Состав гласных фонем выделяется в сигнификативно и перцептивно сильной позиции. Такой позицией для гласных фонем является положение под ударением перед твёрдыми согласными. Разные фонологические школы выделяет разное количество гласных фонем: МФШ – 5 фонем (, <э>, <и>), СПФШ – 6 фонем (, <э>, <и>, <ы>). Спорным явялется вопрос о существовании фонемы <ы>. МФШ не рассматривает <ы> как самостоятелоьную фонему, а звук [ы] считают позиционной разновидностью фонемы <и>, то есть вариацией. Аргументы: 1) звук [ы] отсутствует в абсолютно силной позиции в начале слова под ударением; встречается только в одном русском слове – названии буквы ы и в терминах ыкать,ыканье. 2) звук [ы] не произноситься после мягких согласных, в одной и той же морфеме он позиционно чередуется с [и]: игра – подыграть, июль – предыюльский(в корнях слов); волосы – лоси, умных – зимних (во флексиях).

Представители СПФШ считают <ы>и <и> разными фонемами, прежде всего из-за осознанности звуков [ы] и [и], умения их различать и самостоятельно произносить.

Таким образом, в зависимости от признания самостоятельности <ы> в современном русском языке выделяют пять или шесть гласных фонем (, <э>, <и>, <ы/и>).

Состав согласных фонем. Московские фонологи считают, что в русском языке 34 согласных фонемгубно-губные: <п п" б б" м м"ф ф" в в"тт" д д" с с" з з" ц л л" н н"ш ж ш": ж": ч" р р" j к г х>. При этом не признаются самостоятельными фонемами: 1) мягкие [г’], [к’], [х’], т.к., по мнению представителей МФШ, эти звуки являются лишь вариантами фонем<г, к, х> т.к. самостоятельно, без помощи других фонем не могут различать звуковые оболочки слов или морфем: они не могут быть противопоставлены по твердости/мягкости в абсолютном конце слова; встречаются только в фонетически зависимом положении – перед гласными переднего ряда [и] и [э], где невозможно определить, палатализуются ли согласные или мягкость у них самостоятельная; не могут быть в позиции перед гласными непереднего ряда [у], [о], [а];

Петербургские фонологи насчитывают 35 согласных фонем.СПФШ рассматривает /г’, к’, х’/ как самостоятельные фонемы, т.к. в некоторых случаях они выступают как смыслоразличители: [к]ури – [к’]юри, т[к’]ет. Несмотря на невозможность употребления мягких /г’, к’, х’/ в конце слова, в современном русском языке в некоторых случаях они противопоставляются по твёрдости-мягкости перед гласными непереднего ряда [а, о, у] в заимствованных словах: киоскёр, ликёр, кюре, гяур и др., но такого рода случаи исключительно редки.

Разногласия существуют и по поводу трактовки сложных звуков [ш’], [ж’]. МФШ рассматривают их как самостоятельные особые фонемы, ссылаясь на то, что они не могут быть расчленены на два кратких мягких звука. Представители CПФШ отказываются видеть в данном случае особого рода фонемы, указывая на незначительную фонологическую активность такого рода сложных звучаний.

Таким образом, оценивая обе школы, следует отметить, что каждая из них имеет свои сильные и слабые стороны, причем зачастую недостатки одной школы автоматически оказываются достоинствами другой. Согласно Петербургской фонологической школе, в русском языке 41 фонемы: [а э и о у ы п п" б б" м м" ф ф" в в" т т" д д" н н" с с" з з" р р" л л" ш ж ц ч й к к" г г" х х"].Московская фонологическая школа не выделяет фонему [ы], считая её равной фонеме [и]; также не различаются твёрдые и мягкие варианты фонем [к], [г] и [х]. В таком случае получается 39 фонем.


В современном русском литературном языке в основной фонетической подсистеме, т. е. в подсистеме общеупотребительных слов, существует пять гласных фонем: (а), (о), (э), (и), (у). Доказательство: все они различаются под ударением, и нет позиции, где бы различалось большее число фонем.
Споры долгое время вызывало фонематическое соотношение звуков [и] || [ы]. И хотя сейчас этот вопрос потерял научную актуальность, однако полезно, в целях воспитания здравых фонологических воззрений, рассмотреть данную проблему хотя бы вкратце.
Чередование [и] || [ы] является позиционным: после твердых согласных возможен гласный [ы] (но не
[и]); не после твердых согласных - гласный [и] (но не [ы]). Формулировка «не после твердых согласных» включает три возможности: а) после мягких согласных; б) после гласных; в) после «ничего», т. е. после паузы.
1 В транскрипциях можно звук [и5] (««, склонное к э») обозначать так: [и] - без знака ударения. Отсутствие знака ударения свидетельствует, что это [иэ], т. е. гласный, «не дотянутый» до верхнего подъема.
Позиционный характер этого чередования, разумеется, не колеблют случаи типа Ыллыгак (топоним), ни термин ыканье (если бы такой термин был), ни название буквы ы (тоже терминология - филологическая). Хотя в этих словах гласный [ы] - начальный и поэтому возможен после паузы, в той же позиции, в которой возможен и гласный [и], но сами эти слова не могут считаться единицами общеупотребительной (нетерминологической, незаимствованной) лексики. Фонетическая система, которую мы изучаем и которая является центральной, главной в современном русском литературном языке, обобщает факты, представленные именно такой лексикой: общеупотребительной, нетерминологической, незаимствованной. В других группах лексики действуют свои фонетические законы; в них представлены особые фонетические подсистемы. Так что все эти Ыллыгаки для главной фонетической подсистемы не показательны.
Предположим, что действительно чередование
[и] || [ы] непозиционно (доказательство «от противного»). Тогда [и] и [ы] представляют разные фонемы. Из этого вытекают такие выводы:
  1. После некоторых согласных возможны не все фонемы, а только некоторые. Например, после |ч’] возможна фонема lt;и) и невозможна фонема lt;ы) (в угловые скобки ы поставили условно, так как проверяется гипотеза, не особая ли это фонема). Но этот случай уникален. Все остальные гласные фонемы возможны после всех согласных.
  2. Склонение: шалаш, шалаша, шалашу... шалаши; калач, калача, калачу... калачи - одно и то же, окончания тождественны. Признав [и| - [ы] разными фонемами, мы должны считать, что в формах шалаши - калачи разные окончания (ишлаш(ы) -калач(и)); у них разный фонемный состав. Значит, эти слова имеют разные системы окончаний, значит, они принадлежат к разным склонениям. Но это противоречит тому, что все другие падежные окончания у них одинаковы: шалаш(а) -калач(а), шалаш(у) -калач(у)...
  3. Признав, что гласные [и] - [ы] представляют разные фонемы, мы должны считать, что в случаях - я [и]lt;3у - он [ы]дет, на [и\збах- под [ы\збами происходит мена фонем. Но систематическая мена фонем в начале слова в зависимости от предыдущего слова не существует в русском языке. Такая мена должна быть прописана только фонемам (и) - (ы), т. е. является исключением.
  4. В русском стихе обычны рифмы: дым - сидим, большими - твоими и т. д., т. е. рифма признает звуки
[и] - [ы] эквивалентными. Если эти гласные представляют разные фонемы, то случай опять исключителен; точная, классическая рифма не допускает рифменного отождествления разных фонем. Например, нет традиции рифмовать [о] || [а] (потом - котам) ". Как видно, принятие разнофонемности [и] - [ы] приводит к нагромождению исключений.
  1. Сравним: лист - листик. Кажется, что фонема
(и) (не (ы)) потребовала, чтобы твердый согласный [т| сменился на мягкий [т’] - в целях отграничить себя, фонему (и), от (ы). Как будто гласные фонемы вызывают мену перед собой согласных. Но карандаш - карандашик, корж - коржик разрушает эту иллюзию: оказывается, данный суффикс вовсе не против того, чтобы его начальному гласному предшествовал твердый. Признав, что [и] - [ы] представляют разные фонемы, мы должны были бы считать, что в словах карандашик и листик, коржик и ключик два разных, хотя и синонимичных суффикса: lt;ик) и (ык). Так же удвоятся все другие суффиксы, начинающиеся на и. В других случаях, когда суффикс не начинается на и, нет такого «удвоения»; поэтому лучше считать, что и суффикс -ик в словах карандашик и листик один и тот же. Но тогда надо отказаться от предположения, что [и] - [ы] представляют разные фонемы. (В случаях лист - листик мена [т] [т] не фонетическая, а грамматическая, меняются не варианты одной фонемы, а разные согласные фонемы: лис(т) -лис(т")ик.)
Проверяя ложное предположение, что (ы) - «фонема», мы снова смогли убедиться, что язык - система: неверное истолкование фонетических фактов на одном ее участке ведет за собой цепь нелепых выводов, касающихся не только области фонетики, но и морфологии, словообразования, поэтики.
Почему возникло ошибочное желание считать [ы] реализатором особой фонемы? Л. В. Щерба, признав,
1 Такая рифма называется консонансом и встречается у немногих поэтов (В. Хлебников, И. Северянин, В. Маяковский, В. Шершеневич, П. Антокольский) как особый поэтический прием. Рифмовать же [и] - [ы] общепринято.
что [и] - [ы] чередуются позиционно, добавляет: «Но что-то мешает признать [и] и [ы] одной фонемой». Что именно?
Большинство гласных между твердыми согласными произносятся так же, как между «ничем», т. е. твердый согласный действует так же, как пауза. Произнести гласный между твердыми - значит произнести тот же гласный, который обычен между паузами. И, конечно, наоборот: произнести гласный между паузами - значит сказать то, что говорится между твердыми согласными. Перепишем последнее утверждение так: изолировать гласный, выделить его - значит произнести тот гласный, который находится между твердыми согласными. Это, как видно, определено самим законом русского языка. Все гласные, кроме [и] - [ы], подчиняются этому закону, закону равенства двух гласных в позиции между твердыми согласными и в позиции рядом с паузами. Поэтому мы легко выделяем, изолируем гласные [а], [о], [э], [у]. Напротив, гласные [а], [о], [э], [у] отдельно произнести, изолировать можно только после особой фонетической выучки.
Итак, на основе фонем (а), (о), (э), (у) создается навык, привычка; умение (у людей, чей родной язык - русский) выделять гласные, изолировать их от «твердого» согласного окружения, произносить в одиночку. Этот навык переносится и на [ы]: поэтому гласный [ы] тоже легко выделяется из окружения. Так сформировалось умение изолировать [ы]. Для Л. В. Щербы такое умение было очень важным признаком фонемной самостоятельности данного звука. Сейчас мы судим по-другому. Фонема не есть то, что легко выделяется. Определения фонемы в современной науке - другие.
Итак, понятно, почему возникает мысль о том, что [ы! - особая фонема. Понятно и то, что это неверная мысль.

Фонема – это абстрактная единица языка, воплощающаяся в речи во множествах позиционно чередующихся звуков. Для обозначения фонемы используются угловые скобки – <>.

Видоизменения фонемы в зависимости от ее положения в слове называют ее аллофонами (от греческ. allos «другой», phone «звук») или вариантами фонемы.

Отношение между фонемой и звуком (аллофоном)·- это отношение между общим (фонемой) и частным (аллофоном). Фонема относится к аллофону как инвариант к варианту. (Вариант - от лат. varians - изменяющийся; инвариант - от лат. invarians - неизменяющийся. Инвариант - это абстрактная лингвистическая сущность, единица в отвлечении от ее конкретных реализаций, воплощений.) Все реально произносимые звуки - это аллофоны. Аллофоны объединяются в относительно небольшое число фонем. Таким образом, фонема - это общее, существующее во множестве частных проявлений - аллофонов.

Фонема, таким образом, всегда представлена одним из своих аллофонов и в этом смысле не является сама каким-то определенным звуком. Каждый из обязательных аллофонов - «равноправный» представитель фонемы, даже если он и не является основным. Это обстоятельство часто упускается из виду в связи с тем, что фонему обычно называют «именем» ее основного аллофона. Например, мы говорим «фонема <а> », произнося при этом один конкретный аллофон, но подразумевая все возможные. Свойства аллофонов предсказуемы, поскольку нам известны правила взаимодействия звуков и их изменений в разных позициях.

В чем отличие звука от фонемы?

1) Фонема – единица языка, характеризующаяся высокой степенью абстракции, а звук – единица речи. В речи в конкретном слове одна и та же фонема может реализоваться по-разному. (звук – это реализация фонемы в речи).

2) Количество произносимых звуков фактически бесконечно. Как свидетельствуют данные экспериментальной фонетики, нельзя воспроизвести один и тот же звук так, чтобы он полностью, во всех нюансах, соответствовал своему прототипу. Поэтому количество звуков, произносимых в речи, может быть определено по-разному, в зависимости от того, с какой степенью точности определяется звук - на слух или при помощи точных приборов.

Количество фонем конечно. В русском языке выделяется 5 гласных фонем (или 6 по П(Л)ФШ), а число согласных фонем колеблется от 32 до 37 в зависимости от фонологической позиции ученого.

Спорные вопросы в системе фонем русского языка.

Выделение 5 гласных фонем <а, о, и, э, у> и 32 согласных фонем <п – п’, б – б’, в – в’, ф – ф’, м – м’, т – т’, д – д’, с – с’, з – з’, ц, н – н’, л – л’, ш, ж, ч’, р – р’, к, г, х, j> не вызывает разногласий между фонологическими направлениями.

При установлении системы фонем русского языка вызывает дискуссию вопрос о фонематической самостоятельности ы и мягких заднеязычных г’, к’, х’ . Есть мнение, что ы является оттенком и, а мягкие заднеязычные - оттенками твердых. Рассмотрим подробнее эти вопросы.

1. Фонематическая самостоятельность ы. Известный параллелизм в употреблении и иы был отмечен давно (ещё Ломоносовым) в связи с противопоставлением букв, перед которыми употребляются твердые согласные, буквам, перед которыми употребляются лишь мягкие. При таком противопоставлении и оказывалось в одном ряду с „мягкими гласными" я, ё, ю, е и противопоставлялось ы, входившему в один ряд с „твердыми гласными" а, о, у, э.

Мысль о том, что и и ы составляют одну фонему, впервые высказал Бодуэн де Куртенэ. Он развил учение об «i mutabile» (т. е. и изменяемом) и в транскрипции вместо и и ы, употреблял значок im (буква т - сокращенное обозначение «mutabile»). При произношении im „нет единой нормы, нет единого типа данной фонемы или данного фонетического представления, а исполнение двоится сообразно с тем, что мыслится или представляется перед началом раздваивающейся фонемы im: мыслится приближение средней части языка к нёбу - im произносится более спереди и дает впечатление i (ассоциируемого с русскою графемою и или i ); представляя же себе перед im отсутствие приближения средней части языка к нёбу, мы исполняем im как более задний гласный, акустическое впечатление от которого ассоциируется с русскою графемою ы" (Бодуэн де Куртенэ И.А. Введение в языкознание. Спб., 1917, стр. 85 – 86). Бодуэн признавал, что в древнерусском языке и и ы были самостоятельными фонемами, но позже, после превращения мягких согласных в особые фонемы, они слились в одну фонему - i m. В свете этого ясно, что для Бодуэна различие и иы какразновидностей im связано с мягкостью и твердостью предшествующего согласного.

Л. В. Щерба также рассматривал вопрос об и и ы, но пришел к иным выводам: „Безусловно, самостоятельными гласными фонемами русского языка являются а, э, и, о, у. Что касается ы, то это в значительной мере самостоятельная фонема, находящаяся в интимных отношениях с и, которого оно является как бы оттенком" (Л.В.Щерба. Русские гласные в качественном и количественном отношении. Спб., 1912 с.50). Щерба указал признаки, свидетельствующие о несамостоятельности ы: 1)ы не употребляется в качестве отдельного слова; 2) не стоит в начале слова; 3) возможно лишь после твердых согласных, где оно заменяет и: <играт">-<сыграт">; 4) употребляется в твердом варианте склонения параллельно с и в мягком варианте: <вады> - <з"имл"и>. Однако Щерба все же считал возможным признать ы „самостоятельной фонемой, хотя, может, и не в той мере, как а, э, и, о, у" (Л.В.Щерба. Русские гласные в качественном и количественном отношении. Спб., 1912 с.50), так каки и ы не чередуются в корнях под воздействием последующих согласных, тогда как оттенки других фонем чередуются, например: [жар] - [жар"].

В дальнейшем часть лингвистов (Р. И. Аванесов, А. А. Реформатский и др.), основываясь главным образом на вышеприведенных соображениях Щербы, склонилась к признанию ы оттенком и ; точку зрения, утверждающую фонематическую самостоятельность ы, отстаивают Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич, А. Н. Гвоздев, Я. В. Лоя и др.

Не вдаваясь в детали спора по этому вопросу, отметим, что нет достаточных оснований отказывать ы в фонематической самостоятельности. В подтверждение этого могут быть представлены следующие аргументы.

а) Фонеме ы, подобно всем другим фонемам, свойственны образующая и опознавательная функции. Последняя проявляется также и в том, что присутствие данной фонемы в звуковой оболочке слова может разрушать связь звучания и значения; тем самым разрушается лингвистическая единица. Так, звуковая оболочка слова ил разрушается при подстановке на место и других гласных (ал, ол, эл, ал, ул), так как возникают бессмысленные звукосочетания. Ясно, что в этом случае ы обнаруживает указанные выше функции наравне с другими фонемами.

б) Фонемы и и ы могут выступать в тождественных фонетических условиях, а именно - в начале слова. Есть даже несколько пар слов, различающихся только начальными и - ы: икать (говорить на и) - ыкать, икающий - ыкающий, икание - ыкание. Эти слова образованы от названий соответствующих букв, которые являются несклоняемыми именами существительными среднего рода (ср. заглавное и, строчное ы). Также вначале стоит ы в некоторых иностранных географических названиях: Ыйсон, Ындин, Ым-Чон, Ынталы, Ытык-Кюёл, Ыныкчанский. Наконец, в начале слова ы встречается также в названии фильма „Операция Ы и другие приключения Шурика".

в) Ы не может считаться оттенком и, так как оттенки всегда возникают в определенных фонетических условиях и вне этих условий могут быть произнесены только после специальной тренировки. Так, носители русского языка легко произносят закрытое переднее у в слове [пл"ун"], но произнести его изолированно, не между мягкими согласными, вряд ли смогут и, конечно, не выделяют его в своем сознании как особую единицу, не совпадающую с „обычным" у в слове [тут].Совершенно иное положение с ы. Оно легко изолируется, произносится в независимом, фонетически не обусловленном положении и осознается носителями языка как особая языковая единица. Гласный [ы] можно сколько угодно тянуть, и о е переходит в [и], что происходит в другими аллофонами фонем, например при протягивании звука [ä] из слова пять [п’äт’] он переходит в [а].

г) звуки [ы] и [и] имеют различное происхождение, так как [ы] исторически восходит к , а не к [i]. Факты истории языка не являются прямым доказательством различий [ы] и [и], но вместе с другими играют определенную роль.

2. Фонематическая самостоятельность к", г’, х". Фонематическая самостоятельность мягких заднеязычных подвергается сомнению на основе следующих соображений:

1) к", г", х" могут находиться лишь в фонетически зависимом положении - перед гласными переднего ряда и и э. Поэтому не возможно определить, их мягкость является комбинаторно обусловленной (появляющейся под влиянием гласных переднего ряда) или мягкость у них самостоятельная, например ру[к]а, ру[к]у – ру[к’]и, ру[к’]е, но[г]а, но[г]у – но[г’]и, но[г’]е, со[х]а, со[х]у – со[х’]и, со[х’]е ;

2) к" , г", х" в исконно русских словах не могут сочетаться с гласными непереднего ряда а, о, у , а только перед ними можно установить, является ли мягкость у заднеязычных согласных позиционно независимой.Сочетаемость же с этими гласными в заимствованных словах не может быть принята во внимание при установлении системы фонем русского языка;

3) к" , г", х" не встречаются в сильной по твердости-мягкости позиции - в конце слова, где возможны остальные мягкие согласные.

В МФШ трудности по установлению фонемного статуса к’, г’, х’ преодолеваются следующим образом. Звук[к"] перед [а, о] выступает в формах слова ткать :<тк"ош>, <тк"от> и т. д. Это только одно старое исконное русское слово, но относится к разряду общеупотребительных. Следовательно, звук [к’] реализует фонему <к’>. из того, что [к] и [к’] противопоставлены в одной позиции, следует, что такая возможность существует и для других заднеязычных – [г] – [г’], [х] – [х’], в частности она реализуется в неологизмах типа швахятина от нем. Schwach - ‘слабый’ по модели серятина, сырятина, кислятина . Поэтому считается, что [к’, г’, х’] воплощают фонемы <к’, г’, х’>.

В СПФШ к’, г’, х’ считаются самостоятельными фонемами на том основании, что [к’, г’, х’] могут находится перед гласными не переднего ряда [а, о, у] в заимствованных словах, например: кювет, маникюр, гюйс, Кюи, Хярмс, Кюрасао, Кёльн, Гюльсары, паникер. Следовательно, к", г", х" могут соотноситься с к, г, х также, как и другие мягкие согласные. Это и ставит их в ранг самостоятельных единиц системы фонем. Соответствия же типа к -к" в <рука> - <рук"э> вполне аналогичны соответствиям типа д - д" в <вада> - <вад"э>.

Признавая фонематическую самостоятельность ы по отношению к и и к", г", х" по отношению к к, г, х, нельзя не отметить в то же время, что эта самостоятельность имеет несколько ущербный характер, что объясняется недостаточной развитостью этих противопоставлений, находящихся в стадии роста.

Как же различить фонему и вариант фонемы?

Из сопоставления таких пар, как дом - том, дам – там, том - там, дом - дам, томный - темный можно сделать вывод, что д - т, о - а, т - т" используются для различения слов по смыслу. Значит, эти звуки являются отдельными фонемами.

Способы определения функции звука ( является ли он фонемой или аллофоном какой-либо фонемы):

1. Нужно подобрать хотя бы одну минимальную пару, т.е. два таких слова, которые различаются между собой только сопоставляемыми звуками: бар - пар, гора - кора, доска - тоска, жар - шар и т.д.

2. Для доказательства самостоятельности одних фонем можно привести большое количество минимальных пар, как, например, для т-т": потомки - потемки, тощ - тещ, ток - тек, быт - быть, брат - брать, убит - убить, умыт - умыть и т. д. Противопоставленные по твердости - мягкости д - д", з - з", с - с" используются в сравнительно небольшом количестве минимальных пар. Но для признания двух сопоставляемых звуков отдельными фонемами достаточно употребления этих звуков хотя бы в одной минимальной паре.

В случае отсутствия минимальных пар (или возникающих затруднений при их подборе) для определения функциональной нагрузки звука можно использовать и другой критерий, предложенный Н.С. Трубецким: если замена в слове одного звука другим искажает слово до неузнаваемости, то данный звук - самостоятельная фонема. Так, при замене /ч"/ на /ч/ или /ц/ на /ц"/ в словах, содержащих эти звуки, смысл слов не искажается до неузнаваемости, только «слова», образованные таким способом, приобретают неестественный «иноязычный акцент». Сравни: /ч"ас/ и /час/, /цырк/ и /ц"ирк/. Другой получится результат, если в словах с твердыми /г/ и /к/, например, год, кот эти же звуки заменить на соответствующие мягкие - полученные «слова» становятся непонятными. Поэтому можно сделать вывод, что /ч"/ и /ч/ - варианты одной фонемы, как и /ц/ и /ц"/, - в отличие от /г/ и /г"/, /к/ и /к"/, которые представляют собой отдельные фонемы.

Иностранные языки, филология и лингвистика

В языке действует строгий закон: отождествляются звуки различия между которыми связаны с разными условиями их произнесения. Звуки это разные звуки но говорящий обычно этой разницы не замечают: для них и [з˙] одна языковая еденица. В словах бар бор бур звуки [а] [о] [у]. Все звуки находящиеся в пределах этой зоны отождествляются говорящими и воспринимаются как один и тот же звук.

Понятие о фонеме и звуке. Система гласных и согласных фонем в РЯ.

Фонетика- раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка, т.е. способы образования и изменения звуков в речи, а также их акустические свойства. Два основные аспекта фонетики: фонема и звук речи.

Фонема как единица языка: сущность, функции.

ФОНЕМА (от греч. phoneoma — голос, звук, речь) — совокупность определенных признаков звука речи, которые позволяют различать слова в общем потоке звуков и отличают данную Ф. от других фонем. Ф. — это различительная единица звукового строя языка. Акустический образ Ф. возникает как обобщение различных вариантов слышимых в речи звуков, или, иначе говоря, как выделение и обобщение дифференциальных признаков Ф. Распознание Ф. облегчается тем, что каждая Ф. в языке противопоставлена другим хотя бы в одном признаке: звонкая — глухой, твердая — мягкой и т. д. Дифференциальные признаки Ф. выделяются в процессе словесного общения и подкрепляются благодаря пониманию слов, различению их лексических значений.

В языке действует строгий закон: отождествляются звуки, различия между которыми связаны с разными условиями их произнесения. Звуки [з] и [з˙], [ж] [ж˙] и [с] [с˙] – это разные звуки, но говорящий обычно этой разницы не замечают: для них [з] и [з˙] – одна языковая еденица. Она называется фонемой .У фонем в языке важное назначение – различать разные слова, разные морфемы. Слова дом, ком, ром различаются начальными звуками [д], [к], [р]. В словах бар, бор, бур звуки [а], [о], [у]. Эта функция фонемы называется смыслоразличительной. Другое назначение фонем – способствовать отождествлению одних и тех же слов и морфем. Эта функция морфемы называется перцептивной. В словах лез и лес разные корни, потому что у них разные значения. В словах лез и залез корень один и тот же потому что имеет одно и тоже значение. Фонема – это кротчайшая линейно выделяемая единица, представленная всем рядом чередующихся звуков, обусловленных фонетическими позициями, служащая для различения и отождествления слов и морфем.

Звук как единица речи. Соотношение фонемы и звука

Различия между звуками настолько тонкие, что находятся за пределами человеческого восприятия. В нашем языковом сознании каждый звук представлен не точкой, а зоной, областью рассеивания. Все звуки, находящиеся в пределах этой зоны, отождествляются говорящими и воспринимаются как один и тот же звук. Звук речи – это конкретный звук, произнесенный конкретным лицом в конкретном случае. Обычно нельзя воспроизвести в точности один и тот же звук: это будет уже другой звук речи. Звук речи – точка в артикуляционном и акустическом пространстве . Редукция - изменение звучания гласной фонемы в бездарном положении (сокращение). Звуки, выступающие в одной и той же позиции, относятся к разным фонемам. В одну фонему могут объединяться разные звуки, выступающие в разных позициях. В русском языке [и] бывает только под ударением, [иэ] – только без ударения . Следовательно, не степень акустической или артикуляционной близости звуков определяет, к одной или разным фонемам они относятся. Фонему определяет все множество чередующихся звуков, обусловленных фонетическими позициями. Р и Р’ – 1 фонема, разные звуки.

В РЯ фонемы делятся на гласные и согласные. Гласные (6шт.) - это звуки речи, при образовании которых воздушная струя свободно проходит через голосовые связки, они состоят в основном из голосового тона при полном отсутствии шума. Ряд: пер. (и, е), сред. (ы, а), зад. (у, о). Подъём: верх. (и, ы, у), сред. (е, о), нижн. (а). Подъём языка к небу - способ образования, ряд - место образования (место подъёма языка).

Гласные: ударные (характеризуются полным произношением) и безударные (редуцированные).

Согласные звуки (37 шт.) - при произнесении воздушная струя встречает различные преграды, они состоят из шума или из голоса и шума.

От того, как участвуют в образовании согласных звуков голос и шум, согласные звуки делятся на: 1. сонорные (образуются при помощи голоса и незначительного шума): [м], [н], [л], [р], [м"], [н"), [л"], [р], [j]; 2. шумные, которые в сою очередь делятся на звонкие (образуются шумом при помощи голоса): [б], [в], [г] [д] [ж] [з] [б"] [в"] [г"] [д"] [з"]; и глухие (образуются только при помощи шума): [п], [ф], [к], [т], [ш],[с],[х],[ц], [ч"], [п"], [ф"], [к"], [х"]. [т"],[с"].

Согласные делятся на твёрдые и мягкие, могут составлять между собой пары по ГЛУХОСТИ-ЗВОНКОСТИ и по ТВЕРДОСТИ-МЯГКОСТИ. Некоторые согласные не входят в эти пары, они называются непарными: звонкие [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"],, глухие звуки [х], [ц], [ч"], твердые звуки [ж], [ш], [ц] и мягкие [ч"], [щ"], .

Из-за своего звучания звуки [ж], [ш], [ч] называются шипящими, а [з], [с] - свистящими. Звуки [ц] и [ч] называются аффрикаиами. так как они представляют собой слитное сочетание звуков: [тс] и [тш].

Позиции звуков: сильные (чётко произносится) и слабые. Глас.: сильные – под ударением, слабые – без. Согл.: сильные – перед глас., слабай – в конце слова, позиция перед звонким и глухим.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39865. АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЕЧЕВОЙ ИНФОРМАТОР 675 KB
Курсовой проект выполнен на листах содержит чертежей.5 В каждый тарный ящик должен быть вложен упаковочный лист составленный по форме принятой предприятием изготовителем и согласованной с представителем заказчика. Упаковочный лист и сопроводительная документация должны находиться в пакете из полиэтиленовой плёнки ГОСТ 1035482. Сам корпус изготовляется из листового алюминиевого сплава толщиной 1 мм.
39866. Автомобильный речевой информатор 320.5 KB
Были произведены необходимые инженерные расчеты. РАСЧЕТНОТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Анализ технического задания описания работы информатора речевого автомобильного 1. Проверочный схемотехнический расчет 1. Компоновочный расчет 1.
39867. Разработка стенда для снятия фазо-токовых характеристик ферритовых фазовращателей 1.11 MB
Нормы времени на разработку определяем из Нормативы времени на разработку КД в НИИ и КБ по всем направлениям техники на ОАО ММЗ; п количество листов документации ед; К комплексный коэффициент учитывающий различные условия организации труда и вид разрабатываемой аппаратуры. К1 = 10 тип производства единичное; К2 = 10 условия применения РЭС стационарная; К3 = 14 количество чертежей; К4 = 06 одновариантная разработка чертежа; К5 = 12 перевод на иностранный язык; К6 = 085 метод размножения документов; К7 = 09 ...
39868. АЦП с буферной памятью 1.45 MB
Схема АЦП с буферной памятью состоит из следующих блоков: генератор тактовых импульсов, счётчик формирователь адресов, буферную память составляет динамическое ОЗУ, мультиплексор, регистр последовательного приближения, буферный регистр, компаратор, ЦАП и три логических элемента.
39869. Разработка электронного блока для ИИС мониторинга тепловых полей растений 1.38 MB
В данном дипломном проекте представлен электронный блок для мониторинга температуры деревьев предназначенный для мониторинга окружающей среды. Блок обеспечивает длительные измерения и регистрацию температуру стволов деревьев в атомном режиме. Между состоянием деревьев их водным режимом и температурой стволов существует определенная связь. Температуре деревьев свойственен свой суточный ход который коррелирует с суточным ходом солнечной радиации и температуры воздуха и оказывается смещен по сравнению с ними во времени в зависимости от...
39870. Модель зрительных функций (КЧСМ, ДЧСМ) 686 KB
В частности физиологами военного труда путем определения надежности стабильная устойчивость и несущественные колебания параметра от одного измерения к другому и валидности адекватность параметра исследуемому явлению различных клиникофизиологических биохимических и психофизиологических параметров было установлено что только комплекс из шести показателей время сложной сенсомоторной реакции с выбором КЧСМ ЧСС пульсовое АД выносливость к статическому мышечному усилию и индекс стептеста обладает значимой корреляционной связью с...
39871. 40 квартирный жилой дом 5.52 MB
Для защиты деревянных элементов от возгорания и биологического разрушения обработать их препаратом БОПОД. В каждой квартире установлен газовый котел АльфаКолор работающий на природном газу. Определяем расчетный пролет перемычки: Элемент перемычки работает как однопролетная свободно лежащая равномерно загруженная балка. Плита монолитно связана со ступенями которые армируют по конструктивным соображениям и её несущая способность с учетом работы ступеней вполне обеспечивается.
39872. Разработка эффективной технологии сушки рециклового винилхлорида 1.66 MB
Наибольший интерес к винилхлориду проявили позднее когда И. Первое промышленное производство винилхлорида основанное на щелочной обработке дихлорэтана изза недостатков не позволили полностью удовлетворить растущие потребности в винилхлориде. Простота и удобство этой реакции позволили за очень короткое время построить первые заводы сначала в Германии а затем в Англии. В настоящее время основным видом сырья для производства винилхлорида традиционно используют этилен ацетилен смеси этилена с ацетиленом получаемые крекингом нафты или...
39873. Производство глицерина производительностью 40000 т/год 331.5 KB
Это позволило ориентировать нефтигазопереработку на обеспечение народного хозяйства не только топливом маслами и другими товарными продуктами но и дешёвым сырьём для химической и нефтехимической отраслей промышленности производящих различные синтетические продукты: пластические массы синтетические каучуки химические волокна спирты синтетические масла и др. Позже в 1913 году немецким ученым Гейнеманом предпринимались попытки синтезировать глицерин путем омыления 123трихлорпропана получаемого прямым хлорированием пропилена: C12...

Основанием классификации гласных служит ряд и подъем языка, а также работа губ.

Артикуляционно гласные распределяются горизонтально по ряду, то есть по той части языка, которая поднята при произнесении данного звука. Различаются три ряда, а соответственно и три типа звуков речи, которые бывают передними, средними и задними.

Гласные переднего ряда - и э; среднего ряда - ы; заднего ряда у о а.

Вертикально гласные различаются по подъему - то есть по степени приподнятости той или иной части языка при образовании данного гласного. Различаются обычно три подъема - верхний, средний и нижний. В русском языке к гласным верхнего подъема относятся и ы у, к гласным среднего подъема - э о, к гласным нижнего подъема относят а.

По положению губ гласные делятся на губные, то есть при образовании которых принимают участие губы - о у (лабиализованные, огубленные) и неогубленные, то есть при образовании которых губы не принимают участия - а э и ы. Губные гласные обычно бывают заднего ряда.

Назализация.

В ряде языков существуют носовые гласные, например, во французском, польском языках. В старославянском также были представлены носовые гласные, которые в кириллице изображались специальными буквами: юс большой, или о носовое и юс малый, или э носовое. Артикулирование носовых гласных происходит при поднятой? небной занавеске и опущенной спинке языка, так что воздушная струя одновременно и в равной степени попадает и в полость рта и носа.

Дифтонги представляют собой элементы двух гласных, образующих единый и неделимый гласный звук, произносящийся в одном слоге. Из двух элементов дифтонга один всегда преобладает над другим, образуя ядро дифтонга. Это ядро всегда является ударным.

Все дифтонги делятся на две большие группы: восходящие и нисходящие. Восходящими называются те дифтонги, где соединяются слабый и сильный гласные или два слабых гласных.Нисходящими называются те дифтонги, где соединяются сильный и слабый гласные.

Дифто́нг (греч. δίφθογγος, (diphthongos), буквально «с двумя звуками» или «с двумя тонами») - звуки, артикуляция которых подразумевает переход от одного гласного звукотипа к другому. Обычно в составе дифтонгов один из компонентов является слоговым, а прочие - нет. Если слоговым является первый компонент, то такой дифтонг называется нисходящим, если второй - восходящим. В роли неслоговых компонентов чаще всего выступают неслоговые соответствия закрытым гласным, то есть [w] и[j], например в английском "воздушный змей", loʊ "низкий"; однако встречаются и другие варианты, например в древнеанглийском языке были нисходящие дифтонги[æa] и [æo]. Очень редко встречаются равновесные дифтонги, например, в нивхском языке.

Следует различать фонетические и фонологические дифтонги. Так, фонетически дифтонгами являются, например, звуковые комплексы в конце русских слов сильный,большой, но фонологически их следует анализировать как сочетания гласного с согласным /j/. В каждом случае анализ зависит от конкретного языка.

На письме часто обозначаются диграфами - устойчивыми сочетаниями двух букв, читаемыми одинаково практически во всех случаях. При этом произношение букв не совпадает с их чтением согласно алфавиту.

Система согласных звуков.

Классификация согласных более сложная, потому что согласных в языках мира больше, чем гласных.

Шумный - сонорный. В составе согласных звуков любого языка выделяются два больших класса согласных: шумные, то есть звуки, в образовании которых главную роль играет шум, и сонорные, то есть звуки, при образовании которых главную роль играет голос, возникающий при вибрации голосовых связок.

Различие согласных по характеру преграды и способу ее преодоления. Согласные различаются в зависимости от того, какого рода преграды образуют органы речи для воздушного потока, идущего из легких. Если органы речи оказываются сомкнутыми, то воздушная струя размыкает их. В результате возникают смычные, или взрывные согласные. В тех же случаях, когда органы речи не сомкнуты, а только сближены, между ними остается щель. В эту щель проходит воздушная струя, образуется характерное трение воздуха, а возникающие при этом шуме согласные звуки получают название щелевых (от слова щель), или фрикативных (от латинского названия fricare - "тереть", так как воздух как бы трется о щель в неплотно сближенных органах речи). В различных языках имеются еще такие согласные звуки, которые соединяют в себе особенности взрывных с особенностями согласных щелевых. Подобные согласные как бы начинаются с взрывного элемента и оканчиваются элементом щелевым. Называются они аффрикатами. Русская аффриката ц состоит из взрывной т и щелевой с, аффриката ч - из взрывного т и щелевого ш. Аффрикаты встречаются в английском языке (Georg), в немецком (deutsch) и многих других языках.

По способу образования преграды выделяют также дрожащие согласные звуки, при образовании которых преграда образуется периодическим сближением активного органа речи с пассивным до возникновения очень слабой смычки, которая тут же разрывается выходящей из легких струей воздуха.

Если первый ряд различий в области согласных определяется характером преград, стоящих на пути воздушного потока, идущего из легких, то второй ряд различий связан с деятельностью активных органов речи - языка и губ. Соответственно этому ряду различий согласные делятся на язычные и губные. Когда в язычных артикуляциях участвует передняя часть языка, возникают переднеязычные согласные. Возможны также среднеязычные и заднеязычные согласные.

Дробление производится и дальше: среди переднеязычных согласных различают зубные, например, т и альвеолярные например ш). При артикуляции среднеязычных согласных средняя часть спинки языка поднимается и сближается с твердым небом (например, немецкий так называемый Ich-Laut в словах типа ich, Recht). При артикуляции заднеязычных звуков задняя часть языка сближается смягким небом. К заднеязычным относятся руские к, г, х. Кроме язычных, к этой же группе согласных относят и согласные губные, которые в свою очередь делятся на губно-губные (билабиальные, например, русское п) или губно-зубные, напрмер, в). Различие между губно-губными и губно-зубными легко обнаружить экспериментально: для этого нужно лишь поочередно произнести несколько раз русские звуки п и в.

Третий ряд различий в системе согласных звуков создается так называемой палатализацией (от латинского палатум - твердое небо). Палатализация, или мягкость - это результат поднятия средней и передней части языка к твердому небу. Палатализироваться, или смягчаться могут любые согласные, кроме среднеязычных. Наличие палатализованных согласных - это яркая особенность русской фонетики.


Похожая информация.