1 слайд

Урок изобразительного искусства в 7 классе Заяц Л.А., учитель изобразительного искусства ЗМОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Заречный Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве.

2 слайд

Бытовой жанр, или даже просто «жанр», в искусстве - изображение сцен и событий, почерпнутых в повседневности, отражающих этапы жизни человека от рождения до смерти, его труд, отдых, развлечения. Термин происходит от французского слова genre (от лат. genus, родительный падеж generis - род, вид) и в переводе означает «род, порода, стиль». Этим словом в XVII–XVIII вв. обозначали картины, имевшие предметом изображения широко понятую и непритязательную окружающую реальность.

3 слайд

Венецианов Алексей Гаврилович. 1780г. - 1847г. Мастер бытового жанра, портретист, пейзажист. Автопортрет 1830 г.

4 слайд

В 1807 году Венецианов переселился в Петербург, поступил на службу. Одновременно он серьезно занялся живописью - брал уроки у Боровиковского Во время Отечественной войны 1812 г. совместно с И. Теребеневым создавал карикатуры на французов и дворян-галломанов. Занимался также жанровыми сценами из дворянской и мещанской жизни. В 1818 году Венецианов оставил службу и стал подолгу жить в Тверском имении Сафонкове, воплощая в живописи свои новые художественные представления. Организовал собственную художественную школу, в которой прошли обучение свыше 70 человек Из биографии художника…

5 слайд

Художника влекли живая русская природа, простые люди, их труд и образ жизни, напрямую связанные с землёй. Сенокос Крестьянские дети в поле 1810 г.

6 слайд

Венецианов создал целую серию «крестьянских» полотен, которые назвал «портретами жизни человеческой». Фигуры, натуралистически воспроизведенные на них, иногда воспринимаются несколько статичными и непропорциональными по сравнению с окружающим пейзажем. Женщины на его картинах не идут, а плывут над землей, их образы мифологизированы и напоминают богинь. Захарка.1825 ГТГ Жница. 1826 Встреча у колодца. 1843

7 слайд

Крестьяне в полотнах Венецианова красивы, полны благородства. Кормилица с ребенком. 1830 Девушка с васильками. 1820

8 слайд

В многофигурных композициях художника очень большую роль играли пейзаж и интерьер. Но важнейшим их новаторским отличием был дух деревенской простоты и естественности, дух той близости земле, который отражает внутреннюю суть людей, живущих на ней и обрабатывающих ее своими руками. Сенокос

9 слайд

Центральным произведением в творчестве художника явилась картина "Гумно" (1821, ГРМ), над которой он работал более трех лет. Изображая обычную сцену, Венецианов с большой естественностью передает пространство помещения, освещенного потоком света, льющегося с двух противоположных сторон. Интересно отметить, что художник спилил переднюю стенку настоящего гумна в своем имении, чтобы писать его с натуры и более точно передать освещение.

10 слайд

В картине "На пашне. Весна" (1820) тема труда переплетается с темой материнства, с темой красоты родной природы. Венецианов изобразил весенний пейзаж с широкими просторами полей, первыми побегами листвы, легкими облаками на синем небе.

11 слайд

Лучшее и наиболее совершенное в художественном отношении жанровое полотно художника -- "На жатве. Лето" (1820) отличается лирико-эпическим восприятием окружающей действительности. Художник дал почувствовать разгар русского лета - пору деревенской страды -- со сверкающими золотистыми нивами, знойным небом.

12 слайд

Одна из сцен крестьянского быта, характерная для творчества Венецианова. На переднем плане изображена мать художника, Анна Степановна. В работе «Жнецы» автор отдает дань так называемой «картине-обманке» – он изображает бабочек столь иллюзорно, что с первого взгляда и не разобрать, нарисованы ли они или, быть может, сидят на поверхности холста. «Жнецы». сер.1820

13 слайд

К самым поэтическим произведениям Венецианова, проникнутым умиротворенностью и покоем, любовью к человеку и природе, принадлежит небольшая картина "Спящий пастушок" (1823--1826, ГРМ). Пейзаж в картинах Венецианова являлся уже не просто фоном, а играл активную роль в передаче настроения, в решении образа.

14 слайд

Значение Венецианова в истории русского искусства чрезвычайно велико. Он был одним из первых художников, посвятивших свое творчество изображению крестьян и утвердивших бытовой жанр в качестве равноправной и важной области в искусстве. В полотнах художника предстали народные образы, преисполненные душевного благородства и большого человеческого достоинства.

15 слайд

Федотов Павел Андреевич Основоположник совершенно нового для России жанра бытовой сатирической картины Автопортрет. 1830 г.

16 слайд

Из биографии… Родился в Москве в семье отставного офицера. По желанию отца он окончил Первый Московский кадетский корпус и отправился в Петербург. В свободные от службы часы посещал рисовальные классы Академии художеств и залы Эрмитажа Несколько портретов однополчан сделали Федотова известным.

17 слайд

«Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года»

18 слайд

В 1844 г. Федотов вышел в отставку и решил осуществить свою мечту: стать наконец профессиональным художником. Днём он наблюдал и запоминал любопытные сценки на улицах Петербурга, а по вечерам рисовал. Сначала Федотов работал в графических техниках: карандаше, акварели и сепии, позднее перешёл к живописи маслом. . Федотову изображал самые обыденные жанры, освещенные самым добродушным юмором автора

19 слайд

Утро чиновника, получившего первый крестик и представляла чиновника, еле опомнившегося после пирушки, данной им по случаю получения ордена. Сам чиновник изображен в убогом халатике, с головой, завитой в папильотки, необутым и пререкающимся с кухаркой, которая показывает ему проносившиеся подошвы его сапог. В общей композиции чувствуется прямое влияние английских жанристов, особенно в трактовке сюжета. Свежий кавалер. 1846 г. ГТГ

20 слайд

«Разборчивая невеста» (1847,ГТГ) написана на текст известной басни Крылова. В этом произведении не могли не признать истинного таланта даже такие ярые поклонники монументальной живописи, как Брюллов, и советовали Федотову продолжать занятия в том же направлении.

21 слайд

Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась "Сватовство майора" . Он сделал объектом своей критики мораль людей различных сословий, людей, превращающих брак в средство наживы, в сделку. В этом звучал приговор уродливым явлениям быта, которые в николаевской России никого не удивляли. Если вдуматься в происходящее на картине "Сватовство майора" -- нетрудно понять, что на глазах у всех свершается страшная в своем цинизме торговля человеком.

Венецианов Алексей Гаврилович гг.


Биография Род Венециановых происходил из Греции, где они звались Михапуло - Проко или Фармаки - Проко. Прадед художника Федор Проко с женой Анджелой и сыном Георгием приехали в Россию в годах. Там и получили прозвище Венециано, позднее превратившееся в фамилию Венециановы. Алексей Венецианов родился 7 (18) февраля 1780 года в Москве. Отец Гаврила Юрьевич, мать Анна Лукинична (в девичестве Калашникова, дочь московского купца). Семья А. Г. Венецианова занималась торговлей, продавали кусты смородины, луковицы тюльпанов, а также картины. А. Г. Венецианов служил землемером при лесном департаменте.


Биография Алексей учился живописи сначала самостоятельно, затем у В. Л. Боровиковского. В молодости писал лирические портреты матери (1802), А. И. Бибикова (1805), М. А. Фонвизина (1812). С 1807 года служил в Петербурге чиновником. В 1811 году признан « Назначенным », то есть кандидатом в академики. В этом же году Венецианов получил звание академика.


Биография Во время Отечественной войны 1812 г. совместно с И. Теребеневым создавал карикатуры на французов и дворян - галломанов. Занимался также жанровыми сценами из дворянской и мещанской жизни. Был членом Общества поощрения художников. В 1819 г. оставил службу и поселился с семьей: женой Марфой Афанасьевной и двумя дочерьми, Александрой и Фелицатой, в деревне Сафонково Тверской губернии, посвятив свои усилия разработке « крестьянского » жанра. Гумно (1823) На жатве. Лето (середина х)


Биография Организовал собственную художественную школу, в которой прошли обучение свыше 70 человек. В их судьбе деятельное участие принимал В. А. Жуковский. Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках. Следуя принципам мастера, художники школы отражали жизнь демократических кругов общества, писали городские и сельские пейзажи, интерьеры, натюрморты. « Произведения венецианской школы отмечены поэтической непосредственностью воплощения окружающей жизни. Творчество художников венецианской школы представляет значительный этап в становлении реализма в русском искусстве 1- й половины 19 в.». Крестьянка, расчесывающая лен (1822) « Вот - те и батькин обед!» (1824)




Биография Среди учеников А. Г. Венецианова был и талантливый живописец Григорий Сорока, крепостной помещика Н. П. Милюкова, готовящего Сороке участь садовника. Сорока покончил с собой. В 1829 году получил звание придворного живописца. Венецианов погиб в результате несчастного случая во время поездки по дороге в Тверь 4 (16) декабря 1847 г. в селе Поддубье Тверской губернии. Венецианов похоронен на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.




Творчество Кисти Венецианова принадлежит портретная галерея его современников: художник писал Н. В. Гоголя (1834), В. П. Кочубея (1830- е), Н. М. Карамзина (1828). На звание академика Венецианову было предложено написать портрет инспектора Воспитательного училища Академии К. И. Головачевского. А. Г. Венецианов изобразил его в окружении трёх мальчиков, символизировавших союз « трех знатнейших художеств »: живописи, скульптуры и архитектуры. Портрет также олицетворял единство старой Академии с новой. Однако наибольшую известность А. Г. Венецианову принесли написанные им образы крестьян. « Жнецы », « Спящий пастушок », « Захарка » уже почти два столетия своей свежестью и искренностью привлекают внимание зрителя.


Портрет К. И. Головачевского (1811) Спящий пастушок () Жнецы (1825)


Творчество В 1808 году А. Венецианов издаёт « Журнал карикатур », который вскоре был запрещен. Журнал представлял собой гравированные листы: « Аллегорическое изображение двенадцати месяцев », « Катание на санях », « Вельможа ». Сатирическое изображение влиятельного сановника, как полагают, и вызвало гнев Александра I. Работал также в технике пастели по бумаге и пергаменту. Рисовальщик, занимался литографией. А. Г. Венецианов автор теоретических статей и заметок: « Секрет Липмановских картин », « Нечто о перспективе », « О системе преподавания в рисовальных классах ».


Творчество Кисти Венецианова принадлежали также образа для собора всех учебных заведений (Смольного собора), для церкви Обуховской градской больнице. В последний год жизни художник работал над образами для церкви пансиона дворянского юношества в Твери.

Биография (1780 -1847) Мастер бытового жанра, портретист, пейзажист. Родился 7 февраля 1780 года в Москве в семье небогатого купца (торговал саженцами деревьев). Учился в частном московском пансионе. С детства обнаружил способности и любовь к рисованию. В 1807 году Венецианов переселился в Петербург, поступил на службу в Департамент почт. Одновременно он серьезно занялся живописью - брал уроки у Боровиковского, копировал в Эрмитаже картины старых мастеров

Графика, офорт, литография Помимо портретной живописи Венецианов успешно занимался графикой. Во время Отечественной войны 1812 года совместно с И. И. Теребеневым и И. А. Ивановым он издавал сатирические листки военнопатриотического содержания, выполненные в технике офорта. Охотно обращался он и к литографии, в то время только что изобретенной.

Шаржи …находилось место в творчестве Венецианова и юмористическим шаржам. В 1808 году художник задумал издать сатирический «Журнал карикатур» , девизом которого было изречение «Смех исправляет нравы» . Данный журнал должен был представлен в виде гравюр с текстом, в которых высмеивались пороки общества. Однако изданы были только 2 гравюры. Перед самым выпуском 3 -ей гравюры по распоряжению царя Александра I данное издание было запрещено. Изданные ранее гравюры были уничтожены. Причиной столь категоричного решения стала третья гравюра, на которой был изображен спящий чиновник, в то время как его ожидали посетители.

В 1811 году Венецианов пишет «Автопортрет» и большой портрет инспектора Петербургской Академии художеств К. И. Головачевского, за который Алексей Гаврилович был избран академиком.

Первый успех В 1822 году впервые работа художника Алексея Гавриловича Венецианова была представлена императору. За нее живописец получил тысячу рублей, а само произведение было помещено в Бриллиантовую комнату Зимнего дворца. Называлась картина «Очищение свеклы» . Это полотно стало своеобразной «поворотной точкой» в русской живописи, зарождением нового направления в русском искусстве - бытового жанра. Именно Венецианов добился популярности этого направления живописи в народе.

Гумно …картина «Гумно» впоследствии встала в ряд лучших картин художника. Чтобы реалистичнее передать пространство и свет, Алексей Гаврилович распилил переднюю стену гумна в своем имении, рассадил там крестьян и изобразил все это на холсте, включая срезы отпиленных бревен. За эту картину Венецианов получил 3000 рублей, а сама картина была передана в постоянную экспозицию Эрмитажа.

«Гумно» и дальше Картина «Гумно» открывает целый ряд произведений «сельского, домашнего рода» , как выразился В. И. Григорович

Мировоззрение Венецианов - один из первых членов основанного в 1818 году Общества учреждения училищ по методе взаимного обучения - легальной организации декабристского Союза благоденствия. Целью Общества было распространение грамотности в простом народе. В 1818 году Венецианов оставил службу и стал подолгу жить в. Тверском имении Сафонкове, воплощая в живописи свои новые художественные представления.

Женитьба В 1818 году Венецианов оставляет государственную службу, женится на дочери малоизвестного художника и уезжает с семьей в имение Сафонково, принадлежавшее его новой жене. Именно здесь, вдали от городской суеты Алексей Гаврилович находит главную тему своего творчества. Венецианову открывается неиссякаемый источник вдохновения, разнообразие сюжетов и образов.

Утро помещицы? На пашне? В 1823 году Венецианов приступил к созданию картины «Утро помещицы» . Это произведение воплотило лучшие достижения живописца. Следует отметить особенность образов крестьянок, свойственную многим картинам художника: их величавость, спокойное достоинство, деловитое выражение лиц. Прообразом крестьянок для этой картины послужила жена художника. Она же молодая, стройная женщина в длинном сарафане, ведущая по полю двух коней в известной картине «На пашне. Весна» .

На пашне «Но все летит над полем то ли крестьянка, то ли богиня, и разумным прекрасным космосом встает вокруг светлый мир. . . »

Школа Венецианова После успеха картины "Гумно", купленной у художника за значительную сумму, он решил употребить вырученные деньги "на обучение молодых бедных людей" по новому методу. Ученики мастера - в ряде случаев крепостные - жили и учились у него бесплатно. Школа попеременно функционировала в Сафонкове и в Петербурге, получая некоторую поддержку Общества поощрения художников.

Отношение к школе Официальные академические круги относились к деятельности Венецианова неодобрительно. Педагогическая система мастера сводилась к развитию в ученике способности видеть и изображать окружающий мир в его непосредственной реальности, вне заранее заданных норм и канонов. Так, воспитанники Венецианова не копировали, подобно академистам, чужих оригиналов или специальных таблиц с изображением отдельных частей тела.

Тяготы В период двадцатилетнего существования школы Венецианов испытывал всё большие материальные затруднения, безуспешно изыскивая средства на ее содержание. Попытки получить место преподавателя в Академии художеств или в Московском Училище живописи и ваяния окончились неудачей

Судьба В 1830 году стараниями высокопоставленных доброжелателей Венецианов получил звание императорского живописца, ежегодное жалование и орден св. Владимира. А в следующем году после продолжительной болезни умерла жена, оставив ему двух малолетних дочерей. Не радовало и хозяйство в милом сердцу Сафонкове. Имение пришлось заложить в опекунском совете.

Письмо 1836 года «В 57 лет у человека, который жил не для того, чтобы есть, а ел для того, чтобы жить, желудок внутреннего существования спотыкается. Вот, мой почтеннейший, 24 декабря, сиречь в сочельник, я и споткнулся, мне и руду пускали, от роду первый раз, и надобья в рот влили. Дня через два‑три я глядь – ан рыло на стороне, однако и теперь косит, да не так. Отняли у меня: кофе, водку, вино, крепкой и горячий чай, сигары, а дали суп из телятины, што со снегу, да воду с кремотартаром… Мне велено жить на улице, и я, невзирая на вьюгу и мороз, брожу – да как же, раз по пяти и по шести в день… (устал)» .

Оценка "Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов его окружающих, близких к его сердцу и к нашему. . . ", -- писал П. П. Свиньин, создатель "Русского Музеума" в Петербурге.

Венецианов

Алексей

Гаврилович

1780-1847 гг .

Выполнила: Селянская Юлия

11-А класс. ГБОУ СОШ №41 Севастополь


Биография

  • Род Венециановых происходил из Греции, где они звались Михапуло-Проко или Фармаки-Проко. Прадед художника Федор Проко с женой Анджелой и сыном Георгием приехали в Россию в 1730-1740 годах. Там и получили прозвище Венециано, позднее превратившееся в фамилию Венециановы.
  • Алексей Венецианов родился 7 (18) февраля 1780 года в Москве. Отец Гаврила Юрьевич, мать Анна Лукинична (в девичестве Калашникова, дочь московского купца). Семья А. Г. Венецианова занималась торговлей, продавали кусты смородины, луковицы тюльпанов, а также картины. А. Г. Венецианов служил землемером при лесном департаменте.

Биография

  • Алексей учился живописи сначала самостоятельно, затем у В. Л. Боровиковского. В молодости писал лирические портреты - матери (1802), А. И. Бибикова (1805), М. А. Фонвизина (1812).
  • С 1807 года служил в Петербурге чиновником.
  • В 1811 году - признан «Назначенным», то есть кандидатом в академики. В этом же году Венецианов получил звание академика.

Биография

  • Во время Отечественной войны 1812 г. совместно с И.Теребеневым создавал карикатуры на французов и дворян-галломанов. Занимался также жанровыми сценами из дворянской и мещанской жизни. Был членом Общества поощрения художников.
  • В 1819 г. оставил службу и поселился с семьей: женой Марфой Афанасьевной и двумя дочерьми, Александрой и Фелицатой, - в деревне Сафонково Тверской губернии, посвятив свои усилия разработке «крестьянского» жанра.

Гумно (1823)

На жатве. Лето (середина 1820-х)


Биография

  • Организовал собственную художественную школу, в которой прошли обучение свыше 70 человек. В их судьбе деятельное участие принимал В. А. Жуковский. Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках.
  • Следуя принципам мастера, художники школы отражали жизнь демократических кругов общества, писали городские и сельские пейзажи, интерьеры, натюрморты. «Произведения венециановской школы отмечены поэтической непосредственностью воплощения окружающей жизни. Творчество художников венециановской школы представляет значительный этап в становлении реализма в русском искусстве 1-й половины 19 в.».

«Вот-те и батькин обед!» (1824)

Крестьянка, расчесывающая лен (1822)


Крестьянские дети в поле (1820)

Пастушок с дудкой (1820)


Биография

  • Среди учеников А. Г. Венецианова был и талантливый живописец Григорий Сорока, крепостной помещика Н. П. Милюкова, готовящего Сороке участь садовника. Сорока покончил с собой.
  • В 1829 году получил звание придворного живописца.
  • Венецианов погиб в результате несчастного случая во время поездки по дороге в Тверь 4 (16) декабря 1847 г. в селе Поддубье Тверской губернии.
  • Венецианов похоронен на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.

На пашне. Весна (1820)

Жница (1820)

Очищение свеклы (1820)


Творчество

  • Кисти Венецианова принадлежит портретная галерея его современников: художник писал Н. В. Гоголя (1834), В. П. Кочубея (1830-е), Н. М. Карамзина (1828). На звание академика Венецианову было предложено написать портрет инспектора Воспитательного училища Академии К. И. Головачевского. А. Г. Венецианов изобразил его в окружении трёх мальчиков, символизировавших союз «трех знатнейших художеств»: живописи, скульптуры и архитектуры. Портрет также олицетворял единство старой Академии с новой. Однако наибольшую известность А. Г. Венецианову принесли написанные им образы крестьян. «Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка» уже почти два столетия своей свежестью и искренностью привлекают внимание зрителя.

Спящий пастушок (1823-1824)

Жнецы (1825)

Портрет К. И. Головачевского (1811)


Творчество

  • В 1808 году А. Венецианов издаёт «Журнал карикатур», который вскоре был запрещен. Журнал представлял собой гравированные листы: «Аллегорическое изображение двенадцати месяцев», «Катание на санях», «Вельможа». Сатирическое изображение влиятельного сановника, как полагают, и вызвало гнев Александра I.
  • Работал также в технике пастели по бумаге и пергаменту. Рисовальщик, занимался литографией.
  • А. Г. Венецианов - автор теоретических статей и заметок: «Секрет Липмановских картин», «Нечто о перспективе», «О системе преподавания в рисовальных классах».

Творчество

  • Кисти Венецианова принадлежали также образа для собора всех учебных заведений (Смольного собора), для церкви Обуховской градской больнице. В последний год жизни художник работал над образами для церкви пансиона дворянского юношества в Твери.

Возвращение солдата (1830-е)

Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга (1838)


Портрет детей Панаевых с няней (1841)

Причащение умирающей (1839)

Алексей Гаврилович Венецианов

Портрет Венецианова (К.С.Зарянко)

Русский живописец,
мастер жанровых
сцен из
крестьянской жизни,
педагог,
член Петербургской
академии
художеств.
Портрет
Венецианова
(К.С.Зарянко)

Кисти Венецианова принадлежит портретная
галерея его современников: художник писал
Н. В. Гоголя, В. П. Кочубея, Н. М. Карамзина.
На звание академика Венецианову было
предложено написать портрет инспектора
Воспитательного училища Академии
К. И. Головачевского. А. Г. Венецианов
изобразил его в окружении трёх мальчиков,
символизировавших союз «трех знатнейших
художеств»: живописи, скульптуры и
архитектуры. Портрет также олицетворял
единство старой Академии с новой. Однако
наибольшую известность А. Г. Венецианову
принесли написанные им образы крестьян.
«Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка» уже
почти два столетия своей свежестью и
искренностью привлекают внимание зрителя.

«Жнецы»

Портрет Головачевского

Венецианов погиб в результате
несчастного случая во время поездки по
дороге в Тверь 4 (16) декабря 1847 г. в
селе Поддубье Тверской губернии.
Венецианов похоронен на сельском
кладбище деревни Дубровское (ныне
Венецианово) в Удомельском районе
Тверской области.