Наверняка многие считают, что у М. Магомаева всю жизнь была одна-единственная супруга, оперная певица Однако до нее он хотя и недолго, но был женат на армянке Офелии, которая родила ему дочь - Марину Магомаеву. Муслима Магомаева, конечно, очень тяготило то обстоятельство, что его ребенок живет и воспитывается вдали от него, но такова жизнь…

Встреча родителей

Отцом Марины Магомаевой-Козловской является известный советский певец, баритон Муслим Магомаев, а мать Офелия (фамилия ее нигде не упоминается), по национальности армянка, была однокурсницей Муслима по Бакинскому музыкальному училищу. Она была очень привлекательной девушкой, с роскошными черными как смоль волосами, бровями как полумесяцы, и неудивительно, что будущий известный певец воспылал к ней любовью. Им обоим было по 18 лет. Казалось, это любовь навсегда! Офелия была из очень целомудренной семьи, поэтому ни за что не позволяла себе какие-либо вольности. Страсть Муслима была очень сильной, и для того чтобы добиться близости Офелии, он решил не откладывать своей женитьбы на ней.

Вопреки всем

Его родные - бабушка, дядя и его супруга (отец артиста погиб на фронте, а мама вышла замуж, оставив ребенка на попечительство свекрови и деверя) - не желали, чтобы талантливый юноша так быстро оказался под семейным бременем. Бабушка - в будущем прабабушка Марины Магомаевой-Козловской - даже выкрала его паспорт и спрятала у соседки, чтобы ее внук, не дай Бог, не подал заявления в ЗАГС. Однако эта информация вскоре всплыла, и Муслим благодаря напористости и обаянию - качествам, перед которыми не мог устоять никто, - сумел уговорить подругу бабули вернуть паспорт. В семье Офелии также никто не подозревал, что дочь собирается замуж за 18-летнетго, ничего не представляющего собой юнца, иначе тоже оказали бы сопротивление.

Женитьба

Юная парочка поставила своих родных перед фактом: хотите или нет, мы - законные супруги. Приводить в дом дяди молодую армяночку Муслим не пожелал, и молодожены поселились в доме родителей Офелии. Тесть и теща, мягко говоря, не одобряли выбора дочери. Интересно, если бы они знали, что их будущий зять будет одним из выдающихся певцов СССР, было бы ли их отношение таким же? Они все время пилили его и напутствовали найти хорошую, а главное - высокооплачиваемую работу, чтобы смочь обеспечить свою семью, предлагали выступать в различных ансамблях в ресторанах, где, по их мнению, платили гораздо больше, нежели в филармонии или ансамбле ПВО. В итоге всех этих неурядиц молодая пара решила уехать на заработки в Грозный. Несмотря на то что Муслим не признавал своего чеченского происхождения и во всеуслышание рассказывал о том, что является азербайджанцем, в его жилах текла кровь горца. Вот почему он искал убежища именно на родине предков.

История рождения

Офелия, в отличие от своих родителей, не упрекала любимого в том, что он не зарабатывает достаточно денег на ее содержание, однако когда поняла, что беременна, то физически не могла находиться рядом с супругом, который все время разъезжал с концертами по аулам. Она сама уже не понимала, хочет ли находиться с ним рядом, ведь больше не получала от него ни теплоты, ни ласки. Он словно вымещал на ней злобу на ее родителей, хотя по своей природной доброте и порядочности не был с ней откровенно груб. Однако Офелия знала точно, что хочет во что бы то ни стало и вопреки уговорам своих родителей родить ребенка от этого обаятельного молодого таланта. Ничего не сказав ему о своей беременности, она уехала обратно в Баку, где и родила дочь, которую назвали Мариной Магомаевой (год рождения 1961-й).

А тем временем в Грозном Магомаеву становилось невмоготу, несмотря на возрастающую популярность. Ему не выплачивали гонорары, даже отказались платить за жилье, и ему однажды даже пришлось ночевать в парке на скамейке. Однажды, повстречав своего коллегу Мусу Дудаева, он в сердцах сказала ему: "Я же чеченец, почему они так плохо со мной поступают?" Больше он ни когда в жизни не признавался, что принадлежит к чеченской нации и называл себя азербайджанцем, поскольку родился и вырос там. Обида к "родной" Чечне все крепла в нем, и вот однажды он получил из Баку письмо, где сообщалось, что Офелия родила дочь. Муслим Магомаев был очень удивлен, но вместе с тем обрадован, ведь для кавказского мужчины рождение ребенка - не простые слова, это большое счастье, благословение небес и новая жизненная ступень.

Встреча с дочкой

Недолго думая, он собрал свои вещи (их оказалось не так уж и много) и поехал к супруге и своей малышке. Дочь Муслима Магомаева уже с детства была просто очаровательной. Еще бы, ведь у нее были такие красивые родители, да и смешение стольких кровей (чеченской, адыгейской, азербайджанской, русской и армянской) должны были дать такой результат. Кстати, мама Муслима также была невероятной красавицей со славянскими чертами, которые также передались ее сыну. Если посмотреть его детские фотографии, то можно заметить, что в мальчике практически нет ничего восточного, однако с возрастом кавказские черты стали брать верх.

Дочь Муслима Магомаева, Марина, однако же, с самого раннего детства была типичной восточной красавицей. В более зрелом возрасте певец признавался, что сразу же воспылал к малышке безграничной любовью и стал испытывать к ней чувства, до сих пор ему не ведомые, которые может в родителе пробудить только его ребенок. Впервые он увидел свою крошку зимой, в день, когда в солнечном Баку внезапно выпал снег, он стал называть свою малютку Снегурочкой. Самые первые воспоминания дочери об отце связанны именно с тем, как он берет ее на руки, нежно целует и называет снежинкой и Снегурочкой.

Расставание

Несмотря на рождение дочери, Муслим и Офелия все же расстались. Тесть - очень интеллигентный человек, ученый-геодезист, сотрудник Академии наук - несколько раз беседовал с зятем, уверяя, что так делать нельзя, ведь есть общий ребенок, но Муслим был непреклонен. Даже до того как подать на развод, он не желал и дня провести в доме родителей Офелии. Он не мог простить ее матери обидные слова: "Ты не станешь хорошим мужем". При расставании он, конечно же, сказал, что будет заботиться о своей дочери всегда, будет платить алименты, будет общаться с девочкой и оказывать ей всяческую поддержку, однако больше не желает связывать себя узами брака, он творческий человек и для него на первом месте музыка! Марина Магомаева - дочь Муслима Магомаева - навсегда осталась для него любимым чадом. Она росла очень музыкальной девочкой, и отец надеялся, что она когда-нибудь пойдет по его стопам и они еще вместе споют на одной сцене.

История имени дочери Муслима Магомаева

Интересно узнать, что имя дочери выбирал сам Он уже давно знал, что если у него родится дочь, то назовет ее непременно Мариной, как его первую любовь. А произошло это, когда ему было 13 лет. Девочка была очень красивая, он ее помнил именно такой. За ней бегали все мальчишки в школе, а она была неприступной и очень гордой. Муслим посвятил ей песню "Марина" и исполнял ее на школьных мероприятиях, молодежных дискотеках. Позже, в 70-х годах, для этой песни сделали аранжировку, и она стала звучать со многих концертных площадок. Те, кто знали, что у певца есть дочь, думали, что песнь посвящена именно ей, однако, как мы уже знаем, он написал ее, вдохновившись юной красавицей Мариной, в которую был влюблен еще подростком.

Детство и юность

Многих, наверное, интересует, чем занималась дочь Муслима Магомаева, Марина Магомаева, в детские годы? Она росла очень доброй, ласковой девочкой, и каждый раз при встрече с ней папа просто таял в ее объятиях и готов был выполнить любое ее желание. Приближенные к певцу люди говорили, что он платил бывшей супруге бешеные алименты. Дочка была музыкально одарена. Еще бы, ее оба родителя были музыкантами (как уже упоминалось, Офелия с Муслимом познакомились в музыкальном училище). Посоветовавшись с бывшим супругом, Офелия отдала дочку в музыкальную школу на класс фортепьяно. После этого отец стал мечтать, что споет под аккомпанемент дочери. Но и этому не было суждено случиться, потому что дочка, хотя и была неплохой пианисткой, но не тяготела к публичным выступлениям, в отличие от своего известного отца. Она по настоянию дедушки-армянина, отца Офелии, пошла в географы.

Отъезд в Штаты

Шел 1977-й. Муслим уже два года был женат на своей коллеге, оперной певице Тамаре Синявской. Он в ней холил и лелеял. У пары детей пока не было (к великому сожалению, у них за 35 лет супружеской жизни так и не родилось детей). И вот Муслим получает известие, что Офелия вместе с дочкой уезжают по ту сторону Атлантики, в Америку. Как же так? Как он будет жить в разлуке со своей любимицей? Спустя многие годы Магомаев в беседе с журналистами сказал, что в его жизни были три большие любви - Музыка, дочь Марина и супруга Тамара. Дочка сказала, что по возможности будет часто навещать отца, да и он пусть приезжает к ним. Но ведь были советские времена, и осуществить это было очень сложно.

Марина Магомаева: личная жизнь, дети

Итак, в возрасте 16 лет дочь известного певца, которого знали поклонники и классической, и эстрадной музыки (в этот период Муслим уже вступил в сотрудничество с великим армянским композитором Арно Бабаджаняном, и вся страна пела и танцевала под его музыку), получила визу в Соединенные Штаты и вместе с матерью Офелией уехала из страны. В этот же период семья друга Магомаева, также представителя шоу-бизнеса (это слово в СССР не употреблялось) Козловского также уехала в Америку. Через какое-то время певец узнал, что его дочка и Александр Козловский - сын его давнишнего друга - нашли друг друга на чужой земле, и между ними вспыхнула любовь. В первую секунду у него кольнуло сердце. Как? Его маленькая принцесса, Снегурочка, уже так выросла, что собирается замуж? С другой стороны, он прекрасно знал семью будущего жениха и был другом его отцу. Он, конечно же, дал свое отцовское благословение. Таким образом, стал Александр Козловский мужем Марины Магомаевой.

Вскоре в семье родился сын, которому дали имя Ален, однако у него было еще несколько имен, и одно из них - Муслим, как его знаменитого деда.

Отношения с семьей отца

Марина с сыном часто посещали дедушку, иногда к ним присоединялся и Александр Козловский - зять известного певца. Также бывало, что Магомаев и Синявская гостили у них в Огайо. У Тамары и Офелии были прекрасные отношения. Как говорила мать Марины: "Тамара ведь не уводила у меня мужа, он с ней познакомился спустя более 10 лет". Ален также очень привязался к бабушке Тамаре.

Прощание

Когда до Марины дошло известие, что ее папа умер, ей не дали визу в Москву. Шел 2008 год. Тогда она прямиком отправилась в Баку, куда перевезли тело певца. Офелии также хотелось попрощаться со своим бывшим супругом, однако, будучи армянкой, она понимала, что ей в Азербайджане не будут рады.

Маленький же Ален вначале не знал, что дедушки больше нет, так как бабушка Тамара считала, что для мальчика это будет большим стрессом. Некоторое время он ждал, что дедушка скоро приедет к нему, однако спустя некоторое время мама ему объяснила, что случилось с дедом.

25 октября 2008 года ушел из жизни Муслим Магомаев. После трех лет затворничества Тамара Ильинична нарушила обет молчания и дала своё первое интервью.
На протяжении долгих 34 лет, если говорили: «Муслим Магомаев», непременно добавляли: «…и Тамара Синявская», и наоборот - в сознании меломанов эта блистательная пара была неразлучна и неразрывна, их семейный дуэт вызывал восторги и зависть на сцене и в жизни.



Описание их знакомства могло бы украсить завязку любого любовного романа. В Бакинской филармонии, которая носит имя деда Муслима Магомаева, певца подозвал поэт Роберт Рождественский, чтобы представить своей молодой спутнице. «Муслим!» - отрекомендовался мужчина, по которому сохли тогда все женщины страны. Красавица рассмеялась: «И вы еще себя называете? Вас весь Советский Союз знает!».

Впрочем, Тамара Синявская, а это была именно она, к тому времени и сама была широко известна в - чего уж греха таить - довольно узких кругах отечественных ценителей оперного искусства. Достаточно сказать, что ее, 20-летнюю девчонку, приняли в стажерскую группу Большого театра даже без высшего консерваторского образования (редчайший случай!), а ведь когда в первом туре объявили ее фамилию и возраст, по залу прокатился смешок: «О, скоро из детского сада будут в Большой приходить». Тем не менее всего через год Тамару перевели в основной состав.

Ее бархатистое, глубокое меццо-сопрано с возможностями контральто ввергало в экстаз публику Монреаля, Парижа, Осаки, многих других городов и стран, за три года она собрала три золота на международных конкурсах вокалистов. Кстати, на самом престижном - имени Чайковского - заранее было известно, что победа предназначена восходящей тогда звезде Елене Образцовой - за ее кандидатуру дружно проголосовали все советские члены жюри, но зарубежные так же категорично высказались за… Тамару Синявскую, и под их напором первую премию разделили.

После этого конкурса видный импресарио Зарович настойчиво приглашал молодую певицу в полугодичное турне по Америке, засыпал театр и Госконцерт телеграммами, а в ответ получал стандартные отписки: «Занята в репертуаре», хотя Синявская в это время пела только Ольгу в «Евгении Онегине» и мелочь типа «кушать подано». Видно, советские искусствоведы в штатском опасались, что красавица Тамара там, за океаном, в кого-нибудь влюбится и останется - дело-то молодое, но судьба предназначила ее Муслиму и вела их навстречу.

Дмитрий Гордон

…Тогда в Баку руководство республики решило показать приехавшим на Декаду русской литературы и искусства в Азербайджане гостям чудо-город на сваях под названием Нефтяные Камни. Паром, который туда курсировал, хлебосольные хозяева уставили столами с южными яствами, но когда он отчалил, первый секретарь республиканского ЦК Гейдар Алиев, к своему удивлению, обнаружил, что Магомаева на борту нет. «И Синявской тоже», - подсказал ему кто-то, и все стало ясно без слов. Вскоре после их свадьбы Тамаре позвонил Лемешев, и она воскликнула: «Тут есть человек, который давно мечтает выразить вам восхищение вашим талантом». Мэтр благосклонно принял от Муслима восторженные слова, а потом спохватился: «Простите, но почему вы в одной квартире?». Только потом уже вспомнил, что, проезжая мимо ресторана «Баку», видел шумную толпу и ему объяснили: «Там Магомаев женится».
…Они долго обращались друг к другу на вы: может, поэтому Тамара Ильинична (наверстывая упущенное?) даже на людях называла мужа игриво Мусиком, Митей, Кутей и Тяпой (хотя свое царственное имя предпочитала слышать целиком). Бывало, что они ссорились, и Муслим Магометович, хлопнув дверью, уезжал в Баку, но потом с восточной пышностью делал первый шаг к примирению: дарил цветы и представления в ее честь.
Их навсегда соединили любовь и музыка, и Магомаев, как никто, мог понять, что чувствовала его жена, когда ее, беспартийную, заочно разбирали на партсобрании за то, что исполнила на одном из праздничных телевизионных «Огоньков» песню: мол, так можно и до эстрады докатиться! Муслим один знал, что после «Кармен», где Тамара более трех часов пела и танцевала, она теряла два килограмма, а после других спектаклей - по килограмму…
Поднимая как-то на юбилее Муслима Магометовича тост, Мстислав Ростропович пошутил: «Мы с тобой оба - члены клуба несчастных мужей солисток Большого театра»… Не знаю уж, на что намекал маэстро, но Тамара Ильинична, которая слыла с юных лет душой компании, ради супруга-отшельника полюбила уединение, а чтобы потрафить его кавказскому воспитанию, она, дама с характером, публично осудила эмансипацию и, более того, вскоре после того, как Магомаев закончил карьеру, покинула Большой.

Последний спектакль она спела в 2002 году, в возрасте, когда другие примадонны еще и не думают уходить со сцены, а с 2007-го супруги не давали уже и концертов. Они не афишировали, что Муслим Магометович очень плохо себя чувствовал, перенес операцию на сосудах, но заботливая жена до его последнего вздоха была рядом… Сказки о таких парах обычно заканчиваются словами: «Они жили долго и счастливо и умерли в один день», однако на самом деле так не бывает. Овдовев, Синявская долго была безутешна, но собрала волю в кулак, чтобы никто не увидел на ее лице следы пролитых слез. У нее еще много дел: провести второй вокальный конкурс имени Магомаева, написать книгу… Все это необходимо, чтобы в памяти людской их любовь осталась не просто надолго - навсегда.

Признаюсь, Тамара Ильинична: давно хотел побеседовать с вами публично, тем более что вас несправедливо мало и на экране, и в прессе…
- Дима, а можно, как говорил Борис Саныч Покровский, я к вам сразу перпендикуляром выступлю? Меня на экране не мало, меня сейчас мало, и это, кстати, не вина телевидения и не упущение чье-то, а мое пожелание. Присутствовать на всеобщем обозрении я не хотела, и это мой первый после долгой паузы выход на люди…
- Спасибо…
- Плюс ко всему сегодня 25-е, а для меня этот день трудный. Три года назад я осталась одна, тем не менее, очень хорошо все взвесив, решила, что молчание это пора прервать.

- У вас удивительный тембр, а вы никогда не пытались понять, откуда такой он неповторимый?
- Откуда, не знаю, просто помню, что у мамы моей был красивейший разговорный голос. Когда ее не стало, она очень долго мне снилась: будто я ей звоню и слышу в ответ: «Тамара!» - вот словно положила свой голос мне на связки, на ушко, на сердце, и я вздрагивала, когда слышала ее во сне.
- Мама пела?
- В церкви, на клиросе. У нее был альт - низкий голос, но она никогда не выступала профессионально, потому что судьба ей выпала совсем не артистическая, очень тяжелая. Всю свою жизнь, в общем-то, мама отдала мне.
- Вы москвичка?
- Да, причем коренная.
- Зачастую москвичам сложно выдерживать конкуренцию с провинциалами, которые прокладывают, даже прорубают себе дорогу локтями. Тяжело было вам удержаться в Большом театре?
- Я даже не понимаю, о чем вы говорите, потому что вообще на эту тему не размышляла. Я родилась, открыла рот, запела…
- …и все?..
- …и никогда не думала, как сложится у меня жизнь. Мечтала артисткой быть, учительницей, врачом, но не певицей - пела с ощущением, что так и надо, что все поют.


С Марией Каллас в Москве.

- Могли бы и драматической стать актрисой?
- Об этом, наверное, лучше спросить режиссеров, которые со мной работали в опере и видели на сцене… Некоторые приглашали в кино сниматься.
- У вас поразительные глаза…
- Спасибо, вы комплиментами просто меня обволакиваете.
- Сижу, знаете, и любуюсь, а какие конкретно роли вам предлагали в кино?
- Дезире Арто, например, в фильме «Чайковский» - помните, была такая оперная певица, с которой Петр Ильич был помолвлен? Потом ее Майя Михайловна Плисецкая сыграла (не знаю уж, по каким соображениям, видимо, так композиционно перестроился материал, хотя причинами я даже не интересовалась), а Владимир Гориккер, который в свое время снимал фильм-оперу «Каменный гость», сначала записал мою партию, меня не видя.
Под мой голос исполнять роль Лауры была приглашена (все время балерина со мной, так сказать, в паре) Ляля Трембовельская, характерная танцовщица Большого театра, а когда режиссер, уже после того, как начались съемки, со мной встретился, удивленно воскликнул: «Господи, где ж ты раньше была-то?! Вполне и сама могла бы сниматься». Но я же тогда вообще была маленькой - это 66-й год.

- Говорят, какое-то время вы подражать Лолите Торрес пытались…
- Да я всю жизнь не то что пыталась ей подражать, а была в нее влюблена. Сейчас немножечко это смешно, но тогда… Муслим, кстати, раздобыл ее фильм «Возраст любви» и на мое 33-летие мне подарил, потому что я ему просто прожужжала…
- …все уши…
- …все ушки тем, как мне хотелось бы снова увидеть картину уже в этом возрасте. Дело в том, что влюбилась в нее я в седьмом классе, когда весь Советский Союз от Лолиты был без ума (18 раз этот фильм смотрела, знала его наизусть). Господи, советские дети ей письма писали - помню, в какой-то газете опубликовали письмо 12-летнего мальчика: «Я хочу жениться на Лолите Торрес»… Поэтому я и попросила Муслима найти старую ленту - хотела проверить, не поменялся ли с годами вкус, но она и тогда мне понравилась..
- Сейчас вы пытались ее снова увидеть?
- Пыталась, но… В свое время озвучивала Лолиту Торрес Виктория Чаева, артистка, по-моему, радио - у нее, если вы помните старый дубляж, был красивый разговорный голос, и я, может, даже немного подражаю ей бессознательно. (Низким голосом): «Соледат Реалес отправляется на гастроли… Анна-Мария Росалес…». Она говорила, и тут же начинала петь Лолита Торрес, и получилось так…
- …органично?
- Очень, и вдруг несколько лет назад по НТВ снова показали «Возраст любви». Я приникла к экрану, но когда Торрес раскрыла рот, у меня внутри все угасло - в результате передубляжа незабываемый тембр исчез.


В роли Элен Безуховой в «Войне и мире»

Не знаю, какая актриса озвучивала эту роль, - может, она, если эти слова услышит, даже обидится, просто ее голос не соответствовал объему голоса певческого, он ударялся куда-то в стеночку. Исчезла магия того, как героиня говорила, - голос у нее, если помните, был немножечко «на груди». Дома у нас фильмотека большая, и когда эта картина попадается мне на глаза, я думаю: интересно, как же Лолита Торрес сейчас выглядит (смеется) ?

- Тамара Ильинична, а это правда, что вас слушала и даже хвалила великая Мария Каллас?
- Правда - просто я знаю о разговоре, который происходил, что называется, за кулисами конкурса Чайковского. У меня была знакомая переводчица (она со мной ездила в Бельгию, где я тоже получила Гран-при), и ее пригласили и на IV конкурс Чайковского переводить гостям - он у нас в 70-м году был сумасшедший.
В качестве почетных членов жюри там и Мария Каллас присутствовала, и Тито Гобби, а какая обойма певцов от Советского Союза тогда выставлялась!.. Ну, сами судите: Коля Огренич (царствие ему небесное!) и Женя Нестеренко разделили у мальчиков первое место, второе заняли, по-моему, Зураб Соткилава и Владик Пьявко, а на третьем был потрясающий баритон Витя Тришин (потом я как-то мало о нем слышала). У женщин третье место получила Дуся Колесник из Украины, второе не присуждали, а первое досталось нам с Еленой Васильевной Образцовой - видите, я все помню…
Как мне перевели, Каллас воскликнула: «Мне очень нравится эта девочка (извините, это не мои слова. — Т. С. ) - у нее роскошный голос и использована только треть дарования!». Ну и еще добавила, что у нее - то есть у меня - большое будущее: в таком, в общем, духе высказывалась. В гала-концерте, который проходил в Большом зале консерватории уже по окончании конкурса, я пела «Сегидилью» из «Кармен». Каллас сидела в шестом ряду в проходе, представляете? - а поскольку я обладала приличным, можно даже сказать, 200-процентным зрением, увидела, что она вместе со мной артикулировала, так что мы пели вдвоем.

Тамара Синявская петь начала в три года — ей нравилось слушать, как звучит ее голос в подъезде старого московского дома, где она жила. А ее первыми слушателями были местные ребятишки. Но ее детской мечтой было стать не певицей, а врачом, однако прекрасный слух и вокальные данные привели ее к другому решению Сначала Тамара Ильинична закончила музыкальную школу, а потом музыкальное училище при Московской консерватории.

На фото — певица с мужем Муслимом Магомаевым

Она сделала блестящую карьеру, рано став примадонной Большого театра. Будущий муж Тамары Синявской Муслим Магомаев к тому моменту, как они познакомились, был уже популярным исполнителем и любимцем публики, особенно ее женской половины. Их первая встреча состоялась на декаде русского искусства в Бакинской филармонии в 1972 году. Будущий муж Тамары Синявской, для которого Баку был родным городом, тут же предложил своей новой знакомой провести с ней небольшую экскурсию.Тогда Тамаре Ильиничне было двадцать девять лет, а Муслиму Магометовичу тридцать, певица уже была замужем за достойным человеком, и все у нее было просто прекрасно, но новое чувство оказалось настолько сильным, что она забыла обо всем на свете.

Тамара показалась Муслиму Магомаеву очень интересной и умной женщиной, с которой совсем не хотелось расставаться. Вернувшись в Москву, они не прервали своих отношений. До знакомства с Синявской у Магомаева было немало романов, но все они были непродолжительными, хотя и достаточно пылкими. Он покорял женщин своим талантом, умом, красотой и щедростью, а когда они слышали его пение, то каждая из них думала, что он поет только для нее.

Любовный треугольник в жизни Тамары Синявский просуществовал достаточно долго, пока она не сделала решительный шаг, решив развестись с мужем. Через два года после первого знакомства Муслим Магомаев стал мужем Тамары Синявской. Они поженились, когда уже были состоявшимися зрелыми личностями, поэтому притираться друг к другу им пришлось нелегко. К тому же, муж Тамары Синявской обладал горячим взрывным темпераментом, ссоры между ними всегда вспыхивали мгновенно и были очень громкими, правда, прекращались так же быстро, не менее страстными примирениями. Тамаре Синявской приходилось мириться и с тем, что поклонницы никогда не оставляли в покое ее мужа, но она относилась к ним терпимо и даже с уважением. Они прожили вместе почти тридцать пять лет - до самой смерти мужа Тамары Синявской.
Тоже интересно.

В эти дни знаменитая певица Большого театра Тамара Синявская отмечает свой юбилей. Ее меццо-сопрано звучало роскошно и когда она пела "У любви, как у пташки, крылья", и когда исполняла "Чернобровую казачку"... По жизни партию Тамаре составил легендарный певец Муслим Магомаев. А детство ее прошло в скромной семье, в обыкновенном старомосковском дворе. Об этом она рассказала корреспонденту "Труда".

Как-то мало пишут о ваших родителях - кто они?
- Рассказать могу только про маму, так как отца я не знала. У мамы был красивый голос, в молодости она даже пела в церковном хоре. Но образования не получила: была старшей среди детей, после нее в семье родилось еще четверо ребят. Мама зарабатывала как могла, ни от какой работы не отказывалась - надо было меня кормить. И, как видите, неплохо кормила - девушка выросла упитанная. (Смеется.)
Конечно, маме помогали - ее родная сестра, моя тетя. Да и просто добрые люди поддерживали. Тогда уклад жизни был другой - можно сказать, меня растили всем двором. Мы жили у Сретенки, в самом центре старой Москвы. Для меня мир кончался Колхозной площадью, нынешней Сухаревской, кинотеатром "Форум" (мы его почему-то называли "Фору?м"). Но обычно меня туда не пускали - это казалось запредельно далеко от дома.
- В школе за вами, наверное, мальчики табуном ходили: красавица, певунья...
- Да какая красавица... Мальчишки со мной дружили, это правда. Именно дружили, рассказывали о своих сердечных тайнах, о чувствах к другим девочкам. Уж не знаю, чем я так привлекала к себе. Наверное, тем, что умела хорошо слушать. А может, нравилось, как я пою.
- Известно, какую высокую оценку дала вам Мария Каллас на конкурсе имени Чайковского в 1970 году. Вы с ней общались?
- Совсем немножко. Мы после конкурса пришли проводить ее, фотографировались на память. Но до этого, еще на гала-концерте победителей, я почувствовала, что она мне симпатизирует. Когда я пела "Сегидилью" из "Кармен", то своими глазами видела, как она, сидя в зале, вместе со мной беззвучно артикулировала. Никогда не забуду.
- А свой первый спектакль в Большом театре помните?
- Еще бы! Это было в 64-м, еще до всяких конкурсов, я только-только окончила училище при консерватории. Дали мне маленькую партию крестьянки в "Свадьбе Фигаро", я там пела в дуэте с Кларой Кадинской. Позвала на свой дебют маму. Потом спрашиваю ее: ну как? Думала, она сейчас скажет: как хорошо у тебя звучал голос, как славно ты выглядела... А она вместо этого говорит: знаешь, я тебя не узнала...
- Вы так много путешествовали... А в какой стране мира хотели бы жить, если не в России?
- Так даже вопрос не ставится. Только в России. Недавно побывала в Париже, мысленно попрощалась как певица с моими местами: театром "Гранд-опера", залом "Плейель", где когда-то пела, гостиницей, где жила во время гастролей... И подумала: как же я обожаю этот город. Но вернулась в Москву и в который раз почувствовала: дом - только здесь.
- Конечно, здесь же ваш любимый супруг Муслим Магомаев... Когда вы выходили за него замуж, понимали, на что идете? Ведь в Муслима Магомаева была влюблена как минимум половина женского населения СССР.
- В тот момент, когда влюбилась, не понимала. Очень удивилась словам певицы Ирины Ивановны Масленниковой, сказанным, когда она и ее супруг режиссер Борис Александрович Покровский пришли к нам с Муслимом в гости: "Тамарочка, вас ждет тяжелая жизнь - серная кислота в лицо и все такое..." Конечно, это было сказано отчасти в шутку. И серной кислотой в меня, слава богу, не плескали, зато прочих проявлений ревности со стороны по-клонниц довелось повидать. Не хочу сейчас об этом говорить. Я понимаю, что у такого артиста должны быть поклонницы, и я их никогда не разгоняла. Может, поэтому все-таки обошлось без кислоты. (Смеется.) Когда раздавались нежданные звонки в дверь, я открывала, забирала у восторженных дам огромные букеты и извинялась за то, что Муслим не может их принять лично. Все обходилось мирно.
- Как вас приняла азербайджанская родня Муслима Магометовича?
- Какая родня? Его отец погиб в самый День Победы, 9 мая 1945 года. У мамы уже была другая семья... Родней для нас стал Гейдар Алиевич Алиев, глава Азербайджанской Республики, уникальный, мощный, гениальный человек. Он и его потрясающая супруга Зарифа Азизовна, их дети Севиль и Ильхам, нынешний президент Азербайджана, приняли меня как родную. До сих пор меня там так и называют - "наша гяллин", то есть невестка всего Азербайджана.
- Чему вы за долгие годы брака научились у Муслима Магометовича?
- Упорству, терпению, сдержанности.
- Муслим Магомаев - и сдержанность? Говорят, он сущий огонь.
- Я имею в виду упорство в работе, серьезный подход к музыке, ко всему, что он делает... А по жизни - конечно, горяч. Какие там у нас ураганы самые знаменитые - Катрин, Рита, Эндрю? Вот все их соедините - и получите Муслима в гневе. Шучу, конечно - это всегда ненадолго, минуты на две, и без пострадавших.
- А он у вас чему научился?
- Трудно сказать. Ну, помягче стал, помягче.
- Говорят, он потрясающе разбирается в технике.
- В отличие от меня. Мгновенно освоил компьютер, создал свой сайт.
- Да, когда в интернете запрашиваешь информацию об Элвисе Пресли, то одной из первых появляется ссылка на сайт Муслима Магомаева - там большой раздел посвящен его любимому певцу.
- И не только ему. Там много о Фрэнке Синатре, Тито Гоби, Джузеппе ди Стефано, Карузо, Каллас... Он же и книги о них писал. Готовя книгу о Марио Ланца, за свои деньги ездил на месяц в Америку, подружился с дочерью Ланца Элисой и ее мужем. Когда он там запел, они были поражены, насколько его манера исполнения похожа на манеру Ланца. Хотя у того был тенор, а у Муслима - баритон, но очень богатый, в нем и теноровые, и басовые краски.
- Ваши таланты столь же разнообразны, как таланты Муслима? Как, например, обстоит дело с кулинарными способностями?
- Практически отсутствуют. Хотя сейчас я иногда занимаюсь этим, так сказать, совершенствую мастерство. Муслим мне говорит: что ж ты столько лет молчала, да у тебя, оказывается, способности... Но он и в этой сфере куда талантливее меня, у него смелое кулинарное воображение. Причем ему совершенно не нужны какие-то изысканные продукты. Вы, например, слыхали о таком блюде - котлеты из сосисок? А он взял их, прокрутил, чего-то добавил - и вышло очень вкусно. Или изобрел мороженое из фанты...
- Вы с Муслимом следите за сегодняшним шоу-бизнесом?
- Нет. Какой смысл следить за творчеством певца, который открывает рот под фонограмму?
- Но на "Евровидении" поют вживую...
- Все равно - этот дым на сцене, мелькающий свет, полуголые танцовщицы... Невозможно сосредоточиться на самом голосе певца.
- Сами-то вы когда пели, казалось, благороднее и красивее звука представить себе невозможно.
- Спасибо. Хотя у меня бывали проблемы со здоровьем - я, как говорится, "дама с каменьями", приходилось даже операции по этому поводу делать. А после них не то что петь, дышать становилось трудно. Но об этом мало кто знал, судачили на мой счет: она ленится петь... Мне Лена Образцова, моя подруга, недавно сказала: ну чего говорить, Синюля, мне бы твой голос - весь мир бы у меня в ногах валялся... Я смеюсь: согласитесь, услышать такое от Образцовой чего-то да стоит.
ДОСЬЕ
Муслим Магомаев родился в 1942 году в Баку. Его отец был художником, дед - композитором, имя которого носит Азербайджан-ская государственная филармония. В 14 лет у него открылся уникальный вокальный талант. Прославился в 19 лет, выступив на Всемирном фестивале молодежи в Хельсинки. Репертуар - от опер до мюзиклов, от неаполитанских песен до азербайджанских и русских. Дал множество концертов, самый необычный состоялся в день его женитьбы на Тамаре Синявской - 23 ноября 1974 года. Тогда по просьбе поклонников он пел прямо в открытое окно ресторана, после чего заболел бронхитом. Автор нескольких книг и циклов телепередач о выдающихся певцах современности.
Тамара Синявская родилась в Москве. Окончила в 1964 году Музыкальное училище при Московской консерватории, в 1970-м - ГИТИС. Тогда же, на пару с Еленой Образцовой, завоевала первую премию на конкурсе имени Чайковского. Народная артистка СССР (1982). Пела в Большом театре с 1964 по 2002 год. До сих пор имеет договор с ГАБТом, где в любой момент может принять участие в спектакле "Царская невеста". Вышла замуж в 1974 году за азербайджанского певца Муслима Магомаева. Их роману посвящены песни А. Пахмутовой "Мелодия" и "Прощай, любимый". Муслим Магомаев написал маслом несколько портретов своей жены.

Тамара Синявская для меня всегда была как бы во втором эшелоне за спиной её мужа - великого певца Муслима Магомаева . Хотя я видел её на концертах и восхищался голосом. Её контральтовое меццо-сопрано привёл в восторг Марию Каллас и Тито Гоби. На IV Международном конкурсе им.Чайковского она взяла золотую медаль. А песню "Черноглазая казачка" пела вся страна. Семь лет после смерти Муслима Магомаева Тамара Синявская не выходила на сцену и не общалась со своими поклонниками. И вот в Центральном Доме Литераторов на проекте Владимира Глазунова "Один на один" состоялось долгожданная встреча Тамары Ильиничны с поклонниками. Очень душевная, надо сказать, получилась эта встреча

01.


Тамара Синявская: "Прошло уже семь лет и несколько месяцев когда у меня, практически, оборвалась жизнь. Я сейчас смотрела в кулисах эти кадры, я тоже их давно не видела и не слышала. и поймала себя на мысле о том, что я могу уже это видеть и слышать. Потому что первое время видеть на экране Муслима, слышать его голос, для меня было мучительно. Поэтому я вам очень благодарна за то, что вы меня пригласили, и за то, что пришли, и за то, что вместе с вами я увидела, практически, начало наших взаимоотношений".

02.

Владимир Глазунов: "О чём угодно мечтала в детстве Тамара, но только не о том, чтобы стать певицей. Это правда?"

03. Владимир Глазунов

Тамара Синявская: "Правда. Пение и танцы были у меня связаны, но они не представлялись мне, как профессия. С самого начала пребывания на этой земле я пела и танцевала, поэтому для меня это не считалось профессией. Мама неочень была за то, чтобы я выбрала профессию певицы потому, что она как нормальный адекватный человек говорила о ты, что ты простудишься и нет у тебя профессии. Она была абсолютно права. Поэтому мы все заложники своего голоса, своей профессии. Надо за собой здорово следить, чтобы не простужаться, беречь голос, беречь внешний вид, чтобы режиссёр приглашал тебя в свой спектакль. Когда распределялись роли у нас в Большом театре внимание очень сильно обращали. Это было трудно, потому что Большой театр всегда славился своими певицами, которые не были худенькие. Поэтому я всегда вспоминаю установку Бориса Александровича Покровского, которую он дал на всю жизнь. Когда я пришла в Большой театр, а я никогда не была худенькая, но всё было нормально. И потом я услышала такую фразу, что: "Артистки всегда должны быть в форме". А Борис Александрович требовал от артисток. Одна из его любимых артисток Галина Вишневская. Она всегда держала себя в форме. Например, если она поправлялась, то садилась на три дня на лимоны и сбрасывала ненужные килограммы. И он, практически, всегда приводил её в пример".

04.

Тамара Синявская: "Ну я конечно же это учла и в первый же отпуск в Большом театре летом я поехала на море. Я закрыла себе рот и пила только кефир. И я за месяц похудела на шесть килограммов. Борис Александрович это заметил. Я прошла по коридору. Он говорит: "Вот, посмотрите, идёт Артистка Большого театра! Всё на месте и стройна." Я окрылилась и пошла на урок. И у меня тело не выдержало такого напора и у меня стал покачиваться голос. И я сильно испугалась. Я забыла про диету. Я стала сильно-сильно кушать. Но набрала всего два килограмма. И я успокоилась, когда голос нашёл своё место в моём новом теле. И с тех пор я сижу почти всю жизнь на этих диетах".

05.

Тамара Синявская: "У мамы был альт. Очень красивый тембр. Но мама никогда не пела. Единственное, что она пела - в церкви на клиросе. Это было давно, когда она ещё была очень молода и меня в её жизни ещё не было. Поэтому все её концертные выступления закончились ровно в тот момент, когда появилась я. Она была очень строгий человек и жила очень трудно. Она меня одна воспитывала".

06.

Тамара Синявская: "Понимаете какая мистика, мы вот сейчас говорим о нём (о Муслиме) а он ведь здесь. Я первый раз ощутила это, это касалось не Муслима, после конкурса Чайковского меня пригласили спеть сольный концерт в городе Клин в его доме. Я спела в его доме, а потом нас пригласили в концертный зал. Я вышла на сцену, как всегда пообщалась с публикой, задавались какие-то вопросы, а потом я говорю: "А вы знаете, что Пётр Ильич сейчас здесь". В зале такая тишина. Ну что это такое экстрасенс какой-то. Нет. На самом деле это происходит оттого, когда человека вспоминают, он тут же является. Так что он, Муслим, сейчас здесь".

07.

Тамара Синявская: "На конкурсе имени Чайковского была не только Мария Каллас, но и певец Тито Гоби - любимый певец Муслима Магомаева. Он был для него не то, что как эталон. Он не поклонялся, а восхищался. Были такие артисты которые обладали не только артистическим, но и человеческим обаянием".

08.

Владимир Глазунов: "Мария Каллас произнесла слова, которые, быть может, определили жизненное кредо Тамары Ильиничны Синявской: "Чудесная девочка, прекрасная. Но реализовала бы при этом в своём выступлении, сегодня, показала бы, выступила блестяще. Но это не всё. Лишь на одну треть. Могла бы больше. Вот тогда вообще было бы - ах!"

09.

Тамара Синявская: "Эти слова были сказаны в несколько другом контексте. Она сказала не на данное выступление, она сказала: "У неё на данный момент реализована одна треть её дарования. Будем ждать".

10.

Тамара Синявская: "Я не знаю таких людей, которые полностью бы реализовались. Потому что это надо закрыть книжечку и уйти. Так нельзя. Мне кажется, что поводить итоги это можно знаете когда? Когда уже вы говорить не сможете, а будут говорить над вами".

11. Юные певцы исполнили "Эхо" и получили ценные советы от Тамары Синявской

Тамара Синявская: "Муслим был очень трудоспособный и трудолюбивый, и очень требовательный. Так как он к себе относился, он относился ко всем окружающим. Он был очень пунктуальным человеком и, если, например, к кому то нужно было прийти в два часа, он без двух минут два стоял возле двери, чтобы позвонить ровно в два часа в дверь. Если к нему не приходили также, когда он просил, он этого не понимал и иногда вспыхивал. Когда его хвалили, он всегда говорил: "О чём вы говорите? Мне до этого ещё очень далеко". От курения он не знал как избавиться, но пытался".

12.

Тамара Синявская: "То, что Большой театр - арена, я согласна. Я бы сказала ещё сочнее - это коррида, на которой происходит бой. Это коррида на которой действительно выживает сильнейший. Но в силу того, что я пришла очень юная девочка, у меня не было амбиций кого-то подвинуть, выбраться на первое положение и держать его вот в таком состоянии. Я была счастлива тогда стопроцентно, потому что у меня не было ощущения. что я должна что-то раздвигать локтями. У меня, конечно есть актёрское честолюбие, актёрское самолюбие, но это не идёт впереди планеты всей. Это идёт внутри и если касается моей профессии, это пробуждается. Если это касается человеческих качеств, я это оберегаю и не хочу ничего в душу закладывать, потому что это очень портит нутро".

13.

Тамара Синявская: "Я хотела, чтобы меня пригласила Галя Волчек в свой спектакль, мы об этом беседовали. Я почему-то свои мозги на это и настроила. Но меня никто не пригласил. И когда Александр Анатольевич Ширвиндт пришёл ко мне в институт и где-то минут 59 он мучил меня своим приглашением в спектакль "Реквием по Радомесу" он почти сразу понял, что это я не выдержу физически. Это была единственная причина".

14.

Тамара Синявская: "Я пою. Пою в классе. Показываю студентам иногда. Иногда мне это удаётся, а иногда противно слушать самой. Но они делают вид, что всё в порядке. Я отношусь по-серьёзному к своей профессии, поэтому я понимаю, надо показываться тогда, когда ты доставляешь удовольствие не только слушателям, но и себе. И как говорил мой любимый супруг: "Ты лучше уйди на полчаса раньше, чем на пять минут позже". С большим шумом он вошёл в нашу жизнь и также достойно, по-английски он вышел. Не стал устраивать из этого шоу".

15.

Тамара Синявская: "Когда Галина Вишневская проходила по театру, с неё можно было брать пример: как она была причёсана, как одета, какие духи шлейфом за ней шли. Её конечно побаивались. Поэтому когда я увидела её в домашней обстановке, совсем другую. И ещё я увидела такую же Галину Павловну уже в 1985 году, уже десять лет спустя, как они уехали из страны. И она жила в Париже. Когда я прилетела туда на очередные гастроли, я ей позвонила. Я села в такси. "К дому не подъезжай". Я говорю: "Почему?" "А вдруг, кто-то следит за тобой". Ну тогда такое время было. Мы посидели с ней часов шесть на кухне у неё в Париже".

16.

Тамара Синявская: "В Большом театре надо либо родиться, либо приезжать на гастроли. Но придти туда после периода своей жизни, когда ты получил такое большое признание как Магомаев. Большой театр такой ревнивый товарищ был всегда. Если кто-то приходил туда, надо было очень долго бороться за своё место под солнцем. У нас была очень сильная баритоновая группа. И никого бы они так просто к спектаклю не допустили. А Муслим сказал чётко: "В очередь я вставать не буду". А мы все, в основном, стояли в очереди, потому что у нас была сильная и меццо-сопрановая группа. Там была Елена Архипова, там была Елена Образцова"

17. Зрители задают вопоросы

Тамара Синявская: "Когда нас Роберт Рождественский познакомил с Муслимом, тот представился очень скромно: "Муслим". Это было в филармонии имени Муслима Магомаева. Это его дедушка. Я этого не знала. Я думала, что в Баку так чтут Муслима, что при его жизни дали имя филармонии. Мне было так стыдно, что я этого не знала. Я не могла знать, что его дед полный его тёзка - знаменитый композитор, один из основоположников азербайджанской музыки. Он был главным дирижёром Оперного театра...В октябре мы познакомились, в октябре мы и простились".

18.

Тамара Синявская: "Все самые лучшие голоса всегда идут из России. А лучшая вокальная школа - это итальянская".