Слово «анархия» заимствовано у французов и обозначает «безвластие». Корни этого слова происходят от греческого «anarhia» - «без руководителя».

Анархия - это хорошо или плохо?

У многих анархия ассоциируется со злом, насилием и борьбой. Так думает большинство и виновата в этом системная машина власти, которая пропечатала в человеческом сознании отвращение и страх к самому слову «анархия». На самом же деле изначальное значение этого понятия - свобода и безвластие. По сути, анархия - это внутренняя свобода, а анархист - человек, освобожденный от внешних влияний на свой внутренний мир и развитие, он самодостаточен.

В фильмах или книгах анархист обычно показан агрессивной личностью, опасной для общества, покушающейся на чужое имущество в целях его уничтожения. Образ такого человека ассоциируется с террористами. На Западе множество организаций, считающих себя анархичными, давно перешли к тактике создания массовых беспорядков и убийств.

Таким образом они надеются нарушить государственную систему, но вызывают только отвращение у общества. Нельзя сказать, что эти организации не являются анархичными. На самом деле анархия - это целая философская система. Нет однозначно правильного ответа на вопрос: анархия - это хорошо или плохо.

Истоки анархизма

Идеи анархизма были сформулированы еще задолго до нашей эры. Первые философы, которые задумались о таком понятии, как анархия, были Диоген в Древней Греции и Лао-Цзы в Древнекитайском государстве. Они первые, кто сформулировал, что анархия - это форма правления.

Теория современного анархизма начинается с 1793 года, когда Уильям Годвин написал свой труд «Политическая справедливость». В 1844 году Максом Штирнером была определена базовая ценность анархиста - эгоизм.

В русской литературе понятие анархии появилось в XIX веке. В то время многие политические деятели и мыслители стали рассматривать идею анархии как новый тип политического сознания. Некоторые считали, что принцип данного понятия необходимо внедрять в деятельность самого государства, а другие мыслители и философы доказывали, что анархия и государство - понятия несовместимые.

Профессор Б. А. Кистяковский считал, что государство - это инструмент по преодолению анархизма.

Князь Е. Н. Трубецкой, философ и юрист, в анархии видел только беспорядки. Он также считал, что анархизм нарушит принцип иерархии государства в общественном сознании. По его мнению, анархия - это хаос.

С. Л. Франк, профессор университетов (Московского и Саратовского), юрист, называл анархизм своеобразным взрывчатым веществом для разрушения «здравого государственного смысла».

Петр Кропоткин

Пожалуй, самым известным представителем политической теории анархизма является Петр Кропоткин. Он был князем, представителем российской интеллигенции, ученым и философом. Хоть его политические взгляды были утопичны, он вложил немалый вклад в развитие идей социализма и коммунизма, основанных на анархизме. Он писал, что анархизм - это альтернатива социализму, или следующая за ним ступень. Анархическая утопия вдохновляла князя Кропоткина, но в то же время он всегда оставался реалистом, полагая, что до такого уровня сознания необходимо «дорасти». Философ и ученый был против любого террора, даже осуществляемого ради коммунизма.

Петр Алексеевич Кропоткин считал, что каждый может ради великих целей пожертвовать своей жизнью, но играть судьбами миллионов непозволительно никому.

Кропоткин всегда оставался борцом за безвластие и свободу, выступал против любой диктатуры. Духовные ценности, за которые боролся князь, имеют всечеловеческое значение.

Итальянский ученый Ломброзо и его работы

До недавнего времени работы итальянского ученого не воспринимались всерьез российскими мыслителями и философами. Однако его работы внесли значительный вклад в развитие теории анархизма. Он рассматривал анархизм как возвращение назад, к первобытному, но уточнял, что так как развитие общества происходит по спирали, возвращение - это не всегда регресс.

Ломброзо видел в идее анархии как положительные качества, так и отрицательные. Он считал, что все анархисты - это ярые фанатики, готовые далеко пойти ради своей цели. В своих работах он рассматривал отдельные пласты населения и говорил, что к анархизму более склонны молодые люди, чем зрелые и состоявшиеся. В то же время в неблагополучных районах анархии подвержена большая часть населения, так как людям нечего терять и они борются за свободу и безвластие.

Понятие анархии в марксизме

Большевистская и социал-демократическая литература внесла ряд уточнений в понимание анархизма. Марксисты относились резко негативно к самой идее анархии.

В. И. Ленин в своих работах уделил достаточно много внимания анархизму. Его интерпретация данного понятия весьма любопытна и дает нам возможность увидеть отношение к анархии и самому анархизму революционеров того времени.

В понимании Ленина понятия анархии и порядка не имеют ничего общего. Анархией, говорил он, можно называть отрицание любой государственной власти, а Совет солдатских и рабочих депутатов - это государственная власть.

Так что же такое анархия?

Хотя под анархизмом обычно понимают какое-либо антигосударственное движение, на самом деле анархизм — намного более тонкое и полное своих нюансов понятие. Это целая философия, которой посвятили свои жизни ряд мыслителей. Это сложнее, чем просто оппозиция государственной власти. Анархисты противостоят идее о том, что власть и доминирование необходимы для общества, и вместо них предлагают анти-иерархические формы политической, общественной и экономической организации.

Анархизм — политическая идея, которая основывается на свободе. Главная его цель - уничтожить все типы принуждения и подавления. Он предлагает заменить сотрудничеством личностей власть, которая существует за счёт подавления одних людей другими, а также благодаря привилегиям одних по отношению к другим.

Таким образом, по убеждению анархистов, власть должна быть ликвидирована во всех её проявлениях.

Анархия - это такой образ жизни. Анархизм - это политический строй.

Получается, что свобода и анархия - это схожие понятия.

Структура анархичного общества

На самом деле как таковой структуры анархичного общества нет. Главные концепции анархизма - это взаимопомощь и сотрудничество, а не борьба за собственность и конкуренция. Они считают, что общество существует ради благ индивидуума, но не наоборот. Анархия - это свобода. Свобода мысли, образа жизни. Те, кто считает, что анархия - это плохо, не правы.

При анархии, чем выше организация, тем меньше ответственности ей дается снизу. Конечно, это утопия, общество должно дойти до такого уровня сознания, когда ему не нужна будет чья-либо помощь в управлении. Истории известны анархичные государства, правда, существовали они достаточно давно.

Анархия - это что за субкультура, и какой она бывает?

Существует несколько направлений анархизма:

Анархо-индивидуализм

Главными представителями данного направления являются Б. Таккер, А. Боровой, М. Штирнер. Главной идеей анархо-индивидуализма является поддержание понятия частной собственности.

Мутуализм

Данное направление было создано в XVIII веке французскими рабочими. Главными идеями мутуализма является поддержание свободы ассоциаций, взаимопомощь, федерализм. Согласно этому направлению анархизма, каждый рабочий должен получать достойную оплату за свой труд.

Социальный анархизм

Это одно из основных направлений анархизма. Главные принципы: отказ от частной собственности, взаимопомощь.

Коллективистский анархизм

Другое название данного направления - революционный социализм. Представители: И. Мост, М. Бакунин. Они считали, что всю частную собственность нужно сделать коллективной.

Анархо-коммунизм

Представители этого направления считали, что какая-либо работа должна выполняться людьми добровольно, в результате осознания выгоды общественного владения предприятиями.

Анархо-синдикализм

Представитель - Рудольф Рокер. Главные принципы: самоуправление рабочих, рабочая солидарность.

Постклассический анархизм

Представители: С. Ньюман, Т. Мэй, Ф. Гваттари. Включает в себя сочетание принципов постмодернизма, постлевого анархизма, ситуационизма и др.

Зеленый анархизм

Представители: Ф. Перлман, М. Букчин, Б. Моррис и др. Они уделяют особое внимание проблемам окружающей среды и экологии.

Вместо заключения

Таким образом, можно сказать, что анархия - это философия масс народа в кризисные периоды. В спокойное время политика анархизма не оказывает особого влияния на сознание людей.

Анархия - это что такое? Это то, что поднимает людей против государства ради улучшения условий существования: политических, экономических и социальных.

О том, что такое "анархия", у большинства населения сложилось превратное мнение. Виной всему анархизм в России, который устроил царство террора на рубеже XIX и XX веков. Анархисты взрывали бомбы, устраивали диверсии, считая, что могут привести страну к процветанию только таким способом. Но все таки, что такое анархия?

На самом же деле анархия - это безвластие, точнее отсутствие централизованного управления, при этом дается максимальная степень свободы для личности. Анархия не дает возможность одному человеку возвыситься за счет другого, она должна исключить большое количество ненужных бюрократических операций. Исчезнет необходимость регистрации права в судах. При анархии каждый гражданин страны будет не маленьким винтиком в государственной машине, а ярким представителем общества, который будет принимать активное участие в его развитии. Для любого правительства, любой страны человек является электоратом. При анархии же сами понятия "политик", "правитель" исчезнут за ненадобностью. Каждое предприятие будет управляться собственными рабочими. Правда, остается неясным механизм товарооборота внутри страны, который должен быть налажен таким образом, чтобы не возникло дефицита в одной части государства и избытка в другой.

Что такое анархия проще понять на примере. Страна «Безвластия» решила установить анархический строй управления. В таком случае она будет разбита на отдельные регионы - коммуны. Каждая из них будет управлять собственным районом при помощи собрания, на котором и будет решаться любой вопрос. Взаимоотношения между коммунами будут производиться в порядке натурального расчета друг с другом. Например, одна область может производить определенный вид товара, который востребован в другой, между ними тогда будут осуществляться бартерные взаимоотношения. Деньги в стране «Безвластии» невозможны, так как для их производства уже потребуется средство для подавления некоторых типов свободы. Кроме того, деньги способны вызвать искушение, которое при отсутствии контролирующих органов постепенно приведет к разгулу террора. Анархический строй потому и считается утопией, что каждый житель страны должен поддерживать этот тип управления. Каждый житель страны должен быть либо обеспечен полностью всем необходимым, либо быть настолько сознательным, чтобы трудиться лишь на благосостояние своей страны.

На примере достаточно явно показано, что такое анархия. Это утопичный строй, исключающий такие основные функции государства, как социальные службы, армия, полиция. Соответственно, такая страна не сможет вести никакой внешней политики, а внутреннее управление будет также невозможно, так как для принятия любого решения, важного для страны в целом, необходим будет сбор всего населения. Анархия по своей сути возможна лишь в небольшом обществе, живущем отдельно от всего остального мира.

Анархия - это не царство террора, которое устраивало российское нигилистское общество, а утопический возникновение которого в отдельном государстве представляется маловероятным.

Выслушав показание Байбакова, помощник градоначальника сообразил, что ежели однажды допущено, чтобы в Глупове был городничий, имеющий вместо головы простую укладку, то, стало быть, это так и следует. Поэтому он решился выжидать, но в то же время послал к Винтергальтеру понудительную телеграмму и, заперев градоначальниково тело на ключ, устремил всю свою деятельность на успокоение общественного мнения.

Но все ухищрения оказались уже тщетными. Прошло после того и еще два дня; пришла наконец и давно ожидаемая петербургская почта, но никакой головы не привезла.

Началась анархия, то есть безначалие. Присутственные места запустели; недоимок накопилось такое множество, что местный казначей, заглянув в казенный ящик, разинул рот, да так на всю жизнь с разинутым ртом и остался; квартальные отбились от рук и нагло бездействовали: официальные дни исчезли. Мало того, начались убийства, и на самом городском выгоне поднято было туловище неизвестного человека, в котором, по фалдочкам, хотя и признали лейб-кампанца, но ни капитан-исправник, ни прочие члены временного отделения, как ни бились, не могли отыскать отделенной от туловища головы.

В восемь часов вечера помощник градоначальника получил по телеграфу известие, что голова давным-давно послана. Помощник градоначальника оторопел окончательно.

Проходит и еще один день, а градоначальниково тело все сидит в кабинете и даже начинает портиться. Начальстволюбие, временно потрясенное странным поведением Брудастого, робкими, но твердыми шагами выступает вперед. Лучшие люди едут процессией к помощнику градоначальника и настоятельно требуют, чтобы он распорядился. Помощник градоначальника, видя, что недоимки накопляются, пьянство развивается, правда в судах упраздняется, а резолюции не утверждаются, обратился к содействию штаб-офицера. Сей последний, как человек обязательный, телеграфировал о происшедшем случае по начальству и по телеграфу же получил известие, что он за нелепое донесение уволен от службы.

Услыхав об этом, помощник градоначальника пришел в управление и заплакал. Пришли заседатели – и тоже заплакали; явился стряпчий, но и тот от слез не мог говорить.

Между тем Винтергальтер говорил правду, и голова действительно была изготовлена и выслана своевременно. Но он поступил опрометчиво, поручив доставку ее на почтовых мальчику, совершенно несведущему в органном деле. Вместо того чтоб держать посылку бережно на весу, неопытный посланец кинул ее на дно телеги, а сам задремал. В этом положении он проскакал несколько станций, как вдруг почувствовал, что кто-то укусил его за икру. Застигнутый болью врасплох, он с поспешностью развязал рогожный кулек, в котором завернута была загадочная кладь, и странное зрелище вдруг представилось глазам его. Голова разевала рот и поводила глазами; мало того: она громко и совершенно отчетливо произнесла: «Разорю!»

Мальчишка просто обезумел от ужаса. Первым его движением было выбросить говорящую кладь на дорогу; вторым – незаметным образом спуститься из телеги и скрыться в кусты.

Может быть, тем бы и кончилось это странное происшествие, что голова, пролежав некоторое время на дороге, была бы со временем раздавлена экипажами проезжающих и наконец вывезена на поле в виде удобрения, если бы дело не усложнилось вмешательством элемента до такой степени фантастического, что сами глуповцы – и те стали в тупик. Но не будем упреждать событий и посмотрим, что делается в Глупове.

Глупов закипал. Не видя несколько дней сряду градоначальника, граждане волновались и, нимало не стесняясь, обвиняли помощника градоначальника и старшего квартального в растрате казенного имущества. По городу безнаказанно бродили юродивые и блаженные и предсказывали народу всякие бедствия. Какой-то Мишка Возгрявый уверял, что он имел ночью сонное видение, в котором явился к нему муж грозен и облаком пресветлым одеян.

Наконец глуповцы не вытерпели: предводительствуемые излюбленным гражданином Пузановым, они выстроились в каре перед присутственными местами и требовали к народному суду помощника градоначальника, грозя в противном случае разнести и его самого, и его дом.

Противообщественные элементы всплывали наверх с ужасающею быстротой. Поговаривали о самозванцах, о каком-то Степке, который, предводительствуя вольницей, не далее как вчера, в виду всех, свел двух купеческих жен.

– Куда ты девал нашего батюшку? – завопило разозленное до неистовства сонмище, когда помощник градоначальника предстал перед ним.

– Атаманы-молодцы! где же я вам его возьму, коли он на ключ заперт! – уговаривал толпу объятый трепетом чиновник, вызванный событиями из административного оцепенения. В то же время он секретно мигнул Байбакову, который, увидев этот знак, немедленно скрылся.

Но волнение не унималось.

– Врешь, переметная сума! – отвечала толпа, – вы нарочно с квартальным стакнулись, чтоб батюшку нашего от себя избыть!

И бог знает чем разрешилось бы всеобщее смятение, если бы в эту минуту не послышался звон колокольчика и вслед за тем не подъехала к бунтующим телега, в которой сидел капитан-исправник, а с ним рядом… исчезнувший градоначальник!

На нем был надет лейб-кампанский мундир; голова его была сильно перепачкана грязью и в нескольких местах побита. Несмотря на это, он ловко выскочил с телеги, сверкнул на толпу глазами.

– Раззорю! – загремел он таким оглушительным голосом, что все мгновенно притихли.

Волнение было подавлено сразу; в этой недавно столь грозно гудевшей толпе водворилась такая тишина, что можно было расслышать, как жужжал комар, прилетевший из соседнего болота подивиться на «сие нелепое и смеха достойное глуповское смятение».

– Зачинщики, вперед! – скомандовал градоначальник, все более возвышая голос.

Начали выбирать зачинщиков из числа неплательщиков податей и уже набрали человек с десяток, как новое и совершенно диковинное обстоятельство дало делу совсем другой оборот.

В то время как глуповцы с тоскою перешептывались, припоминая, на ком из них более накопилось недоимки, к сборщику незаметно подъехали столь известные обывателям градоначальнические дрожки. Не успели обыватели оглянуться, как из экипажа выскочил Байбаков, а следом за ним в виду всей толпы очутился точь-в-точь такой же градоначальник, как и тот, который за минуту перед тем был привезен в телеге исправником! Глуповцы так и остолбенели.

Голова у этого другого градоначальника была совершенно новая и притом покрытая лаком. Некоторым прозорливым гражданам показалось странным, что большое родимое пятно, бывшее несколько дней тому назад на правой щеке градоначальника, теперь очутилось на левой.

Самозванцы встретились и смерили друг друга глазами. Толпа медленно и в молчании разошлась.

Сказание о шести градоначальницах

Картина глуповского междоусобия

Как и должно было ожидать, странные происшествия, совершившиеся в Глупове, не остались без последствий.

Не успело еще пагубное двоевластие пустить зловредные свои корни, как из губернии прибыл рассыльный, который, забрав обоих самозванцев и посадив их в особые сосуды, наполненные спиртом, немедленно увез для освидетельствования.

Но этот, по-видимому, естественный и законный акт административной твердости едва не сделался источником еще горших затруднений, нежели те, которые произведены были непонятным появлением двух одинаковых градоначальников.

Едва простыл след рассыльного, увезшего самозванцев, едва узнали глуповцы, что они остались совсем без градоначальника, как, движимые силою начальстволюбия, немедленно впали в анархию.

Предисловие к русскому переводу.

Оригинальное название произведения - «Наиболее часто задаваемые вопросы по анархизму», в русскоязычной редакции изменено на более употребимое в русском языке название - «Анархия, Анархизм. Вопросы и ответы», на наш взгляд не меняющее смысла оригинала. Так же, насколько было возможно, сохранены именно переводы цитат, а не цитирование русскоязычных авторов из их произведений.

Тов.Андрей. Рязань, 2004г.

Введение

"Пролетарии мира, идите в глубь к себе и там ищите и творите правду: больше вы ее нигде не найдете".

Петр Аршинов: «История Махновского Движения».

Это произведение написано анархистами всего мира, в качестве попытки обобщенно изложить анархистские идеи и теорию. Этот текст - совместное усилие группы анархистов, с целью представить полезные сведения для организаций анархистов и дискуссионных клубов в надежде, что идеи анархии будут реализованы. Здесь представлены аргументы, доказывающие, почему люди должны быть анархистами, а так же опровержение обычных доводов против анархизма, с которыми мы сталкиваемся. Кроме того, этот документ – попытка восстановления доброго имени анархизма и истинного значения слова Анархия.

Поскольку анархистские идеи кажутся состоящими в разногласии со "здравым смыслом" (например, "мы нуждаемся в государстве и капитализме") мы должны указать, почему анархисты так думают. В отличие от многих политических теорий, анархизм отрицает стереотипы, и вместо них строит свои идеи и идеалы на основе глубокого анализа человеческого общества, а также на принципах гуманности. Чтобы читатель смог правильно понять суть и принципы анархизма, мы привели свои аргументы в максимально расширенной форме, не упрощая их, несмотря на то, что размеры произведения могут отпугнуть случайного читателя, его длина обоснована.

Так же читатели могут упрекнуть нас в частом цитировании: "цитаты являются удобной вещью, чтобы избавить себя от необходимости думать". (A.A. Milne). Дело обстоит не совсем так. Мы включили многочисленные цитаты известных анархистов по трем причинам. Во-первых, чтобы показать, что мы не просто слепо следуем идеям клаасиков анархизма. Во-вторых, что наиболее важно, это позволяет нам связывать прошлое анархизма с его настоящим. И, наконец, цитаты используются для того, чтобы передать сами идеи, а не их описание.

Кроме того, многое цитируется, чтобы позволить читателям сформировать свое мнение о цитируемем произведении, а также и для экономии места. Например, цитата Ноама Хомского о поддержке государством капитализма говорит о том, что наши аргументы основаны на фактах и, не имея необходимости представлять все аргументы, мы ссылаемся на высказывание Хомского. Заинтересованные читатели могут прочитать цитируемый текст, если они желают узнать об этом более подробно.

Мы должны также рассказать историю создания этого произведения. Она началась в 1995, когда группа анархистов собралась написать опровержениеие на заявления сторонников либертарно - капиталистических идей о том, что они - анархисты. Те, кто участвовали в этом проекте, потратили много часов на диалоги с этими людьми о том, могут ли капитализм и анархизм идти вместе. Наконец, группа активистов решила, что лучше всего - составить это произведение в виде ответов на «Наиболее часто задаваемые вопросы», объясняющие, почему анархисты ненавидят капитализм и почему анархо-капитализм не является анархизмом.

Так было принято предложение Майка Хабена, модератора сайта "Критические анализы Либертарианства", что проанархистские «Наиболее часто задаваемые вопросы» гозаздо лучше, чем анти-анархо-капитализм. Это произведение все еще несет в себе отпечаток своей истории. Например, цитаты из Эйна Рэнда, Марри Ротбарда и подобных авторов, занимают слишком много места в Секции F. Они действительно не столь важны. Однако, поскольку эти деятели являют чрезвычайные примеры капиталистической идеологии, придают капиталистической идеологии явно авторитарное значение, которое более умеренные сторонники капитализма пробуют скрыть или минимизировать, их упоминание уместно, т.к. помогает лучше понять отличия многочисленных капиталистических теорий от анархизма.

Очень надеемся, что мы сделали полезное дело для анархистов и других противников капитализма. Возможно, мы должны даже поблагодарить за эти «Наиболее часто задаваемые вопросы по анархизму» многих "либертарных" капиталистов, ведь именно их глупые доводы и споры с анархистами побудили нас начать эту работу. Но это для них - слишком много чести: вне интернета они - ничто, лишь там они могут нас раздражать своими глупостями. Поэтому, секции F и G состоят, в основном, из раннего варианта «Наиболее часто задаваемых вопросов по анархизму» и включены лишь для того, чтобы опровергнуть мнение, что анархист может быть сторонником капитализма. Заявления подобного рода встречаются в интернете довольно часто, хотя в реальной жизни нам это и не требовалось бы опровергать, так как почти все анархисты считают, что анархо-капитализм - не анархическая идеология и что его сторонники - не часть анархистского движения.

Так, появившиеся по вышеуказанной причине «Наиболее часто задаваемые вопросы по анархизму» расширились и превратились в гораздо большее, чем мы первоначально себе представляли. Это произведение стало своеобразным введением в анархизм, его идеи и историю. Анархисты считают, что не бывает легких путей и что свобода должна быть основана на индивидуальной ответственности, поэтому данное произведение является развернутым. Оно бросает вызов большому количеству предположений, что идеи анархистов совершенно не реальны. Мы также признаем, что далеко не все из приведённых в этой работе вопросов задаются чаще. Мы просто хотели включить в неё максимум имеющихся у нас аргументов.

Мы уверены, что многие анархисты не будут на все 100 % согласны с тем, что мы написали в этом произведении. Это нормальное явление в движении, основанном на индивидуальной свободе и критическом мышлении. Однако мы уверены, что большинство анархистов в основном согласятся с основной частью произведения. Так же мы уважаем мнение тех, кто с чем-то действительно не согласен, т.к. именно в свободе мнений состоит подлинное выражение анархистских идей и идеалов. В анархистском движении много разногласий и споров о различных аспектах анархистской теории и практики. Анархисты всегда терпимо относились к различным точкам зрения по отдельным вопросам и всегда были готовы работать вместе, несмотря на незначительные разногласия. Мы попытались отразить это и надеемся, что нам удалось представить идеи самых различных тенденций анархического движения.

Данная работа - не ортодоксальная теория анархизма, которой всем анархистам следует свято придерживаться, а отправная точка для изучения анархизма и претворения анархических идей в жизнь. Мы считаем анархизм живой теорией, постоянно совершенствуемой множеством самостоятельных, индивидуальных и коллективных усилий. Только применяя наши идеи на практике можно найти их сильные и слабые стороны и учитывая их, развивать анархистскую теорию в новых направлениях и в свете новых опытов. Мы надеемся, что это произведение отражает процесс самостоятельных действий и самообразования и помогает его реализации.

Мы уверены, что есть много вопросов, которые не были затронуты в этом произведении. Если вас что-нибудь интересует, что мы могли бы добавить и прокомментировать, или включить в данное произведение, то вам надо с нами связаться. Это произведение - не наша "собственность". Оно принадлежит всему анархическому движению и создано с целью стать постоянно развивающейся, живой теорией. Мы желаем, чтобы оно росло и ширилось новыми идеями как можно большего количества людей. Если Вы хотите принять участие в этой инициативе, тогда входите в контакт с нами. Если кто-либо (особенно анархисты), хотят ознакомиться или распространять данную работу - пусть не стесняются. Это - ресурс анархического движения. По этой причине мы выпускаем Copyleft версию «Наиболее часто задаваемых вопросов по анархизму» (см. http://www.gnu.org/copyleft/copyleft.html). Мы гарантируем, что «Наиболее часто задаваемые вопросы по анархизму» всегда останутся свободным изданием, доступным всем желающим.

Мы надеемся, что это произведение заставит Вас думать. Надеемся также, что благодаря ему еще хотя бы несколько человек станут анархистами и это ускорит создание анархистского общества. Несмотря на многие неудачи в анархическом движении, мы, создавая эту книгу, показали что анархизм, несмотря ни на что, был и остаётся жизнеспособной, последовательной политической идеей.

Мы посвящаем эту работу миллионам анархистов, живым и мертвым, тем, кто пытался и пытается создать лучший мир. «Наиболее часто задаваемые вопросы по анархизму» впервые были опубликованы 19-ого июля 1996г., в честь 60-летия испанской Революции 1936г. и посвящаются героям испанского анархического движения. Мы надеемся, что наша работа поможет освободить мир.

Выражаем благодарность за вклад в развитие анархизма: Эндрю Флуду (Andrew Flood), Майку Болларду (Mike Ballard), Франку Коккет (Francois Coquet), Джамалу Ханну (Jamal Hannah), Майку Хабену (Mike Huben), Грэгу Алту (Greg Alt), Чаку Мансону (Chuck Munson), Полину Маккормакку (Pauline McCormack), Нестору Махно.

А также нашим товарищам анархистам, всех стран и организаций!

"Анархия" ,Версия 10.0 рус. Copyleft (C) 1995-2005

The Anarchist: Иэйн Маккей, Гэри Элкин, Дейв Нейл, Эд Бораас. Перевод выполнили: тов.Андрей (Автономное Действие-Рязань).


Анархизм.

Анархизм - политическая теория, целью которой является достижение анархии - "безвластия". [П-Ж. Прудон,«Собственность» , стр. 264]. Другими словами, анархизм - политическая теория, которая стремится создавать общество, в котором отношения между людьми строятся на принципах равенства и свободного договора. Также анархизм выступает против всех форм иерархии и авторитаризма (а не только государства и капитализма) как вредных для людей и ущемляющих их индивидуальность.

"Популярное понимание анархизма – анархизм это антигосударственное движение, но анархизм - намного более тонкая и богатая ньюансами теория, чем просто оппозиция правительству. Анархисты выступают против идеи, что власть и доминирование необходимы для общества, и вместо этого предлагают кооперативные, антииерархические формы социальной, политической и экономической организации общества ". [Л. Сьюзен Браун: Политика Индивидуализма , стр. 106]

"Анархизм" и "анархия" – несомненно, наиболее искаженные идеи в истории политических теорий. Часто эти слова используют для обозначения "хаоса" или "беспорядка, " считая косвенно, что анархисты желают социального хаоса и возвращения к "законам джунглей". Этот процесс искажения - исторически обоснован. Так, в тех странах, в которых правил один человек (например - монархия) слова "республика" и "демократия" воспринимались аналогично понятию "анархия" как беспорядок и хаос. Политические силы, заинтересованные в сохранении статус-кво в данных странах будут убеждать людей в том, что альтернатива существующей системе практически не работоспособна, и что новая форма общественного устройства будет только вести к хаосу. Или, как говорил Е. Малатеста: "Люди думали, что правительство необходимо и что без правительства может быть только беспорядок, и естественно, что анархия, означающая отсутствие правительства, должна звучать подобно отсутствию порядка. " [Анархия , стр. 12].

Анархисты хотят изменить это понимание "здравого смысла" относительно "анархии" так, что бы люди увидели, что правительство и другие иерархические социальные отношения являются и вреднымии ненужными: "Убедите людей, что правительство не только не нужно, но и чрезвычайно вредно. Тогда слово анархия не будет восприниматься так нелепо, и отсутствие правительства будет считаться естественным законом человеческого общества". [Там же. , стр 12-13].

Происхождение слова «Анархия».

Слово "анархия" греческого происхождения, приставка « означает "не", "отсутствие " или "недостаток " , плюсarchos , означая "правитель, " "директор", "руководитель", " ответственный человек, " или "власть". Или, как выразился П. Кропоткин, Анархия происходит от греческих слов, означающих "вопреки власти. " [, стр. 284]

Греческие слова anarchos и anarchia обычно используются для обозначения понятий "не иметь никакого правительства" или, " быть без правительства", но, строгим, оригинальным значением анархизма является "никакое правительство"."Анархия" означает "без правителя", или более широко - " безвластие " . Например, мы находим у Кропоткина, что анархизм "отрицает не только капитал, но также и главные источники власти капитализма: закон, власть, и государство. " [Избр. произв. стр. 150] Для анархистов, анархия это "не обязательно отсутствие порядка, как вообще предполагается, но отсутствие управления ". [Б. Таккер,Вместо Книги , стр. 13]

"Анархизм может быть понят какродовая социальная и политическая идея, которая выражает отрицаниелюбой власти, суверенитета, доминирования, и иерархического разделения, и желание их уничтожить... Анархизм - поэтому больше чем антистатизм... [ даже если] государство..., центральный предмет анархистского критического анализа . " [Дэвид Вейк,Переизобретение Анархии , стр. 139]

По этой причине, вместо того, чтобы быть просто антиправительственным и антигосударственным движением, анархизм – это, прежде всего движение против иерархии. Почему? Потому что иерархия - организационная структура, которая воплощает и реализует власть. Так как государство - "высшая" форма иерархии, то анархисты, по определению, антигосударственники; но это - не достаточное определение анархизма. Это означает, что анархисты оппозиционно настроены ко всем формам иерархической организации, а не только к государству. По мнению Брайена Морриса:

"Термин Анархия - происходит от греческого слова и по существу означает «никакого правителя». Анархисты - люди, которые отрицают все формы правительственной или принудительной власти, все формы иерархии и доминирования. Они оппозиционно относятся к государству, капиталу и церкви - «мрачной троице» по словам мексиканского анархиста Флоурса Магона. Таким образом, Анархисты враждебно настроены по отношению и к капитализму и к государству, так же как и ко всем формам религиозной власти. Но анархисты также стремятся к устанавлению анархии, то есть децентрализованного общества без принудительных учреждений, общества, организованного через федерацию добровольных ассоциаций. " ["Антропология и Анархизм, " Анархия: Журнал Желания Вооружился , Номер 45, стр. 38]

Ссылка на "иерархию" в этом контексте - довольно недавнее развитие учения - "классические" анархисты типа Прудона, Бакунина и Кропоткина действительно использовали это слово, но редко (они обычно предпочитали термин "власть", который использовался как синоним "диктатуры"). Однако, это ясно из их писем, их философия направлена против иерархии, против любого неравенства, власти или привилегий в отношениях между людьми. Бакунин говорил об этом, когда критиковал "официальную" власть, но защищал "естественное влияние, " и также когда он сказал:

"Вы хотите лишить возможности любого угнетать его собрата? Тогда удостоверьтесь, что никто не должен обладать властью". [, стр. 271]

Джеф Дрогн обращает внимание на то, что «эта тенденция всегда была скрытой частью «революционного проекта» и только недавно она реализовалась в более широком понятии - антииерархия. Но, источник этой тенденции явно видим в греческих корнях слова «анархия». [Между Анархизмом и Либертарианством: Определение Нового Движения ]

Мы подчеркиваем, что это возражение против иерархии, для анархистов не ограничивается только государством или правительством. Это включает все авторитарные экономические и социальные отношения так же как политические, особенно связанные с капиталистической собственностью и заработной платой. Это может быть замечено в аргументах Прудона к "Капитал ... в политической области походитна правительство ... Экономическая идея капитализма... [и] политика правительства или власти... идентичны... [и] связанны различными способами... Что капитал делает с трудом...то Государство [делает] со свободой... " [Макс Неттлау,Короткая История Анархизма , стр 43-44] Таким образом мы находим у Эмми Голдман, выступающей против капитализма, поскольку это вовлекало людей, продающих их труд и таким образом гарантируя, что "потребности рабочего и его суждения подчинены желанию капиталиста". [Красная Эмма , стр. 36]. Сорока годами ранее Бакунин сделал тот же самый вывод, когда он утверждал, что под текущей системой "рабочий продает свой труд и свою свободу на определенное время" капиталисту в обмен на заработную плату [Избр. произв. стр. 187].

"Анархия" значит гораздо больше, чем только "отсутствие правительства, " это означает оппозицию всем формам авторитарной власти и иерархии. В словах Кропоткина, "понятие анархистского общества происходит из... критики... иерархических организаций и авторитарных концепций общества; и... анализа тенденций, которые замечены в прогрессивных движениях человечества". [Революционные Брошюры Кропоткина , стр. 158] Таким образом, любая попытка утверждать, что анархизм является просто антигосударственнным движением - искажение смысла слова и идеи, в котором оно использовалось анархистским движением. Брайен Моррис говорит "исследуя произведения классических анархистов... а так же и особенности анархистских движений... очевидно, что анархизм никогда не имел такого ограниченного видения [быть только против государства]. Анархизм всегда бросал вызов всем формам власти и эксплуатации, и был одинаково враждебен и капитализму и религии, поскольку они поддерживают государство". [Избр. произв. стр. 40]

Таким образом, анархия не хаос, анархисты не стремятся создать хаос или беспорядок. Вместо этого, мы желаем создать общество, основанное на индивидуальной свободе и добровольном сотрудничестве. Другими словами, порядок изначально не является беспорядком, который исключительно властными решениями сверху превращен в порядок.

1.2 Что означает "анархизм".

По мнению П. Кропоткина, Анархизм - "система без правительства социализма. " [Революционные Брошюры Кропоткина , стр. 46]. Другими словами, " отмена эксплуатации и притеснения человека человеком, является и отменой частной собственности [то есть капитализма] и правительства. "

Анархизм, таким образом, является политическим движением, цель которого - создавать общество без политических, экономических или социальных иерархий. Анархисты считаюжт, что анархия является жизнеспособной формой социальной системы и так работа для максимизации свободы личности и социального равенства. Они видят цели свободы и равенства как взаимно обусловленные. Или, в известном изречении Бакунина:

"Мы убеждены, что свобода без Социализма - привилегия и несправедливость, а Социализм без свободы является рабством и зверством. " [Политическая Философия Бакунина , стр. 269]

История человеческого общества доказывает эту точку зрения. Свобода без равенства – всего лишь свобода сильного, а равенство без свободы - рабство.

Есть много различных типов анархизма (от анархо-индивидуализма до коммунистического анархизма - см. раздел 3), но в их основе всегда было два общих положения - оппозиция правительству и капитализму. По мнению анархо-индивидуалиста Бенджамина Таккера, анархизм выступает за "уничтожение Государства и ростовщичества; за ликвидацию власти и эксплуатации человека человеком". [Цитата из работы «Анархизме Коренного американца - Изучении Левого американского Индивидуализма» Юнис Шустер, стр. 140] Вся прибыль в представлении анархистов, процент и арендная плата -ростовщичество (то есть эксплуатация) и так выступают против тех условий, которые делают их возможными, сколько они выступают против правительства и Государства.

Более широко, в словах Л. Сьюзен Браун, "связь объединения" в пределах анархизма "является универсальным осуждением иерархии и доминирования и готовности бороться за свободу человеческого индивидуума. " [Политика Индивидуализма , стр. 108] Для анархистов, человек не может быть свободен, если он подчинен, чтобы заявить или капиталистическую власть.

Анархизм - политическая теория, которая отстаивает создание анархии, общество, основанное на принципе "никаких правителей". Достичь этого, " [я] n обычный со всеми социалистами, анархисты считаю, что частная собственность земли, капитал, и машин имела ее время; то, что это осуждено исчезнуть: и что все необходимые для производства, и будут должен стать общей(обычной) собственностью общества, и должен управляются в обычном производителями богатства. И... они утверждают, что идеал политической организации общества - условие вещей, где функции правительства уменьшены до минимума... [и] что окончательная цель общества является сокращением функций правительства к ноли - то есть к обществу без правительства, к анархии" [Петр Кропоткин,Избр. произв. стр. 46]

Таким образом анархизм является и уверенным и отрицательным. Это анализирует и общество потока критических анализов, в то же самое время предлагая видение потенциального нового общества - общества, которое максимизирует некоторые человеческие потребности, которые текущий отрицает. Эти потребности, в их наиболее основной, являются свободой, равенством и солидарностью, которая будет обсуждена в Раздел 2. Анархизм объединяет критический анализ с надеждой, поскольку, как указывал Бакунин, «желание уничтожать - творческое убеждение». Нельзя построить лучшее общество, не понимая, что не так с существующим.

Сторонники анархии считают, что нужно отказаться от аппарата управления, законов, поскольку люди сами сумеют организовать и свою личную, и общественную жизнь. Но так ли это? Главные принципы : отсутствие власти, свобода каждой личности, взаимопомощь, равенство, братство. Анархисты считают, что отсутствие принуждения со стороны или людей благотворно влияет на человека. Признавая необходимость учитывать других людей, работать на общее благо, сторонники анархии отстаивают принцип коллективного управления «снизу доверху». Решение наиболее важных и глобальных вопросов, по их мнению, можно доверить специальным собраниям уполномоченных делегатов.

Но каждый из этих делегатов может быть немедленно отозван, если коллектив, давший ему мандат, будет недоволен его работой.

Анархия, по мнению ее приверженцев, является наилучшей формой взаимодействия людей. Эта политическая зародилась еще в глубокой древности. К далеким предшественникам нынешних можно отнести знаменитого философа Диогена, а также китайского философа Лао-Цзы, который является основателем учения даосизма.

Почему попытки построения анархистского общества всегда терпели неудачи

Нетрудно понять, что многие принципы анархии очень похожи на коммунистические. Но точно так же, как попытки построения коммунистического общества в разных странах неизменно терпели неудачу, так и попытки приверженцев анархии воплотить свои воззрения в не приводили к успеху.

Безусловно, любая государственная ограничивает своих граждан рамками законов, прибегает к методам принуждения. Однако без этого общество неминуемо скатывается к хаосу и воцарению «законов джунглей», где выживает самый сильный и беспринципный. Даже то самое коллективное самоуправление, за которое ратуют анархисты, должно иметь какие-то полномочия по наведению порядка и наказанию тех людей, которые нарушают установленные правила и вредят интересам других. Но любое наказание, по мнению анархистов, это насилие, которого они не принимают. Получается замкнутый круг.

В теории анархия может выглядеть хорошо, но на практике она получается плохо.

Именно поэтому попытки такого известного , как Нестор Махно, в годы Гражданской войны построить «справедливую» республику на территории нынешней Юго-Восточной Украины обернулись кровопролитием и насилием.