Конфликт и его психологический анализ на примере произведения литературы: предмет, стороны, стратегия взаимодействия, описание конфликта по стадиям и фазам. Основные типы конфликтных личностей, их характеристика и способы урегулирования конфликта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Объект, предмет и тип конфликта в произведении Александра Вампилова "Свидание", причины его возникновения. Психологические составляющие конфликта. Инцидент, эскалация и разрешение конфликта. Латентный или открытый конфликт на основе личной неприязни.

    контрольная работа , добавлен 21.05.2009

    Конфликт как форма внутривидовой и межвидовой борьбы за существование. Основные участники конфликта. Образ конфликтной ситуации как отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия. Субъективные составляющие конфликта.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2009

    Функционирование конфликта, его структура, функции и типология. Причины возникновения, основные этапы развития и стадия завершения конфликта. Типология конфликтных личностей. Способы предотвращения конфликтов, избегание проявления конфликтогенов.

    реферат , добавлен 18.12.2010

    Социально-психологическая характеристика конфликтов. Определение понятия «конфликт», природа социального конфликта. Типы конфликтов и способы поведения в них. Периоды и этапы развития конфликта. Диагностика конфликтов. Разрешение конфликтных ситуаций.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2008

    Описание конфликтной ситуации, ее структурно-функциональный анализ: характеристика его участников, их позиция и роли в нем. Типология и предмет конфликта. Динамика изменения используемых видов поведения каждого из участника. Метод разрешения конфликта.

    реферат , добавлен 25.06.2012

    Анализ этапов социального конфликта. Психологические особенности личности, влияющие на возникновение конфликтов. Формы участия третьей стороны в конфликте. Конфликт как тип трудной ситуации. Методология науки о конфликте. Стратегия выхода из конфликта.

    шпаргалка , добавлен 15.06.2010

    Конфликт как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов. Основные черты конфликта, его этапы и составляющие. Структурные элементы конфликта: стороны, предмет, образ ситуации, мотивы, позиции сторон-конфликтеров.

    презентация , добавлен 19.10.2013

    Конфликтология как наука. Подходы к пониманию природы социального конфликта. Основные психотипы людей: интроверт; экстраверт. Предмет конфликтологии и методы исследования. Элементы конфликтного взаимодействия. Исследовательские методы науки о конфликте.

    реферат , добавлен 15.04.2010

    Роль и место конфликтов в истории развития человечества. Конфликт как социальное явление. Источники конфликта в обществе. Политический конфликт: сущность, виды и способы разрешения. Пример урегулирования внутриполитического конфликта на примере Канады.

    УДК 82.0

    Lukov Vl. A. The Conflict in the Literary Work

    Аннотация ♦ В статье конфликт рассматривается как одна из центральных категорий литературоведения.

    Ключевые слова : конфликт, литературоведение, литературное произведение.

    Abstract ♦ The article considers the conflict as one of the central categories in literary studies.

    Keywords : conflict, literary studies, literary work.

    Конфликт (в литературоведении), или художественный конфликт — одна из основных категорий, характеризующих содержание литературного произведения (в первую очередь драмы или произведения с ярко представленными драматическими чертами).

    Происхождение термина связано с латинским словом conflictus — столкновение, удар, борьба, бой (встречается у Цицерона).

    Конфликт в художественном произведении — противоречие, образующее сюжет, формирующее систему образов, концепцию мира, человека и искусства, особенности жанра, выражающееся в композиции, накладывающее отпечаток на речь и способы описания героев, могущее определять специфическое воздействие произведение на человека — катарсис.

    В теории драмы Лессинга, эстетике Гегеля использовался термин «коллизия», позже вытесненный термином «конфликт» (коллизия считается или сюжетной формой проявления конфликта, или, напротив, наиболее общим типом конфликта).

    Обычно в произведениях (особенно в крупных формах) присутствуют несколько конфликтов, образующих систему конфликтов. В ее основе лежит определенная типология конфликтов, которые могут быть открытыми и скрытыми, внешними и внутренними, острыми и затяжными, разрешимыми и неразрешимыми и т. д.

    По характеру пафоса конфликты могут быть трагическими, комическими, драматическими, лирическими, сатирическими, юмористическими и т. д., участвуя в оформлении соответствующих жанров.

    По сюжетному разрешению конфликты в литературных произведениях бывают военными, межнациональными, религиозными (межконфессиональными), межпоколенческими, семейными, образуя сферу социальных конфликтов и определяя тем самым социальную (социально-психологическую) жанровую генерализацию (например, древние эпопеи: индийская «Махабхарата», «Илиада» Гомера; новые эпопеи и исторические романы: романы В. Скотта, В. Гюго, «Война и мир» Л. Н. Толстого; социальный роман в творчестве О. Бальзака, Ч. Диккенса, М. Е. Салтыкова-Щедрина; романы о поколениях: «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Подросток» Ф. М. Достоевского; «семейные хроники»: «Будденброки» Т. Манна, «Сага о Форсайтах» Д. Голсуорси, «Семья Тибо» Р. Мартен дю Гара; жанр «производственного романа» в советской литературе и др.).

    Конфликт может быть перенесен в сферу чувств, определяя психологическую жанровую генерализацию (например, трагедии Ж. Расина, «Страдания юного Вертера» И. В. Гёте, психологические романы Ж. Санд, Г. Мопассана и др.).

    Конфликт может характеризовать не систему персонажей, а систему идей, становясь философским, идеологическим и формируя философскую, идеологическую жанровые генерализации (например, философская драма П. Кальдерона, философский роман и новелла Т. Манна, Г. Гессе, М. А. Булгакова, идеологический роман Н. Г. Чернышевского «Что делать», роман Ф. М. Достоевского «Бесы», социологический роман А. А. Зиновьева «Глобальный человейник» др.). Конфликт присутствует во всех разновидностях литературы, детской, «женской», детективной, фантастической, также как и в документальной, биографической, публицистической и т. д.

    Точки развития конфликта (завязка, кульминация, развязка) определили соответствующие элементы сюжета (где они характеризуются с содержательной стороны, между ними размещаются развитие и спад действия) и композиции (где они характеризуются со стороны формы).

    Некоторые художественные системы связаны с формулированием сквозного (основного) конфликта. В классицизме таким конфликтом стал конфликт между чувством и долгом (впервые высокохудожественно раскрыт в «Сиде» П. Корнеля, переосмыслен в трагедиях Ж. Расина, позже видоизменен в трагедиях Вольтера и т. д.). Романтизм сменил главный конфликт искусства, сформулировав конфликт между идеалом и действительностью. В 1940-50-е годы в советском литературоведении дискутировалась проблема бесконфликтности литературы, конфликта между хорошим и лучшим и т. д. Напротив, в современной литературе (особенно в «массовой беллетристике») конфликт нередко преувеличен для усиления внешнего эффекта.

    Наиболее ярко конфликт представлен в драме. В драматургии У. Шекспира и А. Чехова выявлены два полюса в этом отношении: у Шекспира — открытый конфликт, у Чехова — конфликт, скрытый повседневностью. На рубеже XIX-ХХ веков получает развитие особая форма презентации конфликта в драме — «дискуссия» («Кукольный дом» Г. Ибсена, драмы Д. Б. Шоу и др.), позже продолженная и переосмысленная в экзистенциалистской драме (Ж.-П. Сартр, А. Камю, Ж. Ануй) и в «эпическом театре» Б. Брехта и оспоренная, доведенная до абсурда в модернистской антидраме (Э. Ионеско, С. Беккет и др.). Широко распространено и соединение шекспировской и чеховской линий в одном произведении (например, в драматургии М. Горького, в наше время — в театральной трилогии «Берег утопии» Т. Стоппарда). Категория «конфликт» в последнее время потеснена категорией «диалог» (М. Бахтин), но здесь можно усмотреть временные колебания в отношении фундаментальных категорий литературоведения, ведь за категорией конфликта в литературе стоит диалектическое развитие действительности, а не только собственно художественное содержание.

    ПРИМЕЧАНИЕ

    См.: Сахновский-Панкеев В. Драма: Конфликт — композиция — сценическая жизнь. Л., 1969; Коваленко А. Г. Художественный конфликт в русской литературе. М., 1996; Кормилов С. И. Конфликт // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Коваленко А. Г. Художественный конфликт в русской литературе. М., 1996.

    Кормилов С. И. Конфликт // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.

    Сахновский-Панкеев В. Драма: Конфликт — композиция — сценическая жизнь. Л., 1969.

    Литературное художественное произведение, не суть важно прозаическое или лирическое, может обойтись без многих традиционных признаков художественности. Казалось бы, в основе произведения всегда лежит сюжет, но посмотрите на экспериментальную литературу модернизма — достаточно смелый и уверенный в своих, именно как художника слова, силах автор отбрасывает сюжет не задумываясь или сводит его к минимуму.

    Примером того могут послужить тексты Вирджинии Вулф или Джеймса Джойса. Описывать одну секунду 40 страниц? Запросто. Значит о сюжете, как о основополагающей силе художественного литературного произведения, говорить нельзя. Может тогда в основе лежит литературный язык, тот инструмент, с помощью которого автор доносит до своего читателя ту или иную мысль? Но тогда как объяснить, что огромной популярностью пользуются произведения, которые написаны очень просто или даже откровенно плохим слогом?

    На самом деле ответ прост. В основе любого литературного произведения лежит конфликт.

    Конфликт в литературе — это довольно широкое понятие. Есть классическое понимание конфликта. В таком случае его воспринимают как противостояние добра и зла, возвышенного и низкого, духовного и плотского. Эти явления и функции воплощают в себе герои произведения или «глас автора», то есть те суждения всевидящего автора-рассказчика, которые лежат вне сюжета, но комментируют его, поясняют.

    Есть конфликты и более сложные, например конфликт личности автора с реальным внешним миром, который его так или иначе не устраивает. Такие произведения нельзя рассматривать вне этого конфликта, потому что они попросту утратят смысл. Примером может послужить творчество дадаистов — поэтов самого экспериментаторского склада. Они писали бессмысленные наборы слов и звуков, символизируя безумие мира, захваченного войной. Если лишить произведения дадаистов этого общего для них конфликта — конфликта человеческой души, нуждающейся в упорядоченности мира, и безумной планеты, захваченной кровопролитием, то набор слов и звуков, воплощающих идею, завязанную на антагонизме этих понятий, станет бессмысленным набором слов и звуков.

    Конфликт произведению необходим, как оправдание самого существования этого произведения, его идейное ядро.

    Виды конфликтов

    Вид конфликта в литературе выделяется по тому, кто участвует в конфликте. По оппозициям «аспект личности — другой аспект этой же личности», «личность — другая личность», «личность — среда», «личность — обстоятельства, фатум и т.д».

    Внутренний конфликт

    Внутренний конфликт в литературном произведении — это конфликт по оппозиции «аспект личности — другой аспект личности». Довольно популярный конфликт в русской литературной классике. Примером может послужить роман-эпопея Максима Горького «Жизнь Клима Самгина». На протяжении всего повествования заглавный герой мечется между нежеланием участвовать в революционных движениях конца 19 — начала 20 века по той причине, что идеологии этих времен антииндивидуалистичны (а он крайний индивидуалист) и между желанием вызывать уважение и восхищение, чего легко добиться, приняв участие в восстании. Он испытывает одновременно отторжение происходящего и болезненный интерес. Более известный пример — это Раскольников из романа Достоевского «Преступление и наказание». Там в конфликт вступает интеллектуальное положение, выдвинутое героем, заявляющее исключительные права сильной личности (право на убийство) и его моральное чувство — чувство вины.

    Межличностный конфликт

    Его также называют конфликтом личностным. Это вид конфликта по оппозиции «личность — личность». В противостояние вступают реальные люди и группы людей. Типичнейшим примером межличностного конфликта в литературе является знакомый всем конфликт Чацкого, «нового человека» со свежими идеями и реформаторским настроем и «фамусовского общества», ретроградного и замкнутого на себе. Если говорить о конфликте между двумя героями, то это конфликт Онегина и Ленского — дуэль из чисто личных мотивов. Отдельно среди межличностных конфликтов стоит конфликт «отцов и детей». Противостояние поколений, культурный и идеологический разрыв между которыми непомерно велик. Такие конфликты возникают в эпохи больших социальных потрясений, когда течение жизни меняется слишком быстро и радикально. Помимо одноименного конфликту романа Тургенева, примером такого противоречия является роман Достоевского «Подросток», в котором главный герой мечтает о большом богатстве, поскольку деньги — это власть, а отец мечется между крайней религиозностью и дворянским альтруизмом. Естественно люди таких разных мировоззрений не находят точек соприкосновения и конфликтуют.

    Внеличностный конфликт

    Этот вид конфликта самый неопределенный и многозначный. Герой здесь не противоречит кому-то конкретному или самому себе. Он вступает в конфронтацию с судьбой, жизненными обстоятельствами, системой, возможно, с божественными силами. Примером такого конфликта можно считать пьесу Максима Горького «На дне». Герои произведения находятся в постоянном противоборстве со своим низким социальным положением и неизбежно проигрывают в этой схватке. Такие конфликты лежат в основе сказок. Помимо того, что у сказочного героя есть реальные враги (Кощей, людоед, дракон — не суть важно), есть еще понятие ряда испытаний, некого пути, который необходимо пройти. Путь сказочного героя, на котором встречаются различные реальные враги или просто препятствия вроде непроходимого леса — это тоже литературный конфликт.

    В одном произведении может встречаться не один вид конфликта. Даже более того, в хорошем произведении, способном удержать внимание читателя, видов конфликтов обычно несколько. Рассмотрим на примере «Евгения Онегина». Межличностный конфликт, используемый для развития сюжетной линии — это, как говорилось выше, дуэль заглавного героя и поэта Ленского, с последующим убийством последнего. Внутренний конфликт, обычно используемый для раскрытия внутреннего мира героя, — это чувства Евгения к Татьяне. Герой сам толком не понимает, что творится в его сердце. Внеличностный конфликт — это Евгений как продукт среды. Он денди, прожигатель жизни, аристократ. Он ничего не может поделать с этими характеристиками своего существования, хоть ему и безмерно скучно так жить.

    Помимо видов конфликта в традиционном литературоведении выделяют типологию литературных конфликтов. Типов значительно больше, чем видов и по ним значительно сложнее классифицировать произведения.

    Тип конфликта в литературном произведении

    Если говорить максимально просто, то тип конфликта — это та почва, на которой он возник, сфера существования противоречия. Выделяют следующие типы литературных конфликтов: психологический, социально-бытовой, любовный, символический, философский и идеологический, их может быть больше, в зависимости от классификации.

    Психологический конфликт — это почти наверняка также и внутренний конфликт. Этот тип конфликта часто используется в литературе романтизма и в современном интеллектуальном романе. Например, двойная жизнь консьержки из романа Барбери Мюриэль «Элегантность ежика». Женщина обладает развитым умом и тонким художественным вкусом, но считает себя обязанной соответствовать простому и грубому образу недалекой женщины, поскольку в 12 лет бросила школу и всю жизнь проработала низкоквалифицированным рабочим.

    Социально-бытовой конфликт — это конфликт общественных отношений. Для примера можно взять раннее произведение Достоевского «Бедные люди». Бедность Макара Девушкина сталкивается с его желанием помочь такому же обделенному существу — Варваре. В результате вгоняет себя в еще более бедственное состояние, а помочь девушке не в состоянии. Его добрые намерения разбиваются о социальную несправедливость.

    Любовный конфликт — это проблемы взаимодействия между двумя любящими друг друга персонажами или противостояние любящие — весь остальной мир. Это, естественно, «Ромео и Джульетта».

    Символический конфликт — это конфликт образа и реального мира. Как пример можно взять пьесу Гийома Аполлинера «Груди Терезия». В конфликт вступает реальный мир, где Тереза — девушка и мир сюрреалистический, где она выпускает грудь — воздушные шары в небо и становится мужчиной — Терезием.

    Философский конфликт — конфликт мировоззрений. Примером послужат мировосприятия братьев Карамазовых из одноименного произведения Достоевского. Они спорят о политике, боге и человеческой сущности при любом удобном случае, так как их взгляды радикально расходятся.

    Идейный конфликт близок к философскому, но направлен скорее не на постижение сути вещей, а на отнесение себя к группе. Особенно популярен в литературе переломных эпох. Так, русские прозаики конца 19 — начала 20 века часто прибегали к идейному конфликту, чтобы описать предреволюционные годы. Максим Горький в рассказе «Песнь о соколе» аллегорически противопоставляет революционера (сокола) и мещанина (ужа). Им никогда не понять друг друга, так как стихия одного — это свобода, а другого — прозябание в земле и прахе.

    Как и видов, типов конфликтов в одном произведении может быть несколько. Но тут надо чувствовать тонкую грань между насыщенным разносторонним произведением, затрагивающим различные темы, и поверхностным чтивом, которое получается, когда автор пытается задействовать совершенно все известные ему литературные ресурсы, не считаясь с целесообразностью. В писательском деле очень важны вкус и мера.

    Кратко:

    Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - разногласие, противоречие, столкновение, воплощенное в сюжете литературного произведения.

    Различают конфликты жизненные и художественные . К первым относятся противоречия, отражающие социальные явления (например, в романе И. Тургенева «Отцы и дети» изображено противостояние двух поколений, олицетворяющих две социальные силы - дворянство и демократов-разночинцев), а конфликт художественный - столкновение персонажей, выявляющее их черты характеров, в этом смысле конфликт определяет развитие действия в сюжете (например, взаимоотношения Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова в указанном сочинении).

    Оба типа конфликта в произведении взаимосвязаны: художественный убедителен лишь в том случае, если отражает отношения, существующие в самой действительности. А жизненный состоятелен, если воплощен высокохудожественно.

    Различают также конфликты преходящие (возникающие и исчерпывающие себя по мере развития сюжета, они часто построены на перипетии) и устойчивые (неразрешимые в пределах изображаемых жизненных ситуаций или неразрешимые в принципе). Примеры первых можно найти в трагедиях В. Шекспира, детективной литературе, а вторых - в «новой драме», произведениях авторов модернизма.

    Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

    Подробнее:

    Художественный конфликт — столкновение человеческих воль, мировоззренческих представлений, жизненных интересов — служит источником сюжетной динамики в произведении, провоцируя по воле автора духовное самовыявление героев. Резонируя по всему композиционному пространству произведения и в системе персонажей, он втягивает в свое духовное поле и главных, и второстепенных участников действия.

    Все это, впрочем, достаточно очевидно. Но гораздо менее очевидно и бесконечно более важно другое: перевоплощение частного жизненного конфликта, твердо очерченного в форме внешней интриги, его сублимация в высшие духовные сферы, которая тем очевиднее, чем значительнее художественное творение. Привычное понятие «обобщение» здесь не столько проясняет, сколько запутывает суть дела. Ведь сущность именно в том и состоит, что в великих произведениях литературы конфликт нередко сохраняет свою частную, порой случайную, иногда исключительно единичную жизненную оболочку, уходя корнями в прозаическую толщу бытия. Из нее уже невозможно плавное восхождение на высоты, где царят высшие силы жизни и где, например, месть Гамлета вполне конкретным и духовно ничтожным виновникам гибели его отца перевоплощается в сражение с целым миром, утопающим в грязи и пороке. Тут возможен лишь мгновенный рывок как бы в другое измерение бытия, именно перевоплощение коллизии, не оставляющее и следа от пребывания ее носителя в «прежнем мире», у прозаического подножия жизни.

    Очевидно, что в сфере вполне частного и вполне конкретного противоборства, обязывающего Гамлета к мести, она протекает вполне успешно, в сущности, без колебаний и каких-либо признаков рефлективной расслабленности. На духовных же высотах месть его обрастает множеством сомнений именно потому, что Гамлет изначально ощущает себя ратоборцем, призванным сразиться с «морем зла», прекрасно сознавая, что акт его частной мести кричаще несоизмерим с этой высшею целью, трагически ускользающей от него. Понятие «обобщение» не подходит к подобным конфликтам именно потому, что оно оставляет ощущение духовного «зазора» и несоизмеримости между внешним и внутренним действием героя, между конкретной и узкой целью его, погруженной в эмпирику бытовых, социальных, конкретно-исторических отношений, и его высшим предназначением, духовной «задачей», которая не умещается в границах внешней коллизии.

    В шекспировских трагедиях «разрыв» между внешним конфликтом и его духовным перевоплощением, разумеется, осязаемей, чем где бы то ни было; трагические герои Шекспира: и Лир, и Гамлет, и Отелло, и Тимон Афинский — поставлены перед лицом мира, сбившегося с колеи («распалась связь времен»). Во множестве же произведений классики отсутствует или приглушено это ощущение героического единоборства с целым миром. Но и в них конфликт, замыкающий на себе волю и помыслы героя, обращен как бы к двум сферам сразу: к среде, к социуму, к современности и одновременно к миру незыблемых ценностей, на которые всегда покушаются и быт, и социум, и история. Иногда только отблеск вечного сквозит в житейских перипетиях противостояния и борьбы персонажей. Однако и в этих случаях классика потому и классика, что коллизии ее прорываются к вневременным устоям бытия, к сущности человеческой природы.

    Только в авантюрном или детективном жанрах или в «комедиях интриги» совершенно отсутствует это соприкасание конфликтов с высшими ценностями и жизнью духа. Но потому и персонажи здесь превращаются в простую функцию сюжета и своеобразие их обозначено лишь внешней совокупностью поступков, не отсылающих к самобытности души.

    Мир литературного произведения — почти всегда (быть может, лишь за исключением идиллических жанров) подчеркнуто конфликтный мир. Но бесконечно сильнее, нежели в реальности, здесь напоминает о себе гармоническое начало бытия: в сфере ли авторского идеала, или в сюжетно воплощенных формах катарсического очищения ужаса, страдания и боли. Миссия художника заключается, конечно, не в том, чтобы сглаживать конфликты реальности, нейтрализуя их умиротворяющими финалами, а лишь в том, чтобы, не ослабляя их драматизма и энергии, видеть вечное за временным и будить память о гармонии и красоте. Ведь в них-то как раз и напоминают о себе высшие истины мира.

    Внешний конфликт , выраженный в сюжетно запечатленных столкновениях персонажей, - иногда лишь проекция конфликта внутреннего , разыгравшегося в душе героя. Завязка внешней коллизии в этом случае несет в себе лишь провоцирующий момент, падая на душевную почву, уже вполне готовую к сильному драматическому кризису. Потеря браслета в лермонтовской драме «Маскарад» , конечно, мгновенно толкает действие вперед, завязывая все узлы внешних столкновений, питая драматическую интригу всевозрастающей энергией, побуждая героя к поискам способов мести. Но сама по себе эта ситуация могла быть воспринята как крушение мира лишь душой, в которой уже не было мира, душой, пребывающей в подспудной тревоге, теснимой призраками минувших лет, испытавшей нее соблазны и коварство жизни, знающей размеры этого коварства и потому вечно готовой к обороне. Счастье воспринимается Арбениным как случайная прихоть судьбы, за которой непременно должна последовать расплата. Но важнее всего, что Арбенина начинает уже тяготить безбурная гармония покоя, в чем он еще не готов признаться самому себе и что глухо и едва ли не безотчетно сквозит в его монологе, предшествующем возвращению Нины из маскарада.

    Потому-то арбенинский дух так молниеносно срывается с этой неустойчивой точки покоя, с этой позиции шаткого равновесия. В единый миг просыпаются в нем прежние бури, и давно лелеявший месть миру Арбенин готов обрушить эту месть на окружающих, не пытаясь даже усомниться в основательности своих подозрений, ибо весь мир в его глазах давно уже пребывает под подозрением.

    Как только вступает в действие конфликт, в системе персонажей тотчас же происходит поляризация сил : персонажи группируются вокруг главных антагонистов. Даже боковые ответвления сюжета оказываются так или иначе втянуты в эту «заражающую» среду главной коллизии (такова, например, линия князя Шаховского в драме А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович»). Вообще отчетливо и смело прочерченный конфликт в композиции произведения обладает особой связующей силой. В драматических формах, подчиненных закону неуклонного нарастания напряжения, эта скрепляющая энергия конфликта выражается в наиболее отчетливых проявлениях. Драматургическая интрига всею «массою» своей устремляется «вперед», и единая коллизия отсекает здесь все, что могло бы затормозить это движение или ослабить его темп.

    Всепроникающий конфликт (двигательный «нерв» произведения) не только не исключает, но и предполагает существование малых коллизий , сфера действия которых эпизод, ситуация, сцена. Порою кажется, что они далеко в стороне от противоборства центральных сил, как далеки, например, на первый взгляд, те «маленькие комедии», которые разыгрываются на композиционном пространстве «Горя от ума» в тот момент, когда появляется вереница гостей, приглашенных на бал к Фамусову. Кажется, что все это лишь персонифицированная атрибутика социального фона, несущая в себе самодовлеющий комизм, никак не включенный в контекст единой интриги. Между тем весь этот паноптикум монстров, каждый из которых не более чем забавен, в совокупности своей рождает впечатление зловещее: трещина между Чацким и окружающим его миром разрастается здесь до размеров пропасти. С этого момента одиночество Чацкого абсолютно и на комедийную ткань конфликта начинают падать густые трагические тени.

    За пределами социальных и бытовых столкновений, там, где художник прорывается к духовно-нравственным основам бытия, конфликты порою приобретают особую проблематичность. Особую потому, что неразрешимость их питается двойственностью, скрытой антиномичностью противоборствующих сил. Каждая из них оказывается этически неоднородной, так что гибель одной из этих сил не возбуждает лишь мысль о безусловном торжестве справедливости и добра, а вселяет скорее ощущение тяжелой грусти, вызванной падением того, что несло в себе полноту сил и возможностей бытия, хотя бы и надломленных роковым ущербом. Таково финальное поражение лермонтовского Демона, окруженное как бы облаком трагической печали, порождаемой гибелью мощного и обновляющего устремления к гармонии и добру, но роковым образом надломленного неизбывностью демонизма и, стало быть, несущего трагедию в самом себе. Таково же поражение и гибель пушкинского Евгения в «Медном всаднике» , несмотря на всю кричащую несоизмеримость его с лермонтовским символическим персонажем.

    Прочными узами прикованный к быту и, казалось бы, навсегда отлученный от большой Истории ординарностью своего сознания, преследующий лишь малые житейские цели, Евгений в минуту «высокого безумия», когда в нем «мысли страшно прояснились» (сцена бунта), взмывает на такую трагическую высоту, на которой он оказываетя хотя бы на миг антагонистом, равным Петру, возвестителем живой боли Личности, теснимой громадою Государства. И в этот миг его правда уже не субъективная правда частного человека, а Истина, равная истине Петра. И это равновеликие Истины на весах истории, трагически непримиримые, ибо, одинаково двойственные, они заключают в себе как источники блага, так и источники зла.

    Вот почему и контрастное сцепление бытового и героического в композиции и стиле пушкинской поэмы — не просто знак противостояния двух несоприкасающихся жизненных сфер, закрепленных за противоборствующими силами (Петр I, Евгений). Нет, это сферы, подобно волнам, интерферирующие и в пространство Евгения, и в пространство Петра. Лишь на миг (однако ослепительно яркий, равновеликий целой жизни) приобщается Евгений к миру, где властвуют высшие исторические стихии, как бы прорываясь в пространство Петра 1. Но и пространству последнего, героически вознесшемуся в надбытовые выси большой Истории, подобно уродливой тени, сопутствует жалкое жизненное пространство Евгения: ведь это второй лик царственного града, детища Петрова. А в символическом смысле это возмущающий стихию и пробуждающий ее бунт, итог его государственного деяния — попрание личности, брошенной на жертвенник государственной идеи.

    Забота художника слова, формирующего конфликт, не сводится к тому, чтобы непременно разрубить гордиев узел его, увенчав свое творение актом торжества какой-либо противоборствующей силы. Иногда зоркость и глубина художественного мышления в том и заключаются, чтобы воздержаться от соблазна такого разрешения коллизии, для которого не дает поводов реальность. Мужество художественной мысли особенно неотразимо там, где она отказывается идти на поводу господствующих в данный момент духовных поветрий времени. Великое искусство всегда идет «против течения».

    Миссия русской литературы XIX столетия в самые кризисные моменты исторического бытия заключалась в том, чтобы сместить интерес общества с исторической поверхности в глубину, а в понимании человека сдвинуть направление неравнодушного взгляда от человека социального к человеку духовному. Вернуть, например, к жизни представление о вине личности, как это сделал Герцен в романе «Кто виноват?», в ту пору, когда уже явно претендовала на господство теория всеобъемлющей вины среды. Вернуть это представление, не упуская, конечно, из поля зрения и вины среды, но пытаясь понять диалектику того и другого, — в этом и заключались корректирующие усилия искусства в эпоху трагического, в сущности, пленения русской мысли поверхностным социальным доктринерством. Мудрость Герцена-художника здесь тем очевиднее, что ведь и сам он как политический мыслитель соучаствовал в этом пленении.

    Продолжаем изучение структурных элементов сюжета, и сегодня поговорим о ядре драматических историй – конфликте .

    Что такое конфликт?

    В первую очередь, конфликт – это столкновение, борьба двух или более интересов в рамках литературного произведения . В «Песне льда и пламени» Дж. Мартина Ланнистеры сражаются со Старками, во «Властелине колец» объединенные силы людей, эльфов и гномов противостоят Саурону, ну и т.д. Вся сюжетная и развлекательная проза тяготеет к использованию конфликта, как основного двигателя сюжета.

    Во вторую очередь, конфликт является источником драматических ситуаций, катализатором напряжения физических и эмоциональных сил вовлеченных в борьбу персонажей. Кому интересные ленивые и праздные герои? Персонажи, втянутые в конфликт, вынуждены проявлять силу своего характера и интеллекта, чтобы добиться поставленных целей, а столкновение двух разнополюсных сил рождает разнообразные драматические ситуации – моменты, когда человек стоит перед сложным выбором или висит на волоске.

    Наблюдающий за подобным искусно выписанным столкновением читатель невольно втягивается, сопереживает той или другой стороне. Острые конфликтные ситуации всегда притягивают внимание, такова уж природа любопытства, а что еще нужно писателю, как не сосредоточенный на его тексте читатель? В этом плане кино и литература – это формы, позволяющие создавать конфликты самого высочайшего накала. Ограничения накладывает лишь фантазия автора. Поэтому запомним, что конфликт в умелых руках – есть сильнейшее средство воздействия на читательскую аудиторию.

    Конфликт как он есть.

    Однако мой долг предупредить: не в каждом художественном произведении обязан присутствовать конфликт. Я уже говорил об этом в статье (прочитайте ее, чтобы полнее понимать сферу применения советов из из рубрики «Сила сюжета» ). Прозаические труды в наше время столь разнообразны, что позволяют обращаться к самым разным сторонам человеческого бытия: не только бескомпромиссной борьбе за место под солнцем, но и сферам духовным и интеллектуальным, эстетике описаний. Однако современная массовая культура, хотим мы того или нет, почти полностью зависима от конфликта.

    Поэтому если вы намереваетесь писать остросюжетную прозу, если хотите уверенно владеть вниманием читательской аудитории, вам просто необходимо овладеть искусством построения художественного конфликта.

    Итак, добротная драматическая история всегда начинается с конфликта . Однако ему совершенно необязательно проявляться уже на первой странице, но к концу условной первой трети повествования он должен обозначиться конкретно и четко (подробнее в статье ). В противном случае, читатель попросту заскучает. Я регулярно сталкиваюсь с подобными текстами: страница за страницей что-то происходит, герой бегает и суетится, но совершенно непонятно, зачем и с какой целью. Конфликт не обозначен, и мы уже не ориентируемся в событиях.

    Из этого следует, что в конфликте должны присутствовать только ясные, четко выраженные силы – до читателя следует донести, кто, за что и почему сражается. Обе стороны конфликта нужно наделить конкретными целями, достижение которых для героев должно быть жизненно важным.

    Возьмем для примера следующий простейший сюжет.

    Две семейные пары вместе с детьми отправляются в двухдневный загородный поход. Вечером на привале девочку кусает ядовитая змея; рядом с ней оказывается отец второго семейства – он пытается отогнать змею, но та кусает и его. Яд змеи смертелен, и люди просто не успеют добраться до города вовремя. Однако у мужчины есть с собой противоядие, но его хватит только для одного. Родители девочки считают, что спасти нужно именно ее, и они готовы силой отобрать лекарство у второй семьи. Мужчина же, как и его близкие, считает, что принять противоядие должен именно он. Две дружные семьи в один миг становятся лютыми врагами. Вот вам и конфликт.

    Как видите, в данной истории в центре конфликта находится конкретный предмет — ампула с противоядием. Очень важно, чтобы в центре конфликта находилось нечто понятное и осязаемое (кольцо всевластия во «Властелине колец», Железный трон в «ПЛИО»).

    Антагонист.

    Очень тесно с понятием конфликта связаны еще два сюжетных элемента: антагонист и альтернативный фактор .

    Антагонист – это конкретное лицо, противостоящее главному герою . В трилогии Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец » главным антагонистом является темный дух Саурон, именно его цели и действия идут вразрез с интересами главных героев. Наличие антагониста предусматривает форму конфликта вида «Добро и зло ». Иногда как такового антагониста в произведении может и не быть, в этом случае конфликт примет форму «добро против добра » (как в нашем примере с укусом ядовитой змеи: никто из героев не является откровенно злым (хотя, тут можно поспорить), каждый борется за свою жизнь), либо имеет место так называемый внутренний конфликт .

    Внутренний конфликт – есть столкновение двух противоборствующих сторон личности . В нашем примере у укушенного мужчины будет развиваться нешуточный внутренний конфликт – нормы морали и воспитания будут толкать его отдать противоядие девочке, а вот чувство самосохранения будет настаивать на другом.

    Зачастую в художественной прозе разворачиваются сразу несколько конфликтов. Это делает историю многогранной, приближенной к подлинным жизненным реалиям. Главное, что требуется здесь от писателя, не забыть довести каждый из конфликтов до разрешения.

    Альтернативный фактор.

    Альтернативный фактор – это реальная угроза, которая настигнет героя в случае поражения в конфликте . Ключевое слово здесь – реальная. Если герой в результате поражения в конфликте никоим образом не пострадает, то и сопереживать ему для нас не так уж и интересно. Другое дело, если ему грозит реальная, ощутимая опасность. Отмечу особо, что альтернативный фактор нужно обозначить в тексте как можно раньше, чтобы не возникало неприятного ощущения марионеточности поступков.

    Ниже приведена классификация альтернативных факторов по книге А. Митты «Кино между адом и раем ».

    Классификация альтернативных факторов по А. Митте.

    1. Потеря самоуважения.
    2. Профессиональный провал.
    3. Физический вред.
    4. Угроза смерти.
    5. Угроза жизни семьи.
    6. Угроза жизни нации.
    7. Угроза человечеству.

    Как видите, степень накала идет по возрастающей. Но это отнюдь не значит, что самые захватывающие драмы строятся вокруг угрозы уничтожения человечества. Вовсе нет. Здесь как раз и проявляется настоящее мастерство писателя и сочинителя: конфликты с более слабыми альтернативными факторами рождают больше интересных вариаций. В нашем примере со змеей действует альтернативный фактор четвертой группы (угроза смерти), он-то и позволяет нам ввести дополнительный очень интересный внутренний конфликт. А вот действуй у нас уже пятый фактор (укус получил его собственный ребенок), никаких внутренних противоречий у мужчины не возникло бы.

    Что ж, на этом пока остановимся. Вы получили основные знания о природе конфликта в литературных произведениях, поняли основные моменты и особенности его использования и построения. Надеюсь, эти теоретические основы будут удачно воплощены вами на практике. Спасибо за внимание. Следите за обновлениями!