Наука и технологии не стоят на месте, и с каждым годом генетикам удается достичь все больших результатов. Хотя им еще многое предстоит постичь, уже сегодня люди могут ощутить преимущества их работы на себе. Чем именно занимаются генетики и почему их труды так важны для общества? Ответ на этот вопрос знают немногие, именно поэтому эта столь значимая профессия достойна более широкого освещения.

Человечество всегда интересовалось вопросами изменчивости организмов, наследственности и процессов, приводящих к возникновению новой жизни. Среди различных научных отраслей , которые, несомненно, имеют большое значение для общества, особое место занимает генетика, призванная приоткрыть занавес тайн и загадок природы.

Наука и технологии не стоят на месте, и с каждым годом генетикам удается достичь все больших результатов. Хотя им еще многое предстоит постичь, уже сегодня люди могут ощутить преимущества их работы на себе. Чем именно занимаются генетики и почему их труды так важны для общества? Ответ на этот вопрос знают немногие, именно поэтому эта столь значимая профессия достойна более широкого освещения.


Кто такой генетик?

Специалист, ученый, занимающийся исследованием механизмов наследственности и преобразования живых организмов. Основной задачей выступает поиск и попытки решения генетической природы патологий, выявление наследственной предрасположенности к наркотической и алкогольной зависимости, умственной неполноценности, которые можно обнаружить еще на первых стадиях беременности.

Название профессии произошло от древнегреческого γένεσις, что означает первоисточник, возникновение, зарождение. То есть, уже в самом названии заложена основная задача генетика - открыть тайну возникновения тех или иных генов.

Профессия генетика была официально запатентована английским ученым Бэтсоном в начале прошлого столетия. С этим же периодом совпадает ряд открытий, которые подарили науке значимые результаты и дали толчок развитию этого направления.

Генетики могут развиваться не только в профессиональном направлении, но и в административном или научном. В отличие от генетика-практика, научный сотрудник занимается повышением научных званий, написанием соответствующей литературы и преподаванием в ВУЗах, а административный сотрудник руководит определенным исследовательским подразделением и занимается организационными вопросами.


Какими личностными качествами должен обладать генетик?

Для генетиков большое значение имеет высокий уровень ответственности и дисциплины. Они работают над важными научными открытиями , проводят множество исследований и ошибки в их заключениях недопустимы.

Ключевую роль в профессии играет:

  • склонность к естественным наукам,
  • умение анализировать,
  • внимательность.

Работа генетика очень сложная, а потому не подходит равнодушным к науке кандидатам. Ведь исследовательская и практическая деятельность подвластна только людям с высоким уровнем заинтересованности и развитым мышлением. Еще одним важным фактором здесь является способность к обработке большого количества информации и умение использовать современные технические ресурсы.

Чтобы преуспеть на профессиональном поприще генетику нужно:

  • быть целеустремленным,
  • правильно ставить задачи,
  • достигать целей.

Не малое значение в профессии имеет и настойчивость, уверенность в результате, которая должна сочетаться с рациональностью и умением прислушиваться к коллегам.

Кроме того, современному генетику приходится не только проводить исследования , но и излагать результаты в соответствующей форме. А это значит, что он должен владеть искусством слова и знать, как правильно преподнести информацию, чтобы она была понятной окружающим.

Преимущества профессии генетик

В России, как и в других странах мира, профессия генетик является очень востребованной. Наука сегодня стремительно набирает обороты, а поскольку генетика - перспективное направление и грани ее возможного развития еще не установлены, в государственных и частных учреждениях самых разных направлений деятельности ощущается острая нехватка квалифицированных специалистов. Например, генетик может с легкостью найти себе работу в научно-исследовательских институтах, лабораториях, фармацевтических компаниях, перинатальных центрах и клиниках и т.д.

Накопленный опыт открывает перед ученым все больше возможностей для карьерного роста и, соответственно, увеличения оплаты труда. Если зарплату начинающего генетика сложно назвать высокой, то специалист, занимающий более высокую должность, может рассчитывать на оклад в пределах 50-70 тысяч рублей, а иногда и больше (хотя во многом доход зависит и от сферы деятельности учреждения).

Кроме того, для генетика немалое значение имеет признание его работы. Он получает большое моральное удовлетворение, если результат его усердной работы, его научные достижения оцениваются по достоинству.

Наиболее перспективные ученые, желающие начать собственное исследование и рассматривающие значимые для человечества вопросы, могут рассчитывать на государственные гранты и программы поддержки молодых генетиков.


Недостатки профессии генетик

Генетические исследования - это в первую очередь тяжелый труд. Большое напряжение, которое испытывают специалисты, и практически круглосуточная работа, изнуряет организм, вызывает переутомление и вследствие этого развитие различных заболеваний.

Немалое влияние на здоровье оказывает и взаимодействие с различными реактивами, которые используются в ходе проведения исследований, поэтому в работе очень важно соблюдать меры предосторожности. В противном случае исследования могут привести к необратимым последствиям.

Даже самая незначительная ошибка генетика может негативно отразиться не только на его жизни, но и на жизни окружающих. В связи с этим специалисты по генетике часто сталкиваются с недоверием общества и жестким контролем со стороны государства. А это оказывает серьезное эмоциональное давление на ученых.

Начинающим генетикам чаще всего приходится работать не ради материальных выгод, а ради реализации собственных амбиций и приобретения опыта. И это неудивительно, поскольку молодому специалисту невозможно устроиться на высокооплачиваемую работу.

Где можно получить профессию генетик?

Генетиком может стать только человек, окончивший ВУЗ по соответствующему направлению подготовки. Однако на этом его обучение не заканчивается. Так как наука непрерывно совершенствуется для развития в выбранной профессии, он должен постоянно посещать различные семинары и курсы, читать большое количество литературы, чтобы его знания не устарели.

– Чем занимается врач-генетик?
– Традиционно считается, что врач-генетик занимается редкими наследственными синдромами, ставит сложные диагнозы. Такой врач обследует пациента на предмет изменения в генах и хромосомах и дает прогноз относительно возможности развития заболевания.
Однако сегодня генетика меняется: она становится наукой, которая связана не только с лечением заболеваний, патологий и т. п., но и вмешивается в повседневную жизнь, помогает поддерживать здоровый образ жизни.

Появились генетические тестирования, которые позволяют действовать превентивно, то есть предотвращать развитие заболеваний, вовремя исправлять образ питания, физическую активность, чтобы генетический негативный потенциал не смог реализоваться.

В новом контексте генетик - своего рода врач-терапевт, который подкован в генетике и хорошо понимает биохимию. Например, мы видим, что у 20-летнего молодого человека есть генетическая предрасположенность к нарушенному обмену холестерина, и мы предупреждаем его о том, что развитие атеросклероза у него может наступить раньше, чем у других. Он находится в зоне риска и должен изменить свой образ жизни с учетом полученных данных.

Или возьмем различные предрасположенности в спорте. Часто люди думают: у нас ничего не получается, потому что мы ленивые. Но на самом деле у каждого человека своя генетика. Например, есть люди, которые не хотят ничего делать, но у них есть очень хорошие задатки в развитии мышечной массы, силы, скорости. Иными словами, они могли бы добиться хороших результатов, если бы захотели. Узнав о своих генетических данных, они могут получить дополнительную мотивацию и, приложив чуть больше усилий, добиться хороших результатов.

Таким образом, наша задача состоит в том, чтобы не только лечить, но и мотивировать людей в сторону здорового образа жизни. Более того, для некоторых людей, имеющих наследственную предрасположенность к определенным заболеваниям, это жизненно необходимо. Например, родители болеют сахарным диабетом второго типа и уже в 50–55 лет имеют проблемы со здоровьем. Видя это, их дети, подростки, молодые люди, начинают задумываться и выяснять, что нужно сделать, чтобы этого избежать. В некоторой степени генетика отвечает на вопрос, как сделать так, чтобы определенные предрасположенности не реализовались.

– Чем еще занимается врач-генетик?
– Важно продлить активное долголетие человека без болезни. Этому помогает регулярное обследование в совокупности с изменением образа жизни. Генетика дает людям дополнительную информацию о рисковых зонах (болезнях, особенностях обмена веществ) и повышает мотивацию к изменению образа жизни в сторону более здорового.

Кроме того, генетика помогает максимально снижать риски онкологических заболеваний. Например, можно определить наследственные формы рака (всем известна история Анджелины Джоли) и вовремя вмешаться, до развития заболевания. Есть также онкология приобретенная, к которой, однако, тоже может быть своего рода предрасположенность, и ее можно выявить с помощью генетических тестов (например, предрасположенность к раку простаты, раку молочной железы, яичников и так далее). В этих случаях онкологическое заболевание возникает не потому, что есть один какой-то ген, который сломался, и все пошло не так, а из-за того, что есть целая совокупность измененных генов, которые при наличии неблагоприятных факторов (экология, сопутствующие изменения здоровья, вредные привычки и т. д.) могут быть спусковым механизмом в развитии онкологии.

– Как выглядит траектория профессионального развития для врачей-генетиков?
– Я могу рассказать на собственном примере. Я закончила лечебный факультет Московского государственного медико-стоматологического университета имени А.И. Евдокимова. На последних курсах мне нравилась офтальмология, гинекология и генетика. (Моя мама - генетик, и она все время оперировала какими-то понятиями, которые в детстве казались мне очень смешными и сложными одновременно, но все равно это осело, видимо, в подсознании.) Со временем я поняла: когда ты занимаешься генетикой, ты можешь заниматься генетикой в гинекологии, урологии и во многом другом. Условно: надоела тебе гинекология - ты можешь переключиться в другую сферу и еще что-то узнать. Это будет полезно и для тебя как для врача, и для пациента. В результате после шести лет учебы в институте я пошла в ординатуру по клинической генетике (в отличие от лабораторного генетика, у которого более биологическая направленность, клинический генетик консультирует пациентов, выписывает назначения, ставит диагнозы). Моя ординатура была на базе Первый год проходил в Республиканской детской клинической больнице, а второй я совмещала ординатуру и стажировку в Институте стволовых клеток человека. Я работала там год, хотя официально стажировки у них нет, но я просто пришла и сказала, что это очень интересно, попросила взять, и меня взяли. Дело в том, что в институте дается классическая программа, которая была придумана давно. А мне было интересно, что происходит в мире сейчас. Например, в институте стволовых клеток я впервые познакомилась с методом ДНК-генотипирования с помощью твердых чипов, когда за раз исследуется до нескольких миллионов изменений в ДНК, а также с секвенированием, когда можно прочесть хоть весь геном от А до Я.

Во время стажировки мне посчастливилось работать с заведующей генетической лабораторией Екатериной Померанцевой. Благодаря ей я много узнала про редкие наследственные заболевания и способы профилактики рождения ребенка с патологией. Я видела, например, пары, которые боялись заводить детей, потому что у них была одинаковая генетическая мутация. Но сейчас есть потрясающий метод - преимплантационная генетическая диагностика. В рамках ЭКО, когда оплодотворение происходит в пробирке, выбираются те эмбрионы, которые не несут плохих мутаций, наследственных заболеваний, и именно этих здоровых эмбрионов и подсаживают женщине, а она уже рожает здорового ребенка.

Основам биоинформатики и методам лабораторной диагностики меня обучал Федор Коновалов, клинический биоинформатик, один из лучших специалистов в нашей стране.

После стажировке в Институте стволовых клеток я устроилась работать в «Атлас». Когда я увидела список их требований к врачу-генетику, то поняла, что, хотя я многое уже знаю, но чему-то все равно нужно будет учиться. К счастью, у нас в компании принято обучать и помогать молодым специалистам. В результате уже два года я каждый день узнаю что-то новое, совершенствую свои навыки не только как врач-генетик, но и немного как специалист по работе с большими данным.

– Какие компетенции необходимы для этой профессии?
– Генетика всегда идет рука об руку с биологией, эмбриологией (наукой о том, как развивается эмбрион и на каких этапах могут быть проблемы), биохимией, анатомией, не стоит также забывать акушерство и гинекологию. Многое зависит и от сферы, которую выбирает генетик. Есть, например, офтальмогенетик, который занимается наследственными заболеваниями глаз. Можно быть генетиком в эндокринологии. Нужно понять, что тебе интересно из терапевтических специальностей, и насколько ты готов погрузиться в эту область. Что касается личностных качеств, то необходимо проявлять определенную долю эмпатии, потому что чаще всего приходят тяжелые пациенты. В случае наследственной патологии нужно еще быть и психологом. Необходимы усидчивость и желание обучаться: здесь недостаточно один раз почитать учебник или пару рекомендаций. Нужно быть готовым пересмотреть информацию и объяснить пациенту, почему, например, вчерашняя мутация, которая была «плохая» и «злая», сегодня больше не «плохая» и не «злая».

Еще многое зависит от компании, в которой человек хочет работать. Я, например, поняла, что с моим темпераментом, характером и стремлением к свободе я не могу работать в государственном учреждении с его строгим регламентом. В частной медицине, особенно в биомедицине, сейчас все достаточно демократично, но, с другой стороны, в зависимости от сложности и срочности поставленных задач, график работы может быть совершенно ненормированным. Иногда приходится работать в выходные.

–​ От чего может уставать врач-генетик?
– Иногда, когда в течение дня, общаясь с пациентами, повторяешь много раз одно и то же насчет распространенных мифов в этой области, от этого начинаешь уставать, хочется иногда просто порекомендовать почитать книгу по теме. А так я очень люблю свою работу, свою специальность, поэтому меня практически ничего не раздражает.

– Какие вузы сейчас выделяются как наиболее сильные в подготовке специалистов?
– Тем, кто хочет стать генетиком, я бы рекомендовала факультет фундаментальной медицины в . Генетикой занимаются и в Новосибирском государственном медицинском университете. Хорошая генетическая лаборатория есть в
Если говорить о студентах, то при всей загруженности в вузе необходимо находить время на стажировки. Можно стажироваться не часто или брать некоторые задания на дом, а потом обсуждать их по скайпу. Надо понимать, что стажировка - дело добровольное, но она очень помогает.

– Что можно посоветовать школьникам, которых заинтересовала генетика?
– Нужно точно понимать, интересно ли тебе этим заниматься или это, скорее, выбор родителей, преподавателей и т. п. Я, например, в младшей школе читала книги из серии «Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей». Я бы рекомендовала для начала найти и почитать разные статьи по генетике, биологии и т. п, написанные понятным языком, а потом попробовать походить в разные кружки по ботанике или биологии.

Можно смотреть лекции TED . И обязательно нужно выучить английский, потому что на этом языке выходят большинство передовых исследований в этой области.

Школьникам старших классов или студентам я бы посоветовала зайти на ресурс Handwritten Tutorials , где собраны рукописные обучалки: на простых схемах, например, объясняется работа почки или сердца. На youtube есть канал Vsauce , где также рассказывается о том, как все устроено в биологии и медицине. Оба эти ресурса на английском языке. Интересные статьи можно поискать и в Академии Google . У нас есть портал AtlasMed , где собрано много информации и видеолекций о генетике.

– Как будет развиваться генетика в целом?
– В каждом большом российском регионе, как мне кажется, должны быть региональные научные центры, занимающиеся генетикой, чтобы врачи разных специальностей могли всегда туда обратиться за нужной информацией. Врачей-генетиков, конечно, должно становиться больше, потому что кто-то должен учить не-генетиков понимать генетику, но потребности в очень большом количестве врачей-генетиков в каждой больнице, как мне кажется, нет.

Сейчас мы подготавливаем настолько понятную интерпретацию генетических тестов для врачей, что они уже сами могут ей пользоваться, становятся «мини-генетиками». Но было бы здорово, если бы в будущем появились врачи-генетики по каждой отдельной специальности: эндокринолог-генетик, гинеколог-генетик и так далее. Это позволило бы обеспечить более персонализированный подход к пациентам.

– Какие книги вы бы посоветовали почитать и/или какие фильмы посмотреть тем, кто хочет понять, что такое генетика?
– Меня заставила задуматься о генетике книга Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь», которую я прочитала классе в десятом. Можно почитать книгу Александра Панчина «Сумма биотехнологии. Руководство по борьбе с мифами о генетической модификации растений, животных и людей» или автобиографическую книгу Джеймса Д. Уотсона «Двойная спираль». Сейчас я читаю книгу Сэма Кина «Исчезающая ложка, или Удивительные истории из жизни периодической таблицы Менделеева». Еще я бы назвала книгу Нила Шубина «Внутренняя рыба. История человеческого тела с древнейших времен до наших дней», «Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей» Дмитрия Жукова и две книги Аси Казанцевой «Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости» и «В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов». Недавно попалась очень интересная книга «Здоровье по Дарвину: Почему мы болеем и как это связано с эволюцией» Джереми Тейлора.

– Как вам кажется, кто является ролевой моделью в вашей профессии?
– Есть много уникальных врачей-генетиков. Мне бы хотелось взять лучшее от каждого из них. Например, внимательно относиться к каждому пациенту я училась у моего научного руководителя Светланы Сергеевны Жилиной (доцент кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики РНИМУ им. Н.И. Пирогова, ведущий научный сотрудник НПЦ Медпомощи детям). А здравый смысл Екатерины Померанцевой и способность отсекать лишнее в поиске нужной информации научил меня проявлять долю скепсиса во время литературного обзора научных статей и все перепроверять, прежде чем делать окончательные выводы.

Существует много профессий будущего, среди которых своей особенной профессиональной деятельностью выделяется генетик. Наука и технология не стоят на месте, ученым предстоит еще совершить множество открытий. И на сегодняшний день люди на себе замечают преимущества их работы. Что изучает генетика и почему результаты деятельности этих ученых так важны для нашего общества?

Особенности профессии

Что изучает генетика? Предметом ее исследований считается не только человек, но и растения, и животные. В зависимости от изучаемого предмета генетика разделяется на медицинскую, экологическую, молекулярную, генную инженерию и другое. В каждой отрасли существуют свои особенности.

В чем заключаются профессии, связанным с генетикой человека? Ученый, изучающий медицинскую генетику, рассматривает зависимость патологии от генетической предрасположенности и условий окружающей среды. Направление перспективное и способствует профилактике и терапии наследственных болезней. Главная задача ученого заключается в правильном установлении генетической природы заболевания и его возможного проявления в будущем.

Врач-генетик проводит медико-генетическую консультацию. Он подвергает тщательному анализу родословную пациента, дает прогноз и составляет заключение в письменном виде.

В клинике генетики проводятся исследования для установления родства при планировании беременности, что позволяет выявить патологии будущего ребенка. В этой ситуации при риске передачи наследственных болезней определяется ген, вызывающий эту патологию. Потом разрабатываются наиболее эффективные способы предупреждения или терапии.

Медицинские генетические исследования позволяют установить личность преступника при обнаружении его следов на месте преступления.

Еще к одному перспективному направлению относят экологическую генетику. Она изучает взаимодействие хромосом с окружающей средой. Экологическая генетика разветвляется на несколько направлений.

Генетиком может стать человек, который окончил вуз по соответствующему направлению.

Профессию могут получить студенты, которые обучаются на биологических факультетах университета, в медицинских университетах, сельскохозяйственных и ветеринарных учебных заведениях.

В настоящее время в России представлено множество высших учебных учреждений, которые готовят генетиков. Известны самые престижные университеты:

  • Первый Московский государственный университет имени И. М. Сеченова.
  • Санкт-Петербургский университет.
  • Новосибирский
  • Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова.

Однако обучение специалиста на этом не заканчивается. Для постоянного развития генетику необходимо ходить на различные семинары и курсы. Также нужно постоянно изучать большое количество литературы, чтобы полученные знания не устарели.

Где можно работать

Полученный опыт открывает перед учеными много возможностей для карьерного роста. Они могут работать в следующих учреждениях:

  • НИИ генетики, научных центрах и университетах.
  • Сельскохозяйственных институтах.
  • Фармацевтических компаниях.
  • Медико-биологических лабораториях.
  • Образовательных организациях.
  • Органах МВД и прокуратуры.
  • Центре медицинской генетики - организации, специализирующейся на генетическом анализе. Обычно такие сведения могут применяться для медицинских целей или для подтверждения родства.

Как и в других профессиях, карьера генетика должна осуществляться в трех направлениях: научном, административном и профессиональном.

Научная деятельность тесно связана с получением научных степеней и званий. Это способствует повышению престижности научного учреждения.

Профессиональная карьера обладает похожими чертами, но осуществляется в лаборатории или в медицинской организации. Карьерный рост заключается в продвижении по служебной лестнице.

Административная деятельность заключается в отходе генетика от выполнения своих профессиональных занятий и превращении его в руководителя.

Какие требования предъявляются

К основным требованиям, которые предъявляются к будущему генетику, относят:

  • Высшее медицинское образование с действующим сертификатом по генетике.
  • Способность налаживания контактов с коллегами и пациентами.
  • Знание английского языка на уровне, позволяющем читать профессиональную литературу.
  • Необходимый опыт в научных исследованиях и написании заключений.

Немаловажное значение имеет аналитический склад ума, пунктуальность и склонность к изучению научной литературы.

Врач-генетик

Специалист диагностирует, оказывает медицинскую помощь и предупреждает наследственные патологии. Он наблюдает патологии, вызванные кровосмешением, и исследует вопросы, связанные с рождением здоровых детей.

К наиболее распространенной профессии, связанной с генетикой человека, относится врач-генетик. Он занимается также следующими вопросами:

  • прогнозированием возможности иметь детей у конкретной семейной пары;
  • выявлением наследственной предрасположенности к определенной болезни и степени вероятной передачи ее от родителей к детям;
  • расчет риска генных мутаций, в случае если носителем гена являются один или оба родителя;
  • терапия малышей, родившихся с генной патологией;
  • установление отцовства и материнства.

В отдельных случаях врач-генетик участвует в комиссии о принятии решения о прерывании беременности, занимается разными формами бесплодия, мертворождением.

Врач-генетик - профессия, которая достаточно востребована в современной медицинской практике. А клонирование и трансплантация стволовых клеток делают ее еще более перспективной.

Как продвигаться по службе

Чтобы получить такую профессию, необходимо:

  1. Окончить вуз по специальности "Лечебное дело" или "Педиатрия".
  2. Вместе с дипломом получить аккредитационный лист. Сдать тестовые задания и экзамен, пройти собеседование.
  3. В течение года проработать в поликлинике или амбулатории, а затем проучиться в ординатуре. И через 2 года получить специальность "Генетик".

Существует еще один путь. Возможно получение высшего биологического образования, а затем специализации по генетике. Обычно эти специалисты осуществляют свою деятельность в сфере науки, а к практической медицине отношения не имеют.

Рост профессионализма специалиста, уровень знаний и опыт отражаются квалификационной категорией. Они присваиваются комиссией в присутствии самого генетика. Он предоставляет письменную исследовательскую работу, которая включает описание навыков и знаний.

Известны следующие сроки присвоения:

  • более 3 лет стажа - 2-я категория;
  • свыше 7 лет - первая;
  • более 10 лет - высшая.

Врач может не квалифицироваться, однако это для профессионального роста станет большим минусом. Также профессиональному росту специалиста будет способствовать написание кандидатских и докторских диссертаций, публикации в научных журналах, выступление на конференциях и конгрессах.

Личные качества генетика

Для людей, выбравших профессию генетика, огромное значение имеет повышенный уровень личной ответственности. Они всегда работают над важными научными открытиями. А также проводят много исследований, поэтому любые неточности недопустимы.

Генетик должен обладать:

  • способностью к анализу;
  • склонностью к естественным наукам;
  • внимательностью;
  • целеустремленностью.

Профессия генетика сложная, поэтому для равнодушных к науке людей она не подходит. Исследовательская и практическая деятельность нужна тем специалистам, которые обладают высоким уровнем заинтересованности и развитым мышлением.

Еще самым важным фактором здесь считается возможность обработки огромного количества информации и умение применять современные технологии.

Чтобы добиться успеха в профессии генетика, необходимо уметь решать следующие вопросы:

  • Правильно ставить текущие задачи.
  • Достигать поставленные цели.

Профессия генетика требует от человека настойчивости и уверенности в результате, умения прислушиваться к мнению своих коллег.

Современный генетик обязан не только проводить исследования, но и записывать результаты в соответствующей форме. Это означает, что он должен обладать искусством слова и правильно преподносить информацию.

Преимущество профессии

В России, как и в других странах, профессия генетика является востребованной. Наука стремительно набирает обороты, ведь это перспективное направление. Роль генетики огромна, и грани ее дальнейшего развития еще не определены.

В государственных и частных учреждениях самых разных направлений ощущается нехватка специалистов данного профиля.

Недостатки профессии

Проводимые генетические исследования - тяжелый труд. Человек постоянно испытывает большое напряжение, работа практически круглосуточная и вызывает переутомление. В конечном итоге это приводит к развитию различных заболеваний.

Негативное влияние на организм оказывает работа с различными реактивами, которые используют при проведении научных исследований. Поэтому важно соблюдать определенные меры предосторожности. В противном случае они могут привести к негативным последствиям.

Незначительная ошибка генетика может повлиять на жизнь окружающих. Поэтому генетики часто сталкиваются с негативным мнением общества и строгим контролем государства. Еще они ощущают серьезное эмоциональное давление.

Начинающим ученым приходится работать не ради материальной прибыли, а для реализации собственных амбиций. Это неудивительно, ведь молодому специалисту трудно устроиться на высокооплачиваемую должность.

Зарплата генетиков

Заработная плата ученых зависит от места работы и региона страны. Самую высокую оплату труда готовы предложить работодатели Московской и Ленинградской области.

Минимальная зарплата по профессии генетика составляет 11 000 рублей, а максимальная находится в районе 200 000.

Заключение

Генетик - профессия будущего. Люди, которые претендуют на эту должность, должны обладать специальным образованием и особым складом характера. Ведь в процессе работы им придется решать сложные задачи производственного характера.

Заведующий кафедрой

Доктор медицинских наук, доцент

Демикова Наталья Сергеевна


Заведующий учебной частью

Кандидат медицинских наук

Баранова Елена Евгеньевна

119049, Москва, пер. 4-й Добрынинский, 1/9

ФИО
Ученая степень
Ученое звание
Должность
ГИНТЕР Евгений Константинович
доктор биологических наук
профессор, академик РАН
профессор
Преподаваемые дисциплины: медицинская генетика.

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке (при наличии): каждые пять лет.
Общий стаж работы: с учетом учебы в аспирантуре – с 1965 г., без аспирантуры – с 1968 г.
Стаж работы по специальности - с 1968 г.
ДЕМИКОВА Наталья Сергеевна
доктор медицинских наук
доцент
заведующий кафедрой

Наименование направления подготовки и (или) специальности: синдромология, врожденная патология, медико-генетическое консультирование.
диплом и сертификат генетика.
Общий стаж работы: с 1977 г.
Стаж работы по специальности: с 1977 г.
ЮРОВ Иван Юрьевич
доктор биологических наук

профессор
Занимаемая должность: заведующий лабораторией молекулярной генетики мозга ФГБУ «НЦПЗ» РАН.
Преподаваемые дисциплины: цитогенетика, молекулярная цитогенетика и хромосомные болезни.
Наименование направления подготовки и (или) специальности: медицинская цитогенетика, молекулярная цитогенетика.
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке:
144 часа "Современные технологии обучения и в непрерывном медицинском образовании" на кафедре технологии п/д обучения и философии ГБО УДПО РМАПО (2012), 144 часа "Лабораторная генетика" на кафедре медицинской генетики с курсом пренатальной диагностики ГБО УДПО РМАПО (2013), 72 часа "Актуальные проблемы цитогенетической диагностики хромосомных болезней" на кафедре медицинской генетики с курсом пренатальной диагностики ГБО УДПО РМАПО (2011).
Общий стаж работы: с 2000 г.
Стаж работы по специальности: с 2000 г.
ПРЫТКОВ Александр Николаевич
кандидат медицинских наук
старший научный сотрудник
доцент

Наименование направления подготовки и (или) специальности: Генетика.

Общий стаж работы: с 1972 г.
Стаж работы по специальности: с 1973 г.
ЗАХАРОВА Екатерина Юрьевна
доктор медицинских наук

профессор
Преподаваемы дисциплины: Медицинская генетика.
Наименование направления подготовки и (или) специальности: Генетика. Наследственные болезни обмена веществ, биохимическая генетики.
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке: Каждые 5 лет подтверждение сертификата по специальности Лабораторная генетика.
Общий стаж работы: с 2003 г.
Стаж работы по специальности: с 1993 г.
БАРАНОВА Елена Евгеньевна
кандидат медицинских наук

доцент
Преподаваемые дисциплины: Генетика.
Наименование направления подготовки и (или) специальности: Медико-генетическое консультирование семей, имеющих больных наследственной патологией. Пренатальная диагностика. Молекулярно-генетические методы.
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке: каждые 5 лет подтверждение сертификата по специальности Генетика.
Стаж работы по специальности: с 2012 г.
ЗУБКОВА Марина Владимировна
кандидат медицинских наук

ассистент

Преподаваемые дисциплины: Генетика.

Наименование направления подготовки и (или) специальности: Клиническая генетика, медико-генетическое консультирование.

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке: каждые 5 лет подтверждение сертификата по специальности Генетика.
Общий стаж работы: с 1998 г.
Стаж работы по специальности: с 1998 г.

ЖУЛЁВА Леокадия Юрьевна
кандидат биологических наук

ассистент

Преподаваемые дисциплины: Лабораторная генетика.
Наименование подготовки и (или) специальности: Лабораторная генетика, цитогенетика.
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке:
Каждые 5 лет подтверждение свидетельства по специальности Лабораторная генетика.
Общий стаж работы: с 1968 г.
Стаж работы по специальности: с 1968 г.

Гнетецкая Валентина Анатольевна
кандидат медицинских наук

доцент

Преподаваемые дисциплины (по циклам ДПО, по программам ординатуры и аспирантуры в соответствии со специальностью):

Генетика

Генетика


Ермакова Марина Александровна
кандидат биологических наук

доцент

Преподаваемые дисциплины (по циклам ДПО, по программам ординатуры и аспирантуры в соответствии со специальностью)

Лабораторная генетика

Наименование направления подготовки и (или) специальности (по сертификату) :

Лабораторная генетика

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке (при наличии) за последние 5 лет:

Общий стаж работы 17.02.1997 г.

Стаж работы по специальности и педагогический

По специальности 22.03.1999 г.

Педагогический 20.10.2005 г.

Кафедра медицинской генетики (прежнее название – «Кафедра био­­логии с основами генетики») была образована при медико-био­ло­ги­че­ском факультете ЦОЛИУВ в апреле 1963 г. в соответствии с постановлением Совета Министров № 67 «О мерах по дальнейшему развитию биологической науки и укреплению ее связи с практикой» (Приказ Министра здравоохранения СССР №174 от 20.04.63).

Первоначальная задача кафедры состояла в переподготовке преподавателей высших медицинских учебных заведений страны: кафедр общей биологии, а также тех клинических дисциплин, в рамках которых читались курсы лекций по разным разделам медицинской генетики. С 1972 г. на кафедре начато проведение учебных циклов для врачей клиницистов и врачей лаборантов медико-генетических консультаций, а впоследствии и для врачей самых разных клинических специальностей: неонатологов, педиатров, акушеров-гинекологов, невропатологов, психиатров.

Поскольку медицинская генетика явилась совершенно новым предметом для курсантов кафедры, одной из важнейших задач стала разработка общей программы обучения, в которой предусматривались и теоретические основы современной генетики, и разделы собственно клинической генетики. Учебная программа регулярно перерабатывалась в соответствии с новейшими достижениями цитогенетики, биохимической, молекулярной и клинической генетики.

С начала 80-х годов основным контингентом слушателей кафедры стали врачи практической сети здравоохранения. Была разработана учебная программа по медицинской генетике для врачей медико-генетических консультаций, врачей больниц и поликлиник, для преподавателей клинических кафедр.

С 1982 года кафедра носит свое современное название – «Кафедра медицинской генетики», а с 1989 года входит в состав педиатрического факультета РМАПО.

В 1988 г. Приказом МЗ СССР № 374 в номенклатуру врачебных специальностей и должностей были введены специальности «врач-генетик» и «врач лаборант-генетик». С этого времени приоритетное значение в работе кафедры приобрела подготовка специалистов для медико-генетических консультаций страны.

Согласно Приказам МЗ СССР № 1120 от 31.10.79 г «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению профилактики, диагностики и лечения наследственных болезней» и МЗ РФ № 316 от 30.12.93 г. «О дальнейшем развитии медико-генетической службы» определена ведущая роль кафедры в системе подготовки кадров для медико-генетической службы России.

В 1990-2014-х годах кафедра находилась на клинической базе Тушинской детской больницы г. Москвы.

С 2015 года кафедра находится на клинической базе Морозовской детской городской клинической больницы г. Москвы.

С 2005 года кафедра проводит лекции и семинары по лабораторной генетике на базе Медико-генетического Центра (ФГБНУ МГНЦ).

В настоящее кафедра проводит подготовку по дополнительным профессиональным программам, где врачи и биологи осваивают основы фундаментальной генетики, цитогенетические, биохимические молекулярно-генетические механизмы наследственных болезней, получают фундаментальные знания по вопросам клинической генетики и генетики человека.


Ведущий принцип, положенный в основу учебного процесса, состоит в изложении теоретических основ и современных достижений генетики всем слушателям (независимо от специальности) и в дифференцированном по сложности обучении специальным знаниям и умениям в зависимости от конкретной специализации курсантов в области медицинской генетики.

Изучение раздела клинической генетики проходит с использованием всех возможностей базового учреждения. Кроме того, на кафедре освоены и внедрены в учебный процесс уникальные видео-диагностические компьютерные системы POSSUM (Австралия) и OMDB (Великобритания). Эти системы позволяют курсантам получить наглядное представление об основных принципах дизморфологии (фенотипах и терминологическом описании врожденных пороков развития), а также более чем 2000 наследственных синдромов МВПР. Следует отметить, что при проведении сертификационных и аттестационных экзаменов на врачебные категории эти системы используются для проверки знаний курсантов в области фенотипической (портретной) диагностики наследственной и врожденной патологии.

В разделе цитогенетики курсанты получают знания по цитологическим основам наследственности, а также обучаются современным методам исследования хромосом, которые в дальнейшем используются ими в практической работе в медико-генетических консультациях.

Содержанием раздела "Биохимическая генетика” является обучение генетическим основам метаболизма у человека, а также освоение основных методов селективного и массового скрининга на наследственные дефекты обмена веществ.

За последние несколько лет в учебной программе кафедры все большее место занимает раздел по молекулярной генетике. Курсанты получают самые современные знания, касающиеся последних достижений в области медицинской генетики и геномики, осваивают работу с компьютерными базами секвенированных генов и мутаций при наследственных заболеваниях человека, а также практически осваивают основные методы ДНК-диагностики на базе кафедры медицинской генетики в Медико-генетическом научном центре РАН.

Кафедра работает в контакте со многими научными и практическими учреждениями здравоохранения г. Москвы, что дает возможность привлекать специалистов из этих учреждений для проведения практических и теоретических занятий, показа новых диагностических методов и клинического разбора больных. Учебные занятия по лабораторной генетике также проводятся с привлечением ведущих специалистов в этой области медицинской генетики из профильных научно-иссле­до­ва­тель­ских учреждений.

Улучшение и совершенствование медико-генетического консультирования семей, имеющих детей с наследственной патологией, является приоритетной задачей кафедры медицинской генетики. В последнее время в результате значительного увеличения объема медико-генетических знаний и возможностей диагностики наследственных болезней, медико-генетическое консультирование пациентов с наследственной патологией выходит на качественно новый уровень.

В процессе МГК решаются новые вопросы медицинских аспектов наследственной патологии при ее наличии в семье, или повышении риска ее появления, течения заболевания, диагностических возможностей, в том числе возможности дородовой диагностики, поясняются риски возникновения заболевания у потомства и т.д. Кроме перечисленных вопросов, генетику-консультанту также необходимо создать правильную психологическую атмосферу при консультировании, которая будет способствовать положительному эмоциональному настрою консультирующихся, более полному усвоению ими медико-генетической информации, правильной оценке ситуации, адекватному принятию решения о дальнейшем репродуктивном поведении, общему удовлетворению от консультации. Для решения этих вопросов на кафедре разрабатываются и внедряются методы оценки эффективности МГК, основанные на опросе, анкетировании и анализе полученных данных.

В результате внедрения таких методов в практику получена комплексная оценка медико-генетического консультирования на современном этапе в условиях поликлинического приема больных, выявлены медико-социальные факторы, влияющие на результативность медико-генетического консультирования. В рамках этой научной темы на кафедре разработаны комплексные анкеты и опросники для внедрения в поликлинических отделениях МГК, позволяющие дать субъективную оценку медицинским характеристикам наследственного заболевания и социальным факторам, влияющим на восприятие медико-генетической информации в процессе консультации.

  1. Бочков Н.П. Клиническая генетика. Учебник.-2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гэотар-Мед, 2001. – 448 с.: ил.
  2. Волгарева Г.М., Ермакова М.А. Учебное пособие. Цитологические основы наследственности человека. – М. – 2007.
  3. Генетический паспорт – основа индивидуальной и предиктивной медицины / Под ред. Баранова В.С. – СПб.: Издательство Н-Л. – 2009.
  4. Баранов В.С., Баранова Е.В., Иващенко Т.В., Асеев М.В. Геном человека и ген предрасположенности. – СПб.: Интермедика. - 2000.
  5. Баранов В.С., Кузнецова Т.В. Цитогенетика эмбрионального развития человека: Научно-практические аспекты. – СПб.: Изд. Н-Л. – 2007. – 640 с.: 141 ил.
  6. Геномика – медицине / Под ред. Киселева Л.Л. – М.: Академкнига. – 2005.
  7. Гинтер Е.К. Медицинская генетика. Учебник. – М.: Медицина. - 2003. – 448 с.
  8. Гинтер Е.К., Золотухина Т.В. и др. Цитогенетические методы диагностики хромосомных болезней. Методическое пособие для врачей. – М. – 2009.
  9. Иллариошкин С.Н. ДНК-диагностика и медико-генетическое консультирование. – М.: МИА. – 2004.
  10. Кеннет Л. Джонс. Наследственные синдромы по Дэвиду Смиту. Атлас-справочник, перевод А.Г. Азова и др. – М., 2011.
  11. Козлова С.И., Демикова Н.С. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование. – М.: Т-во научных изданий КМК; Авторская академия. – 3-е изд. -2007. - 448 с.
  12. Козлова С.И., Ижевская В.Л. Медико-генетическое консультирование. Учебное пособие. - М. – 2005.
  13. Медицинская генетика / Пер. с англ. А.Ш. Латыпова; под ред. Н.П. Бочкова: - М.: ГЕОТАР-МЕДИА. – 2010. – 624 с.: ил.
  14. Немцова М.В., Захарова Е.Ю., Стрельников В.В. ДНК-диагностика наследственных заболеваний. Методические рекомендации для врачей. – М. – 2010.
  15. Рубцов Н.Б. Методы работы с хромосомами млекопитающих (учебное пособие). Новосибирск: Редакционно-издательский центр НГУ. – 2006. – 152 с.
  16. Наследственные болезни: руководство / Под ред. Н.П. Бочкова, Е.К. Гинтера, В.П. Пузырева. (Серия "Национальные руководства") –М.-ГЭОТАР-МЕДИА - 2013. - 936 с.

Сотрудники кафедры медицинской генетики ведут большую консультативно-диагностическую работу во всех отделениях базовой больницы, которая включает клинический осмотр больных с подозрением на наследственную патологию, цитогенетические, специальные биохимические и в некоторых случаях молекулярно-генетические исследования. Кроме того, в тех семьях, где стоит вопрос о прогнозе потомства активно проводится медико-генетическое консультирование родителей больного ребенка и направление в специализированные учреждения для проведения дородовой диагностики во время беременности.

С 2015 года кафедра находится на клинической базе Морозовской детской городской клинической больницы г.Москвы.

С 2005 года кафедра проводит лекции и семинары по лабораторной генетике на базе Медико-генетического Центра РАН (ФГБНУ МГНЦ)


Специалист, который занимается в области генетики, называется врач генетик . Генетика – это наука, которая изучает все живое на планете. Главным предметом генетики является наследственность и изменчивость. Словом, генетик занимается детальным изучением различных химических формул, эволюционные ситуации и строения ДНК. Помимо этого, специалист занимается исследованием законов наследования генов, а затем ведет поиск практического применения всего изученного. Врач-генетик помогает сделать прогноз относительно рождения детей без генетических отклонений или изменить развитие некоторых болезней генетического характера. Именно в такие моменты заинтересованные лица обращаются к специалисту этого профиля. Они также создают те уникальные медикаменты, которые смогут лечить самых безнадежных больных. Знания и результаты исследований в данной области помогают при генетической экспертизе в медицине и криминалистике, а также в других отраслях. В целом работа, которая ведется генетиками научных лабораториях и исследовательских институтах связана с наблюдением за процессами наследственности и мутации.

Описание профессии врач генетик

Врач генетик занимается следующими видами медицинской деятельности: генная инженерия, лечебная практика и научно-исследовательская работа. Специалисты в этой области могут работать в научно-исследовательских институтах, сельскохозяйственных институтах и организациях, фармацевтических компаниях, медицинских учреждениях и уголовном судопроизводстве. Профессионал в данной области считается знатоком «узкой» направленности, как и , который занимается вопросами психологи и психотерапии только в области спорта и физкультуры.

17.06.2013

17.06.2013

17.06.2013