Анализ рассказа А.П. Платонова «Юшка»

1) Особенности жанра . Произведение А. Платонова «Юшка» относится к жанру рассказа.

2) Тематика и проблематика рассказа. Основная тема рас­сказа А. Платонова «Юшка» - тема милосердия, сострадания. Ан­дрей Платонов в своих произведениях создаёт особый мир, ко­торый поражает нас, завораживает или приводит в недоумение, но всегда заставляет глубоко задуматься. Писатель раскрывает перед нами красоту и величие, доброту и открытость простых людей, которые способны переносить невыносимое, выживать в условиях, в которых выжить, казалось бы, невозможно. Такие люди, по мнению автора, могут преобразить мир. Таким не­обыкновенным человеком предстаёт перед нами герой рассказа «Юшка».

3) Основная идея рассказа . Основная идея художественного произведения - это выражение авторского отношения к изо­бражаемому, его соотнесение этого изображения с утверждае­мыми или отрицаемыми писателем идеалами жизни и челове­ка. Платонов утверждает в своём рассказе идею значимости любви и добра, идущих от человека к человеку. Он стремится воплотить в жизнь принцип, взятый ещё из детских сказок не­возможного нет, всё возможно. Сам автор говорил: «Надо лю­бить ту Вселенную, которая может быть, а не ту, которая есть. Невозможное - невеста человечества, и к невозможному летят наши души...» К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из ми­ра со смертью человека. После смерти Юшки прошли годы. В городе давно позабыли его. Но Юшка вырастил на свои ма­ленькие средства, отказывая себе во всём, сироту, которая, вы­учившись, стала врачом и помогала людям. Докторшу называют дочерью доброго Юшки.

4) Характеристика героев рассказа.

Образ Юшки . Главный герой рассказа - Юшка. Добрый и сердечный Юшка обладает редким даром любви. Эта любовь истинно святая и чистая: «Он склонялся к земле и целовал цве­ты, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки ба­бочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим». Погружаясь в мир природы, вдыхая аромат лесов и трав, он отдыхает душой и да­же перестаёт чувствовать свой недуг (бедный Юшка страдает от чахотки). Искренне любит он и людей, в особенности же одну сиротку, которую вырастил, выучил в Москве, отказывая себе во всём: он никогда не пил чаю, не ел сахара, «чтоб она ела его». Каждый год ездит он проведывать девушку, привозит денег на весь год, чтобы она могла жить и учиться. Он любит её больше всего на свете, и она, наверное, единственная из всех людей, отвечает ему «всем теплом и светом своего сердца». Достоев­ский писал: «Человек есть тайна». Юшка же в своей «нагой» про­стоте кажется людям откровенно понятным. Но его непохо­жесть на всех раздражает не только взрослых, но и детей, а также влечёт к нему человека «со слепым сердцем». Всю жизнь несчастного Юшку все бьют, оскорбляют и обижают. Дети и взрослые потешаются над Юшкой, упрекают его «за безответ­ную глупость». Однако он никогда не проявляет злобы к людям, никогда не отвечает на их оскорбления. Дети бросают в него камни и грязь, толкают его, не понимая, почему он не ругает их, не гонится за ними с хворостиной, как другие взрослые. Наобо­рот, когда ему бывало совсем уж больно, этот странный человек говорил: «Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, долж­но быть, любите меня?.. Отчего я вам всем нужен?..» Наивный Юшка видит в непрерывных издевательствах людей извращён­ную форму любви к себе: «Меня, Даша, народ любит!» - говорит он хозяйской дочери. Перед нами старый на вид человек, сла­бый, больной. «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его вместо усов и бороды росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слёзы». Он долгие годы носит без смены одну и ту же одежду, напоминающую рубище. И стол его скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Он - подручный помощник у главного кузнеца, выполняет работу незаметную для постороннего глаза, хотя и необходимую. Он первым идёт поутру в кузницу и последним покидает, так что старики и ста­рухи сверяют по нему начало и конец дня. Но в глазах взрос­лых, отцов и матерей Юшка - человек ущербный, не умеющий жить, ненормальный, потому-то именно его вспоминают они, ругая детей: мол, будешь как Юшка. Кроме того, каждый год Юшка куда-то уходит на месяц и потом возвращается. Уйдя да­леко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: бла­гоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью стрекоз, жуков, кузнечиков - живёт одним дыханием, одной живой радостью с этим миром. Мы видим Юшку весёлым и счастливым. И умира­ет Юшка из-за того, что оскорблено его принципиальное чувст­во и убеждение в том, что каждый человек «по надобности» сво­ей равен другому. Только после его смерти оказывается, что он всё же был прав в своих убеждениях: он действительно был ну­жен людям.

Как вы думаете, почему, называя своего героя в рассказе, пи­сатель использует местоимение он? (чтобы подчеркнуть без­личие героя)

Каким человеком предстаёт перед читателями Юшка в начале рассказа? («старый на вид... мал ростом и худ»)

Где жил и работал Юшка? («в кузнице при большой москов­ской дороге»)

Как люди относились к Юшке? (жестоко: били его палками, всячески издевались)

Охарактеризуйте главного героя рассказа А.П. Платонова Юш­ку. (любит людей, беззлобный, мягкий, работящий человек)

Почему именно дети особенно сильно издевались над Юшкой? («Дети... не понимали его... Они радовались тому, что с ним можно всё делать, что хочешь, а он им ничего не делает».)

Как сам Юшка относился к людям? (Юшка любил людей.) Почему?

Куда каждое лето на один месяц уходил из кузницы от хо­зяина Юшка? (навестить девушку-сироту, которой он по­могал)

Как умер Юшка? (Однажды один прохожий с силой толкнул Юшку в грудь, а у того была грудная болезнь. Юшка упал и больше не поднялся - умер.)

Как стали люди жить без Юшки? («Однако без Юшки жить людям стало хуже».) Почему? (Отныне людям не на ком было срывать свое ожесточение и злобу.)

Какую память о себе на земле оставил Юшка после своей смерти? (Юшка вырастил на свои маленькие средства, отка­зывая себе во всём, сироту, которая, выучившись, стала вра­чом и помогала людям.)

Образ приёмной дочери Юшки. Став врачом, девушка приеха­ла в городок, чтобы вылечить Юшку от мучавшей его болезни. Но, к сожалению, было уже поздно. Не успев спасти своего при­ёмного отца, девушка всё же остаётся, чтобы распространить на всех людей чувства, зажжённые в её душе несчастным юроди­вым, - своё сердечное тепло и доброту. Она остаётся, чтобы «ле­чить и утешать больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших».

Рассказ «Юшка» Платонов написал в 30-х годах ХХ века. В литературе произведения автора принято рассматривать в рамках русского космизма – философского течения, центральными идеями которого были тезисы о целостной природе вселенной, космическом предназначении человека, гармонии существования.

В рассказе «Юшка» Платонов затрагивает темы вселенской любви, сострадания. Главный герой произведения, юродивый Юшка, становится воплощением человеческой доброты и милосердия.

Главные герои

Юшка (Ефим Дмитриевич) – «сорок лет отроду» , «болезнь давно уже мучила его и состарила прежде времени» ; двадцать пять лет проработал помощником у кузнеца; его обижали и дети, и взрослые.

Дочь Юшки – девочка-сирота, которой Юшка помог выучиться; стала врачом.

Кузнец – у него Юшка работал помощником.

«Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек» . Он работал в кузнице подручным помощником, так как плохо видел и «в руках у него было мало силы» . Мужчина помогал носить в кузницу песок, уголь, воду, раздувал горн и делал другую подсобную работу.

Звали человека Ефимом, но все люди называли его Юшкой. «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его» «росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца» .

За работу кузнец его кормил, а также выдавал жалование – семь рублей шестьдесят копеек в месяц. Однако Юшка деньги почти не тратил – чай с сахаром он не пил, а «одежду носил долгие годы одну и ту же» .

Когда рано утром Юшка шел на работу, все понимали, что пора вставать. А когда он вечером возвращался – что пора ужинать и ложиться спать.

Все в городе обижали Юшку. Когда мужчина шел по улице, дети бросали в него камни и ветки. Юшка не ругался, не обижался на них и даже не закрывал лицо. Дети «радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь» . Юшка же не понимал, зачем они мучают его. «Он верил, что дети любят его» , «только они не умеют любить, и поэтому терзают его» .

Родители, ругая детей, говорили: «Вот ты будешь такой же, как Юшка!» .

Иногда и пьяные взрослые начинали ругать и сильно бить Юшку. Он все переносил молча и «потом долго лежал на пыли в дороге» . Тогда за ним приходила дочь кузнеца и, поднимая, спрашивала Юшку, зачем он живет – лучше бы уже умер. Но мужчина каждый раз удивлялся: «зачем ему умирать, когда он родился жить» . Юшка был уверен, что народ его хотя и бьет, но любит: «сердце в людях бывает слепое» .

Юшка с детства «грудью страдал» , из-за чахотки он выглядел гораздо старше своих лет. Каждое лето, в июле или августе, он уходил в деревню. Зачем – никто не знал, только догадывались, что где-то там живет его дочь.

Выходя за город, Юшка «дышал благоуханием трав и лесов» , здесь он не чувствовал мучавшей его чахотки. Уйдя далеко, он «склонялся к земле и целовал цветы» , «поднимал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво» , «чувствуя себя без них осиротевшим» .

Через месяц он возвращался и снова «работал с утра до вечера в кузнице » и снова люди «терзали» его. И снова он ждал лета, брал с собой накопленные «рублей сто» и уходил.

Однако болезнь все сильнее мучила Юшку, поэтому в одно лето он остался в городе. Как-то, когда мужчина шел по улице, его начал задевать «веселый прохожий» , спрашивая когда уже Юшка умрет. Всегда кротко молчавший, Юшка неожиданно рассердился и сказал, что раз он «по закону родился» , то без него, как и без прохожего, «всему свету нельзя» .

Прохожий тут же возмутился, что Юшка посмел сравнять его с собой, и сильно ударил мужчину в грудь. Юшка упал, «повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся» . Мертвого Юшку нашел столяр: «Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!..» На похороны Юшки пришли все люди, которые мучили его при жизни.

«Юшку похоронили и забыли его». Но людям без него стало жить хуже – теперь вся злоба и глумление, которые они вымещали на Юшке «оставались среди людей и тратились меж ними» .

Глубокой осенью к кузнецу пришла девушка и спросила, где найти Ефима Дмитриевича. Она рассказала, что была сиротой, а Юшка поместил ее маленькую «в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом» . Каждый год он приходил ее проведывать, принося деньги, чтобы она жила и училась. Теперь она уже окончила университет, выучившись на врача, и приехала сама, так как этим летом Ефим Дмитриевич не приходил ее проведать.

Девушка осталась в городе и стала работать в больнице для чахоточных, бесплатно помогая больным людям. «И все ее знают, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью».

Заключение

В рассказе Платонова «Юшка» юродивый Ефим изображен добрым и сердечным человеком. Несмотря на то, что все в городе его обижают, вымещая на нем всю свою злость, мужчина терпит все издевательства. Юшка понимает, что без него в мире стало бы хуже, что у него есть свое особое предназначение в жизни. После смерти юродивого его доброта воплощается в приемной дочери. Заботясь о маленькой сироте, Юшка учит ее любить окружающий мир и людей так же, как любит он. И девушка перенимает его науку, помогая затем всему городу.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 1114.

Образ Юшки. Главный герой рассказа - Юшка. Добрый и сердечный Юшка обладает редким даром любви. Эта любовь истинно святая и чистая: «Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим». Погружаясь в мир природы, вдыхая аромат лесов и трав, он отдыхает душой и даже перестает чувствовать свой недуг (бедный Юшка страдае т от чахотки). Искренне любит он и людей, в особенности же одну сиротку, которую вырастил, выучил в Москве, отказывая себе во всем: он никогда не пил чаю, не ел сахара, «чтоб она ела его». Каждый год ездит он проведывать девушку, привозит денег на весь год, чтобы она могла жить и учиться. Он любит её больше всего на свете, и она, наверное, единственная из всех людей, отвечает ему «всем теплом и светом своего сердца». Достоевский писал: «Человек есть тайна». Юшка же в своей «нагой» простоте кажется людям откровенно понятным. Но его непохожесть на всех раздражает не только взрослых, но и детей, а также влечёт к нему человека «со слепым сердцем». Всю жизнь несчастного Юшку все бьют, оскорбляют и обижают. Дети и взрослые потешаются над Юшкой, упрекают его «за безответную глупость». Однако он никогда не проявляет злобы к людям, никогда не отвечает на их оскорбления. Дети бросают в него камни и грязь, толкают его, не понимая, почему он не ругает их, не гонится за ними с хворостиной, как другие взрослые. Наоборот, когда ему бывало совсем уж больно, этот странный человек говорил: «Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня?.. Отчего я вам всем нужен?..» Наивный Юшка видит в непрерывных издевательствах людей извращенную форму любви к себе: «Меня, Даша, народ любит!» - говорит он хозяйской дочери. Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его вместо усов и бороды росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слёзы». Он долгие годы носит без смены одну и ту же одежду, напоминающую рубище. И стол его скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Он - подручный помощник у главного кузнеца, выполняет работу незаметную для постороннего глаза, хотя и необходимую. Он первым идёт поутру в кузницу и (последним покидает, так что старики и старухи сверяют по нему начало и конец дня. Но в глазах взрослых, отцов и матерей Юшка - человек ущербный, не умеющий жить, ненормальный, потому-то именно его вспоминают они, ругая детей: мол, будешь как Юшка. Кроме того, каждый год Юпжа куда-то уходит на’ месяц и потом возвращается. Уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: благоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью стрекоз, жуков, кузнечиков - живет одним дыханием, одной живой радостью с этим миром. Мы видим Юшку весёлым и счастливым. И умирает Юшка из-за того, что оскорблено его принципиальное чувство и убеждение в том, что каждый человек «по надобности» своей равен другому. Только после его смерти оказывается, что он всё же был прав в своих убеждениях: он действительно был нужен людям.

Рассказ «Юшка» был написан Платоновым в первой половине 30-х гг., а опубликован только после смерти писателя, в 1966 г., в «Избранном».

Литературное направление и жанр

«Юшка» - это рассказ, раскрывающий на нескольких страницах образ мыслей населения целого городка и менталитет человека как такового.

В произведении неожиданный конец, связанный с приездом в город сироты, выученной на врача. Такая концовка делает рассказ похожим на новеллу. Есть в произведении и сходство с притчей, если воспринимать концовку как мораль, показывающую истинное милосердие.

Тема, основная мысль и проблематика

Тема рассказа – природа добра и зла, милосердия и жестокости, красота человеческой души. Основная мысль может быть выражена сразу несколькими библейскими истинами: творить добро нужно бескорыстно; человеческие сердца лукавы и крайне испорчены, поэтому люди не ведают, что творят; нужно возлюбить ближнего своего, как самого себя. Проблематика рассказа тоже связана с нравственностью. Платонов поднимает проблему запоздалой благодарности, презрения и жестокости к непохожим на всех. Одна из важнейших проблем – нравственная мёртвость героев, противопоставленная нравственной живости Юшки, хотя как раз в его живости сомневаются дети.

Сюжет и композиция

Действие рассказа происходит «в старинное время». Такая отсылка к прошлому делает рассказ почти сказкой, начинающейся со слов «в некотором царстве жили-были». То есть герой рассказа сразу представлен как универсальный вневременной герой, в котором воплощены нравственные ориентиры человечества.

Помощник кузнеца Юшка, над которым смеются все жители города как над существом кротким и безответным, каждое лето уходит на месяц. По его словам, то к племяннице, то к другой родственнице в деревню или в Москву. В тот год, когда Юшка не пошёл никуда, чувствуя себя очень плохо, он умер, сбитый с ног очередным насмешником.

Осенью в городе появилась сирота, которую Юшка всю жизнь кормил и учил. Девушка приехала, чтобы вылечить своего благодетеля от туберкулёза. Она осталась в городе и всю жизнь посвятила бескорыстной помощи больным.

Герои

Рассказ назван по имени главного героя. Юшка – это не прозвище, как думают многие читатели, а уменьшительно-ласкательное имя, которое в Воронежской губернии образовывалось от южнорусского варианта имени Ефим – Юхим. Но слово юшка в том же южнорусском диалекте означает жидкую еду наподобие супа, вообще жидкость и даже кровь. Таким образом, имя героя как бы говорящее. Оно намекает на способность героя приспособиться к жёсткому злому миру, как приспосабливается вода к форме сосуда. А также имя – намёк на смерть героя, умершего от открывшегося кровотечения, очевидно, спровоцированного ударом в грудь.

Юшка – помощник кузнеца. Сейчас человека, который выполняет такую работу, «которую нужно было делать», назвали бы чернорабочим. Его возраст определяется как «старый на вид». Только в средине рассказа читатель узнаёт, что Юшке было 40 лет, а слабым и старым на вид он был из-за болезни.

Рассказ оказался пророческим и для самого Платонова, который умер от туберкулёза, заразившись от сына, попавшего в тюрьму в 15 лет и выпущенного через 2,5 года уже тяжелобольным.

В портрете Юшки подчёркнуты его худоба и невысокий рост. Особо выделены глаза, белые, как у слепца, со стоящими в них постоянно слезами. Этот образ не случаен: Юшка видит мир не таким, каким он есть на самом деле. Он не замечает зла, считая его проявлением любви, и словно вечно плачет о нуждах других.

Юшка похож на блаженного, какими их представлял русский народ. Разница только в том, что блаженных не принято было обижать. Но Юшку унижают и бьют, называя не блаженным, а блажным, непохожим, животным, божьим чучелом, юродом негодным . И требуют, чтобы Юшка был похожим на них, жил, как все.

Юшка считает всех людей равными «по надобности». Его случайно убивает односельчанин как раз за то, что он осмелился равнять себя с ним.

Герой соотносим даже с Христом, который пострадал за народ, претерпев мучения. Когда над Христом издевались римские солдаты, он молчал, не объясняя им ничего. Но ещё больше похож на Юшку герой романа Булгакова, написанного чуть позже «Юшки», в 1937 г. Иешуа, в отличие от библейского Иисуса, активно оправдывает обидчиков, называя их добрыми людьми. Так и Юшка называет обижающих его детей родными, маленькими.

Юшка считает, что он нужен и детям, и взрослым. Казалось бы, он ошибочно делает вывод о том, что дети и взрослые нуждаются в нём, потому что любят его. Но через годы становится понятным, что его действительно любили, просто не умея выразить ни любви, ни потребности в нём. А именно так и думал Юшка, которого обижали.

Как и многие блаженные, Юшка обходится малым. Свой крошечный доход (семь рублей и шестьдесят копеек в месяц) Юшка не тратит на чай и сахар, довольствуясь простой бесплатной едой кузнеца – хлебом, щами и кашей. Настолько же проста и одежда Юшки, которая за все годы как будто не изнашивается, оставаясь равномерно ветхой и дырявой, но исполняя своё предназначение.

Народ обижал Юшку, потому что в сердцах людей «лютая ярость» , «злое горе и обида» . Кротость Юшки противопоставлена агрессии людей, спровоцированной их горем, виновником которого все считают Юшку.

К Юшке добра Даша, дочь кузнеца. Она пытается объяснить Юшке, что его никто не любит, что его жизнь напрасна. Но Юшка знает, зачем он живёт: по воле родителей и для цели, о которой он никому не говорит, как и о своей любви ко всему живому.

Юшка не нуждается в людях, как они в нём, зато, уходя в безлюдные места, Юшка переживал единение с природой. Он чувствовал себя осиротевшим даже от смерти жука или букашки. Именно живая природа исцеляла героя, давая ему силы.

После смерти Юшка разделяет судьбу многих юродивых и святых. Нашедший его труп столяр сразу просит прощения: «Забраковали тебя люди» . Проститься с ним пришёл весь народ. Но потом Юшку забыли, как забывают и обычных людей, и юродивых, и святых. Одинокий Юшка оказался благодетелем, даровав народу ту, что стала заботиться о нём – выращенную и выученную на его деньги сиротку, ставшую врачом. Её и называют дочерью доброго Юшки, не помня его самого.

Особенности стиля

В рассказе встречаются традиционные для Платонова мотивы. Один из них – мотив смерти. Дети сомневаются в том, что Юшка живой, потому что он не отвечает злом на их зло.

Пейзаж в рассказе раскрывает источник душевных сил героя. В отличие от людей, черпающих энергию из удовольствия обижать слабых, Юшка слабых поддерживал и воспринимал себя как часть природы. Странное платоновское выражение «лица жуков» , встречающееся и в других произведениях, показывает, что и природу Юшка воспринимал как равную себе, очеловечивая её.

Платонов создаёт убедительный образ счастья, которое случается с людьми вопреки их злым поступкам. Жизнь писателя во многом была подобна жизни его героя: тяжёлая неблагодарная работа, в которую он вкладывал душу, и преждевременная смерть от болезни.

1) Особенности жанра. Произведение А. Платонова «Юшка» относится к жанру рассказа.

2) Тематика и проблематика рассказа. Основная тема рас­сказа А. Платонова «Юшка» - тема милосердия, сострадания. Ан­дрей Платонов в своих произведениях создаёт особый , ко­торый поражает нас, завораживает или приводит в недоумение, но всегда заставляет глубоко задуматься.

Писатель раскрывает перед нами красоту и величие, доброту и открытость простых людей, которые способны переносить невыносимое, выживать в условиях, в которых выжить, казалось бы, невозможно. Такие люди, по мнению автора, могут преобразить . Таким не­обыкновенным человеком предстаёт перед нами герой рассказа «Юшка».

3) Основтя идея рассказа. Основная идея художественного произведения - это выражение авторского отношения к изо­бражаемому, его соотнесение этого изображения с утверждае­мыми или отрицаемыми писателем идеалами жизни и челове­ка. Платонов утверждает в своём рассказе идею значимости любви и добра, идущих от человека к человеку. Он стремится воплотить в жизнь принцип, взятый ещё из детских сказок не­возможного нет, всё возможно. Сам автор говорил: «Надо лю­бить ту Вселенную, которая может быть, а не ту, которая есть. Невозможное - невеста человечества, и к невозможному летят наши души...» К сожалению, не всегда побеждает в жизни. Но добро, по Платонову, не иссякают, не уходят из ми­ра со смертью человека. После смерти Юшки прошли годы. В городе давно позабыли его. Но Юшка вырастил на свои ма­ленькие средства, отказывая себе во всём, сироту, которая, вы­учившись, стала врачом и помогала людям. Докторшу называют дочерью доброго Юшки.

4) Характеристика героев рассказа.

Образ Юшки . Главный герой рассказа - Юшка. Добрый и сердечный Юшка обладает редким даром любви. Эта любовь истинно святая и чистая: «Он склонялся к земле и целовал цве­ты, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки ба­бочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим». Погружаясь в мир природы, вдыхая аромат лесов и трав, он отдыхает душой и да­же перестаёт чувствовать свой недуг (бедный Юшка страдает от чахотки). Искренне любит он и людей, в особенности же одну сиротку, которую вырастил, выучил в Москве, отказывая себе во всём: он никогда не пил чаю, не ел сахара, «чтоб она ела его». Каждый год ездит он проведывать девушку, привозит денег на весь год, чтобы она могла жить и учиться. Он любит её больше всего на свете, и она, наверное, единственная из всех людей, отвечает ему «всем теплом и светом своего сердца». Достоев­ский писал: « есть тайна». Юшка же в своей «нагой» про­стоте кажется людям откровенно понятным. Но его непохо­жесть на всех раздражает не только взрослых, но и детей, а также влечёт к нему человека «со слепым сердцем». Всю жизнь несчастного Юшку все бьют, оскорбляют и обижают. Дети и взрослые потешаются над Юшкой, упрекают его «за безответ­ную глупость». Однако он никогда не проявляет злобы к людям, никогда не отвечает на их оскорбления. Дети бросают в него камни и грязь, толкают его, не понимая, почему он не ругает их, не гонится за ними с хворостиной, как другие взрослые. Наобо­рот, когда ему бывало совсем уж больно, этот странный человек говорил: «Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, долж­но быть, любите меня?.. Отчего я вам всем нужен?..» Наивный Юшка видит в непрерывных издевательствах людей извращён­ную форму любви к себе: «Меня, Даша, народ любит!» - говорит он хозяйской дочери. Перед нами старый на вид человек, сла­бый, больной. «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его вместо усов и бороды росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слёзы». Он долгие годы носит без смены одну и ту же одежду, напоминающую рубище. И стол его скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Он - подручный помощник у главного кузнеца, выполняет работу незаметную для постороннего глаза, хотя и необходимую. Он первым идёт поутру в кузницу и последним покидает, так что старики и ста­рухи сверяют по нему начало и конец дня. Но в глазах взрос­лых, отцов и матерей Юшка - человек ущербный, не умеющий жить, ненормальный, потому-то именно его вспоминают они, ругая детей: мол, будешь как Юшка. Кроме того, каждый год Юшка куда-то уходит на месяц и потом возвращается. Уйдя да­леко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: бла­гоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью стрекоз, жуков, кузнечиков - живёт одним дыханием, одной живой радостью с этим миром. Мы видим Юшку весёлым и счастливым. И умира­ет Юшка из-за того, что оскорблено его принципиальное чувст­во и убеждение в том, что каждый человек «по надобности» сво­ей равен другому. Только после его смерти оказывается, что он всё же был прав в своих убеждениях: он действительно был ну­жен людям.

Как вы думаете, почему, называя своего героя в рассказе, пи­сатель использует местоимение он? (чтобы подчеркнуть без­личие героя)

Каким человеком предстаёт перед читателями Юшка в начале рассказа? («старый на вид... мал ростом и худ»)

Где жил и работал Юшка? («в кузнице при большой москов­ской дороге»)

Как люди относились к Юшке? (жестоко: били его палками, всячески издевались)

Охарактеризуйте главного героя рассказа А.П. Платонова Юш­ку. (любит людей, беззлобный, мягкий, работящий человек)

Почему именно дети особенно сильно издевались над Юшкой? («Дети... не понимали его... Они радовались тому, что с ним можно всё делать, что хочешь, а он им ничего не делает».)

Как сам Юшка относился к людям? (Юшка любил людей.) Почему?

Куда каждое лето на один месяц уходил из кузницы от хо­зяина Юшка? (навестить девушку-сироту, которой он по­могал)

Как умер Юшка? (Однажды один прохожий с силой толкнул Юшку в грудь, а у того была грудная болезнь. Юшка упал и больше не поднялся - умер.)

Как стали люди жить без Юшки? («Однако без Юшки жить людям стало хуже».) Почему? (Отныне людям не на ком было срывать свое ожесточение и злобу.)

Какую память о себе на земле оставил Юшка после своей смерти? (Юшка вырастил на свои маленькие средства, отка­зывая себе во всём, сироту, которая, выучившись, стала вра­чом и помогала людям.)

Образ приёмной дочери Юшки. Став врачом, девушка приеха­ла в городок, чтобы вылечить Юшку от мучавшей его болезни. Но, к сожалению, было уже поздно. Не успев спасти своего при­ёмного отца, девушка всё же остаётся, чтобы распространить на всех людей чувства, зажжённые в её душе несчастным юроди­вым, - своё сердечное тепло и доброту. Она остаётся, чтобы «ле­чить и утешать больных людей, не утомляясь уголять страдание и отдалять смерть от ослабевших».