Татьяна Огаркова
Программа кружка «Страна красивой речи» с детьми подготовительной к школе группы
Пояснительная записка.
Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в детском саду . Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Владение навыками связной речи позволяет ребенку вступать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность получить необходимую ему информацию, а также передать накопленные знания и впечатления об окружающем .
Обучение детей рассказыванию может проводиться в разной форме : составление рассказов-описаний по теме, по картине, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему» , «Закончи предложение» и т. д.
Рассказывая по игрушкам, дети учатся отбирать предметно - логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умение выстраивать композицию , связывать части в единый текст, изобразительно пользоваться языковыми средствами.
Широкое использование игрушек на занятиях по развитию связной речи с детьми будет способствовать более эффективному формированию у них полноценных высказываний.
Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний. Любое художественное произведение постигается двумя путями. Первый – путь переживания, эмоционального проникновения в его суть. Второй – мыслительный анализ прочитанного, выделение идей, событий.
Особое место в жизни ребенка занимает сказка, где соседствует добро и зло, верность и предательство, дружба и вражда. Разыгрывая сказку, дети как бы проживают её, принимая на себя определенную роль. Дети выражают свое эмоциональное отношение к героям сказок голосом, мимикой, посредством движений. Иными словами, как бы эмоционально проживают её. Однако подлинное проникновение в литературное произведение включает в себя и анализ основных событий, понимание связи между ними – задача не простая для маленького ребенка. Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
Цель : Формирование связной речи детей дошкольного возраста через составления описательных рассказов.
Задачи :
Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.
Учить детей давать описание внешнего вида игрушки, предмета, друг друга, себя;
Учить связно и последовательно рассказывать сказку без вопросов воспитателя, выразительно пересказывать текст;
Учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ по картине : рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине; придумывать продолжение сюжета, название картины;
Учить детей придумывать сказку по вопросам воспитателя, по плану воспитателя;
Придумывать свое окончание знакомой сказки;
Развивать у детей фантазию.
Сформировать навыки описательной речи ;
Учить составлять рассказ из личного опыта;
Расширять представление об окружающем мире , явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.
Формировать приемы пересказа литературных произведений;
Познакомить с рассказыванием по картине и рассказыванием по серии сюжетных картин;
Развивать составление описательных рассказов об игрушках.
Принципы создания программы :
1. Доступность.
2. Систематичность и последовательность.
3. Нагляность.
Методы и приёмы :
Наглядные (показ, рассматривание предмета, картинки, игрушки и т. д.) ;
Практических (игры-драматизации, настольные инсценировки, дидактические игры, игры-занятия)
Словесные (которые связаны с художественным словом, метод рассказа воспитателя и метод беседы)
Форма работы
Данная программа разработана на 1 год обучения детей 5-7 лет. Занятие проводится один раз в неделю, во вторую половину дня по 30 минут.
Материал и оборудование :
Дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки) ;
Сюжетные (образные) :куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт;
Готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием : стадо, зоопарк, птичий двор;
Сюжетные и предметные картинки.
Календарно-тематическое планирование
Месяц Тема Раздел Задачи
Сентябрь
1. Наши игрушки. Составление описательных рассказов об игрушках.
2. Как я провел лето. Составление рассказа по плану воспитателя.
3. «Берёзовая роща» . И. Левитана. Рассматривание и рассказывание по картине.
4. Много у бабушки с нами хлопот. Составление рассказа из опыта.
1. И. Левитана «Золотая осень» . Рассматривание и рассказывание по картине.
2. Семья. Составление рассказов из личного опыта.
3. В. Чаплина «Лес осенью» .Пересказ рассказа.
4.«Дары природы» .Составление рассказа на заданную тему.
1. «Ежик» Рассказывание по картине.
2. «Овощи и фрукты в магазине» . Ролевая игра.
3. «Лиса и рак» .Пересказ сказки.
4. «Маша обедает» С. Капутикян. Рассказывание на тему стихотворения.
1. «Игры зимой» .Составление рассказа из личного опыта.
2. Е. Чарушина «Лисята» Пересказ рассказа.
3.«Приключения снежного колобка» .Придумывание сказки.
4.«Новый год»
1. «Новый год» . Рассказывание из личного опыта.
2. Дикие птицы. Составление рассказа описания по плану воспитателя.
3. Поговорим с игрушками. Составление рассказ по набору игрушек.
4. Зимние забавы. Составление рассказа по картине.
1. Мой любимец. Рассказывание из личного опыта.
2. Военная техника. Составление рассказа по набору игрушек.
4. И. Шишкина «Зима» .Рассматривание и рассказывание по картине.
1. Букеты для мамы. Составление описательного рассказа.
2.«Здравствуй, мамочка моя!» Составление рассказа из личного опыта.
3.«Лошадь с жеребенком» .Рассказывание по картине.
4. Ранняя весна. Составление рассказа из личного опыта.
1. Угадай, кто это?Составление описательного рассказа о себе.
2. «День космонавтики» .Составление рассказа по сюжетной картинке.
3. «Два жадных медвежонка» .Придумывание нового конца сказки.
4.«Строим дом» . Рассказывание по картине.
1.«Перелётные птицы» . Рассказывание по сюжетная картинке.
2. Как трудятся мои родители. Составление рассказа из личного опыта.
3.«Колосок» .Пересказ украинской народной сказки.
4.«Весна» .Составление творческого рассказа о весне.
МБДОУ Детский садПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА
«ГОВОРУШКИ»
СРЕДНЯЯ ГРУППА № 4
«Ягодка»
Руководитель кружка:
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка.
Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Удовлетворять потребность детей в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач.
Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.
Задачи:
Развивать умение говорить и слушать;
Развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
Обогащать активный и пассивный словарь;
Развивать звуковую культуру речи детей;
Развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.
Развивать артикуляционный аппарат;
Совершенствовать интонационную выразительность речи;
Способствовать развитию графических навыков,
Формировать навыки самоконтроля и самооценки,
Развивать мелкую моторику;
Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Пути и методы реализации:
1.Правильный образец педагога.
2.Пальчиковая гимнастика, словесные подвижные игры, считалки, потешки.
3. Рисование пальцем, кистью, мелом, карандашом.
4. Выкладывание ритмических рисунков (семена, крупа, палочки и т.д.) по образцу и на слух.
5. Показ слов, стихов, сказок, загадок руками.
6. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.
7. Правильный подбор мебели, освещения.
8. Гимнастика для глаз.
9. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).
10. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.
Список детей:
Табель посещаемости
2014 / 2015 уч. год СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ МАРТ АПРЕЛЬ МАЙ
Ф.И.РЕБЁНКА | ||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРИСУТСТВУЕТ: | ||||||||||||||||||||||||||||||||
ОТСУТСТВУЕТ: |
Время проведения кружка: среда 16-00
Перспективный план работы кружка «Говорушки»
Сентябрь.
Занятие | Цель | Методические приемы |
|
Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких отрывистых линий. | Учить понимать и употреблять термин "слово". Познакомить с многообразием слов. Закрепить навыки правильного произношения звуков в словах. Учить рисовать короткие отрывистые линии. Формировать интерес к речевой деятельности. | Игровое упражнение "Обведи правильно" Физкультминутка. Игра с мячом " Моделирование. Игровое упражнение "Дорисуй картинку" |
|
Заучивание стихотворения О.Г. Зыкова. | Учить детей запоминать стихотворение, понимать его содержание, развивать память, мышление, речь. | Беседа с детьми об осени. Отметить, что изменилось в природе |
Октябрь.
Занятие | Цель | Методические приемы |
|
«У Лариски - две редиски» | Пальчиковая игра «У Лариски - две редиски» Игра с палочками «Домик» (квадрат, треугольник) |
||
Составление рассказа «Моя комната» | Учить детей при составлении рассказа связывать предложения между собой по смыслу. Развивать творческое воображение. Предложить детям, отметить, что больше им нравится в своей комнате. После составления рассказа зарисовать свою комнату. | ||
Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжностью слов (длинные, короткие) | Учить отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Продолжать знакомить с моделированием. Формировать интерес к речевой деятельности, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Игра " загадки-отгадки" Физкультминутка. Игра "Встреча друзей" Игра " Какие бывают слова". Рисование " Иголки" |
|
«Овощи» Заучивание стихотворения Н. Кончаловской. | Закрепить знания об овощах. Развивать умение находить в запутанных словах, правильное слово. Развивать интонационную выразительность речи. |
Ноябрь.
Занятие | Цель | Методические приемы |
|
Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо; рисование солнышка. | Продолжать знакомить со звучащим словом. Упражнять в различении близких по звучанию слов. Учить сравнивать слова по звучанию. Учить рисовать округлые и прямые линии. Формировать интерес к речевой деятельности. | Игровое упражнение "Кто в домике живет" Физкультминутка "Зарядка" Игра "Подскажи словечко" Игровое упражнение "Соедини правильно" Рисование "солнышко". |
|
Вечер загадок. | Продолжать учить детей отгадывать загадки по описанию, логически мыслить; создать праздничную атмосферу, поднять настроение детям. | Материал: предметы на подносе, иголка, ежик, елка, картофелина, лось, гусь, велосипед - игрушечный, подосиновик (возможна замена картинками). |
|
Знакомство с многообразием слов, игра "Подскажи словечко", нахождение несоответствий в рисунках | Знакомить с протяжностью слов. Учить внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Учить находить несоответствие в рисунке. | Игровое упражнение "Соедини правильно" Игра "Подскажи словечко" Физкультминутке "Встреча друзей" Игровое упражнение "Найди ошибку художника" |
|
Заучивание стихотворения Н. Саконской. | Предложить детям спеть стихотворение, подобрать нужную интонацию. Развивать внимание, музыкальный слух, интонационную выразительность речи. Учить высказывать свое мнение объяснять, почему именно я эту мелодию выбрала для этого стихотворения. | Вопросы: А как бы вы поступили? Почему? Откуда берется ягодка? Какого цвета цветок земляники? |
Декабрь.
Занятие | Цель | Методические приемы |
|
«Невероятные истории» | Предложить детям сочинить какую-нибудь интересную историю из личного опта. Развивать связную речь, мышление, фантазию, воображение. Воспитывать желание делиться своим историями. Учить давать характеристику интересным историям. | Рассказы записываются, оформляются рисунками детей |
|
«Снежок» | Работа над темпом и ритмом речи. | Пальчиковая игра «Снежок» Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги) |
|
Звук "Ш" (песенка "ветра"), рисование шариков, заучивание потешки. | Учить интонационно выделять твердый согласный звук "Ш" в словах. Учить четко и ясно произносить звуки. Учить выразительно читать потешку, пользуясь естественными логическими паузами. Формировать интерес к речевой деятельности | Игра " Подскажи словечко" Игровое упражнение "будь внимательным" Физкультминутка "Шарик" Рисование "Шарики" Заучивание потешки. |
|
Дидактическая игра «Проведи дорожку» | Учить детей составлять предложения связанные между собой по смыслу. Побеседовать о семье. Воспитывать желание играть дружно. |
Январь.
Занятие | Цель | Методические приемы |
|
Звук "Ж" (песенка жука), рисование желудей, заучивание стихотворения И. Солдатенко | Учить интонационно выделять звук "ж" в словах. Закреплять умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов. Развивать внимание, наглядно-образное. Формировать интерес к речевой деятельности. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Игра " загадки и отгадки" Игровое упражнение "раздели правильно" Игровое упражнение " Будь внимательным" Физкультминутка " Жуки" Рисование "Желуди" |
|
Звуки "Ш-Ж", рисование дорожек, повторение стихотворений. | Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки "Ш-Ж" в словах. Продолжать знакомить с термином "звук". Развивать поэтический слух. Формировать избирательность зрительного восприятия, интерес к речевой деятельности. Развивать графические навыки. | Игровое упражнение "Помоги животным найти свой вагон" Игра "Подскажи словечко" Физкультминутка Игровое упражнение "Соедини правильно", "Повторяем стихи" |
|
«Мои любимые животные» | Работа над темпом и ритмом речи. | Пальчиковая игра «У оленя» Рисование «Мои любимые животные». |
Февраль.
Занятие | Цель | Методические приемы |
|
Драматизация сказки «Колобок» | Продолжать учить детей распределять роли между собой, вживаться в образы сказочных героев, использовать разную интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и уважение к художественному творчеству. | ||
Составление рассказа о зиме. | Упражнять детей в составлении рассказов из личного опыта. Развивать воображение, мышление, связную речь. | Рассказы записываются, оформляются рисунками детей |
|
«Весёлый Снеговик» | Работа над темпом и ритмом речи. | Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки» Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги). |
|
Звук "Ц", рисование огурцов, заучивание стихотворение Г. Сапгира. | Учить различать и произносить твердый согласный звук "Ц" в словах и фразовой речи. Учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по тексту, развивать связную речь, формировать интерес к речевой деятельности. | Чтение рассказа А. Максакова " Цыпленок Цып" Игра " Закончи предложение" Физкультминутка "Игровое упражнение "Цапля" Рисование " Огурцы". |
Март.
Занятие | Цель | Методические приемы |
|
Заучивание чистоговорки. | Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи. | ||
«Мимоза для мамы» | Работа над темпом и ритмом речи. Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка. | Пальчиковая игра «Цветочек» Рисование «Мимоза для мамы» |
|
Дидактическая игра «Огород» | Учить активно сопровождать свою деятельность речью, развивать внимание. | Импровизация (собираем овощи в корзины). |
|
«Дружба» | Работа над темпом и ритмом речи. | Пальчиковая игра «Дружба» Игра «Шоферы» |
Апрель.
Занятие | Цель | Методические приемы |
|
Звуки «Л-ЛЬ», рисование неваляшки, заучивание стихотворения Е. Александровой | Учить различать твердые и мягкие согласные звуки. Учить называть первый звук в словах. Развивать активную речь детей, отвечать на вопросы строками из стихотворения, передавать свое отношение к окружающему. Развивать графические навыки. | Рисование " Неваляшка" Игра "Подскажи словечко" Физкультминутка. "Мы немножко рисовали" Игровое упражнение "Раздели правильно" Заучивание стихотворения |
|
Заучивание стихотворения А. Кочергиной | Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание. Воспитывать интерес к художественному слову. | ||
Звуки "М МЬ", рисование мишки, заучивание стихотворения Т. Шорыгиной. | Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками "М-МЬ". Учить интонационному выделению твердых и мягких звуков в словах. Учить называть первый звук в слове. Учить отгадывать загадки, развивать графические навыки. | Заучивание стихотворения Рисование "Мишка" Физкультминутка Игровое упражнение "Раскрась правильно" |
|
Чтение сказки С. Маршака «Красная шапочка» | Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, пересказывать ее содержание, различать положительных и отрицательных героев. Развивать умение понимать содержание сказки, сопереживать героям сказки. Продолжать работу по формированию интереса книге. |
Май.
Занятие | Цель | Методические приемы |
|
Составление необыкновенной, интересной истории о лесных жителях весной. | Учить использовать в речи наиболее потребительские прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Развивать связную речь, воображение, фантазию. Активизировать словарь детей. | Использование картинок с дикими животными для составления рассказа. |
|
Звуки "г-к", закрашивание предметов, заучивание стихотворения Т. Шорыгиной. | Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки "Г-К". Продолжать учить называть первый звук в словах. Способствовать развитию графических навыков. Развивать активную речь. Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждено РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА Руководитель: воспитатель первой 2014-2015 уч. г. Расписание работы кружка: Актуальность Список детей, посещающих кружок «Словотворчество» Перспективный план программы кружка: Календарно- тематическое планирование занятий кружка 5. 8. 9. 10. Дикие звери. Активизация предметного, глагольного словаря, словаря признаков, наречий. 1.Место обитания. Логово, нора, берлога, дупло. 2.Части тела. Туловище, голова, копыта, рога, морда, хвост, уши. Переваливается, скачет, бежит, прыгает, догоняет. охотится. Белка прыгает (как?)-ловко, стремительно, быстро, резко. 1.Прилагательные, характеризующие внешний вид. Бурый, белый, мохнатый, гималайский. Рыжая, черно-бурая, пушистая, остромордая. 2.Прилагательные, характеризующие повадки. Сильный, трусливый, хитрая, коварная, хищная. Грамматический строй: Образование сущ. ед. и мн. числа. Род. п.В лесу много медведей и медвежат, волков и волчат, лосей и лосят, кабанов, зайцев, лис и лисят и т.п.. Тв.п. Наблюдают за белкой (белками). Предл. п. Расскажу о зайце и зайчатах. Согласование числит. с существительными Один медвежонок, ежонок, два медвежонка, ежонка, пять медвежат, ежат. У медведя мех длинный, а у лисы еще длиннее. Образование прилагательных. Длинноногий, короткохвостый, быстроногий. Морда- волчья, лисья, заячья, медвежья. 11. 16. Дом и его части. Активизация предметного, глагольного словаря, словаря признаков, наречий. Части дома: балкон, окно, лифт, лест¬ница. Объяснять их назначение. 17. Мебель. Активизация предметного, глагольного словаря, словаря признаков, наречий. 1.Профессии. Лесоруб, пильщик, столяр, полировщик, сборщик, краснодеревщик. 19. Транспорт. Активизация предметного, глагольного словаря, словаря признаков, наречий: Составные чести машины: в кабине руль, педали, рычаг передач..Профессии: пилт, стюардесса, механик, водитель, контролер, капитан, радист.. Плыть, ехать, взлетать, заводить, заправлять, чинить, ремонтировать. В путешествии удобно, быстро, просторно, уютно.. Согласование числит. с существительными: 1 катер, два катера, пять катеров… Образование однокоренных слов полет- лететь, летчик, взлетная полоса. Образование с помощью приставок: переплыть, заплыть, выплыть, от-, под- Поездом медленнее, самолетом быстрее. 20. Посуда. Активизация предметного, глагольного словаря, словаря признаков, наречий: 24. День защитника отечества Активизация предметного, глагольного словаря, словаря признаков, наречий: Отечество, Родина, армия, войска. Моряки: матросы, капитаны, радисты, штурманы. Летчики: пилоты, штурманы, радисты. Стрелять, защищать, стрелять, заряжать. 25. 27. День космонавтики. Активизация предметного, глагольного словаря, словаря признаков, наречий. Рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники; рассказать о первом космонавте - Ю.Гагарине; объяснить значение слов: взлет, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем. Подобрать родственные слова к слову космос (космический, космонавт). 32. Растения. Наглядно – дидактическое пособие 33. Хлеб. Активизация предметного, глагольного словаря, словаря признаков, наречий.Рассказать детям о том, какое значение имеет хлеб, что хлеб надо беречь; как много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб; объяснить значение слов: выращивать, пахать, сеять, молотить, косить, убирать, жать, молоть, печь; рассмотреть хлебобулочные изделия, обратить внимание на вкус, запах, рассказать, из чего пекут хлеб; объяснить детям выражение «Хлеб - всему голова». Ответить на вопросы (игра «Откуда хлеб пришел»). Откуда хлеб пришел? - Из магазина. А в магазин как попал? - Из пекарни. Что делают в пекарне? - Пекут хлеб. Из чего? - Из муки. Из чего мука? - Из зерна. Откуда зерно? - Из колоса. Откуда колос? - Вырос в поле. Подобрать родственные слова к слову хлеб. Хлебница, хлебный, хлебушек, хлебороб. Подобрать признаки (игра «Какой? Какая?»): хлеб (какой?) - ..., булка (какая?) - .... Литература: Государственное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа 5 города Сызрани структурное подразделение реализующее программы дошкольного образования «Детский сад» №29
Актуальность тематики обусловлена тем, что полноценное овладение родным языком является основополагающим фактором формирования личности ребенка и представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания. Функции речи – многообразны, интеграционны. Обучение родному языку в детском саду осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, по обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Речь используется для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам и переживаниям, для взаимопонимания, воздействия на поведение, мысли и чувства партнера, для организации собственной деятельности, координирования действий своих и товарищей по игре. Речь служит важным источником знаний об окружающем, средством фиксации представлений о природе, мире вещей и мире людей, средством познавательной деятельности. Речь для ребенка является и самостоятельным объектом исследования: ее он познает, играя со словами, звуками, рифмами, смыслами. Для удовлетворения своих деловых, познавательных и личностных потребностей ребенок использует ситуативные непроизвольные высказывания, неречевые средства (жесты, мимику, движения), контекстную (понятную на основе использованных языковых средств) речь. Все виды и формы речи сосуществуют, создавая неповторимый индивидуальный портрет языковой личности. Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа. Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что самым продуктивным в смысле «языковой одаренности» является пятый год в жизни ребенка. В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении. В подготовительной группе дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения. Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка. На основе этого был организован кружок «АБВГДЕйка» по обучению дошкольников грамоте. Людмила Рычкова
Пояснительная записка. Роль родного языка в воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Через речь ребнокусваивает правила поведения, общения, договора между людьми о взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства. Уже с дошкольного возраста ребнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создат новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития , в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи . Такое развитие ведт к овладению всеми богатствами родного языка. При стихийном речевом развитии дети получают достаточно невысокий речевой навык , поэтому передо мной встала задача о создании кружка : «Речевичок » . Программа по уровню содержания – ознакомительная, по направлению – социально-педагогическая, по форме организации - групповая, по широте охвата и содержанию деятельности - профильная, по степени профессионализации - общекультурной компетенции. Данная программа рассчитана на один год обучения для детей – 6-7 лет. Кол-во обучающихся в группе – 12 человек. Недельная нагрузка на 1 год обучения – 1 час в неделю Данная рабочая программа рассчитана на 32 часа (1 час в неделю) Актуальность программы обусловлена тем что , образовательная деятельность должна будет послужить толчком для более полного развития детей , их интеллектуальной сферы - памяти, внимания, мышления и физического состояния двигательной активности и тем самым послужить формированию у старших дошкольников позитивное отношение к обучению. Курс нацелен на разностороннее развитие ребенка , его связной речи , фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата и т. д. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи . Цель : Главной целью программы подготовки к школе является всестороннее развитие ребенка : формирование мотивации учения, развитие мышления , фантазии, творческих способностей, увеличение объема памяти, развитие внимания , речи и умения аргументировать свои высказывания, выявление индивидуальных особенностей будущих первоклассников и формирование готовности к школьному обучению. Задачи : Формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции : развитие связанной речи , развитие речевого общения ; Формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений ; Формирование личности дошкольника : изучение потребностей и индивидуальных особенностей, поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; - развитие воображения и творческих способностей. Адаптация к условиям школы, подготовка к обучению грамоте, развитие словаря . Содержание обучения не дублирует программу первого класса , а имеет своей целью подготовку ребенка к систематическому успешному школьному обучению путем, прежде всего, формирования положительной учебной мотивации. Возрастными особенностями ребенка 6-7 лет является то, что он осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. В основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные (или заданные извне) правила и нормы. Расширяется мотивационная сфера дошкольников за счет развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро, а также мотивов самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо» . Формы и режим работы. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 25 минут. Структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы : 1. Обогащение и активизация словаря. 2. Работа над смысловой стороной слова. 3. Формирование грамматического строя речи . 4. Воспитание звуковой культуры речи . 5. Развитие элементарного осознания языковых явлений. 6. Развитие связной монологической речи . Именно взаимосвязь разных речевых задач на занятии создат предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков . Поэтому целесообразен комплексный подход, где соединяются разные речевые задачи чаще на одном содержании. Принципы работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи : 1. Научность. 2. Учет психологических, возрастных особенностей детей. 3. Учет дошкольной деятельности детей (игра, быт, занятие) . 4. Систематическая взаимосвязь учебного материала и интереса ребенка к родной речи . 5. Доступность, конкретность. 6. Концентричность. Формы занятий : 1. Рассматривание картины. 2. Рассматривание предметов 3. Загадывание загадок. 4. Дидактические игры : - пальчиковые; - стихоритмика (разучивание стихов с движением рук, ног, пальцев, тела, глаз, головы) ; - артикуляционная гимнастика; - звуковые игры; - дыхательная гимнастика. Ожидаемые результаты и способы их проверки. Специально разработанные занятия в кружке у дошкольников приводят к крупным сдвигам в речевом и общем умственном их развитии . У детей формируется следующие результаты : 1. Повышается культура речи , развивается связанная речь , расширяется речевое общение , что способствует развитию личности ребенка , раскрытию его творческого потенциала;. 2. Повышаются точность, связность и выразительность речи . Ребнок начинает уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном словесном творчестве (при сочинении сказок, загадок, рассказов, стихов) . Вместе с тем уточнение средств формирования и выражения мысли становится важным стимулом развития высших речевых форм его мышления . 3. Дети успешно обучаются и усваивают программу школьного обучения родному языку, как в отношении лингвистических знаний, так и в отношении развития речи - устной и письменной. Требования к подготовке дошкольников : в результате изучения данного курса дошкольники смогут : Проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию предметов; Ориентироваться в пространстве; Правильно пользоваться письменными принадлежностями; Знать новые слова, обогатить, закрепить, уточнить свой словарь; Уметь составлять рассказ, отбирая наиболее важные факты; Подбирать слова для описания предмета с целью выделения определенных качеств; Уметь придумывать сказку на предложенную тему, передавая специфику жанра; Определять основных героев произведения, высказывать свое отношение к ним; Определять жанр произведения; Уловить наиболее яркие примеры образности языка; Выразительно пересказывать текст, без помощи вопросов педагога; Подбирать определения (прилагательные, называть действия (глаголы) ; – умения делить слова на слоги; выделять в слове звуки, определять место звука в слове; Давать характеристику звуку; свободно пользоваться и самим составлять звуковые схемы слов; Совершенствование умений звукобуквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; Расширение понятий о предложении, составление предложения из двух-четырех слов; составление рассказа с заданным количеством предложений, составление рассказа по серии картин, умение строить предложения разных видов; - развитие читательских умений , знание пословиц, поговорок, скороговорок; умение разгадывать ребусы, кроссворды. Обеспечение программы . Материально- техническое обеспечение : Для того, чтобы дети шли в ногу со временем и овладели информационно-коммуникационными технологиями, детский сад располагает достаточными техническими средствами : есть интерактивная доска, музыкальный центр, компьютер. Научно-методические ресурсы. Для того, чтобы качественно подготовиться к занятию в кружке , буду использовать научные и методические издания, обозначенные в списке литературы. Дидактическое обеспечение : для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное культурно- образовательное пространство. В группе имеется библиотека, где дети с помощью воспитателя могут найти дополнительную литературу. Это поможет раскрыть их интеллект, будет способствовать познавательной и творческой активности. В процессе реализации программы буду использовать картинки, фотографии, презентации, словари. Список литературы 1. Безруких М. М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М.: Дрофа, 2010. 2. Волков Б. С. Готовим ребенка к школе. СПб : Питер, 20012. 3. Гризик Т. И. Как подготовить ребенка к школе. Методическое пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2011. 4. 5. Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста) . Методические рекомендации. Авторский коллектив Е. В. Бунеева, Р. Н. Бунеев. 6. Ценарва Н. Н. Формирование школьно-значимых функций в условиях вариативности моделей подготовки детей к школе : диагностика школьно-значимых функций первоклассников. Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2009. 9. Е. Г. Юдина «Букваренок» Тема : «Занимательное азбуковедение» ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН Старший дошкольный возраст СРОКИ ЦЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ сентябрь 2. Учить детей внимательно слушать стихотворение, отвечать на вопросы строчками из данного стихотворения. 3. Способствовать четкому и правильному произношению звука «а» в словах и фразовой речи . 4. Развивать графические навыки (рисование дорожек) . 5. Показать детям печатную букву А. Картинка «Птичка кормит птенцов» Игра «Птичка» Артикуляционная гимнастика Д/и «Уложим куклу спать» Чтение стихотворения А. Барто «Лягушата» Картинки : собака, заяц, лиса. Кто где живет? Провести дорожки от животных к месту где они живут. С/р «Больница» Показ картинки с изображением губ и написанной буквой А. 3. «Волшебная палочка» октябрь 1. Учить детей внятно произносить гласные и согласные звуки, отдельные слова. 2. Развивать связную речь , её выразительность. 3. Обогащать словарь. 4. Слушать внимательно текст стихотворения, подбирать слова, подходящие по смыслу. д/и «Подскажи Петрушке» Игра «Подскажи словечко» Артикуляционная гимнастика Как гогочет гусь? Как квакает лягушка? Как лает собака? Закреплять произношение буквы звука а с учетом картины – схемы и зеркала. Заучивание стихотворения П. Воронько «Спать пора» 4. В гости к лисички - сестрички. ноябрь 1. Продолжать учить детей внятно произносить звуки и слова. 2. Уметь придумывать однокоренные слова (лисичка, лисонька, лиса) . 3. Уметь придумывать слова действия и определения. 4. Учить внимательно слушать сказку. 5. Привлекать к носильному участию в драматизации. Игрушка, картинка лиса. Д/и «Скажем слова про лису» Рассказывание сказки «Снегурочка и лиса» Игра – драматизация «Кто в домике живет» 5. Звук «У» ноябрь 1. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука у. 3. Развивать речевой слух , укреплять артикуляционный аппарат. 4. развивать графические навыки (рисование дорожек) . Упражнение «Подуйте на шарик» Как мычит корова? Как кукует кукушка? Как гудит (большой) маленький паровоз. Показать картины схемы и печатную букву у. Произношение звуков перед зеркалом (а, у) . Д/и «Узнай по губам картинки со звуком у» Чтение стихотворения С. Маршака «Слог» Ответь на вопросы близко к тексту, рисование дорожек (провести линию фломастером по дорожке между рельсами) . 6. «Детский мир» ноябрь 1. Показать детям значение языкового понятия «слово» . «слово» . 3. Способствовать четкому произношению звуков а, у. Игра «Магазин» (расставить игрушки, одежду, обувь, овощи, фрукты - картинки) . Дети покупают предметы, получая при этом игрушки картинки. Сколько всего у вас на столах. Как много слов вы знаете, каким словом ты назвал свою карт инку? Д/и «Узнай по губам» 7. Звук «О» декабрь 1. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука «о» . 2. Способствовать четкому и правильному произношению звука «о» в словах и фразовой речи . 3. Развивать логическое мышление - соотносить усвоенные знания с изображением на картинке. Артикуляционная гимнастика «Бублик» Как курочка зовет своих цыплят? Загадки, отгадки найти на картинке (звук о в отгадках произносить протяжно) . Предложить соединить дорожки и каждое животное с домиком. Где он живет. Картинка – схема со звуком о. Какие картинки здесь могут жить? (ослик, Оля) . Игра – драматизация «Ослик и Оля» . 8. Знакомство со словом «Лес» декабрь 1. Продолжать знакомить детей со словом. 2. Учить правильно понимать и употреблять термин «слово» . 3. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию звуков а, у, о. 4. Учить детей правильно называть детенышей животных. Картины панорама леса. Вот мы оказались в лесу. Что мы увидели в лесу? Каким словом… назвала этого животного? Каким словом можно назвать его детенышей и т. д. Что растет в лесу? (обобщить) . Вдруг подул ветерок, потом сильный ветер и т. д. Мы напугались о – о – о. А потом и заблудились и т. д. Д/и «Узнай по губам» 9. Звук «Ы» декабрь 1. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука ы. 2. Способствовать четкому и правильному произношению звука ы в словах и фразовой речи . 3. Добиваться, чтобы дети произносили текст стихотворения правильно. 4. Закрепить навыки правильного произношения звуков а, о, у. 5. Продолжать учить рисовать дорожки фломастером. Картинка – схема и показ правильного произношения звука сердитого ы. Картинки лыжи, мыло, сыр, дым, крыша – назвать предметы, выделяя голосом звук ы. Стихотворение М. Мышковской «Мыши» отвечать на вопросы текстом из стихотворения. Провести дорожку от мышки к сыру. Д/и «Узнай по губам» Иметь набор картонок. С начальным звуком а, о, у, найти где они могут жить. 10. «Кто что делает» (знакомство со словами действия) . январь 1. Продолжить знакомить детей со словом. 2. Вызвать интерес к слову. 3. продолжить работу над артикуляционным аппаратом. 4. Совершенствовать интонационную выразительность речи . 5. . Загадки о кошке и собаке. Уточнить, что животные домашнии. Каким словом мы назвали эту игрушку? Четко произнести. Что делает кошка, когда мы еёгладили? Какими словами можно сказать? Что делает кошка, когда видит мышку? И т. д. Все названные слова сложим в «сундучок» . 11. Звук «И» январь 1. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука и. 2. Способствовать четкому и правильному произношению звука «и» в словах. 3. Развивать общую моторику и двигательную функцию рук (физ. минутка) . 4. Развивать простейшие графические навыки. Показать мимикой сердитое, улыбчивое лицо. Игра «Лошадка» Картинка – схема произношение звука и. Из картинок выбрать какие слова могут жить около этой схемы. Игра «Подскажи словечко» Рисуем зернышки цыплятам. 12. Звук «Э» январь 1. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении эвукаэ. 2. Способствовать четкому и правильному произношению звука «Э» в словах и фразовой речи . 3. Отработать произношение всех пройденных гласных. 4. Учить выделять первый звук в слове. 5. Развивать графические навыки . Картинка «Коза с козленком» Какимсловом можно назвать это животное? Как козленок зовет свою маму? Провести дорожку от козленка к маме. Картина – схема Какие короткие произношения Э Игра «Назови первый звук» (гласный) «Узнай по губам» Физ. минутка «Этот пальчик» Четкое выделение звука «э» . 13. Овощи (знакомство со словами - признаками) . февраль 1. Продолжить знакомить детей со словом. 2. Вызвать интерес к слову. 3. Закрепление цветовых форм. 4. Развитие познавательных особенностей. 5. Классификация. 6. Развитие зрительного внимания и памяти. Я хочу превратить вас в маленькие семена. Игра «Овощи – фрукты» Чтобы узнать о цвете и величине, задать вопрос какой? Это какой помидор? и т. д. Игра «Кто больше назовет слов о каждом овоще» «Что здесь лишнее?» «Чего не стало?» Если салат из капусты. Значит какой это салат? А какой салат сделаем из свеклы? Игра «На огороде» 14. Звук «М» февраль 1. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука «М» . 2. Добиваться произношения стихотворения правильно и четко. 3. Способствовать четкому произношению звука м в словах. 4. Учить понимать поэтические образы лежащие в основе загадки. Какое лицо у мамы, когда она сердится? Что вы делаете, когда вас ругают? Игра «Заводные куклы» Выделить мамин звук. Можно этот звук крикнуть? Что мешает? Мы его произносим губами. М – м. Чтение стихотворения «Медвежата» Г. Сангиро, загадки (в отгадки был звук м) Найти отгадки и закрасить. 15. Звук «Б» февраль 1. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука Б. 2. Закрепить правильное произношение звука «б» в словах и во фразовой речи . 3. Повторить правильное произношение гласных звуков. 4. Закрепить выделение первого гласного звука в слове. 5. Учить закрашивать предметы, не выходя за контур. Игра «Заводные машины» Игрушка белка – загадка о белке. Каким словом можно сказать об этом животном? (у каждого ребенка нарисовано : бусы, брошки, банты) . Стихотворение М. Мышковской «Белка» Ответы на вопросы по содержанию. Закрасить украшения. Игра «Узнай по губам» Выдели первый звук Игра – инсценировка «Белочка» и «Бобик» Пение колыбельной песенки. 16. Знакомство со звучащим словом. март 1. Учить детей вслушиваться в звучание слов. 2. Учить протяжно произносить слово с выделением заданных звуков. 3. Продолжить учить детей выделять первый гласный звук. 4. Учить четко и правильно произносить пройденные звуки. Игра «Что звучит вокруг нас» Стихотворение «Игра в слова» А. Барто «Здравствуйте, я – Петрушка» - игра (персонаж) Игра «Узнай по губам» «Выдели первый 17. Звук «П» «П» . 2. Закрепить произношение этого звука в словах и фразовой речи . 3. Воспитывать интонационную выразительность речи . Игра «Снежинка» персонаж Петрушка, почтальон принес письмо, в письме загадка о поросятах. Приходят поросята Пик – Пак – Пок поют песенку. Потом вместе с детьми. Дразнилки у поросят па – по – пу, пу – па – пы, па – пу – пи – кА Поросята пришли с картинками в названии есть звук П, показывают и ошибаются, дети поправляют. Чтение сказки Юдина «День поросенка» 18. Звук «Д» март 1. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука «Д» . 2. Обогащать словарь. 3. . Игра «Дятел» выдолбит дупло Кто может поселиться в этом дупле? Игрушка белочки с дудочкой, и картинки, чтобы первый звук был д. Называют четко все слова и ищут лишнее слово. Игра «Подскажи словечко» 19. Слова длинные – короткие. апрель 1. Показать детям, что в разных словах разное количество звуков (т. е. слова могут быть длинными и короткими) . 2. Учить детей путем прошагивания, отхлопывания, находить длинное - короткое слово. Игры : «Слово можно прошагать» , «Кто ушел вперед» , «Узнай какое слово длинное?» - отсчет хлопками. 20. Звук «К» апрель 1. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука к. 2. Учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. 3. Развивать умение сравнивать , анализировать, распределять и превлекать внимание. 4. Развивать фонематический слух . Загадки (отгадки первый звук к, четко выделяя голосом хор инд., в гости приходит лягушка и приносит загадки и картинки Квакает (хор. инд. ответные действия, рассмотреть картинку (кошка лакает молоко, лезет в кровать, сидит на коврике) . Рассмотреть картинки и находить слова со звуком «К» . Сказка Г. Юдина «Как варить компот» 21. Звук «Т» апрель 1. вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука «Т» . 2. Учить детей отчетливо произносить звуки т, п, к. 3. Закрепить произношение звука т в словах и фразовой речи . 4. Развивать графические навыки (из тучки рисовать дождик) . Артикуляционная гимнастика «Высокий заборчик» . Язычок научимся произносить т. Попробуем спеть. А если ниточку потянуть (порвется) . Игра «Большие ноги шли по дороге» Стучат тук – тук гости – щенок Тяпа, медвежонок Топ, угостим их компотом. Загадка о тучки. – дети рисуют дождик. А если идет дождь нужно взять зонт. Провожаем гостей на поезд. Игра «Поезд» . Вагончики т – т – т 22. Звук «Г» май 1. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию. 3. Учить произносить стихотворение не спеша, четко выговаривать каждое слово. 4. Развивать графические навыки . Загадка «О гусе, игрушка гусь Гога» Стихотворение Г. Виеру «Гусь» Ответы на вопросы. Игра «Подскажи словечко» Рассмотрим картинку о горохе. Загадка о горохе. Нарисовать горошины. 23. Повторение пройденного (гласные) май 1. Закреплять произношение гласных в словах и фразовой речи . 2. Добиваться четкого и правильного положения органов артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков. 3. Развивать фонематический слух . Игра «Узнай по губам» «Зеркало» . Найди место для каждой картинки. Игра «У бабушке в деревне» 24. Повторение пройденного (согласные) май 1. Закреплять произношения согласных звуков в словах и фразовой речи . 2. Внимательно слушать текст стихотворения подбирать слова близкие по звучанию, подходящие по смыслу. 3. Развивать логическое мышление . 4. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Игра «Подскажи словечко» Загадки. Найти отгадки на картинки (о диких домашних животных, уточнить почему эти животные дикие и это домашние, во всех отгадках выделять четко первые звуки. Закрыть
Найти на сайте
Например: виды гипсокартона
|