие герои и нравятся. Но для меня садовод, возделывающий свой маленький садик; неграмотная старушка, присматривающая за малышами, гораздо более «герои», чем Базаров. Ведь они в меру своих сил созидают, а он только разрушает. Как же это ломать, не зная даже почему?

Павел Петрович не может этого понять. И ему отвечает «молодой ученик» Базарова Аркадий: «Мы ломаем, потому что мы сила». А сила, по его мнению, не дает отчета. Мне очень бы не хотелось, чтобы на смену старым правителям пришли новые, которые считают главным своим долгом только «место расчистить», а не строить новое.

Ведь на этом месте мы с вами живем… И мне нечего добавить к мысли Павла Петровича о том, что последний музыкант, которому дают за вечер пять копеек, полезней таких, как Базаров, потому что он представитель цивилизации, а не грубой монгольской силы. Изучая литературу первой половины XIX века, мы говорим об особых литературных героях - «лишних людях»: Онегине, . К ним, как известно, относят и тургеневского Рудина. Но если подумать, то и Базаров относится к этому же «разряду».

Ведь, кроме разрушения, у него нет больше никакого дела… Я считаю, что сколько бы ни было критических статей по поводу героя «Отцов и детей», и как бы ни трактовался героя своего времени, Евгения Базарова, лучше всего сказал о своем «самом любимом детище» сам автор: «Я хотел сделать из него лицо трагическое… Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего».

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » «Лишний» Базаров? (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») . Литературные сочинения!

Выражение «лишние люди» впервые употребил именно Тургенев. Фигуры «лишнего человека» и «героя времени» в русской литературе более или менее тождественны и характеризуются вполне определенным набором сюжетных функций, деталей поведения, сопутствующих мотивов, конечно же, эпохой.

Изображая Базарова, Тургенев следует этой литературной традиции, отсюда и формальное сходство образа Базарова с образами «лишних людей». Если вспомнить историю литературы, то к таким образам можно отнести Евгения Онегина, Печорина, Рудина и даже Чацкого. Почему же мы относим Базарова к этой галерее героев? Почему ставим с ними в один ряд? Почему вышеназванных персонажей называли «героями своего времени», мы знаем. Теперь следует обратить внимание на эпоху, в которую жил Базаров, ситуацию, в которой он оказывается. Безусловно, очень важен характер самого героя.

Итак, действие романа Тургенева разворачивается в 1859 году. Это время выхода на общественную арену нового сословия – разночинцев. Накал политических страстей накануне крестьянской реформы 1861 года достиг своего апогея. Основные сражения происходили между революционерами-демократами и сторонниками либеральных реформ. Тургенев в своем произведении ставит задачу показать представителя нового поколения максимально объективно, оценивая слабые и сильные стороны его идейных принципов. «Если Базаров называется нигилистом, то надо читать – революционером», - писал автор. Он наделяет своего героя крайне материалистическими взглядами, которые были присущи многим представителям молодого поколения.

Далее, на протяжении всего романа, Тургенев раскрывает слабые стороны позиции Базарова, частично, в спорах с Павлом Петровичем, частично, в испытании любовью к Анне Сергеевне Одинцовой. Базаров не видит разницы между человеком и другим существом. Он говорит, что «человек – это та же лягушка». Но он начинает осознавать это различие, полюбив. Намечается конфликт в душе героя, конфликт, который переживали и Онегин, и Печорин, и Рудин.

Трагическое противоречие в душе главного героя разрешается единственно возможным в данной ситуации способом – смертью Базарова. Душевный кризис и крушение надежд испытали все вышеперечисленные «лишние люди». Для своего героя Тургенев избрал особый вариант – смерть. Писатель считал, что без такого финала роман не был бы закончен. Осталась бы своеобразная недосказанность. И поэтому есть какая-то мрачная ирония в том, что человек, верящий «свято» в естественные науки и медицину, умирает от случайного пореза при вскрытии трупа.

Но перед смертью в душе Базарова происходит некое примирение с действительностью, с несостоятельностью своих жизненных позиций. Он как бы смягчается и открывается для любви: становится более терпимым по отношению к родителям, перестает сопротивляться любви к Одинцовой.

Трагическое противоречие разрешается своеобразным примирительным аккордом. Автор опровергает ошибочные воззрения своего героя, противопоставляя его взглядам весь ход вещей, законы, по которым существует природа и сам человек. В обществе все развивается так же, как и в природе – постепенно, естественно.

Мы видим кризис личности, свойственный всем лишним людям. Но не стоит забывать, что, несмотря на ошибочность своих идей, и Онегин, и Печорин, и Рудин были сильными личностями. Это были лучшие представители своего времени, и именно потому, что они лучшие, им было суждено осознать свои ошибки, свое неправильное восприятие жизни. Так же произошло и с Базаровым, ведь это лучший представитель «нового» поколения, неординарная, сильная личность, которая не смогла в силу своего характера переосмыслить жизненные ценности.

«Жизнь… без смысла, силы без применения…» - так говорил В.Г. Белинский о подобном типе героев. Бесплодность прожитой жизни подчеркивается контрастом честолюбивых претензий Базарова: «лекарский сын» и дьячковский внук – «как Сперанский». Но ожидает его бесславный конец: герой романа умирает во цвете лет, без семьи, без потомства, не принеся обществу видимой пользы.

Итак, видно, что образ Базарова практически полностью укладывается в концепцию «лишних людей», обозначенную такими великими писателями, как Грибоедов, Пушкин, Лермонтов. Поэтому так можно назвать и Базарова, учитывая, что «лишний человек» практически приравнивается к «герою своего времени».


В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» показано русское общество конца 1850-х годов. Это время в России ознаменовалось бурными политическими спорами, ведшимися в преддверии отмены крепостного права. Вся Россия, по сути, раскололась на два противоборствующих лагеря: на либералов-дворян и на революционных демократов-разночинцев. Обе стороны понимали необходимость перемен, но представляли их по-разному. Революционные демократы придерживались более радикальных мер. Это противостояние проникало во все сферы жизни, и Тургенев очень правильно увидел и показал этот процесс.

Но был и еще один процесс, который Тургенев фактически предсказал. Это было возникновение нового течения – нигилизма. Нигилисты не имели никаких положительных идеалов, они отрицали все, что казалось им оторванным от жизни, не имеющее под собой доказательств и фактов.

Главный герой романа Евгений Базаров – персонаж чрезвычайно интересный, порой противоречивый. По сути, он единственный представитель нового поколения в романе. Аркадий, его мнимый ученик, хочет быть человеком нового времени, с новыми представлениями и совершенно напрасно «напяливает» на себя базаровские идеи. Он всегда говорит громче и пафоснее Базарова, что и выдает в нём ложность его нигилизма. Он нисколько не пытается скрыть свои увлечения, которые Базаров презрительно именует «романтизмом». Аркадий откровенно рад видеть отца в начале романа, тогда как Евгений смотрит на родителей несколько свысока. Аркадий не скрывает своей привязанности к Кате, в то время как Базаров мучительно пытается задушить в себе любовь к Анне Сергеевне. Базаров – нигилист по духу, Аркадий – на словах. Таковы же Кукшина и Ситников, с той лишь разницей, что они вдобавок еще и невоспитанны.

Базаров с пылом врывается в жизнь, стремясь как можно больше подорвать традиционные устои общества. Как и Онегин, Базаров одинок, но его одиночество создаётся резким противостоянием всем и вся.

Базаров часто употребляет слово «мы», но кто эти мы – так и остается непонятным. Не Ситников же с Кукшиной, которых тот откровенно презирает. Казалось бы, появление такого человека, как Базаров, не могло не потрясти общество. Но вот он умирает, и, читая эпилог романа, мы видим, что судьба всех героев романа (за исключением стариков-родителей Базарова) сложилась так, как если бы никакого Базарова вообще не было. Лишь добрая Катя вспоминает в счастливую минуту свадьбы о безвременно ушедшем друге. Евгений – человек науки, но в романе нет ни единого намека на то, что он оставил в науке какой-нибудь след.

Так что же? Неужели Базаров «Прошел над миром без шума и следа?» Неужели Базаров был всего лишь лишним человеком в обществе или его жизнь стала образцом для многих, в том числе и тех, кто хотел и мог что-то менять? Тургенев не знал ответа на этот вопрос. Его пророческий дар помог ему раскрыть настоящее, но не позволил заглянуть в будущее. На вопрос этот ответила история.

Тургенев поместил своего героя в такие условия, где он кажется исключением из правила. Он, как уже говорилось, едва ли не единственный представитель поколения детей в романе. Ни одному из остальных героев не удалось избежать его критики. Он вступает в споры со всеми: с Павлом Петровичем, с Анной Сергеевной, с Аркадием. Он белая ворона, возмутитель спокойствия. Но в романе показана лишь достаточно замкнутая среда. На деле же Базаров не был единичным представителем нигилизма в России. Он был одним из первых, он лишь указал дорогу другим. Волна нигилизма прошлась по России, проникая во все новые и новые умы.

Перед смертью Евгений отрекается от многих своих идей. Он становится похожим на других людей: он дает волю своей любви, он разрешает отпеть себя священнику. Перед лицом неизбежной гибели он отметает все наносное, второстепенное. Он понимает, что его воззрения были ошибочны. Он осознает тщетность прожитой жизни, но разве это значит, что он не был нужен России?

Смерть Базарова стала смертью его доктрины лишь у Тургенева. Как знать, не была ли бесплодность жизни Базарова попыткой Тургенева подавить в себе пророческие тревоги за будущее России, внушить себе, что Базаровы приходят и уходят, а жизнь продолжается?

Все же Базаров – человек своего времени, причем далеко не худший. Многие его черты были преувеличены Тургеневым, это так, но как человек, Базаров достоин уважения. По словам Писарева, «На людей, подобных ему, можно негодовать, сколько душе угодно, но признавать их искренность – решительно необходимо... Если базаровщина – болезнь, то она – БОЛЕЗНЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ...»