(1904-1999) китайский политический и государственный деятель

Дэн Сяопин родился 22 августа 1904 года в уезде Гуанъань провинции Сычуань. Он происходил из богатой семьи, однако еще в юности порвал со своим кругом. В возрасте 16 лет он уехал во Францию, где работал и учился. В1922 году Дэн вступил в комсомол, а в двадцать лет уже стал членом Коммунистической партии Китая (КПК).

В 1925 году он приехал в СССР для продолжения учебы. Вначале он был студентом Коммунистического университета трудящихся Востока, а затем перешел в университет трудящихся Китая имени Сунь Ятсена. Весной 1927 года он вернулся в Китай и с тех пор занимался партийной работой, выполняя различные партийные поручения. В течение года, с 1929 по 1930-й, Дэн был одним из руководителей Бпай-секского и Лунчжоуского восстаний. Затем его направили в китайскую Красную армию.

Более двадцати лет Дэн Сяопин не только укрепляет революционный дух китайских солдат, но и принимает участие в военных действиях. Во время войны с Японией, например, он был политкомиссаром одной из дивизий 8-й армии и руководил боевыми операциями. В 1945 году был назначен комиссаром 2-й армии Народно-освободительной армии Китая. К этому времени Дэн Сяопин уже занимает высокий пост в партии, становится членом ее Центрального Комитета и принимает активное участие в подготовке революции 1949 года.

После победы революции он был заместителем премьера Госсовета (правительства) Китайской Народной Республики и считается одним из ведущих его лидеров. На протяжении 10 лет, с 1956 по 1966 год, Дэн был генеральным секретарем ЦК Компартии Китая. Однако последующие двадцать лет стали для него неблагоприятными, поскольку он не поддерживал экстремистские идеи Мао Цзэдуна.

После начала культурной революции Дэн Сяопин был снят со всех постов и направлен на тракторный завод. В 1973 году его реабилитировали при поддержке Чжоу Эньлая и вернули на руководящую работу в партии. Однако после смерти Чжоу Эньлая его вновь сняли со всех руководящих постов и восстановили лишь в 1977 году, после смерти Мао Цзэдуна и разгрома «группы четырех».

Через два года Дэн Сяопин стал самым влиятельным политическим деятелем в Китае. Он использовал свой авторитет, чтобы начать экономические реформы и повысить уровень жизни народа. В декабре 1978 года на третьем Пленуме ЦК КПК по его инициативе был принят курс на проведение экономических реформ и строительство социализма с китайской спецификой. С этого времени начинается подъем сельского хозяйства, промышленного производства, на фабриках начали выпускать товары народного потребления, одежду, швейные машинки, велосипеды и телевизоры.

Дэн Сяопин поощрял частное предпринимательство и отменил существовавшую до этого жесткую цензуру на телевидении и радио. Он предложил своим товарищам по партии осудить культурную революцию и ошибки Мао Цзэдуна. В начале 80-х годов он выдвинул идею о мирном объединении Китая и Тайваня по принципу «одно государство - два строя».

Реформы в Китае полностью изменили жизнь людей. Здесь появились свободные экономические зоны, усилились экономические связи с другими странами.

Решив, что он сделал свое дело, 84-летний Дэн Сяопин в 1987 году вышел из состава ЦК КПК, а в ноябре 1989 года подал в отставку с поста председателя Центрального военного совета ЦК КПК, который занимал с июня 1981 года. Но влияние его на китайскую политику от этого не уменьшилось.

До последних дней жизни Дэн Сяопин считался одной из ключевых фигур в руководстве Китайской Народной Республики.

Дэн Сяопин (1904-1997), китайский государственный деятель.

Учился во Франции (с 1920 г.) и СССР (1925-1926 гг.), где увлёкся коммунистическими идеями. Вернувшись в Китай, участвовал в антияпонской и гражданских войнах в Китае (1927-1949 гг.), был политкомиссаром Китайской Красной армии, в 1945 г. стал секретарём КПК. После победы коммунистов (1952 г.) Дэн Сяопин был назначен вице-премьером, а в 1954 г. - генеральным секретарём КПК.

Мао Цзэдун и Дэн Сяопин разошлись во мнениях о путях развития экономики Китая. Мао считал, что быстрый экономический рост можно достигнуть за счёт мобилизации усилий трудящихся масс при минимальном привлечении современной техники и отказе от частного предпринимательства. Эта концепция, претворённая в жизнь в 1958 г., привела к экономической катастрофе.

Дэн Сяопин был противником «культурной революции» (1966-1969 гг.). Он и его сторонники стали жертвами репрессий. В 1973 г. Дэн Сяопин реабилитирован и назначен премьер-министром, а в 1975 г. - заместителем председателя ЦК КПК, членом Политбюро и начальником Генерального штаба. В январе следующего года он отстранён от власти, но после смерти Мао Цзэдуна (сентябрь 1976 г.) вернул себе все посты в руководстве и стал инициатором экономических реформ в Китае.

В сельском хозяйстве была упразднена система «народных коммун», в промышленности рыночные реформы и образование специальных экономических зон привели к росту производства и экспорта потребительских товаров, начали активно привлекаться иностранные инвестиции. В то же время Дэн Сяопин отказался предпринять даже небольшие шаги в расширении демократии в обществе. Он санкционировал жестокое подавление беспорядков в Пекине (1989 г.): на площади Тяньаньмынь погибло более тысячи человек, десятки тысяч были арестованы.

С конца 80-х гг. Дэн Сяопин постепенно оставлял занимаемые им официальные посты, но продолжал являться духовным лидером Китая, оказывая решающее влияние на внутреннюю и внешнюю политику страны. Умер 19 февраля 1997 г. в Пекине.

Китайский государственный деятель, которого часто называют: «Великий архитектор китайских реформ».

В юности учился во Франции, жил в СССР.

В 50-х годах XX века Дэн Сяопин и Мао Цзэ-дун спорили о стратегии развития Китая.

Малевич И.А., Азиатский треугольник драконов, М., «Аст»; Минск, «Харвест», 2006 г., с. 75-77.

«Главной причиной фантастически быстрого развития Сингапура при Ли Куан Ю , как и Пруссии при Фридрихе Великом , был вопрос физического выживания страны, как перед лицом Малайзии и Индонезии так и перед лицом диверсионно-пропагандистской машины китайских коммунистов. И вот прошло 20 лет, и в 1978 г., после смерти Мао Дэн Сяопин приехал в Сингапур. Он не мог приехать в Гонконг, это была британская колония, он не мог приехать на Тайвань, это был враг. Он приехал в Сингапур. И его реакция была очень простая: мы же тоже так можем! Именно после возвращения Дэн Сяопина из Сингапура в Китае начались реформы, которые, по сути, являются адаптацией принципов Ли Куан Ю к управлению огромным территориальным государством».

Латынина Ю.Л. , Русский булочник. Очерки либерал-прагматика, М., «Астрель», 2012 г., с. 272.

«Меня лично вдохновляет путь Китая. Мы начали с одинаковых условий - полная коллективизация, полный развал сельского хозяйства, существование казённой государственной промышленности, управление из единого центра. Пришло время, когда надо было проводить реформы и у нас, и там. Там нашёлся умный человек Дэн Сяопин , который понял, как надо реорганизовать страну. Он сказал, что реформы можно провести за 50 лет , у нас же сказали за 2-3 года и даже... за 500 дней! Не кидаясь лозунгами, Дэн Сяопин построил стратегию так, чтобы каждый следующий год люди жили лучше, чем в предыдущем! «Обвалов» не было, не было никаких «шоковых терапий, просто каждый следующий год они жили лучше, чем предыдущий. Китайцы очень довольны и, по их понятиям, живут сейчас хорошо. Десять лет назад, кстати, они жили хуже нас (я имею в виду интеллигенцию), с одной, правда, важной оговоркой: они получали маленькую зарплату, жили в паршивых квартирах, но зато лаборатории у них уже тогда были обставлены самой последней американской и японской техникой. Значит, Дэн Сяопин понял: первое - что каждый год для народа должен быть лучше предыдущего, что науку надо поддерживать и щедро финансировать, и второе - надо вводить демократию постепенно в специальных районах и постепенно увеличивать число таких районов. Что у них и происходит. И главное, Дэн Сяопин понял то, чего не понял Горбачёв : при таких крутых поворотах надо не ослаблять центральную власть, а усиливать её. Горбачёв сделал ошибку, решив, что «освобождённый народ» (прежде всего руководители на местах, в областях) всё сделает сам, воодушевится и побежит в новую жизнь. А побежал? Воровать. А не туда, куда имел в виду Михаил Сергеевич.

И когда вспоминают о расстреле студентов на площади Тяньаньмэнь, то я считаю, что это не такой простой вопрос, это повод для размышлений. Дэн Сяопин и его последователи решили, что лучше жестоко остановить митинг на площади, предупредив тем самым начало возможной гражданской войны. Ведь если бы китайцы начали воевать друг с другом, это была бы гибель страны. Они поняли, что реформы можно провести только постепенно («тише едешь - дальше будешь») и путём усиления центральной власти, которая должна со временем отмереть сама. Сейчас Китай таков, что уже и Япония разевает от изумления рот, он её явно обставляет. Идёт совершенно бешеное развитие страны, темпы роста промышленности просто невероятные, качество продукции растёт.

В Китае сохранился порядок потому, что Дэн Сяопин людей не «распустил», поняв, что во время крутых поворотов надо удерживать страну в рамках, заставлять людей делать то, что надо. Правда, у него был гениальный план, просто гениальный - сейчас я так считаю.

Не хочу сказать, что мы должны были повторять Китай, мы другая страна, и у нас другие условия. Но как в математике есть доказательство существования, когда ты ещё не знаешь, как сделать, но знаешь, что решение есть, так и Китай дал доказательство существования иного решения, чем «шоковая терапия», то, что сделал у нас Гайдар , что было и в Польше. Наш путь должен был быть другим, это очевидно, и нужно было, чтобы у нас появился свой Дэн Сяопин , который бы понял, как .

У Дэн Сяопина идея была - сделать Китай великой державой, ни в чем не уступающей Японии и другим западным странам. Для проведения такой идеи и необходима была железная политика. Сейчас, например, так как в Китае образовался слой богатых китайцев («жирные коты» там тоже появляются), очень строго следится за тем, чтобы не расцвела коррупция, и мы в прессе читаем, что там зарвавшихся функционеров расстреливают. А сколько у нас наказано взяточников из верхнего эшелона власти? Ни одного. Таким образом, нужно жестко проводить политику, спланированную на 50 лет, поэтапную, естественно, с коррективами, с уточнениями. У нас был выход из положения, но он, к сожалению, потерян».

Раушенбах Б.В. , Пристрастие, М., «Аграф», 2000 г., с. 404-406.

На протяжении последнего десятилетия своей жизни Дэн Сяопин не имел никакой официальной должности, но обладал гигантским авторитетом в Китае.

Игорь СЮНДЮКОВ, Сергей МАХУН, «День»

Нетерпимость в малом разрушает великий замысел.

Конфуций,
древнекитайский мудрец


В декабре 1920 года пароход «Портос» прибыл в Марсель.
На берег Франции вышли 120 эмигрантов, в основном - вьетнамцы и китайцы.
Среди них был и 16-летний низкорослый юноша с умными и живыми глазами.
Парень ехал в Париж не столько заработать, сколько понаблюдать за европейской
жизнью и набраться знаний, а если повезет - крепко встать на ноги в новой
стране.

Юношу звали Дэн Сисянь. Родом он был из самой большой провинции
Китая - Сычуань. Дэн с ранних лет усвоил слова, которые ежечасно повторял
отец, зажиточный крестьянин Дэн Вэньмин: «Учись, сынок, учись, и будешь
счастлив». Отец позаботился о том, чтобы дать сыну наилучшее образование.
В Китае образованность была непременным условием удачной карьеры и давала
возможность стать уважаемым чиновником, судьей, офицером. Так, минимальным
требованием было знание не менее 5 тысяч иероглифов - в среднем в каждом
из знаков 20-25 линий!

Мог ли знать юноша свою судьбу? Ему предстояло прожить
еще 76 (!) лет, изменить на склоне лет весь жизненный уклад Китая. В Париже
он прошел суровую школу жизни: работал на автомобильном заводе, кочегаром,
официантом в бистро. В 1924 году по рекомендации своего друга Чжоу Эньлая
(будущий премьер-министр Китая) Дэн вступил в Компартию Китая, еще через
два года был выдан ордер на его арест, но молодой китаец через Берлин успел
выехать в Москву, сменив заодно свое имя на новое, подпольное: Дэн Сяопин.

Пробыв полгода в столице СССР, 23-летний революционер возвращается
на родину, где в разгаре была гражданская война. Страна была разорвана
на части милитаристскими кланами, «удельными князьками», и к тому же к
власти рвался «Бонапарт» всеазиатского масштаба - Чан Кайши.

Дэн вступает в созданную коммунистами Красную Армию, воевавшую
буквально со всеми, а в 30-е годы - прежде всего, с японцами, захватившими
значительную часть страны. Он, приговоренный к расстрелу и Чан Кайши, и
японцами, участвует в Великом походе Красной армии (середина 30-х), редактирует
армейскую газету, становится опытным политработником, методично и неспешно
выдвигаясь на заметные роли в партии. В 1945 году 41-летний Дэн избирается
в ЦК, через 4 года гражданская война заканчивается и коммунисты в Китае
приходят к власти...

В старости Дэн Сяопин, очень не любивший много рассказывать
о себе, как-то признался: «22 года непрерывной войны научили меня терпеть,
не хныкать от неудач, быть готовым к любому повороту событий». Как же пригодилось
это умение будущему реформатору Китая №1, когда «Великий кормчий» Мао обрушил
на огромную страну вихрь «культурной революции» (1966-1976 гг.)! Дэн был
тогда человеком №5 в китайской иерархии, а в партии возглавлял аппарат
ЦК. Но это не спасло 62- летнего политика от ярости хунвейбинов, за которыми
стоял сам Мао. Вот один из их «боевых лозунгов» тех дней: «Нужно бороться
с Дэн Сяопином, с этой змеей, плюющейся капиталистическим ядом, и сокрушить
его!».

За что же Дэну достались такие проклятия? Когда страна
отходила от последствий «Большого скачка» (1958-1962 гг.), по сути, рывка
«прямо в коммунизм» в бедной стране, Дэн Сяопин сказал: «Неважно, какого
цвета кошка: белая или черная, важно, чтобы она хорошо ловила мышей». Фраза
относится к эпохе правления Мао, тем удивительнее смелость Дэна, бросившего
вызов инквизиторам от коммунизма. Мао не простил ему этих слов. Ведь он
избавлялся любыми способами от соперников в своем окружении, бросив с этой
целью демагогический лозунг: «Огонь по штабам!». По всей стране прошли
«чистки», жертвами которых стали десятки миллионов людей. В основном пострадала
интеллигенция.

По требованию «революционных масс» (за которыми, как всегда
в истории, ярко сиял образ какого-нибудь «Великого кормчего», в данном
случае - Мао) Дэн Сяопин был сослан с женой и дочерью в глухую деревню
на «перевоспитание». Его старшего сына, студента, выбросили из окна хунвейбины
и до конца жизни он оставался инвалидом. Но Дэн, давно выработавший в себе
«стойкость перед трудностями, хладнокровие при удачах и философский взгляд
на судьбу» (слова жены), не унывал: заполнял жизнь физическим трудом и
чтением. Именно тогда он понял: казарменный коммунизм» давно изжил себя,
стране необходимы глубокие реформы.

Взяться за это сложнейшее дело Дэн Сяопин смог только в
декабре 1987 г., когда пленум ЦК КПК объявил о переходе страны на курс
модернизации, реформ и открытости. Но этому событию предшествовал ряд бурных
событий: реабилитация Дэна в 1973 году и его возвращение в высшие эшелоны
власти (чему способствовал его старый друг Чжоу Эньлай), смерть Мао Цзэдуна
и Чжоу Эньлая в 1976 г. и тогда же - «вторая опала» (Дэн был объявлен «главным
контрреволюционером, идущим по капиталистическому пути»). Летом 1977 года
последовала его вторая реабилитация. Спас Дэна прежде всего его опыт и
качества отличного политического игрока, и тот факт, что китайская номенклатура
устала от «классовых» чисток и хотела стабильности, верила, что ее может
обеспечить именно Дэн. Он тоже хотел стабильности - но ценил ее не саму
по себе, а как непременную предпосылку намеченных глубоких реформ (противоречие,
трагически проявившееся в 1989 году).

В реформах Дэна поражает неторопливость и последовательность.
Впечатление такое, что он отлично продумал заранее, с чего начинать, что
делать потом (признак качественности реформ!). В экономике вначале последовала
настойчивая, но не поспешная приватизация сельского хозяйства (необходимо
было в первую очередь накормить Китай), занявшая 6-8 лет. Затем - постепенная
приватизация мелкой и средней промышленности (1982-1990 гг.) с осторожным
привлечением инвестиций из-за рубежа - вначале зарубежных китайцев-«хуацяо»,
затем Запада, с сохранением рычагов контроля за их использованием в руках
КНР. Впрочем, в начале 90-х годов с многократным увеличением объема зарубежных
инвестиций «правила игры» в этой сфере были заметно либерализованы. Китай
последние несколько лет занимает первое место в мире по темпам экономического
роста. Достигнуть таких впечатляющих результатов Китай смог в первую очередь
благодаря мудрым советам «патриарха китайских реформ» Дэн Сяопина.

Еще более интересны идеологические сдвиги, инициированные
Дэн Сяопином. Ему принадлежат слова: «Бедность - не социализм. Мы бедны,
поэтому социализма у нас нет. Только в середине будущего столетия, когда
мы достигнем уровня среднеразвитых стран, можно будет в полный голос говорить
о преимуществах социализма и о том, что он построен у нас». Сравним это
с «коронным лозунгом» Мао: «Три года упорного труда - десять тысяч лет
счастья» или еще его же: «Только бедные люди Китая обладают настоящим классовым
чутьем». И Мао, и Дэн говорили о социализме, но разве трудно ощутить разницу?
Вот еще мысль Дэна: «Экономическое развитие выше классовой борьбы».

При этом Дэн до конца жизни (он умер в феврале 1997 года)
подчеркивал: только социализм может спасти Китай и сделать его великой
державой. Он верил в это искренне. Еще важнее было для него сохранение
стабильности в обществе и государстве. Наверное поэтому Дэн (отказавшийся
в 1987 г. от всех официальных постов, но неофициально одобрявший все важные
решения), поколебавшись, дал в июне 1989 года добро на кровавый разгон
студенческих демонстраций на пекинской площади Тяньаньмэнь. Здесь, очевидно,
сказалось то трагическое противоречие, которое в 1981 году подметил сам
Дэн Сяопин: экономические реформы без политических будут натыкаться на
препоны, чинимые людьми. А может, «патриарху китайских реформ» изменило
присущее ему Великое Терпение?..

Пару слов о Дэн Сяопине в обыденной жизни. Он - заботливый
отец, дедушка и прадедушка, не составлявший, однако, протекцию своим родственникам;
азартный футбольный болельщик и прекрасный игрок в бридж; знаток бильярда
и отменный альпинист, в 79 лет совершивший восхождение на высокую гору
Эмэйшань. В общении и на девятом десятке лет он поражал блестящей реакцией
и иронической скромностью (свою роль, он, конечно, понимал!). Итальянской
журналистке Ориане Фаллачи Дэн сказал: «Я ничего из себя не представляю.
Конечно, что-то я сделал. Но какой же это революционер без деяний!» Когда
Фаллачи спросила, почему в Китае нет биографий Дэн Сяопина (кстати, сейчас
уже есть), тот ответил: «Куда спешить? Я еще успею повстречаться с Марксом,
тогда и напишут биографию. И если уж писать биографию, то в нее следовало
бы обязательно включить ошибки, поэтому самое лучшее - ее не писать».

Как долго Китай будет идти по пути, начертанном Дэном,
и насколько успешно? Кто знает, ведь «будущее - это дракон, который еще
не прилетел» (Мэн Цзы, древнекитайский мудрец). Но вряд ли этот дракон
испепелит память о Дэн Сяопине. Она останется в истории Китая, и не только
его.