Музыкальный мир предлагает множество различных профессий, одна из них - концертмейстер. Это, по сути, аккомпаниатор, но круг его обязанностей велик, так же как и спектр умений и способностей. Велика роль концертмейстера в педагогической деятельности, в работе ансамблей, особые обязанности ложатся на его плечи в оперном искусстве. Расскажем о том, из чего состоит работа концертмейстера, и о том, какими качествами он должен обладать.

Понятие «концертмейстер»

Есть мнение, что концертмейстер - это простая профессия, в которую идут люди, не способные стать солистами. Но на самом деле эти музыканты должны обладать гораздо большим арсеналом способностей и умений, так как им недостаточно просто быть хорошими исполнителями, но и нужно иметь чувство ансамбля, уметь эффектно подать солиста и т. д. Концертмейстер сопровождает других музыкантов, учеников, музыкальные представления. Уже само название профессии говорит о том, что этот человек - мастер ведения концертов, он является объединяющим началом концертного действия.

История профессии

Становление профессии концертмейстера происходит в 17-м веке, когда появляются специальные пианисты, которые сопровождают выступления певцов. Эта специализация вырастает из практики домашних концертов, когда в гостиных проводились камерные концерты музыкантов и их сопровождали специально подготовленные для этого пианисты. Постепенно профессия кристаллизуется и обрастает новыми нюансами и обязанностями. Аккомпаниаторы становятся востребованными в музыкальной педагогике, в оперном искусстве, в симфонических оркестрах. Сегодня концертмейстер - это помощник дирижера и распорядитель концерта. Постепенно формируются несколько разновидностей этой профессии: собственно аккомпаниатор, пианист-концертмейстер, педагог и оперный концертмейстер. Рассмотрим специфику каждого вида.

Аккомпаниатор

Концертмейстер, сопровождающий вокалиста, предоставляет ему музыкальный фон. Однако это простая профессия только на первый взгляд. На плечи аккомпаниатора ложится задача поиска гармоничного сосуществования партии клавирного сопровождения и солирующего голоса или инструмента. Концертмейстер этой разновидности решает задачу создания акустического ансамбля, для этого ему необходимо быть единомышленником солиста, его партнером. Но при необходимости аккомпаниатор должен становиться лидером, руководителем концерта, он направляет вокалиста, ведет его и одновременно подчеркивает красоту звучания солиста. Концертмейстер должен быть по уровню таланта и мастерства не ниже солиста, у них должно быть единое дыхание. Нередко аккомпаниатор выручает вокалиста, помогает ему в непредвиденных и трудных ситуациях. Не напрасно многие вокалисты ищут «своего» концертмейстера и годами работают с одними и теми же партнерами.

Концертмейстер-пианист

Концертмейстер - это всегда виртуозный музыкант, ведь ему приходится решать несколько одновременно. Нередко аккомпаниаторы работают и как пианисты, а вот далеко не каждый, даже очень талантливый, исполнитель может стать концертмейстером.

Со второй половины 19-го века, когда начинает формироваться профессиональное исполнительское искусство, выделяется отдельная специальность - пианист, тогда же начинают формироваться специфические критерии оценки мастерства аккомпаниатора. И совмещать эти две профессии удавалось не всем. Существуют обывательские представления, что каждый, кто владеет пианистической техникой, с легкостью может стать аккомпаниатором. Они, естественно, не соответствуют действительности. Концертмейстер-пианист, нередко работающий в оркестре или ансамбле, должен тонко чувствовать групповое творчество, уметь направлять партии других музыкантов, управлять течением мелодии.

Становлению русской школы аккомпаниаторов немало способствовали выдающиеся композиторы: М. Глинка, С. Рахманинов, М. Мусоргский, Они внесли в культуру концертмейстерства такие черты, как плавное звукоизвлечение, образность, идеальная техника. Благодаря их деятельности происходит переоценка значимости фигуры аккомпаниатора и его мастерства. Из второстепенного действующего лица он превращается в полноценного партнера ансамбля.

Концертмейстер-педагог

Исторически деятельность концертмейстера была связана также с педагогикой. Аккомпанирование на уроках вокала и хореографии - это особое мастерство и искусство. Концертмейстер - важная фигура в педагогическом процессе. Тонкий слух аккомпаниатора позволяет уловить ошибки ученика. Пианист помогает студенту лучше показать возможности своего голоса, раскрыть глубину произведения, найти верную интерпретацию. Аккомпаниатор-педагог должен не только обладать техникой и музыкальным чутьем, но и он должен уметь проникнуть в психологию ученика, найти с ним контакт.

Концертмейстер оперы

Еще одно важное амплуа концертмейстера - это работа в опере. В этом статусе сливаются сразу несколько ролей. Во-первых, концертмейстер является репетитором для певца, помогает ему найти верное звучание, контролирует точность исполнения. Поэтому у него должен быть тонкий слух и большая музыкальная эрудиция. Во-вторых, он является руководителем струнной группы в оркестре, помощником и опорой дирижера. Проводником творческого замысла постановщика к оркестру также является концертмейстер. Ноты - это лишь фактура, которую еще нужно сыграть с определенным темпом, настроением, душой. Вот это глубокое содержание и передает концертмейстер и четко контролирует его поддержание во время спектакля.

Качества концертмейстера

Столь разнообразные обязанности концертмейстера требуют от него особых качеств. Кроме того, что он должен виртуозно владеть инструментом, у него должен быть хороший слух, он должен владеть ансамблевой техникой, иметь представления о певческом искусстве. Хороший аккомпаниатор должен не только легко играть ноты с листа, но и следить за мелодией, уметь направить солиста по правильному пути. Также концертмейстеру необходимо терпение, умение не ставить свои амбиции выше общего интереса.

Хороший аккомпаниатор обязательно обладает интуицией, имеет быструю реакцию и умение мгновенно перестраиваться. Ведь в случае ошибки солиста во время концерта он должен быстро подстроиться под артиста, не сбив ритма выступления. Концертмейстер должен быть контактным человеком. При работе с ансамблем или солистом чрезвычайно важно взаимодействие между участниками. Во время концерта музыканты ориентируются не только на движения дирижера, но и на взгляды и мимику концертмейстера.

Востребованность концертмейстеров

Профессия аккомпаниаторов остается престижной и востребованной на рынке. Это связано с тем, что хороший концертмейстер - это штучный товар, уникальное сочетание таланта и школы. Сегодня ставка концертмейстера есть в каждом учебном музыкальном заведении, в театрах, оркестрах, концертных организациях. Многочисленные исполнители хотят работать с личными аккомпаниаторами, которые хорошо знают их манеру и возможности. Поэтому за хороших специалистов часто идет охота и борьба.

Должностная инструкция концертмейстера

В разных организациях на аккомпаниатора возлагаются разные обязанности. Однако в целом должностная инструкция концертмейстера включает такие требования, как умение читать с листа, транспонировать музыкальные произведения, педагогические навыки. Аккомпаниатор должен знать партии, в которых он участвует, соблюдать дисциплину и нести ответственность за исполнение своих обязанностей. На концертмейстера возлагаются организационные, педагогические и психологические обязанности.

Известные аккомпаниаторы

Как мы выяснили, работа концертмейстера творческая, сложная, многозадачная. Далеко не каждый исполнитель может стать хорошим аккомпаниатором, поэтому специалисты ценятся на вес золота. Многие вокалисты годами работают с одними концертмейстерами, между ними складываются дружеские, почти родственные отношения. Самыми известными представителями этой профессии являются М. Бихтер, Б. Мандрус, Д. Ашкенази, М. Неменова-Лунц.

Концертмейстер - срок на определение профессии музыканта, употребляется в трех значениях -

  • руководитель группы инструментов в симфоническом оркестре или ином оркестре аналогичного состава
  • первый скрипач оркестра
  • пианист, аккомпанирующий вокалистам или инструменталистам на концертах и ​​при подготовке к выступлениям.

Концертмейстер в оркестре

В оркестре концертмейстерами называют музыкантов, которые возглавляют ту или иную группу инструментов в симфоническом оркестре или ином оркестре аналогичного состава. В обязанности концертмейстера входит проверка правильности настройки всех инструментов оркестра. Концертмейстер в той или иной мере, согласно правилам и обычаям данного коллектива, руководит работой музыкантов своей группы на репетициях, а в ходе концертов выполняет сольную партию, если таковая имеется в произведении.

Особое значение имеет концертмейстер группы первых скрипок, которого называют также концертмейстером оркестра.

Концертмейстер первым выходит на сцену, ведя за собой весь коллектив. Возвращаясь к оркестру и начиная "настройки", он готовит не только оркестр, но и публику до начала концерта. Это то, что видит зритель. Остальные - творческие будни оркестра: репетиции, оттачивание, филировка музыкальных произведений - это не только творчество дирижеров, но и огромная часть жизни концертмейстера .

Иногда концертмейстер оркестра берет на себя функцию дирижера. Например, концертмейстер Венского филармонического оркестра Вилли Босковски по традиции дирижировал Венскими новогодними концертами.


Концертмейстер - пианист

Концертмейстером также называют пианиста, помогает исполнителям (певцам, инструменталистам, артистам балета) разучивать партии и аккомпанирующий им в концертах. В постсоветских странах в средних и высших музыкальных учебных заведениях есть концертмейстерские классы, в которых студенты обучаются искусству аккомпанемента и после сдачи экзамена получают квалификацию концертмейстера.

В обучении вокалу первую роль играет, конечно, педагог по вокалу. Именно он, что называется, «ставит» голос, учит технике пения. Но в любом образовательном учреждении, будь то консерватория или музыкальный колледж, в классе любого вокального педагога сидит еще и концертмейстер. Если просто — это пианист, который аккомпанирует вокалисту. Но не так все просто…

Концертмейстеры бывают разные, лучшие из них ценятся на вес золота. Опытные оперные певцы немало стараются, чтобы заполучить первоклассного аккомпаниатора. И дело здесь не только в заботе о том, чтобы хорошо прошел их концерт, например, камерной музыки под рояль. Самое главное — работа за кулисами. Говорят, что Мария Каллас специально искала себе концертмейстера с терпением ангела, чтобы снова и снова, по сто раз проходить один и тот же пассаж… Но это касается опытных певцов.

Для неопытного вокалиста, который уже умеет кое-что и кое-как петь, крайне важно скорее начать заниматься с хорошим концертмейстером, чтобы проходить с ним арии и романсы. Именно концертмейстер «выстроит» произведение, расставит акценты, научит мыслить произведение, как единое целое с подъемами, спадами и кульминацией, укажет на тончайшие оттенки и многое другое. Поэтому хороший концертмейстер важен как для опытных певцов, так и для начинающих.

В процессе своей творческой деятельности любой певец может столкнуться с разными концертмейстерами. Итак, какими они могут быть?
Концертмейстер-пианист. Как правило, музыкально точен, хорошо играет с листа. Обычно все пианисты в процессе обучения посещают концертмейстерский класс, поэтому с работой с вокалистом они знакомы в большей или меньшей мере. Насколько хороший концертмейстер получится из пианиста в дальнейшем зависит от многих факторов, включая желание самого пианиста, его упорство, талант, его педагог и т. д.

Концертмейстер-студент. Здесь все индивидуально. Есть такие студенты-пианисты, которые заткнут за пояс многих вокальных концертмейстеров и саккомпанируют вам романс Рахманинова с листа… Как вы понимаете, встретить такого — дело случая и везение. Чаще всего, студент сможет сыграть не особенно сложный романс или арию без проблем, но если вы берете себе концертмейстера-студента, учтите, что «вести» должны вы. То есть, вести всегда должны вы, но со студентом особенно. Кстати, есть такая работа — вокальный иллюстратор. Это работа заключается в том, что вы присутствуете на уроках в концертмейстерском классе и отрабатываете со студентом-пианистом вокальные произведения под чутким руководством его педагога.

Концертмейстер-педагог. В статье , мы уже говорили о том, что и концертмейстер может быть педагогом по вокалу. Некоторые из них имеют чуткий вокальный слух, который в совокупности с опытом концертмейстерской работы в классе какого-нибудь хорошего вокального педагога-певца, дает им возможность научить петь. Такие случаи действительно встречаются нередко.
Кстати, педагог, играющий на фортепиано, это тоже всегда хорошо, он может заменить концертмейстера в его отсутствие, но не может заменить его вовсе. Основное внимание педагога должно быть направлено на звучание голоса студента, при игре на рояле внимание все равно несколько рассеивается, и какие-то детали ускользнут. Все-таки концертмейстер-педагог еще и пианист, он играет больше и дольше, чем любой вокалист, а потому скорее сосредоточит внимание на звучании голоса студента.

Наконец, концертмейстер-концертмейстер-пианист (пишем еще «пианист» потому что хороший концертмейстер не может быть плохим пианистом). Если пианист посвятил себя концертмейстерскому делу и проработал с вокалистами не один десяток лет, то цены ему нет. В заключении нашего разговора, мы очень рекомендуем вам прочитать книгу о выдающемся концертмейстере Софье Борисовне Вакман: Серова, Часовитин «С. Б. Вакман: с любовью» (СПб, 2012 год). Благодаря этой книге вы прочувствуете, что такое Концертмейстер с большой буквы. Приводим отрывок из книги:

«… артисты, не занятые в какой-то момент на сцене, толпой собирались за кулисами и с упоением слушали, — нет, не певца! — а, прежде всего, аккомпанемент выдающейся пианистки. А послушать было что… Волевой, поистине дирижерский ритм, заставлявший любого солиста подчиниться художественной логике, техническая безупречность и свобода, умение заставить разнообразно и ярко звучать даже самый неважный по качеству рояль (а нередко и пианино!) — все эти качества делали аккомпанемент даже самого несложно романса истинным звуковым шедевром…»

Вконтакте

Посвященной читке нот с листа, концертмейстером называют пианиста — аккомпаниатора. В оркестре концертмейстер, наоборот, руководит группой инструментов, т. е. играет ведущую, а не аккомпанирующую роль (пример: первая скрипка — концертмейстер всех скрипок).

Итак, пианист — концертмейстер играет аккомпанирующую, а не солирующую роль. Это ключевой момент в концертмейстерстве! Настоящих концертмейстеров, четко осознающих свою роль и готовых «уйти» (не спрятаться) под исполнителя, единицы! Почему так? Все очень просто. В каждом музыканте живет хотя бы маленькая звездочка:) И эта звездочка все время норовит блеснуть во время выступления с солистом!

Но дело не только в звездочке и неумении полностью контролировать балланс звучания. Настоящих концертмейстеров очень мало еще вот по каким причинам.

Хороший концертмейстер должен быть прекрасным пианистом, и мы уже! заходим в тупик! Все первоклассные пианисты стремятся на большую сцену и хотят исполнять солирующую роль сами! У кого — то это, в итоге, получается, у других нет. У кого не получается, тот все равно стремится стать солистом.

Другой вариант. Допустим, хороший пианист таки начал аккомпанировать. Уверенно говорю Вам, что он не будет аккомпанировать, он будет, как минимум, звучать наравне с солистом. А это уже не очень хороший концертмейстер.

Получается, хорошие пианисты редко идут в аккомпаниаторы. Рассматривать вариант плохих пианистов, которые идут в концертмейстера, мы не будем, результат понятен автоматически.

Допустим, что навыки пианиста позволяют ему играть всю фактуру аккомпанимента. Музыкальное воспитание, природные данные позволяют звучать фортепиано довольно певуче и не стучать, а желание быть хорошим концертмейстером и профессиональное образование делают свое дело, и пианист, рано или поздно, начинает неплохо аккомпанировать. В основном, такие концертмейстера везде и работают.

Почему я написал неплохо? А не, допустим, отлично, прекрасно или превосходно?! Честное слово, я не хочу никого обидеть. Даже готов заменить термин «неплохо» на «хорошо»! Но не более… Так почему?!

Дело в том, что концертмейстерство может приносить пианисту как пользу, так и наоборот. И это говорил ! «Концертмейстерство вредит пианизму» — сказал Великий музыкант. Хотя сам работал в театре перед поступлением в консерваторию и играл с листа практически все! Почему же он так сказал? Давайте сначала о плюсах концертмейстерской работы.

Польза на определенном этапе развития несомненна! Пианист начинает лучше слышать, инструмент звучать более певуче. Игра становится в каком — то смысле более свободной, чувственной и раскрепощенной. Какой же может быть вред?

А вред получается из — за очень большой нагрузки на концертмейстера. Пианисту попросту не хватает времени выучивать все партии! Перед ним ставят ноты и он должен мгновенно сориентироваться и проаккомпанировать! Вот и получается, цепонул бас, успел проиграть мелодию, а серединку как получится: частично не сыграл вообще, частично «замазал» педалью. Ничего страшного в плане аккомпанимента, при этом, не происходит. Наоборот, это гораздо лучше, чем нежели «крепкий» пианист будет по — честному играть все ноты и заглушать исполнителя.
Но вот исполнительский класс пианиста из — за этого страдает. Если так поиграть день или неделю, ничего не случится. А если так играть годами?! Да, со временем уже нет такой спешки и паники за инструментом, так как репертуар, зачастую, из года в год повторяется, и концертмейстер чувствует себя все более и более уверенно. Тем не менее, привычка играть недостаточно качественно, размыто, а порой даже небрежно, остается. Очень часто на всю жизнь…

Я даже не знаю, стоит ли сильно переживать по этому поводу нам и самим концертмейстерам. У каждого свое место. Если бы все играли первую скрипку, не было бы оркестра! Повторюсь, что гораздо лучше, когда аккомпаниатор порой играет не все ноты, иногда «грешит» педалью, но при этом хорошо слышит исполнителя, ведет его за собой, а, где это необходимо, полностью растворяется в звучании солиста. Слушатель ведь приходит на концерт послушать вокалиста (скрипача, альтиста, кларнетиста и др.), а не концертмейстера!

Напоследок приведу высказывание потрясающего музыканта и превосходного концертмейстера, доцента харьковского института искусств и Заслуженого деятеля искусств Владимира Соляникова:

— «Когда Вам говорят, как хорошо на концерте играл концертмейстер, можете быть уверены, что аккомпаниатор был очень плохой. Когда концертмейстера никто не заметил, но все вспоминают, как превосходно звучал на сцене солист — это высший пилотаж концертмейстерства!»

А все лавры достаются исполнителям. Вот такая неблагодарная профессия, концертмейстер…

Konzertmeister ) - руководитель группы инструментов в симфоническом оркестре или ином оркестре аналогичного состава, обычно наиболее опытный и/или одарённый исполнитель на соответствующем инструменте в данном коллективе. Концертмейстер в той или иной мере, в соответствии с правилами и обычаями данного коллектива, руководит работой музыкантов своей группы на репетициях, а в ходе концертов исполняет сольную партию, если таковая имеется в произведении (речь не идёт о жанре инструментального концерта, при исполнении которого в современной - начиная с XIX века - музыкальной практике партию солиста обыкновенно исполняет приглашённый музыкант). Второй по старшинству участник группы называется вторым концертмейстером .

Под концертмейстером оркестра понимается концертмейстер группы первых скрипок - традиционно одна из центральных фигур оркестра, в ряде случаев берущая на себя в той или иной мере руководство им, вплоть до исполнения обязанностей дирижёра (известны, в частности, концертмейстеры, систематически выступавшие в роли дирижёра, - например, многолетний концертмейстер Венского филармонического оркестра Вилли Босковски , по традиции дирижировавший Венскими новогодними концертами).

Концертмейстер первым выходит на сцену, ведя за собой весь коллектив. Поворачиваясь к оркестру и начиная «настройку», он готовит не только оркестр, но и публику к началу концерта. Это то, что видит зритель. Остальное - творческие будни оркестра: репетиции, оттачивание, филировка музыкальных произведений - это не только творчество дирижеров, но и огромная часть жизни концертмейстера .

В духовых оркестрах обязанности концертмейстера оркестра может выполнять первый кларнетист или, реже, первый флейтист.

Концертмейстером называется также пианист, разучивающий партии с певцами или инструменталистами и аккомпанирующий им на концертах.

Концертмейстер оперы - это не просто пианист-аккомпаниатор, это главный помощник дирижера, его правая рука в подготовке спектакля и поддержании его в дальнейшем (после премьеры) на должном уровне. Именно концертмейстер доносит до исполнителей концепцию дирижера-постановщика, и в соответствии с ней готовит вокальные партии с солистами, что очень важно при работе над оперным спектаклем. Концертмейстера скорее можно было бы назвать ассистентом дирижера. Концертмейстер по просьбе дирижера (в случае его отсутствия) проводит спевки с участниками оперного спектакля сохраняя дирижерскую концепцию. И как концертмейстер оркестра держит строй и ансамбль всего оркестра, так и концертмейстер оперы держит ансамбль всех солистов, занятых в спектакле и способствует успеху спектакля.

Примечания

Литература