Личное дело
Александр Александрович Бестужев (псевдоним - Марлинский, 1797 - 1837) родился в Петербурге, в обедневшей дворянской семье. Его отец издавал вместе с Иваном Пниным просветительский «Санкт-Петербургский журнал» и сочинил «Опыт военного воспитания», в котором предложил программу воспитания юношей из дворянских семей.

До десяти лет Александр Бестужев рос и обучался дома. В 1806 году его отдали в Горный кадетский корпус, где он увлекся литературой. Не закончив курса, Александр в 1819 году поступил юнкером в лейб-гвардии драгунский полк и через год был произведен в офицеры.

С 1818 года публиковал переводы стихотворных и исторических сочинений и критические статьи. В 1818 - 1822 годах Бестужев выступает как литератор, близкий к карамзинистам и арзамасцам. В то время появляется его псевдоним Марлинский.

Во второй половине 1823 года вступил в Северное общество. Сдружился с Кондратием Рылеевым. Накануне восстания Рылеев и Бестужев жили в одном доме. С 1823 года начал издавать вместе с Рылеевым альманах «Полярная звезда».

После поражения восстания декабристов, не дожидаясь ареста, Бестужев явился вечером следующего дня на главную гауптвахту Зимнего дворца.


Был приговорен «по первому разряду» к смертной казни отсечением головы. Затем приговор был заменен каторжными работами сроком на двадцать лет с последующим поселением в ссылке. Впоследствии срок каторги был сокращен до пятнадцати лет. Отбыв год заключения в финляндской крепости «Форт Слава», Бестужев был отправлен в Якутск.

В феврале 1829 года Бестужеву позволили служить в армии рядовым, сначала в Тифлисе в 41-м егерском полку, потом через полгода - в Дербентском гарнизонном батальоне. В 1834 году его перевели в действующую часть. Отличался храбростью в войне с горцами. Неоднократно был представлен к наградам, дававшим право на производство в офицеры, но всякий раз император вычеркивал Бестужева из списков награждаемых. Лишь в 1836 году Бестужеву был присвоен офицерский чин, который он «выстрадал и выбил штыком». Однако в переходе на гражданскую службу ему было отказано. 7 июня 1837 года Александр Бестужев был убит в бою с черкесами при высадке десанта у мыса Адлер.

Чем знаменит
До заключения творчество Александра Бестужева, в основном, представляло собой гражданскую поэзию. В тюремном заключении, в Якутске и на Кавказе Бестужев уже обращается преимущественно к прозе.

С 1830 года в журналах Москвы и Петербурга выходят под псевдонимом его повести, военные рассказы и кавказские очерки. Так появились повести «Испытание» (1830), «Вечер на Кавказских водах в 1824 году» (1830), «Лейтенант Белозор» (1831), «Аммалат-Бек» (1832), «Мулла-Нур» (1836). Эти произведения принесли автору известность. «Всякая новая его повесть ожидалась с нетерпением, быстро переходила из рук в руки, зачитывалась до последнего листка; книжка журнала с его произведениями делалась общим достоянием, так что его повесть была самой надежной приманкой для подписчиков на журналы и для покупателей альманахов. Его сочинения раскупались нарасхват и что гораздо важнее - ими не только все зачитывались, - их заучивали наизусть. В 30-х годах Марлинского называли "Пушкиным прозы", гением первого разряда, не имеющим соперников в литературе», - сообщает энциклопедия Брокгауза и Евфрона.

Для повестей Бестужева-Марлинского характерны увлекательные, острые и захватывающие воображение сюжеты, а изображенный в них мир, что характерно для литературы эпохи романтизма, резко противостоит повседневной жизненной пошлости.

О чем надо знать
Александр Бестужев не только сам был сторонником республиканского строя и радикальным участником Северного общества, участником совещаний, где обсуждался план выступления, но также и вовлек в ряды заговорщиков Каховского, Якубовича, Одоевского и своих братьев Михаила и Павла. Совместно с Рылеевым сочинял по образцу солдатского фольклора.

В приговоре Александра Бестужева говорилось, что он «умышлял на цареубийство и истребление императорской фамилии, возбуждал к тому других, соглашался также и на лишение свободы императорской фамилии, участвовал в умысле бунта привлечением товарищей и сочинением возмутительных стихов и песен, лично действовал в мятеже и возбуждал к оному нижних чинов».

Находясь в Петропавловской крепости, Бестужев отправил императору послание, где говорил: «...признаюсь вашему величеству, что, если бы присоединился к нам Измайловский полк, я бы принял команду и решился на попытку атаки [Зимнего дворца]». Адресованное Николаю I сочинение известно под условным названием «Об историческом ходе свободомыслия в России». В нем Бестужев проследил развитие антимонархических идей и причины их появления в России. Он отметил, что вследствие вторжения Наполеона поднявшийся на борьбу «народ русский впервые ощутил свою силу», от этого последовало пробуждение «во всех сердцах чувства независимости, сперва политической, а впоследствии и народной». Затем были походы русской армии во Францию и сравнение порядков в этой стране и у себя дома. Отметил Бестужев и рост недовольства во всех слоях русского общества: среди крестьян, мещан, купечества, дворянства, в войсках.

Прямая речь
«Из вопроса, почему у нас много критики, необходимо следует другой: "отчего у нас нет гениев и мало талантов литературных?" Предслышу ответ многих, что от недостатка ободрения! Так, его нет, и слава богу! Ободрение может оперить только обыкновенные дарования: огонь очага требует хворосту и мехов, чтобы разгореться, - но когда молния просила людской помощи, чтобы вспыхнуть и реять в небе! Гомер, нищенствуя, пел свои бессмертные песни; Шекспир под лубочным навесом возвеличил трагедию; Мольер из платы смешил толпу; Торквато из сумасшедшего дома шагнул в Капитолий; даже Вольтер лучшую свою поэму написал углем на стенах Бастилии. Гении всех веков и народов, я вызываю вас! Я вижу в бледности изможденных гонением или недостатком лиц ваших - рассвет бессмертия! Скорбь есть зародыш мыслей, уединение - их горнило. Порох на воздухе дает только вспышки, но сжатый в железе, он рвется выстрелом и движет и рушит громады... и в этом отношении к свету мы находимся в самом благоприятном случае. Уважение или, по крайней мере, внимание к уму, которое ставило у нас богатство и породу на одну с ним доску, наконец, к радости сих последних исчезло. Богатство и связи безраздельно захватили все внимание толпы, - но тут в проигрыше, конечно, не таланты! Иногда корыстные ласки меценатов балуют перо автора; иногда недостает собственной решимости вырваться из бисерных сетей света, - но теперь свет с презрением отверг его дары или допускает в свой круг не иначе, как с условием носить на себе клеймо подобного, отрадного ему ничтожества; скрывать искру божества, как пятно, стыдиться доблести, как порока!! Уединение зовет его, душа просит природы; богатое нечерпанное лоно старины и мощного свежего языка перед ним расступается: вот стихия поэта, вот колыбель гения!»

А. Бестужев-Марлинский «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 года»

Вдоль Фонтанки-реки

Квартируют полки.

Квартируют полки

Всё гвардейские.

Их и учат, их и мучат,

Ни свет, ни заря,

Что ни свет, ни заря,

Для потехи царя!

Разве нет у них рук,

Чтоб избавиться от мук?

Разве нет штыков

На князьков-сопляков?

Разве нет свинца

На тирана-подлеца?

Да Семеновский полк

Покажет им толк.

Кому вынется, тому сбудется;

А кому сбудется, не минуется.

Из «Агитационных песен» Рылеева и Бестужева

«Что же может интересовать современного читателя в Марлинском? Кроме возрастающего желания познать все самые отдаленные явления русской классики, в Марлинском подкупает прямой, непосредственный пафос рыцарского служения истине, красоте, женщине, беззаветная преданность долгу, чести, доблесть, храбрость. Приключенческая основа его экстравагантных сюжетов захватывает нас так же, как и в "Трех мушкетерах" Дюма, демонстрирует всесилие человеческой воли, бескорыстия, честности. Кроме того, Марлинский в высшей степени морален; он воспитывает ненависть ко лжи, деспотизму, бесстрашие в борьбе с ними - и все это у него броско, сильно, непосредственно, несмотря на некоторую устарелость, несовершенство художественного воплощения. Он подкупает читателя жаром страсти, сокрушения сил тьмы и насилия во имя торжества светлых начал. Далекое прошлое - но оно представляет собой живую духовную ценность для нас».

В. И. Кулешов

8 фактов об Александре Бестужеве-Марлинском


  • Псевдоним «Марлинский» возник благодаря названию дворцового строения Марли в Петергофе, рядом с которым стоял полк Александра Бестужева.

  • В качестве псевдонима он также использовал инициалы А. М.

  • Бестужев был влюблен в дочь генерал-лейтенанта Августина Бетанкура, адъютантом которого некоторое время служил после выхода из кадетского корпуса, но Бетанкур не согласился выдать свою дочь за небогатого молодого офицера.

  • Александр Бестужев три раза стрелялся на дуэлях и был секундантом на дуэли Рылеева с князем Шаховским.

  • Среди критических работ Бестужева есть остроумный фельетон, написанный от имени «Общества приспособления точных наук к словесности», где в частности говорится о планах «изобрести орудие, вроде астролябии, для измерения плоскостей русской словесности и неизмеримых ее пустырей, пустопорожних мест и тому подобного. Для опыта съемки должно подвести под тригонометрическую сетку по крайней мере один новый роман» или «найти химического противодействователя (reactif) для мгновенной осадки немногих капель мыслей, здравого смысла или остроты (буде оная случится) из любой модной поэмы, чтобы критик мог с точностью сказать, находится или нет достойное чтения в этой влаге, пресыщенной пустословием».

  • В 1837 году, находясь в Тифлисе, Бестужев узнал о смерти Пушкина. Тогда он заказал священнику панихиду по двум убиенным «боляринам» Александрам: Грибоедову и Пушкину.

  • Труп Бестужева не был обнаружен даже при обмене телами убитых, последовавшим на следующий день после боя. В результате появились слухи, что на самом деле он жив и скрывается.

  • Первая строчка стихотворения Лермонтова «Парус» - «Белеет парус одинокий» - представляет собой цитату из неоконченной поэмы Марлинского «Андрей, князь Переяславский».

Бестужев-Марлинский является одним из виднейших представителей романтического направления в отечественной литературе. Его повести, стихи, а также критические статьи пользовались большой популярностью в свое время, и каждый выход его произведения был событием в литературной жизни нашей страны. Он также известен как участник декабристского восстания и как друг Пушкина.

Некоторые факты жизни

Бестужев-Марлинский, биография которого нам интересна, родился в 1797 году в обедневшей, но знатной дворянской семье. Его отец также был связан с литературой, принимал участие в издательской деятельности, мать происходила из мещанской среды. Их сын обучался в Горном кадетском корпусе, но, не кончив курса обучения, поступил на службу. Он был адъютантом при управляющем путями сообщения, потом поступил на военную службу. Его полк стоял под Петергофом в местечке Марли (по названию которого он впоследствии взял себе писательский псевдоним). К этому же времени относится начало его литературной деятельности.

Первые работы

Бестужев-Марлинский был приверженцем романтического направления, черты которого проявились в его ранних сочинениях «Роман и Ольга», «Ревельский турнир» и другие. Он активно сотрудничал с ведущими журналами того времени, а впоследствии вместе с другим поэтом Рылеевым выпускал собственный альманах «Полярная звезда», на страницах которого размещал свои критические статьи, посвященные размышлениям о современной литературе и произведениях прошлого. Его мысли и идеи всякий раз вызывали оживленную полемику в литературных кругах, поскольку в эти годы как раз шли дискуссии по поводу того, в каком направлении должны развиваться отечественная поэзия и проза.

Литературные взгляды

Бестужев-Марлинский резко выступал против классицизма, утверждая, что данное направление уже устарело. Вместе с тем, он ратовал за утверждение Писатель был поклонником таких поэтов, как Шекспир, Шиллер, а в особенности, Байрона. Он утверждал, что принципы, выдвинутые этими авторами, должны стать основой развития отечественной литературы. Сам поэт предпочитал изображать людей с сильными, незаурядными характерами, с сильными страстями, бунтарей по натуре. В те годы это было действительно новым словом в литературе и критике. Известный публицист Белинский очень высоко оценивал статьи автора.

Участие в декабристском движении

Бестужев-Марлинский входил в «Вольное общество любителей российской словесности», где был постоянным членом. В это же время он входил в общество декабристов и даже принимал участие в событиях на Он сам вывел солдат Московского полка, однако после поражения выступления добровольно сдался властям. За участие в движении он был разжалован и приговорен к двадцати годам каторжных работ, замененных ссылкой в Сибирь. Он был отправлен в Якутск, где занялся изучением быта и культуры местных народов. Впоследствии на основе своих наблюдений он написал ряд статей о жизни в этом регионе.

На Кавказе

Александр Бестужев-Марлинский через некоторое время был переведен на военную службу с правом выслуги. Он отправился служить на Кавказ, где участвовал в сражениях с горцами, проявляя храбрость и бесстрашие, за что был награжден. Этот период знаменателен в истории его творчества тем, что именно здесь он создал свои наиболее известные произведения.

Создал Бестужев-Марлинский повести, которые стали значимым явлением в истории отечественной литературы периода романтизма. К наиболее ярким сочинениям относятся «Лейтенант Белозор», «Аммалат-бек» и другие. Их особенностями является то, что в них писатель вывел совершенно новый тип героя: человека неординарного, с сильными чувствами и темпераментом. Его персонажи несут на себе отпечаток байроновского романтизма. Этим они и привлекали современников, так что каждая новая повесть автора ожидалась с нетерпением. Бестужев погиб в 1837 году в битве, его тело так и не было найдено.

Повесть

Бестужев-Марлинский, краткое содержание повестей которого носит явный отпечаток романтизма, внимание обращал на изображение сильных личностей и необыкновенных приключений. Такова, например, его повесть, «Замок Нейгаузен», которая посвящена описанию дружбы двух противников: рыцаря и новгородского сотника, которые, будучи врагами на поле боя, все-таки уважали друг друга. Такой прием был в целом характерен для романтических произведений. По мотивам этого произведения в советское время был снят фильм, что говорит о том, что произведения писателя еще пользуются популярностью.

Дружба с Пушкиным

Творчество Бестужева-Марлинского следует рассматривать в контексте эпохи, когда большое влияние имели веяния романтизма, проникавшие в нашу страну из западноевропейских стран. На этой почве писатель подружился с Пушкиным, который в ранний период своего творчества также отдал дань данному направлению. Именно поэтому писатель охотно публиковал романтические стихотворения Александра Сергеевича в своем альманахе, а также отрывки из его поэм «Кавказский пленник», «Цыгане». Последнее произведение Бестужев ценил особенно высоко. Однако очень скоро Пушкин стал создавать реалистические произведения, которые отвечали потребностям образованных кругов и читающей публики. Бестужев же остался приверженцем романтизма. Тем не менее, оба поэта сохранили дружеские отношения. Они регулярно обменивались письмами. Известно, что Пушкин очень высоко ценил повести Марлинского, некоторые из них даже оказали на него известное влияние (например, повесть «Метель»).

Значение творчества

Произведения Бестужева оказали большое влияние на современную литературу. В это время наметился переход от классицизма к романтизму. Поэтому образованные круги того времени проявляли неподдельный интерес к его творчеству. По воспоминаниям современником, повести Марлинского открыли новый этап в развитии отечественной литературы. Но уже очень скоро стали выходить произведения реалистического характера. Это, в первую очередь, повести Пушкина и Гоголя, которые отказались от романтизма и перешли к реалистическому изображению жизни.

Их произведения обозначили новую тенденцию в прозе, когда писатели стали описывать жизнь такой, какая она есть. На фоне этих работ сочинения Бестужева-Марлинского затерялись и спустя некоторое время были забыты. Тем не менее, его творчество стало заметным явлением в отечественной литературе. Его работы оказали влияние и на творчество Лермонтова (на роман «Герой нашего времени», а особенно на драмы писателя).

Александр Александрович Бестужев (псевдоним Марлинский, 23 октября (03 ноября) 1797 г. - 07 июня (19 июня) 1837 г.) - прозаик, критик, поэт. Второй сын известного радикального писателя А. Ф. Бестужева. До десяти лет учился дома. В 1806 г. его отдали в Горный кадетский корпус, где он не проявил большого интереса к точным наукам, но увлекся словесностью. Не закончив курса обучения, Бестужев в 1819 г. поступил юнкером в лейб-гвардии драгунский полк и через год был произведен в офицеры. Полк, в котором служил Бестужев, стоял под Петергофом, в местечке Марли (отсюда и псевдоним - Марлинский). Здесь и началась литературная деятельность Бестужева: в 1818 г. он дебютировал в печати переводами стихотворных и исторических сочинений, а затем и критическими статьями.

В 1818-1822 гг. Бестужев выступает как поэт, переводчик и критик, близкий к карамзинистам и арзамасцам. Он мечтает о своем печатном органе и задумывает издание альманаха «Зимцерла», но не получает разрешения властей. В это время он пишет послание «К К<реницын>у», «Подражание первой сатире Буало», «К некоторым поэтам» и переводит отрывки из «Мизантропа» Мольера и «Метаморфоз» Овидия. Широкую известность приносят Бестужеву его критические статьи о переводе П. А. Катенина трагедии Расина «Эсфирь» и о «Липецких водах» А. А. Шаховского, помещенных в «Сыне Отечества» (1819). Выступления Бестужева были замечены: в 1820 г. его избрали членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, а затем и Вольного общества любителей российской словесности. Значительно расширились его литературные знакомства: он подружился с Дельвигом, Баратынским, Рылеевым, Вяземским, переписывался с Пушкиным.

Тогда же Бестужев пробует себя в жанре путешествия. В 1821 г. он публикует «Поездку в Ревель», навеянную прибалтийскими впечатлениями. Особенностью произведения стало сочетание прозаического текста со стихами, обилие рассуждений на самые разные, в том числе и литературные, темы, непринужденность общения с читателем, который мог ощутить наблюдательность автора и его остроумие.

С января 1825 г. Бестужев стал одним из наиболее активных членов Северного общества. Как и большинство декабристов, Бестужев сначала был приверженцем конституционной монархии, а затем сторонником республики. Вместе с Рылеевым он издает альманах «Полярная звезда» (1823-1825), сыгравший большую роль в пропаганде декабристских идей.

Альманах «Полярная звезда» собрал большие литературные силы. Его значение заключалось как в том, что Бестужев и К. Рылеев стали платить авторам гонорар, т. е. способствовали профессионализации литературы, так и в направлении, определяемом в значительной степени критическими статьями Бестужева. В критических обзорах («Взгляд на старую и новую словесность в России», 1823; «Взгляд на русскую словесность в течение 1823 года», 1824; «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начала 1825 годов», 1825) Бестужев ратовал за национальную самобытность литературы, ее прочную связь с политическими идеями современности, за романтизм, означавший для него свободу человеческого духа, полноту и естественность выражения чувств. Явный интерес к истории проявляется у Бестужева в жанре повести («Роман и Ольга», «Изменник», «Листок из дневника гвардейского офицера», «Замок Нейгаузен», «Ревельский турнир», «Замок Венден», «Замок Эйзен» - авторское название «Кровь за кровь»), которая проясняет существенные особенности романтизма Бестужева. Романтизм стал для писателя знаменем свободолюбия и общественного протеста. 14 декабря 1825 г. Бестужев агитировал в Московском полку, и благодаря его энергии полк первым вышел на Сенатскую площадь. После разгрома восстания Бестужева приговорили к 20 годам (срок сокращен до 15 лет) каторжных работ, а затем ограничились ссылкой в Сибирь. До июля 1829 г. он находился на поселении в Якутске. С августа того же года Бестужев был определен рядовым в действующую армию на Кавказ. В боях он показал чудеса храбрости и военного искусства. Неоднократно был представлен к наградам, но всякий раз следовал неизменный отказ императора. И только в 1836 г. ему был присвоен офицерский чин, который он «выстрадал и выбил штыком». Бестужев попытался перейти на статскую службу, так необходимую для занятий литературой, но ему отказали и в этом. В 1837 году в бою за мыс Адлер Бестужев был убит.

Романтические повести принесли Бестужеву всероссийскую известность, которая превзошла, по мнению большинства тогдашней молодежи, даже славу Пушкина. Им зачитывались все, его произведения выходили большими по тем временам тиражами, многие его повести инсценировались. Бестужев остался верным романтизму до конца, о чем свидетельствует и его знаменитая критическая статья «О романе Н. А. Полевого «Клятва при гробе господнем» (1833). В ней автор торжественно провозгласил победу романтизма. По словам Белинского, Бестужев «пролетел в литературе ярким метеором, который на минуту ослепил всем глаза и - исчез без следа...». Но в той же рецензии 1847 г. на собрание сочинений Бестужева Белинский поправил свой суровый приговор: «...Марлинский навсегда останется замечательным лицом в истории русской литературы... Его сочинения останутся навсегда любопытным памятником той литературной эпохи, которая так резко отразилась в них».

Фантастика в творчестве А. А. Бестужева-Марлинского.

Наряду с исторической и военной прозой у Бестужева-Марлинского существует ряд произведений, которые можно отнести к прозе готической. Это повести «Латник», «Лейтенант Белозор», «Вечер на Кавказских водах в 1824 году» и рассказ «Кровь за кровь» («Замок Эйзен»), в котором применяется один из характерных для жанра «готического романа» прием - сверхъестественные, мистические события в финале получают рациональное объяснение. К чисто фантастическим произведениям писателя можно отнести «Страшное гаданье» - классический «страшный» святочный рассказ, в котором автор использует русские фольклорные мотивы: гадание, колдовство, явление нечистой силы. Также содержит фантастические элементы рассказ-фельетон «Объявление от общества приспособления точных наук к словесности», в котором описывается новейшее изобретение - машина для написания литературных произведений.

Бестужев Александр Александрович (псевдоним Марлинский), писатель и критик, родился 23.X(3.XI.1797 г. в г. Петербурге в знатной, но обедневшей дворянской семье.

Отец его, А. Ф. Бестужев, человек гуманных взглядов, широкого круга научных, философских и художественных интересов, стремился привить своим детям жажду знаний и чувства высокой гражданственности. Братья Бестужевы - Николай, Александр, Михаил и Петр - разносторонне образованные люди, участники декабристского движения.

Десяти лет Александр Александрович был отдан в Горный корпус, который, однако, не закончил.

В 1816 зачислен юнкером в драгунский полк и через год произведен в офицеры.

С 1818 Бестужев выступает в печати.

В 1820 его избирают членом Вольного общества любителей российской словесности. Здесь он сближается со многими передовыми людьми своего времени.

В 1823-25 Александр Александрович совместно с Рылеевым издает альманах «Полярная звезда», сыгравший огромную роль в пропаганде декабристских взглядов.

В 1824 Бестужев принят в Северное общество.

В 1825 выбран членом его Верховной думы. Как и многие члены Северного общества, Александр Александрович -сначала сторонник конституционной монархии, потом, занимает более радикальные позиции, высказываясь за республику. Бестужев - один из самых энергичных организаторов восстания 14 декабря 1825. Именно он вел агитацию в Московском полку, который, несмотря на опасения декабристов, первым вышел на Сенатскую площадь. После разгрома восстания он добровольно отдает себя в руки властей. В записке Бестужева «Об историческом ходе свободомыслия в России», поданной во время следствия на имя Николая I, содержится обоснование социально-экономических причин и задач дворянской революции. Бестужев был осужден по «первому разряду» виновности и приговорен к 20 годам каторжных работ, замененных ссылкой в Сибирь, а через несколько лет переводом в действующую Кавказскую армию.

С августа 1829 Александр Александрович служит на Кавказе. Будучи рядовым, он выказывал исключительную храбрость и воинское умение, но по личному повелению царя не представлялся к повышению.

Лишь в 1836 ему присвоен первый офицерский чин, который он, по собственным словам, «выстрадал и выбил штыком». Служба на Кавказе для Бестужева - цепь бесконечных придирок, преследований, унижений. На неоднократные его просьбы об отставке царь ответил приказом о переводе в Гагры.

Бестужев Александр Александрович погиб в бою за мыс Адлер.

Литературную деятельность Бестужев начал как поэт и критик. Его ранние стихи посвящены гражданским и эпикурейским мотивам («Подражание первой сатире Буало», «К Криницыну»). Известность писатель приобрел защитой романтизма в острополемических статьях о пьесах Катенина и Шаховского.

В 1821 под псевдонимом Марлинский (в местечке Марли, возле Петергофа, Бестужев жил, служа в Гвардии, откуда и его псевдоним выходят его исторические очерки «Поездка в Ревель». Еще во многом художественно несовершенные, они, однако, намечают главные темы декабристской прозы. На историческом материале Прибалтики Бестужевым написаны повести «Замок Нейгаузен» (1824),

«Ревельский турнир» (1825),

Развенчивая средневековое рыцарство, Александр Александрович ставит, по сути дела, актуальные политические вопросы борьбы с русским феодально-деспотическим строем. Повести Бестужева на темы русской истории - «Роман и Ольга» (1823),

«Изменник» (1825),

«Гедеон» (1838-39),

«Листок из дневника гвардейского офицера» (1823), служили гражданско-патриотическому воспитанию современного поколения, подготовке его к борьбе за свободу. Особенным вниманием Бестужева пользуется история древнего Новгорода и Пскова. В их облике он видит прообраз вольного государства, свободно управляемого выборными представителями народа.

В 1824 - 25 Бестужев (совместно с Рылеевым) пишет агитационно-сатирические песни. В лучших из них -

«Вдоль Фонтанки-реки»,

«Ах, тошно мне»,

«Уж как шел кузнец» - в полную силу звучит голос пробудившегося к революционной борьбе передового человека той поры. Предназначенные непосредственно для целей политической борьбы, они являлись своего рода поэтическими прокламациями, призывающими к революционным действиям. О верности Александра Александровича лучшим идеалам декабризма и после 1825 ясно говорит неоконченная повесть в стихах «Андрей, князь Переяславский», над которой он работал в 1826-27 во время одиночного заключения в финляндской крепости «Форт Слава».

С 1827-29 находясь на поселении в Якутске Александр Александрович не оставляет надежды на продолжение литературной деятельности. Там он пишет цикл этнографических очерков:

(«Из рассказов о Сибири»,

«Сибирские нравы»,

«Письмо к доктору Эрману»)

и лирические стихи, в которых громко звучат мотивы декабристской поэзии каторги и ссылки:

(«Шебутуй», 1831;

«Тост», 1829;

«Сон», 1838;

«Часы», 1830, и другие).

Условия творчества в конце 20-х и в 30-е гг. были для ссыльного декабриста Бестужева невероятно тяжелыми. Но именно в это время он создает лучшие повести, принесшие ему славу. Расширяя тематику своей прозы, Александр Александрович Бестужев пишет повести и рассказы из светской жизни: «Испытание» (1830),

«Вечер на Кавказских водах в 1824 году» (1830),

«Страшное гадание» (1831),

«Фрегат «Надежда» (1833).

Эгоистическому свету с его мертвящей пустотой, ложью и лицемерием в отношениях между людьми писатель противопоставляет человека возвышенно-гражданских и гуманистических убеждений, «энтузиаста всего высокого и благородного». В силу обстоятельств Бестужев не мог с достаточной отчетливостью и широтой раскрыть стремления своего положительного героя, касаться острых социальных тем. Однако он оказывал на читателей 30-х гг. благотворное воздействие, вселяя бодрость и оптимизм, помогая душевно противостоять наступлению реакции.

Важное место в творчестве Бестужева 30-х гг. занимают повести и рассказы о военной жизни:

«Подвиг Овечкина и Щербины за Кавказом» (1825)

«Лейтенант Белозор» (1831),

«Будочник-оратор» (1832),

«Письма из Дагестана» (1834).

Долгие годы солдатской жизни писателя, несомненно, вели к развитию демократических тенденций в его творчестве, которые заметны в повести «Мореход Никитин» (1834), где рассказано об архангельских мореходах - рыбаках, захвативших военное судно англичан в 1810.

Кавказская тематика объединяет повести -

«Аммалат-бек» (1832),

«Красное покрывало» (1832),

«Рассказ офицера, бывшего в плену у горцев» (1834),

«Мулла - Нур» (1836) и ряд других Бестужев выступает в них как знаток истории нравов и обычаев, культуры Кавказа. Он изучает азербайджанский язык, сближается в Дербенте и Тифлисе с передовыми деятелями кавказских народов - А. К. Бакихановым и М. Ф. Ахундовым, поэму которого «На смерть Пушкина» переводит на русский язык. В оценке национальной борьбы народов Кавказа и политики России на Востоке Бестужев, несомненно, стоял в это время на прогрессивных позициях. Не разделяя шовинистической политики русского самодержавия, Бестужев понимал в то же время, что Россия несет Кавказу освобождение от турецко-персидской тирании и просвещение. Носителем этих взглядов писателя выступал полковник Верховский в повести «Аммалат-бек». Повесть заканчивается трагически. Верховский убит рукой Аммалата, которого он, любя как брата, хочет приобщить к культуре и просвещению. Драматическая напряженность повести романтически передает сложную противоречивость русско-кавказских отношений той эпохи.

Большой интерес представляет группа автобиографических произведений Бестужева А. А. 30-х гг.

Лучшее среди них - «Прощание с Каспием» (1834), своеобразная лирико-философская поэма в прозе. В ней - воспоминания о прошлом, горькое сознание непоправимой трагедии и клятва верности прежним высоким чувствам и идеалам, осветившим жизнь писателя.

Бестужев - один из самых ярких романтиков в русской литературе 20-30-х гг. Современников Бестужева увлекала страстность его героев, охваченных, как правило, кипением возвышенных чувств, гражданско-патриотическим пафосом. Патетике страстей в повестях Бестужева соответствуют острые, стремительно развертывающиеся, занимательные сюжеты, насыщенные остро драматичными и загадочными происшествиями, катастрофичными событиями, полные динамики внутренне контрастных положений. В основу поздних своих повестей писатель подчас брал жизненные случаи. Так, подзаголовок «Быль» имеют его кавказские повести «Аммалат-бек» и «Мулла-Нур», документальны события, описанные в повести об архангельском мореходе Савелии Никитине. Но и в них Бестужев А.А. остается романтиком. Его поэтическую фантазию привлекает обработка исключительных жизненных происшествий и трагических положений, в которых действуют характеры, редкие по необычной силе чувств и стремлений. Романтически приподнятый стиль повестей Александра Александровича находит выражение и в живописно расцвеченном слоге писателя. Нарядно - метафорический, экспрессивный слог Бестужева опирался на богатства русского национального языка, освоение которых в литературе Бестужев считал одной из больших и принципиально важных задач своего времени: «Я хочу и нахожу русский язык на все готовым и все выражающим. Если это моя вина, то и моя заслуга».

Значительны критические выступления Бестужева А. А. Лучшие статьи Бестужева 20-х гг. были напечатаны в «Полярной звезде»:

«Взгляд на старую и новую словесность в России» (1823),

«Взгляд на русскую словесность в течение 1823 года» (1824),

«Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и в начале 1825 года» (1825).

В журнале «Московский телеграф» в 1833 опубликована итоговая в литературно-критической деятельности Бестужева статья «О романе Н. Полевого «Клятва при гробе господнем». Блестящей аргументацией и воинственностью отличаются выступления Александра Александровича Бестужева против косности классицизма, ниспровергая который он борется за романтическое искусство, связанное с передовым общественным движением. Многие из его определений романтического искусства были активно усвоены и развиты в деятельности Белинского. Будучи глубоким теоретиком, Бестужев в то же время являлся и острым полемистом. Ценность его критики и в живой, страстно-темпераментной, образно-яркой манере изложения. Историческая ограниченность Бестужева А.А. выразилась в неприятии реализма, несмотря на близость к нему многих принципов передового романтизма самого писателя. Острота и ожесточенность борьбы за реализм в конце 30-40-х гг. вызвали, однако, в справедливых выступлениях Белинского и необоснованные резкие оценки прозы Бестужева, которые во многом пересматриваются в наше время. Творчество Бестужева А.А - самобытная страница в истории русской литературы, органичная часть в ее прогрессивно-романтическом развитии, подготавливавшем реализм.

Бестужев Александр Александрович умер 7(19).VI.1837 г. в Адлере.

Александр Александрович Бестужев (псевдоним Марлинский, 23 октября (03 ноября) 1797 г. - 07 июня (19 июня) 1837 г.) - прозаик, критик, поэт. Второй сын известного радикального писателя А. Ф. Бестужева. До десяти лет учился дома. В 1806 г. его отдали в Горный кадетский корпус, где он не проявил большого интереса к точным наукам, но увлекся словесностью. Не закончив курса обучения, Бестужев в 1819 г. поступил юнкером в лейб-гвардии драгунский полк и через год был произведен в офицеры. Полк, в котором служил Бестужев, стоял под Петергофом, в местечке Марли (отсюда и псевдоним - Марлинский). Здесь и началась литературная деятельность Бестужева: в 1818 г. он дебютировал в печати переводами стихотворных и исторических сочинений, а затем и критическими статьями.

В 1818-1822 гг. Бестужев выступает как поэт, переводчик и критик, близкий к карамзинистам и арзамасцам. Он мечтает о своем печатном органе и задумывает издание альманаха «Зимцерла», но не получает разрешения властей. В это время он пишет послание «К Креницыну», «Подражание первой сатире Буало», «К некоторым поэтам» и переводит отрывки из «Мизантропа» Мольера и «Метаморфоз» Овидия. Широкую известность приносят Бестужеву его критические статьи о переводе П. А. Катенина трагедии Расина «Эсфирь» и о «Липецких водах» А. А. Шаховского, помещенных в «Сыне Отечества» (1819). Выступления Бестужева были замечены: в 1820 г. его избрали членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, а затем и Вольного общества любителей российской словесности. Значительно расширились его литературные знакомства: он подружился с Дельвигом, Баратынским, Рылеевым, Вяземским, переписывался с Пушкиным.

Тогда же Бестужев пробует себя в жанре путешествия. В 1821 г. он публикует «Поездку в Ревель», навеянную прибалтийскими впечатлениями. Особенностью произведения стало сочетание прозаического текста со стихами, обилие рассуждений на самые разные, в том числе и литературные, темы, непринужденность общения с читателем, который мог ощутить наблюдательность автора и его остроумие.

С января 1825 г. Бестужев стал одним из наиболее активных членов Северного общества. Как и большинство декабристов, Бестужев сначала был приверженцем конституционной монархии, а затем сторонником республики. Вместе с Рылеевым он издает альманах «Полярная звезда» (1823-1825), сыгравший большую роль в пропаганде декабристских идей.

Альманах «Полярная звезда» собрал большие литературные силы. Его значение заключалось как в том, что Бестужев и К. Рылеев стали платить авторам гонорар, т. е. способствовали профессионализации литературы, так и в направлении, определяемом в значительной степени критическими статьями Бестужева. В критических обзорах («Взгляд на старую и новую словесность в России», 1823; «Взгляд на русскую словесность в течение 1823 года», 1824; «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начала 1825 годов», 1825) Бестужев ратовал за национальную самобытность литературы, ее прочную связь с политическими идеями современности, за романтизм, означавший для него свободу человеческого духа, полноту и естественность выражения чувств. Явный интерес к истории проявляется у Бестужева в жанре повести («Роман и Ольга», «Изменник», «Листок из дневника гвардейского офицера», «Замок Нейгаузен», «Ревельский турнир», «Замок Венден», «Замок Эйзен» - авторское название «Кровь за кровь»), которая проясняет существенные особенности романтизма Бестужева. Романтизм стал для писателя знаменем свободолюбия и общественного протеста. 14 декабря 1825 г. Бестужев агитировал в Московском полку, и благодаря его энергии полк первым вышел на Сенатскую площадь. После разгрома восстания Бестужева приговорили к 20 годам (срок сокращен до 15 лет) каторжных работ, а затем ограничились ссылкой в Сибирь. До июля 1829 г. он находился на поселении в Якутске. С августа того же года Бестужев был определен рядовым в действующую армию на Кавказ. В боях он показал чудеса храбрости и военного искусства. Неоднократно был представлен к наградам, но всякий раз следовал неизменный отказ императора. И только в 1836 г. ему был присвоен офицерский чин, который он «выстрадал и выбил штыком». Бестужев попытался перейти на статскую службу, так необходимую для занятий литературой, но ему отказали и в этом. В 1837 году в бою за мыс Адлер Бестужев был убит.

Романтические повести принесли Бестужеву всероссийскую известность, которая превзошла, по мнению большинства тогдашней молодежи, даже славу Пушкина. Им зачитывались все, его произведения выходили большими по тем временам тиражами, многие его повести инсценировались. Бестужев остался верным романтизму до конца, о чем свидетельствует и его знаменитая критическая статья «О романе Н. А. Полевого «Клятва при гробе господнем» (1833). В ней автор торжественно провозгласил победу романтизма. По словам Белинского, Бестужев «пролетел в литературе ярким метеором, который на минуту ослепил всем глаза и - исчез без следа...». Но в той же рецензии 1847 г. на собрание сочинений Бестужева Белинский поправил свой суровый приговор: «...Марлинский навсегда останется замечательным лицом в истории русской литературы... Его сочинения останутся навсегда любопытным памятником той литературной эпохи, которая так резко отразилась в них».

Фантастика в творчестве А. А. Бестужева-Марлинского.

Наряду с исторической и военной прозой у Бестужева-Марлинского существует ряд произведений, которые можно отнести к прозе готической. Это повести «Латник», «Лейтенант Белозор», «Вечер на Кавказских водах в 1824 году» и рассказ «Кровь за кровь» («Замок Эйзен»), в котором применяется один из характерных для жанра «готического романа» прием - сверхъестественные, мистические события в финале получают рациональное объяснение. К чисто фантастическим произведениям писателя можно отнести «Страшное гаданье» - классический «страшный» святочный рассказ, в котором автор использует русские фольклорные мотивы: гадание, колдовство, явление нечистой силы. Также содержит фантастические элементы рассказ-фельетон «Объявление от общества приспособления точных наук к словесности», в котором описывается новейшее изобретение - машина для написания литературных произведений.