Общественный совет Минобрнауки не поддержал распространение изучения религиоведения на всю основную школу

Настояв в свое время на введении Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в 4-м классе, РПЦ сделала следующий шаг по продвижению религиоведения в школу. Патриарх Кирилл предложил распространить изучение курса на всю основную школу со 2-го по 9-й классы. Однако Общественный совет при Минобрнауки не поддержал эту инициативу. Члены совета и родители, академики и учителя единодушно выступили против внесения подобных изменений в школьную программу.

Шестимодульный курс ОРКСЭ (на выбор: светская этика, единая история мировых религий, основы православной культуры, история ислама, иудаизма и буддизма) преподается в российской школе сравнительно недавно — один полный учебный год. Вводился он с большими сложностями. И они не изжиты до сих пор.

Так, учителя не могут пережить потерю одного часа русского языка в неделю, за счет которого ввели новый предмет. А родители жалуются на массовые нарушения права выбрать любой модуль из шести: в лучшем случае им предлагают 2-3 модуля, а чаще загоняют в единственную группу. Правозащитники предупреждают о расколе классов на этно-конфессиональные группки и вообще считают подобный курс неуместным в светской школе. Чиновники не скрывают: 66% педагогов, ведущих ОРКСЭ, — учителя начальных классов, вся профессиональная подготовка которых — 72-часовой курс повышения квалификации. С этим нехитрым багажом они и вещают детям о высоком.

Тем не менее глава РПЦ выступил с новой инициативой: резко увеличить объем Основ религиозных культур в школьной программе и изучать их не один год, а целых восемь. А это, заявил на заседании Общественного совета при Минобрнауки член совета Виктор Лошак, момент принципиальный: «Новый рубеж, на который пытается вывести школу Церковь, на мой взгляд, уже нуждается не в дискуссиях, а в полноценном референдуме. Уроки религии на протяжении всего школьного обучения меняют его светский характер, а это уже должен одобрить или не одобрить не министр и даже не патриарх. Радикальное перераспределение учебных часов, а следовательно, и знаний в пользу религиозных дисциплин нуждается в обсуждении с широкой школьной и родительской общественностью».

Более того: «Как и в случае с введением ОРКСЭ, у новой инициативы РПЦ, безусловно, есть подтекст. На мой взгляд, это — ожидаемый приход в школу собственно служителей Церкви, что уже будет угрожать установленному Конституцией светскому характеру нашего государства, — разъяснил Виктор Лошак «МК». — А для школьного коллектива пустить в школу священника — это волей-неволей создать параллельный центр власти: священник в школе не может им не быть. Уже сейчас РПЦ в вопросе школьного образования ведет себя напористо и последовательно: священники стараются участвовать в родительских собраниях, агитируя за выбор Основ православной культуры. По просочившимся в печать сведениям, в некоторых областях департаменты образования уже ставят контрольные цифры четвероклассников, которым вменяется выбор православного модуля».

Другая колоссальная проблема, подчеркнул Лошак, неизбежно возникнет при изыскании дополнительных часов школьной программы на расширенный ОРКСЭ: «Учителя только пережили жертву одного часа русского языка либо литературы на ОРКСЭ. А теперь у них должны отнять в 8 раз больше учебного времени! Чем собирается жертвовать министерство в ситуации, когда добавить школьникам часы уже невозможно? Есть три предмета, преподаваемые со 2-го по 9-й класс: русский язык и литература, математика, физкультура. Готовы ли родители, школьники, учителя и министерство жертвовать этими базовыми дисциплинами?»

Родители, однозначно заявил на заседании совета представитель Национальной родительской ассоциации Алексей Гусев, к таким жертвам не готовы. Равно как и к механическому увеличению школьной программы: «У детей из-за перегрузок и без того уже ухудшаются здоровье и знания по основным предметам», — подчеркнул он. Общественный совет также единодушно рекомендовал министерству не расширять курс. А глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов подчеркнул: «Прежде чем говорить о целесообразности расширения курса, надо понять, что он дал школьникам. Пока мы этого не знаем. Значит, в повестке дня не расширение курса, а анализ его результатов и обеспечение свободы выбора любого модуля. Этого выбора, надо признать, у многих семей во многих школах пока нет».

— Главная опасность идеи, предложенной РПЦ, очевидна: Церковь пытается использовать школу для миссионерской деятельности и таким образом расширить свою паству. Но в результате же страдает система образования! — заявил «МК» Виктор Лошак. — Я считаю результаты заседания Общественного совета более чем позитивными: не было ни одного члена совета, кто одобрил бы расширение ОРКСЭ.

СПРАВКА "МК"

В 2014/15 учебном году из 6 модулей ОРКСЭ 44% семей четвероклассников выбрали Основы светской этики; 20% — Основы мировой религиозной культуры; 35% — Основы православной культуры; 4% — Основы исламской культуры и менее 1% — историю буддизма и историю иудаизма.

Чтобы понять, что такое воцерковление в православии, достаточно представить, как река вливается в море, так и верующий человек познает в течение жизни глубину общения с Богом, растворяясь в церковных служениях и поклонениях.

Этому процессу нет конца, но есть начало - катехизация, которая помогает новообращенному человеку влиться в лоно православной Церкви.

В чем смысл воцерковления

Звучание самого слова «воцерковление» говорит само за себя, это действия, совершаемые людьми, которые решили принять православное крещение и жить полноценной жизнью христианина.

Предшествующим действием внедрения людей в церковную семью является катехизация - изучение основ христианской жизни, которое призвано пробудить в человеке жажду познания глубин православия.

Православный храм

Прихожане, посещающие церковь только по праздникам и ведущие мирскую жизнь независимую от церкви, особо нуждаются в воцерковлении. Ведь в результате человек преображается духом, меняет свои нравы и отношения, стараясь подражать образу нашего спасителя Иисуса Христа.

Для православного человека «воцерковиться» означает:

  • влиться в организм православия;
  • наполниться духом церковной жизни;
  • быть духовно и нравственно связанным с людьми из церкви;
  • свой дух, нрав, отношения соизмерять с Христовыми заповедями.

Важно! Воцерковить - стать клеточкой церковной общины, православной Церкви, важнейшими свойствами которой являются свойства:

  • святость;
  • апостольность;
  • единство;
  • соборность.

Святость является основным из свойств, характерных для истинного христианина.

О христианской жизни:

Христианская честь, нравственная чистота, благочестие, богобоязненность для воцерковленного человека не просто слова, это показатели его жизни.

Христианская жизнь

Апостольность означает всей своей жизнью свидетельствовать о благой вести, принесенной Иисусом в этот мир. Каждый истинный православный в какой-то мере апостол, если он несет христианскую веру людям, не знающим спасительной миссии Христа.

Единство - непоколебимая вера в Бога Отца, Сына и Святого духа, исповедание целостности Святой Троицы .

Соборность проявляется в единодушии и единомыслии общности в церкви.

Обрести настоящую веру в Бога - познать реальную глубину Божественной жизни, почувствовать веяние Духа Святого.

Это нельзя ощутить на физическом уровне. Нецерковному человеку трудно понять, что воцерковление - это погружение в Божью жизнь, чтобы взлететь духовно вверх. Этот процесс нельзя разделить на составляющие: физически жить вне церкви, душевно оставаясь в миру, а духовно стараться понять Бога. Только полное погружение в Божье присутствие гарантирует воцерковление.

Истинное наполнение Церковными традициями, законами, канонами , постами и молитвами преображает, очищает человека. Новоцерковные люди, познавая глубину и красоту жизни во Христе, вливаются в океан любви, под названием народ Божий.

Огромная гордость охватывает православных людей, когда они каждой клеточкой своего разума осознают, что они не только прихожане определенного храма, а сопричасники Богу, великой Церкви. Это и есть воцерковление, нелегкая, но очень счастливая жизнь, наполненная присутствием Божьим.

Что нужно сделать, чтобы влиться в жизнь Церкви

В современном обществе у нецерковного человека может возникнуть вопрос «Как правильно воцерковиться?»

Православному верующему легче влиться в церковную жизнь при помощи духовного наставника, который поможет познать тайны и методы познания жизни в Боге.

  • Для понятия основ Православного вероучения следует регулярно читать Святое Писание , Библию, предания и послания святых. Познавая подвиги веры истинных христиан, живущих по законам Божьим, умирающих за веру, православные верующие приобретают образец для своего возрастания в познании Благодати Отца, Сына и Святого Духа.

Библия, Священное Писание

  • Приобретение веры, православия не заключается только в ношении нательного крестика и посещении храма по воскресеньям и великим праздникам, а в жажде обновления общения со Святой Троицей, Богоматерью и всеми святыми.
  • Только познав Благодать Святого Духа, Божественную энергию, наполняющую людей во время Божественных Таинств, человек приобретает силу исполнить вторую заповедь Христа. (Иоан. 13:34).
Важно! С помощью духовного наставника новоцерковный человек познает секреты служений, поведения в храме и распорядке церковной жизни, которая постепенно становится частичкой его собственной судьбы.

Так рождается воцерковленный человек.

Господи Боже Вседержителю, Отче Господа нашего Иисуса Христа, все естество словесное же и безсловесное словом Твоим создавый, вся от несущих во еже быти приведый, Тебе молимся, и Тебе просим, Твоею волею спасл еси рабу Твою (имярек), очисти от всякаго греха и от всякия скверны, приходящую ко Святей Твоей Церкви, да неосужденно сподобится причаститися Святых Твоих Тайн.
И от нея рожденное отроча благослови, возрасти, освяти, вразуми, уцеломудри, удобромудрствуй, яко Ты привел еси е и показал еси ему свет чувственный, да и умного сподобится света, во время еже определил еси: и сопричтется Святому Твоему стаду…

…Сам и ныне, сохраняяй младенцы, Господи, благослови отроча сие, вкупе с родители и восприемники его, и сподоби е во время благопотребное, и водою и Духом отрождения: сопричти е святому Твоему стаду словесных овец, нарицающихся именем Христа Твоего…

В заключение обряда воцерковления младенца крестят, мать получает отпуст.

Молитва при крещении ребёнка

Воцерковляется раб Божий (имярек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь.
Во-первых: «врата». Крещение как вступление в Церковь и в ней - в новую жизнь Царства Божия.
Также вводит ее во храм, глаголя:
Внидет в дом Твой, поклонится ко храму Святому Твоему.
После входа: сама жизнь Церкви предстает как восхваление и поклонение, как «радость, мир и праведность» Царства.
И входит посреде храма, глаголя:
Посреде Церкве воспоет Тя.
И, наконец: Церковь сама как шествие и восхождение к небесному Царству, конечному исполнению всей жизни в Боге.
Также вводит пред дверьми жертвенника…

Как правильно начать воцерковление? Андрей Ткачев

Здравствуйте! Давно хотел спросить: у вас в соборе воцерковляют младенцев и вносят в алтарь до крещения. А почему так? Обычно же после крещения происходит воцерковление и внесение в алтарь.

ОТВЕТ

Здравствуйте! Спасибо за Ваш вопрос!

Он распадается на два:

1) Воцерковление до Крещения

Такой порядок предусмотрен нашим православным Требником, молитвы и богослужения в котором («требы», имеющие в виду духовные потребности конкретного человека) расположены в соответствии с хронологией жизни человека (от молитвы в первый же день жизни, которую мало кто читает, до отпевания).

Именно там воцерковление младенца и стоит прежде Крещения.

Строго говоря, это обряд 40-го дня после рождения, предусматривающий не только молитву о младенце, но и молитву о матери на ее вход в храм и возможность приступать к Причастию. Правда, этот срок мало кто соблюдает.

Богословским обоснованием этого обряда является евангельская параллель с принесением Младенца Иисуса на 40-й день после Рождества в Иерусалимский храм (Лк. 2:22-23) — история, лежащая в основе праздника Сретения Господня. Неслучайно в конце воцерковления священник произносит молитву праведного Симеона «Ныне отпущаеши».

То, что в большинстве храмов это делают, совмещая с Крещением (точнее говоря, немедленно после Крещения), можно оправдать по принципу «чтоб два раза не ходить» — из чисто практического удобства.

В Феодоровском соборе воцерковление до Крещения не является общеобязательной нормой (возможно и воцерковление в соответствии с общепринятой практикой — совмещая с Крещением), но всё же мы стараемся склонить родителей, желающих покрестить своё дитя в нашем храме, к тому, чтобы сделать это именно так — торжественно, во время церковного собрания, как правило, в конце воскресной Литургии.

В этом, во-первых, глубокий духовный смысл, основанный на Библии (о чем было сказано выше): подобно Христу-Младенцу, дитя приносят в храм, чтобы «представить пред Господа» (Лк. 2:22), а затем, после такого «представления», крестить.

Во-вторых, в этом есть, как говорят, миссионерский смысл, особенно актуальный в наши дни: ведь многие молодые родители, желающие крестить своих детей, имеют слабое представление о Церкви как о богослужебном собрании. И здесь уже не только младенец «представлен пред Господа», но и Церковь представлена перед этими людьми, малознакомыми с нею. Тем самым им, хотя бы мимолетно, демонстрируется Церковь, членом которой через Крещением станет их младенец (о Крещении как о вступлении в Церковь идет речь на предварительной беседе и именно там озвучивается приглашение прийти на Литургию для воцерковления).

Наконец, в-третьих , этот трогательный обряд очень украшает службу и выглядит очень символично, напоминая всем присутствующим о том, что в каждом дитя потенциально рождается Христос, Которого встречает Церковь в лице священника, каждый раз произносящего великие слова радости, однажды произнесённые старцем Симеоном и навсегда запечатленные в Евангелии.

2) Внесение в алтарь некрещеных

Речь идёт не о «взрослых грешниках», а о младенцах, так сказать, невинных блаженных существах. И эта практика (внесение в алтарь младенцев до крещения, при воцерковлении) существовала в древности, хотя впоследствии и была упразднена. Вносили, кстати, не только мальчиков, но и девочек…

Большинство родителей ломают головы над вопросами: как сделать так, чтобы ребенок привык и полюбил ходить в храм, как объяснить, что значит «святыня»? Как донести до ребенка, что в храме нельзя баловаться, бегать, играть? Если задуматься всерьез, это и правда неразрешимые вопросы. Проблема в том, что храм создан для взрослых людей, молитва установлена для взрослых и сознательно верующих людей. А маленькому ребенку, чтобы расти и развиваться жизненно необходимо играть, бегать, смеяться. То есть ребенок нуждается именно в том, что никак не соотносится с храмом. Где же выход?

В начале жизни младенец неотделим от мамы (до трех лет), и воцерковление малыша происходит вместе с мамой. Другими словами, церковная жизнь мамы — это и есть воцерковление ребенка. От него лично пока ничего не требуется. Мама должна понимать всю ответственность и быть готова пожертвовать своим собственным пребыванием в Церкви ради того, чтобы малыш смог приобщиться церковной благодати. Это значит, что если вы идете в Церковь с ребенком, надо продумать на какую часть службы лучше прийти, где расположиться в храме, чтобы и ребенку было видно богослужение, и не мешать людям молиться.

Маленький ребенок не в состоянии стоять на службе как взрослый.

Малышей вообще нельзя одергивать, ругать, запрещать что-либо. Психика маленьких детей еще не созрела, чтобы воспринимать запреты.

Поэтому, если ребенок начинает ходить по храму, или разговаривать, или придумывает какую-то игру — это не значит, что он плохо воспитан, и надо срочно восполнить этот пробел. Ребенок просто устал стоять на одном месте. Понять, сколько времени может малыш провести в храме спокойно и с интересом, можно только опытным путем.

В просторных храмах есть уголки, где мало народу, там можно походить с ребенком, рассматривая иконы, можно что-то тихонько рассказывать, не мешая другим. В храмах, где много людей, от длительного пребывания на службе, скорей всего, придется отказаться.

Ребенку в храме должно быть хорошо, интересно, комфортно. Поэтому, если хочется побыть на службе от начала до конца, поучаствовать в богослужении, лучше, наверно, идти в храм без малыша.

Тут есть один важный момент: даже если ребенок не понимает смысла богослужения, не понимает слов молитв, в атмосфере храма он все равно живет духовной жизнью. В Церкви происходит соприкосновение двух духов — духа человеческого и Духа Божьего. Поэтому, пребывание в храме — само по себе благо. Главное, что это не должно вести к конфликтам. Если ребенок устал, лучше идти домой.

В идеале, маленьких детей желательно причащать часто. Обычно священники благословляют причащать младенцев раз в две недели, иногда и чаще — каждое воскресение. В каждом храме свои правила относительно причастия младенцев. Маме необходимо в этих правилах разобраться, и выбрать храм наиболее подходящий по всем параметрам. В небольших храмах, где на богослужении много народу, священники благословляют приходить с детьми незадолго до причастия, чтобы не мешать прихожанам. В других храмах есть «детские комнаты», где по очереди дежурят молодые мамы или дети подростки.

Выбрав храм, куда вы будете ходить с малышом, желательно познакомиться поближе с кем-то из священников, чтобы советоваться во всяких вопросах, касающихся церковной жизни. Как поститься ребенку, какие молитвы читать перед причастием, как часто причащаться — эти и многие другие вопросы лучше решать со священником в реальном, живом общении. Все дети безгранично разные, и то, что для одного ребенка будет благом, для другого может принести вред. В публикациях, как правило, даются общие советы. Чтобы получить ощутимую пользу от правильной церковной жизни, с духовным наставником лучше беседовать с глазу на глаз.

Не стоит забывать и о духовном чтении. Общее правило: детям нужно как можно больше читать вслух. Что читать? Тут нужен индивидуальный подход. Важно помнить, что далеко не все, что нравится маме, подойдет ребенку.

На нашем сайте в разделе Подарочные книги вы найдете всю необходимую для христианина духовную литературу. У нас можно купить отличное издание подарочного Евангелия. Добротный переплет и высококачественная бумага послужат тому, что Священная Книга долгие годы будет вашим верным спутником. Прекрасным подарком на Крещение или к любому христианскому празднику, будет для верующей семьи полное собрание Жития святых Дмитрия Ростовского. Это прекрасное душеполезное чтение для всей семьи.

Маме стоит помнить, что воспитание детей — это и молитва о них.

У нас можно приобрести православный молитвослов, в который входят все необходимые молитвы — утреннее и вечернее правила, а также молитвы о детях. Удобный подарочный молитвослов можно подарить друзьям по храму или верующим родственникам.

Православный молитвослов — необходимая вещь в каждой верующей семье.

Другая необходимая вещь в каждой семье — это общение.

С ребенком нужно разговаривать. Надо постараться найти понятные для ребенка образы, сравнения, и объяснить, что такое Церковь, для чего мы туда идем. В любом возрасте надо постараться достичь понимания происходящего. То есть, чтобы ребенок не просто автоматически шел с мамой за ручку, потому что мама ведет куда-то, а понимал, что мы идем в храм. Храм — это дом Бога. Бог видит и слышит всех кто пришел к Нему домой. Конечно, объяснить многие вещи трудно, а порой, и просто невозможно. Но когда малыш видит и чувствует особое настроение мамы в храме, он исподволь усваивает христианские истины.

Главная подготовка к встрече и взаимообщению младенца с Христом в таинстве причастия – это христианство его родителей. Их воцерковление, их следование заповедям Евангелия, их молитва и участие в таинствах, то же регулярное причащение, наконец.

На днях к причастию принесли того, кто чаще всего прибавляет священнику, стоящему на амвоне с Чашей в руках, изрядное количество седых волос, – орущего младенца.

Этот младенец был из тех, кого «младенцами» как-то и не назовешь: приблизительно двухлетний крепкий бутуз, который сидеть на ручках у папы, а тем паче лежать головой на правой руке в позе «как грудью кормите» категорически отказывался. Он яростно вопил «не буду!», словно видел в батюшке подступающего к нему с пыточными инструментами палача, и, брызжа слезами, размахивал руками и ногами так, что пришедшая на помощь папе растерянная мама не могла его удержать…

В конце концов, мама и папа, впервые в этот день исповедовавшиеся, причастились сами, а подносить свое чадо к Чаше еще раз не рискнули. И я этому был, честно говоря, рад – от вида ребенка, которого скрутили, и которому сквозь сжатые зубы насильно впихнули-таки лжицу с каплей крови Христовой, не то что не возникает удовлетворенного чувства исполненного долга, но и просто бывает очень не по себе…

Есть такая установка: «всё лучшее – детям». Причастить ребенка, какими угодно путями влить в него заветное вещество и мнить в этом исполнение своего христианского родительского (бабушкинского, восприемнического и пр.) долга – а там уж благодать Божья сама волшебно совершит всё для чада нужное и полезное… Такой ход мысли видится мне более чем сомнительным, и снисхождение чудесной «благодати» на того, кто к ней совсем не готов, приводит на память сюжет про Данаю и сходящий на нее, ни сном ни духом ничего не соображающую, золотой дождь.