Хула (hula) - гавайский танец , сопровождаемый песнопением, известным под названием меле (mele). Выделяется несколько разновидностей танца:

кахико (kahiko) - древняя разновидность танца хула, который исполнялся до появления на Гавайских островах первых европейцев;ауана (ʻauana) - разновидность хулы, сформировавшейся в XIX-XX веках под воздействием западного влияния. Исполнение этого вида хулы сопровождается пением и игрой на «западных» музыкальных инструментах: гитаре, укулеле и контрабасе.

История танца Хула

В гавайской мифологии сохранилось несколько легенд, в которых рассказывается о происхождении танца. Согласно одной из них, хула была создана гавайской богиней Лака на острове Молокаи, недалеко от священного места Каана. Согласно другой истории, танец хула был придуман героем по имени Хииака, который своим танцем пытался успокоить свою гневную сестру, богиню вулканов Пеле. Согласно третьей легенде, хула был придуман самой богиней Пеле, которая пыталась спастись от своей сестры Намакаокахаи (богини океанов). Найдя остров Гавайи, где ей не угрожали морские волны, она забралась на один из кратеров и станцевала там в честь своей победы первый танец хула.

С появлением на островах в 1820 году американских протестантских миссионеров хула был запрещён как языческий танец. Этому же запрету последовали и алии, представители гавайской аристократии. Тем не менее в годы правления короля Дэвида Калакауа (1874-1891), который уделял большое внимание сохранению гавайских традиций, танец был возрожден. Последующее покровительство танцу оказала принцесса Рут Кеэликолани, которая придавала большое значение возрождению умирающей культуры предков под натиском иностранцев и западного влияния. В результате был создан особый вид хулы, куи (в переводе с гавайского языка - «смешение старого и нового»).В начале XX века традиция хулы претерпела значительные изменения в связи с наплывом на Гавайские острова многочисленных туристов. В результате хула стал одним из туристических развлечений и достопримечательностей Гавайев.

Хула Кахико

Кахико, которым, как правило, обозначают разновидности танца хула, появившиеся до 1893 года, и в которых не используются современные музыкальные инструменты, включает в себя большое разнообразие стилей и форм исполнения, от торжественной разновидности до достаточно фривольной. Значительная часть хул того периода была придумана для восхваления традиционных вождей, поэтому исполнялись они либо в их честь, либо для их развлечения. Среди разновидностей кахико выделяют алаапапа (ʻālaʻapapa), хаа (haʻa), олапа (ʻolapa) и др.

Часть хул исполнялась на различных религиозных праздниках и церемониях, проходивших на территории гавайских храмов хеиау. При этом любая ошибка исполнителя во время танца считалась плохим знаком. Поэтому все гавайцы, которые обучались хуле, изолировались от мира и ставились под защиту богини Лака. Школа танцу называлась халау (hālau), а преподавателей - куму (kumu; куму переводится как «источник знаний»).

При исполнении танца танцоры делились на две группы. Первая группа, или олапа (olapa), объединяла танцоров, совершавших активные движения (иногда в сопровождении музыки); вторая группа, или хоопаа (hoopaʻa), состояла из исполнителей, которые сидели на земле или коленях, играли на музыкальных инструментах и играли активное участие в пении. По сигналу куму, который сидел в группе хоопаа, поо-пуаа (poo-puaʻa), лидер группы олапа, начинал исполнение песни меле, которое напоминало монотонное чтение. Впоследствии к нему подключался сам куму, как и все танцоры. Основным мотивом для песен были различные любовные истории, а также обращения к природным силам и природе в целом.

Танец сопровождался игрой на традиционных гавайских инструментах:

  • ипу - гавайский барабан из тыквы;
  • ипу-хеке - двойной гавайский барабан из тыквы;
  • паху - барабан с мембраной из акульей кожи;
  • пуниу - маленький коленный барабан, который делался из твёрдой скорлупы кокоса, с мембраной из рыбьей кожи;
  • илиили - вулканический камень, подточенный водой и использовавшийся в качестве кастаньетов;
  • улиули;
  • пуили - бамбуковые барабанные палочки;
  • калаау - палочки для отбивания ритма.

При исполнении танца танцоры носили специальную одежду. Женщины надевали юбку пау (pāʻū), оставаясь с обнаженной грудью. Исполнительницы также украшали себя многочисленными браслетами (в том числе, ножными), ожерельями, а также гавайским украшением леи. Мужчины же надевали набедренные повязки, или мало (malo), и различные украшения.

В настоящее время разновидность хулы кахико исполняется под песнопения на историческую тематику.

Хула kahiko является древней формой гавайских танцев, требующий строгого движения и дисциплины. Танец исторически исполняется мужчинами, но современные выступления и соревнования, проходят как среди мужчин, так и среди женщин. Хула kahiko отличается от хулы ауана, модернизированный танец дополняется музыкой и плавными движениями. На практике танцоры выполняют хула kahiko движения, используя инструменты и носят аксессуары, напоминающие древние Гавайи и использовались в качестве дани, чтобы отблагодарить богиню хула.

Инструкции и шаги танца Хула Кахико

1. Виляйте бедрами слева направо и спереди назад. Полный путь к хип движению должен напоминать форму 8.

2. Поднимите ноги немного от земли с каждым возвратно-поступательным движением бедер. Такое сочетание является основным движением хула kahiko.

3. Слушайте певца и перкуссиониста. Как только ритм ускоряется и замедляется, регулируйте темп бедрами и ногами.

4. Выйдя с одной ногой, расширьте руки в том же направлении ваших ног. Повторите это движение в том порядке, когда вы выбираете шаг слева, справа и спереди. После каждого расширения, перенесите ваше тело обратно в центр и возобновите основные движения.

5. Присесть на землю и поднять руки в воздух, а затем поднять тело вверх и возобновить основные движения. Сделайте это, следуя ритму певца и перкуссиониста. Выполните это как только фоновый шум становится мягче, медленнее и более драматичным.

6. Хлопните в ладоши или палочками или плоскими камнями вместе. Это имитирует звуки сделанные древними танцорами хула kahiko через инструменты, изготовленные из бамбука, камней и тыквы.

7. Повторите шаги с 4 по 6 в порядке, который вы выберите. Послушайте пение и ударные, и двигайтесь в ответ на шум. Помните, что цельхула kahiko станет характером и помогают рассказать историю.

Современные танцы хула kahiko выполняются в группах. В этих случаях, танцы имеют хореографию, а не интерпретацию.

Что такое "хип вращения"?!

Ami, или хип вращения, являются одним из основных движений в танце Хула. В ami, вы должны иметь возможность двигать бедрами по кругу. Что бы ваши бедра двигались круговыми движениями, нужно немного навыка и практики. Как только Вы освоитесь с основными навыками, необходимыми при выполнения круговых движений бедрами, вы можете танцевать хулу на месте или при вращении по кругу.

Вращения в Хула

Инструкции

1. Согните ноги в коленях так, чтобы они указывали прямо над пальцами ног. Держите туловище прямо, а возможно, и держите Ваши бедра в расслабленном состоянии.

2. Распределите вес тела поровну между обоими ногами.

3. Расположите руки, образуя расслабленный кулак и удерживайте их от бедра.

4. Наведите бедра справа, спереди, слева и затем обратно, позволяя ногам и коленям оставаться гибкими. Не делайте шаг. Наведите ноги, естественно, с движением, как вы танцуете Ami.

5. Держите бедра расположенными под вашим телом. В Ami, ваш торс предназначается, чтобы быть неподвижным. Если Вы перемещаете Ваши бедра слишком далеко в одну сторону, туловище начнет меняться. Если это происходит, сделайте бедрами круговое движение меньше и жестче.6. Практикуйте шаги с обеих сторон тела, пока Вы не чувствуете себя комфортно.Ami в танце хула имеют широкий диапазон движения бедра, который создает круговое движение при повороте.

7. Мы находимся в движении называемом Ami. Поэтому очень важно, чтобы ваши бедра сделали полный круг. Хорошо. Сверху - один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, семь увеличивается с правой ноги. Давайте попробуем в этом углу. Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь. Давайте попробуем в этом углу. Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь. Другое дело, что очень важно в хула, нужно согнуть ноги в коленях. Вы хотите, чтобы ваши колени оставались красивыми и были согнуты, потому что так легче делать действие движений в бедрах. Давайте попробуем еще раз медленно. Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь.

Хула Ауана

Современная разновидность хулы представляет собой синтез древних форм танца с западной практикой. Самое значительное влияние на танец оказала христианская мораль, а также западная музыка. Хотя основной темой ауана остаются различные истории, тем не менее в качестве мотива могут выбраны более современные события. В то же время костюмы исполнителей стали менее откровенными.

Танец сопровождается музыкой на таких современных инструментах как:

  • укулеле, или гавайской гитаре;
  • гитаре;
  • электрогитаре;
  • различных басовых инструментах.

Танец хула для фитнеса

Хула танцы, как полагают, появились более тысячи лет назад. Традиция хулатанцев были частью гавайской церемонии, где танцоры рассказывали историю через их движения. Стили танца хула включают традиционные и современные, и хула часто исполняется как развлечение в полинезийском шоу. Изучение грациозных движений танца хула также большой фитнес-режим, который обеспечивает хорошую работу сердечно-сосудистой системы и помогает тонизировать бёдра и живот.

Инструкции

1. Возьмите урок хула. Вам не обязательно нужно быть на Гавайских островах, чтобы найти уроки танца хула. Есть сообщество классов, танцевальных студий и фитнес-центров, которые учат танцу хула для фитнеса. Подумайте о покупке учебного DVD для хула танца. Многие DVD-диски включают аэробные движения в танце Хула, чтобы сделать тренировку более трудной.

2. Ознакомьтесь с основными. Танцевальными движениями танца хула. Хула танец состоит из нескольких основных шагов, и очень важно, чтобы изучить их основы, прежде чем перейти к комбинациям. Изучите названия и, как выполнить kaholo, Хеле, Као, uwehe и Леле, чтобы начать заниматься.

3. Перемещение бедер. Танец Хула включает в себя покачивания бедрами в сочетании с движениями рук и ног. Это может показаться сложным в первый раз, координировать все движения одновременно, но со временем они могут быть выполнены.

4. Используйте традиционную гавайскую музыку. Прослушивание музыки острова, поможет вам развить ритм движений. Практика ног с музыкой.

5. Увеличение интенсивности. Увеличение скорости движения. Создайте процедуры, чтобы предотвратить скуку. Делайте различные комбинации танцевальных движений вместе. Вы не должны делать каждое движение идеально. Цель состоит в том, чтобы получить хорошую тренировку в вашем танце хула.

6. Удача. Тренировки не должны быть рутиной, а танец хула фитнес представляет собой интересный способ прийти в форму. Сделайте традиционный наряд танцовщицы хула. Носите леев и юбку из травы. Выполняйте танец от 20 до 30 минут несколько раз в неделю, чтобы получить преимущества фитнеса.

Стретч перед началом танца хула. Обратите особое внимание на растяжение бедра и спины.

Интерпретация танца Хула

Танец хула возник на Гавайских островах. Танцевальная форма была разработана полинезийскими поселенцами и первоначально была связана с их религией. После того, как прибыли миссионеры, хула была запрещена вплоть до правления царя Давида Калакауа. Танцоры использовали танец хула, как рассказ истории из гавайской культуры.Хула может быть интерпретирован, даже если вы не знаете, гавайский язык.

Как интерпретировать танец хула?

Инструкции

1. Слушайте меле. Поэзия и тексты, называемые меле, сопровождаются музыкой в танце Хула. Меле содержит информацию о культуре, такие как молитвы, песни о любви или имя песнопения. Тип меле, используемый в танец хула помогает определить стиль хула. Современные танцы хула часто переводятся с гавайского языка на английский язык.

2.Наблюдайте за руками и жестами плеча. Они поставлены, чтобы помочь вам интерпретировать меле. Танцоры выполняют конкретные жесты, представляя различные элементы из жизни, такие как ветер, огонь и вода. Жесты могут также представлять растения, животных или такие события, как война.

3. Обратите внимание на ноги, которые являются активизацией картины хула. Мотивы включают активизацию из стороны в сторону, циркулирующих на бедрах, шагая вперед и назад и наступая на месте. Ноги мотивы соответствуют модели в ритме и в целом изменяются, чтобы отразить изменения в меле, такие как момент повествования или пауза между стихами.

4. Возьмите класс танца хула. Есть более чем 300 видов хула, и каждый сорт имеет уникальные характеристики. При обучении танцу хула танцора используют генеалогию, или приличное учение по форме. Вы также узнаете, жесты рук и кистей, как они соотносятся с конкретными понятиями. Школы танцев в континентальной части часто предлагают хула классы.

Хула танцы традиционные народные танцы Гавайских островов, и это похоже на танец живота - бедро и живот тесно с ним связано. Изучите правильные методы для хула танцев с демонстрацией от преподавателя танцев в этом видео народныхтанцев. Учитесь танцевать под песню "Tiny Bubbles"

То, что показано в видео, это попытка научить вас основным движениям хула танца. Песня называется "Tiny Bubbles" я думаю, все знают, что означает эта песня - Aloha: крошечные пузырьки в вине делает меня счастливым, я чувствую себя прекрасно, крошечные пузырьки заставляет меня чувствовать тепло по всему телу, и я буду любить тебя до конца времен.

И еще несколько слов о танце Хула

Хула это фольклорный танец. Чтобы танцевать танец хула правильно, Вы должны убедиться, что ваши жесты соответствуют содержанию песни, под которую Вы танцуете. Практика жестов рукой под известную песню «Песня Hukilau», которая сочетает в себе как гавайскую, так и английскую лирику, это хороший способ убедиться, что вы делаете то, что вы хотите получить в вашем танце.

Танец хула. Инструкции Хула на песне Hukilau

1. Сосредоточьтесь на первой строфе из песни, которая, «О, мы собираемся hukilau; huki, huki, huki, hukilau; Все любят hukilau. Если laulau является кау кау на большой Луау» Первая строфа также хор.

2. Укажите куда-то, принося правую руку свободно в кулаке, но оставляя большой палец свободным. Сделайте жест через плечо большим пальцем дважды в такт музыке.

3. Показать hukilau руками, делая движения примерно на уровне бедра. Первое, сделайте жест два раза в правую сторону, а затем сделать это два раза влево.

4. Подчеркните, «все» пути скрещивания рук низко перед вами, сметая их над головой и жестом возвращая их в нейтральное положение. Затем повторите ваш «hukilau» жест Шаг 3.

5. Проиллюструйте пищу, которая подается после hukilau путем привлечения руки перед собой и дублирующих друг друга рук. Сделайте рыбу, как движение руки, чтобы показать, что laulau, праздничное гавайское блюдо, состоит из рыбы.

6. Держите правую руку вытянутой вперед и вверх ладонью. Соберите первые 2 пальца левой руки по правой ладони и поднесите их к губам, имитируя питание, потому что «кау кау» является Гавайским словом «еда».

7. Повторите жест «все», начиная с шага 4, чтобы показать, что все будет в большой Луау.

8. Прослушайте вторую строфу, которая гласит, «Мы бросим наши сети в море. И вся еда будет в бассейне для меня».

9. Мимически бросая взгляд налево, в результате чего руки перед вашим лицом, а затем вниз до уровня плеч.

10. Создайте эффект морских волн, держа руки продленными перед вами и делая волнообразные движения ими. Начало волны слева и перемещайте их по всему вашему телу в правую сторону.

11. Покажите ама ама, вид рыбы, делая тот же жест, как вы делали в разделе 1, шаг 5 для laulau.

12. Подчеркните, что рыбы плавают в чистой воде, двигая руками, как будто вы делаете брасс. Повторите движение дважды в такт музыке.

13. Повторите п. 1 танцевать хору, которая наступает после второй строфы.

Прослушайте «Песня Hukilau», чтобы понять общее повествование песни, прежде чем танцевать под нее. Речь идет о старом гавайском способе ловли рыбы с помощью большой сети, что число людей будет большим, чем простой способ ловли рыбы.

Когда ваша рука не выражает что-то, держите руки в кулаке, свободно отдыхающей на вашем бедре.

Это лишь один из способов для постановки «Песня Hukilau». Некоторые хула хореографы могу рассказать, эту же историю по-разному, так же, как мы можем использовать различные слова, чтобы сказать ту же самую историю.

Легкого Вам паркета и до новых встреч на страницах

C Уважением, Денис Панчул

В наше время гавайская Хула становится очень популярной во многих странах мира. Например, в Японии, в одной из школ танца, Хула обучается 5000 человек. Так же издается специальная литература, посвященная Хула. Японские доктора подтвердили, что танец этот является хорошим занятием для людей разного возраста и помогает сохранять здоровье. Хула приводит к общему расслаблению, повышает уровень жизненных сил, исправляет координацию движений, кардинально улучшает самочувствие. На Гавайях танец Хула традиционно занимал - и занимает до сих пор - высокую позицию в культуре, и является частью как светской стороны жизни так и духовных церемоний и ритуалов.

Хула, богиней которого является Лака, - традиционная форма духовной практики и дисциплины.
Перед выступлением танцоры подносили на алтарь богини благоухающие цветы и священные растения:
- МАИЛЕ символизировало пуповину, которая связывала богиню с танцем и землей;
- дерево ЛЕХУА – мужское, а цветок ЛЕХУА – женский (возложение их на алтарь означало соединение в танце мужского и женского аспектов);
- трава ПИЛИ, помещенная на алтаре, символизировала знания приходящие во время танца, которые необходимо помнить;
- последним возлагали на алтарь сандаловое дерево ИЛИАХИ, его аромат вдохновлял танцоров.
Когда все растения были возложены на алтарь и были вызваны духи этих растений, танцоры могли получить вдохновение от богини и с ее помощью превратить обычный заурядный танец в необыкновенное и захватывающее действие.

Танец Хула имеет свою долгую историю и много различных форм. Некоторые из них предназначались только для аристократов и священников, как элитные ритуалы и церемонии, исполняемые только в храмах и исключительно мужчинами.
Другие танцы являлись частью публичных ритуалов или выполняли функцию развлечения. Одновременно, с наступлением эры миссионеров, Хула пережила кризис. Большинство учителей могли обучать танцу только тайно, и многие формы хула безвозвратно исчезли. То, что осталось и шаг за шагом начало возрождаться, не является, на самом деле, ТЕМ САМЫМ танцем, однако содержит много элементов старой традиции. Сейчас существует два рода Хула – традиционная и современная. В традиционной Хула применяются традиционные шаги и инструменты. Современная хула может заимствовать шаги и инструменты из других культур (например, гитару), она более свободная, и часто исполняется для туристов.

Современную хулу, в большинстве своем, исполняют женщины. Однако, согласно традиции, учителями в основном являются мужчины. Одним из необыкновенных современных представителей мастеров Хула является куму – учитель Георг Наопе. В соответствии с гавайской традицией он начал учится танцу и песне в 3 года - прабабка отправила его на учёбу к своей близкой подруге. В то время Хула ещё находилась в «подполье». Маленький Георг учился петь каждый день по 4 часа в течение 12 лет. Учился у великих мастеров Хула и даже не представлял, что сам станет мастером: в 1942 году он первым открыто стал обучать древнему стилю Хула – кахико. Много лет Наопе тяжело работал над возрождением и возвращением традиции Хула. В 70-х годах ежедневно он обучал людей традиционному танцу, а по вечерам играл и пел в маленьком баре на Вайкикки. В то время Хула не была популярна и зарабатывать таким образом было нелегко.

Одна из главных заслуг Георга Наопе – фестиваль Хула (проводится с 1961 года), который сегодня является очень популярным и зрелищным культурным событием. Название фестиваля «Мери Монарх» связано с гавайским королем Давидом Калакауа, который управлял Гавайями с 1874-1891. Калакауа верил в то, что Хула является языком и ритмом сердца гавайцев. Вначале целью фестиваля было возрождение и распространение танцевальной традиции. Сегодня же - это конкурс для разных групп и школ Хула со всех островов.

Нельзя не вспомнить великую Иолану Луахине, которая танцевала необыкновенно и была в исполнении Хула наилучшей. О ней говорят как о чародейке, мистике, певице и гении танца. Во время выступления всё её тело менялось, да и сам танец никогда не повторялся. Это была импровизация, жизнь в Хула. Своими танцами она переводила зрителей на более высокий уровень духовного и эстетического переживания. Иолана открывала все фестивали Мэри Монарх и когда она пела и танцевала, с вулканов прилетали птицы ИИО. Скончалась Луахине от рака в 1976 году.

Одним из представителей более молодого поколения гавайских учителей Хула является куму Kавайикапуакалани Хюветт – автор и композитор многих песен. Ещё в детстве старшие члены его семьи передавали ему разные аспекты гавайской традиции.

Сейчас всё меньше гавайцев интересуются гавайскими традициями. И гавайские учителя охотно учат Хула американцев и японцев.

Куму Хьювет является учителем Сьюзен Флойд – представителницы группы учителей хула, которые не являются урожденными гавайцами. Сьюзен много лет живет на Гавайях и училась у замечательных мастеров. Она настолько хорошо знает традиции и культуру гавайских островов и так красиво танцует, что обучение у нее осчастливит каждого.

Основы традиционной Хула уходят своими корнями в древнейшие знания Хуна, в которой танец являлся не только развлечением, но и способом коммуникации, духовным светом и оздоровлением.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ТАНЦА ХУЛА

Танец Хула дает не только удовольствие и релаксацию, но и проводит терапевтическую работу.

Слово хула можно перевести как «разжигание священного огня». Многие люди чувствуют после сессии танца подъем энергии и радость жизни, расслабление и обретают утерянное равновесие. В хула существенным элементом терапии является плавное движение бёдер. Бёдра символически и физически связывают верхнюю и нижнюю части тела – туловище и ноги. Расслабление мышц бёдер и оздоровление этой части тела способствует лучшему движению энергии от ног к туловищу, что увеличивает жизненную силу, способствует эмоциональному равновесию и лучшему «заземлению» и одновременно способствует интеграции духовных и физических аспектов человека. Важно так же обратить внимание на тот факт, что гавайская культура характеризуется отсутствием конфликта между физическим и духовным и является наполненной афермацией жизни. Расслабление и оздоровление бёдер, как основы целого тела, приводит к построению очень спокойной и расслабленной основы всей личности. Другим важным интегральным элементом в науке танца хула является ритм, гармонизирующий психику. Хула – полиритмичный танец. Его исполнение приводит к восстановлению координации между верхней и нижней, а так же правой и левой частями тела. Они могут двигаться независимо, иногда в разных ритмах, но скоординированным способом, что уравновешивает полушария головного мозга и восстанавливает полную координацию движений.

Другим переводом Хула может быть «невхождение» на неправильную дорогу, благодаря тому, что находишься в ритме. Развитие лучшей координации движения, синхронизации мозга и чувства ритма, помогает человеку подготовиться к многочисленным ситуациям в жизни и стать более внимательным. Легче становится уберечь себя от жизненных ошибок. Очередным терапевтическим аспектом хула является гавайская музыка, песни и символичное значение легенд. Музыка и песни оказывают на многих людей успокаивающе воздействие. Само прослушивание этих произведений уже является формой музыкальной терапии. Танец хула можно танцевать в любом возрасте и без специальной подготовки.

На Гавайях хула является очень популярной, это часть культуры. Для гавайцев естественно то, что люди в пожилом возрасте танцуют хула. Их тела бодры, гибки и полны радости жизни, мудрости и энергии. Чем старше танцор, тем более он ценен, так как Хула – язык сердца, а сердце всегда остается молодым. Обратное происходит в культуре западной – чем старше танцор, тем меньше людей хотели бы видеть его танец.

В случае людей «продвинутых» (получивших развитие), Хула может быть формой работы с энергией, духовной практикой, молитвой. В движениях хула и в словах гавайской песни содержится вечная мудрость как гавайской культуры, так и эзотерической традиции – Хуна.

Давным-давно жила-была Лака. По роду деятельности она была богиней и жила на Гавайях – что еще нужно женщине для счастья? Все складывалось так великолепно, что Лака даже танец придумала, назвала его хула, и стала танцевать по поводу и без…Нет, не так. В далекие времена жил на земле добрый гавайский молодец по имени Хииака. И была у него сестра Пеле – женщина несколько неуравновешенная, но во многом это объяснялось тем, что она была богиней вулканов. Как-то раз Пеле совсем разнервничалась, и Хииака, перепробовавший уже все средства, дабы успокоить свою сестру, придумал танец, наивно полагая, что он поможет там, где валиум помочь не смог. Или так: богиня вулканов Пеле может быть и была склонна к резким перепадам настроения, но она и в подметки не годилась своей сестре – богине океанов Намакаокахаи. Вот где был воистину океан страстей и в прямом, и в переносном смысле. Так что, Пеле сама была жертвой неуравновешенной сестры, и это она, а не ее брат, придумала танец хула…

Да, похоже, что древние легенды расходятся в вопросе о том, как появился гавайский танец хула. Но это не столь важно, ведь в остальном все просто: надели пау с леями, повязали мало, вооружились ипу, паху, илиили и пуили, рассчитались на олапа и хоопаа, и вперед!

Хула – с давних времен и до наших дней

Когда-то давно гавайский танец хула был посвящен богам и исполнялся исключительно в их честь. Женщины надевали на себя юбки пау, а все то, что не закрывалось пау, пряталось под гирляндой-бусами из цветов, называемых леи. На ноги надевались браслеты из китовой кости или собачьих зубов. Мужчины, танцующие хула, вместо юбок использовали мало – специальные повязки. Мужчины и женщины поднимались на помост перед алтарем богине Пеле или богине Лака, и начинали танцевать. Существует версия, что когда-то хула был дозволен исключительно мужчинам, но, со временем, этот танец стали танцевать и женщины. А вот песни меле, сопровождающие танец, могут исполнять только представители сильного пола.

Перед началом танца богам преподносились в дар цветы - для пущей уверенности в том, что хула удастся. Для волнений об этом основания были – существовало поверье, что если кто-то из танцующих оплошает во время танца, то беды не миновать. Вот и пытались исполнители подстраховаться.

Жертвенные букеты состояли из маиле, которое символизировало связь между богами и танцем и землей, лехуа (соединение мужского и женского начал), пили (знания, приходящие во время танца) и илиахи (это сандаловое дерево, которое возлагалось на алтарь для вдохновения танцоров своим запахом).

Исполнители хула делились на две группы: олапа – танцоры, совершающие активные движения танца, и хоопаа – исполнители, сидящие на земле, поющие и играющие на музыкальных инструментах.
Хула сопровождался игрой на традиционных гавайских инструментах – ипу и ипу-хеке (барабаны из тыквы), паху и пуниу (барабаны с мембранами из рыбьей кожи), илиили (маракасы из вулканического камня) и др. Сегодня с музыкой немного проще – для хула используют гитары, электрогитары и укулеле, что на поверку является обычной гавайской гитарой.

Но вернемся в те времена, когда хула танцевался под ипу-хеке и илиили. Гавайцы безмятежно танцевали свои танцы ровно до того момента, пока в 1820 году до них не добрались американские миссионеры-протестанты. Танцовщицы в одних юбках не растопили суровые сердца гостей, которые, в свою очередь, по-хозяйски постановили, что танец языческий и запретили его. Гавайцы – народ миролюбивый и неконфликтный, в отличие от своих богинь, а потому, сопротивляться не стали и завязали с танцами. Так бы и канул хула в Лету, но в 1874 году к власти на Гавайях пришел король Дэвид Калакауа, которого сохранение культурных традиций его страны заботило больше, чем американских миссионеров. Именно благодаря этому монарху танец хула был возрожден, а затем, годы спустя, благодаря принцессе Рут Кеэликолани, возник современный вариант хула – куи. Последнее переводится с гавайского языка как «сочетание старого и нового».

Прошлый, 20-й век, был ключевым для гавайского народного танца. Наплыв туристов превратил хула в коммерческий продукт, что, должно быть, сказалось на качестве, но зато, наряду с другой гавайской экзотикой, помогло превратить Гавайи в модный курорт.

Хула, я тебя знаю!

Сегодня существует две разновидности хула. Кахико – так называют древнюю форму танца. Под древней формой имеется в виду та, которая существовала на Гавайях до прихода ханжей-миссионеров. Ауано – современный хула, тот, что формировался в 19-20 веках. Если кахико был совершенно первобытным и не имеющим аналогов танцем, то ауано почерпнул кое-что из европейских культур. Например, как уже упоминалось выше, современный хула сопровождается игрой не только на национальных гавайских инструментах, но и гитарах и контрабасе.

Кахико имел множество разновидностей, однако, большинство из них были посвящены либо вождям, либо богам. Каждое движение в хула – это слово, часть повествования. Любой жест ладонью – логически выверенная нить рассказа. Танцор хула рассказывает зрителям о жизни всего живого на земле – при помощи пластики и танцевальной пантомимы человек может перевоплотиться в ветер, огонь, птицу, животное, растение. Он может рассказать о красоте природы Гавайских островов, а может поведать историю любви молодых людей, рождения детей и жизни человека в целом. Вот так танец может рассказать все о Гавайях. Правда, чтобы понять этот рассказ, нужно быть гавайцем…

В хула ауана для нас все более понятно – сказывается влияние европейской культуры на танец. Более привычные для нашего уха мотивы, понятные движения. Один минус – под влиянием христианских миссионеров танцовщицы теперь не ограничивают свой наряд одной короткой юбочкой, облачаясь в закрытые платья и длинные сарафаны. Но это больше заботит мужскую часть публики. Женщины же в большинстве своем следят за плавными, но ритмичными движениями танцовщиц и мечтают тоже овладеть искусством танца хула. Сегодня эта мечта легко может превратиться в реальность – школы хула есть не только на Гавайях, но и по всему миру, и требования в них не такие строгие, как в былые времена. Да, когда-то давно ученикам школы танца хула приходилось не сладко – они должны были полностью подчиняться строгому учителю куму и четко следовать ряду правил, часть которых попахивает безумием – например, не стричь волосы и ногти на протяжении всей учебы (а длилась эта учеба, бывало, годами).
Сегодня же – добро пожаловать! В современных школах хулу вам не запретят стричься хоть наголо, не заставят продавать душу гавайским богам и приносить им в жертву ягненка (правда, последние две вещи и раньше не заставляли делать). Тем более, что хула – танец не только красивый, но и для здоровья полезный.

Хулатерапия

Официально термина «хулатерапия» не существует. Но это просто досадное недоразумение. О терапевтическом воздействии хула расскажет вам не только любой гаваец, но и целый ряд специалистов, изучающих полезные свойства хула и танцев в целом. Так вот, эти ребята уверяют, что хула дарит танцору заряд энергии, но при этом, этот танец несет и расслабляющее действие. Главный акцент идет на бедра – плавные, волнообразные движения расслабляют тело, дарят мышцам и костной системе настоящий «активный отдых».

Символически в хула движение бедер означает гармонию между верхней и нижней частями тела. На практики же подобные движения служат своеобразным массажем и действительно несут в себе «гармонию» - помогают жидкости в теле хорошо циркулировать, а значит, не образовывать отеки.
Вместе с гармонией тела хула дарит и гармонию души. Утверждают, что регулярное занятие хула дарит душевное равновесие человеку, танцующему этот танец.

Хорошо подойдет хула для женщин, у которых нечетко выделена талия – опять-таки, за счет танцевальной «гимнастики» для бедер, разрабатывается область талии и проявляются женственные изгибы. Занятия хула пойдут на пользу и тем, у кого есть проблемы с чувством ритма, например, детям. Этот танец помогает восстановить полную координацию движений, а это означает, что строго нормированные занятия с контролем тренера помогут людям, восстанавливающимся после травм и тем, кто по какой-либо другой причине испытывает трудности с координацией.

На Гавайях очень многие пожилые люди танцуют хула. Хула же, в благодарность, дарит им гибкость до глубокой старости, здоровье и крепость суставов, жизненную энергию.

Хула с человеческим лицом

Танцевать хула и не знать имен его «танцевальных гуру» - это как заниматься балетом и никогда не слышать таких имен, как Анна Павлова, Майя Плисецкая и Айседора Дункан.

Гавайский танец во многом обязан Георгу Наопе – великому куму. Георг начал учиться хула с трех лет – он по несколько часов в день учил песнопения меле. История эта получает дополнительную мелодраматичность благодаря тому нюансу, что в те времена хула был еще запрещен, а потому занятия проводились подпольно. Вот так Георг нелегально учился хулу 12 лет. Учения не прошли зря – Наопе вырос и стал первым куму, который открыто обучал искусству кахико. С учетом того, что хула тогда был мягко говоря, не очень популярным, Наопе был вынужден подрабатывать по вечерам танцуя в кабаках, чтобы сводить концы с концами.

Именно Наопе был первым организатором фестиваля хула «Мэри Монарх», который проводится с 1961-го года и по наши дни. Сегодня этот фестиваль как никогда популярен и тысячи туристов со всего света приезжают посмотреть на него. Кстати, свое название «Мэри Монарх» фестиваль получил в честь короля Дэвида Калакауа, который, как мы помним, еще в конце 19 века не дал зачахнуть национальному танцу.
Богиней танца хула (да простят меня Пеле и Лака) называют великую Иолану Луахине. Считается, что никто до нее так не танцевал хулу, и не родился тот танцор, который бы был на ее уровне. Она была виртуозна и гениальна в танце. Она выступала каждый раз на открытии «Мэри Монарх» и, говорят, что посмотреть на ее танец слетались птицы с вулканов. В 1976 году богиня доказала, что она все-таки человек, скончавшись от рака.

Куму Кавайикапуакалани Хюветт прославился как композитор и автор многих меле и мелодий для хула ауану. Так же он является куму первой прославленной из не рожденных на Гавайях исполнительницей хула - Сьюзен Флойд. Женщина вот уже много лет живет на Гавайях, и до такой степени виртуозно овладела искусством хула, что учиться у нее мечтают многие коренные гавайцы.

Не известно, верят ли до сих пор гавайцы в своих богинь Лака и Пеле, но коллективное детище этих небожительныц живо – танец хула, когда-то чуть не исчезнувший с лица земли терпит второе возрождение. Его популярность растет с каждым днем, и она давно покинула пределы Гавайских островов. Сегодня особенно много школ хула в Америке и Японии, где их посещают тысячи учеников. Медленно, но уверенно хула находит поклонников и почитателей и у нас. Например, в лице нас с вами, правда?

История танца

В гавайской мифологии сохранилось несколько легенд, в которых рассказывается о происхождении танца. Согласно одной из них, хула была создана гавайской богиней Лака на острове Молокаи , недалеко от священного места Каана. Согласно другой истории, танец хула был придуман героем по имени Хииака, который своим танцем пытался успокоить свою гневную сестру, богиню вулканов Пеле. Согласно третьей легенде, хула был придуман самой богиней Пеле, которая пыталась спастись от своей сестры Намакаокахаи (богини океанов). Найдя остров Гавайи, где ей не угрожали морские волны, она забралась на один из кратеров и станцевала там в честь своей победы первый танец хула.

Хула кахико

Хула кахико.

Кахико, которым, как правило, обозначают разновидности танца хула, появившиеся до 1893 года , и в которых не используются современные музыкальные инструменты, включает в себя большое разнообразие стилей и форм исполнения, от торжественной разновидности до достаточно фривольной. Значительная часть хул того периода была придумана для восхваления традиционных вождей, поэтому исполнялись они либо в их честь, либо для их развлечения. Среди разновидностей кахико выделяют алаапапа (гав. ʻālaʻapapa ), хаа (гав. haʻa ), олапа (гав. ʻolapa ) и др.

Часть хул исполнялась на различных религиозных праздниках и церемониях, проходивших на территории гавайских храмов хеиау. При этом любая ошибка исполнителя во время танца считалась плохим знаком. Поэтому все гавайцы, которые обучались хуле, изолировались от мира и ставились под защиту богини Лака. Школа танцу называлась халау (гав. hālau ), а преподавателей - куму (гав. kumu ; куму переводится как «источник знаний» ).

При исполнении танца танцоры делились на две группы. Первая группа, или олапа (гав. olapa ), объединяла танцоров, совершавших активные движения (иногда в сопровождении музыки); вторая группа, или хоопаа (гав. hoopaʻa ), состояла из исполнителей, которые сидели на земле или коленях, играли на музыкальных инструментах и играли активное участие в пении. По сигналу куму, который сидел в группе хоопаа, поо-пуаа (гав. poo-puaʻa ), лидер группы олапа, начинал исполнение песни меле, которое напоминало монотонное чтение. Впоследствии к нему подключался сам куму, как и все танцоры. Основным мотивом для песен были различные любовные истории, а также обращения к природным силам и природе в целом.

Танец сопровождался игрой на традиционных гавайских инструментах:

  • ипу-хеке - двойной гавайский барабан из тыквы;
  • паху - барабан с мембраной из акульей кожи;
  • пуниу - маленький коленный барабан, который делался из твёрдой скорлупы кокоса, с мембраной из рыбьей кожи;
  • илиили - вулканический камень, подточенный водой и использовавшийся в качестве кастаньетов;
  • улиули;
  • пуили - бамбуковые барабанные палочки;
  • калаау - палочки для отбивания ритма.

При исполнении танца танцоры носили специальную одежду. Женщины надевали юбку пау (гав. pāʻū ), оставаясь с обнажённой грудью. Исполнительницы также украшали себя многочисленными браслетами (в том числе, ножными), ожерельями, а также гавайским украшением леи . Мужчины же надевали набедренные повязки, или мало (гав. malo ), и различные украшения.

В настоящее время разновидность хулы кахико исполняется под песнопения на историческую тематику.

Хула ауана

Хула ауана.

Современная разновидность хулы представляет собой синтез древних форм танца с западной практикой. Самое значительное влияние на танец оказала христианская мораль, а также западная музыка. Хотя основной темой ауана остаются различные истории, тем не менее в качестве мотива могут выбраны более современные события. В то же время костюмы исполнителей стали менее откровенными.

Танец сопровождается музыкой на таких современных инструментах как:

  • различных басовых инструментах.

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Хула (танец)" в других словарях:

    Изрыгать хулу.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. хула брань, сквернословие, срамословие, осуждение, ругательства, чертыханье, порицание, лай, хаянье, ругань, руготня,… … Словарь синонимов

    Хула: В Викисловаре есть статья «хула» Хула резкое осуждение, порочащие слова. Хула гавайский народный танец … Википедия

    Хула хуп … Википедия

    Пляска, вертеж. Пуститься в пляс, вприсядку... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. танец пляска, перепляс, вертеж; пуститься в пляс, вприсядку; буги вуги, вальс, вариация,… … Словарь синонимов

    ХУЛА - гавайский танец, распространён у многих народов Полинезии … Этнографический словарь

    хула - хула, гавайский танец, распространён у многих народов Полинезии … Энциклопедия «Народы и религии мира»

    Для человека первобытного общества танец это способ мышления и жизни. В танцах, изображающих животных, отрабатываются охотничьи приемы; танцем выражаются моления о плодородии, о дожде и о других насущных нуждах племени. Любовь, труд и обряд… … Энциклопедия Кольера

    У этого термина существуют и другие значения, см. Хула. Хула Hula Жанр драма / мелодрама … Википедия

Каждый хотел хоть раз побывать на Гавайских островах. Этот архипелаг считается одним из самых популярных и престижных курортов мира. Но что же так привлекает туристов в обычном скоплении клочков суши? Как говорят сами путешественники, побывав на райских островах, особенное впечатление на них производят две вещи: жизнерадостность местного населения и их древний танец Хула – о нем мы сегодня и поговорим.

Древнейший танец Хула считается визитной карточкой коренных жителей Гавайских островов. Переводится название танца, как «разжигание внутреннего огня». В первых упоминаниях исполнителями танца были только мужчины. Сейчас к танцу Хула допущены и женщины.

Стили танца Хула

В танце Хула есть большое число подстилей, но самыми известными считаются «Древняя Хула» (kahiko) и «Новый стиль» (auana). Древняя разновидность Хулы отличается серьезностью исполнения танца. Они носят более религиозный подтекст.

Вариантов исполнения этого танца масса: начиная от священных ритуалов заканчивая танцами для крупных праздников. «Новый стиль» танца Хула во время исполнения сопровождается песнями.

Но самое главное отличие от древней Хулы в музыкальном сопровождении. В «Новом стиле» используется много европейских инструментов: гитара, контрабас, хотя и применяется традиционное «укулеле».

Обучение гавайскому танцу

Обучиться гавайскому искусству можно в специальных школах, которые носят название hālau. Обучение проходит в самых строгих условиях.

Дисциплина считается одним из условий достижения танцевального мастерства исполнителем. Выпускной экзамен танцоры Хулы сдавали перед алтарем древней богини Лака. По преданию, совершая малейшую ошибку во время танца Хула исполнитель навлекал на себя горе.

В наше время танец Хула радует туристов и коренных жителей Гавайских островов беззаботным весельем и позитивным настроением, которое танцоры дарят во время своих выступлений.

История гавайского танца хула

Гавайский танец хула во всем мире ассоциируется с гавайской культурой и по сути стал синонимом самих островов.

Как утверждают островные легенды, первыми танцорами хула были боги, которые затем научили этому искусству своих последователей.

Истоки хула - священные церемонии

Первоначально танец хула был разработан как часть религиозных традиций островов Тихого океана, и в некоторых отношениях он исторически связан с азиатскими танцами.

Изначально традиционная форма хула называлась "Хула кахико" и она использовалась, чтобы развлечь правителей.

В этом танце было множество движений, которые несли вполне определенный смысл: начиная от поклонения различным элементам природы, и до восхваление плодородия вождя племени. Различные шаги хула танца имеют разные значения, хотя большинство из них были утеряны в течение веков.

Гавайцы очень серьезно относятся к процессу хула, потому что если танцоры допускают ошибки во время церемониальных выступлений, то ожидаемый положительный эффект от танца сводится на нет. Мало того, танец, который был исполнен несовершенно, также считается предзнаменованием невезения.

Костюмы для хула

Сейчас танцовщицы хула одевают для танца кокосовые бюстгальтеры , венки и юбки из травы. Это стало следствием ханжества первых западных путешественников, которые были шокированы настоящими гавайскими костюмами. На самом деле, женщины танцевали топлесс, потому что женская грудь не считалась чем-то постыдным.

Также танцовщицы хула носили юбки pā"ū, которые являлись повседневной одеждой, а не юбки из травы. Иногда они наматывали на бедра несколько метров цветной материи под названием тапа. Единственное, что осталось общим в одежде по сравнению с прошлыми костюмами, это ожерелья, браслеты и цветочные венки. Танцоры (хула обычно исполнялась, как мужчинами, так и женщинами) носили набедренные повязки и венки из цветов, как и женщины.

Интересно, что венки и тапа, которые использовались для танца, считались проникнутыми аурой святости. Поэтому их не носили после танца, а приносили в жертву богине Лака.

Религиозное недовольство

В 1820 году, когда американские протестантские миссионеры увидели танец, они обнаружили, что костюмы и движения танцоров вызвали в них сексуальные чувства, несмотря на предполагаемую священную и невинную природу танца. Поэтому они настояли на том, чтобы хула была запрещена.

В то время как публично танец был запрещен в течение некоторого времени, он оставался неотъемлемой частью культуры. Король Давид Калакауа и принцесса Рут Киликолани сыграли очень важную роль в возрождении традиционного для Гавайев искусства и фактически сохранили хулу.