Как вы знаете, существуют различные виды орнаментов. Они бывают растительными, предметными, пейзажными, астральными, цветочными, фантастическими, каллиграфическими и др. Все зависит от того, из каких элементов выполняется узор. Геометрический состоит из простых фигур — круга, квадрата, прямоугольников, треугольников. Это самый распространенный и легкий для построения вариант. Чтобы его сделать, достаточно использовать трафареты или и понимать закономерность построения.

Геометрические орнаменты и узоры: виды

Расположение и характер композиции всегда связаны с формой предмета, на который наносится рисунок. По этому признаку существуют такие типы орнаментов из фигур:

  • ленточный;
  • сетчатый;
  • центрический или розеточный.

Первый строится в виде прямой или криволинейной полосы, идущей по центру или краю изделия. Так оформляют фризы, бордюры. Во втором случае вся декорируемая поверхность заполняется рисунком. У третьего варианта отдельные элементы располагаются внутри квадрата, круга, ромба, прямоугольника, которые находятся в центре украшаемого предмета.

Области применения орнамента

Геометрические применялись с древних времен. Это был самый легкий способ украшения кувшина или горшка. Использовались обычные палочки, которыми делались круглые углубления в поверхности, линии.

С развитием технологий геометрические орнаменты начали применяться в архитектуре, одежде. Сейчас их часто используют для украшения текстильной продукции, платков, постельного белья, ковров, а также в полиграфии при печати книг, обоев, для декорирования мебели, отделочных материалов (керамической и потолочной плитки, ламината, линолеума и.т.д).

Важные понятия

Любой узор, геометрический, растительный, имеет определенный мотив и раппорт. Нужно четко понимать, что значат оба слова. Первое — это главный элемент орнамента. Он бывает простой, состоящий из одной формы с единым контуром, или сложный, который предполагает наличие нескольких составных частей.

В качестве мотива может выступать стилизованный цветок, лист, звезда, разные виды многоугольников, звезда, состоящая из треугольников. Раппорт представляет собой совокупность мотива или их группы и расстояния до соседнего.

Приемы построения орнамента

Каждый узор, геометрический, растительный или любой другой, представляет собой определенный ритм, то есть повторение, чередование определенных элементов. В качестве мотива можно взять равнобедренный треугольник. Многократно повторите его по горизонтали без промежутков, тогда получатся своеобразные зубчики, на одинаковом расстоянии или чередуя длину пространства между элементами в определенной комбинации. Вид ленточного орнамента будет меняться. То же самое можно сделать по вертикали.

Чтобы создать сетчатый узор, достаточно полученную на первом этапе строчку из треугольников повторить несколько раз в столбик. Каждый модуль может находиться как один под другим, так и со смещением. Два разных горизонтальных ряда чередуются по определенной закономерности, через один, два и т.д

Оригинальные декоры получаются при комбинации различных видов отзеркаливания. По горизонтали или вертикали отражаются строчки, столбцы или только их части в определенной комбинации.

Центрические геометрические орнаменты и узоры получить также легко. Достаточно выбрать точку вращения на одном из концов элемента, внутри него или за пределами и вокруг нее сдвигать треугольник на определенное количество градусов.

Как сделать орнамент новичку

Простые геометрические узоры выполнить очень легко. За основу берется набор фигур, скомпонованных, например, в квадрате. Этот модуль повторяется многократно по любой из приведенных выше закономерностей.

Самый простой и увлекательный способ разработать узор, геометрический, растительный или любой другой — это использовать графический редактор на компьютере. Подойдет программа, работающая с векторной графикой, под которой понимаются как раз простые геометрические формы, имеющие контур и заливку. Такие узоры можно получить в редакторе или Adobe Illustrator.

Алгоритм работы будет следующий:

  1. Из геометрических фигур составляете базовый элемент.
  2. Выполняете операцию группировки частей.
  3. Копируете модуль.
  4. Вставляете нужное количество раз.
  5. Применяете функцию распределения всех выделенных фрагментов на определенном расстоянии. Строка готова.
  6. Группируете ее так же, как и сам модуль вначале.
  7. Пробуете различные комбинации отражений, повторений. Можно даже сделать вращение по окружности с разным углом поворота.

Комбинаций будет получаться множество. Выбирайте лучшие, распечатывайте или используйте в любых других целях. Кстати, можно воспользоваться таким изображением в качестве трафарета: обвести получившийся узор через стекло на бумагу, а дальше использовать для росписи ткани, декора открыток ручной работы, вышивки, витража, резьбы и любой другой техники художественного мастерства.

Построение по клеткам

Узоры из легко сделать по сетке. Можно воспользоваться обычным тетрадным листом или предварительно расчертить тонкими линиями ячейки любого размера на листе. Уже по ним обводятся контуры или зарисовываются цветом фигуры. Величину частей и промежутков легко определить, посчитав клеточки.

Итак, вы увидели, как строятся геометрические орнаменты и узоры. Вы можете выбрать любой из приведенных способов и попробовать самостоятельно выполнить какой-то вариант. Если делать это задание на компьютере, вы получите огромное количество вариантов. Это занятие очень увлекает, так как заранее трудно даже предположить, какой в итоге получится сложный декор из простого элемента.

Орнамент (лат. ornamentium - украшение) - узор, построенный на ритмическом повторении геометрических элементов - растительных или животных мотивов и предназначенный для оформления разнообразных вещей (предметов быта, мебели, одежды, оружия и т. д.), архитектурных сооружений.

Мотив - часть орнамента, его главный элемент. В зависимости от мотивов орнаменты делятся на три группы: геометрические, растительные, животные. Как видно из названия, главным мотивом геометрического орнамента являются геометрические фигуры.

В основе растительного орнамента лежат реально существующие в природе цветы, листва, плоды и т.д.

В животных орнаментах изображают животных, например коня, зайца, рыб, петуха, голубя, кукушку.

По композиции орнаменты делят на несколько видов: в полосе (фризы), в квадрате, в прямоугольнике, в треугольнике, в круге (розетты). Исходя из этого, различают три их типа:

    • линейные;
    • ячеистые (состоящие из равных ячеек);
    • замкнутые.

Орнаментальный мотив

Фриз

Раппорт

Розетта

Линейные орнаменты - это орнаменты в полосе с линейным вертикальным или горизонтальным чередованием мотива.

Ячеистый , или раппортный , орнамент - это мотив, который повторяется и по вертикали, и по горизонтали. Это орнамент бесконечный во всех направлениях. Раппорт - элемент орнамента, его главный мотив. Обычно используют прямоугольный раппорт.

Замкнутый орнамент компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге (розетте). Мотив в нем или не повторяется, или повторяется с поворотом на плоскости.

Симметрия (от древнегреческого - соразмерность) - соответствие, неизменность, проявляемые при каких-либо изменениях, при повторах, при воспроизведении. Двусторонняя симметрия, например, означает, что правая и левая стороны относительно какой-либо плоскости выглядят одинаково. Асимметрия - отсутствие или нарушение симметрии.

Ось симметрии - воображаемая линия, разделяющая фигуру на две зеркально равные части. По количеству осей симметрии фигуры бывают: с одной осью симметрии, с двумя, с четырьмя, а в круге вообще бесконечное количество осей симметрии.

В изобразительном искусстве симметрия - средство создания художественной формы. Она присутствует в орнаментальной композиции и является одной из форм проявления ритма в орнаменте.

Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чередования и повтора мотивов, фигур и интервалов между ними. Ритм - главное свойство любой орнаментальной композиции. Характерной чертой орнамента является ритмический повтор мотивов и элементов этих мотивов, их наклоны и повороты.

Ритмическое построение - это взаимное расположение мотивов в орнаментальной композиции. Ритм организует определенное движение в орнаменте: переходы от малого к большему, от простого к сложному, от светлого к темному или повторы тех же форм через определенные промежутки.

Ритм может быть:

  1. метрический (равномерный);
  2. неравномерный.

Ученическая работа. Орнаменты, выполненные краской и кистями

Ученические работы. Орнаменты, выполненные краской и кистями (1); вытынанки (2, 3)

В зависимости от ритма узор становится статичным или динамичным.

Неравномерный ритм придает композиции динамику, а равномерный делает ее спокойной.

  1. Что такое орнамент? Как разделяют орнаменты по различию мотивов? По композициии?
  2. Какие три типа орнаментов вы знаете?

Выберите формат и попробуйте создать орнаментальную композицию.

Инструменты и материалы: лист бумаги, акварельные краски, карандаш, резинка, кисти, фломастеры, цветные карандаши.

План работы:

  • Выберите тип и формат будущего орнамента, его основные мотивы и цветовую гамму.
  • Решите, какой тип симметрии вы примените.
  • Элементы орнамента будут повторяться или чередоваться?
  • Определите, где в вашей композиции будут акценты, какой цвет будет доминировать.
  • Определите, статическим или динамическим будет ваш орнамент.
  • Какими деталями вы обогатите свою композицию, каким будет фон?

Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита. Орнаментальные изображения доставляют эстетическое наслаждение, оказывающее сильное воздействие на человека, вызывают цепочки ассоциаций, позволяющие понимать и ценить произведение.Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива. Для орнамента характерны так же перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие воздушной перспективы (плоское изображение).

Орнамент всегда широко применялся в качестве декоративного оформления изделий, необходимых людям в быту и практической деятельности. Он составляет основу декоративно-прикладного искусства. Без орнамента не обходятся в изделиях художественных промыслов, керамике, текстиле.

Все орнаментальные рисунки по их изобразительным возможностям подразделяют на три вида: орнамент изобразительный , включающий в себя конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы или сложную эмблему;
орнамент неизобразительный , образованный из геометрических элементов, абстрактных форм, лишенных конкретного предметного содержания;
орнамент комбинированный , представляющий собой сочетание изобразительных мотивов или отдельных элементов, с одной стороны, и абстрактных форм – с другой.

Орнамент классифицируют 1. по изобразительным мотивам: растительный,геометрический, анималистический, антропологический, каллиграфический,фантастический, астральный и т.д.

2.По стилевой принадлежности: античный, готический, барочный и т.д.

3.По народной принадлежности: украинский, белорусский, греческий и т.д.

4.По изобразительной форме:плоскостной, рельефный(небольшое возвышение), контрельефный(небольшое углубление внутрь).
Характеристика орнаментов по изобразительным мотивам.

Первичной формой орнамента является технический орнамент, возникший в результате трудовой деятельности человека (фактура изделий из глины, обработанных на гончарном круге, рисунок простейших клеток в ткани, спиралеобразные витки, получаемые при плетении веревок).

Технический орнамент

Символический орнамент возник и сформировался на основе изображений животных, людей, орудий труда в наскальных рисунках, на ткани. Эволюция условных изображений привела к тому, что орнаментальные образы зачастую представляют собой символы. Появившись в Древнем Египте и других странах Востока, символический орнамент и сегодня играет важную роль, например, в геральдике (изображение серпа и молота, двуглавый орел и др).Геометрический орнамент сформировался на основе технического и символического орнаментов. В нем всегда делается акцент на строгом чередовании ритмических элементов и их цветовых сочетаний. Первооснова практически любой геометрической формы – реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная (греческий меандр-волна, круг – солнце и т.п.)

Растительный орнамент-самый распространенный после геометрического. Для него характерны свои излюбленные мотивы, различные для разных стран в разные времена. Если в Японии и Китае любимое растение – хризантема, то в Индии – боб, фасоль, в Иране – гвоздика, в России – подсолнух, ромашка. В раннем средневековье особенно популярны были виноградная лоза и трилистник, в период поздней готики – чертополох и плод граната, во времена барокко – тюльпан и пион. В 18 веке “властвует” роза, модерн выдвинул на передний план лилию и ирис. Растительный орнамент имеет наибольшие возможности в части разнообразия используемых мотивов, приемов исполнения. В одних случаях мотивы трактуются реалистично, объемно, в других – более стилизованно, в условной плоскостной форме.

Каллиграфический орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в таких странах, как Китай, Япония, арабских странах, в определенном смысле заменяя собой изобразительное искусство.

В основе фантастического орнамента лежат выдуманные изображения, чаще символического и мифологического содержания. Особенное распространение фантастический орнамент с изображениями сцен из жизни животных получил в странах Древнего Востока (Египте, Ассирии, Китае, Индии, Византии). В эпоху средневековья фантастический орнамент был популярен в связи с тем, что религия запрещала изображение живых существ.

Астральный орнамент утверждал культ неба. Основными его элементами были изображения неба, солнца, облаков, звезд. Наибольшее распространение он получил в Японии и Китае.

Пейзажный орнамент особенно часто использовался и используется на текстильных изделиях производства Японии и Китая.

В животном (анималистическом) орнаменте возможны как реалистические, так и более условные, стилизованные изображения птиц, зверей и т.д. В последнем случае орнамент в известной степени приближается к орнаменту фантастическому.

Предметный , или вещный орнамент возник в античном Риме и в дальнейшем широко использовался в эпоху Возрождения, во времена барокко, рококо, классицизма. Содержание предметного орнамента составляют предметы военной жизни, быта, музыкального и театрального искусства.

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Характер орнамента зависит также от национальных образов , представлений, обычаев и т.п. Например, орнамент украинцев совершенно отличен от орнаментальных форм арабов.

Украинский орнамент

Арабский орнамент

Арабеска от фр. arabesque – арабский) – европейское название орнамента средневекового искусства мусульманских стран. В основе арабески, построенной по геометрической сетке – принцип бесконечного пространственного развития повторяющихся групп орнаментальных мотивов. Арабеска отличается многократным ритмическим наслоением однородных форм, что создает впечатление запутанного прихотливого узора.

Совокупность орнаментов, их обусловленность материалом и формой предмета, а также ритм образуют тот декор, который является неотъемлемым признаком определенного стиля. Стиль в искусстве какой-либо эпохи – это исторически сложившееся единство образной системы, средств и способов художественной выразительности. Основу любого стиля составляет единообразная система художественных форм, порожденных идейной и методологической общностью, возникшей в определенных социальных и экономических условиях. При формировании образной системы нового стиля орнамент входит в число наиболее важных составляющих его элементов и находится в числе тех средств художественной выразительности, которые позволяют безошибочно определять принадлежность к данному стилю какого-либо архитектурного памятника или произведения декоративно- прикладного искусства.

По стиливым особенностям орнамент бывает античный, готический, византийский, барочный и т.д

Готический орнамент

Орнамент эпохи Возрождения.

В период Средневековья орнаменты отличались фантастическими и сказочными рисунками, основанными на растительных и животных мотивах. Средневековый орнамент символичен. Природные мотивы трактуются условно и стилизованно. Простые прямолинейные геометрические формы переходят в плетеные криволинейные. Через выработанные декоративно-орнаментальные средства в Средние века опосредованно передавались внутренний мир, состояние и переживания человека, чего не было в древнем искусстве.

В эпоху Возрождения формируется светская гуманистическая культура, утверждающая ценность человеческой личности. В этот период искусство стремится к ясности и гармонии. В орнаментах широко используются мотивы аканта и дуба, виноградной лозы, тюльпана, расположенных на фоне растительных завитков и узоров. Кроме того, часто изображали животных и птиц в сочетании с обнаженным человеческим телом.

Орнамент стиля барокко строится на напряженных контрастах, резко противопоставляя земное и небесное, реальное и фантастическое, впрочем как и все искусство барокко. Орнаментика барокко отличается разнообразием и выразительностью форм, пышностью, великолепием и торжественностью. Для нее также характерны декоративность и динамика, преобладание криволинейных форм и асимметрии.

В начале XVIII в. стиль барокко трансформируется в стиль рококо. Орнамент приобретает легкость, воздушность, подвижность и живописность. Для него характерны ажурные, изогнутые, криволинейные формы, отсутствие ясной конструктивности (излюбленный мотив - раковина).

В период классицизма в конце XVIII в. происходит пересмотр идеалов античной эстетики. Орнамент вновь приобретает статичность и уравновешенность, ясность и четкость. Он состоит в основном из прямых линий, квадратов, прямоугольников, кругов и овалов, становится сдержанным по колорит.

В начале XIX в. господство классицизма завершается стилем ампир (от франц. empire - империя), который черпает свои художественные идеалы из искусства греческой архаики и императорского Рима. Орнаментике ампира присущи суровость, схематизм, строгость, торжественность и помпезность, а в качестве мотивов используются воинские доспехи и лавровые венки. Характерные цветовые сочетания: алый с черным, зеленый с красным, синий с ярко-желтым, белый с золотом.

Итак, орнамент каждого периода обнаруживает связь с духовной жизнью общества, архитектурой, декоративным искусством, отражает эстетику эпохи.

Орнаменты по характеру поверхности подразделяются на плоские и рельефные

Релефный орнамент

В особую группу объединяются те из них, в которых сочетаются рельеф и цвет. Своеобразие имеют рельефные узоры, например резьба по ганчу (среднеазиатская разновидность гипса). Традиция украшать жилища резным гипсом существует на территории Средней Азии с первых веков нашей эры.Прекрасные образцы такой резьбы можно увидеть в архитектурных памятниках Хорезма,Самарканда, Бухары.

Резьба по ганчу

Четко выраженный ритм, как и стилизация — основа всех орнаментов. Рапорт (мотив)-повторение одной и той же группы элементов в узоре.

Одно мотивным называют узор, в котором ритмически повторяется один и тот же мотив. Например, одно мотивным является знаменитый древнегреческий орнамент под названием «меандр».

Меандр

Часто встречается в орнаменте ритмическое повторение двух разных мотивов.

В зависимости от цели и назначения различают три вида орнамента, которые принято считать основными: ленточный, сетчатый и композиционно замкнутый.

Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы. Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон - сверху и снизу. Ленточный орнамент подразделяется на фриз, бордюр и кайму.

Многие культурологические концепции базируются на вещных проявлениях народного сознания: предметах быта, одежде, манере строительства жилищ и так далее. Совершенно очевидно, что данные явления изучаются учеными максимально пристально, начиная от внешних проявлений, заканчивая заложенным в них сакральным смыслом.

Особенный интерес в этом отношении вызывают орнаменты, поскольку они одновременно идентифицируют определенную культуру или народность, и в то же время являются общими для совершенно разных, порой диаметрально противоположных культур.

Виды орнаментов

На данном этапе развития культурологии принято различать четыре основных типа этих украшающих элементов. Одним из самых распространенных считается геометрический узор, которому свойственно обилие четких линий, точек и геометрических фигур.

Следующим по популярности следует растительный орнамент, в основе которого лежит изображение различных листьев или же цветов, расположенных в определенном порядке и конкретных формах. Этот тип украшения одежды и предметов быта очень характерен для нашей славянской культуры.

Примерно такое же распространение, как и растительный орнамент, получил зооморфный. В некотором смысле они даже близки друг другу, поскольку элементы флоры часто встречаются в такого рода изображениях. Тем не менее, основной акцент ставится в данном случае именно на животных (причем как реально существующих, так и выдуманных).

Наконец, культурологами выделяется так называемый антропоморфный тип орнамента, в основе концепции которого стоит человек.

В данной же статье мы определим, что такое растительный орнамент, для каких культур он характерен и что символизирует.

Исторические корни

В целом, изображение элементов флоры свойственно практически всем культурам, поскольку эта традиция напрямую связана с концепцией мирового древа.

Этот культ считается одним из древнейших и самых распространенных. Для славян в эпоху язычества он занимал одно из главенствующих мест, будучи основой миропонимания в целом.

Культура Египта

Свойствен был растительный орнамент и культуре Древнего Египта. Некоторые исследователи даже утверждают, что именно эту часть Земного шара и культуру можно называть родиной флористического узора, из-за чрезвычайно благоприятных природных условий.

Египтяне изображали в основном лотос и тростник, которые были наиболее распространены и почитались в качестве священных растений.

Искусство Востока

Не меньшей популярностью пользовался растительный орнамент у шумеров и ассирийцев. Чаще всего эти народы изображали ромашки и маргаритки, олицетворявшие, с их точки зрения, солнце. Так же часто можно было встретить изображение шишек, гранатов, пальм и колосьев.

Персидская традиция

Если в предыдущих случаях изображение было достаточно схематичным, то в данном случае наблюдается куда большая тяга к натуралистическому изображению. Растительный орнамент персидского декора чаще всего включал в себя гвоздики, анемонов и нарциссов.

Древняя Греция

Естественно, нельзя не сказать о том, что очень часто использовались подобные элементы в эллинской культуре. Наряду с геометрическими фигурами существовали и растительные орнаменты и узоры, изображавшие пальмовые, лавровые ветви, виноградные лозы и даже водоросли, что напрямую связано с территориальной расположенностью Греции.

Славянская культура

Как уже говорилось ранее, наша культура также совершенно не чужда использованию такого рода элементов. Растительные орнаменты и узоры наиболее прочно осели в украинской культуре, однако до этого активно использовались всеми славянами.

Чаще всего изображались такие растения, как хмель, мак, пшеничные колосья, барвинок, дубовые, виноградные листья, калина. Как правило, данные элементы изображались красным цветом на белом фоне.

Тайный смысл

Совершенно очевидно, что растительные элементы орнамента никогда не изображались в качестве простого украшения. Испокон веков изображение той или иной фигуры или явления имело скрытый сакральный смысл. Калина на одежде и предметах быта, к примеру, символизировала не только космическую гармонию, но и благоденствие, здоровье и прочность рода.

Дубовые листья, вышитые на мужских сорочках и полотенцах, должны были приносить их обладателям силу и мужество.

Виноградные листья и грозди означали прочность и счастье семьи, здоровое потомство и всяческие блага, связанные с семейным очагом. Маки же должны были защитить владельца от зла в любых его проявлениях.

Полосы орнамента

Как известно, существуют два основных способа изображения символических элементов - в виде одной линии (части узора следуют одна за другой) и круговой.

Растительный орнамент в полосе представляет собой постоянное повторение и чередование различных элементов. Пшеничные колосья, к примеру, могут чередоваться с хмелем. Такого рода расположение чаще всего использовалось именно в одежде, поскольку имело своего рода защитную функцию. Как правило, узоры такого типа были размещены на манжетах, поясах, у ворота и на юбках. Опоясывание растительными элементами имело для народа чрезвычайно важное значение, которое во многом сохранилось и до сих пор.

Также линейное изображение применялось в декорировании домов - часто растительные элементы можно встретить по периметру дверей, на ставнях домов, столах и других предметах интерьера.

Круговое изображение

Наряду с вышеописанным способом нанесения и размещения существовал и другой. Орнамент в круге, растительный или другой, чаще использовался в декорировании посуды и украшений, хотя по смыслу и не отличался от узоров, выполненных полосой.

Круговое изображение тех или иных элементов также символизировало цикличность, повторяемость и бесконечность жизни.

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова

Санкт-Петербурга


Проектирование урока изобразительного искусства раздела «Орнамент».

Тема: «Орнамент. Рисование геометрического орнамента в полосе».
Тип урока: практикум.

УМК «Школа России».

1 класс, урок 45 минут.

Чекмезова Мария Леонидовна

Санкт-Петербург


1. Методы обучения:

1. Рассказ с использованием наглядных пособий (пассивный метод).
2. Беседа (активный метод).
3. Демонстрация.
4. Инструктирование (смешанное).
5. Практическая работа.

2. Средства обучения:

1. Презентация;
2. Наглядный материал (платок, посуда, игрушки);
3. Готовый нарисованный геометрический орнамент;
4. Подготовленные геометрические фигуры.

3. Материалы, инструменты, приспособления для учащихся:

1. Белая бумага, формат А4;
2. Простой карандаш;
3. Гуашь;
4. Кисточка для краски;
5. Стакан для воды;

4. Предварительная подготовка:

1. Составить презентацию;
2. Вырезать из картона фигуры.

5. План урока с учётом времени:

1. Организационный момент: 1 мин.
2. Объявление темы и постановка цели урока: 2 мин.
3. Объяснение нового материала: 8 мин.
4. Анализ рисунка: 5 мин.
5. План работы: 1 мин.
6. Практическая работа: 20 мин.
7. Выставка работ: 3 мин.
8. Уборка рабочего места: 1 мин.
9. Подведение итогов, рефлексия: 2 мин.

Ход урока.

1.Организационный момент:

Здравствуйте ребята! Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку!

2. Объявление темы и постановка цели урока:

Посмотрите, что изменилось в нашем классе? Что вы видите интересного?

Появились разные предметы, красиво раскрашенные.

Правильно. Вы видите: платок, игрушки, посуду. А чем же они так привлекательны?

Рисунком, узором.

Молодцы. Сегодня мы узнаем, что такое орнамент, его виды и научимся рисовать геометрический орнамент в полосе.

3.Объяснение нового материала:

Рассказ сопровождается показом слайдов:



Давайте посмотрим на эти рисунки. Что вы видите?

Рисунки, узоры.

Из каких элементов состоят узоры?

Из листочков, линий, ромбов, кругов, квадратов.

А как они расположены?

Они повторяются.

Все четыре рисунка на слайде - это орнаменты.

Попробуем сформулировать определение.

Орнамент – это узор, из деталей, которые повторяются.

Итак, орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.








Орнамент используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения.Он поднимает настроение, украшая и облагораживая предметы повседневной жизни.

Сегодня я познакомлю вас с двумя видами орнамента.

Посмотрите на следующий слайд.
Что вы видите?

Орнамент.

Из каких элементов он состоит?

Из листиков.

Правильно. А листья – это у нас часть чего?

Растения.

Значит, этот вид орнамента называется – растительным, он состоит из листьев, цветов, плодов.


Посмотрите, это тоже орнамент.

Чем он отличается от растительного орнамента?

Он без растений.

Верно. А из каких элементов он состоит?

Из геометрических фигур.

Молодцы! Какие геометрические фигуры вы видите?

Круг, треугольник, овал.

Какой мы сделаем вывод? Как называется этот орнамент?

Геометрический!

Итак, орнамент, состоящий из геометрических фигур, точек и линий, называется геометрическим.

4.Анализ рисунка :

Сегодня я для вас приготовила вот такой рисунок. Посмотрите. Как мы можем его назвать?

Орнамент.

Из чего он состоит?

Из геометрических фигур.

Из каких?

Круг и квадрат, треугольник.

А в чём находятся эти фигуры?

В полоске.

В чём особенность этого рисунка?

Фигуры повторяются.

Сделаем вывод, что это геометрический орнамент. Где его можно встретить?

На одежде, посуде и т.д.

Сегодня вы научитесь рисовать геометрический орнамент в полосе. В будущем, вы сможете использовать такой орнамент для украшения своих поделок из бумаги, вышить такой узор на ткани, расписать какой-нибудь предмет.

5. План работы над рисунком :

Посмотрите на доску и прочитайте план нашей с вами работы.

а) Составление рисунка орнамента из геометрических фигур;

в) Раскрашивание орнамента красками.

6. Практическая работа:

1) Возьмите лист бумаги. Положите лист горизонтально, сложим его пополам для этого потянем нижний край лист к верхнему - соединим, прогладим линию сгиба от центра к краям (показ учителем приема работы). Получилась основа вашего орнамента, полоса.

2) Давайте рассмотрим все виды геометрических фигур, которые вы можете использовать в составлении орнамента? Посмотрите на примеры: (можно развесить на доске или показать на компьютере).




Можно использовать разные линии, полукруг, прямоугольник и т.д

Какие условия должны соблюдаться в составлении орнамента?

Повторение и чередование элементов.

Обратите внимание, что орнамент должен располагаться в полосе!

Молодцы! Теперь, чтобы нам потренироваться, мы поиграем в игру. Разделитесь на три команды. Каждая команда должна составить из вырезанных фигур орнамент в полосе, на доске. Вам даётся 1 минута. Начали!

Давайте проверим. Какие вы молодцы! Посмотрите, все орнаменты верно составлены?

Нет! У второй команды все фигуры разные, они не повторяются.

3) Теперь каждый самостоятельно должен придумать и нарисовать геометрический орнамент в полосе.

4) Все понравились? Молодцы! Теперь возьмите краски и кисточки и раскрасьте свои орнаменты.

Обращаю ваше внимание на то, что в вашей работе должны быть соблюдены правила орнамента, элементы не должны быть огромными, или наоборот слишком мелкими, диаметр круга не более 2 см, ширина квадрата не более 4 см, раскрасьте орнамент яркими цветами, не забудьте раскрасить фон.

7. Выставка работ учащихся:

Давайте развесим наши работы на доске!

Давайте внимательно посмотрим на ваши работы, какая вам нравится больше всего? Чем?

Нравится работа ученика N , она яркая!

Посмотрите, все работы выполнены правильно? Везде ли соблюдены правила орнамента?

На работе ученицы M рисунок не повторяется.

8.Убока рабочего места:

Ребята, наведите порядок на своих рабочих местах.

9. Итоги урока, рефлексия:

Довольны ли вы своей работой? Чему вы сегодня научились? Что узнали для себя нового? Получилось ли то, что вы хотели? На что следует обратить внимание? Что получилось особенно удачно? Можете ли вы сами назвать свои ошибки? С каким настроением вы работали? Хочется ли вам сделать ещё что-нибудь подобное?

Все сегодня отлично постарались! Молодцы!

КАРТА УРОКА

«Орнамент. Рисование геометрического орнамента в полосе».

Цель:

Познакомить с понятием «орнамент», учить составлять композицию геометрического орнамента в полосе.

Конкретизация главной дидактической цели по уровням познавательной деятельности (задачи урока) в когнитивной (образовательной) области.

Уровни познавательной деятельности

Задания, выполнение которых
решает поставленные задачи

Знать

1.Что такое орнамент, виды орнамента: растительный и геометрический.

2.Знать из чего состоит и как рисовать геометрический орнамент в полосе.

4. Как составить орнамент.

1.Слушание учителя, просмотр презентации.

2. Беседа.

4.По инструкции учителя нарисовать свой орнамент.

Понимать

1.Чем отличаются виды орнамента.

Где можно увидеть орнамент, для чего его используют сейчас и раньше. Где можно использовать его в будущем.

1.Слушание учителя, презентация.

2. Беседа.

Применять

1.Нарисовать свой геометрический орнамент.

2.Н аходить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы .

3. Составление орнамента в команде.

4. Применять правила орнамента в практической работе.

1.Выполнение практического задания.

2. Беседа.

3. Игра.

Анализировать

1.Из чего состоит изделие, из каких предметов.

1.Анализ изделия учителя.

Синтезировать

1.Способность совместить все навыки составления геометрического орнамента воедино.

Составление орнамента, придумывание орнамента, раскрашивание орнамента, представление своей работы на выставке.

Оценивать

1.Правильно ли выполнено задание у себя и других.

2.Где допущены ошибки.

Выставка и обсуждение работ.


Самоанализ проекта урока изобразительного искусства

Критерии анализа

Анализ

баллы

Связь темы урока с разделом методики преподавания изобразительного искусства в начальных классах

Тема связана с разделом методикой изобразительного искусств «Орнамент», так как предполагает проектирование урока по изучению понятия «орнамент» и исполнению рисунка с геометрическим орнаментом.

Реализация деятельностного подхода

На уроке осуществляется деятельностный подход на примере таких заданий, как составление, придумывание и раскрашивание геометрического орнамента на этапе практической работы. И на примере таких вопросов, как анализ готового рисунка, на этапе анализа рисунка учителя и анализа рисунков одноклассников.

Отбор методических приёмов на каждом этапе урока обучения в соответствии со спецификой учебного предмета и УМК

На этапе постановки цели использовался приём поиска, он способствует развитию мышления. На этапе анализа изделия используется приём пошагового разделения изделия, это способствует тому, что дети учатся видеть не только целое, но и разделять предмет на части, видеть его состав. Этап составления орнамента, способствует развитию пространственного мышления. На этапе практической работы, приём индивидуальной работы, способствующий проявлению личности ребёнка и его персональных предпочтений. На этапе выставки работ, приём коллективного обсуждения, активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Учтены следующие особенности УМК «Школа России»: р ебенок должен шаг за шагом открывать многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющих всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связь искусства с жизнью человека , роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса ;

Выбор форм организации продуктивной деятельности

На уроке осуществлялась совместная продуктивная деятельность: способность обсуждать и оценивать свою работу и работу других; индивидуальная деятельность: формировалась способность выразить свою фантазию в составлении орнамента, в выборе цветов.


Общее количество баллов: максимально – 4 б. фактически - ________