Для сведения: что такое музыкальный диктант и как он относится к предмету Сольфеджио в музыкальной школе

ДИКТАНТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ - запись по слуху одно-, двух-, трёх.- и четырёхголосных музыкальных построений. Один из приёмов развития музыкального слуха. Диктант музыкальный прослушивается в исполнении голосом, на фортепиано или другом инструменте, после чего записывается нотами. Диктант музыкальный требует осмысления элементов лада, гармонии, голосоведения, ритма, музыкальной формы (в так называемом тембровом Диктанте - также инструментовки).

СОЛЬФЕДЖИО , сольфеджо (итал. solfeggio - от названия музыкальных звуков соль и фа): - 1) то же, что и сольмизация. 2) Учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха музыкального и музыкальной памяти. Включает сольфеджирование (одно- или многоголосное пение с произнесением названий звуков), диктант музыкальный, анализ на слух. 3) Сборники упражнений для одно- или многогол. сольфеджирования или анализа на слух. 4) Специальные вокальные упражнения для развития голоса (см. также Вокализ).

Итак-, одна из "работ" на уроке Сольфеджио - проверка музыкального слуха, то есть Музыкальный диктант. Хоть и считается, что музыкальный диктант "развивает слух", однако правда вся в том, что это "проверка" уже развившегося с помощью других занятий музыкального слуха. Слух на самом деле "развивается", когда ребёнок очень хочет знать, какие ноты звучат в понравившейся ему мелодии - и пытается это сыграть на инструменте. Сначала он ошибается, потом "находит" искомые ноты - и- о чудо!- он играет свою любимую мелодию! Вот так он "случайно" запоминает, как же будет звучать набор мелодических оборотов только этой песни. Чем больше таких любимых песен он подберёт - тем больше накопит в памяти таких сочетаний мелодических оборотов - тем больше будет считаться , что его музыкальный слух хорошо развит.

Как видите, развить музыкальный слух можно только при условии постоянной активности , постоянного желания узнать: а как сыграть понравившуюся музыку? И это будет не собственно развитие слуха, а накопление в голове музыкальных образцов: вот это состоит из таких-то музыкальных звуков и знаков, а вот это - из таких-то. И музыкальный диктант на уроке Сольфеджио будет успешно написан лишь при условии, что в голове ученика есть все играемые мелодические, ритмические, гармонические и т.д. обороты - и он знает, как это записать .

Но большинство детей не хотят напрягать свою голову, свою память - и подбирать музыку на инструменте. В этом случае музыкальная база в голове не накапливается, диктанты не пишутся , настроение портится, самооценка занижается - и Сольфеджио становится очень нелюбимым предметом. Но слух, оказывается, нужен и на занятиях по инструменту, и на хоре, и в оркестре, и даже на "слушании музыки" (или "Музыкальной литературе"). От плохого слышания страдают все предметы в музыкальной школе. Не развивается слух - это значит, ученик в любой момент сыграет "не то" - и не заметит даже, споёт "не то" - и испортит весь ансамбль.

Есть хороший способ накопить в голове музыкальную базу, научиться петь - и пройти весь курс предметов музыкальной школы "на ура". Аудио-тренажёр "Все напетые номера" по учебнику Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио. I часть. Одноголосие. 1-4 и 7 классы.

Летнее время - время, когда занятий в музыкальной школе нет. И вот тут появляется уникальная возможность сделать рывок в развитии музыкального слуха и голоса - и на следующий учебный год решить все проблемы с сольфеджио, с занятиями на инструменте, в хоре, с вокальными занятиями. Уделите чуть-чуть времени занятиям с аудио-тренажёром - и
в следующем учебном году глаза вашего первоклассника, или второклассника, или третьеклассника будут светиться от радости - преподаватели всегда хвалят детей с "хорошими ушами и голосами". И голова тоже включится - ребёнка будут называть ещё и умным - ведь при разборе нотных примеров сами собой запомнятся многие правила по музыкальной грамоте.

Музыкальные диктанты - одно из самых интересных и полезных упражнений для развития слуха, жаль, что многие не любят этой формы работы на уроке. На вопрос «почему?», обычно отвечают: «не умеем». Ну что ж, значит, пора научиться. Будем постигать сию премудрость. Вот вам сразу два правила. Правило первое.
Банально, конечно, но для того чтобы научиться писать диктанты по сольфеджио, надо просто их писать! Часто и много. Отсюда вытекает правило первое и самое главное: не пропускать уроки сольфеджио, так как на каждом из них пишется музыкальный диктант. Правило второе. Действуй самостоятельно и смело! После каждого проигрывания нужно стремиться записать в свою тетрадь как можно больше - не одну ноту в первом такте, а много всего в разных местах (в конце, в середине, в предпоследнем такте, в пятом такте, в третьем и т.д.). Не нужно бояться записать что-то неверно! Ошибку всегда можно исправить, а вот застревать где-нибудь в начале и надолго оставлять нотный листочек пустым это очень неприятно. Ну а теперь перейдём к конкретным рекомендациям по вопросу, как научиться писать диктанты по сольфеджио.

КАК ПИСАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ? Первым делом, до начала проигрывания, определяемся с тональностью, сразу ставим ключевые знаки и представляем себе эту тональность (ну гамму там, тоническое трезвучие, вводные ступени и т.д.). Перед тем, как начать диктант училка обычно настраивает класс на тональность диктанта. Будьте уверены, если вы половину урока пели ступени в ля мажоре, то с вероятностью в 90% диктант будет в той же тональности. Отсюда новое правило: если тебе сказали, что тональность с пятью бемолями, так не тяни кота за хвост, и сразу поставь эти бемоли куда следует - лучше прямо на две строчки.

ПЕРВОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ДИКТАНТА. Обычно после первого проигрывания диктант обсуждается примерно в следующем ключе: сколько тактов? какой размер? есть ли повторы? с какой ноты начинается и какой заканчивается? есть ли необычные ритмические рисунки (пунктирный ритм, синкопа, шестнадцатые, триоли, паузы и т.д.)? Все эти вопросы вы должны задавать себе, они должны служить вам установкой перед прослушиванием, и после проигрывания вы, естественно, должны отвечать на них. В идеале, после первого проигрывания в тетради у вас должны быть: ключевые знаки, размер, размечены все такты, написана первая и последняя нота. По поводу числа тактов. Тактов обычно бывает восемь. Как их нужно размечать? Либо все восемь тактов на одной строчке, либо четыре такта на одной строчке и четыре на другой - только так, и больше никак! Если ты делаешь по-другому (5+3 или 6+2, в особо тяжёлых случаях 7+1), то, пардон, ты лошара! Иногда тактов бывает 16, в этом случае размечаем или по 4 на строчке, или по 8. Очень редко тактов бывает 9 (3+3+3) или 12 (6+6), ещё реже, но иногда встречаются диктанты из 10 тактов (4+6).

ДИКТАНТ ПО СОЛЬФЕДЖИО — ПРОИГРЫВАНИЕ ВТОРОЕ Второе проигрывание слушаем со следующими установками: с каких мотивов начинается мелодия и как она дальше развивается: есть ли в ней повторы, какие и в каких местах. Например, повтор в предложениях - часто в музыке повторяются начала предложений - 1-2 такт и 5-6; в мелодии также могут быть секвенции - это когда один и тот же мотив повторяется от разных ступеней, обычно все повторы хорошо слышны. После второго проигрывания нужно также запомнить и записать то, что в первом такте и в предпоследнем, ну и в четвертом, если запомнили. Если второе предложение начинается с повтора первого, то это повторение тоже лучше сразу выписать. Очень важно! Если после второго проигрывания у тебя в тетрадке еще не написан размер, первая и последняя нота, не размечены такты, то надо «активизироваться». На этом нельзя застревать, нужно в наглую спросить: «Слышь, училка, сколь тактов-то и какой размер?». Если училка и не ответит, то наверняка среагирует кто-нибудь из класса, а если нет, то громко спрашиваем у соседа. В общем, действуем, как хотим, устраиваем произвол, но всё, что нужно, узнаём.

ПИШЕМ ДИКТАНТ ПО СОЛЬФЕДЖИО — ТРЕТЬЕ И ПОСЛЕДУЮЩИЕ ПРОИГРЫВАНИЯ Третье и последующие проигрывания. Во-первых, нужно обязательно дирижировать, запоминать и записывать ритм. Во-вторых, если не получается сразу услышать ноты, то нужно активно анализировать мелодию, например по таким параметрам: направленность движения (вверх или вниз), плавность (подряд по ступеням или скачками - на какие интервалы), движение по звукам аккордов и т.д. В-третьих, нужно слушать подсказки, которые говорит другим ребятам учитель при «обходе» во время диктанта по сольфеджио, и корректировать то, что написано у себя в тетради. Последние два проигрывания предназначены для проверки уже готового музыкального диктанта. Проверять нужно не только высоту нот, но верность написания штилей, лиг, расстановку знаков альтерации (например, после бекара восстановление диеза или бемоля)

ЕЩЕ НЕМНОЖКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ Сегодня мы говорили о том, как научиться писать диктанты по сольфеджио. Как видите, писать музыкальные диктанты совсем не сложно, если подходить к этому с умом. В заключение получите-ка ещё парочку рекомендаций для развития навыков, помогающих в музыкальном диктанте. Слушайте дома произведения, которые проходятся по музыкальной литературе, следя по нотам (музыку берёте в контакте, ноты - тоже находите в интернете). Пойте нотами те пьесы, которые играете по специальности. Например тогда, когда занимаетесь дома.

Иногда переписывайте ноты вручную. Можно те же пьесы, которые проходите по специальности, особенно полезно будет переписать полифоническое произведение. Этот метод помогает также и наизусть быстро учить. Это проверенные способы развития навыка записи диктантов по сольфеджио, так что займитесь на досуге - сами удивитесь тому, какой выйдет результат: писать музыкальные диктанты будете на ура!

По многочисленным просьбам наших учащихся, которые прямо-таки бомбардируют сайт этим вопросом, помещаем несколько рекомендаций на столь животрепещущую тему.

(Спасибо, что не закрыли текст после предыдущего абзаца. Продолжаем.)

Быстро обучиться хорошо писать диктанты – это нечто из серии «английский за 2 недели», «обогащение за 2 дня» или «похудение за 2 часа». Музыкальный диктант (в дальнейшем – МД) – зверь дикий, и приручать его надо постепенно, лаской-с, приноравливаясь к его повадкам и особенностям. А повадок у него много, и все работают против вас. У него есть мелодия, которую надо не только запомнить, но и перевести в ноты. У него есть ритм, который тоже надо как-то запомнить и уложить среди тактовых чертей . И наконец эти, не тем будь помянуты, злосчастные случайные знаки, особенно мерзкая VII ступень гармонического минора, которую еще надо не забыть поставить в виде диеза или бекара... Педагогу, в общем, понятно состояние коллективного помешательства, в которое впадают студенты при словах «а сейчас – диктант». Это состояние сопровождается частичной атрофией всех органов чувств. Уши не слышат, голова не работает, и только рука с карандашом конвульсивно вздрагивает во время проигрывания, оставляя на нотной бумаге какие-то точки: Успеть! Настрочить! Пока играют! Потом сразу все забуду! В результате на нотном стане появляется тайнопись, в которой восходящий ряд означает нисходящий, вместо движения по аккорду мы видим поступенное и наоборот, а ритм так и вовсе берется с потолка или неизвестно с чего.

Выберите среди его мелодий несколько одноголосных (так называемая полифонúя не подойдет не только из-за неправильного ударения в слове), которые вы хорошо знаете, слышите каждый день и уже намереваетесь заменить другими. Не торопитесь это делать. Последнее, чем вы можете досадить вашим надоевшим мелодиям, – это записать их на нотную бумагу.

Мелодия не должна быть чересчур быстрой, длинной или джазовой по стилю (джазовые мелодии изобилуют необычными ступенями и требуют подготовленного слуха).

Прежде всего мелодию пропойте (на инструменте не подбирать!). Выберите для нее тональность (если вы, конечно, не слышите ее при «исполнении» телефоном; но тогда вы обладатель абсолютного слуха и с МД вы справитесь и без нашей помощи). Например, в минорной мелодии – ля минор, в мажорной – До мажор. Высота тональности может не соответствовать действительности, но это и не существенно. Какая разница, если телефон пищит ее в Ми, а вы примете за тонику До? Это даже более показательно: смоделировав себе условную тональность, вы будете воспринимать звуки мелодии не как абсолютные и отдельные ноты, а в связи друг с другом, как ступени .

Пропев мелодию, спойте отдельно ее I ступень. Попытайтесь найти ее голосом. В мелодии она может и не встретиться (!), но она есть та самая печка , от которой надо искать все остальное. Спойте теперь гамму с названием нот, а можно и знаков. А теперь еще раз врубите мелодию и вырубите сразу после нескольких начальных звуков. Ощутили, какие это ступени и какие ноты? Прекрасно. Дальше по памяти. Сложные скачкинужно заполнять (мысленно или вслух) гаммообразным движением! При непонятных нотах следует останавливаться и допевать от этой ноты до тоники (или, наоборот, от тоники до ноты).

С ритмом сложнее. Если вы пытаетесь писать эстрадную мелодию, она, как правило, вся изрешечена синкопами и другими вещами, плохо поддающимися нотной записи. В таком случае постарайтесь расставить хотя бы тактовые черты (задача тоже не из легких).

Когда ваша способность к записыванию мелодии иссякнет, то есть вы поймете, что точнее записать уже все равно не сможете, – сыграйте на инструменте все, что получилось. Теперь (но не раньше!) вы имеете полную власть распоряжаться инструментом, биться о его клавиши или порожки. Особенно плодотворно вы сможете использовать слухоразвивающие возможности вашего мобильника, если сами наберете на нем какую-либо знакомую мелодию (записав ее предварительно нотами на бумаге).

Там тоже есть мелодии, которые крутятся non stop. Их можно услышать в совершенно любой произвольно избранный момент на одной из радиостанций. Произведите с ними вышеуказанные операции. Для повторного прослушивания достаточно повернуть тюнинг. И мелодия обнаружится сама собой.

Но кошка-то у вас должна быть! Кошки, между прочим, очень музыкальные животные. Некоторые из них даже не могут выносить профессионально поставленного голоса: усиленный всеми резонаторами певческий звук напоминает, очевидно, кошачий сигнал опасности, и четвероногое спасается бегством.

Прислушайтесь к ее сигналам. Попытайтесь перевести их в нотные знаки. И, кто знает, может быть, скоро вы научитесь беседовать с любимой животиной на ее же музыкальном языке...

Если у вас даже кошки нет - идите прямиком в интернет. Там (то есть тут) можно найти множество интерактивных программ для развития музыкального слуха, в том числе для записи мелодий разной сложности.

Написание диктанта – процесс отнюдь не мгновенный. При каждом прослушивании вспоминайте фразу из фильма: «Дичь не улетит, она жареная». Никуда диктант от вас не денется. В течение ближайших 15-25 минут вся ваша жизнь будет протекать в теснейшем контакте с этой мелодией. Так что никакой паники.

Не пытайтесь судорожно строчить за проигрыванием. Особенно за первым. Вы же еще ничего не поняли: ни размера, ни повторов, ни ритма... Когда вы слышите МД в первый раз, следите за рукой (вашей). Она начнет отсчитывать доли такта, причем помимо сознания. Не мешайте ей. Лучше включите счетные способности и определите, сколько в такте долей.

Раз-два, раз-два...

Раз-два-три, раз-два-три...

Вот, собственно, и всё. Размер 4/4 – это двухдольный, но в музыке широкой, протяжной. Размер 6/8 (о нем студенты часто забывают!) – тоже двухдольный, в котором внутри каждой доли слышно деление не на 2, а на 3 более мелкие единицы.

А ноты? С первого раза их можно и не запоминать. Сами запомнятся.

Во второй раз уже можно обратить на них особенное внимание. Очень важно правильно услышать первую ноту (или первую крупную ноту после мелких длительностей затакта). Больно бывает видеть у студента в начале мелодии I ступень, когда в действительности там V. Ведь педагог только что воспроизвел вам трезвучие! И не использовать эту настроечную подсказку себе на пользу просто глупо.

Мелодия, как известно, состоит из фраз. Запомните, какие из них повторяются. Повторы облегчают написание МД, и наше счастье, что музыка почти не может существовать без повторов. Не пользоваться ими опять же неразумно. Если две абсолютно одинаковые фразы (копии друг друга и по мелодии, и по ритму) в тетради студента становятся разными, это говорит об абсолютном отсутствии работы головного мозга в данный момент.

Поняв, сколько в мелодии фраз, постарайтесь примерно определить, сколько в ней тактов. Чаще всего их, конечно, 8, но бывает и другое количество. Попытайтесь наметить, какие из записанных нот приходятся на сильные доли, уяснить ритм каждого такта. И, пожалуйста, запомните: если в первой фразе был затакт, то в остальных он (в 99 % случаев) сохранится. Поэтому не ставьте тактовую черту перед началом новой фразы: она наверняка вам понадобится лишь после начала фразы.

При следующих проигрываниях уточняйте движение (по гамме, по аккорду, опевание), интервалы, ступени, скачки... Много чего надо уточнить. Но и проигрываний впереди немало!

И пожалуйста, не забывайте случайные знаки! Уже на первом году обучения появляется гармоническая и мелодическая ступени в миноре, чуть позже – они же в мажоре, а там и прочие альтерированные ступени. Их легко услышать, если хорошо представляешь себе звучание обычной натуральной гаммы и соотношение ее простых ступеней.

Так что пойте гаммы, пойте аккорды, пойте интервалы в тональности и вне. Это можно делать и в домашних условиях.

А на уроке – никакой паники!

Успехов!

© Сергей Богомолов,

кандидат искусствоведения,

преподаватель ДМШ им. Н.А. Римского-Корсакова

(специально для нашего сайта, 2015)

Музыкальные диктанты – одно из самых интересных и полезных упражнений для развития слуха, жаль, что многие не любят этой формы работы на уроке. На вопрос «почему?», обычно отвечают: «не умеем». Ну что ж, значит, пора научиться. Будем постигать сию премудрость. Вот вам сразу два правила.

Правило первое. Банально, конечно, но для того чтобы научиться писать диктанты по сольфеджио, надо просто их писать! Часто и много. Отсюда вытекает правило первое и самое главное: не пропускать уроки , так как на каждом из них пишется музыкальный диктант.

Правило второе. Действуй самостоятельно и смело! После каждого проигрывания нужно стремиться записать в свою тетрадь как можно больше – не одну ноту в первом такте, а много всего в разных местах (в конце, в середине, в предпоследнем такте, в пятом такте, в третьем и т.д.). Не нужно бояться записать что-то неверно! Ошибку всегда можно исправить, а вот застревать где-нибудь в начале и надолго оставлять нотный листочек пустым это очень неприятно.

Как писать музыкальные диктанты?

Первым делом, до начала проигрывания, определяемся с тональностью, сразу ставим ключевые знаки и представляем себе эту тональность (ну гамму там, тоническое трезвучие, вводные ступени и т.д.). Перед тем, как начать диктант учитель обычно настраивает класс на тональность диктанта. Будьте уверены, если вы половину урока пели ступени в ля мажоре, то с вероятностью в 90% диктант будет в той же тональности. Отсюда новое правило: если тебе сказали, что тональность с пятью бемолями, так не тяни кота за хвост, и сразу поставь эти бемоли куда следует – лучше прямо на две строчки.

Первое проигрывание музыкального диктанта.

Обычно после первого проигрывания диктант обсуждается примерно в следующем ключе: сколько тактов? какой размер? есть ли повторы? с какой ноты начинается и какой заканчивается? есть ли необычные ритмические рисунки (пунктирный ритм, синкопа, шестнадцатые, триоли, паузы и т.д.)? Все эти вопросы вы должны задавать себе, они должны служить вам установкой перед прослушиванием, и после проигрывания вы, естественно, должны отвечать на них.

В идеале, после первого проигрывания в тетради у вас должны быть :

  • ключевые знаки,
  • размер,
  • размечены все такты,
  • написана первая и последняя нота.

По поводу числа тактов. Тактов обычно бывает восемь. Как их нужно размечать? Либо все восемь тактов на одной строчке, либо четыре такта на одной строчке и четыре на другой – только так, и больше никак! Если ты делаешь по-другому (5+3 или 6+2, в особо тяжёлых случаях 7+1), то, пардон, ты лошара! Иногда тактов бывает 16, в этом случае размечаем или по 4 на строчке, или по 8. Очень редко тактов бывает 9 (3+3+3) или 12 (6+6), ещё реже, но иногда встречаются диктанты из 10 тактов (4+6).

Диктант по сольфеджио – проигрывание второе

Второе проигрывание слушаем со следующими установками: с каких мотивов начинается мелодия и как она дальше развивается: есть ли в ней повторы , какие и в каких местах. Например, повтор в предложениях – часто в музыке повторяются начала предложений – 1-2 такт и 5-6; в мелодии также могут быть секвенции – это когда один и тот же мотив повторяется от разных ступеней, обычно все повторы хорошо слышны.

После второго проигрывания нужно также запомнить и записать то, что в первом такте и в предпоследнем, ну и в четвертом, если запомнили. Если второе предложение начинается с повтора первого, то это повторение тоже лучше сразу выписать.

Очень важно! Если после второго проигрывания у тебя в тетрадке еще не написан размер, первая и последняя нота, не размечены такты, то надо «активизироваться». На этом нельзя застревать, нужно в наглую спросить: «Слышь, учитель, сколь тактов-то и какой размер?». Если учитель и не ответит, то наверняка среагирует кто-нибудь из класса, а если нет, то громко спрашиваем у соседа. В общем, действуем, как хотим, устраиваем произвол, но всё, что нужно, узнаём.

Пишем диктант по сольфеджио – третье и последующие проигрывания

Третье и последующие проигрывания. Во-первых, нужно обязательно дирижировать , запоминать и записывать ритм. Во-вторых, если не получается сразу услышать ноты, то нужно активно анализировать мелодию , например по таким параметрам: направленность движения (вверх или вниз), плавность (подряд по ступеням или скачками – на какие интервалы), движение по звукам аккордов и т.д. В-третьих, нужно слушать подсказки , которые говорит другим ребятам учитель при «обходе» во время диктанта по сольфеджио, и корректировать то, что написано у себя в тетради.

Последние два проигрывания предназначены для проверки уже готового музыкального диктанта. Проверять нужно не только высоту нот, но верность написания штилей, лиг, расстановку знаков альтерации (например, после бекара восстановление диеза или бемоля).

Сегодня мы говорили о том, как научиться писать диктанты по сольфеджио. Как видите, писать музыкальные диктанты совсем не сложно, если подходить к этому с умом. В заключение получите-ка ещё парочку рекомендаций для развития навыков, помогающих в музыкальном диктанте.

  1. Слушайте дома произведения, которые проходятся по музыкальной литературе, следя по нотам (музыку берёте в контакте, ноты – тоже находите в интернете).
  2. Пойте нотами те пьесы, которые играете по специальности. Например тогда, когда занимаетесь дома.
  3. Иногда переписывайте ноты вручную . Можно те же пьесы, которые проходите по специальности, особенно полезно будет переписать полифоническое произведение. Этот метод помогает также и наизусть быстро учить.

Это проверенные способы развития навыка записи диктантов по сольфеджио, так что займитесь на досуге – сами удивитесь тому, какой выйдет результат: писать музыкальные диктанты будете на ура!

Методические указания

Музыкальный диктант воспитывает у учащихся навыки слухового анализа, способствует развитию музыкальных представлений и осознанию отдельных элементов музыки. Диктант помогает развитию внутреннего слуха, музыкальной памяти, чувства лада, метра и ритма.
При обучении записи музыкального диктанта необходимо использовать различные формы работы в данной области.
1. Обычный диктант. Педагог играет на инструменте мелодию, которую учащиеся записывают.
2. Подобрание на инструменте знакомых мелодий, а затем запись их. Предлагается учащимся подобрать на инструменте знакомую мелодию (знакомую песню), а затем правильно записать ее. Этот вид работы рекомендуется учащимся в тех случаях, когда невозможно организовать их домашние занятия по диктанту.
3. Запись знакомых песен по памяти, без подбирания на инструменте. Такой вид диктанта учащиеся также могут использовать в домашней работе.
4. Запись мелодии, предварительно выученной с текстом. Мелодия, которую необходимо записать, сначала выучивается наизусть с текстом, после чего записывается учащимся без проигрывания.
5. Устный диктант. Педагог играет на инструменте короткую мелодическую фразу, а учащийся определяет лад, высоту звуков, метр и длительность звуков, после чего поет мелодию с названием звуков и дитижированием.
6. Диктанты для развития музыкальной памяти. Учащиеся, прослушав короткую мелодию один-два раза подряд, должны запомнить ее и записать сразу целиком.
7. Ритмический диктант. а) Учащиеся записывают продиктованную мелодию вне звуковысотности (ритмический рисунок) . б) Педагог записывает на доске звуки мелодии точками или нотами одинаковой длительности, а учащиеся оформляют мелодию метроритмически (разделяют мелодию на такты и правильно расставляют длительности звуков в тактах).
8. Аналитический диктант. Учащиеся определяют в сыгранной педагогом мелодии лад, метр, темп, фразы (повторяющиеся и измененные фразы), каденции (законченные и незаконченные) и т.д.

При записи обычных диктантов сначала рекомендуется давать учащимся короткие мелодии с тем, чтобы они проигрывались небольшое количество раз и запись велась наизусть. Для стимулирования записи диктанта по памяти, при многократном проигрывании мелодии, следует делать относительно длительные перерывы между его повторениями. Протяженность диктуемого должна увеличиваться постепенно и регулироваться развитием памяти учащихся.
Первоначальные диктанты начинаются и кончаются тоникой. Затем вводятся диктанты, начинающиеся с тонической терции или квинты, позже с других звуков (с обязательным окончанием на тонике).
После того как учащиеся достигнут уверенной техники в записи подобных диктантов, можно начать варьировать их заключения, подводя учащихся в дальнейшем к записи однотональных н модулирующих построений с любым началом и концом.
Перед диктантом необходимо давать тональную настройку в виде гаммы и тонического трезвучия или несложную каденцию. Если педагог называет лад и тональность, то начальный звук мелодии определяют сами учащиеся. В том случае, когда педагог называет тонику и воспроизводит ее на инструменте (или называет начальный звук примера), тогда лад и тональность определяют сами учащиеся. Размер в большинстве случаев определяют сами учащиеся. Педагог должен следить за тем, чтобы запись диктантов велась учащимися грамотно и аккуратно.
Г. Фридкин