Пол Дже́ксон По́ллок (англ. Paul Jackson Pollock; 28 января 1912 - 11 августа 1956) - американский художник, идеолог и лидер абстрактного экспрессионизма , оказавший значительное влияние на искусство второй половины XX века.

Джексон Поллок родился в штате Вайоминг, он был младшим из пяти сыновей. Первые пятнадцать лет его жизни семья переезжала с места на место. Когда Полу было одиннадцать, его родители остановились в Аризоне. Именно там с ним произошёл несчастный случай: приятель отрубил ему фалангу пальца. Поллок обучался в Высшей школе прикладных искусств, где сблизился с одним из учителей, Фредериком Джоном Швамковским, который посвятил его в основы теософии. В 1930 году Поллок переезжает в Нью-Йорк вслед за своим братом Чарльзом. Они вместе обучались у Томаса Бентона , который оказал влияние на Поллока, заметное в криволинейных волнистых ритмах его картин, а также в использовании деревенских сюжетов.

В ранних работах Поллока видно влияние мексиканских художников Диего Риверы и Хосе Клементе Ороско , которыми он восхищался в то время. После знакомства с работами Пабло Пикассо и сюрреалистов его творчество становится более символическим. В течение 1930-х годов он широко путешествует по США, однако в 1934 году обосновывается в Нью-Йорке.

В 1943 году его работу «Волчица» покупает Музей современного искусства, а также появляются первые публикации о нём.

Длительное время Поллок пытается с помощью психоанализа справиться с депрессией, что обусловливает его интерес к теории Карла Густава Юнга об архетипах, оказавшей сильное влияние на его работы 1938-1944 годов.

В 1944 году Поллок женится на Ли Краснер и в 1945 они переезжают в Спрингс в Ист Хэмптон. В Спрингсе они покупают типичный для этой местности двухэтажный фермерский дом с сараем рядом, в котором Поллок обустраивает мастерскую. В 1947 Поллок изобретает новую технику, он начинает работать на холстах огромного размера, расстилая их прямо на полу, и разбрызгивает краску с кистей, не прикасаясь ими к поверхности. Впоследствии такую технику стали называть капанием или разбрызгиванием, хотя сам художник предпочитал термин льющаяся техника. Именно из-за этого он получает кличку Джек Разбрызгиватель (Jack the Dripper).

Поллок был знаком с так называемой песчаной живописью - ритуальным обычаем индейцев Навахо создавать картины из песка. Он видел экспозицию в Музее Современного Искусства в 1940-е, кроме того он мог встретиться с ней во время своего путешествия по Западу, хотя этот вопрос до конца не выяснен. Другие влияния на его технику разбрызгивания - это упомянутые выше Ривера и Ороско, а также сюрреалистический автоматизм. Поллок не признавал существования случая, у него обычно были конкретные идеи создания картины. Это воплощалось в движениях его тела, которые он полностью контролировал, в сочетании с густым потоком краски, силой гравитации и тем, как впитывалась краска в холст. Сочетание управляемого и неуправляемого. Бросая, швыряя, брызгая, он энергично перемещался вокруг холста, как будто танцуя и не останавливался, пока не видел того, чего хотел увидеть.

Ханс Намут (Hans Namuth), молодой студент-фотограф, заинтересовался творчеством Поллока и хотел сфотографировать его за работой и снять фильм. Поллок даже обещал начать новую работу специально для фотосессии, однако, когда Намут приехал, извинился и сообщил, что работа уже окончена. Комментарий Намута:

Первая выставка работ Поллока в Галерее Бетти Парсонс в 1948 была сенсацией и имела финансовый успех. Поллок смог обзавестись мастерской большего размера и там создал в 1950 году серию из шести работ, впоследствии ставших наиболее известными. В 1949 журнал «Life Magazine» назвал Поллока величайшим американским художником.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Американский художник Джексон Поллок был ведущей силой абстрактного экспрессионизма во второй половине 20 века. Его величие заключается в разработке одного из самых радикальных абстрактных стилей в истории современного искусства, отрыва линии от цвета, переопределение категорий рисования и поиск новых способов описания пространства.

В своем издании от 8 августа 1949 года журнал Life опубликовал статью о Джексоне Поллоке, в которой был задан вопрос: «Является ли он самым великим живым художником в Соединенных Штатах?» Может ли художник разлить краску на холст, чтобы создать крутые вихри цветов и линий? Может ли это считаться великим? Критики Нью-Йорка, разумеется, так и думали, и превосходство Поллока среди абстрактных экспрессионистов прошло через годы, подкрепленное легендами о его алкоголизме и, как следствие, ранней смертью.

Вдохновение Поллока

Paul Jackson Pollock родился в Коди в Вайоминге в 1912 году. Его отец был фермером, он часто брал сына в поездки. За счет этого юный Джексон довольно близко познакомился с культурой коренных американцев. Это повлияло на работы мастера, хотя он сам говорил, что не подражал их искусству намеренно. Его ранние сюжеты напоминали творения мексиканских художников Диего Риверы и Хосе Клементе Ороско.

В 1929 году Джексон Поллок учился в Нью-Йорке под руководством Томаса Гарта Бентона. В начале 1930-х годов он работал в стиле регионализма — преобладание изображений жизни Среднего Запада. Одним из ярких представителей течения был Грант Вуд с его известной картиной «Американская готика». Поллок также увлекался сюрреализмом, где лидером по праву считается Сальвадор Дали.

В ноябре 1939 года в Музее современного искусства в Нью-Йорке состоялась важная выставка Пикассо, на которой было собрано 344 работы, включая знаменитую «Гернику». Экспонат заставил Поллока признать выразительную силу европейского модернизма, и он начал создавать новый стиль.

Картины Джексона Поллока

После появился новый художественный авангард. Война и ее последствия были подкреплены движением, которое стало известно как абстрактный экспрессионизм. Джексон Поллок, с тревогой осознавая человеческую иррациональность и уязвимость, выразил свою озабоченность абстрактным искусством, в котором рассказывается о пытках и страданиях. К середине 1940-х годов он представил свои знаменитые «капельные картины», которые представляют собой одни из самых оригинальных произведений.

Джексон разбрызгивал и лил краску на холст. Он не любил мольберты и кисти, а предпочитал палочки и лопатки. Сам художник назвал свой метод льющейся техникой, за которую получил прозвище Джек Разбрызгиватель. Эта форма живописи имела связь с сюрреалистическим движением, поскольку она напрямую относилась к выражению эмоций и настроения создателя.

1 of 2

Во многом Поллоку помогала его жена Ли Краснер. Вместе они купили домик в Спрингсе, где новатор основал свою мастерскую. Есть несколько самых важных работ, которые позволяют проследить годы творчества и жизни художника.

«На Запад» 1934-35 года характеризуется темным, почти мистическим качеством. Закрученные формы, которые структурируют изображение, вызывают эмоциональную напряженность, как у Эль Греко и Ван Гога.


На запад

«Хранители тайн» 1943 года часто интерпретируется, как метафора возникновения бессознательных импульсов в сознательную мысль, представляя собой синтез источников вдохновения Поллока. Образы привлекают африканцев, коренных американцев, а также доисторическое искусство. Абстрактные мужские и женские «хранители» были интерпретированы множеством способов: как тотемы северо-западных индейцев, египетские боги, даже как сочетания игральных карт и шахматных фигур в африканских масках.

«Фреска» 1943 года отражает переход Джексона к «капельному искусству». Техника «all over» представляла собой вдохновение из различных источников, включая Пикассо, Бентона и Сикейроса. Картина стала первой крупномасштабной работой, которая была заказана для квартиры известной галеристки и коллекционера Пегги Гуггенхайм. Среди культовых работ также значатся картина «Мерцающая субстанция», «№ 5, 1948», «Свободная форма» и многие другие.


№ 5, 1948

В 1951 году, в разгар карьеры художника, журнал Vogue опубликовал фотографии моделей, созданные Сесил Битон на фоне картин Поллока. Хотя это общественное признание и было симптомом неизбежной популяризации культуры авангарда, художник постоянно сомневался в направлении своего искусства. На вершине своей славы он внезапно отказался от фирменного стиля. Работа Джексона после 1951 года была более темной по цвету, включая коллекцию, окрашенную в черный цвет на несвязанных полотнах. Эти картины были названы «Черной заливкой», и на выставке в галерее Бетти Парсонс в Нью-Йорке их никто не купил. Однако позже Поллок перешел в более коммерческую галерею, вернувшись к использованию цветных элементов.

Фильм про Джексона Поллока

Влияние Джексона на искусство неоценимо. Однако он долго боролся с депрессией и много пил. Это привело к трагедии, которая случилась в 1956 году. Поллок, будучи нетрезвым, разбился на машине. После смерти все картины художника были распроданы практически моментально. Даже те, которые новатор не успел закончить, купили ценители авангарда и коллекционеры. Позже, в 1973 году, картина «Выгляди как обезьяна» была продана за рекордные на то время два миллиона долларов.

Искусство Поллока живет и в современных работах. Так известный японский бренд , производитель коллекционных игрушек из винила, создал коллекцию Jackson Pollock, посвященную его знаковому стилю. Работа вышла в сотрудничестве со студией Поллока.

Художнику посвящены 4 фильма. Первый под названием «Jackson Pollock» вышел в 1987 году. Это документальная кинолента, где показаны кадры из жизни художника. Затем последовал фильм «Джексон Поллок: любовь и смерть на Лонг-Айленде» из серии рассказов «Великие мастера».

Художественный фильм 2006 года «Что за #$&% этот Джексон Поллок?» рассказывает о даме, которая случайно купила картину художника за 5 долларов. Самым известным произведением считается кинолента Эда Харриса под названием «Поллок», где сам режиссер сыграл главную роль.

Картины авангардиста фигурируют в различных фильмах, с ним напрямую не связанных. Известная работа «№ 5, 1948» появляется в ленте «Контрабанда» и «Из машины». А «Космополис» Дэвида Кроненберга показывает титры, созданные в стилистике Джексона.

Сегодня посмотрела интереснейший фильм о любви и жизни художника Джексона Поллока, который произвел на меня неоднозначное впечатление.
С одной стороны - талантливый художник абстрактного экспрессионизма, с другой стороны пьющий и ведущий разгульный образ жизни человек, уничтожающий сам себя. Возможно кто-то знает о его работах и в каком стиле он писал, а кто-то нет. Каким он был, как жил и творил свои картины об этом пост.

Пол Дже́ксон По́ллок (англ. Paul Jackson Pollock; 28 января 1912 — 11 августа 1956) — американский художник, идеолог и лидер абстрактного экспрессионизма, оказавший значительное влияние на искусство второй половины XX века. Он стал символом радикализма и новаторства молодого поколения американских художников-нонконформистов. Превратив холст в зеркало подсознания, Поллок сумел создать шедевры, не имеющие аналогов в мировой живописи.


Рой Поллок был простым трудягой с американского За-пада без всяких претензий, но его жена Стелла, начитав-шись женских журналов, мечтала о более красивой жизни, её всё время виделись званые ужины, брендовая одежда, прогулки на яхте, богемные разговоры, стильные украшения… Но Поллоки не могли себе это позволить. В этой семье и родился Джексон Поллок в 1912 году, в Коуди, штат Вайоминг, а вскоре семейство переехало в Феникс, столицу Аризоны. Рой вкалывал на своей ферме в одиночку, без помощни-ков, которым ему нечем было платить, но, когда наступили совсем трудные времена, ферму продали с аукциона. Пол-локи перебрались в Калифорнию, там их преследовали нескончаемые неудачи, и в конце концов в 1921 году Рой ушел из семьи. Джексон Поллок кое-как учился в школе, где его интересовал только один предмет — рисование, отчасти потому, что старший брат Чарльз вздумал стать художни-ком и с этой целью отправился в Нью-Йорк. Когда Джек-сонна Поллока за неуспеваемость исключили из школы. Чарльз по-звал брата к себе, на Восточное побережье. Поллок поступил в Студенческую лигу искусств, но кро-ме трудностей с рисованием, прогрессу в учебе мешало частое потребление алкоголя.

Несмотря на сухой закон, Нью-Йорк предлагал бесчисленные возможности надрать-ся в стельку, и Поллок не упустил ни одной. В пьяном виде он был плохим парнем, затевал драки с совершенно не-знакомыми людьми, выбегал на проезжую часть, пугая во-дителей. Джексон Поллок нередко приставал к незнакомым женщинам, а однажды порубил топором картины Чарльза. Как-то он пропал на четыре дня и обнаружился в больнице Бельвю. Родные пристроили Поллока в частную психиатрическую клинику, где его согласились лечить бесплатно. Как гово-рят, признать наличие проблемы — первый шаг к ее ре-шению. Однако Поллок отказался признать — и так и не признал до конца, — что он алкоголик. Протрезвев, он заявил персоналу, что полностью вылечился и отправился дальше гулять.
В ранних работах Поллока видно влияние мексиканских художников Диего Риверы и Хосе Клементе Ороско, которыми он восхищался в то время. После знакомства с работами Пабло Пикассо и сюрреалистов его творчество становится более символическим.

В течение 1930-х годов он широко путешествует по США, однако, в 1934 году обосновывается в Нью-Йорке.В 1943 году его работу «Волчица» покупает Музей современного искусства, а также появляются первые публикации о нём.

Длительное время Поллок пытается с помощью психоанализа справиться с депрессией, что обусловливает его интерес к теории Карла Густава Юнга об архетипах, оказавшей сильное влияние на его работы 1938—1944 годов.


В 1944 году Поллок женится на Ли Краснер и в 1945 они переезжают в Спрингс в Ист Хэмптон. В Спрингсе они покупают типичный для этой местности двухэтажный фермерский дом с сараем рядом, в котором Поллок обустраивает мастерскую. В 1947 Поллок изобретает новую технику, он начинает работать на холстах огромного размера, расстилая их прямо на полу, и разбрызгивает краску с кистей, не прикасаясь ими к поверхности. Впоследствии такую технику стали называть капанием или разбрызгиванием, хотя сам художник предпочитал термин льющаяся техника. Именно из-за этого он получает кличку Джек Разбрызгиватель (Jack the Dripper).

"...Моя живопись никак не связана с мольбертом. Я едва ли хоть раз натягивал холст на подрамник. Я предпочитаю прибить холст к стенке или полу. Я должен чувствовать сопротивление твердой поверхности. На полу легче всего. Я чувствую себя ближе к живописи, ее частью, я могу ходить вокруг нее, работать с четырёх сторон и буквально быть внутри нее. Я продолжаю отходить от обычных инструментов художника, таких, как мольберт, палитра и кисти. Я предпочитаю палочки, совки, ножи и льющуюся краску или смесь краски с песком, битым стеклом или чем-то ещё. Когда я внутри живописи, я не осознаю, что я делаю.

Понимание приходит позже. У меня нет страха перед изменениями или разрушением образа, поскольку картина живёт своей собственной жизнью. Я просто помогаю ей выйти наружу. Но если я теряю контакт с картиной, получается грязь и беспорядок. Если же нет, то это чистая гармония, легкость того, как ты берешь и отдаешь...."

Поллок был знаком с так называемой песчаной живописью — ритуальным обычаем индейцев Навахо создавать картины из песка. Он видел экспозицию в Музее Современного Искусства в 1940-е, кроме того он мог встретиться с ней во время своего путешествия по Западу, хотя этот вопрос до конца не выяснен. Другие влияния на его технику разбрызгивания — это упомянутые выше Ривера и Ороско, а также сюрреалистический автоматизм. Поллок не признавал существования случая, у него обычно были конкретные идеи создания картины.

Это воплощалось в движениях его тела, которые он полностью контролировал, в сочетании с густым потоком краски, силой гравитации и тем, как впитывалась краска в холст. Сочетание управляемого и неуправляемого. Бросая, швыряя, брызгая, он энергично перемещался вокруг холста, как будто танцуя и не останавливался, пока не видел того, чего хотел увидеть.

Ханс Намут (Hans Namuth), молодой студент-фотограф, заинтересовался творчеством Поллока и хотел сфотографировать его за работой и снять фильм. Поллок даже обещал начать новую работу специально для фотосессии, однако, когда Намут приехал, извинился и сообщил, что работа уже окончена.

В Подделка картин Джексона Поллока

Новость из мира искусства

Джексон Поллок. Номер 5. 1948

Открываю новую рубрику Новости из мира искусства - ничего личного .
Первым сообщением был рассказ о краже и находке картины русского мариниста-пейзажиста А.П. Боголюбова http://galik-123.livejournal.com/64769.html .
А вот пришла и вторая новость от 2 декабря 2014 года:
Москва. 2 декабря. INTERFAX.RU - Житель Нью-Йорка признался в продаже поддельного произведения Джексона Поллока, сообщает The New York Times.
54-летнего Джона Ре обвиняли в продаже десятков картин, которые он выдавал за произведения таких художников, как Поллок и Виллем де Кунинг. По данным стороны обвинения, на продаже подделок ему удалось заработать около $2,5 млн, часть из которых была потрачена на покупку подлодки. Ре признал свою вину только по одному из пунктов - продаже поддельного Поллока. Мужчине грозит до 10 лет лишения свободы. Приговор ему вынесут в апреле.
Примечательно, что подлинность подводной лодки, которую купил Ре, тоже ставится под сомнение. Мужчина утверждает, что она была создана крупнейшим американским авиа- и судостроителем Lockheed Corporation и раньше использовалась военными. По словам Ре, он купил ее за $70 тысяч и потратил около миллиона долларов на ее модернизацию.
Полный текст сообщения: Американец купил подлодку на деньги от продажи поддельного Джексона Поллока - Интерфакс .

О художнике Джексоне Поллоке

Самая известная и самая дорогая картина американского абстракциониста Джексона Поллока 1948 года, под названием "Номер 5. 1948" была продана в 2006 году на аукционе Sotheby’s за $140 млн. Дэвид Гиффен, знаменитый кинопродюсер и коллекционер, продал её мексиканскому финансисту Дэвиду Мартинесу. Полотно "Номер 5" стало самой дорогой картиной в мире. Эта сумма до сих пор остается самой крупной из когда-либо уплаченных за картину. Впервые в десятку самых дорогих произведений искусства попало произведение, созданное после второй мировой войны. С этого периода искусство принято считать современным. Раньше самыми дорогими художниками в мире были импрессионисты и постимпрессионисты: Ван Гог, Пикассо. Затем в первой строчке списка появилось полотно модерниста Густава Климта стоимостью $135 млн. Из старых мастеров в списке есть только одно полотно Рубенса стоимостью $76 млн.
Джексон Поллок родился в Коди, шт. Вайоминг 28 января 1912 года. Он вырос в рабочей семье и был самым младшим из пяти сыновей. Поллока дважды исключали из Высшей школы прикладных искусств в Лос-Анджелесе. В 1930 году он перебрался в Нью-Йорк, где в течение трех лет обучался в Лиге молодых художников на курсе Томаса Харта Бентона. В 1936 году он устроился на работу в экспериментальную мастерскую "Юнион Сквэр" мексиканского мастера по фресковой живописи Дэвида Сикейроса. Это сыграло решающую роль в формировании его как художника. Под руководством Сикейроса он начал экспериментировать с использованием нетрадиционных материалов, например малярных красок, и практиковаться в применении революционных способов нанесения краски на поверхность - распыления, разбрызгивания и капания. Позднее, в 1941 году, Полок посетил выставку индейской песчаной живописи в Музее естественной истории, которая вдохновила его на изобретение метода наложения краски на основе энергичных, широких штрихов.
Его техника нанесения красок на полотно, названная "живописью действия", снискала ему прозвище Джек-Каплеметатель (англ. Jack the Dripper по аналогии с Jack the Ripper - Джек-Потрошитель). Произведение "Номер 4" (Number 4) 1951 года является примером использования данного метода. На протяжении всей своей жизни Поллок страдал от алкогольной зависимости и погиб в автомобильной катастрофе, находившись за рулем в нетрезвом состоянии, 11 августа 1956 года. Наиболее известные полотна Поллока были созданы в 50-е годы, в период интенсивной творческой деятельности.

Джексон Поллок. Лавандовая дымка: Номер 1 (Lavender Mist: Number 1) 1950


Джексон Поллок. Осенний ритм: Номер 30 (Autumn Rhythm: Number 30) 1950


Джексон Поллок. Номер 4: Number 4. 1951


Голубые полюса: Номер 11 (Blue Poles: Number 11) 1952


Джексон Поллок. Глубина. 1953


Джексон Поллок является ярким американским представителем абстрактного экспрессионизма. Необычность этой картины заключается в том, что Поллок нарисовал странным образом: он разлил яркую краску по куску фибролита, который разложил на полу. При всем этом, работа считается одной их дорогих во всем мире.

1. "Номер 5, 1948" - ключевая работа в стиле абстрактного экспрессионизма


После Второй мировой войны ряд художников из Нью-Йорка, таких как Поллок, Ньюман, Барнетт и Виллем де Кунинг, начали писать картины в стиле, который в 1946 году искусствовед Роберт Коутс назвал "абстрактным экспрессионизмом". Благодаря этому течению Нью-Йорк стал центром мира искусства. Картина Поллока "Номер 5, 1948" является одним из самых известных примеров жанра.

2. Поллок использовал уникальный метод нанесения брызг краски на картину


Вместо того, чтобы работать с мольбертом, Поллок размещал полотно на земле и ходил вокруг него, разбрызгивая краску с кистей и шприцев. Поллок начал экспериментировать с подобным методом еще за год до написания "Номер 5, 1948", но его стиль вскоре стал столь уникальным, что Поллоку дали прозвище "Джек Разбрызгиватель" (Jack the Dripper). В 1947 году он дал интервью, в котором заявил: "Для меня писать картины на полу более непринужденно. Я лучше чувствую так картину и могу работать с ней с любой стороны".

3. "Номер 5, 1948" - родоначальник "живописи действия"


Техника разбрызгивания краски, при которой вместо нанесения традиционными способами (посредством кисти) краска наливается и разбрызгивается, получила свое название в 1952 году. Американский искусствовед Гарольд Розенберг назвал ее "живописью действия" (Action Painting).

4. Поллок не делал эскизов перед написанием картины


Работы Поллока были революционными по многим причинам. На протяжении веков художники делали эскизы или наброски перед созданием своих масштабных картин. Поллок же вместо этого полагался исключительно на эмоции и интуицию. Он разбрызгивал краску только "по велению своей музы".

5. При создании "Номера 5, 1948" Поллок использовал специальные краски


Важным элементом техники разбрызгивания была краска с достаточной вязкостью, которая бы не размазывалась при нанесении ее столь необычным способом. Именно по этой причине, традиционные масляные краски и акварели не подходили для создания картин. В итоге, Поллок начал экспериментировать с синтетическими красками.

6. Какое-то время "Номер 5, 1948" была самой дорогой картиной в мире


18 июня 2006 года картина Густава Климта "Портрет Адели Блох-Бауэр I" была продана за $ 135 млн, что сделало ее самой дорогой картиной в мире. Менее чем через пять месяцев "Номер 5, 1948" была продана с аукциона за $ 140 млн. В 2011 году титул самой дорогой картины перешел к полотну Поля Сезанна "Игроки в карты", которая была продана за $ 250 млн.

7. Это довольно большая картина


Размеры полотна 243,8 × 121,9 см. The Guardian отметил, что квадратный метр картины стоит более $ 47 млн.

8. "Номер 5, 1948", возможно, была продана для приобретения Los Angeles Times


Издание New York Times сообщило, что магнат Дэвид Геффен выставил на продажу "Номер 5, 1948", наряду с картинами Джаспера Джонса и Виллема де Кунинга, чтобы приобрести на вырученные деньги издание Los Angeles Times. С продажи этих трех картин Геффен выручил $ 283,5 млн. LA Times магнату так и не удалось купить, несмотря на то, что он предлагал $ 2 млрд.

9. "Номер 5, 1948" - не единственная дорогая картина Поллока


В 1973 году картина Поллока "Синие столбы" была продана за $ 2 млн. Хотя, по сравнению со стоимостью "Номер 5, 1948", на то время это была самая высокая цена, заплаченная за современную американскую живопись. К сожалению, Поллок не дожил до тех пор, когда его картины начали стоить огромных денег. Он погиб 11 августа 1956 года в автокатастрофе.

10. Картины Поллока - рекордсмены на аукицонах


В то время как искусствоведы и коллекционеры выкладывают миллионы за картины Поллока на аукционах, большая часть общественности до сих пор недоумевает, почему абстрактные картины, созданные методом разбрызгивания краски, стоят таких денег.