Для сплочения работников и повышения эффективности их работы в Западной практике и ряде отечественных компаний успешно применяется тимбилдинг. Что это такое, можно понять на примере спортивных клубов. Только та команда достигает успеха, в которой участники хорошо понимают друг друга и тесно взаимодействуют между собой. Именно этот спортивный принцип был замечен менеджерами в 50-х годах и начал активно использоваться при разработке политики управления.

Немного истории

Впервые люди оценили преимущество слаженной коллективной работы и взаимопомощи еще в древности. Но первые проявления тимбилдинга, приближенные к тем, о которых мы говорим сейчас, зародились во времена Второй мировой войны. В те годы британские специалисты усердно занимались разработкой тренингов для солдат своей армии.

Но особенно серьезно задумались о необходимости такого явления, как тимбилдинг, что это такое и зачем это нужно, американцы в 50-х годах. Тогда на ряде предприятий зародилась практика ролевых коллективных тренингов. Сотрудники в ходе костюмированных игр исполняли роли различных исторических персонажей. Менеджеры отметили, что это помогало работникам лучше узнавать друг друга и искать точки соприкосновения.

На отечественных просторах тоже не так давно появился тимбилдинг. Москва, Санкт-Петербург и другие крупные города, в которые в конце 90-х годов пришли иностранные компании, впервые узнали об этом явлении. Формирование команды происходило за счет спортивных, творческих и психологических игр. Сегодня в отечественной практике тимбилдинг довольно популярен, но не так распространен, как хотелось бы.

Команда или группа?

Для того, чтобы понять, зачем нужен тимбилдинг компании, нужно понять различия между командой и группой людей. Их четко сформулировали Такман и Дженсен. Сравнение приведено в таблице.

Команда Группа
Борьба за личные преимущества участники предпочитают взаимные уступки для достижения общей цели. Каждый участник независим и отстаивает только собственные интересы.
Работа воспринимается, как часть жизни, как личная ответственность. Участники воспринимают работу исключительно, как обязательство, относятся к ней только с точки зрения подчиненных.
Участники с уважением относятся к идеям друг друга, стараются найти им применение для общего блага. Новые идеи не приветствуются, каждый работает в рамках своей компетенции.
Участники открыты для обмена информацией и идеями. В группе царит атмосфера подозрительности и недоверия.
Конфликт воспринимается, как возможность разрешения недопониманий и толчок к дальнейшему развитию. Конфликты затяжные, неконструктивные и тормозят развитие.
Каждый из участников пытается понять и принять мнение другого. Каждый отстаивает свою позицию, не проявляя уважение к противоположной стороне.

Эта таблица наглядно показывает, насколько предпочтительнее организовывать команды для для решения поставленных перед коллективом задач.

Ключевые цели тимбилдинга

Деятельность руководства предприятия по сплочению и гармонизации коллектива - это тимбилдинг. Что это такое, проще понять, изучив ключевые цели данного процесса. Они формулируются следующим образом:

  • Формирование навыков взаимодействия в различных ситуациях (штатных или форс-мажорных).
  • Выработка чувства личной ответственности работника за общий результат.
  • Замена конкуренции на тесное сотрудничество.
  • Выработка у сотрудников взаимного уважения, сопереживания и заботы друг о друге.
  • Осознание сотрудниками превосходства коллективной цели над личной.
  • Грамотное распределение ролей среди работников организации.
  • Гармоничное сочетание самоуправления с коллективным взаимодействием.
  • Формирование позитивного настроения в коллективных отношениях.

Классификация

В зависимости от того, как и с какой целью осуществляется проведение тимбилдинга, его можно разделить по классификационным признакам. Их них можно выделить два основных:

1. По эффекту:

  • Мотивационный (цель упражнений - бросить вызов участникам).
  • Эмоциональный (упражнение должно способствовать поднятию настроения или выбросу адреналина).
  • Тестировочный (направлен на выявление скрытых ресурсов).

2. По способу:

  • В помещении (офис или специально подготовленное помещение).
  • На открытом воздухе.

Формы тимбилдинга

Изучив мировой опыт проведения корпоративного тимбилдинга, можно выделить несколько основных его форм. Их перечень выглядит следующим образом:

  • Личностный. Сплочение коллектива происходит за счет того, что сотрудники ближе и глубже узнают друг друга. В ходе тренинга участники должны постараться понять и принять убеждения друг друга. В качестве примера можно привести заполнение анкет и прохождение тестов с последующим обсуждением результатов.
  • Активный. Проводятся какие-либо спортивные мероприятия. Это может быть банальное перетягивание каната или экстремальный поход. Участники учатся взаимопомощи и доверию.
  • Игровой. Происходит искусственное моделирование ситуаций, в которых каждому из участников назначается определенная роль. Как правило, это позволяет выработать коллективные навыки.
  • Проблемный. Участникам предлагается совместно решить какую-либо проблему. Организатор внимательно следит за процессом, чтобы выявить слабые места в коллективе.

Нестандартные формы

В мировой практике постоянно появляются какие-то новые и нестандартные формы тимбилдинга. Вот основные из них:

  • Флешмоб. Проведение фотосессии, съемка видеоролика или реализация какой-либо инсталляции по заранее оговоренному сценарию.
  • Шерстяной тимбилдинг. Подразумевает использование клубков шерстяных ниток. Бросая предмет кому-то из участников, он предлагает установить связь с другими сотрудниками. Постепенно клубков становится больше, и все участники оказываются опутаны нитями.
  • Социальный тимбилдинг. Объединение усилий участников команды для участия в благотворительных программах.

Организационные моменты

Решение об укреплении командного духа должно быть обдуманным и ответственным. Организация тимбилдинга включает в себя целый ряд немаловажных моментов:

  • Цель. Какие проблемы присутствуют в вашей организации? Какого результата вы ожидаете от мероприятия?
  • Время. Насколько загружены ваши работники? Не отнимет ли тренинг их личное время? Есть ли возможность провести мероприятие в счет рабочих часов?
  • Поддержка. Достаточно ли вы знаете о тимбилдинге и особенностях его проведения? Может, стоит привлечь к организации профессионала в этой сфере?
  • Бюджет. Сколько средств вы можете выделить на проведение мероприятия?
  • Атмосфера. Будет ли интересно вашим сотрудникам принимать участие в подготовленном мероприятии? Интересно ли вам самому?
  • Комфорт. Далеко ли добираться до места проведения мероприятия? Если да, организуйте трансфер. Много ли времени отнимет тренинг? Если да, позаботьтесь о перекусе.
  • Совершенствование. Все ли правильно вы сделали? Возымел ли тимбилдинг какой-то эффект? Это можно узнать путем анонимного анкетирования сотрудников.

Примеры игр для построения команды

Не каждая организация может позволить себе нанять менеджера по построению команды. Поэтому, и в упрощенных формах может проводиться тимбилдинг. Сценарий может включать в себя такие простые игры:

  • Пантомима. Участник должен показать какое-либо задуманное слово, не используя вербальные средства. Его коллеги угадывают. Игра направлена на выработку взаимопонимания и на подавление стеснительности.
  • Наперегонки. Игра проводится между участниками разных отделов или подразделений. Капитан должен выстроить участников своей команды по какому-либо признаку (рост, возраст и так далее) в возрастающем или убывающем порядке. Кто первый справился, тот и победил. Игра стимулирует сотрудников лучше узнавать друг друга.
  • Аноним. Каждый из участников анонимно пишет на листке какие-то сведения о себе. Это могут быть факты из жизни или личные данные. Листки перемешиваются, после чего кто-то их зачитывает. Присутствующие должны угадать, о ком именно идет речь в описании.
  • Скакалка. Если руководитель предпочитает проводить тимбилдинг на природе, это идеальный вариант. Понадобится длинная скакалка длиной 2-3 метра. Сотрудники должны стать в ряд и синхронно прыгнуть максимальное количество раз, не сбиваясь. Упражнение вырабатывает навык координации действий.
  • Кулинария. Совместными усилиями участники должны приготовить какое-то блюдо из предложенного набора продуктов. Упражнение выявит неформальных лидеров и научит распределять обязанности.

Примеры нестандартного тимбилдинга

Классический игровой тимбилдинг мало кого удивит. Для решения серьезных проблем можно прибегнуть к таким нестандартным приемам:

  • Тестирование продукции или услуг. Суть в том, чтобы ближе познакомить сотрудников с деятельностью предприятия. Работникам будет предложено протестировать товар или услугу с последующим коллективным обсуждением.
  • Дэнстерапия. Суть в том, чтобы научить сотрудников танцевать. Каждый раз команда будет вместе осваивать новый стиль танца. Каждый раз расстановка пар будет меняться.
  • Квест. Во многих крупных развлекательных центрах есть квест-комнаты. Попадая в замкнутый искусственно смоделированный мир, сотрудники ощутят важность командной работы и зависимость друг от друга.

Критика тимбилдинга

Как бы странно это не звучало, но некоторые специалисты критикуют тимбилдинг. Что это такое, понимают далеко не все сотрудники. Многие из них воспринимают занятия по построению команды не иначе, как увеселительное мероприятие. Поэтому есть риск, что затраченные усилия окажутся безрезультатными.

Не стоит недооценивать и вклад руководителя. Не будучи хорошо знакомым с теорией и практикой тимбилдинга, он может неграмотно организовать тренинг или поставить перед участниками неправильные цели.

Есть еще один риск, о котором не стоит забывать при организации тимбилдинга. Не исключено, что результат тренинга будет обратным ожидаемому. Между участниками коллектива вполне может возникнуть конфликт, который приведет к еще большему разладу и недопониманию.

В заключение

Человеческие взаимоотношения - это тонкая материя. Порой недопонимание, недосказанность или взаимная неприязнь может стать препятствием на пути развития организации и достижения коллективного успеха. Задача эффективного руководителя - сформировать дружелюбный и сплоченный коллектив из людей с разными интересами, характерами и мировоззрениями. Именно в этом и состоит смысл тимбилдинга.

Тимбилдинг - слышали такое слово? А еще часто говорят командообразование, потому что дословно в переводе с английского team building означает построение команды. Наверняка многие хотя бы примерно представляют себе, что это такое. Для чего нужен этот самый тимбилдинг и как его организовать?

Что такое тимбилдинг?

Каждый здравомыслящий руководитель хочет, чтобы его компания работала эффективно и слаженно. Без сплоченного коллектива добиться этого будет трудно. Или у вас здоровый микроклимат и единая команда, где все нацелены на достижение общей цели, помогают друг другу, или, извините, настоящий серпентарий с постоянными склоками и интригами.

Одним из эффективных методов выработки командного духа и является тимбилдинг - целый комплекс мероприятий, направленных на объединение коллектива. Каким образом - проводя активный совместный отдых, тренинги, корпоративные игры, праздники.

Организуя такие мероприятия, руководство дает возможность сотрудникам поближе познакомиться друг с другом в неформальной обстановке.

Корпоративный тимбилдинг - цели и задачи

Организация тимбилдинга как совместного досуга - цель, конечно, благая. Прекрасно, когда руководитель заботится о полноценном отдыхе своих сотрудников.

Но на самом деле у командообразования цели и задачи гораздо шире. Чего хочет умный руководитель:

  1. выработать в коллективе чувство единства и сплоченности;
  2. приучить сотрудников работать в команде и сообща решать поставленные задачи;
  3. стимулировать работников находить нестандартные решения проблем;
  4. укрепить внутрикорпоративные связи;
  5. способствовать установлению новых контактов в коллективе;
  6. вместо нездоровой конкуренции стимулировать сотрудничество между коллегами;
  7. помочь быстрой адаптации новичков;
  8. искоренить конфликты, установить доверительные отношения между сотрудниками;
  9. раскрыть потенциал каждого работника;
  10. дать возможность психологической разгрузки коллектива;
  11. повысить лояльность сотрудников;

Организация тимбилдинга - задача не из легких. Если понимаете, что самостоятельно осилить полноценное проведение мероприятий будет сложновато, лучше обратиться за помощью к тимбилдинг-тренеру. Некоторые компании, занимающиеся организацией праздников, с удовольствием предложат свои услуги.

Программа тимбилдинга может быть любой, все зависит от финансовых возможностей предприятия. В принципе, даже в обычную корпоративную вечеринку можно включить командные игры и задания.

Тимбилдинг - виды

Самое оптимальное решение. Люди отдохнут от офисной обстановки, городской суеты и, к тому же, смогут быстрее расслабиться психологически.

На природе хорошо проводить тимбилдинг, сценарий которого подразумевает активные виды досуга.

Активный тимбилдинг

Места для проведения мероприятий могут быть самыми разными - загородные отели, пансионаты, турбазы, просто лесные поляны или берега водоемов, там, где удобно расположиться большим коллективом.

Одним из самых популярных и эффективных видов тимбилдинга можно назвать приключенческие квесты. Пройти все испытания, сообща преодолеть препятствия и опередить соперников - такая задача стоит перед командой. И от слаженности действий ее членов будет зависеть результат.

Можно организовать тимбилдинг, упражнения которого идентичны заданиям из проекта «Большие гонки», поиграть в пейнтбол, устроить комбинированные эстафеты.

Активный тимбилдинг чаще всего имеет спортивную направленность: устраиваются футбольные и волейбольные состязания, водные заплывы, гонки на плотах, квадроциклах, соревнования по скалолазанию, кроссы, спортивное ориентирование.

Главное здесь, что тимбилдинг, виды которого так разнообразны, помогает не просто отдохнуть на природе, получить заряд бодрости и хорошее настроение, но и проявить себя каждому участнику, помочь своей команде добиться успеха. Мужским коллективам подойдет экстремальный тимбилдинг, например, рафтинг.

Творческий тимбилдинг

Тимбилдинг, конкурсы которого имеют творческую направленность, может иметь несколько разновидностей. Театрализованные постановки, инсценировки, живые презентации - все зависит от фантазии организаторов.

Можно выбрать мероприятие с историческим уклоном и устроить ролевую игру с использованием костюмов и атрибутики какой-либо эпохи, хоть Древней Руси, хоть Средневековья с его рыцарскими турнирами.

А как вам идея музыкального и танцевального тимбилдинга? Сотрудники проявят свои таланты, а команды станут на время творческими коллективами.

Можно пригласить профессионалов в различных видах искусства и устроить творческие мастерские по обучению игре на музыкальных инструментах, уроки бальных танцев или сальсы.

Кулинарные тимбилдинги можно устраивать с приглашением шеф-повара ресторана, который и даст советы по приготовлению, и оценит творения участников конкурса.

Еще вариант тимбилдинга - организовать мастер-классы по рукоделию, например, и затем провести конкурс на лучшее изделие.

Психологический тимбилдинг

Кроме различных конкурсов, командообразование подразумевает и такой вариант как психологический тренинг. Тимбилдинг этого плана заключается в проведении игр и выполнении заданий на умение вести себя в различных ситуациях, подчас стрессовых, на понимание друг друга, поддержку, лидерство.

Один из вариантов - присутствие на тренинге психолога, наблюдающего за поведением участников и дающего свой анализ происходящего, а также рекомендации сотрудникам.

Могут моделироваться различные ситуации, а команда ищет выход и предлагает свои решения проблемы.

Есть и более жесткий вариант, когда форс-мажор создается искусственно, например, сотрудникам сообщают о краже в офисе и предстоящем обыске полицейских, или включают пожарную сигнализацию и наблюдают за реакцией коллектива. На основании этого можно сделать выводы о психологическом микроклимате и проблемах, которые нужно устранять.

Сценарий тимбилдинга

Организовывая тимбилдинг, сценарий которого может быть любым, нужно учесть многое: численность вашего коллектива, финансовые возможности фирмы, задачи, которые хотели бы решить.

Работа в крупной компании, например, предполагает, что сотрудники не знают многих своих коллег. Целью мероприятия можно выбрать знакомство отделов, расширение возможных контактов между людьми.

Большая фирма может позволить себе организовать дальнюю поездку для своего персонала, вплоть до заграничной. Тогда несколько дней насыщенной программы дадут возможность провести множество мероприятий, причем, как правило, одним видом тимбилдинга не обойтись.

За это время можно устроить и интеллектуальные конкурсы, и провести тренинг для решения конкретных бизнес-задач, и спортивные состязания организовать. То есть, подойти к делу комплексно. Сценарий тимбилдинга нужно подробно разработать заранее.

Тем же, кто не располагает широкими возможностями, предстоит самостоятельно проводить тимбилдинг, при этом конкурсы, сценарий и место проведения могут быть любыми. Например, фирма организует выезд за город, и сотрудники отдыхают, попутно участвуя в командообразующих мероприятиях.

Сценарий тимбилдинга может включать такие конкурсы:

«Коллективный прыжок» - создаются команды из 7-ми и более игроков. Участники синхронно прыгают через большую скакалку. Совершать прыжки одновременно трудно, вот вам и тренировка командного духа.

«Мастера пантомимы» - один из игроков изображает заданный предмет, а остальные угадывают, что это. Игра знакома всем с детства, но процесс угадывания всегда вызывает положительные эмоции, к тому же обсуждение коллективное, что объединяет и сплачивает участников.

«Узнай меня!» - все участники пишут на листках бумаги какую-то информацию о себе: факты из жизни, увлечения, внешние особенности, манеру поведения. По очереди зачитывая описания, нужно догадаться, кто их авторы. Так коллеги больше узнают друг о друге.

Программа тимбилдинга может включать массу веселых заданий: перетягивание каната, строительство зданий из кубиков, живые пирамиды, коллективное рисование картины.

Не зря умные люди в свое время придумали team building. В бизнесе добиться успеха может только сплоченная команда единомышленников. Понимая это, современные руководители активно применяют командообразование в своей практике.

Сценарий тимбилдинга "Пираты" смотрите в этом ролике:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Давным давно я начинал свой трудовой путь в довольно известной компании Сибири. Уверен, в Вашем регионе есть подобного рода компании: “Москэнерго”, “Казэнерго”, “Иркутскэнерго”.

Я как раз работал в последней. А поскольку я только-только вышел с института, мне безумно нравилось, что нас постоянно собирали на выходные, отвозили на турбазу и всячески “развлекали”.

Тогда я еще не знал как это называется и зачем это все бизнесу (тем более маркетингу). И вообще, что за зверь такой “тимбилдинг”.

Выглядело это все следующим образом. Нас, человек 30, забирал отдельный автобус, отвозил на выкупленную под нас турбазу, где нас несколько инструкторов всячески “развлекали”, давая различные интересные задания (и на квадроциклах катали).

Тогда я не понимал одного: “Зачем тратить столько денег на людей, которые могу завтра уволится?”.

Однако сейчас, по прошествии многих лет (уже 12 лет прошло, страшно и представить), я осознаю для чего все это делалось.

Вплоть до того, что я это сам лично использую в нашей компании и бизнесах клиентов. Причём, как на уровне команды (бизнеса), так и на уровне клиента (маркетинга). И в этой статье мы разберемся все-таки зачем и как.

Американцы виноваты

Я не отношусь к людям, которые не любят американцев, хотя это сейчас довольно популярно в нашей стране.

Просто именно они придумали слово “тимбилдинг”, которое по-английски выглядит как “team building” (от слов team и build, перевод звучит как “команда” и “строить” соответственно).

Если Вы не слышали слово тимбилдинг, то наверняка слышали слово командообразование. На самом деле это одно и то же, но что означают эти понятия?

Тимбилдинг или командообразование - действия или мероприятия, направленные на создание команды в компании и повышения ее эффективности.

Но кроме слова Американцы придумали как это должно выглядеть. Первые мероприятия по командообразованию начали проводиться еще в 40-х годах.

А активное их использование и, скажем так, формирование подходов, которые используются сейчас, приходится на 50-е года.

В Россию же они дошли гораздо позднее, к концу 2000-х, в виде довольно необычной формы - бизнес-тренингов.

В те времена тренинги были самые настоящие, так как тренеров были единицы и они все были сущими практиками. А не как в этом юморном видео:

Виды тимбилдинга

Если мы заговорили о форматах, то давайте сразу разберемся какие виды тимбилдинга бывают.

А то в начале статьи я Вам пообещал про совместное катание на квадроциклах с коллегами, а теперь перешёл плавно к бизнес-тренингам. Итак, тимбилдинг бывает следующих видов:

  1. Спортивный тимбилдинг. Изначально вся суть объединения в команду была взята бизнесменами-психологами из спорта.

    Для того, чтобы сотрудники компании получили тот самый “team spirit” (командный дух), который есть в любой команде во время соревнований.

    Это именно та концепция тимбилдинга, которую все себе представляют (перетягивание каната, забеги в мешках, преодоление препятствий и другое).

  2. Психологический тимбилдинг. Все мероприятия, направленные на развитие психологи и прокачку сотрудников как личностей (опросы, тестирования, тренинги, выполнение специальных задач).

    Формат чаще всего проходит в виде имитации какой-то истории, где у каждого есть своя роль.

  3. Творческий тимбилдинг. Часто проводится в творческих компаниях, так как требует незакомплексованности в людях и может включать все, что связано с творчеством.

    Например, от создания музыкального коллектива компании до совместного похода на выставку импрессионистов.

  4. Экзотический тимбилдинг. Самые нераспространенный вид тимбилдинга. Это когда сотрудники собираются вместе по традициям одной из стран.

    Каждому доверяется свой этап и таким образом в незатейливой форме они сближаются за счет неформальности и душевной жизни.

Вы можете выделить ещё не один десяток видов тимбилдинга для сотрудников. Но все они будут ответвлением этих 4-х.

В данном случае не важно как Вы назовёте “корабль”, главное, чтобы Вы понимали как он работает и как на нём добраться до заветной цели. Поэтому выбирайте варианты тимбилдинга именно под свою компанию.

НАС УЖЕ БОЛЕЕ 29 000 чел.
ВКЛЮЧАЙТЕСЬ

Дзеновский вопрос

У буддистов существует легенда, что ответ всего на один вопрос дает ответы на гораздо большее число вопросов.

И этот вопрос звучит следующим образом: “А для чего?”. И его очень легко применить к тимбилдингу.

Понятно дело, что компании нужна сильная и эффективная команда. Но вот вот для чего? Зачем нужен тимбилдинг?

Ниже приведены несколько моментов, которые в полной мере ответят на вопрос для чего нужен тимбилдинг и почему командообразованием в организации пренебрегать не стоит:

  1. Сплотить команду. Создать в компании тот самый “командный дух”. Который должен превратить Ваших сотрудников из разрозненных механизмов в единый, в идеально работающую систему. Практически .
  2. Улучшить взаимодействие. Коллег нужно также обучать общаться друг с другом.

    Правильно ставить задачи, давать обратную связь и помогать в работе. Такие качества особенно нужны при .

  3. Укрепить авторитет руководителя. Зачастую к руководителям относятся как к тиранам.

    Но если сотрудники увидят, что руководитель в неформальных ситуациях раскрывается совершенно иначе, то и их мнение может изменится кардинально.

  4. Снять “нагрузку”. Семья, дети, напряжение на работе. Это есть у всех. И может довести любого сотрудника до стресса или даже до увольнения.

    Но если компания поможет разгрузиться эмоционально, то люди, пусть и неосознанно, отвлекутся и будут благодарны.

Как результат всех этих действий и командообразования в организации - положительный фон, и самое главное, увеличение продаж.

Так как компания становится не просто дружной, а нацеленной на результат. Мне очень нравится сравнение с пальцами рук, которые при объединении превращаются в кулак.

Всё сам или как провести

Если Вы крупная компания, то лучше нанять специальную организацию, чтобы провести корпоративный тимбилдинг.

Это будет эффективнее, чем самостоятельная реализация. Но что делать, если Вы небольшая организация, но тоже загорелись идеей проведения командообразования в организации?

Для этого я приготовил следующую инструкцию, которая поможет Вам организовать тимбилдинг без привлечения специализированной команды.

Безусловно, Вам придется проштудировать какие-то моменты в Интернете, перенять опыт проведения успешных тимбилдингов, но общее понимание последовательности у Вас будет прямо сейчас. Итак, этапы командообразования:

1. Цели и бюджет

Стандартный шаг при начале любого планирования. Определяемся с целью, которую хотим достичь и с бюджетом, который мы готовы на это потратить.

Очень хорошо проработайте цель, так как под неё делается весь формат. Если Вы упустите цель, то можете получить даже негативный эффект.

У нас был клиент, который организовал корпоративный тимбилдинг на природе с пловом.

Идея для тимбилдинга хорошая, плов был шикарный, съели все 4 казана. Только результат был плачевный. Все приехали, очень скромно поели и уехали. Вот что значит отсутствие цели.

“..и зачем приезжали? Лучше бы дома остались.

2. Дата и время

Немаловажный вопрос - это когда проводить грандиозную операцию по объединению коллектива. Логичный ответ - в выходные.

Но он неправильный. Сотрудники лучше отнесутся к Вашей затее, если это будут рабочие дни и Вы не украдете их выходные (семья, дети, родители). Идеальное время - четверг-пятница.

Конечно, у нас был вариант реализации тимбилдинга (у себя в компании) на выходных, но тогда мы подключали к нему не только сотрудников, но и их семьи.

Что тоже является одним из интересных действий для укрепления желания работать в Вашей компании даже у вторых половинок.

3. Идеи

Вот именно тут Вам надо посоветоваться с профессионалами, поискать идеи в Интернете упражнений (я сейчас про сценарии тимбилдингов) или придумать самостоятельно.

Важно определиться как пройдет мероприятие для достижения цели и задачи тимбилдинга.

Так как тимбилдинг это не разовое мероприятие, каждый раз используйте разные идеи. На одной сходке сделайте психологическую игру, на другой сходке спортивную.

И естественно, Вы должны объективно оценивать своих коллег. Если это женщины за 50, то о каком выходе без снаряжения в лес на неделю может идти речь?!

4. Просчеты и организация

Кто на чем приедет и уедет, где будут жить (если мероприятие выездное), какая будет еда, во что нужно одеться и прочие мелочи, которые измеряются не только в деньгах.

Всё, это нужно продумать заранее, иначе всё это может вылететь в плачевный опыт.

Никаких больше тимбилдингов!!!

Все скинулись на еду, сами приехали и оплатили своё жильё. Конечно, никто ничего не сказал руководителю (ведь он босс), но осадочек остался конкретный.

Может что-то ещё?!

Сразу могу сказать, что если вы будете организовывать подобное мероприятие впервые, то оно вряд ли пройдет на 200%.

И это плохая новость. Хорошая заключается в том, что благодаря новизне и тому, что Ваши сотрудники будут участвовать в нем впервые, они его воспримут на ура в любом случае. Но это не точно.

От себя могу добавить лишь несколько советов и нюансов, обратив внимание на которые Ваше мероприятие пройдет гораздо лучше.

Они не единственные, но как говорится, топ причин почему Ваше мероприятие может провалиться:

  1. Веселье. Это важно, даже очень. Если сотрудники приедут, поедят, послушают скучную лекцию как было бы здорово жить дружно, то мероприятие будет не просто провалено, но и сыграет против Вас. Должно быть весело, задорно, позитивно.
  2. Обед. Тут я думаю можно не комментировать. Вы же не заставите тащить своих сотрудников курицу-гриль в фольге и вареные яйца?

    Об их обеде должны позаботиться именно Вы, чтобы не слышать урчание голодных животов. На самом деле это очень важно.

    К примеру, когда сотрудники Адидас рассказывают мне про свои тимбилдинги, в первую очередь они отмечают как их отменно накормили и какие там были огромные порции.

  3. Равенство. Какой может быть тимбилдинг и доверие к друг другу, если подчиненный, которого поставили старшим в команде, боится сделать замечание своему руководителю, который “лажает”.

    Только доверие и равноправие помогут провести мероприятие полноценно и раскрыть все стороны ваших сотрудников.

  4. Послевкусие. А также обратная связь. Через время (к примеру, неделю-две) я рекомендую Вам собрать отзывы о прошедшем мероприятии и что можно в нем улучшить.

    А также пожелания по следующему. Благодаря анализу, Вы поймете что было сделано правильно, а что надо доработать.

  5. Природа. Организуйте его на природе. Даже в случае проведения его поздней осенью или зимой. Во-первых, на природе, подальше от офисов и уютных квартир, человек раскрывается полностью.

    И тогда гораздо легче выявить лидеров и конфликты при их наличии. А во-вторых, на природе гораздо легче разгрузиться эмоционально, а значит и вовлеченность в процесс будет выше.

  6. Разношерстность. Помните я писал, что на тимбилдинге, как и в бане, все равны? Так вот, еще один момент на который необходимо обратить внимание, это разношерстные команды, а не департамент маркетинга против юридического департамента.

    Перемешайте их так, чтобы у них не было других шансов кроме как развить “командный дух”.

  7. И Вы тоже. Вам тоже, как руководителю, необходимо участвовать в этом мероприятии. Причем, желательно с самыми мелкими сотрудниками.

    Да, поначалу они будут стесняться, но зато потом “войдут во вкус”. Как бонус, к Вам вырастет доверие со стороны персонала (если Вы не будете их давить) и как следствие, понимание и принятие принимаемых Вами решений. А это дорого стоит.

Вы можете к своим играм подключить своих клиентов. Такое мероприятие пройдёт в менее тесном контакте, но зато сблизит Ваших клиентов и сотрудников для более долгосрочной и лояльной работы.

Коротко о главном

Теперь, когда Вы знаете не только что такое тимбилдинг, но и всю подноготную, Вы видите, что тимбилдинг прост только как определение.

А вот его организация, проведение и результаты - довольно сложный и долгий процесс. Но я Вас сейчас не отговариваю ни в коем случае.

Я наоборот призываю его провести, но не абы как, а последовательно и методично подготовившись к нему.

Возможно и Вашей компании подразумевает сдержанных сотрудников, поэтому организация творческого тимбилдинга будет провальным шагом. А может и нет.

Никто не знает Вашу компанию лучше Вас. Одно могу сказать точно - избегайте шаблонных сценариев и заезженных игр по типу “Ручейка”. И сотрудники отплатят Вам таким же трепетным отношением к работе.

P.S. Причём тут маркетинг?! Если у Вас разрозненная команда, то все заявки будут сливаться, а инструменты будут внедряться сквозь пальцы.

Поэтому поднять продажи можно без увеличения трафика и работы с клиентами. Странно, но факт!

Веревочный курс, бег в мешках, «падение на доверие»… Командообразование, или тимбилдинг, направленный на сплочение коллектива, – хорошая и полезная штука, но большинство российских компаний любого масштаба хотя бы один раз за время своего существования все эти вещи уже проходило.

Когда привычные формы тимбилдинга надоели, а команду (свою или клиента) встряхнуть надо, приходит время мыслить оригинально! Вот несколько необычных сценариев тимбилдинга – возьмите на заметку и смело применяйте на практике. Будет нескучно и эффективно!

Проверка на себе

Часто команда не обладает достаточной сплоченностью в том числе и по той причине, что знает только часть своего продукта или вовсе имеет о нем только теоретические представления. Тимбилдинг в стиле «проверено на себе» решает сразу 3 задачи: коллективизирует сотрудников, дает им возможность лучше узнать о продукте с точки зрения покупателя и повышает лояльность работников по отношению к руководству – ведь оно предоставляет им, по сути, халяву.

Например, компания производит пиво. Обычно его вкус знают только дегустаторы, остальные – постольку-поскольку. Устройте соревнование по определению сортов пива или пивную вечеринку с конкурсами! Выдайте людям хорошие призы, а между делом вбейте им в голову информацию о продукте.

Еще лучше будет, если речь идет о салоне, который продает, допустим, снегоходы. Кому не понравится активный отдых с гонками на ваших тестовых моделях и шашлыками за городом? Не зря говорят: чтобы сплотить коллектив, не обязательно чему-то учить людей. Просто дайте им отдохнуть вместе.

Дэнстерапия

Это свежо и оригинально, хотя на первый взгляд может обнаружиться много возражений. Суть следующая: музыка обладает великим воздействием на умы людей, а танец и вообще какие-то командные физические упражнения не только делают коллектив более сплоченным, но и вырабатывают у человека эндорфины – гормоны радости.

Дэнстерапия – это лечение танцами. Речь идет не о том, чтобы научить всех сотрудников конкретной компании профессионально отплясывать фламенко или хип-хоп. Командообразующая дэнс-терапия проходит так: коллектив целый день проводит в зале, в спортивной форме, в окружении музыки. Здесь выполняются командные задания, водятся хороводы, люди дурачатся и одновременно раскрываются в импровизации, исполняя, например, танец дикарей и так далее. В какой-то момент им предлагается послушать себя, закрыв глаза и танцуя в темноте.

Такой тренинг позволяет людям раскрыться и лучше прочувствовать друг друга, перестать стесняться и снять любые блоки в общении внутри коллектива и с клиентами. В России такое пока применяют крайне редко, а зря.

Прохождение квеста

Сейчас в моде квест-румы – комнаты, из которых надо выбраться за час, выполняя задания руками и, что называется, мозгами. Некоторые подобные комнаты предполагают прохождение целой анфилады помещений. В ходе такого приключения команда участников вообще не думает о работе: внутри комнат создан совершенно другой реалистичный мир. Это может быть пиратский корабль, атмосфера ужастика или психбольница. Совершенно не думая о каком-то там тимбилдинге, зашедшие внутрь люди одержимы только одной задачей: выбраться и сделать для этого все, что угодно!

В процессе игры они получат заряд адреналина, покажут себя в стрессовой ситуации и обязательно включат командный дух. Такой тимбилдинг идеален для небольших коллективов и может быть разработан специально для целей конкретной компании в определенном помещении. Результат современного и модного развлечения превосходит самые смелые ожидания!

Остаться в живых

Друзья познаются в беде, а ценные для работодателя навыки сотрудников прекрасно проверяются в непривычных условиях. Если команда привыкла чопорно работать в офисе и ходить в галстуках, нужно вывезти ее на пару дней в глухой лес и дать с собой минимальный набор для выживания, включающий ножи, фонари, крупу и воду. Чем экстремальнее условия, тем лучше проверяется коллектив при постановке боевой задачи «Выжить два дня в условиях недостатка комфорта и еды».

Большинству компаний, впрочем, хватит и простого выезда на природу с ночевкой, чтобы понять, что собой представляет каждый служащий на самом деле и как он ведет себя в команде. Однако те, кто бросят вызов собственному коллективу и предложат ему выжить, а не просто пожарить шашлыки на природе, будут вознаграждены: прошедшая испытание команда будет идти друг за друга в огонь и воду, а лишние люди, скорее всего, уволятся после такого испытания сами.

Диалоги в темноте

В 1995 году немец с фамилией Хайнеке придумал интересный проект «Диалоги в темноте». Это тренинг под руководством слепых тренеров, который проводится в темноте и идет несколько часов. Его участниками могут стать от 2 до нескольких десятков человек. Смысл тренинга – помочь созданию и укреплению команды, используя эффект темноты, которая обостряет восприятие и помогает нам быть более откровенными, а также лучше чувствовать все происходящее, а не просто видеть его.

Участникам даются самые разные задания: от определения размера комнаты, которого они не знают, до командных – решения какой-либо пространственной задачи и так далее. Это очень необычно и продуктивно – например, при помощи такого тренинга, говорят эксперты, можно легко выявить «антилидера» в коллективе.

Шерстяной тимбилдинг

Это уже достаточно популярная вещь в России и, по сути, не отдельный тренинг, а интерактивная пятнадцатиминутка, которую очень легко организовать.

В ходе такого «шерстяного» мероприятия его ведущий достает из кармана клубок шерсти и наглядно демонстрирует с его помощью схему создания прочных и доверительных связей между коллегами и вообще людьми.

Этот клубок он перекидывает одному из участников, создав тем самым первую коммуникацию. Оставляя нить в руках, участник перекидывает клубок дальше.
Всем остальным так же раздаются клубки, процесс идет — и постепенно весь зал накрывается шерстяным покрывалом.

Во-первых, это красивое зрелище. Во-вторых, все раскрепощаются и веселятся, ощущая, как они связаны буквально с каждым присутствующим. В общем, это достойное завершение любого мероприятия, несущее главную командообразующую идею – от действий каждого зависит успех многих.

Винный день

Для реализации этой тимбилдинговой программы крайне желательно жить в Крыму или других районах нашей страны, где растет виноград и процветает виноделие. В аренду берется небольшое виноградное хозяйство, где участникам тимбилдинга организуется экскурсия, лекции по виноделию и даже соревнования.

Например, коллектив можно разделить на команды, каждая из которых потопчет грозди винограда, придумает название и этикетку новому сорту и даже презентует свой продукт. Так идеально работать с менеджерами по продажам, например. Сплочение команды и выявление лидеров происходит в доброжелательной форме и сопровождается дегустацией.

Финальную точку в таком приятном тимбилдинге может поставить готовое вино, которое через полгода брожения приезжает в офис компании.

Флешмоб

Флешмоб, как известно, некий перформанс, который начинается и проводится внезапно для публики, которой предназначен. Если поставить перед сотрудниками компании цель подготовить и провести такой флешмоб, команду ждет серьезная проверка: им предстоит слаженно работать и преодолеть в себе разного рода стеснения, чтобы выполнить поставленную задачу на публике. Такие действия крайне сближают людей.

Вот пример: во время Открытого чемпионата Австралии по теннису в 2014 году люди, прогуливавшиеся вокруг Площади Федерации в Мельбурне, вдруг резко надели на себя футболки с нарисованной радугой и надписью «Making smiles, changing lives». За несколько минут они собрались в центре площади и стали танцевать – это оказались все 240 сотрудников отдела продаж компании «Johnson & Johnson».

Командное творчество

Как известно, все, что создано собственными руками конкретного человека, крайне ценно для него. Для коллектива конкретной компании можно провести творческий тимбилдинг – например, создать совместно большую картину. Уметь рисовать при этом совсем не обязательно.

Участникам на таком тренинге предлагается комплекс заданий: посетить творческие мастер-классы, пройдя по разным точкам, выполнить интересные задания и в итоге создать одно на всех произведение искусства. Тут будет и делегирование полномочий, и вовлеченность каждого, и выполнение индивидуальных заданий… Картину можно, например, рисовать по частям – за каждый участок отвечает один отдел фирмы, а затем, собираясь вместе, части формируют единое полотно.

В процессе такого тренинга сотрудники узнают много нового, отвлекутся от работы, смогут почувствовать себя творцами. А шедевр, созданный в финале, можно будет поставить в офисе – и он всегда будет напоминать сотрудникам о веселом творческом дне.

Полевые испытания

Этот вариант тимбилдинга – для очень смелых руководителей. Однако лучшего варианта проверки собственных сотрудников в деле прямо-таки очень сложно придумать.

Дано: отдел продаж, скажем, 5 человек. Ну или 50, у кого сколько. Город, где работает компания. С собой – только самое необходимое.

Людям предлагаются выполнить какие-то определенные задания в пределах своего города. Это своего рода игра на грани с реальностью, в которой людям не останется ничего, кроме как показать себя. Можно подлить масла в огонь, добавив в сценарий переговоры ваших сотрудников с подставными актерами, гонки по городу в духе игры «Дозор» с нахождением конкретной точки и так далее.

Такая игра будет со страхом воспринята подчиненными, но в процессе они увлекутся ей и, главное, позволят вам понять, что на самом деле происходит в коллективе. Кто не рискует, тот не получает лучших сотрудников!

Руководитель мечтает создать такую команду в своей компании, которой можно было бы гордиться. Без необходимых знаний и опыта воплотить эту идею в жизнь невозможно. В создании «команды мечты» вам может помочь тимбилдинг. Наша статья расскажет о том, что такое тимбилдинг и каким образом его можно использовать.

Тимбилдинг (от англ. teambuilding - «командообразование» ) - процесс образования сплоченного коллектива, состоящего из сотрудников компании, которые способны эффективно взаимодействовать друг с другом, достигая результатов и поставленных целей с тем, чтобы максимально качественно и полно удовлетворять потребности и нужды клиентов.

С практической точки зрения тимбилдинг - это тренинг, который проводят сотрудники отдела кадров или приглашенной HR-компании с целью повышения показателей эффективности работы служащих, оптимизации коммуникации между ними, создания благоприятного психологического климата в коллективе.

Со стратегической точки зрения тимбилдинг - это вклад в человеческие ресурсы, который оправдывает себя благодаря быстрой и эффективной работе коллектива, появлению инновационных предложений, улучшению качества предоставляемых услуг для клиентов и т. д.

Действия, улучшающие способность коллектива к организованности, стали активно применяться еще в 1940-е годы. В США уже в 1950-е годы использовались методы тимбилдинга, похожие на современные, в то время как в России тимбилдинг стал известен и получил популярность лишь в конце прошлого столетия. Первыми такими мероприятиями стали бизнес-тренинги, затем последовали и другие.

Около 40 лет назад продвинутые бизнесмены стали задаваться вопросами о том, что именно оказывает влияние на успешное развитие бизнеса. Например, американский психолог и социолог Элтон Мэйо благодаря своим исследованиям установил, что процветание компании напрямую зависит не только от умения руководителя четко поставить задачи и цели, но и от того, насколько сплоченным будет рабочий коллектив, как высока будет общая мотивация сотрудников к росту и развитию. На основе этих выводов появилась система специальных мероприятий в виде игр и упражнений, нацеленных на создание благоприятной психологической атмосферы в команде. Эта система стала называться тимбилдинг.

9 игр для сплочения коллектива

В компаниях, где работают более удовлетворенные сотрудники, прибыль выше на 22 процента, а продуктивность - на 27 процентов. Вовлеченные сотрудники готовы решать сложные задачи, помогать друг другу и работать на развитие компании.

Редакция журнала «Коммерческий директор» рассказал, какие игровые механики помогают мотивировать коллектив действовать сообща и участвовать в проектах компании.

Бизнес-тренинг - это одна из самых известных и распространенных форм тимбилдинга. Обычно его проводят в офисе компании или другом удобном помещении. Тот, кто никогда не участвовал в тренинге, всегда удивляется и интересуется: «А что такое тимбилдинг? Для чего он нужен?» Многим сотрудникам не совсем понятна его цель. Поэтому некоторые думают, что тимбилдинг - это отличный шанс отключиться от рабочей рутины и просто расслабиться.

Имеет смысл донести до всех сотрудников, что тренинг также является частью работы. Эффективность работы компании во многом обусловливается и тем, как именно развиваются межличностные отношения внутри коллектива. Давайте рассмотрим, в чем заключаются основные цели тимбилдинга:

  • создать чувство сплоченности и единства команды, повысить организованность коллектива;
  • сменить ощущение конкуренции у сотрудников на чувство взаимодействия и сотрудничества;
  • научить сотрудников эффективно взаимодействовать друг с другом;
  • способствовать тому, чтобы в коллективе появлялось больше взаимопонимания и доверия;
  • создать «командный дух» в коллективе;
  • укрепить горизонтальные коммуникации между сотрудниками;
  • повысить уровень мотивации к работе;
  • укрепить авторитет руководства на неформальном уровне;
  • психологически разгрузить сотрудников;
  • зародить чувство преданности и верности своей компании.

Мнение эксперта

Тимбилдинг решил проблему текучести кадров

Айгуль Гомоюнова ,

генеральный директор ГК «Пенопол», Москва

Основу нашего рабочего коллектива составляют менеджеры по продажам и грузчики. Изначально оба этих отдела были для компании проблемными в плане высокой текучести кадров. Грузчики постоянно менялись, а те, кто работал постоянно, нередко имели проблемы с алкоголем и позволяли себе прогулы. Только за первый год работы отдел продаж покинули все сотрудники. Понять причины этого было нелегко, поскольку компания вообще не занималась вопросами сохранения работников. Проблема была точно не в зарплате, так как уровень оплаты труда был адекватным.

Пытаясь выправить ситуацию, мы стали применять различные способы, например ввели систему регулярных штрафов и поощрений, однако это не помогло. Придумали провести месячную акцию под названием «Лучший грузчик» с главным призом - мобильным телефоном. Но даже тот, кто выиграл в этой акции, тоже вскоре покинул компанию. Другие способы, которые мы применяли для стабилизации ситуации, также не принесли никаких результатов.

В итоге мы решили попробовать систему тренингов по командообразованию. Чувство того, что от твоих действий зависит результативность всего коллектива, очень важно для любого работника. Грузчики одобрительно отнеслись к этому мероприятию и с нетерпением ждут начала следующего тренинга: мы решили проводить такие собрания регулярно, примерно раз в два месяца. Наши тренинги также помогают быстрее освоиться новым сотрудникам. От работников офиса мы также получили позитивные отзывы: постепенно разные отделы начинают больше общаться, границы между ними размываются.

Итак, применение тимбилдинга помогло нам достичь следующих результатов.

  • Проблема текучести кадров на складе была решена, и в нашей фирме вот уже третий год трудится стабильная команда работников. Грузчики теперь стали активными участниками в жизни компании. Они оказывают отличную поддержку, если возникают сложности или проблемы. Кроме того, теперь они ответственны за подготовку образцов товаров для клиентов, это серьезная помощь отделу продаж.
  • В течение последних двух лет компанию покинули только 2 сотрудника, один из которых уволился по личным причинам.

Для того чтобы стабилизировать ситуацию в компании, нам потребовался год. Однако уже после второго тренинга в организации начали происходить позитивные изменения.

  • Как нельзя делать замечания подчиненным: 10 запретных фраз

Все больше крупных фирм проводят мероприятия с целью сплотить и объединить коллектив. Чаще всего к идеям для тимбилдинга обращаются молодые компании или организации, в которых работает большое количество сотрудников. Когда люди плохо знакомы друг с другом и не стремятся к общению, появляется разрозненность, которая мешает коллективу развиваться, расти, реализовывать корпоративные цели и задачи. Там каждый занят самим собой и выполняет сугубо личные обязанности: работает с документами, отвечает на телефонные звонки, кто-то и вовсе только делает вид, что трудится. Тимбилдинг приносит огромную пользу компании, поэтому его применение крайне важно. Несмотря на то что на сегодняшний день существует множество различных идей для тимбилдинга, у каждого сценария имеется похожая структура.

  1. На предварительном этапе подготавливаются место для проведения мероприятия и необходимый реквизит. Участники собираются и делятся на команды.
  2. Объявляется открытие мероприятия, представляются команды, разъясняется смысл предстоящего соревнования.
  3. Проводятся конкурсы, выполняются задания и упражнения.
  4. Подводятся итоги, победителям вручаются награды, осуществляется анализ проведенного мероприятия.

Любая тимбилдинг-программа состоит из различных тренингов, игр и упражнений.

Тимбилдинг применяется сегодня не только для рядовых сотрудников, но также и для топ-менеджеров. К самым распространенным вариантам тимбилдинга для топ-менеджмента относятся следующие.

  1. Творческая форма. Предполагает коллективное выполнение творческих упражнений. Необходимость найти креативные решения поставленных задач помогает коллективу развить внутри себя гармоничную и доброжелательную атмосферу.
  2. Активная форма. Подразумевает применение в качестве упражнений по тимбилдингу двигательную игровую активность и спортивный отдых. Игровая форма помогает справиться с разобщенностью в коллективе и создать командный дух. Главная идея в том, что опыт единства и сплоченности команды в играх сотрудники переносят впоследствии на свою рабочую деятельность.
  3. Экстремальная форма. Попадая в опасные условия, человек автоматически активизирует свои дополнительные резервы. Таким образом, моделирование экстремальной ситуации для руководителей становится быть полезным в том плане, что у них могут проявиться скрытые способности, которые пригодятся в управлении компанией, отделом или рабочей группой. Участники экстремальных форм тимбилдинга также получают отличную возможность сбросить накопившееся напряжение и поверить в себя с удвоенной силой.

Упражнения и занятия по тимбилдингу можно устраивать как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Еще больше интересных идей по сплочению команды вы получите на .

Корпоративный квест с элементами тимбилдинга как способ сплочения коллектива

Такое современное явление, как квест, воспринимается по-разному. Одни считают его определенным видом игр, который направлен на решение головоломок и ребусов. Другие воспринимают квесты как поиск «выхода из комнаты», в которой вас заперли. И то и другое действительно относится к квестам, но они не имеют ничего общего с тимбилдингом. Во-первых, для тимбилдинга необходима прежде всего группа людей, являющаяся командой. Во-вторых, для корпоративного квеста нужны достаточно большое количество участников, определенное время и продуманный сценарий. Тимбилдинг, таким образом, представляет собой в данном случае интересное корпоративное мероприятие в форме квеста.

У тимбилдинг-квеста должны быть легенда, задача и возможности ее решения путем логического размышления. Отличие корпоративного квеста от компьютерной игры в том, что тут не нужно побеждать виртуального врага или искать древние сокровища. Тимбилдинг-квест содержит в себе специальные задания, для выполнения которых нужно уметь договариваться, или упражнения, которые помогают понять, кто является в коллективе лидером, а также разные другие «испытания» для команды в целом, содержащие в себе обучающие элементы для умения рационально разделять функции и обязанности между членами коллектива, учиться быстро и эффективно решать конфликты и многое другое, что отлично сочетается с азартной формой игры.

Итак, квест с элементами тимбилдинга - это особая форма корпоративного мероприятия с интересной концепцией. Главная роль в таком тимбилдинг-квесте отводится совместному решению интеллектуальных головоломок и различным двигательным упражнениям, для выполнения которых членам команды необходимо прилагать общие усилия.

То, как будет разворачиваться сюжет тимбилдинг-квеста и к какому результату команда придет в итоге, полностью определяется действиями и решениями самих участников.

Такая форма тимбилдинга очень эффективно справляется с поднятием командного духа, участники быстро вовлекаются в игровой процесс и совместно приходят к верному решению. Победителями квеста становятся, как правило, те, кто обладает настойчивостью, смекалкой, логикой и смелостью, но при этом победу разделяют между собой все участники квеста. Есть очень много разных идей для корпоративного тимбилдинга: возможны самые разнообразные сюжеты, головоломки и испытания. Обычно квест строится так, что решение одной задачи содержит в себе подсказки, облегчающие решение следующей, что позволяет продвигаться к финишу.

Тимбилдинг-квесты приключенческого характера - это один из лучших способов командообразования и проведения корпоративного досуга с пользой. Происходит объединение участников всех команд для совместного поиска решения общей задачи.

В командообразующий квест могут входить такие элементы, как:

  • задания на логику и головоломки;
  • конкурсы с целью командообразования;
  • веревочные состязания;
  • велоконкурсы;
  • задания творческого плана.

Ниже представим наиболее популярные упражнения для тимбилдинг-квеста.

1. Управление партнером.

Данное упражнение позволяет проверить, насколько хорошо могут понимать друг друга члены команды в отсутствие своего лидера.

На лидера команды надевается шлем, абсолютно блокирующий его обзор. А в шлем вмонтирована видеокамера, при помощи которой другие члены команды могут видеть все, что происходит в поле зрения лидера. Задача заключается в том, чтобы лидер отыскал спрятанные предметы в закрытом помещении за строго ограниченное время, в течение которого участники координируют его действия, помогая выполнить задание.

2. Слепой – глухой – немой.

Условия следующие: все участники делятся на «слепых» (завязывают лентами глаза, так что не могут видеть), «глухих» (находятся в наушниках и ничего не воспринимают на слух) и «немых» (им нельзя произносить ни слова). При этом команде необходимо выполнить общее задание за ограниченное время: «слепые» должны отобрать определенные вещи и разложить их в заданном порядке. Разъяснить смысл задания «слепым» разрешено только «глухим». А про то, какие нужно отобрать вещи, знают только «немые». В итоге команда должна добиться общей цели, невзирая на приступы смеха и трудности со взаимопониманием.

3. Невидимая загадка.

В этом задании команда должна решить головоломку при условии, что ее части спрятаны в разных местах одной комнаты (например, внутри книги, на клавиатуре, на изображении), да так, что увидеть их можно только при использовании ультрафиолетовых ламп. Головоломка будет решена только тогда, когда команда сможет отыскать все спрятанные части и верно сопоставить их.

4. Послание в газете.

Участники команды делятся на группы, и каждая из них получает газету, в которой скрыта шифровка. К примеру, нужно отыскать объявление о продаже цветов, найти номер телефона и сделать звонок тому, кто его написал.

Польза от выполнения квестов

  • Яркие эмоциональные переживания сближают членов команды.
  • Проявляются скрытые психологические особенности сотрудников, их склонности и предпочтения. Можно увидеть, кто охотно берет на себя роль лидера, кто логист, а кто более склонен к интеллектуальной деятельности.
  • Благодаря тому что задания тематически связаны со специализацией компании, члены коллектива лучше знакомятся с продукцией и направлением деятельности организации.
  • Задания в игровой форме оставляют много ярких впечатлений и приятных воспоминаний, что благоприятно влияет на развитие коммуникативных навыков.
  • Решая интеллектуальные задачи, участники проявляют смекалку и развивают эрудицию.
  • Соревнование по продажам, которое повысит мотивацию и привлечет новых заказчиков

Тимбилдинг: организация корпоративного отдыха на природе

Особенно популярен в последнее время стал тимбилдинг на природе. Он проводится как в летнее, так и зимнее время, и может длиться от трех часов до двух дней. Программа длительного тимбилдинга будет состоять из различных упражнений, тренингов, вечерних посиделок, развлекательной программы, психологических тестов.

Очень яркой и интересной идеей тимбилдинга на природе для лета является квест «В поисках сокровищ». Он помогает по-настоящему объединить коллектив и дать возможность проявиться скрытым талантам и способностям сотрудников.

«Кораблекрушение». Задача: удержаться всей командой на листе бумаги. Сначала это формат бумаги А2. Если команда справляется с этим, следующим этапом становится лист вдвое меньше предыдущего. Побеждает в этом конкурсе та команда, которой удается разместиться на самом маленьком формате бумаги. Наградой становится подсказка для следующего задания. Охота за сокровищами продолжается.

«Паутина». Между деревьями протягивается веревка или леска таким образом, что человеку едва можно под ней пробраться, не задев телом. На нее крепятся колокольчики, которые будут звенеть каждый раз, когда участник заденет леску. Это будет означать необходимость начать свой путь сначала. Упражнение выполняется на время, и команда, преодолевшая паутину за самое короткое время, становится победителем и обладателем очередной подсказки.

«Бревнышко». Все участники команды становятся на одно бревно. Самый последний человек должен, не касаясь земли, оказаться в начале колонны. Подойдет любой способ: пролезть между ног других участников или продвигаться вплотную, обступив своих коллег. Тот, кто коснется земли, начинает сначала. Это задание также выполняется на время.

«Веревочный курс». Команде нужно выполнить все упражнения как можно быстрее: преодолеть висячую лестницу, пробежаться по автомобильным покрышкам, проползти под натянутой веревкой, преодолеть определенный участок прыжками на одной ноге. Команда с наилучшим временем и с наименьшим количеством нарушений получает баллы.

«Скороговорка». Участники команды друг за другом произносят одну большую скороговорку по отдельным предложениям. В случае ошибки кого-то одного все начинается снова. Команда, которая выполнила задание, потратив наименьшее время, побеждает.

«Лыжники». Для этого задания необходимы две длинные доски и веревки, которые продеваются в доски. Участники встают друг за другом на эти «лыжи», берут в руки веревки и двигаются, не ступая на землю, к конечной точке маршрута. Та команда, которая смогла преодолеть этот маршрут быстрее, становится победителем.

«Волна». Участникам команды нужно сесть на пол и поднять руки вверх. Затем каждому из них по очереди нужно лечь на руки своих коллег и таким способом переместиться в конец цепочки. Та команда, которая быстрее справится с этой задачей, получает балл.

«Последний штурм». Задача команды: перелезть через стену высотой 3 метра без вспомогательных средств. Можно помогать друг другу преодолеть препятствие. Команда, которая быстрее переправится через стену, получит балл.

В завершение подсчитываются баллы, которые завоевали команды, и команда-победитель получает «сокровища» в виде фруктов, вкусностей и алкогольных напитков.

Если на календаре зима, то это не повод отказываться от организации тимбилдинга на свежем воздухе. Можно воспользоваться популярной идеей для тимбилдинга на природе зимой и провести его в формате «Зимних олимпийских игр». Для этого следует поделить коллектив на несколько команд-стран (можно выдумать их названия). Программа зимних олимпийских игр в формате тимбилдинг-квеста может включать в себя следующие испытания.

«Зимний боулинг». На ледовой площадке организаторы расставляют кегли с промежутком в 3–4 метра друг от друга. Участники должны сбить их как можно больше за один бросок куском льда. Судьи подсчитывают количество сбитых кеглей и определяют победившую команду.

«Гонки на санках». У этого соревнования принцип эстафеты. В каждом забеге участвуют по два человека от команды: один сидит в санках, другой везет их до контрольной точки, после которой они меняются местами и едут обратно к старту, где передают эстафету следующим участникам. Это соревнование на время, поэтому победит та команда, которая быстрее завершит задание.

«Король бревна». Участники сражаются на бревне при помощи надувных «молотов». Задача: заставить противника упасть с бревна. Побеждает команда, участники которой чаще становились победителями в своих боях.

«Ватрушки». Участникам нужно скатиться с горы на каталке-«ватрушке», держа над головой миску с крупой. Съехав с горы, участник должен высыпать крупу из своей емкости в ведро своей команды. Победит та команда, ведро которой наполнится быстрее.

«Хоккей с мячом». Участники играют в хоккей при помощи детских клюшек и теннисного мяча. В каждой команде по три человека, вратарей нет. Можно менять участников. Каждая игра длится около 10–15 минут.

«Скользкая дорожка». Участникам предлагается проскользить по льду, лежа на животе, как можно дальше. Лучше всего проводить это соревнование на замерзшей речке или озере. Победитель тот, кто сумел прокатиться на самое длинное расстояние.

В финальной части мероприятия объявляется страна-победитель, которой вручаются кубок и набор медалей (сделанных из шоколада или простого картона, например).

Помимо идей тимбилдинга на природе, есть множество вариантов и для проведения подобных мероприятий в закрытом пространстве.

  • Как создать эффективную команду: алгоритм для руководителя

Тимбилдинг в помещении: идеи командообразования

Офисные работники обычно положительно воспринимают идею проведения тимбилдинга: ведь это одновременно поможет набраться свежих сил, а также отдохнуть от привычной рутины офисных дел.

Главное преимущество тимбилдинга в офисном помещении заключается в том, что это привычное и родное пространство для участников. Люди будут чувствовать себя комфортно и расслабленно, что поможет им быстрее и активнее включиться в игровой процесс. Кроме того, впоследствии обстановка будет вызывать у сотрудников позитивные эмоции, связанные с прошедшим событием. Таким образом, офис перестанет ассоциироваться только с работой и выполнением своих обязанностей.

Существует множество идей для офисного тимбилдинга, которыми может воспользоваться руководитель.

  1. Построй башню.

Необходимо образовать несколько команд. Задача каждой будет заключаться в том, чтобы за строго ограниченное время построить башню из офисных принадлежностей: папок, бумаги, скрепок. Побеждает та команда, чья «офисная башня» окажется самой высокой.

  1. Вспомнить все.

Необходимо представить ситуацию, что кто-то из сотрудников полностью потерял свою память. Помочь ему вспомнить все о себе и своей жизни помогают коллеги, которые отвечают на его вопросы.

  1. Опрос.

Это задание подходит для тех коллективов, которые уже достаточно сплочены. Сотрудникам нужно провести опрос коллег на одну из выбранных тем, после чего результаты обсуждаются всеми.

Отличительная черта упражнений для офисных работников состоит в том, что ради выполнения задания коллеги вынуждены начинать общаться друг с другом, даже если до этого они не были знакомы. Таким способом они сближаются и чувствуют себя одной командой.

Кроме того, тимбилдинг в помещении - это очень веселое занятие. Границы между коллегами стираются, и уже не так важно, кто какую должность занимает: все становятся равными в рамках игры или общего задания.

Существует множество идей для организации тимбилдинга в офисе, который может проводиться по разнообразным сценариям: в виде ролевых игр или различных видов совместной деятельности. Кто-то может назвать тимбилдинг несерьезным видом занятий, но уже не раз была доказана и проверена эффективность его методов в плане командообразования. Знаменитый девиз «Кадры решают все» не потерял своей актуальности и по сей день.

Одним из видов командообразования, который можно провести как в офисе, так и на свежем воздухе, является кулинарный тимбилдинг.

Кулинарный тимбилдинг как форма корпоративного мероприятия

Кулинарный тимбилдинг - это совместная деятельность, направленная на приготовление, оформление, подачу и презентацию разнообразных блюд. Это проектная работа коллектива в новых для него условиях. Этот вид командообразования представляет собой своеобразный тренинг на проявление доверия и чувства ответственности, ведь все, что приготовят сотрудники, весь коллектив будет пробовать за общим столом.

Есть много разных вариантов проведения кулинарного тимбилдинга.

  • Кулинарная война.

Смысл кулинарной войны в том, что команда-победитель получает доступ к продуктовым запасам. Соревновательные задания можно придумать самим, а можно и обратиться за профессиональной помощью.

  • «Кот в мешке», или Черный ящик.

Это упражнение отлично подходит для закрытого пространства. Командам выдается по черному ящику, в котором находятся продукты и меню с названиями блюд (без рецептов). Участникам нужно приготовить блюда, указанные в меню, и подать их в интересной форме.

  • Повтори за шеф-поваром.

Цель этого упражнения: приготовить блюдо так, как это делает шеф-повар, то есть максимально точно повторить все его действия. То, как участники справятся с этим заданием, могут оценивать специальные эксперты или сам мастер.

Если ваша компания способна позволить себе организацию выезда на природу, то отличной идеей станет проведение кулинарного марафона, который может состоять из следующих этапов.

Этап № 1. Кулинарный квест.

Для этой игры необходимо организовать несколько команд с равным количеством участников. Капитаном каждой становится су-шеф. Командам предлагаются различные конкурсы и упражнения, связанные с темой кулинарии. За каждое удачно выполненное задание выдаются рабочие принадлежности и продукты, которые им понадобятся для участия в мастер-классе по кулинарии. Все задания носят командообразующий характер и направлены на создание хорошего настроения.

Этап № 2. Кулинарный поединок.

Задача участников: под руководством шеф-повара всей командой приготовить блюда разных стран мира. Участники облачаются в приготовленную униформу, располагаются на специальных, оборудованных всем необходимым местах и начинают творить. В задачу обычно входит приготовление от одного до трех блюд (это могут быть разные традиции: итальянская, грузинская, сербская или даже японская) и напитков (алкогольных или безалкогольных). Участники должны уложиться в 90 минут (время может варьироваться в зависимости от сложности блюд).

Этап № 3. Презентация и банкет.

Готовые к подаче кулинарные шедевры команды представляют своим коллегам, затем накрывают и украшают столы, после чего вместе наслаждаются приготовленными блюдами, обсуждая кулинарный марафон и свои достижения. Судьей кулинарного тимбилдинга обычно является шеф-повар. Глава компании также может смело взять на себя эту роль, так даже будет интереснее. Разумеется, он не должен в этом случае участвовать ни в одной команде.

Мнение эксперта

Оптимально, когда руководитель является судьей

Денис Нежданов,

президент, Nezhdanov-Group

Часто руководители компаний допускают ошибку, становясь равноправными участниками тимбилдинга. Далеко не всегда это способствует укреплению авторитета главы компании в глазах рядовых сотрудников. Кроме того, некоторые участники могут подыгрывать начальнику, боясь возникновения конфликта. Наилучшим решением руководителя будет занять место главного судьи, который раздает награды и определяет победителей. В этом случае он может проявить объективность и эмоционально расположить к себе сотрудников.

Еще один важный момент при организации тимбилдинга: на завершающем этапе мероприятия все участники должны выполнять одну общую задачу. Это необходимо для того, чтобы каждый из них смог разделить общее чувство радости от победы, даже если его команда проиграет.

Выбирая тему и место для проведения тимбилдинга, обязательно узнайте мнение своих сотрудников. Можно провести опрос, это поможет работникам почувствовать свою сопричастность и ответственность за решение. Это также обезопасит организаторов тимбилдинга от недовольных отзывов сотрудников: ведь они сами участвовали в подготовке.

Преимущества, которые может принести кулинарный тимбилдинг для сотрудников и руководителей

  1. Смена обстановки и вида деятельности позволяет руководителю взглянуть на своих сотрудников с нового ракурса; увидеть, как они себя проявляют в непривычных условиях; заметить, какими талантами и способностями обладает каждый из участников.
  2. Творческий подход к организации корпоративного тимбилдинга: интересные конкурсы, увлекательные сценарии, необычные мастер-классы, вкусные угощения, сделанные в ходе кулинарных поединков, - все это не может не поднять настроение сотрудникам и точно оставит в их памяти яркие воспоминания.
  3. Экономия на продуктах и угощениях: не нужно заказывать специальные блюда и десерты, ведь участники кулинарного тимбилдинга все приготовили сами!

Польза для сотрудников от любого тимбилдинга действительно ощутима.

  • Помогает лучше узнать своих коллег.

Решая необычные и креативные задачи совместными усилиями, участники становятся эмоционально ближе друг к другу, что укрепляет сплоченность коллектива. Тимбилдинг помогает установить связи и контакты между разными отделами, сотрудники которых, возможно, ранее никак не общались друг с другом, а после прохождения совместных испытаний тимбилдинга им будет легче решать вопросы и проблемы компании вместе, сообща.

  • Развивает умение быстро и эффективно работать в нестандартных ситуациях.

Тимбилдинг тренирует в игровой форме умения и навыки сотрудников быстро и совместно решать задачи, что может очень пригодиться в реальном рабочем процессе.

  • Позволяет каждому сотруднику проявить себя в своем рабочем коллективе.

Не у всех сотрудников есть возможность на своей должности показать те таланты и способности, которыми они обладают. Тимбилдинг способствует раскрытию творческого потенциала каждого из работников и позволяет определить их индивидуальные черты характера и достоинства.

  • Укрепляет отношения в коллективе.

Главной целью проведения тимбилдинга всегда является сплочение коллектива, установление между сотрудниками теплых и дружеских отношений, ведь гармоничная атмосфера внутри организации во многом определяет успешное развитие компании в целом.

  • Позволяет каждому сотруднику получить удовольствие от хорошего времяпрепровождения.

Тимбилдинг, проводимый для руководителей компании, также помогает во многих аспектах.

  1. Определение лидера. Если среди управленцев нет ярко выраженного лидера, то в команде отсутствует сплоченность. Каждый пытается взять инициативу на себя. В игровой форме можно увидеть, на какие реальные действия способен каждый из потенциальных лидеров.
  2. Нахождение способов управления сотрудниками. У каждого менеджера есть свои управленческие методы. Это осложняет работу коллектива, ведь разные подходы менеджеров вынуждают подстраиваться сотрудников, что не всегда положительно отражается на качестве их работы. Когда в компании договариваются о единых способах управления, то это улучшает качество работы организации в целом.
  3. Формирование общих задач и целей. Совместная и согласованная работа руководителей всегда приносит пользу компании. Нельзя допускать индивидуальных интерпретаций общепринятых положений и требований.
  • Деловые игры для сотрудников, которые повышают продуктивность работы

ТОП-6 идей для тимбилдинга

Вполне возможно, что в некоторых странах уже создана четкая классификация тимбилдинга, но Россия пока от этого далека: в нашей стране все еще не установились четкие границы между понятиями «просто весело» и «полезно - интересно». Кратко выражая суть российского тимбилдинга, можно определить его так: все, что не является официальным корпоративом с нарядными платьями, банкетом и развлечениями.

Если для одних тимбилдинг является серьезной возможностью сплотить команду и улучшить отношения в коллективе (в этом случае тимбилдинг понимается как тренинг), то для других тимбилдинг - это корпоратив в нестандартной форме и необычных условиях, где можно увидеть таланты и способности сотрудников, а также выявить скрытых лидеров. Таким образом, тимбилдинг может быть очень разным.

Идея № 1. Спорт! Спорт! Спорт!

  • Веревочный курс.

Подойдет даже тем, кто имеет средний уровень физической подготовки. Часто весной и летом веревочные маршруты можно найти в парках (где предлагаются занятия с инструктором), на турбазах. Соревнования проходят в командах, для участников определяются роли и ставятся задачи. По окончании веревочного состязания можно устроить пикник и торжественно наградить победившую команду.

  • Необычные эстафеты.

Характерной особенностью таких эстафет является использование нестандартного реквизита, который максимально помогает сплотить команду. Испытания проходятся всей командой: в одной связке, в большом мешке, на общих лыжах и т.п. Другие варианты: стрельба из одной огромной рогатки, рисование логотипа компании одной пятиметровой кистью, разгадывание гигантского ребуса, совместное прохождение лабиринта или преодоление веревочной паутины.

Идея № 2. Квест.

Данный вариант является идеальным тимбилдингом для коллектива, в котором есть большая разница между возрастом сотрудников (до 40 лет). В России такой тимбилдинг набирает все большую популярность. Некоторые западные квесты плохо приживаются в наших условиях, однако со временем развиваются свои собственные варианты, наиболее точно отражающие особенности нашего менталитета.

Достоинством этого квеста является то, что его можно варьировать в зависимости от величины бюджета. На проведение следует выделить не менее 2,5 часов. В квесте принимают участие настоящие актеры, благодаря которым происходит динамичное развитие сюжета и закручивание интриги. Иногда для квеста подбираются специальные костюмы, которые помогают участникам быстрее «вжиться» в предлагаемые обстоятельства: например, в прошлое или будущее, в параллельные миры или в детективную историю, полную тайн, интриг и загадок.

Идея № 3. Фотоохота.

Это очень увлекательный квест, в котором команды получают четко определенную задачу: отыскать и сфотографировать в городе то или иное здание (или его фрагменты), отправить на определенный адрес по мобильной связи. Победителями становятся находчивые и отлично знающие свой город участники.

Идея № 4. Фильм! Фильм! Фильм!

Идея съемок фильма годится и для развлекательных корпоративов. Например, это может стать отличным вариантом для празднования корпоративного Нового года. Однако для тимбилдинга эта идея особенно хороша тем, что позволяет увидеть быстрый и качественный результат командной работы. Можно обратиться к организаторам, которые подготовят все необходимые условия: ваша команда будет писать сценарий, осуществлять кастинг актеров, мастерить декорации, заниматься режиссурой, съемкой, монтажом и озвучкой. Все как в самом настоящем кинопроцессе: ответственно, увлекательно и познавательно.

Идея № 5. Творческие мастер-классы.

В последнее время появилось очень много предложений по творческим мастер-классам, однако все они не сильно отличаются друг от друга. Посадить команду за стол и дать задание мастерить что-то своими руками - это еще не является тимбилдингом. Например, отличной идеей творческого тимбилдинга для компании может стать создание общей картины, где каждый отвечает за свой маленький фрагмент.

Очень хорошим вариантом является фотомастерская: вы приглашаете в компанию профессионального фотографа, который обучает искусству фотографии (например, как сделать портретную съемку), учит пользоваться профессиональной техникой. Получив необходимые знания и указания, сотрудники делают портреты друг друга, учатся видеть индивидуальность каждого через фотообъектив. После такого мероприятия остаются море позитивных впечатлений, а также студийные портреты на память каждому работнику.

Идея № 6. Экологический и социальный тимбилдинг.

Экологический, или «зеленый», тимбилдинг легко организовать и провести своими силами: посадить всем коллективом молодые побеги для будущего леса, облагородить или очистить территорию и т. д.

Социальный тимбилдинг не только принесет пользу вашей компании, но и окажет реальную поддержку тем, кто остро нуждается в помощи: сиротам, одиноким пожилым людям, болеющим или пострадавшим от природных катастроф. Такой вид тимбилдинга - большая редкость, ведь речь идет не просто о предоставлении материальной помощи, а о действиях, действительно полезных для общества.

Рассмотрим более подробно данные виды тимбилдинга.

  • Экологический тимбилдинг.

В ближайшее время экологические виды тимбилдинга будут становиться все более актуальными, так как защита окружающей среды является все более важной и требующей свежих решений задачей. Крупные мировые предприятия будут искать способы поддерживать экологический баланс планеты, а компании, специализирующиеся на идеях тимбилдинга, станут предлагать все новые возможности для этого: очищение и облагораживание территорий, мероприятия по сохранению численности голубых дельфинов, посадки молодых деревьев, операции по прекращению истребления арктических пингвинов и многие другие инициативы, актуальные на сегодняшний день.

Экологические тимбилдинги обладают очень мощным положительным воздействием на людей: участвуя в социально значимом проекте, который изменяет мир к лучшему, сотрудники компании объединяются друг с другом на основе важной идеи и чувства выполнения общей миссии. Это гораздо сильнее объединяет коллег, чем любые правила, нормы и требования. Эмоциональные переживания во время такой деятельности становятся мощным вкладом в сплоченность коллектива, позволяют людям проявлять больше доверия друг к другу и чувствовать командное единство.

  • Социальный тимбилдинг.

Социальные тимбилдинги проводятся с целью решения общественных задач и социальных проблем. Существуют различные проекты, в которых коллектив компании может принять участие с целью помочь социально незащищенным людям: например, в Африке бороться с безграмотностью, на островах Полинезии способствовать просвещению людей. Можно участвовать в проектах, нацеленных на борьбу с распространением смертельно опасных заболеваний, а можно, например, проводить работы по сохранению исчезающих языков.

Важным эффектом в таких необычных тимбилдингах становится объединение сотрудников на основе какой-либо важной для них идеи, которая их вдохновляет на совместную работу и способствует проявлению самых лучших качеств, которые, возможно, оставались в «спящем режиме» во время выполнения стандартных обязанностей в компании.

Во время тимбилдинга возможна перемена ролей: подчиненный проявляет качества лидера, а лидер учится подчиняться и выполнять функции рядового сотрудника. Радикальная смена обстановки, необходимость действовать и принимать решения в непривычных условиях становятся эффективным стимулом к развитию желаемых образцов поведения и осваиванию новых моделей принятия решений.

Важно уметь подобрать наиболее подходящий вариант тимбилдинга именно для вашей компании.

Информация об экспертах

Денис Нежданов окончил Академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «стратегический менеджмент». В 2004 году получил степень MBA «Управление инновациями, инвестициями и рисками» в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. В бизнесе с 1997 года. С 2002 года - бизнес-тренер, автор и ведущий тренинговых программ профессиональной переподготовки директорского корпуса и линейного персонала корпорации бизнес-тренинга Nezhdanov-Group.