Бывшие участники распавшейся шесть лет назад "Агаты Кристи" Глеб и Вадим Самойловы в суде выясняют, кто из них имеет право на песни группы. Сегодня Савёловский суд Москвы удовлетворил иск Глеба, взыскав с его брата 4,3 млн рублей. Правда, это разбирательство не касалось музыки. Речь шла о старом долге одного брата другому. Лайф вспоминает, как легенды рока дошли от совместных концертов до судебных битв.

Братья Самойловы никогда не скрывали, что в их группе "Агата Кристи" было много кризисов. Но так далеко дела ещё не заходили: музыканты судятся из-за песен, Вадим обвиняет Глеба в экстремизме, а Самойлов-младший требует возбудить уголовное дело против брата по статье "Нарушение авторских и смежных прав" и запретить ему исполнять 172 песни.

История "Агаты Кристи" началась в 1985 году, когда Вадим Самойлов вместе с бывшими одноклассниками Александром Козловым и Петром Маем основал коллектив ВИА РТФ УПИ. В 88-м пришёл Глеб Самойлов, и популярность группы начала набирать обороты. Вместе они продержались 22 года - всё это время конфликты как-то удавалось сглаживать, но в 2010 году группа перестала существовать. Своё решение братья объяснили тем, что больше "не резонируют" и "жизненные пути уже очень сильно расходятся".

У него изначально темперамент другой. Я - сангвиник, а он - меланхолик, иногда холерик. Натура истеричная. Мы с ним даже астрологически полные антиподы. <...> Мы с Глебом в принципе никогда и не общались. Мы разговаривали только тогда, когда был повод. Но для меня это характерно

Вадим Самойлов

Глеб Самойлов "одолжил" несколько песен

Первый альбом "Второй фронт", на котором есть музыка и несколько текстов Глеба, был записан в 88-м без его участия. В одном из интервью он рассказал, что просто для полноценной пластинки ребятам не хватало песен, его попросили помочь, а потом "пришлось петь и играть на гитаре". Через год выходит "Коварство и любовь", за тексты и музыку которого тоже в основном отвечал Вадим. Начиная с "Декаданса", выпущенного в 91-м, тексы начинает писать Глеб Самойлов.

Из сказочной тайги прямо в стратосферу музыканты полетели после альбома "Позорная звезда", когда Глеб перестал прятать козыри в рукавах и начал бомбить хитами. Ещё в 90-м он записал сольный альбом и хотел уйти в одиночное плавание, но как-то не сложилось. Изначально песню "Как на войне", которая стала визитной карточкой группы, он приберегал для себя, но в итоге решил дать ей жизнь в рамках проекта "Агата Кристи". Текст о переживаниях от первой любви был написан давно, а мелодия сложилась очень быстро: в студии он перебрал четыре струны, а потом всё сошлось само собой. Так же легко появилась "Я буду там", с которой он неуверенно пришёл на репетицию. В итоге этой песней группа на протяжении многих лет заканчивала свои концерты.

Я всегда себя считал косноязычным и как-то даже стеснялся своих стихов. Во-первых, я не так много читал в детстве, как бы мне этого хотелось. Сейчас никак не могу восполнить этот пробел. Во-вторых, бесспорно, Глеб - великолепный поэт. Мне не хочется вступать с ним в конкуренцию, я ему доверяю. В отдельных случаях я, конечно, что-то пишу, но Глеб потом переделывает мою редакцию до неузнаваемости

Вадим Самойлов

Бомбануло! Депрессия от оглушительного успеха

Потом бомбануло так, что стало страшно самим музыкантам. Глеб начал играть в декаданc и красить губы гуталином. Вышедший в 1995 году "Опиум" сделал их звёздами и был назван самым продаваемым альбомом в России, за что группа получила награду на церемонии World Music Awards в Монако. Оглушительный успех привёл к тому, что жизнь участников группы стала не менее сюрреалистичной, чем тексты Самойлова-младшего. Сами они были не в восторге от появившихся вокруг непонятных людей, внимания и того водоворота, в которой их лихо закручивало. Глеб Самойлов, который и раньше не мог похвастаться ровным позитивным настроем по жизни, стал страдать от панических атак и тревожно-депрессивных состояний.

Бешеная популярность, по словам Самойлова, "дала ему по башке", но страдания только помогли ("когда мне хорошо, песни я не пишу"). Все тексты и практически вся музыка к следующим четырём пластинкам "Агаты Кристи" были написаны Глебом. Он же стал исполнять почти все песни.

Я не считаю эту пластинку грандиозной. Да, с этим диском мы прославились, но после тура в его поддержку и этой бешеной популярности я получил по башке. Панические атаки, тревожно-депрессивное состояние и всё остальное, что продолжается со мной на протяжении последних двадцати лет

Глеб Самойлов

Конец "Агаты Кристи" и группа Глеба Самойлова The MATRIXX

О том, что коллектив исчерпал себя, братья Самойловы объявили в 2009-м, записали на двоих альбом "Эпилог", проехали с концертами по всей стране, договорились не исполнять песни больше не существующей "Агаты Кристи" по отдельности и расстались. Вадим тогда не исключал, что в будущем они могут воссоединиться, Глеб был более категоричен и заявил, что рад наконец стать свободным и делать только то, что ему нравится, от и до. Во многом на него повлияла смерть близкого друга, поэта и автора текстов группы "Наутилус Помпилиус" Ильи Кормильцева, которого не стало в 2007 году: "Я понял, что надо говорить то, что думаешь. Пока поздно не стало".

Глеб создал группу The MATRIXX, с которой поёт только новый материал. Единственная композиция "Агаты Кристи", которую он, по договорённости братьев, может исполнять в составе другого проекта, - любимая песня Ильи Кормильцева "Порвали мечту", которую Глеб решил ему посвятить.

Ностальгические концерты и начало скандала

Некрасивая история с судебными разбирательствами и библейским сюжетом о брате, пошедшем на брата, началась в прошлом году, когда Вадим уговорил Глеба принять участие в ностальгических концертах с исполнением хитов "Агаты Кристи". Напряжение росло, взгляды на творчество и многие другие вещи стали у музыкантов слишком разными. В итоге Глеб вообще пожалел, что принял участие во всей этой истории, в нескольких интервью заявил, что ностальгии он точно не испытывает, и отказался от дальнейших выступлений.

Вадима Самойлова это не остановило, и он продолжил тур "Агата Кристи. Все хиты", чем очень удивил брата. По словам Самойлова-младшего, он не ожидал, что его песни будут исполнять без его участия. Видимо, . Начались или не должен денег, у кого больше прав и прочий мрак и декаданс. Дошло до того, что отметился во всём этом и телеведущий Андрей Малахов, по традиции собравший в своей студии участников громкого публичного скандала.

Если Вадим является соавтором песен Глеба, ему придётся доказать это в суде. Доказательствами могут быть студийные записи, записи первых публичных выступлений, музыкальные экспертизы. А те песни, которые внесены в реестр как написанные братьями в соавторстве, любой из них может исполнять беспрепятственно

Политика, угрозы и суды

К разборкам об авторских правах добавились ещё более неприятные выяснения. Самойловы никогда не скрывали, что долгое время употребляли наркотики. Впрочем, позже уверяли, что слухи об их инфернальности, горах кокаина и прочем были сильно преувеличены. Вадим вообще стал участвовать в акциях против наркотиков. Глеб заявил, что употреблять запрещённые вещества ему уже не позволяет здоровье, зато алкоголь продолжает помогать справляться с "адской пустотой внутри" и "тягой к декадансу". Были и интервью в нетрезвом виде, и лечение в одной из клиник... В качестве главного аргумента в пользу своей правоты Самойлов-старший теперь называет неадекватность брата и заявляет, что всерьёз его претензии и слова воспринимать нельзя.

Лайфу Глеб Самойлов рассказал, что денег за концерты уже не требует, но хочет запретить петь его песни и тем самым нарушать его авторские права. Не устраивает музыканта и тот факт, что Вадим Самойлов открыто поддерживает официальную власть, принимает участие в политических акциях, выступает в Донбассе и Крыму. Сам Глеб, раньше ходивший на митинги оппозиции, называет себя человеком аполитичным и в первую очередь свободным. И не понимает, почему группа, частью которой он когда-то являлся, и написанные им композиции должны быть теперь связаны с тем, что ему совсем не близко.

На концерты моей группы брат не ходит, думаю, и музыку нашу не слушает. У нас теперь разные жизни. Он богатый - я бедный, он умный - я глупый, он хороший - я гот, он заодно с властью - а я пас

Глеб Самойлов

Один из барабанщиков "Агаты Кристи" Андрей Котов очень в тему прокомментировал распад группы: "Мне ужасно обидно, что то, что у нас получалось, было намного выше и чище нас самих. У "Агаты Кристи" была своя легенда и своя мистика. Но оказалось, что внутри этого загадочного мира всё намного проще, чем кажется. Люди оказались людьми".

Эпилог

Можно спорить о том, кто из братьев Самойловых больше сделал для группы, устраивать экспертизы и судиться. Суть в том, что парни действительно сделали одну из самых крутых российских групп, в которой просуществовали вместе больше 20 лет и реально оставили след в истории.

Вадим Самойлов, который и раньше был продюсером, менеджером и серьёзным парнем, повзрослел, занялся общественной и политической деятельностью, а Глеб поёт про кровь и зомби в The MATRIXX, продолжает играть в декаданс, эпатировать и не собирается становиться под чьи-то флаги. Получается история про старшего брата, который сам всё решит за младшего, потому как что с него, дурачка, взять. Когда дороги расходятся, надо, наверное, уметь поставить точку и не тянуть за собой прошлое. Глеб Самойлов давно уже предлагал оставить "Агату Кристи" в покое - это было, было круто, песни остались, ностальгии нет. Вадим Самойлов сам по себе действительно не "Агата Кристи", а отдельный музыкант, как заявил адвокат Глеба, который вполне заслуживает, чтобы к нему прислушивались.

Дело в том, что право на исполнение произведений, автором которых является мой доверитель, есть только у группы "Агата Кристи". Вадим Самойлов - это не "Агата Кристи", это отдельный музыкант, который незаконно использует чужое авторство. Вадим Самойлов обещал, что если Глеб не остановится, то он испортит ему карьеру. В частности, инициирует его уголовное преследование за якобы призывы к экстремизму в песнях, исполненных Глебом в составе новой группы The MATRIXX. Данные угрозы послужили ещё одним основанием для обращения в следственные органы

адвокат Глеба Самойлова Алиса Образцова

Савёловский суд Москвы рассмотрит иск Глеба Самойлова к брату о запрете исполнять его песни, написанные для "Агаты Кристи", 21 сентября.

Противоречивый вокалист противоречивой группы на противоречивом этапе своей жизни - в парадоксальном интервью одиозному журналу!

Александр Маленков

Николай Гулаков

Итак, Вадим Самойлов, музыкант, бывший вокалист «Агаты Кристи», 53 года. На каком творческом и жизненном этапе ты сейчас находишься?

Этот период можно назвать «послеагатие». «Агата Кристи» - это две трети моей жизни. С 2010 года я взял творческую паузу, чтобы все переосмыслить. Оказалось, что у меня очень много нереализованных вещей. Записи с институтских времен, композиции, не вошедшие в «Агату», и вещи, которые были изданы только для своих. И, с одной стороны, хочется шагать во что-то новое, с другой - нужно разобраться с этими якорями. Показать заново, кто я такой, - это непростая задача. В жизненном плане тоже много чего произошло. За последние годы я приблизился к некоторым общественным институтам, меня стала беспокоить судьба отечества, людей и человечества в целом. Исследуя себя, я задался вопросом, а что такое человек вообще. Эти темы - метафизика, психология - меня сейчас очень интересуют.

Ты думаешь, у тебя еще получится сотворить что-то не менее значимое, чем «Агата Кристи»?

«Агата» - это все-таки не было мое индивидуальное самовыражение. Конечно, там огромная часть меня, но во мне осталось еще очень многое, что просится наружу. Мне кажется, я еще могу что-то сказать. Пока я стараюсь избавиться от ощущения конкуренции с самим собой, а там посмотрим. В любом случае что-то получится. По крайней мере, с точки зрения понимания самого себя.

У тебя на подходе сольный альбом. Расскажи о нем.

Да, альбом на подходе. В нем три вектора. Это не вошедшее в «Агату Кристи», это мое когда-то не изданное и это что-то совсем новое. И я пытаюсь уложить это все в какую-то одну концепцию. Как поклонник рок-музыки 70-х годов, я стараюсь мыслить концептуальными альбомами. Такой есть у меня в голове, в течение октября я буду над ним работать и после этого обнародую.

Окунемся в историю. Вы формально относитесь к первой волне русского рока 80-х, но ваш расцвет пришелся на 90-е. Вы ассоциировали себя с русским роком?

Хочешь не хочешь, надо ассоциировать. Это было продолжение традиций. Может быть, не «Чайфа» и «Чижа»... Для меня русский рок - это группы «Урфин Джюс» и ранний «Наутилус Помпилиус». Но влияние западной музыки на нас тоже заметно.

Какие группы на тебя повлияли?

Вообще, первое, что меня сильно потрясло, - это советская киномузыка. Работы Артемьева, Тухманова, Петрова, Зацепина, Рыбникова - это грандиозно в плане музыкальной драматургии. Следующим потрясением для меня стала психоделическая музыка: Yes, Tangerine Dream, Genesis, Pink Floyd.

А как же The Cure?

Ну это больше связано было с тогдашней внешностью Глеба, 1988-й, скажем, год. Мы красили глаза вслед за Бутусовым и Кинчевым, тогда все эти стрелы рисовали. The Cure я тогда, честно говоря, еще не слышал.

А вообще твой внешний вид является для тебя частью самовыражения?

Нет. Конечно, у меня есть какие-то пристрастия к цвету, какая-то аскетичность, но я не могу себя назвать модником. Хочу еще раз мою дорогую жену поблагодарить за то, что она решает за меня эти проблемы.

Ты говорил, что группа оказалась не готова к бешеному успеху в 90-х. Расскажи поподробнее.

Представь себе, трое парней из города Асбест Свердловской области. Играли, играли, дошли своим ходом до Свердловска, потом до Москвы. Простые, нелепые провинциальные ребята, мы просто хотели быть услышанными. Мы не понимали, что к этому прилагаются жуткие гастрольные графики, жуткое внимание прессы, сплетни, безумные фанаты... К этой части мы не были готовы. Фанаты всегда узнавали, где находится наша студия, и каждый выезд из нее становился эвакуацией. Вытаскивали пьяных фанаток из-под колес моего автомобиля, который был тщательно вымыт их шубками. Погони, разбитые стекла в автобусах. Но близкого контакта с фанатами у нас не происходило: это было слишком пугающее сообщество. Мы были скромные... Да я до сих пор чувствую себя скромным провинциальным юношей. Но это же меня и защитило от многочисленных неразборчивых связей в ту пору.

А классика жанра? Приходили такие письма: у меня от вас ребенок, здравствуйте?

Приходили. Самое экстремальное письмо было от поклонницы о том, что у нее ребенок от Глеба. И мы вычислили, что для того, чтобы это было правдой, Глеб должен был в тринадцать лет оказаться на гастролях в Харькове.

Говорят, ты лечился от наркотической зависимости. Хочешь поведать свою историю в назидание молодежи?

Да, в 90-х у меня была химическая зависимость от опиатов, и пару-тройку лет жизни это оказывало на меня сильное влияние. Все, что было тогда доступно, мы перепробовали за компанию со многими: эфэсбэшниками, актерами, музыкантами, банкирами... Потом я просто остановился. Сейчас я часто выступаю в реабилитационных центрах, где ребята лечатся от наркомании и алкоголизма, даже, бывает, сижу в их психотерапевтических группах, рассказываю свою историю. Образ «Агаты Кристи» как конченых наркоманов, конечно, преувеличен, но такой опыт был - зачем это отрицать? Важный нюанс: тогда хотя бы все было натуральное. То, что сейчас употребляют, - это синтетика, которая иногда приводит к гибели с первой дозы. Лучше даже не пробовать, мы не знаем ресурсов своего организма. Я видел людей-громил, которые моментально теряли волю и самообладание, и в момент синдрома отмены их можно было в бараний рог скрутить.

Допинг может помочь творчеству?

Я могу сказать только за себя. У меня не получилось сочинить ничего толкового под допингом. Все, что я сделал, это было на чистую голову.

А наркоманская эстетика вас вдохновляла?

Если брать, например, песню «Опиум», никто из нас тогда еще не знал, что это такое. Песня вообще навеяна Вертинским. Эстетика грехопадения как такового. Вечная тема.

Когда ты выступал на нашем мероприятии летом, ты обратился к публике с призывом «Прощайте друг друга!». Это прозвучало несколько неожиданно. Что ты имел в виду?

Почему-то меня сейчас тянет на такого рода месседжи. Надеюсь, я не слишком навязчив. Я наблюдаю за миром и людьми, наблюдаю свою жизнь и понимаю, что нам всем нужно учиться жить добрососедски друг с другом. Посмотри, везде же - в СМИ, в бизнесе, в политике, в ЖЭКе - все друг друга просто кромсают. При этом все хотят счастья. Мне кажется, первый шаг к изменению этой парадигмы - прощение. Даже своего врага. Не хотелось бы звучать религиозным миссионером, но отсутствие озлобленности, гнева при несовпадении взглядов - это важный ключик. Эти обиды друг на друга, они сжирают нас.

Ты бы хотел, чтобы вы с Глебом помирились?

Ну конечно, всем было бы лучше. И дело не только в примирении, хотелось бы, чтобы между нами рано или поздно возникла ясность. Все-таки мы два брата, сложные отношения, скрытые от всех. Старший и младший. Всего мы даже сами не понимаем, а хотелось бы понять. Хотелось бы, в конце концов, семейную синергию какую-то ощутить. Я надеюсь, что рано или поздно мы к этому придем.

Вы вдохновляли друг друга?

Мы дополняли друг друга, а значит, и вдохновляли. И я бы еще не умалял тут роль Саши Козлова, ведь, когда мы остались вдвоем, исчезла третья сторона, которая нас уравновешивала. Потому что в творческом плане - ты будешь смеяться - у нас было голосование. Мы в шутку называли себя «первичная композиторская ячейка». Вот это соло в этой песне будет? Проголосовали. Это была очень удобная формула.

Можно ли поддерживать дружеские отношения с человеком, убеждения которого по важным вопросам ты не разделяешь?

Я считаю, что нужно. Нам это всем очень нужно. Сейчас, например, некоторые ругают музыкантов, которые ездят на Украину, а я, наоборот, считаю, что это очень правильно и очень важно. Это перенос энергии, которая говорит, что, несмотря ни на что, мы дружим.

Ты все еще поклонник ДНР или уже поостыл?

Я не то чтобы поклонник. Я просто хотел своими глазами увидеть, чего хотят люди, почему это произошло. И я туда периодически езжу и буду продолжать ездить. Равно как с удовольствием поехал бы на Украину, если бы там не было на меня уголовного дела. Обязательно бы поехал. Когда я выступаю в Ростове-на-­Дону, в Белгороде, в этих краях, туда, я знаю, часто из Киева приезжают зрители целыми семьями. А еще, когда я выступаю в Донбассе на массовых мероприятиях, где много тысяч людей, я на каждом концерте предлагаю передать братский привет украинскому народу. И ты будешь удивлен, но все это поддерживают, все эти тысячи человек.

Твое творчество - это декаданс, ирония, секс, а если кровь и насилие, то какие-то мультяшные, тарантиновские, сплошные цитаты. Короче, постмодернизм.

Да, так и есть.

При этом ты пел бойцам в ДНР, вдохновляя их на подвиги. Как-то у меня это не вяжется в голове. Все равно как если бы Хармс выступал перед бойцами Красной армии.

Я понимаю, что ты имеешь в виду, но тут не важно, что именно ты поешь. Важно, что ты, как человек, приехал их поддержать, просто порадовать людей в их изоляции. Да и я тебе скажу: это же нормальные люди, тоже ироничные. Помирать, так с музыкой.

В разные периоды жизни, я уверен, у тебя были разные приоритеты. К чему ты пришел сейчас, что главное?

Главное - сама возможность проживать жизнь, чувствовать. Миры меняются, человек остается. Деньги, гаджеты - это все мир. А ценность жизни больше, чем ценность мира. Вся эта мишура - вещи, еда, все сиюминутное - меня меньше интересует. Приближается сингулярность, и я надеюсь, что энергия конфликтов перерастет во что-то более созидательное.

К написанию этого материала меня подтолкнула школьная тетрадь, исписанная мелким детским почерком, которую я обнаружила в своей квартире. Неизвестная 17-летняя девушка из Ростова-на-Дону на протяжении года проливала слезы по моему бывшему возлюбленному. “Я помню, ты обещал вернуться. Я до сих пор не могу забыть ту ночь. Ты говорил, что любишь, что никогда не встречал девушки красивее меня... Передо мной лежит опасная бритва. Сегодняшнее число я обвела красным фломастером. Если я не услышу твой голос через две недели, я сделаю...” - на этих строчках дневник обрывался. Видимо, молоденькая ростовчанка таким образом решила напомнить кумиру о себе, поэтому отправила на адрес фан-клуба группы бандероль с душещипательными откровениями. Тетрадь попала к адресату и... оказалась заброшенной за спинку моего дивана.
Вряд ли я смогу переубедить эту и тысячи других девочек, рыдающих под мрачные мелодии уральской рок-группы, что никто из этих музыкантов не стоит наших слез. Но вот развеять миф о беззаботном, безоблачном, счастливом существовании рядом с рок-звездами, надеюсь, у меня получится.
Его имя - Вадим Самойлов. Статус - рок-музыкант. Группа - “Агата Кристи”.

Фонарик любви от нищенки

Через неделю ты едешь в командировку по городам России с музыкантами из групп “Браво”, “Ляпис Трубецкой”, “Агата Кристи”, - сообщил мне заместитель главного редактора.
“Боже мой! Как я буду общаться с этими людьми? Наркотики, алкоголь, девочки - вот что ждет меня в этой поездке”, - не сомневалась я... Естественно, ни о каких романах даже и мысли не было.
Всегда так будет: те, кто нас любит,
Нам рубят крылья и гасят свет.
И мстит нам космос, уводит звезды
Туда, где людям дороги нет.

Первый город, где остановился наш поезд, был Нижний Новгород. Час ночи. В специально оборудованном вагоне началась пресс-конференция. Уставших, сонных артистов, которые еще были в состоянии доползти до пресс-центра, посадили за круглый стол. ОН сидел напротив меня. Мутный взгляд, сигарета в зубах, длинные волосы, спадающие на лицо, - мне никогда не нравились такие мужчины. Но здесь что-то зацепило и достаточно крепко. В ту ночь мы не перекинулись даже парой слов. Но на следующее утро первый человек, с которым я столкнулась на перроне, был ОН.
- Привет, меня зовут Ира, - начала я.
- Очень приятно... - смахнул он с лица длинные волосы.
К своему стыду, его имени я не знала. Он, в свою очередь, не представился. Группа “Агата Кристи” четко ассоциировалась у меня с двумя братьями Самойловыми и с песней “Я на тебе, как на войне”. Еще я помнила, что одного из солистов зовут Глеб. Вот только кого? Так что пришлось потратить несколько часов, чтобы узнать ЕГО имя.
- Вечером у нас концерт, обязательно приходи, потом посидим где-нибудь, - предложил он.
Однако, в тот день у меня было запланировано интервью с другим артистом. Откладывать встречу ради солиста “АК” я не стала. После концерта Вадик Самойлов вернулся с новой знакомой.
В тот вечер гастролирующий народ крепко выпил. Все собрались на перроне. В полночь наш поезд должен был тронуться. Не было только ЕГО.
- Глеб, а где Вадик? - попыталась я растормошить другого солиста “Агаты Кристи”.
- Трахается твой Вадик, - пробурчал Глеб.
За десять минут до отправления поезда появился пропавший рок-музыкант. Нижегородская девушка бежала следом с мокрыми от слез глазами.
- Мы еще увидимся? - всхлипывала она.
Вадик ее уже не слышал.
- Куда ты пропала, я не видел тебя на концерте? Я ужасно соскучился, и мне обидно, - обратился ко мне Самойлов.
До семи утра мы проговорили в прокуренном тамбуре.
- Ты уже завязал с наркотиками? - поинтересовалась я.
- Давно. Я уже целый год ничего не принимаю, - уверял он (хотя в то время даже не думал слезать с допинга).
Через несколько дней наш поезд сделал остановку в Казани. Мы гуляли по казанскому Арбату, пили дорогие алкогольные коктейли, а еще Вадик очень хотел сделать мне памятный подарок.
- К сожалению, здесь не из чего выбирать, - огорчался он.
На вокзале мы увидели нищую. Она продавала фонарики.
- Это тебе, - протянул он мне маленький фонарь. - Когда будешь засыпать без меня, включи его, и я тут же вспомню о тебе. Так мы постоянно сможем поддерживать этакую космическую связь через эту игрушку. А еще мы обязательно отметим Новый год вместе. С банальными свечками и с бутылкой шампанского...
Через две недели срок моей командировки подошел к концу. На этом закончился красивый роман. Я уехала в Москву. Он - в Кемерово. Новый год мы отмечали в разных компаниях.

Сколько денег может уйти на долги, наркотики и тусовки?

О, декаданс, случайные встречи,
Стол, преферанс, горящие свечи.
На патефоне играет пластинка,
Гойи сидят и слушают Стинга.
Плещется ром и-и-и кокаин
Желтыми пальцами в тонкие ноздри.
Вы предлагаете вместе уйти...

То, что звезды шоу-бизнеса купаются в деньгах, - очередной миф. У Вадика Самойлова была хроническая нехватка денежных средств. Стабильная зарплата - три тысячи долларов плюс гонорары с концертов (около 600 долларов) уходили на долги, наркотики и тусовки.
Что у рок-звезд такой величины нет денег, подтверждает и то, что никто из музыкантов “Агаты Кристи” за десять лет проживания в столице так и не смог приобрести собственной квартиры. Вадик Самойлов порой не мог позволить себе снимать даже однокомнатную квартиру на окраине города. Личный автомобиль был для музыкантов роскошью, а не средством передвижения. Второй солист группы, Глеб Самойлов, до сих пор передвигается по городу посредством московской подземки.
Однажды мне довелось познакомиться с первым директором рок-коллектива “Агата Кристи” Еленой Чистовой.
- На самом деле вся группа серьезно больна. Каждый из них пережил очень много. “Агата Кристи” - это настоящая семья, больная в первую очередь друг другом. Как-то Глеб сказал мне такую вещь: “Мы были одинокими людьми, мы одинокими и останемся”. Они постоянно пребывали в депрессии, которую каждый из них снимал алкоголем и наркотиками. Они не заметили той ситуации, когда внешние факторы стали управлять ими. Это трагедия всех провинциалов. Хотя я думала, они - не провинция. Пока ребята жили в Свердловске они были нормальными людьми. Как только они оказались в Москве, начались отношения со здешними продюсерами, появилась слава, тут же началась ломка. Они почувствовали, что столица у их ног, что они могут снять любую манекенщицу и вообще могут делать что хотят. Популярность - это всегда испытание. Они его не выдержали. Сорвались. Тогда появились наркотики, и Вадик расстался с женой Таней, которая много лет была его боевой преданной подругой. Он променял семью с ребенком на роман с девушкой, которая не стоила и мизинца Тани. Сейчас болезнь роста немного прошла, очень тяжело прошла, никто так тяжело из рок-н-ролльщиков не болел.
Кстати, Вадим Самойлов как никто другой считал себя суперзвездой. Однажды нас не пускали в один из закрытых ресторанов Москвы.
- Молодой человек, здесь вход только по клубным карточкам, - пытался объяснить охранник.
- Моя визитная карточка - мое лицо, - оскорбился Вадим.
- А вы кто? - удивился охранник.
После этих слов Вадик устроил такой скандал, что директор заведения вынужден был лично извиняться перед рок-звездой.
- Они еще пожалеют о случившемся инциденте, больше моей ноги здесь не будет, - говорил Самойлов.
Подобное отношение к окружающим проявлялось у него всегда. Любой отказ Вадим воспринимал “в штыки”. Он мог навсегда расстаться с человеком, если тот не одолжил ему денег (занимал он всегда не меньше 1000 долларов) или не пустил на ночлег.
Он часто ругался на журналистов, которые посещают презентации ради “халявного” фуршета. Сам же не пропускал ни одного подобного мероприятия. А уж если в клубе собирались его знакомые, редкий случай, когда Вадим расплачивался из собственного кошелька.
Первого марта в группе “Агата Кристи” от сердечного приступа скончался клавишник коллектива Александр Козлов.
- Я думал, что первым уйду я, - раздался в телефонной трубке знакомый прокуренный голос, и меня неприятно потрясла прозвучавшая в его интонациях... ревность, - это несправедливо, он был лучшим.
Потом я буду не раз удивляться, как Вадим легко ставил себя на одну доску с музыкантами, чья слава уже проверена временем. “Хочешь за меня замуж? - восклицал он. - Хочешь быть как Настя Башлачева, когда я тоже уйду в никуда?” Самойлов даже выбрал себе дату смерти - на следующий день после запланированного получения премии “Овация” он собирался покончить с собой и твердил мне об этом, трагически закатывая глаза, целый месяц.

“Клянусь, что больше никогда не сделаю тебе больно”

Я на тебе, как на войне,
А на войне, как на тебе,
Но я устал, окончен бой,
Беру портвейн, иду домой.
Окончен бой, зачах огонь,
И не осталось ничего...

Наши любовные отношения возобновлялись так же неожиданно, как и обрывались. У меня был день рождения. Вадик находился на гастролях в Питере. В семь утра в моей квартире раздался звонок. На пороге стоял молодой человек с огромным букетом роз. “Это от Вадима”, - сказал он.
Потом были пафосные рестораны, дорогие духи, дурацкие плюшевые игрушки, которые с трудом помещались в моей квартире, бесконечные признания в любви...
Однажды он приехал ко мне с букетом белых свадебных калл.
- Тогда, в поезде, я не мог позволить себе остаться с тобой, я сидел на... в общем, я не имел права обманывать тебя, - заявил он. - А теперь мне нужен человек, которому я смог бы доверять. Мне очень плохо сейчас... и одиноко... Я клянусь, что больше никогда не сделаю тебе больно.
Почему я поверила ему? Видимо, купилась на скупую мужскую слезу на его щеке. Тогда я еще не знала, что Вадик любит поплакать гораздо чаще любой девушки. И не всегда его слезы бывают искренними.
“Слушай, - заметил он через некоторое время, - а может, я поживу у тебя? Будем все время вместе, и квартиру отпадет необходимость снимать!” Через неделю он перевез свои вещи. Вместе с Самойловыми в мой дом приехал соответствующий колорит рок-музыканта - коллекция дисков зарубежного рока, домашний кинотеатр с огромными колонками, телефонные звонки с женскими голосами, немыслимое количество спиртного, постоянное отсутствие денег и депрессивное настроение.
- Давай отметим наш первый день по-особенному, - предложил Вадик и поставил фильм “Дорз”. - Проживем сегодняшнюю ночь по сценарию этого фильма.
Это были странные ощущения, которые не ограничились одной ночью. Все наше дальнейшее общение стало копией истории Джимми Моррисона. Вадик всегда мечтал походить на него.
- Я очень хочу умереть молодым, как Джим Моррисон, вероятно, мне даже ничего для этого делать не придется. Я чувствую, что мне осталось совсем немного... - постоянно твердил он.
Первый депрессивный срыв у лидера “Агаты Кристи” случился спустя неделю. Шел месяц реабилитации после длительного приема сильнодействующих наркотиков. Ежедневно Вадик потреблял десяток таблеток, запивая лекарство алкоголем. Но спиртные напитки не производили того эффекта, который обычно наступал после дозы белого порошка. Однажды, выпив пол-литра водки, Самойлов начал крушить мебель и кричать:
- Что ты молчишь? Или тебе нравится, что я вытворяю? Так знай, что я не люблю тебя! Разве ты не видишь, мне просто негде жить, поэтому я переехал к тебе. Я использовал тебя!
В тот день он уехал. Этой же ночью по телефону я услышала: “Привет, ты чего такая недовольная?”
- Разве ты не помнишь, что сказал мне перед уходом? - слыша его невозмутимый голос, я просто не могла поверить своим ушам!
- Да я вообще ничего не говорил, - в его голосе чувствовалось неподдельное удивление.
Я повторила его слова. После небольшой паузы он произнес дрогнувшим голосом:
- Я больной человек, у меня часто случаются срывы. Привыкай... И вообще, я специально так говорил, неужели ты не поняла? Я решил, что тебе без меня будет лучше, а если я уйду вот так, хлопнув дверью, и ты будешь думать, что я последняя сволочь, тебе будет легче забыть меня. Но я не рассчитал силу своей любви к тебе, я не могу без тебя жить!
“Черт его знает, - подумала я, еще не опустошенная его постоянным враньем, - вдруг это правда?” И простила.
Потом между нами сложились странные отношения. Вадик часто пропадал. Надолго. Он мог не приезжать, не звонить неделю. Порой директор “Агаты Кристи” обрывал мой телефон в поисках солиста за десять минут до начала очередного концерта. Обычно выступление группы откладывалось на полтора часа. Такая же ситуация складывалась и с гастролями. Из-за Вадима задерживали отправление самолета или поезда.
Однажды Вадик Самойлов готовил саундтрек к фильму Сергея Бодрова “Сестры”. Причем делал это в совершенно пустой квартире (хозяева переехали за город) и в полном одиночестве.
- Малыш, извини, заработался, - позвонил он спустя несколько дней. - У меня уже давно закончились сигареты. Привези, пожалуйста, что-нибудь выпить и поесть.
Когда я вошла в квартиру, Вадик сидел на полу за компьютером. Белые обои были забрызганы алой краской. “Уезжаем отсюда, надоело спать на полу и голодать”, - сказал он в тот день. Что он делал в этой квартире с обоями, я так и не узнала. Саундтрек вышел с большим опозданием.

“Ты готова? Давай умрем вместе!”

Убей меня, убей себя,
Ты не изменишь ничего:
У этой сказки нет конца,
Ты не изменишь ничего.

- Когда же я наконец сдохну, - так обычно начиналось утро рок-музыканта.
“У Вадика сильно подорвана психика. Несколько лет наркотического опьянения не прошли бесследно, - медленно, но верно “прозревала” я. - Он никогда не скрывает своих эмоций. Такое ощущение, что ему не хватает адреналина. Он ненормальный - все время говорит о смерти”.
Я до сих пор вспоминаю нашу поездку в подмосковный пансионат, где произошла очередная ссора. Я хлопнула дверью и выбежала на улицу.
- Задержите эту девушку, - кричал он охране пансионата из окна.
По дороге к автобусной остановке передо мной резко затормозила его черная “Ауди”.
- Никогда не делай так, я уже не мальчик, мне тяжело переживать подобные стрессы, - заорал Вадик и силой усадил меня в машину.
Мы тронулись. Он вдавил педаль газа в пол. Когда стрелка спидометра зашкалила за 150, Вадик резко нажал на тормоза. Машина улетела в кювет.
- Вот так я “отрывался” от гаишников, а в этом овраге прятался, - совершенно спокойно прокомментировал он свой поступок.
Он мог нестись по встречной полосе со скоростью 250 км в час и кричать: “Ну что, ты готова? Давай умрем вместе!”
Однажды мы слушали песню Вячеслава Бутусова “Одинокая птица”.
- Это про меня, - сказал Вадик.
“Одинокая птица, ты летаешь высоко...// И лишь безумец был способен так влюбиться...// За тобою вслед подняться,// И вместе с тобою разбиться...” - раздавалось из колонок.
- Докажем друг другу свою любовь? - он схватил меня за руку и потащил на балкон. - Давай прыгнем вместе.
Вадик встал на перила балкона. Я посмотрела вниз. Восьмой этаж. Перевела взгляд на Самойлова. Из комнаты доносилась уже другая музыка. “Я не люблю тебя, тебя я не люблю...” - слова новой песни “Агаты Кристи”. В тот момент что-то передернулось в моем сознании.
- Хочешь, прыгай один, я ухожу, - отрезала я.
Он молча слез с балкона и вздохнул: “Я так и знал, ты никогда не любила меня. Я был дорогой игрушкой в твоих руках”.
“А ведь он прав”, - как-то равнодушно подумала я. Боже мой, как же много времени и сил пришлось потратить на него, чтобы наконец понять, как бесполезно оно было убито. Убито придуманной любовью с известным человеком.
По инерции я еще надеялась, что все можно исправить. К тому же моя мама, которая редко восхищается моими молодыми людьми, была очарована Вадиком с первого взгляда.
- Сразу видно, взрослый, порядочный человек, - твердила она мне.
Однако скромность и порядочность этого человека сразу исчезали за пределами квартиры моих родителей.
Вадим Самойлов своим наигранным обаянием мог произвести благоприятное впечатление на любого встречного, а многие девушки прыгали к нему в постель, даже не задумываясь.
- У тебя хороший выбор, - делились со мной сотрудницы фирмы “Райс-Лис’с”, с которыми работала уральская рок-группа. - Вадик нравился всему нашему женскому коллективу, многие пытались закрутить с ним роман, но все ограничивалось постелью...
А он совершенно неожиданно, с подачи Кости Кинчева, увлекся религией. Будучи некрещеным, Вадик каждое утро стал посещать церковную службу, часами разговаривал со священниками, обложился религиозной литературой. А для меня с каждым днем его присутствие становилось все более невыносимым. В итоге мы пришли к единому выводу - пора расставаться.
- Можно я еще некоторое время поживу здесь, мне некуда уходить, у меня совсем нет денег, - плакался он.
Мы сидели на кухне. Пили дешевый портвейн.
- Ты ничего не поняла, я не знаю, чем тебе доказать, что у меня к тебе были искренние чувства, хочешь, я сожгу на себе рубашку, - начал Вадик.
- Мне все равно, - тогда я уже научилась равнодушно реагировать на подобные заявления.
Я не успела ахнуть, как на Вадике вспыхнул рукав дорогой шелковой рубашки. Самойлов начал сбивать пламя руками и получил несильные ожоги.
- Я вижу, тебе этого мало? - как спичка вспыхнул он, заметив мое равнодушие, и поднес зажигалку к волосам.
Добрая половина волос сгорела в считанные секунды.
- Не страшно тебе за меня? Не больно? - орал Вадик. Заключительным аккордом вечера стал выброшенный из окна компьютер.
На следующий день ближе к вечеру Вадик позвонил мне на сотовый:
- Ириш, я себя плохо чувствую, ты бы не могла два часа не приходить домой, пока я не приведу себя в порядок?
Женская интуиция в тот день меня подвела. Я была по уши загружена работой и легко ответила согласием на его просьбу. Почти сразу раздался еще один звонок:
- Я только что видела Самойлова, он заходил в твою квартиру с какой-то блондинкой, - отчеканила в трубку соседка.
Чтобы не заставлять людей метаться по квартире в чем мама родила, я позвонила снизу с домофона.
- Вадик, я знаю, что с тобой женщина. Вам обоим лучше уйти.
- Ты ничего не понимаешь, - все-таки он был смущен, - это же просто моя одноклассница! Она приехала из моего родного города, мы столько лет не виделись!
Дальше все происходило, как в дешевом кино. “Одноклассница”, которая максимум ходила в детский сад, когда Вадик уже заканчивал школу, с дрожью в голосе спросила: “Где здесь ходят электрички?”
- Вам до Свердловска? - вежливо поинтересовалась я.
“Я ее на путь истинный наставлял, посмотри, какие у нее печальные глаза, она не может порвать с наркотиками”, - оправдывался Самойлов.
На следующий день он опять приволок мне корзину цветов...
Минувшей осенью мы наконец-таки расстались. На этот раз навсегда. Он ушел и не оставил после себя ничего - ни совместных фотографий, ни цветов, ни приятных воспоминаний. А на днях в почтовом ящике я обнаружила уведомление на двадцать семь тысяч рублей, которые Вадим Самойлов проговорил по телефону во время моего отсутствия...
Недавно в одной из столичных газет я наткнулась на заголовок: “Вадим Самойлов меняет блондинок”. Материал заканчивался словами: “Одна из недавних подружек Вадима, пообщавшись с ним, была вынуждена обратиться за помощью к психиатру и сейчас проходит курс лечения в одной из специализированных клиник”.
Это не про меня.

Вадим Рудольфович Самойлов - популярный российский музыкант. Прославился в составе рок-группы "Агата Кристи" вместе с младшим братом Глебом Самойловым. В данный момент начал сольную карьеру.

Биография музыканта

Вадим Рудольфович Самойлов появился на свет на второй родине российского рока (после Санкт-Петербурга) - в Свердловске. Вскоре его родители перебрались в райцентр.

Отец трудился инженером, а мать врачом. В 7 лет Вадима отдали в музыкальную школу, тогда он еще не знал, что это увлечение на всю жизнь.

После школы, по настоянию родителей, получил высшее образование в Уральском политехническом институте. Вадим Рудольфович Самойлов окончил факультет радиотехники. Имеет диплом по специальности "Конструирование и производство аппаратуры".

Участвовал в студенческих строительных отрядах. Там начал активно выступать на конкурсах самодеятельной песни. Вообще, в студенческие годы вел активную общественную жизнь - играл в КВН. Провел оба сезона за команду Уральского политеха в возрожденном КВН. На сцене Клуба веселых и находчивых пел песни.

В 1987 году, после окончания вуза, получил профессиональную квалификацию конструктора-технолога радиоаппаратуры.

Основание группы "Агата Кристи"

В середине 80-х Вадим Рудольфович Самойлов был одним из основателей музыкального коллектива "Агата Кристи" в Свердловске. Вместе с гитаристом и барабанщиком Петром Маем и композитором и клавишником Александром Козловым. Первое название коллектива было ВИА "РТФ УПИ".

Вадим стал единственным членом группы, который играл в ней на протяжении всего времени ее существования. Вплоть до самого развала в 2010 году. Вадим Рудольфович Самойлов, биография которого тесно связана с этим коллективом, выполнял функции вокалиста, гитариста, автора песен и продюсера, аранжировщика.

Среди знаменитых композиций Самойлова песни "Никогда" и "Черная луна". С 1990 года (после выхода альбома "Декаданс") Вадим Самойлов берет на себя большую часть функций продюсера и директора группы. При этом отдаляется от творческого процесса. Роль основного автора слов и музыки переходит к Глебу Самойлову, который младше его на 6 лет.

Работа вне группы

Несмотря на большую занятость, Вадим Рудольфович Самойлов, фото которого в 90-х регулярно попадает на обложки музыкальных журналов, задействован и с другими музыкантами.

В 1992 году он помогает Насте Полевой записывать альбом "Невеста", выступая в роли гитариста, звукорежиссера и клавишника.

В 1994 году участвует в записи студийного альбома "Титаник" с группой "Наутилус Помпилиус". В 1997 году с этим же коллективом записывает пластинку "Атлантида".

В конце 90-х - начале 2000-х в качестве продюсера раскручивает несколько перспективных музыкальных проектов. Самые успешные - группы "Смысловые галлюцинации" и "Чичерина".

Сотрудничает с Записывает с ними трибьют к песне "Невидим", а через год целый альбом - "Тень вампира". С коллективом "Наутилус Помпилиус" отправляется даже на один из фестивалей "Нашествие".

Уже после расставания с "Агатой Кристи" продолжил сотрудничество с "Пикником". Съездил с группой на гастроли в юбилейный тур, посвященный 30-летию коллектива.

Попробовал себя и в качестве композитора кинофильмов. Его музыку можно услышать в драме Алексея Балабанова "Мне не больно".

После распада "Агаты Кристи"

Распадается в 2010 году. Конец коллектива сами братья Самойловы объяснили тем, что со временем стали совершенно разными людьми, с диаметрально противоположными жизненными ценностями и вкусами. Поэтому находить общий язык в рамках одного проекта им становилось все сложнее.

Последним, десятым альбомом коллектива стала пластинка "Эпилог". После этого Вадим Рудольфович Самойлов (национальность - русский) начал сольную карьеру. Первые результаты он представил только через три года в родном городе, выступив на празднике с новым проектом.

В течение 2013-2014 гг. он демонстрировал кусочки этой программы на нескольких концертных площадках.

При этом Самойлов продолжил работу над своими старыми песнями. В конце 2016 года он представил в социальной сети "ВКонтакте" неизданные версии старых треков под названием "Черновики для "Агаты".

Новый альбом

В 2017 году Вадим Самойлов представил сингл со своего нового альбома под названием "Другие". Он стал доступен практически на всех популярных электронных площадках.

Стоит отметить, что песня "Другие" была написана еще в годы работы над альбомом "Эпилог" в составе "Агаты Кристи", однако в окончательную версию альбома не попала.

Когда появится первый сольный альбом Вадима Самойлова, до сих пор неизвестно. Поклонники уже давно в нетерпении.

Жизнь вне сцены

Вадим Рудольфович Самойлов, личная жизнь которого всегда интересовала его поклонникам, был дважды женат. От первого брака у него осталась дочь Яна.

С середины 2000 годов занимает активную общественную и гражданскую позицию. В 2006 году он создал благотворительный проект под названием "Герой нашего времени". Его целью была поддержка молодых и начинающих музыкантов. Через год известный рок-музыкант вошел в состав федеральной Общественной палаты. В этом органе заведует борьбой с пиратством, которое открыто называет воровством.

В 2010 году вместе с другими известными музыкантами и деятелями культуры встречался с президентом России Дмитрием Медведевым. В ходе общения Самойлов вместе с Макаревичем, лидером группы "Машина времени", исполнил песню "За тех, кто в море". Последствия этого общения затем много обсуждались. В частности, осуждалось решение не приглашать Юрия Шевчука. Лидер группы ДДТ, по словам Самойлова, который был одним из организаторов встречи, занимает слишком подростковую и нонконформистскую позицию.

В 2012 году был официально зарегистрирован накануне выборов президента России как доверенное лицо Владимира Путина, который на тот момент занимал пост премьер-министра.

В 2015 году Самойлов побывал с концертами в непризнанной Луганской народной республике. И даже был награжден главой областного центра на Дне города за активную жизненную позицию и вносимый вклад в становление молодого государства.

С 2017 года Самойлов является одним из членов Российского музыкального союза. Причем входит в состав правления этой организации.

12 декабря в Петербурге пройдет концерт основателя и экс-участника легендарной группы «Агата Кристи» Вадима Самойлова . Музыкант обещает, что не разочарует поклонников: в почти трехчасовом шоу прозвучат все главные хиты «Агаты Кристи», новые композиции Самойлова-старшего и песни, которые редко исполнялись на предыдущих концертах. «Это будет путешествие по глубинам и высотам человеческой души, - рассказывает Вадим. - Мы опустимся на самое дно, а потом поднимемся наверх!».

«Нам с братом было тесно в одной группе»

Яна Хватова, сайт: - Вадим, песни «Агаты Кристи» в вашем сольном исполнении звучат несколько иначе: из них ушла депрессивность, появилось больше тепла. Расскажите, в чем причина таких изменений?

Вадим Самойлов: - Во-первых, произошло мое взросление. Во-вторых, была большая пауза между тем, как «Агата Кристи» прекратила существование, и тем, как я начал сольно исполнять репертуар группы. Прошло почти 5 лет! Это было время переосмыслить себя и по-другому посмотреть на то, что происходило - с высоты прожитого. Наверно, я поменялся. Мне хочется не проживать песню в качестве главного героя, а давать свое восприятие. Считаю, что депрессия в творчестве «Агаты Кристи», бесспорно, была, но был еще и сарказм, и юмор: он был немного циничный, а сейчас в этом юморе появилось больше улыбки и такого безусловного приятия. Люди - сложные существа, и в каждом есть порок. Про эти пороки мы и пели.

- Можно ли сказать, что ваше взросление и привело к распаду группы?

На концерте в Петербурге Вадим исполнит хиты и новые песни. Фото: Из личного архива

Да, совершенно верно! Лучше будет сказать - даже не к распаду, а к закономерному завершению. Мне уже давно было понятно, что мы с Глебом рано или поздно разойдемся, и у нас будут два разных проекта. Особенно это стало очевидно после смерти Саши Козлова (сооснователь и клавишник «Агаты Кристи», скончался в 2001 году - прим.авт.). Вместе мы еще как-то балансировали, а, когда нас осталось двое, наши личные мировоззрения - мое и Глеба - начали требовать выхода. Поэтому в наших сегодняшних песнях уже меньше фантазийного лирического героя из книжки, а больше личного посыла и от него, и от меня.

Поскольку мы с братом очень разные люди, нам было тесно в одной группе. В 2008 году мы договорились записать прощальный альбом, сделать прощальный тур и разойтись. Не было какого-то конкретного повода, скандала, ругани, из-за которой мы расстались. Это было взрослое решение взрослых людей.

Я продолжаю любить Глеба, потому что он мой младший брат. Если ему понадобится рука помощи, он прекрасно знает, что получит ее, как это бывало много раз.

Скандалы начались уже после «Ностальгических концертов» (Глеб Самойлов через суд пытался запретить брату исполнение песен «Агаты Кристи» - прим.авт.). Я отношусь к этому философски. То, что просачивается в прессу, это только верхушка айсберга, часть наших больших и сложных взаимоотношений с братом. Резюмируя, могу сказать: я очень жалею, что мы расстаемся с таким скверным шумом. И, конечно, настоящая правда наших отношений - только между мной и Глебом. Это наше личное пространство, и я бы не хотел никого туда впускать. Сожалею, что иногда со стороны Глеба звучат какие-то лишние вещи. Ну, так тому и быть, ничего страшного.

Я не вижу поводов для того, чтобы мы когда-нибудь сошлись. Мне комфортно одному, нравится искать что-то новое. Но, несмотря на то, что я категорически не принимаю тот образ жизни, который сейчас ведет Глеб, то, как он мыслит, тем не менее, я уважаю его за то, что он живет, как хочет, не подстраивается под действительность. Бесспорно, хоть и на дистанции, я продолжаю его любить, потому что он мой младший брат. Если Глебу понадобится рука помощи, он прекрасно знает, что получит ее, как это бывало много раз.

- Вы следите за творчеством Глеба?

В свое время, при подготовке к «Ностальгическим концертам», я изучил творчество «The Matrixx»: в какой-то момент у нас была идея сделать общий концерт, чтобы и Глеб, и я показали свои новые песни. Тогда я понял, что это все будет слишком экстравагантно для концерта, куда придут поклонники «Агаты Кристи». Поэтому мы эту идею отменили - но с творчеством Глеба я ознакомился. Собственно говоря, Глеб по-прежнему остается талантливым автором, хотя это и не совсем мое. Есть любители такой музыки, и слава Богу! Я ему желаю успехов.

В передних рядах - молодежь

- А на ваши концерты приходят поклонники «Агаты Кристи» или среди них есть и новые лица?

Конечно, «Агата Кристи» - объединяющий элемент для тех, кто в зале и на сцене. Я очень рад, что среди поклонников постоянно появляется молодежь. На концерты приходит три поколения людей: это мои сверстники и даже немного постарше - те, кто слушает русский рок с конца 80-х, это также поколение 90-х - периода, когда «Агата Кристи» была бешено популярной, и молодые люди. В передних рядах всегда тинейджеры, молодежь, и это согревает, вдохновляет.

Каждый концерт Самойлова - яркое и необычное шоу. Фото: Из личного архива

Вы в свою очередь не отстаете от молодежи в том, что ведете странички во всех социальных сетях. Наверняка вам часто пишут поклонники. Всем отвечаете?

Я не особо социальный человек, но я понимаю, что надо - надо общаться с людьми. Соцсети - это своего рода рупор, через который можно озвучить свою точку зрения по тому или иному вопросу, и это очень здорово. Когда я достиг пика конфликта с братом, в соцсетях мне прислали много вопросов, и надо было на них отвечать. Тогда я активно пользовался соцсетями, потому что у меня был повод. Сейчас - периодически что-то такое случается, могу с кем-то пообщаться.

- Вы очень много гастролируете. Остается ли время на семью?

Мы стараемся так планировать график гастролей, чтобы оставалось время на семью. Например, если неделю гастролируем - следующую неделю проведем в Москве. Такая у нас, артистов, работа! Моя дочка Яна знала «Агату Кристи» с детства, и эти песни до сих пор ей нравятся. Конечно, приятно, когда есть такое понимание и согласие.

Для Петербурга - самое лучшее

- В 2006 году вы создали благотворительный музыкальный проект «Герой нашего времени». Развивается ли он сейчас?

Я поддерживаю связь с музыкантами, которые могут прислать мне что-то послушать, а я делюсь своими впечатлениями. Некоторые из них по дружбе могут записаться на нашей студии. Систематически, как это было в 2006 году, я этим не занимаюсь: мне пока некогда. В первую очередь я должен закончить все свои творческие обновления. После этого у меня найдется место и в душе, и в пространстве, чтобы вернуться к этой деятельности. Моя сфера интереса - молодая музыка, молодые музыканты. Мне очень любопытно, какой будет новая волна русского рока. Если я в будущем смогу чем-то помочь этим ребятам, буду рад!

- Кого-то из современных молодых музыкантов могли бы отметить?

Из того, что прозвучало по-новому, мне понравился коллектив «Самое большое простое число» (СБПЧ). Они необычные, работают в сплаве жанров. Я люблю все необычное, и на меня эти ребята произвели большое впечатление. С классическим поп-роком все понятно, с рэпом тоже, а здесь такой необычный вариант, когда всего понемножку - и электроника, и читка, все тонко и психоделично. Но я не хочу сказать, что они лучше всех остальных - просто мне они понравились тем, что нашли новую стезю.

Самойлов-старший признается, что находится в процессе переосмысления самого себя. Фото: Из личного архива

В одном из интервью вы говорили, что не представляете свои концерты без шоу. А какое шоу вы приготовили для Петербурга?

Это будет шикарная программа почти на три часа. Для Петербурга я приготовил специальное шоу, где решил добавить глубины порока, чтобы не уходить в совсем светлое выступление. Мой концерт будет путешествием длительностью в 30 лет - начиная с 1986 года, с самых первых записей, еще которые мы с Сашей Козловым делали даже до Глеба, и заканчивая моими новыми композициями, включая песню, написанную как раз на музыку Александра Козлова. Я добавил в концерт такие песни, которые мы очень редко исполняли в «Агате Кристи». Например, композиция «Его там не было». Это песня о поисках Бога и внутренних конфликтах человека на этом пути. Или, например, песня «Джиги Дзаги».

Концерт в Петербурге будет путешествием по глубинам и высотам человеческой души. Мы опустимся на самое дно, чтобы исследовать самые порочные вещи, а потом поднимемся наверх, прыгая по личному и светлому и утверждая его.

Мы провели большой тур по центральной России и возили с собой все оборудование, чтобы к концерту в Санкт-Петербурге наше шоу приобрело окончательные очертания, которые нам не удалось даже в Москве показать. Петербург у нас самый рок-н-ролльный город, и мы для него приготовили самое сладенькое!

Вадим Самойлов продолжает исполнять песни "Агаты Кристи", но много занимается и собственным творчеством. Фото: