Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лемешкинская средняя общеобразовательная школа Руднянского муниципального района Волгоградской области

Урок ОРКСЭ в 4 классе

Бондарева Ольга Викторовна,

МБОУ Лемешкинская СОШ,

учитель начальных классов

Село Лемешкино, 2013 год.

Тема урока: Духовные ценности человечества. Культура. Религия.

Цель: создать условия для знакомства обучающихся с мировыми религиями как духовными ценностями человечества. (ценностями культуры человечества)

Задачи:

    Сформировать представление о культуре и религии, их взаимосвязи

    Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся, способствовать развитию коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

    Воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам

Формируемые УУД:

— идентифицировать свою принадлежность к народу, стране, государству;

— проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

— различать основные нравственно-этические понятия;

— оценивать свои и чужие поступки;

— оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

— проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

— воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.

Ключевые слова: культура, религия, православие, ислам, буддизм, иудаизм.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Культура и религия», учебник «Основы православия», рабочие тетради.

План урока

    Организация деятельности обучающихся.

    Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

    Актуализация знаний обучающихся.

    Проблемный вопрос. Комментированное чтение статьи из учебника.

Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для обучающихся.

    Виртуальная экскурсия.

Физкультминутка.

    Самостоятельная работа обучающихся.

    Подведение итогов.

    Рефлексия.

    Домашнее задание.

ХОД УРОКА:

I . Организация деятельности обучающихся

Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя. «Круг радости»

— Давайте встанем в круг, поздороваемся и пожелаем соседу справа что-нибудь от всего сердца.

II . Актуализация знаний обучающихся.

Учитель повторяет слова — пожелания детей.

— Как назвать все пожелания одним словом? ценности

Обсуждение результатов выполнения домашнего задания

— Что такое ценности?

Чем традиции отличаются от ценностей?

Назовите то, что объединяет нас всех. Родина, Россия

— Как вы думает ценности возникли ниоткуда или их создаёт человек?

Ценности могут быть материальные – игрушки, сладости… Общественные ценности – дружба, честность… Культурные ценности – литература, живопись… К ним же относятся ценности духовные . Духовные ценности, в первую очередь, — это то, что связано с религией.

III . Изучение новых знаний.

— Давайте разберёмся, что такое культура? (Проблемный вопрос)

Назовите всё, что связано со словом культура.

Дом культуры, физкультура, культурные растения, культура поведения.

— Какое общее значение придаёт слово культура словам в словосочетании?

Влияние человека.

Так что такое культура?

Ответы детей .

— «Культура – это материальные и духовные ценности созданные человеком, на протяжении всей его истории». Слайд 3

Работа с учебником.

Прочитай текст. Выдели смысловые части текста, рассказывающие о культуре.

Культура объединяет три направления: науку, искусство и религию.

наука

Культура искусство

религия

Люди, которые внесли свой вклад развитие культуры стали знаменитыми. Слайд 4,5.

В науке это Архимед, Галилей, Менделеев и др. В искусстве – П.И. Чайковский, А.С.Пушкин, Н.К.Рерих и др. Каждый из этих людей, внёс свой бесценный вклад в развитие культуры. Созданные ими произведения являются культурным наследием не только нашей страны, но и мира.

И в религии есть известные личности. Но что есть религия?

Как вы понимаете значение слова «религия»? Знакомство с понятиями религия, ритуал. Слайд 6.

Рассказ учителя.

Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.

В нашей стране живут люди разных народов и религий, а значит и в чём-то особых культур, убеждений. В том числе люди, по-разному отвечающие на вопрос о том, есть ли Бог, и по-разному представляющие себе отношения человека и Бога.

На протяжении тысячелетий религия была и остается важным фактором культурной жизни людей. Без веры, выливающейся в форму определенной религии, ни один народ не существовал. Религия отражает историю народа, его традиции, образ жизни и культурное состояние.

Мы часто не помним, как впервые появилось многое из того доброго, чем мы пользуемся. Неизвестно, например, кто первым в истории выпек хлеб, но хлеб пекут у всех народов. Где-то хлеб пекут белый и круглый, похожий на блин, а где-то черный и в форме кирпича, но в какую бы страну вы не приехали, вы, наверное, попробуете местный хлеб. Где-то он покажется вам почти таким же, как на родине, где-то необычным, какой-то понравится вам больше, какой-то меньше – о вкусах ведь не спорят. Но по сути-то хлеб везде одинаков, и одинаковы обычаи, связанные с хлебом. Наверное, у всех народов слова «разделить с кем-то хлеб» значит то же самое, что «обрести друга».

В культуре и религии разных народов много различий. У каждого народа – свой бытовой уклад, свои обычаи. Где-то за столом пользуются ножом и вилкой, где-то специальными палочками, где-то дома строят с плоскими крышами, а где-то – с двускатными. Культура – главное богатство народа. Религия не существует отдельно от культуры и от народа, каждый народ включает что-то из религии в свою традицию, а что-то из традиции привносит в религию.

— А знаете ли вы что, в современном мире насчитывается до 3 тысяч религий.

Какие религии вы уже знаете?

Народная мудрость гласит «В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу»

На карте России вы видите, какие религии мирно соседствуют в нашей стране. Слайд 7

Давайте отправимся на виртуальную экскурсию по священным сооружениям разных религий.

Слайд 8,9,10,11

V . Первичное закрепление знаний. — Чем религии отличаются друг от друга?

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Забота государства о сохранении духовных ценностейПодготовила: учитель начальных классовМатвеева Светлана Александровна2015гОсновы Духовно-нравственнойКультурыНародов России 5 класс Конституция Российской ФедерацииСтатья 44.1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.2.Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Академик Д.С. Лихачёв говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу.Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране». Памятник Гермогену Открытие памятника Гермогену Памятник Минину и Пожарскому Казань

Мечети в Казани

Буддийский храм в Чите Буддийский храм в Санкт-Петербурге Спасо-Преображенскиймонастырь Новоиерусалимский монастырьв Подмосковье Верхотурский монастырь на Урале Серафимо-Дивеевский монастырь Храм Христа Спасителя Музей-заповедник «Царское село» Сююмбике «Падающая башня» Музей народного деревянного зодчества«Витославицы» Музей Ширяево Самарской области Сызрань
КАЗАНСКИЙ СОБОР.В самом сердце города стоит величественный пятиглавый храм с высокой колокольней. Это - Казанский кафедральный собор, один из самых красивых и богатых храмов в Поволжье. Над ним воистину простирается благодать Божья. Ведь собор остался одним из немногих сооружений в Сызрани, уцелевших после страшного пожара 1906 года. Весь город был охвачен огнем, а собор возвышался среди пламени, как мученик на костре, своей величественной колокольней. Уцелел он благодаря сторожу, вовремя потушившем перекинувшийся на храм огонь. СЫЗРАНСКИЙ КРЕМЛЬ.Сызрань стала единственным городом в Самарской губернии, где сохранилось его сердце - кремль. Он стал не просто символом и визитной карточкой нашей малой родины. Сызранский кремль объединяет в себе две идеи - доблестного прошлого города, основанного для защиты окраинных рубежей России, и истинности христианской веры. Храм Христа СпасителяЧасовня Иверской иконы Божьей матери Московский Кремль Памятник Минину и Пожарскому Спасские ворота Колокольня Ивана Великого и царь колокол

О сохранении духовных ценностей должны заботится государство, общество и каждый человек Спасибо за внимание! http://imigo.ru/uploads/images/cities/Moscow/Moscow-Russia-Red-Square-IMIGO.jpghttp://img.travel.ru/images2/2015/06/object246303/shutterstock_258450185.jpghttp://p5.img.cctvpic.com/photoAlbum/source/2013/05/24/PHOT1369362955143172.jpg http://img.rg.ru/i/gallery/d9fb6318/687354d0.jpg http://www.bankgorodov.ru/public//photos/sights/1391955759.jpg http://afisha.mosreg.ru/sites/default/files/shapka_2_1.jpghttp://www.alpindustria.ur.ru/userfiles/IMG_7348.JPGhttp://img-fotki.yandex.ru/get/9306/123408768.78/0_a2349_e8d7eae0_XXXL.jpghttp://bestmaps.ru/files/content_images/20131004132459.jpg Интернет-ресурсы


Приложенные файлы

Оригинальные идеи, научное открытие, роман или картина могут быть потеряны безвозвратно или остаться в неизвестности, и тогда они не будут нести никакого влияния на людей,. Представим, как обеднел бы человечество, я бы не знало античной мифологии, если бы не сохранились египетские пирамиды"росписи. Рублева, произведения. Т. Шевченко или загадочная. Мона. Лиза. Леонардо да. Винчи, как потускнел бы вид. Киева без памятника. Богдо на. Хмельницком или. Софиевского собора. Кто же способствует сохранению и распространению духовных богатств? турно-исторических и естественно-научных ценностей,. Начнем с музеев"Сущность их сначала хорошо раскрывал древний вьетнамский термин"бао и", что означает"хранилище реликвий"С развитием музеев (ныне их у мире более 12 тыс.) стали не только собраниями ценностей"но благодаря своим экспозициям, выставкам"Экскурсия 1 серьезным источником пополнения знаний миллионов посетителиачів.

Музеи разнообразны по своему профилю: исторические (в том числе археологические"этнографические и т.п.), художественные"литературные, естественно-исторические (ботанические, геологические и т.п.), технические. В Украине и других страна ах много и самодеятельных (созданных на общественных началах) музеев это музеи истории учебных заведений, воинских частей, предприв.

Слова"хранилище"и"распространение"относятся и к библиотекам. Древнейшая из них появилась за много веков до изобретения книгопечатания: в середине VII в до не при дворе ассирийского царя. Ашшурбанипала была со ибрана библиотека с"глиняных книг"С развитием книгопечатания постоянно возрастала роль библиотек как важнейшего средства содействия тому, чтобы все больше людей овладевали научными, литературными, духовными ценностями. Сеть библиотек огромна: от небольших - личных, школьных, городских - до самых книгосховысховищ.

Слово"архив"(в переводе с лат - письмосховище) нередко ассоциируется с чем-то очень древним и от жизни далеким. Архивы, как и библиотеки, известны издавна. Архивы - это место хранения документов, в том или исли и наиболее древних, и совсем недавнего времени. Собрание архивных источников предназначены для научных исследований, для реализации практических целей. Архивы непрерывно пополняются, потому что ежедневно накопичуют ься новые свидетельства о деятельности отдельных людей, организаций, государственных учреждений. Архивы бывают небольшие (например, архив завода, где хранятся документы о его работников) и гигантские, по которым можно исследовать многое, еще не познанного, или восстановить истину, долго скрывалась. Так, благодаря архивным поискам удалось сделать достоянием гласности ранее засекреченные договоры (например, секретарь. Этны протокол, подписанный. Молотовым и. Риббентропом накануне. Второй мировой войны). При восстановлении древних украинских городов, разрушенных фашистами в годы. Великой. Отечественной войны, привлекались данные об архитектурных особенностях и размеры восстанавливаемых сооружений, памятников культуры. Древние сообщения, хранящиеся в архивах, о тех или иных природных явлениях помогли геологам XX ст найти круг сальные запасы полезных ископаемых (нефть, газ и т.п.). Архивные справки помогают гражданам подтвердить некоторые их права (например, справки о стаже работы влияют на размер пенсиимір пенсії).

Таким образом, архивы, библиотеки, музеи - это не только хранилища; древние египтяне называли их"домами жизни", подчеркивая важную роль этих учреждений в сохранении и передаче культурного наследия. Музеи, а архивы, библиотеки - достояние народа, они должны быть доступны для всех.

Результативность духовно-практической деятельности, осуществляемой музеями, библиотеками, архивами, во многом зависит от"лоцмана", прокладывающий посетителю, читатель лучший путь к познанию. Эти"лоцм наваждения"-экскурсоводы, библиотекари, архивариуси.

Афоризм"смотреть - не значит видеть"напоминает об одном из коренных задач музейного работника - научить"видеть", то есть выявлять существенные черты экспозиции, получая, таким образом, максимум заложенной в ней информации. Вспомним, например, о посещении художественной галереи. Конечно, оставаясь один на один с картиной, каждый ощущает ее эстетический вылил. Но нередко многое остается не понял целым через слабое знакомство с тематикой (например, с сюжетами на библейские темы), из-за недостаточно четкое восприятие художественного стиля, его особенности. В таких случаях объяснения экскурсовода очень ва жливливе.

В библиотеках очень трудно ориентировка в мире книг случае совет библиотекаря помогает выбрать правильный путь для удовлетворения запросов читателя, формирования его интересов и вкусов

Крупнейший по охвату людей и по общенародной значимости вклад в деятельность по распространению духовных ценностей вносит школа, прежде учитель. Вспомним широкий общественный смысл слова"учитель":: это мыслитель, ведет людей по пути знаний и помогает им оформить свои взгляды, искать и находить свой жизненный путь. Именно учитель является для детей и юношей живым источником знаний и умений, носителем эстафет и времен, он распространяет, передает новым поколениям самое главное, ценное и по-человечески общезначимое из того, что накоплено наукой, техникой, искусством с глубокой древности до наших дней. Учитель стремится заложить основы понимания современной системы научного знания, развивается, о мире, человеке, обществтво.

Массовая аудитория, воспринимает духовные ценности - это сотни миллионов читателей газет и журналов, слушателей радио, телезрителей, то есть те, на кого постоянно влияют средства массовой информации (СМИ)

Несомненным народным достоянием являются классические театральные постановки и кинофильмы, воспроизведение которых телевизионными средствами знакомит новые поколения с искусством народа Украины, различных зарубежных стран

2 кiшi тобына арналfан yйымдаскан оку кызментiнiн технологиялык картасы.
Технологическая карта организованной учебной деятельности
2 младшая группа Болiмдер. Подобласти, разделы: Познание. Коммуникация. Основы экологии.
Такырып. Тема: «Наблюдение за золотой рыбкой».
Максаты: Цель: учить детей узнавать и называть золотую рыбку; видеть особенности внешнего вида: красивая, золотая, большая; выделять части тела: у рыбки есть хвост, плавники, глаз, рот. Познакомить детей с особенностями поведения: живет в воде, плавает с помощью плавников, хватает корм ртом; дать детям знания о том, что рыбку нужно кормить. Развивать речь, внимание, воспитывать бережное отношение к рыбкам.
Билингвальный компонент: балык – рыбка, су – вода.
Метод. приемы и оборудование: аквариум с золотой рыбкой, раздаточный материал «Золотая рыбка».
Кызмет керендерi Этапы деятелТэрбнешiнiн iс – эрекетi
Действия воспитателя Балалардын – эрекетiДеятельность детей
Мотивациялык – Лептiк
Мотивационно - побудительный Включает аудиозапись «Шум моря».
- Чтобы узнать, о ком мы сегодня будем говорить, отгадайте загадку:
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
- Правильно – это рыба.
Вовлекаются к учебно – игровую деятельность.
Отгадывают – рыба.
Yйымдастык – Iзденiстiк
Организационно - Поисковый - Где живут рыбы? Как называются водоемы, где живут рыбы?
Предлагает рассмотреть аквариум с золотой рыбкой.
- Это аквариум. На его дне лежат камешки, ракушки. Есть в аквариуме и растения – это водоросли, они нужны рыбкам. Водоросли дают воздух рыбкам.
- Рассмотрите внимательно рыбку.
(Если в аквариуме есть другие рыбы, педагог перемещает рыбку в отдельную емкость.)
- Что есть у рыбки?
- У рыбки есть туловище, голова, хвост и плавники. Тело рыбки покрыто маленькими чешуйками.
Словарная работа: чешуя.
Посмотрите, какие они красивые и блестящие, это ее наряд.
- Как вы думаете, есть ли у рыбки ноги?
Вместо ног у нее плавники и хвостик, с их помощью рыбка может плавать в воде. На голове у рыбки есть глазки и рот. Глазками рыбка нас видит. Она боится, когда ее пугают.
- Как рыбка ест корм?
(Если дети затрудняются отвечать, педагог отвечает сама и просит детей повторить.)
О рыбках в аквариуме нужно заботиться, вовремя кормить, менять воду в аквариуме.
Билингвальный компонент: рыба – балык, вода – су.
Пальчиковая гимнастика «Рыбка».
Рыбка плавала – ныряла
В чистой, солнечной воде,
То совьется, разовьется,
То зароется в песке.
Работа с раздаточным материалом «Золотая рыбка».
Предлагает рассмотреть картинки, объясняет порядок выполнения работы.
Проводит индивидуальную работу.
Отвечают на вопросы, рыбы живут в воде, размышляют, называют: реки, озера, моря.
Рассматривают аквариум, знакомятся с его функциональным назначением.
Наблюдают за рыбкой.
Слушают педагога, отвечают на вопросы, отмечают, что у рыбки есть туловище, голова, хвост и плавники.
Повторяют: чешуя.
Ног у рыбки нет.
Размышляют, отвечают, рыбка хватает корм ртом.
Повторяют: рыба – балык, вода – су.
Кисти рук сомкнуты.
Делают плавные волнообразные движения из стороны в сторону, имитируя движение рыбки в воде.
Рассматривают картинку, выполняют задание, рисуют чешуйки (проводят волнистые линии).
Рефлексивтi – Корригирдiктi
Рефлексивно - корригирующий Рефлексия. Поощряет детей. Какие красивые рыбки у вас получились!
Что сегодня делали? Что понравилось? Делятся впечатлениями, отвечают на вопросы.
Кутiмдi нэтиже – Ожидаемый результат:
Елестету – Воспроизводят: называют рыбку, части тела, где живет, особенности поведения рыбки.
Тусiуе – Понимают: особенности строения рыбки, рыбки живут в воде, за ними нужно ухаживать, кормить их.
Колдану – Применяют: навык наблюдения; навыки, полученные в процессе деятельности.


Приложенные файлы

Cлайд 1

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 32» г. Оренбурга Иващенко А.В. Духовно- нравственная система ценностей в древнерусской литературе

Cлайд 2

Для православного человека, героя древнерусской литературы, наиболее важна духовная, внутренняя жизнь. Русский человек был убеждён, что именно внутренние, духовные качества определяют степень совершенства, к которому нужно стремиться. Утверждая, что внутреннее, духовное определяет внешнее, православие тем самым выстраивает определенную систему ценностей, в которой духовное важнее телесного.

Cлайд 3

Русское православие ориентировало человека на духовное преображение, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближению к христианским идеалам. Это способствовало распространению и утверждению духовности. Её главное основание: непрестанная молитва, покой и сосредоточенность – собирание души.

Cлайд 4

Утвердил эталон нравственности в русской жизни Сергий Радонежский. В переломный момент в истории нашего народа, когда формировалось его национальное самосознание, Святой Сергий стал вдохновителем государственного и культурного строительства, духовным учителем, символом России.

Cлайд 5

Жизнь Сергия Радонежского позволяет познакомиться с духовными ценностями, особо чтимыми русским народом

Cлайд 6

Любовь к Богу С юности Сергий Радонежский поставил перед собой цель - совершенствовать свою душу, чтобы приблизиться к Богу, и всю жизнь посвятил этому, достигнув высот святости.

Cлайд 7

Любовь к людям Сила любви Сергия Радонежского творила чудеса: в житии приводится пример воскрешения святым мертвого мальчика.

Cлайд 8

Творение добрых дел - помощь всем нуждающимся не только делом, но и добрым словом, советом, сочувствием Святой Сергий постоянно оказывал помощь всем, приходящим к нему.

Cлайд 9

Трудолюбие Святой занимался физическим трудом каждый день: работал на огороде, был плотником, носил воду, пек хлеб, шил одежду.

Cлайд 10

Смирение - неосуждение других, отказ от славы и почестей. Сергий Радонежский никогда и никого не осуждал. Он не хотел власти и почета: отказывался быть игуменом в основанном монастыре, не принял сана архиепископа.

Cлайд 11

Отказ от земных благ и богатств Святой никогда не заботился об избытке еды, одежды, понимая, что главное богатство человека - его бессмертная душа.

Cлайд 12

Сергий Радонежский стал идейным вдохновителем противостояния Мамаю. Он благословил князя Дмитрия Ивановича на защиту русской земли и предсказал победу в Куликовской битве

Cлайд 13

Такая подвижническая жизнь Сергия Радонежского воспринималась и воспринимается русским народом как идеал. Недаром автор «Жития...» Епифаний Премудрый называет его «земным ангелом».

Cлайд 14

«За други своя и за землю русскую» Великий духовный подвиг смирения, пожертвования «земным тщеславием власти» ради своей страны и ее народа совершил князь Александр Невский. Будучи Великим Полководцем, одержавшим немало доблестных побед, он принёс присягу ханам Золотой Орды, чтобы сберечь хотя бы остатки народа для будущего возрождения. Тем самым он показал себя не только великим воином, но и мудрым политиком и дипломатом.

Cлайд 15

Глубокий духовный смысл вложен святыми Кириллом и Мефодием в созданную ими славянскую азбуку

Cлайд 16

Ее деление на две части - правизну и левизну - означает два пути в жизни человека, которому предстоит сделать выбор в сторону добра или зла.

Cлайд 17

В правой стороне азбуки буквы благозвучны, а запись под ними учит людей благочестию: «Изначально будь первым: ведай учение; говори -поступай добронравно; по естеству живи; крепко землю люби; наш брат духовный...».

Cлайд 18

Левая сторона - зеркальное отображение правой. Звуки неблагозвучные, графика букв по своему рисунку напоминает кандалы, решетку тюрьмы. Эта сторона - путь духовного падения. Поэтому она заканчивается словами: «Безначально пустой … воры; пьянюги … примите долю горькую...». Падение Буки-пустого Буквы Слова Прозвища Буки (0)Отродье бесчисленное, безродное, буйное.Буки-пустой Шебарша – пустобай, пустословый. Шепотник – кляузник, ябедник. Шуй – левый. Шуйница – левая рука. Шкота – ущерб, леность. Щапить–щеголять. Ща - щада, щадить; нещада, нещадно - жестоко, беспощадно. «И смертям лютым предают без щадности». ШкодникТип «Гонь» – Поганое отродье Ера - плут, мошенник, вор. Ерыга - шатун, гуляка, пьянюга. Ерик - отщепенец; еретик – отступник, колдун, напускающий Узы - цепи, оковы, путы; узда, узел, узлят – вяжут. Осужденный Узилище - острог, тюрьма, темница. Узник Особый род – Ярый враг-Узничество – заточение. Струпник\Усекновение главы - смертная казнь, конец. Уродливый труп Бесовское отродье

Cлайд 19

Азбука объясняла, что смысл духовной жизни человека в постоянной борьбе в его душе добра и зла, божественных и дьявольских сил.

Cлайд 20

Книги древней Руси знакомили с добродетелями, которыми должен обладать человек Добродетель означает регулярное, постоянное делание добра, которое становится привычкой, благим навыком. 7 главных добродетелей: 1 Воздержание (от излишества). 2.Целомудрие (хранение чувств, скромность, чистота). 3. Нестяжание (удовлетворение необходимым). 4. Кротость (уклонение от ярости и гнева, незлобие,терпение). 5. Трезвение (усердие ко всякому доброму делу, хранение себя от лени). 6. Смирение (молчание пред обижающими, страх Божий) 7. Любовь (к Господу и ближним).

Cлайд 21

Смирением, кротостью, послушанием отличались любимые русские святые Борис и Глеб. Борис и Глеб – первые русские святые. Они были младшими сыновьями князя Владимира. Родились до крещения Руси, но были воспитаны в христианском благочестии. Братья во всём подражали отцу, отзывчивому к бедным больным, обездоленным.

Cлайд 22

После смерти князя Владимира его старший сын Святополк вероломно обманул братьев, подослал к ним убийц. Братья были предупреждены, но не стали сопротивляться, приняли мученическую смерть.

Cлайд 23

Какой смысл в том, чтобы без сопротивления погибнуть от рук убийц? Жизнь святых князей была принесена в жертву основной христианской заповеди – любви. Они первые на Руси показали, что нельзя злом воздавать на зло, даже под страхом смерти.

Cлайд 24

Большую роль для человека всегда играют семейные ценности. Петр и Феврония Муромские - супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы. Они открыли для благочестивых сердец красоту и высоту православной семьи.

Cлайд 25

Господь через скорбь и болезнь указал Своим перстом князю Петру на крестьянскую девушку Февронию. Она исцелила молодого князя от тяжелого недуга.