Венская государственная опера (нем. Wiener Staatsoper, до 1918 года Венская придворная опера) - крупнейший оперный театр в Австрии, один из центров музыкальной культуры Европы. Придворная опера в Вене возникла в середине XVII века, спектакли оперы шли в различных театрах. В 1861 году было начато строительство специального здания для Венской оперы по проекту архитекторов А. З. фон Зикардсбурга и Э. ван дер Нюлля; здание было завершено к 1869 году и торжественно (в присутствии Франца-Йозефа и Сисси) открылось 25 мая оперой Моцарта «Дон Жуан». До 1918 года театр находился под покровительством Габсбургов и носил название Придворного оперного театра (нем. Wiener Hof-Operntheater). В 1920-х гг. неофициально его стали называть государственным, но официальное название Венской государственной оперы (нем. Wiener Staatsoper) он получил лишь в 1938 году, с началом Аншлюса.

Во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны К. Кра­ус, В. Фурт­венг­лер, К. Бём ру­ко­во­ди­ли по­ста­нов­ка­ми со­чи­не­ний Мо­цар­та, Бет­хове­на, Вер­ди. В 1938 со­стоя­лась пре­мье­ра опе­ры «День ми­ра» Р. Штрауса, к 1944 бы­ли по­став­ле­ны все его оперы.
В 1945 году в результате американской бомбардировки здание театра было частично разрушено. Восстановительные работы продолжались до 1955 г., и, наконец, 5 ноября 1955 г. театр был открыт постановкой «Фиделио» Бетховена (под управлением К.Бёма). Тогда же была возобновлена традиция ежегодных балов в Венской опере.
В качестве директоров Венской государственной оперы выступали музыканты, режиссёры и, особенно во второй половине XX века, профессиональные администраторы. По исторической традиции они помимо административных функций также выполняли функцию художественного руководства, в частности, определяли репертуар театра. Директор-музыкант выполнял также обязанности главного дирижёра (музыкального руководителя). С 1986 года должности директора-администратора и музыкального руководителя (он же главный дирижёр), как правило, в одном лице не совмещались.
Среди выдающихся музыкантов, возглавлявших Венскую оперу, были Густав Малер (1897-1907), Феликс Вайнгартнер (1908-1911 и 1935-1936), Франц Шальк (1919-1929, причём до 1924 г. совместно с Рихардом Штраусом), Клеменс Краус (1929-1934), Карл Бём (1943-1945 и 1954-1956), Герберт фон Караян (1956-1964), Лорин Маазель (1982-1984).
В 1986-91 гг. директором театра был К. Х. Дрезе, музыкальным руководителем - Клаудио Аббадо. В 1991-1992 гг. директором был известный певец Эберхард Вехтер. В 1992-2010 гг. директором был Иоан Холендер, музыкальным руководителем - Сэйдзи Одзава.
С 1 сентября 2010 года обязанности директора Венской оперы выполняет Доминик Мейер, балетмейстера - Мануэль Легри.

Музыкальное руководство в 2010-14 гг. осуществлял дирижёр Франц Вельзер-Мёст. С сентября 2014 года должность музыкального руководителя вакантна.

Информация

  • Основан : 1869
  • Город : Вена
  • Страна : Австрия
  • Адрес : Opernring 2
  • Архитектор : Зикардсбург, Август Зикард фон

Венская государственная Опера одна из ведущих опер в Европе, и её история вносит значительный вклад в завоевание Веной почетного титула музыкальной столицы. Оркестр создан на основе Венской филармонии. Наряду с государственным балетом Венская Опера имеет свою собственную балетную труппу.

Венская государственная опера имеет систему репертуара: более 50 постановок состоят в игровом плане. Поэтому Опера 10 месяцев в году может давать представления почти ежедневно

Как добраться до Венской оперы
Венская государственная опера находится в центре Вены по адресу: Opernring 2.
На метро U1, U2, U4 до станции Karlsplatz.

Как одеваться в Венскую оперу
Гости Венской оперы одеты очень по-разному — чёткого дресс-кода нет.
Местные жители стараются одеваться соответствующе – в красивые платья или костюмы.
Рекомендуем одеваться нарядно и элегантно, особенно если у Вас хорошие места в театре.

Экскурсии по зданию Венской государственной оперы
Экскурсии по зданию Венской государственной оперы (Wiener Staatsoper)
продолжительностью 45 минут проводятся со вторника по воскресенье (несколько раз в день) и включают осмотр входного фойе, парадной лестницы, чайного салона, мраморного зала, фойе Морица Швинда, зала Густава Малера и зрительного зала. Во время экскурсии гид рассказывает интересные факты о Венской опере, истории и архитектуре здания.
Экскурсии по Венской опере проводятся на немецком, английском, итальянском, французском, испанском и русском языках. Стоимость экскурсии составляет 6,00 € без посещения музея
Венской оперы.
Билеты покупаются непосредственно перед экскурсией.

Субтитры
Каждое место в Венской опере располагает небольшим экраном (закрепленным на кресле перед ним), на котором идут субтитры спектакля (оперы). Они транслируются на немецком и на английском языках.
Директор Венской государственной оперы сообщил, что в театре появятся субтитры на русском языке в сезоне 2014-15 года.

„Стоячие“ билеты
„Стоячие“ билеты можно купить на всех представлениях Венской оперы.
Их продают непосредственно в здании оперы за 80 минут до начала представления.
На представления, пользующиеся большим спросом, вам следует занять очередь намного раньше. Один человек может купить не более 2 билетов.

В Венской государственной опере, стоячие места расположены очень удачно, практически напротив сцены, на уровне бельетажа под «императорской» ложей, и видно с них лучше чем с дешевых сидячих, но нельзя занять пустые сидячие места.
Цена: партер — 4,50 евро, балконы — 3,50 евро

Recently went to Tosca! Great cast and production. Place was full. Truly iconic venue. This is a must see when you visit Vienna. Had great seats in Row 14. They were a bit pricey but worth it! Buy them early so you don’t miss out.

Австрийская опера и балет


Возникновение венской оперы относится к середине XVII в., когда при дворе австрийского императора состоялись первые оперные представления итальянской труппы.

Со второй половины XVII в. оперные спектакли, исполнявшиеся австрийской придворной труппой, шли на сценах различных театров (сначала в венском «Бургтеатре», с 1763 г. — в основном, в «Кернтнертортеатре»). Основу репертуара составляла итальянская опера.
С середины 18 века деятельность придворной оперной труппы связана с оперной реформой К. В. Глюка (с 1754 г. — придворный капельмейстер), с развитием национального оперного стиля, основанного на жанре зингшпиля. Ставятся оперы И. Умлауфа («Горнорабочие», 1778 г.), В. А. Моцарта («Похищение из сераля», 1782 г.), К. Диттерсдорфа («Доктор и аптекарь», 1786 г.)

С начала 19 века венская опера осуществляет постановки произведений немецких, австрийских, итальянских и французский композиторов: Л. Керубини («Медея»), Л. Бетховена («Фиделио»), Дж. Россини («Танкред», «Сорока-воровка», «Вильгельм Телль»), К. М. Вебера («Вольный стрелок»), Дж. Мейербера («Роберт-дьявол», «Гугеноты»), Г. Доницетти («Лючия ди Ламмермур», «Лукреция Борджа»), Дж. Верди («Набукко», «Риголетто», «Трубадур» и др.), Р. Вагнера («Лоэнгрин», «Тангейзер» и др.), Ш. Гуно («Фауст») и др. В эти годы здесь выступали многие крупнейшие европейские певцы, в т. ч. австрийские и немецкие: П. А. Мильдер-Хауптман, В. Шрёдер-Девриент, К. Унгер, Г. Зонтаг и др.

В 1869 г. Венская придворная опера получила новое здание, долгое время считавшееся одним из лучших театральных зданий мира (проект архитектора Э. ван дер Нюлля и А. Зиккард фон Зиккардсбурга). Театр открылся оперой «Дон Жуан» Моцарта.

В 1875-1897 г. г. музыкальный директор и главный дирижёр театра X. Рихтер — выдающийся интерпретатор вагнеровских опер. При нём были осуществлены постановки: тетралогия «Кольцо нибелунга» (1877-1879 г. г.), «Тристан и Изольда», моцартовский цикл, «Отелло», а также современные оперы П. Корнелиуса, Ж. Массне, Э. Хумпердинка и др. В конце XIX в. возрос интерес к балету, в числе других часто исполнялись балеты Й. Байера «Кукольная фея» и «Солнце и земля».

В конце XIX в. — начале XX в. благодаря реформаторской деятельности Г. Малера (главный дирижёр театра в 1897-1907 г. г.) Венская придворная опера стала одним из лучших европейских оперных театров. Малер стремился подчинить все компоненты оперного спектакля единому замыслу (в соответствии с авторской партитурой), тщательно готовил каждую постановку, предъявляя высокие требования оркестру, хору и певцам, добиваясь особой музыкально-драматической выразительности. Он привлёк к работе в театре дирижёров Б. Вальтера и Ф. Шалька, художника-декоратора A. Роллера.

В эти годы наряду с блестящими постановками произведений Моцарта, Бетховена, Вебера, Вагнера были впервые исполнены: «Богема»; «Фальстаф»; «Электра» Р. Штрауса и др., а также оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Иоланта». На сцене театра выступали певцы П. Лукка, А. Матерна, Г. Винкельман, А. Бар-Мильденбург, Л. Леман, Л. Слезак и др.

В 1918 г., после образования Австрийской республики, театр получил современное название. Во главе театра становится Ф. Шальк (до 1929 г.).

В 1920-1930 г. г. наряду с произведениями Моцарта («Идоменей»), Верди («Дон Карлос», «Макбет»), Р. Штрауса («Женщина без тени», «Саломея», «Елена Египетская»), М. Равеля («Испанский час»), М. де Фальи («Короткая жизнь») в репертуаре театра значительное место занимают оперы современных композиторов (в т. ч. «Чудо Элианы» Корнгольда, «Джонни наигрывает» Кшенека, «Счастливая рука» Шёнберга, «Царь Эдип» Стравинского и др.).

В годы войны (1938-1945) Венская государственная опера пришла в упадок. Сразу после освобождения Австрии театр возобновил деятельность и вскоре вернул себе славу ведущего музыкально-театрального центра страны. Во время воостановления здания оперы после войны театр временно давал спектакли в помещениях «Театра ан дер Вин» и Народной оперы.

Сезон 1955-1956 года открылся в восстановленном здании (зрительный зал на 2209 мест). Были поставлены оперы: «Фиделио», «Дон Жуан», «Аида»; «Мейстерзингеры» Вагнера.

В 1956-1964 годах Венской государственной оперой руководил Г. Караян. Среди лучших спектаклей 1950-60 годов: «Так поступают все», «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Юлий Цезарь» Генделя, «Орфей» Глюка, «Золушка» Россини, «Бал-маскарад»; тетралогия «Кольцо нибелунга», «Тристан и Изольда» Вагнера, «Проданная невеста», «Князь Игорь»; «Ариадна на Наксосе» и «Саломея» Р.

Штрауса, «Лулу» Берга, триптих «Триумфы» и «Царь Эдип» Орфа, «Ревизор» Эгка, «Художник Матис» Хиндемита, «Диалоги кармелиток» Пуленка.

В 1930-60 годах в Венской государственной опере выступали лучшие певцы Австрии и других стран: А. и X. Конечны, М. Чеботари, Э. Шварцкопф, И. Зефрид, X. Гюден, Л. Делла Каса, С. Юринац, А. Дермота, Д. Фишер-Дискау, Ю. Патцак, Б. Нильсон, М. Дель Монако, П. Шёфлер, М. Лоренц и др., работали крупнейшие дирижёры — К. Краус, Р. Штраус, Б. Вальтер, О. Клемперер, B. Фуртвенглер, Й. Крипс, В. Де Сабата, К. Бём, Г. Караян, Д. Митропулос, Л. Бернстайн и др. В 1970-е г. в труппе театра певцы — В. Берри, О. Винер, Э. Кунц, К. Людвиг, В. Липп, Л. Ризанек, Р. Хольм и др.; постоянными дирижёрами театра являлись Й. Крипс и К. Бём.

Раз в год зрительный зал и сцена превращаются в огромную танцевальную залу, в которой проводится самый знаменитый бал Австрии — Опернбаль.

Венская Государственная опера, Австрия: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Венская Государственная опера — один из наиболее почитаемых центров музыкальной культуры в мире.

Здание оперы расположено в самом сердце Вены, столицы Австрии и было построено в середине XVII века. Это одно из 1000 лучших мест мира по версии нашего сайта.

Свыше 60 музыкальных представлений готовит Венская опера за свой театральный сезон, что ставит ее на первое место по плотности опер и балетных произведений. Репертуар оперы чрезвычайно разнообразен и охватывает не только современные жанры, но и музыкальные стили различных эпох.

Здание оперы появилось не так давно, но сразу же стало одним из самых нарядных сооружений знаменитого Рингштрассе.

Театральный сезон длится 285 дней в году. Один из этих дней посвящен ежегодному Венскому балу, когда главная сцена волшебным образом превращается в бальный зал и сотни дебютантов выступают перед самим президентом страны.

Долгое время художественным руководителем театра был знаменитый Герберт фон Караян, а главным дирижером когда-то был Ганс Рихтер. На этой сцене ставились оперы Чайковского «Пиковая дама», «Евгений Онегин», опера Верди «Отелло» и многие оперы из моцартовского цикла.

И сегодня в этом театре лучшие мировые постановщики и режиссеры из года в год демонстрируют свое мастерство венской публике. Добраться до здания оперы можно на нескольких ветках метро, следующих до станции Karlsplatz.

Фото достопримечательности: Венская Государственная опера

Венская Государственная опера на карте:

Здесь можно послушать арию лучших оперных певцов, посмотреть балет и выступление хора под аккомпанемент симфонического оркестра.

Венский оперный театр признан музыкальным центром Европы. В этом городе творили такие выдающиеся музыканты, как Бетховен, Моцарт, Гайдн, Шуберт и многие другие.

«Дон Жуан» Моцарта был первым произведением, поставленным в Венской Опере.
Император Австрии Франц Иосиф настолько нелестно отозвался о внутреннем и внешнем убранстве здания, что довёл дизайнера до инфаркта, а архитектора - до самоубийства. Между тем, театр обладает непревзойдёнными акустическими свойствами.
Современные жители Вены относятся к зданию оперы гораздо более трепетно.

Многие считают театр одним из самых величественных зданий Австрии. Внутреннее убранство поражает простором и роскошью.

Фасад оперы украшают пять муз, покровительствующих венской опере: Любви, Героизма, Комедии, Фантазии и Драмы.
Вместимость театра - 1709 мест, плюс стоячие места и места для инвалидов.

На спинке каждого кресла располагаются небольшие экраны с переводом либретто в режиме настоящего времени.

Каждый год на площади перед театром проводятся более 120 спектаклей. Все они совершенно бесплатны для публики.
В театре проходят ознакомительные экскурсии продолжительностью менее часа, позволяющие заглянуть за кулисы.
Каждую зиму в театре традиционно проводятся балы.

Как добраться

Здание театра находится по адресу Опернринг (Opernring), 2. Ближайшая станция метро - Карплац (Karlsplatz).

До Венской оперы ходят трамваи №1 и №2. Автобусы №25, 26, 36, 38, а также L, 59А и 360.

Удобно добираться сюда на машине. Билет в оперу даёт право оставить автомобиль на подземной парковке торгового центра Ringstrassengalerien на 8 часов всего за 7 евро. Для этого талон с парковки нужно будет прокомпостировать в специальном автомате в вестибюле театра.

Билеты в венскую оперу

Билет можно купить онлайн или в кассе на Kertnerstrasse, 40.

Билеты начинают продавать за 30 дней до спектакля, и средняя цена колеблется в районе 140-200 евро. Стоимость ложи может превосходить 2000 евро.

Афиша венской оперы

Репертуар театра насчитывает более полусотни постановок. Сезон длится 10 месяцев, и представления даются ежедневно. В основном это классические произведения австрийских и зарубежных композиторов, но встречаются и современные постановки.

Визитной карточкой Венского оперного театра считаются оперы Моцарта, поскольку именно с произведения этого композитора начинается творческая история здания.

Расписание постановок можно найти на официальном сайте венской оперы.

— центр музыкальной культуры и популярная достопримечательность австрийской столицы. Красивое здание Венской оперы узнаваемо во всем мире. Тысячи поклонников оперного искусства ежегодно посещают Венскую оперу, чтобы приобщиться к мировому искусству.

Венская государственная опера (Австрия): история

Построили крупнейший оперный театр Австрии в 1869 году по проекту двух местных архитекторов Эдуарда ван дер Нюлля и Августа Сикарду фон Сикардсбурга. Здание спроектировано в стиле неоренессанса.

Однако, выбранное архитектурное решение не оправдало надежд мастеров, их творчество подверглось жесткой критике со стороны местных жителей. После официального открытия Венской оперы архитекторы покончили с жизнью самоубийством. Первым спектаклем, представленным на сцене театра, была опера «Дон Жуан» Моцарта.


Только спустя годы общество признало Венскую оперу настоящим творением искусства выдающихся мастеров.

Поражает не только фасад здания. Не менее интересным и прекрасным является его внутреннее убранство – великолепные лестницы, древние скульптуры, позолота и мрамор. Туристов привлекает также оригинальная чайная комната, построенная специально для отдыха императора Франца Иосифа I.

Несколько пострадала во время войны в 1945 году, однако после нее оно было полностью восстановлено. 5 ноября 1955 года Венская государственная опера возобновила сою работу спектаклем «Фиделио» Бетховена.

Сегодня известность Венской оперы невозможно переоценить. Ежегодно здесь проходят десятки знаменитых спектаклей и театральных постановок, часть которых, в летнее время, проводится под открытым небом. Раз в году принимает известнейший во всем мире бал дебютантов, где юноши и девушки представляют свое мастерство в искусстве бального танца.

В мире, история которого начинается в середине девятнадцатого столетия. Расположенная в центре Вены, изначально она называлась Венской придворной оперой и была переименована в 1920 году с возникновением Первой Австрийской Республики.

Здание, построенное в 1861-1869 годах в неоклассическом стиле по проекту архитекторов Эдуарда Нюлля и Августа Сикарда фон Сикардсбурга, было первым крупным строением на Ригенштрассе. Известные художники работали над декором интерьеров, среди них - Мориц фон Швинд, расписавший фрески в ложе по опере «Волшебная флейта» Вольфганга Амадея Моцарта, и фойе - по мотивам произведений других композиторов. Венская опера торжественно открылась 25 мая 1869 года творением «Дон Жуан» Моцарта. На представлении присутствовали император I и императрица Амалия Евгения Елизавета.

Здание оперы изначально не было высоко оценено общественностью. Во-первых, оно находилось напротив великолепного особняка Генрихсхоф (разрушен во время Второй Мировой войны) и не производило должного эффекта монументальности. Во-вторых, уровень кольцевой дороги перед зданием был поднят на один метр уже после начала его строительства, и оно смотрелось как «осевшая коробка».

Особого расцвета Венская опера достигла под руководством выдающегося композитора и дирижера Густава Малера. При нем выросло новое поколение всемирно известных вокалистов, таких, как Анна фон Мильденбург и Сельма Керз. Став в 1897 году директором театра, он изменил устаревшие декорации, привлек талант и опыт замечательных художников (среди них - Альфред Роллер), чтобы сформировать новую эстетику сцены, соответствующую модернистскому вкусу. Малер ввел практику затемнения освещения на сцене во время выступлений исполнителей. Все его реформы были сохранены преемниками.

В ходе американских бомбардировок в конце Второй Мировой войны, здание сильно пострадало. После долгих обсуждений было решено реставрировать его в оригинальном стиле, и отремонтированная Венская опера была вновь открыта в 1955 году творением «Фиделио» Людвига ван Бетховена.

Сегодня в театре осуществляются современные постановки, но они никогда не бывают экспериментальными. Он близко связан с который официально числится филармоническим оркестром Венской оперы. Это один из самых занятых оперных театров в мире. Ежегодно ставится 50-60 опер, показывается не менее 200 спектаклей. В основной репертуар Венской оперы включены некоторые произведения, мало известные широкой публике, как, например, «Кавалер розы» и «Саломея» Рихарда Штрауса.

Билеты на спектакли стоят дорого. Это объясняется многочисленностью лож. Следует учитывать, что наклона в партере практически нет, таким образом, можно заплатить от 160 евро за место где-нибудь в восьмом ряду, но мало увидеть из того, что происходит на сцене. Акустика превосходная, особенно на верхних уровнях здания. Существуют ещё стоячие места (более чем 500), расположенные непосредственно за партером, но они доступны только в день показа спектакля, тогда как билеты в ложи и партер поступают в продажу за тридцать дней перед каждым спектаклем, а заказать их проще всего через сайт, которым владеет Венская опера.

Дресс-код как таковой не соблюдается, поскольку более половины мест занято туристами, разнообразной публикой, хотя можно заметить, что в ложах люди одеты более элегантно.

Основные театры Вены: драматический театр, музыкальный, кукольный, балета, оперы, сатиры. Телефоны, официальные сайты, адреса театров Вены.

  • Горящие туры по всему миру
  • Вена не представляется без трех вещей - кофе, захера и оперы. Этот город поет, дирижирует, солирует, выступает и наслаждается музыкой 365 дней в году, и жизнь свою без театра или оперы местные жители не считают возможной. И это на самом деле так - в Вене круглый год проходят всевозможные театральные фестивали, многочисленные храмы Мельпомены ломятся от толп зрителей, а бенефис следует за бенефисом. Не малую роль в этом сыграло богатое музыкальное прошлое австрийской столицы: именно здесь были написаны и сыграны произведения великого Моцарта, Шуберта, Баха, Малера, Штрауса и многих других гениальных композиторов. Потому побывать в Вене и не зайти хотя бы на экскурсию в один из старейших театров Европы - Бургтеатр, не просто моветон, а откровенная блажь. Итак, в театр!

    Выбрать, на самом деле, есть из чего. Must visit, конечно, Венская государственная опера - здесь ставят изумительные оперные и балетные постановки, где считают за честь выступать звезды со всего мира. Особенно приятно, что совершенно бесплатно насладиться их талантом можно с марта по июнь и в сентябре, когда опера устраивает так называемый open air theater и «крутит» на большом экране в прямом эфире свои спектакли. Место проведения: площадь Герберта фон Караяна, вместимость - почти 200 стульев.

    К слову, если есть желание посмотреть на подмостки Венской оперы а-ля натюрель, не стоит окидывать свой кошелек придирчивым взглядом. Да, за кресла в партере придется выложить круглую сумму, но можно попытаться отхватить недорогие стоячие места.

    Что стоит послушать: «Богему» Пуччини, «Риголетто» Верди, «Ариадну на Наксосе» Штрауса и «Лоэнгрин» Вагнера. Последнего, кстати, в Вене уважают, потому часто ставят и его «Зигфрида», и «Сумерки богов», и «Золото Рейна», и «Валькирию».

    Но не оперой единой. Фолькстеатр привлекает своими концертами барочной музыки и экспериментальными постановками. В Ан-дер-Вин стоит заглянуть ради его богатой истории, стены театра помнят не одну премьеру прославленного Бетховена. Венский камерный оперный театр порадует поклонников чего-то исключительного раритетами, а Фольксопера - многогранным сценическим искусством от оперы 18 столетия до классических мюзиклов.

    • Где остановиться: Поближе к достопримечательностям, но с уроном для кошелька - в блистательном центре Вены , где что ни здание, то свидетель эпох. Отели попроще, пансионы и хостелы стоит искать в окрестностях Вены - например, ближе к Венскому лесу (да и воздух здесь божественный!).
    • Что посмотреть: Многочисленные достопримечательности
  • Крупнейший австрийский оперный театр, центр музыкальной культуры Австрии. До 1918 года - Венская придворная опера. Здание, в котором в настоящее время располагается Венская государственная опера, было построено в 1869 году по проекту архитектора Августа Зиккарда фон Зиккардсбурга; его интерьер разработал Эдуард ван дер Нюлль. Долгое время считалось, что это здание - одно из лучших театральных зданий мира.

    Театр был открыт постановкой «Дон-Жуана» Моцарта. В 1875-1897 годах музыкальным директором и главным дирижёром театра был Х. Рихтер, выдающийся интерпретатор вагнеровских опер. При нём были осуществлены постановки тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга», цикла моцартовских опер, «Отелло» Верди. В 1897 году во главе театра становится выдающийся композитор и дирижёр Густав Малер. В течение десяти лет его руководства Венской оперой этот театр стал одним из лучших в Европе. Малер привлёк к работе таких выдающихся мастеров, как Бруно Вальтер, Франц Шальк. Именно в этот период на сцене Венской государственной оперы впервые ставятся «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Иоланта» П. И. Чайковского.

    В 1945 году здание театра было разрушено во время бомбардировки Вены. Десять лет спектакли театра шли на других сценах. Лишь новый сезон 1955/56 годов начался в восстановленном здании. Художественным руководителем театра с этого сезона становится прославленный Герберт фон Караян.

    Венская государственная опера, хотя и предлагает своим слушателям чрезвычайно разнообразный репертуар, по праву считается хранительницей лучших традиций венской классической школы, и в первую очередь Моцарта.

    А. Майкапар

    История оперы

    Возникновение венской оперы относится к середине 17 века, когда при дворе австрийского императора состоялись первые оперные представления итальянской труппы. Со 2-й половины 17 века оперные спектакли, исполнявшиеся австрийской придворной труппой, шли на сценах различных театров (сначала в венском «Бургтеатре», с 1763 - в основном, в «Кернтнертортеатре»). Основу репертуара составляли итальянской оперы. Постановки отличались помпезностью.

    С середины 18 века деятельность придворной оперной труппы связана с оперной реформой К. В. Глюка (с 1754 - придворный капельмейстер), с развитием национального оперного стиля, основанного на жанре зингшпиля. Ставятся оперы И. Умлауфа («Горнорабочие», 1778, и др.), В. А. Моцарта («Похищение из сераля», 1782), К. Диттерсдорфа («Доктор и аптекарь», 1786) и др.

    С начала 19 века венская опера осуществляет постановки лучших произведений немецких, австрийских, итальянских и позже французский композиторов: Л. Керубини («Медея»), Л. Бетховена («Фиделио»), Дж. Россини («Танкред», «Сорока-воровка», «Вильгельм Телль» и др.), К. М. Вебера («Вольный стрелок»), Дж. Мейербера («Роберт-дьявол», «Гугеноты»), Г. Доницетти («Лючия ди Ламмермур», «Лукреция Борджа»), Дж. Верди («Набукко», «Риголетто», «Трубадур» и др.), Р. Вагнера («Лоэнгрин», «Тангейзер» и др.), Ш. Гуно («Фауст») и др. В эти годы здесь выступали многие крупнейшие европейские певцы, в т. ч. австрийские и немецкие: П. А. Мильдер-Хауптман, В. Шрёдер-Девриент, К. Унгер, Г. Зонтаг и др.

    В 1869 Венская придворная опера получила новое здание, долгое время считавшееся одним из лучших театральных зданий мира (проект архитектора Э. ван дер Нюлля и А. Зиккард фон Зиккардсбурга). Театр открылся оперой «Дон Жуан» Моцарта. В 1875-97 музыкальный директор и главный дирижёр театра Xанс Рихтер - выдающийся интерпретатор вагнеровских опер. При нём были осуществлены постановки: тетралогия «Кольцо нибелунга» (1877-79), «Тристан и Изольда», моцартовский цикл, «Отелло», а также современные оперы П. Корнелиуса, Ж. Массне, Э. Хумпердинка и др. В конце 19 века возрос интерес к балету, в числе других часто исполнялись балеты Й. Байера «Кукольная фея» и «Солнце и земля».

    В конце 19 - начале 20 веков благодаря реформаторской деятельности Г. Малера (главный дирижёр театра в 1897-1907) Венская придворная опера стала одним из лучших европейских оперных театров. Малер стремился подчинить все компоненты оперного спектакля единому замыслу (в соответствии с авторской партитурой), тщательно готовил каждую постановку, предъявляя высокие требования оркестру, хору и певцам, добиваясь особой музыкально-драматической выразительности. Он привлёк к работе в театре дирижёров Б. Вальтера и Ф. Шалька, художника-декоратора A. Роллера.

    В эти годы наряду с блестящими постановками произведений Моцарта, Бетховена, Вебера, Вагнера были впервые исполнены: «Богема»; «Фальстаф»; «Электра» Р. Штрауса и др., а также оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Иоланта». На сцене театра выступали певцы П. Лукка, А. Матерна, Г. Винкельман, А. Бар-Мильденбург, Л. Леман, Л. Слезак и др.

    В 1918, после образования Австрийской республики, театр получил современное название. Во главе театра становится Ф. Шальк (до 1929). В 20-30-е годы наряду с произведениями Моцарта («Идоменей»), Верди («Дон Карлос», «Макбет»), Р. Штрауса («Женщина без тени», «Саломея», «Елена Египетская»), М. Равеля («Испанский час»), М. де Фальи («Короткая жизнь») в репертуаре театра значительное место занимают оперы современных композиторов (в т. ч. «Чудо Элианы» Корнгольда, «Джонни наигрывает» Кшенека, «Счастливая рука» Шёнберга, «Царь Эдип» Стравинского и др.).

    В годы фашистской оккупации (1938-45) Венская государственная опера пришла в упадок. Сразу после освобождения Австрии (1945) театр возобновил деятельность и вскоре вернул себе славу ведущего музыкально-театрального центра страны. Здание театра в 1945 было разрушено бомбардировкой, театр временно давал спектакли в помещениях «Театра ан дер Вин » и Народной оперы.

    Сезон 1955-56 открылся в восстановленном здании (зрительный зал на 2209 мест). Были поставлены оперы: «Фиделио», «Дон Жуан», «Аида»; «Мейстерзингеры» Вагнера и др.

    В 1956-64 Венской государственной оперой руководил Г. Караян . Среди лучших спектаклей 50-60-х годов: «Так поступают все», «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Юлий Цезарь» Генделя, «Орфей» Глюка, «Золушка» Россини, «Бал-маскарад»; тетралогия «Кольцо нибелунга», «Тристан и Изольда» Вагнера, «Проданная невеста», «Князь Игорь»; «Ариадна на Наксосе» и «Саломея» Р. Штрауса, «Лулу» Берга, триптих «Триумфы» и «Царь Эдип» Орфа, «Ревизор» Эгка, «Художник Матис» Хиндемита, «Диалоги кармелиток» Пуленка и др.

    В 1930-60-е годы в Венской государственной опере выступали лучшие певцы Австрии и других стран, в т. ч. А. и X. Конечны, М. Чеботари, Э. Шварцкопф, И. Зефрид, X. Гюден, Л. Делла Каса, С. Юринац, А. Дермота, Д. Фишер-Дискау, Ю. Патцак, Б. Нильсон, М. Дель Монако, П. Шёфлер, М. Лоренц и др., работали крупнейшие дирижёры - К. Краус, Р. Штраус, Б. Вальтер, О. Клемперер, B. Фуртвенглер, Й. Крипс, В. Де Сабата, К. Бём, Г. Караян, Д. Митропулос, Л. Бернстайн и др.

    В 70-е годы в труппе театра певцы - В. Берри, О. Винер, Э. Кунц, К. Людвиг, В. Липп, Л. Ризанек, Р. Хольм и др.; постоянными дирижёрами театра являлись Й. Крипс и К. Бём. В 1971 Венская государственная опера гастролировала в СССР.

    С. M. Грищенко