Чтобы это хоть как-то исправить, создатели фильма пригласили представителей ВКонтакте на закрытый показ картины. Представители соцсети, на удивление, оценили кино и готовы его продвигать.

Хочу выразить благодарность команде, работающей над фильмом «Матильда», за возможность ознакомиться с материалом ещё на стадии постпродакшена.

Несмотря на то что фильм находится в процессе производства, даже по его рабочей версии можно оценить всю серьёзность отношения и скрупулезность подхода создателей к собственному произведению.

Наша площадка всегда была открыта для диалогов и мнений, поэтому мы приняли решение поддержать картину, дав возможность пользователям ВКонтакте сформировать собственное представление о «Матильде».

Давайте тоже соберём мнения о грядущем фильме. Вот вам несколько фактов для размышлений:

Факт 1

Главные роли сыграли известные российские (и не только) актеры - Михалина Ольшанска (Анатомия зла), Данила Козловский (Легенда #17), Ингеборга Дапкунайте (Утомленные солнцем).

Факт 2

Православные активисты, историки и депутат Госдумы Наталья Поклонская обвинили создателей фильма в нарушении этических норм. Утверждается, что исторической роли в истории фильма нет, но сама по себе картина - «ужасна, вульгарна и оскорбляет память о Николае II».

Факт 3

За полтора года для фильма было создано около 7000 уникальных костюмов, обуви, головных уборов, украшений и аксессуаров. На изготовление ушло более 12 тонн шелка, шерсти, бархата, сукна, кожи и других материалов.

Факт 4

Съемки проходили в исторических местах: Екатерининский, Елагиноостровский, Юсуповский и Александровский дворцы, Большой театр, Мариинский театр и других.

Факт 5

Не стоит ждать четкой исторической достоверности, авторы допустили вольность в изложении. Но основная история передана точно.

Факт 6

Это самый скандальный фильм не только в России, но и во всем мире. Обсуждения этой картины уже ярче и насыщеннее, чем у тех же «50 оттенков серого».

За год его пытались запретить дважды, но безуспешно.

Факт 7

Тысячи человек по всей России пришли на молитвенное стояние против фильма «Матильда». Также их поддержали в Молдавии, Австрии и Сербии.

Факт 8

Режиссёр Сергей Алиев планирует показать свой документальный ответ «Матильде» - фильм «Ложь Матильды». В нем даже снялся депутат Думы Виталий Милонов.

Факт 9

Протоиерей Чаплин обвинил Путина в «огромной ошибке», потому что Президент не запрещает выход кинокартины «Матильда».

Факт 10

Представители РПЦ (Русской Православной церкви) отказались от каких-либо комментариев. Их несильно волнует судьба фильма. Поклонская негодует.

А вот, как мы и обещали, трейлер скандального фильма «Матильда»:

На днях в большой прокат вышел фильм Алексея Учителя «Матильда». Картина не только стала сенсацией еще до показа, но и привлекла повышенное внимание к истории отношений русского императора Николая II и примы-балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской.

Сюжет ленты берет начало с момента знакомства цесаревича и танцовщицы в 1890 году и заканчивается самой коронацией Николая II с супругой Александрой Федоровной в 1896 году. На историческую достоверность режиссер не претендовал, но мы решили внести некоторую ясность в ход истории.

Николаю II на момент связи с Кшесинской был всего двадцать один год. Но на экране мы видим актера, которому явно больше тридцати лет. Из-за этого может сложиться ощущение, что между главными героями играют взрослые чувства, но это не так. В свои двадцать цесаревич увлекался балами и учебой, его мало интересовала борьба за престол, но он старательно учился у своего отца и готовился стать хорошим преемником.


Офицер императорской армии граф Воронцов, герой Данилы Козловского - несуществующий персонаж. По сюжету, ослепленный любовью к балерине и доведенный до безумия офицер являлся угрозой первому наследнику русского престола. Но ни в одном из дневников Николая или Матильды он не был упомянут, поэтому и в истории их отношений графу Воронцову делать было нечего, это художественный вымысел режиссера.


Мария Федоровна, мать Николая II, была настроена против брака Николая и Аликс. Она считала немецкую принцессу не лучшей партией для своего сына. Об этом свидетельствует переписка императрицы с младшим братом Николая II, Георгием Александровичем. Однако в фильме отношение у Марии Федоровны к невестке оказалось противоположным, она была активно вовлечена в единение этого союза и ратовала за скорейшее их венчание.


В «Матильде» воссоздали крушение императорского поезда в Борках, следовавшего из Крыма в Санкт-Петербург. По официальной версии, из-за плохого состояния участка железной дороги и высокой скорости 10 вагонов состава сошли с рельсов. После происшествия Александр III был сильно болен, и его увезли в Левадию, поселок, находящийся в живописном уголке Южного берега Крыма. Там же император и скончался. В фильме вы можете наблюдать сцену встречи Матильды Кшесинской с отцом Николая, который борется с болезнью, находясь в кругу семьи, будучи уже на коляске. Этого не могло быть, т.к. физически император был очень далек от дворца.


После знакомства с Матильдой Николай отправился в кругосветное путешествие. Главными пунктами его остановок были Каир, Бомбей, Калькутта, Цейлон, Сингапур, Сайгон, Нагасаки и Киото. Матильда же о перемещениях будущего императора узнавала из газет. Скучая в разлуке, она увлеклась рисованием и хотела написать портрет Николая, но так и не смогла закончить свою картину. Возлюбленные отправляли письма друг другу - это была очень романтичная часть их отношений. К сожалению, об этих событиях в фильме не сказано ни слова.


Исказила историческую правду и линия поведения Александры Федоровны, которая на экране оказалась мнительной, обеспокоенной, легко внушаемой женщиной. По сюжету фильма она обращалась к лекарям и провидцам, совершала вместе с ними обряды и консультировалась в вопросах личной жизни. В действительности, будущая императрица не была сторонницей альтернативной медицины и эзотерики, по крайней мере, до рождения цесаревича Алексея Николаевича.

Фильм Алексея Учителя (65) «» еще не успел выйти в прокат, как оказался в центре скандала. По мнению православных активистов и депутата Госдумы Натальи Поклонской (36) (которая, кстати, сам фильм не видела), картина нарушает нормы этики и судьбу ее, оказывается, должны решать не зрители, а историки и представители православной церкви. А все дело в сюжете фильма: «Матильда» рассказывает о любви последнего русского императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской . Казалось бы, это исторический факт. Но только вот Николай II причислен к лику святых. Так что, по мнению верующих, это крайне оскорбляет их чувства: как можно показывать, что святой человек был подвержен обычным человеческим страстям?

Поклонская уверена: создатели фильма «прикрываясь словами о свободе творчества, грубо нарушают право на неприкосновенность частной жизни государя Николая Александровича Романова и его семьи». Православные активисты с ней согласны и даже перешли к активным действиям. Организация «Христианское государство - святая Русь » отправила в кинотеатры Москвы больше тысячи писем: требовали снять фильм с проката. Более того, Поклонская усомнилась в выборе актеров на главные роли и заявила, что Николая II почему-то играет «немецкий актер, исполнявший ранее одну из главных ролей в порнографическом фильме», имея в виду «Гольциус и Пеликанья компания », эротическую картину о серии работ голландского художника Хендрика Гольциуса на Библейские и античные сюжеты.

Алексей Учитель в ответ на это обвинение заявил: «Выпад и обвинения депутата Поклонской происходят уже второй раз, и текст абсолютно одинаковый - что тогда, что сейчас. Депутат Поклонская все-таки юрист, и теперь мы решили, что я не буду вступать в полемику, объяснять ей, что такое порноактер, что - не порноактер…» и обратился к генпрокурору Юрию Чайке (65): попросил оградить коллектив его фильма «Матильда» от клеветы со стороны Поклонской и отметил, что вокруг ленты нагнетается «необъяснимая с позиций права и здравого смысла истерия».

В общем, фильм наделал много шума за полгода до премьеры. Но смотреть его стоит вовсе не поэтому. Во-первых, в нем снимаются классные актеры – Михалина Ольшанска (24), Ларс Айдингер (41), Луиза Вольфрам (29), (31), (54), Сергей Гармаш (58), Евгений Миронов (50) и Григорий Добрыгин (30). Кстати, то, что полячка Ольшанска была приглашена на роль Матильды, до последнего момента держалось в секрете: таким было условие контракта актрисы.

Во-вторых, за полтора года для съемок было создано около семи тысяч (!) оригинальных костюмов, а также обуви, головных уборов, украшений и аксессуаров. А на их изготовление ушло более 12 тонн шелка, шерсти, бархата, сукна, кожи и других материалов. Колоссальная работа, чтобы полностью погрузить зрителя в эпоху!

В-третьих, съемки проходили в исторических местах: Екатерининский, Елагиноостровский, Юсуповский и Александровский дворцы , а также Дворец Половцева , Константиновский дворец в Стрельне , Мариинский театр , Санкт-Петербургский дом ученых, Большой театр и другие.

В-третьих, как и «», «Матильда» не претендует на историческую достоверность: создатели допустили некоторую вольность в изложении фактов, но сама история отношений Кшесинской и императора была передана точно. В-четвертых, это захватывающая история любви. И любовный треугольник там тоже есть: в Кшесинскую без памяти влюблен не только Николай II, но и офицер Воронцов – Данила Козловский. И он хорош, как и в любом другом фильме.

Ну и в-пятых, Матильда – одна из самых неоднозначных и одновременно вдохновляющих фигур в истории России. Она первая из русских танцовщиц, выполнившая 32 фуэте подряд. Сегодня это считается фирменным знаком русского балета. Кшесинская питала слабость к мужчинам дома Романовых – после расставания с Николаем II она моментально переключилась на князя Сергея Михайловича , затем на князя Владимира Александровича , а потом и на Андрея Владимировича , двоюродного брата Николая II . В 20-х годах XX века Кшесинская уехала в Париж , а в 1929-м открыла там балетную школу. Кшесинская больше не вернулась в Россию и умерла в Париже в 1971 году, не дожив каких-то полгода да столетнего юбилея. В общем, личность крайне незаурядная. Говорить о ней можно долго, но лучше один раз посмотреть.

Художнику, конечно, повышенное внимание к его произведениям обычно приятно. Но когда твой опус рассматривают с увеличительным стеклом – увольте, это уж лишнее.

В таком примерно положении оказался сейчас Алексей Учитель со своей многострадальной (без иронии) «Матильдой». Атака Натальи Поклонской, вызвавшая мутную волну агрессивных нападок со стороны «царебожников» вплоть до высказанного желания посадить режиссера на кол, с одной стороны добавили фильму популярности заранее. С другой стороны – добавили ему чисто энтомологического интереса со стороны критики, вынужденной теперь анализировать «Матильду» в свете агрессивных событий вокруг нее. И это фильму вместе с командой на пользу, конечно, не пошло.

Не будь Поклонской с ее свитой психически нестабильных – «Матильда» скромно прошла бы по обочинам кинокритических обзоров как очередное околопатриотическое кино с не слишком удачной прокатной судьбой, но и не провальное на фоне всей нашей киноиндустрии. Которую так и хочется забрать в кавычки. Но раз уж волна общественного обсуждения вынесла на поверхность – приходится перебирать по косточкам. Экспонат как-никак.

Отдадим должное Учителю: с парадной стороной фильма он поработал отменно. Костюмная историческая драма из стародавних времен, когда дамы волочили шлейфы шелковых юбок, кавалеры в бакенбардах котлетами смаковали слово «честь», а новоиспеченные императоры выкладывали круглые суммы из своего кармана семьям погибших во время их коронации, в «Матильде» сконструирована грамотно, любовно и явно с честным применением выделенного бюджета. Что, согласитесь, в наше подозрительное время уже достижение.

История, рассказанная в фильме, разворачивается на фоне парадных фасадов и в нарядных интерьерах. Здесь чувствует не только размах, но и вкус, что опять же для нашего нынешнего кино – редкость. У нас по большей части что-то одно – либо размах, либо вкус. Пышный излет 300-летнего царствования династии Романовых, который через 20 лет закончится кровавой трагедией, становится удачным фоном для драматичной истории любви между вот-вот императором Николаем Александровичем (Ларс Айдингер) и балериной Матильдой Кшесинской (Михалина Ольшанска). Любовь начнется с отважного эксперимента молоденькой Кшесинской на сцене – у нее случайно обнажится грудь, и вместо того чтобы стыдливо убежать за кулисы, она, завидев в ложе будущего императора, нахально глядя ему в глаза, продолжит танцевать с обнаженной грудью чем, разумеется, привлечет и увлечет юного Николая. Потом, когда Ники попытается овладеть ею в специальном шатре, Матильда влепит ему пощечину и пообещает, что он теперь будет любить ее вечно.

В венценосном семействе Романовых Кшесинскую считали чем-то вроде переходящего знамени – начав с великого князя Сергея Александровича, она займется Николаем, а когда Николай станет примерным семьянином, обратит свой взор на императорского кузена, князя Андрея, за которого впоследствии и выйдет замуж. Но Учителю не хочется знать ничего плохого про героиню – Матильда у него девица хоть и пробивная, но искренно и преданно любящая своего Ники. Польская актриса отменно хороша – свежа, черноброва и обладает той свободной сексапильностью, которой наши актрисы в основном лишены. Поэтому не надо удивляться, что героиню Учитель привез из-за границы. С императором все намного печальнее. Ларс Айдингер – выдающийся артист, на спектакли берлинского «Шаубюне» с его участием попасть практически невозможно. Что сделал с ним режиссер – сразу даже не скажешь. То ли запретил под страхом расторжения контракта играть привычно хорошо. То ли накачал снотворным. Но в любом случае смотреть на бородатого мужчину за 40, которому явно скучно изображать 22-летнего юношу, - несколько даже неловко. Диссонанс между глазами изрядно пожившего человека и юными порывами вчерашнего пубертата слишком бросается в глаза, и от этого история любви кажется заведомо фальшивой.

Хотя – и тут снова надо отдать должное режиссеру – он не настаивает на правдивости рассказанного. Он даже не уговаривает нас, что, дескать, такое ведь могло быть. Наоборот – он словно подчеркивает, что все рассказанное – выдумка от начала до конца, и для этого привлекает совершенно сказочных персонажей. Вроде князя Воронцова (Данила Козловский), неистово влюбленного в Матильду бородача, готового ради нее отправить на тот свет наследника престола. Это такой Кощей, Мальчиш-Плохиш и все демоны сразу в одном лице. Это уже смешно, но еще смешнее, когда некий люцифероподобный врач-психиатр в исполнении почему-то великого немецкого театрального режиссера Томаса Остермайера помещает Воронцова в аквариум с головой и принимается пытать. Не это ли прямой намек нам: не верьте, дорогие зрители, ни секунды не верьте!

Проблема только в том, что сам режиссер так и не понял – верить самому себе или нет. Он отчаянно мечется между жанрами, между вымыслом и реальностью, так до конца и не решив, что и зачем снимает. То ему самому кажется, что он снимает вполне патриотическое кино про ту самую хрестоматийную Россию до 1913 года, когда поросята были жирненькие, а люди верили в бога. То есть «Россию, которую мы потеряли». Не зря фильм начинается недвусмысленной метафорой – тем самым знаменитым крушением поезда, после которого здоровье государя Александра Третьего (Сергей Гармаш), долго удерживавшего крышу вагона, сильно пошатнулось, как тот поезд. Вскоре Ники стал императором.

Моментами кажется, что хитрый Учитель на самом-то деле снял комедию – кроме Воронцова и полубезумного психиатра, в фильме еще множество комических персонажей в комических обстоятельствах. Самый обаятельный из них – начальник царской сыскной полиции Власов (Виталий Кищенко). Этот зловещий тип, каким он вроде должен казаться зрителю, по сюжету несколько лет только и делает, что носится за Матильдой, пытаясь разлучить ее с будущим императором. Видимо, дела в стране с точки зрения безопасности шли очень неплохо, коль скоро главный охранник бросает все силы на девицу-балерину. Настигнув ее, Власов пытается девушку то утопить, то сжечь. Или может, наоборот – дела-то шли плохо, но сыскная полиция была занята не тем, вот все и рухнуло? Тогда, выходит, глубоко копает Учитель. А в это поверить совсем уж трудно.

Скорее всего, режиссер хотел угодить понемножку всем – патриотам (православие-самодержавие-народность), любителям массового зрелища (нарядные салоны и гонки на паромах), домохозяйкам (история несчастной любви), критикам (хорошие актеры, особенно Ингеборга Дапкунайте в роли вдовствующей императрицы, плюс простор для трактовок, которым мы и воспользовались). Но как часто и бывает в таких случаях, художник промахнулся, и единственным, кто всерьез заинтересовался фильмом, оказалась депутат Поклонская. Да и та фильм смотреть не хочет.

Кстати, в пользу комедии говорит и тот факт, что цесаревич после ночи любви с Матильдой всегда оказывается в кальсонах. Кстати, скажите кто-нибудь об этом Поклонской – может, она успокоится?

Зрителям свой фильм "Матильда". Среди зрителей на премьере были чиновники, артисты, бизнесмены и руководители музеев, в которых проводились съемки.

Еще задолго до своего выхода "Матильда" стала предметом дискуссий, а в последнее время - поводом для откровенного экстремизма со стороны противников ленты. ТАСС рассказывает о хронологии развития ситуации вокруг фильма.

О чем фильм

Фильм "Матильда" рассказывает об отношениях последнего русского императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской. В картине отражены реальные события, в том числе крушение царского поезда в Борках, коронация в Успенском соборе, трагедия на Ходынском поле в Москве.

Готовясь к съемкам фильма, Алексей Учитель на протяжении нескольких лет изучал сотни документов, связанных с жизнью последнего русского императора. Съемки велись в интерьерах дворцов и соборов Санкт-Петербурга и Москвы, Мариинского и Большого театров.

Для исторической постановки было изготовлено 7 тыс. костюмов. В съемках эпизодов коронации участвовало более 500 человек, драмы на Ходынке - свыше 2 тыс. статистов. Бюджет картины не разглашается. Автор сценария - писатель Александр Терехов, лауреат премии "Национальный бестселлер".

В чем суть конфликта

2 ноября 2016 года стало известно, что депутат Госдумы, экс-прокурор Крыма Наталья Поклонская направила запрос генпрокурору РФ Юрию Чайке с просьбой проверить фильм "Матильда".

Она пояснила, что к ней как к депутату обратились десятки граждан. Речь идет как о коллективном обращении от общественного объединения "Царский крест", так и об индивидуальных письмах, сказала политик. В них граждане, в частности, жаловались, что данный фильм оскорбляет их религиозные чувства.

Кроме того, организация "Христианское государство - Святая Русь" направила в кинотеатры письма с призывом не допустить показа фильма.

Режиссер "Матильды" в свою очередь рассказал ТАСС, что прокуратура уже проверяла материалы киноленты и никаких нарушений не выявила .

Позднее, 28 ноября, режиссер выразил мнение, что против "Матильды" выступали активисты из липовых общественных организаций. "К сожалению, эти люди очень агрессивны, я опасаюсь провокаций после выхода фильма на экраны, они врываются в театры, на выставки, что им мешает ворваться и в кинотеатр?" - отмечал режиссер.

Развитие истории

17 апреля Поклонская направила в Генпрокуратуру РФ депутатский запрос с отрицательным заключением экспертизы фильма "Матильда", сделанной по ее заказу. "Комиссия заключает, что созданный в фильме "Матильда" образ канонизированного Русской православной церковью Российского императора Николая II не может не оскорблять религиозные чувства и не унижать человеческое достоинство значительной части православных христиан", - говорится в документе. При этом Поклонская признала, что экспертиза сделана на основе чтения сценария фильма и просмотра двухминутного трейлера картины.

В Минкультуры заявили, что ведомство не будет учитывать эту экспертизу при выдаче разрешения на прокат. Наконец, 25 мая полиция пришла с проверкой в кинокомпанию Алексея Учителя. Запрос о проверке по налоговым преступлениям направила Наталья Поклонская.

Между тем Алексей Учитель направил в Генпрокуратуру два заявления , касающиеся Натальи Поклонской и руководства организации "Христианское государство - Святая Русь". В первом заявлении он попросил "оградить коллектив фильма, работников прокатных организаций от дальнейших угроз, иных противоправных действий лиц экстремистской направленности, как и от публично распространяемых клеветнических измышлений собственно госпожи Поклонской". Во втором - проверить организацию на экстремизм.

10 августа фильм "Матильда" получил прокатное удостоверение. Картине была присвоена категория "16+". В Министерстве культуры подчеркнули, что за субъектами остается право на ограничение показа ленты на их территории.

Обострение ситуации

31 августа здание в Петербурге, где находится киностудия Учителя, забросали бутылками . А 4 сентября мужчина протаранил на машине фасад кинотеатра "Космос" в Екатеринбурге. Депутаты Госдумы связали эти события с ситуацией вокруг "Матильды" и попросили ФСБ и МВД проверить противников фильма на экстремизм.

11 сентября неизвестные подожгли около офиса адвоката режиссера Константина Добрынина две машины. Добрынин рассказал, что рядом со сгоревшими автомобилями были разбросаны листовки со словами "За Матильду гореть". Спустя день "Формула кино" и "Синема парк" заявили о решении не показывать фильм "Матильда". Руководство объединенной сети кинотеатров объяснило это беспокойством из-за угрозы безопасности зрителей.

Подозреваемые в поджоге машин вскоре были арестованы и по решению суда заключены под стражу. Ими оказались активисты организации "Христианское государство - Святая Русь" Александр Калинин, Александр Баянов и Денис Манталуц. Позднее стало известно , что Калинин был судим в Норильске за убийство.

После ареста православных активистов Учитель призвал киносети, которые ранее отказались от проката "Матильды", пересмотреть свое решение. 13 октября "Синема Парк" и "Формула Кино" согласились вернуть фильм в репертуар своих кинотеатров.

В тот же день представители культурных учреждений Крыма сообщили о том, что "Матильду" покажут в двух кинотеатрах Симферополя, а также трех кинотеатрах Севастополя.

Реакции

"Я хочу вас поздравить. У нас в России появился замечательный, красивый, прекрасно сыгранный и хорошо поставленный фильм. Я не поклонница Николая II, но после просмотра фильма я стала лучше к нему относиться", - заявила первый зампред комитета Госдумы РФ по культуре Елена Драпеко 28 сентября после закрытого показа "Матильды" в стенах парламента. Позитивно оценили фильм и ряд других депутатов.

Комитет Госдумы по культуре после просмотра выпустил заявление. "Особо хотим подчеркнуть, что фильм не содержит никаких материалов, нарушающих российское законодательство, в том числе законодательство, направленное на защиту нравственности и чувств верующих, - отметили парламентарии. - Считаем, что широкий кинотеатральный прокат фильма вызовет дополнительный интерес к страницам истории нашей страны".

Ситуацию вокруг фильма неоднократно комментировали политики и кинематографисты.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков считает , что экстремистские выходки по отношению к авторам и создателям фильма Алексея Учителя "Матильда" - это повод для расследования правоохранительными органами. Позднее он сказал , что Кремль не видит смысла давать дополнительные указания правоохранителям в связи с выходом в прокат "Матильды".