Знаменитая Стена Плача находится в городе Иерусалим и считается одной из главных святынь иудаизма. Ежедневно сюда приезжают тысячи туристов и паломников со всего мира. Западная Стена у Храмовой Горы в Израиле существует уже более чем 2000 лет и является уцелевшей частью Второго Иерусалимского Храма, разрушенного римлянами в 70 году н. э.

История возникновения Стены Плача

Западная Стена не была пристройкой самого храма. Оставшаяся часть – это единственный фрагмент предместных укреплений Храмовой горы эпохи Ирода Великого.

Храм и Западная Стена были сооружены царем Иродом при помощи хитрости, ведь великое по своим масштабам сооружение в скромной провинции под игом Великого Рима не разрешили бы. Просьбу отправили, а сами в спешном порядке начали постройку. Когда прибыл ответ: «Не начал – не строй, начал – разрушь, закончил – оставь», на горе Храм был достроен.

Датируется строительство – от 37 до 4 г.г. до н. э. В 70 году был разрушен Второй Иерусалимский Храм из-за беспричинной междоусобной войны римским императором Титом. О масштабах храма говорят размеры фрагмента только ограждения: 500*19 метров в высоту.

Сама Стена Плача состоит из больших каменных блоков, которые никак не скреплены между собой, а просто плотно наложены друг на друга.

Почему «Стена Плача»?

Официальное название на иврите звучит как Котэль Маарави, что в переводе на русский означает «Западная Стена».

Откуда произошло название Стена Плача? Прежде всего к этому священному месту приходят верующие, которые оплакивают разрушенный Храм. Также есть другая версия: время от времени на Стене проступают капли воды, напоминающие слезы. Последний раз «слезоточение» на плачущей Стене в Иерусалиме произошло в 1940 году.

Стена Плача в Иерусалиме: как написать записку

Ежедневно Стену Плача посещают тысячи туристов, а также паломники и местные верующие. Кроме молитв, здесь сложилась традиция оставлять записки в Стене со своими желаниями, адресованные Богу. Каждый год таких записок насчитывается более одного миллиона. А раз в полгода их собирают и предают земле на Елеонской (Масленичной) горе.

Часто туристы задают вопрос: как правильно написать записку с желанием в Стену Плача? Не существует особых сводов правил и образцов. Желание должно быть не обыденным, а самым важным для вас – позитивным и созидательным. Подойдя к Стене, люди молятся, благодарят Бога и просят о здоровье и благополучии. После этого вкладывают записку в щель в Стене, хотя очень трудно порой найти там свободное пространство, поэтому подготовьте бумагу для записки минимального размера.

Территория у Западной Стены разделена на две части: левая – мужская, а правая – женская. Мужская часть большая по размеру, здесь дозволено отмечать иудейские праздники, петь и танцевать. Женская часть предназначена только для молитв и записок.

  • Можно ли посещать Стену Плача в Иерусалиме православным? Побывать здесь и помолиться может каждый, независимо от вероисповедания.
  • Здесь есть свои правила в плане одежды: если у вас будут оголены плечи и локти, не прикрыты колени, то скорее всего к святыне вас не пустят. За этим следят представительницы хасидской общины, так что с собой лучше иметь накидки или платки. У мужчин обязательно должна быть прикрыта голова, а у кого нет головного убора – в корзине при входе можно взять маленькую шапочку – кипу.
  • Перед тем, как приблизиться к Стене Плача, нужно помыть руки. На территории есть бюветы с ковшами – слейте воду сначала на одну руку, затем помойте другую.
  • Возьмите с собой ручку и бумагу или же заранее напишите записку, ведь на входе ничего подобного не продают и чаще всего неподготовленные туристы используют то, что есть под рукой.
  • Чужие записки трогать нельзя. Постарайтесь разместить свой листочек бумаги в щель между каменными блоками, не зацепив при этом других записок.
  • После молитвы, поворачиваться к Стене спиной не желательно. Покидать святое место нужно лицом к нему, то есть пятясь назад несколько метров.
  • Официально посещение Стены Плача бесплатно, но на территории приветствуются пожертвования для нуждающихся.
  • Фотографировать и снимать видео у Стены Плача не запрещено, но только если это не суббота и не иудейский религиозный праздник.

Израиль - независимое государство

Народ без земли, но с глубокой верой пришел на эти пустынные земли тысячи лет назад. Развивались люди, росли города, укреплялась духовность местных жителей. Вовлеченные в ремесла, политику, и религию каждый израильтянин внес свою лепту в развитие и цветение цивилизации в пустыне.

Сегодня Израиль пропитан своей иудейской природой и толерантностью к более молодым религиям таким, как мусульманству и христианству. Несмотря на все распри и ненависть, которые сеялись между жителями Ближнего Востока, будучи в непрерывном контакте, евреи и приверженцы ислама успешно уживаются на общей площади страны, что не превышает и 27 квадратных километров.

Пока международные арены занимают вооруженные конфликты и бомбардировки, народ Иудейский отдает свой долг в молитве к единому Богу и в армейских казармах перед лицом общественности.

Иерусалим - священный город

Страна объедена вокруг Старого города Иерусалима, за который ведутся постоянные международные споры, а до этого и активные военные бои. Столица Израиля не признана в качестве территории по международным конвенциям.

В Иерусалиме проживает около миллиона человек на территории в примерно в 126 км². Старый город был основан в 4 тыс. до нашей эры и занимает на сегодня не более одного квадратного километра, но при этом объединяет на своей территории еврейскую, мусульманскую, христианскую и армянскую общины. Древний Иерусалим окружен стенами, улицы выложены камнем и брусчаткой.

Машины здесь большая редкость, так как земля находится не на одном уровне, есть много ступеней и сводов даже на широких дорогах. Город не раз разрушался и восстанавливался, здесь есть памятки римских улиц, мечети во времена правление Турецкой империи и запреты на синагоги. Древняя часть Иерусалима признана Всемирным наследием ЮНЕСКО и защищается историческим сообществом.

Кроме того, здешние места признаны религиозными организациями и общинами как святые и обязательные для паломничества. Этот город является самым важным для иудеев и многие из них хотят жить или покоиться недалеко отсюда.

История храмов и мечетей

Храмовая гора и площадь перед ней - это место для молитв круглый год. На этом холме предположительно находиться камень, с которого начался мир.

Царь Давид обеспечил доступ к данному месту древним иудеям, а Соломон создал Первый Храм (960 год до н.э.), позже был построен Второй Храм, который был переделан по приказу царя Ирода. Существовавшее религиозное сооружение превосходило по красоте и техничности свое время. Святыня был разрушена римлянами 70 году, так полководец, а позже император Тит "внес" свою лепту в современную структуру города.

Уже без храма на горе Иерусалим был завоеван мусульманами. Именно с этих времен место было перестроено в мусульманский комплекс. Камень, почитаемый иудеями, был обстроен стенами мечети Омара. Сюда нет доступа - мечеть закрыта и строго охраняема. Еще строение называют Купол Скалы, он виден со всех точек Старого города и его окрестностей.

Еще одна мечеть комплекса - аль-Акса, которая стоит напротив мечети Омара, здесь могут молиться до 5000 мусульман. Вход в мечеть строго закрыт иноверцам, на всей территории женщинам нужно прикрыть голову, плечи и колени. Приход иудей на всю территорию сопровождается глубоким возмущением и предполагается неправомерным, поэтому западная стена (Плача) стала святым местом для евреев, так как находиться ближе всего к камню под Куполом Скалы.

Сооружение является частью ограждения мечетей. Круглый год пятничные и субботние молитвы собирают здесь сотни прихожан: иудеи приходят семьями или с соседями. Иерусалим и Стена Плача почитаемы и христианами, сотни тысяч паломников приезжают сюда ежегодно.

Добраться до Стены можно на машине либо на общественном транспорте от аэропорта Атарот.

Погода в Иерусалиме

Круглый год погода в городе и регионе в целом располагает к посещению древних и святых мест. Средняя температура в Иерусалиме:

Мес. 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12
°C 9,1 9,5 11,9 17,1 20,5 22,7 24,2 24,5 23,4 20,7 15,6 11,2

Стена Плача, Старый город, Иерусалим

Стена Плача (ха-Котель ха-Маарави) является частью тех фортификаций, которые были сооружены на Храмовой горе в Иерусалиме во времена царствования Ирода Великого. Второй Храм подвергся разрушению римскими легионами под управления Тита в конце 1-го столетия новой эры. Празднуя победу, военные не тронули Западную стену.

Пророк Иеремия предсказал разрушение Второго Храма и незыблемость Западной стены вокруг комплекса храмовых сооружений. Во внутреннем дворе были также такие строения, как алтарь жертвенника и постройки на внешнем дворе. В Музее Израиля (Иерусалим) представлен мини - (макет) таким, каким он был, когда Второй Храм еще не был разрушен (масштаб макета 1:50).

Западная стена была названа "Стеной Плача" вследствие того, что в это место иудеи приходят, чтобы оплакивать оба Храма, разрушение которых датируется одним и тем же числом, 9 Ава (в еврейском календаре месяц Ав соответствует Августу). Даты разнятся только годами: своим разрушением (5 век нашей эры) Первый Храм обязан вавилонской, а Второй -римской армии.

Высокая 15-метровая Стена Плача в Иерусалиме, 7 метров которой находятся под землей, выложена крупными каменными блоками. Камни точно подогнаны по размерам с тем, чтобы исключить использование связующего материала.

Евреи верят, что письменные обращения к Богу, которые они оставляют в расщелинах Стены, поступят к адресату неимоверно быстро. Христиане тоже переняли эту традицию. Сегодня паломники со всего мира и на всех языках оставляют свои молитвы, просьбы и благодарности между древних камней.

Молитвенные записи

Многие туристы, посещающие Стену Плача, задают вопрос: "Как писать записки?", "О чем можно попросить?", "Как поблагодарить?". Форма, в которой можно обратиться к Богу, не регламентирована. У такой записки не может быть обязательного содержания, так как источник любой молитвы, благодарности и просьбы находится в сердце.

Каждый может писать то, что волнует его больше всего. Кроме того, многие закладывают не только свои записки, но и просьбы друзей и знакомых. Многие люди передают свои молитвы с паломниками: здесь есть глубокое единение друзей или родственников в вере. Многие записки, вложенные между камней Стены Плача, адресованы к единому Богу и содержат просьбы об улучшении здоровья, избавления от зависимостей и разрешения земных проблем.

Все народы молятся по-разному, поэтому в Стену могут вкладывать записки не только евреи, но также и христиане, мусульмане и буддисты. В атмосфере Стены Плача приходит осознание того, что Бог един. Кроме того, необязательно вкладывать в Стену записки - иногда достаточно просто постоять у стены и подумать о смысле жизни.

Отходить от Стены рекомендуется, сразу не поворачиваясь к ней спиной, чтобы не вызвать неуважение к памяти. У Стены можно прочитать молитву на иврите, а можно и перекреститься, если вы христианин это не вызовет реплик и осуждений. Впечатление от прикосновения и прикладывания головы к тысячелетней стене и понимание ее смысла дарует необъяснимое поднятие духа, теплоту и позитивность мыслей, и покаяние в собственных грехах и богонеугодных поступков.

Площадь, где находится Стена Плача, и подземные помещения выполняют функции единой большой синагоги. На иврите Храмы назывались Первым и Вторым Домом, что следует из перевода ивритского слова байт, перевод которого имеет значение "дом".

Молитвы у Стены Плача

Еврейская религиозная традиция предсказывает, что недалек тот день, когда люди будут молиться в Третьем Доме, который будет благословлен Мессией, спустившимся с небес. Все подходы к стене хорошо охраняются, а вещи туристов и прихожан проверяются на наличие опасных предметов для предотвращения террористических атак.

Сегодня Стена Плача - это место, где иудеи молятся утром, днем и вечером, проводят бар-Мицву, празднуя совершеннолетие своих 13-летних сыновей, а также обряды, связанные с Благословлением Коэнов, священников с особым статусом, передающимся из поколения в поколение со времен Первого Коэна Аарона, брата Моисея (Моше).

Площадку Стены разделяет забор, по разные стороны которого, как предписывают каноны Торы, молятся мужчины и женщины. Несмотря на пол, прихожане приходят в своей лучшей одежде, словно для выхода на праздничный ужин. На женщинах можно увидеть юбки длиннее колена, многие из них надевают темные плотные колготки или платки, что не есть обязательным.

На входе паломники могут взять платки и подобия юбок, если у них открыты колени или плечи. Фотографирование стены и молящихся не приветствуется и может быть осуждено следящими за порядком волонтерами и другими смотрящими.

День, когда чтут Память воинов Армии Обороны Израиля и погибших в террористических актах, площадь становится местом проведения государственной церемонии, в ходе которой зажигают факелы и читают поминальную молитву. Площадь постоянно заполнена военнослужащим для соблюдения порядка и предотвращения потасовок.

История строительства Стены

История свидетельствует, что Стена была построена Иродом без позволения римского императора, хотя Ирод был ему подвластен. Поводом для этого послужил случай. Желанием императора Октавиана Августа было видеть изо дня в день собственное изваяние в стенах иерусалимского Храма, однако, этой прихоти не суждено было сбыться.

Хитрость Ирода по отношению к Августу заключалась в том, что в то время, как его посыльный находился по дороге в Рим, он завершил реконструкцию Стены. Август ответил с опозданием. Суть его ответа заключалась в том, что Ирод должен разрушь начатую постройку в том случае, если она незакончена. Завершенное здание Август разрешил оставить.

Метод воздвижения стены заключался в том, что точная подгонка достигалась путем подсыпки материала, похожего на свинцовую дробь - это были круглые шарики для прокатки по ним следующих камней, подвешенных на талях. В момент положения верхнего камня над тем, который был внизу, тали опускали, и камень расплющивал множество свинцовых шариков, закрепляясь в необходимом положении.

Истоки возраста Стены Плача уходят во времена древнейшей истории. На территории Стены, к примеру, был обнаружен водовод древней постройки, вырубленный в каменных плитах. Близость Стены Плача к стене самого Храма обеспечивает ей важнейшее значение и делает главной религиозной святыней.

В Туннеле Хасмонеев (на Раскопках Стены Плача) археологи обнаружили не только находки, относящиеся к более поздним периодам, но и подняли из "пыли веков" то, что было стенами, арками и улицами во времена обоих Храмов. Здесь, в закрытой анфиладе, частично расположенной под землей, располагаются помещения и комнаты, цепочка которых вытянута к северу, параллельно Храмовой горе.

Туннель - место проведения групповых экскурсий, которые необходимо заказывать предварительно. Чтобы войти под своды туннеля, необходимо сначала зайти в здание, расположенное в перпендикулярном направлении к Стене Плача (Еврейский квартал Старого города).

Стоимость туристических туров

Экскурсионная программа предполагает знание иврита или английского языка.

Стоимость туров по Иерусалиму:

  • Обзорная экскурсия от 250 дол. за группу из 1-5 человек
  • По знаковым местам от 200 дол. за группу из 1-20 человек
  • Пути Христианства 250-450 дол. за группу из 1-6 человек
  • Центр мировой религии 400 дол. за группу из 1-6 человек
  • Иерусалим Святой от 250 дол. за группу из 1-15 человек
  • Храмовая Гора от 250 дол. за группу из 1-15 человек
  • Восточный базар от 200 дол. за группу из 1-8 человек

Палестинцы называют ее стеной апартеида, израильтяне - защитной стеной или стеной безопасности. Она отделяет палестинские города и деревни от израильских, а в некоторых случаях - проходит прямо посреди деревни, отделяя ее от сельскохозяйственных земель и наделов. Это сооружение появилось в 2003 году, в разгаре второй палестинской интифады, когда в сердце израильских городов, особенно в Иерусалиме, закладывали бомбы в автобусы, а террористы-смертники взрывались в супермаркетах и на дискотеках.

Контуры стены израильские военные провели не по так называемой "зеленой черте", которую палестинцы считают границей своего будущего государства, а так, чтобы отделить палестинцев от израильтян. Глава правительства Ариэль Шарон распорядился тогда, чтобы стену построили как можно быстрее. Он заявил, что в случае подписания мирного соглашения с палестинцами, сооружение можно будет сместить или даже разрушить. Тогда же выяснилось, что карты руководителей генштаба не совсем совпадают с реальной ситуацией.

Так, например, в марте 2003 года власти палестинского университета Аль-Кудс обнаружили, что стена должна пройти прямо в центре кампуса - библиотека и спортзал останутся в Израиле, а общежития студентов и лаборатории — в Палестине. Жители деревни Бильин узнали о том, что за стеной останутся почти все их оливковые деревья. Борьба за эту землю в Верховном суде продолжается до сих пор.

Украина: "Великая" антироссийская стена Новая киевская власть демонстративно рвет братские узы с Россией и возводит на российско-украинской границе "стену", которая играет вовсе не военно-оборонительную роль, а скорее идеологическую. И призвана разделить славянские народы.

Многие палестинские деревни, такие как Бир Набала возле Рамаллы, Ар-Рам и Валадже, оказались в кольце: стены окружили их со всех сторон. Эта серая поверхность стала излюбленной площадкой для мастеров граффити. Возле КПП Каландия ее украшает гигантский портрет Ясира Арафата и одного из лидеров ФАТХа Марвана Баргути. На отрезке стены возле Вифлиема предприимчивый хозяин местного ресторана нарисовал свое меню, рядом красуются надписи "Свобода Палестине" и "Долой апартеид". Абдалла Абу-Рахма, один из политических активистов в деревне Бильин верит в то, что эта стена обязательно падет, как и Берлинская много лет назад:

"Мы уже 10 лет выходим на демонстрации и акции против этой стены. За ней остались наши земли. Это несправедливо. Мы не верим в насилие, только в мирные протесты. Мы убеждены, что справедливость, в конце концов, восторжествует".

В Израиле убеждены, что стена себя оправдала. В 2003 году, как только на севере Иерусалима возвели несколько фрагментов этого сооружения, палестинский террор пошел на спад, количество смертников, которые совершали теракты в израильской столице, уменьшилось. Гиора Леви — житель Иерусалима — с ужасом вспоминает первые годы интифады, когда любая поездка в автобусе могла закончиться трагедией. Он считает, что до тех пор, пока не устранена опасность проникновения в Израиль боевиков, стена должна оставаться на месте:

Падение Берлинской стены: "холодная война" с продолжением "Праздником всех немцев" называют день падения Берлинской стены 9 ноября 1989 года. Для мирового сообщества это стало символом объединения Европы. Но разделительные линии остались до сих пор, и сейчас Запад пытается возводить новые стены.

"Мы знаем, что террористы хотят продолжать свое дело и убивать евреев. Ситуация в последнее время постоянно накаляется, звучат разговоры об очередной вспышке насилия. Страшно подумать, что творилось бы в столице, если бы не стена безопасности".

Но израильские правозащитные организации, такие как "Бецелем", убеждены в том, что Израиль нарушает закон и права палестинцев, поскольку стена проходит по частным землям. В районе Хевронского нагорья стену так и не построили - местные жители подали иск в Высший суд справедливости, с тех пор прошло более 10 лет.

Перспектива мирных переговоров между палестинцами и израильтянами, судя по всему, вновь отодвигается на неопределенный срок. Поэтому пока шестиметровая стена продолжит оставаться обязательным элементом местного пейзажа.

Далекие тысячелетия назад стена плача была задумана в качестве защиты и опоры для центрального храма в Иерусалиме. Приказал возвести масштабное сооружение царь Ирод. Стена плача была выстроена из множества камней, которые предварительно были гладко вытесаны. Их производилась без помощи скрепляющего состава.

Это был настоящий тяжелый труд. Камни для кладки были иногда огромными. Вес каждого камня достигал около пары тонн. Их высота была 1-1,2 м, а длина колебалась от 1,5 до 12 м. По данным историков и археологов длина сооружения составила 488 м. Только небольшой фрагмент сегодня виден зрителям, потому что часть стены скрывается за другими , а нижняя часть покрыта насыпью.

Что символизирует стена плача

До 16 века на эту часть стены почти никто не обращал внимания. Здесь не было верующих и туристов. Это была всего лишь часть, которая осталась от разрушенного Иерусалимского храма. Около стены стояли торговцы, а население предпочитало в восточной и частях города. В той стороне были богатые и пышные стены.

И только в 16 веке стена плача обрела свое истинное назначение. Она стала местом молитвы для еврейского народа, который в это время попал под власть Османской империи. По еврейской традиции необходимо было 3 раза в год приходить к этой части стены и возносить молитву. До сих пор эта традиция сохранилась.

Для всех верующих стена плача символизирует надежду на лучшее, свободу, веру в прекрасное будущее, очищение от грехов, Это святое место, куда каждый может прийти и остаться наедине с Богом. Единственное, необходимо соблюдать традиции предков. К стене необходимо подходить в скромной одежде и с покрытой головой. При этом женщины и мужчины возносят молитвы отдельно друг от друга.

Примерно 300 лет назад зародилась еще одна традиция, связанная со стеной плача. Верующие стали помещать между ее камнями и в трещинки записки с желаниями и обращением к Богу. Каждый год в стену плача помещается больше миллиона писем от верующих и туристов. Чтобы все желающие смогли оставить записки, раввин Рабинович вместе со своим помощником два раза в год собирает все письма и хоронит их на еврейском кладбище.

Сейчас стена плача признана святым местом для еврейского народа. Евреи всего мира приезжают в Иерусалим, чтобы помолиться у святыни.

Израиль завершил строительство очередного «забора безопасности», на этот раз - вдоль границы с Египтом

Протяженность сооружения составляет 230 километров, а затраты на строительство из бюджета превышают 420 миллионов долларов. Время, затраченное на создание стены - два года.

Цель, согласно официальным заявлениям представителей израильского руководства - блокировать основные пути проникновения в страну террористов, нелегальных беженцев, в основном из стран Африки, а также контрабандистов.

Высоко оценил создание «забора безопасности» премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху. Выступая в Иерусалиме, он охарактеризовал его как великое достижение, но предупредил, что и далее стране предстоят аналогичные работы и на других границах. Так, например, еще летом прошлого года израильтяне завершили строительство «забора безопасности» на границе с Ливаном. Это сооружение, в отличие от египетского, по своим масштабам чуть скромнее. Протяженность «забора» составляет всего 1,2 километра, высота - семь метров. Задачей «ливанской стены», согласно заявлениям Тель-Авива, является предотвращение возможных прямых столкновений между израильскими военными и ливанцами, а также защита близлежащих израильских населенных пунктов от ракетных и минометных обстрелов. Израильтяне утверждают, что именно из ливанской деревни Киле во время обострения отношений между двумя государствами ведутся интенсивные обстрелы.

Уже в январе появились новости о намерении израильтян возвести еще и дополнительные «заборы». Прежде всего - на границе с Сирией.

Возможно - и на границе с Иорданией, поскольку эту страну сейчас наполняют враждебно настроенные в отношении Израиля сирийские беженцы, а также палестинцы.

И все это - в дополнение к уже имеющимся «изгородям» и «тынам», которыми Израиль отделяет себя от палестинских территорий. Прежде всего - вокруг сектора Газа. И на Западном берегу реки Иордан, где стена должна протянуться на сотни километров. «Созидательный процесс» здесь еще не завершен. Решение о строительстве стены на Западном берегу было принято в Тель-Авиве в 2002 году. Цель - преградить путь в израильские города террористам, которые действительно проникали туда, прежде всего - с территорий Западного берега.

Я работал тогда корреспондентом на Ближнем Востоке, и отлично помню широкую пропагандистскую кампанию, развернутую израильскими средствами массовой информации, о необходимости строительства «забора безопасности». А возможно - и нескольких «стен» в ближайшем будущем. В начале той «строительной лихорадки», то есть в июне 2002 года, мне довелось принять участие в поездке, организованной израильтянами для местных и иностранных журналистов, в небольшой поселок Бат-Хефер. Расположен он впритык к палестинским территориям, а точнее - к городу Тулькарем, от которого до израильской Нетаньи всего-то 15 километров езды по шоссе.

Как выяснялось, тогда еще будущая «стена безопасности» должна была стать как раз такой, какая уже несколько лет существовала вокруг Бат-Хефера. Правда, возникла она вовсе не как реакция на «действия террористов», а, напротив, в годы израильско-палестинской «разрядки». Бат-Хефер строился в 1995 году, то есть почти сразу после подписания Норвежских соглашений. Именно «дух Осло» и побудил тогда израильтян строить поселок вплотную к Тулькарему. Но, тем не менее, «на всякий случай», тогда же было принято решение строить и забор.

После начала «интифады» палестинцы пытались бросать через него камни и бутылки с зажигательной смесью, поэтому высота забора была увеличена с трех до четырех метров, ограду удлинили до трех километров. Нет, не помогло...

Однако и тогда, и сейчас израильтяне категорически уверены, что «стена безопасности» и есть решение всех проблем. И продолжают возводить «заборы».

Мы стояли на сторожевой вышке над стеной, перед нами открывался вид на Тулькарем - один из самых крупных городов Западного берега. Отлично были видны минареты многочисленных мечетей, до нас даже доносился с одного из них голос муэдзина, призывавшего правоверных на очередной намаз. Бат-Хефер - это «пограничный» поселок, прилегающий вплотную к так называемой «зеленой черте», до войны 1967 года бывшей границей Израиля. За прошедшие 45 лет граница эта была, что называется, «размыта». Израильтяне первоначально заняли палестинские территории, затем оттуда ушли, тем не менее, оставив многочисленные еврейские поселения. И эти городки сейчас - «головная боль» не только для палестинцев и многочисленных миротворцев на Ближнем Востоке, но и для самого Израиля. Никто в стране не может точно предсказать их будущее.

Несколько лет тому назад бывший глава правительства Ариэль Шарон полностью ликвидировал все еврейские поселения в секторе Газа, заявив, что у страны нет ни сил, ни средств на их содержание. Правые израильские политики до сих пор критикуют за это Шарона, уверяя всех, что он нанес серьезный ущерб безопасности страны. Что же касается левых политиков, то они, напротив, действия Шарона поддержали. Вот и во время поездки в Бат-Хефер организовавший ее известный израильский левый политик Роман Бронфман призывал к немедленной ликвидации мелких еврейских поселений. По его мнению, их незаконное создание на территории автономии только провоцирует палестинцев на враждебные действия против израильтян. Если создавать «стену безопасности», говорил Бронфман, то, прежде всего, необходимо решить вопрос именно с разбросанными по всей территории Западного берега еврейскими поселениями. Ведь нельзя же допустить, подчеркивал он, чтобы дома израильтян оказывались по палестинскую сторону стены.

Что касается самой идеи строительства «забора», то мнения граждан страны тогда разделились. Многие ратовали «за», немало голосов было «против». Как рассказывал во время поездки прибывший в Бат-Хефер израильский генерал Дов Кали, на тот момент предполагалось, что длина «палестинской стены» составит 400 километров. Позже в прессе уже появилась иная цифра — 700 километров. Окончательного решения еще не принято, известно только, что высота ее составит 8 метров.

Но все же самое большое впечатление на журналистов тогда произвели иные данные: цена проекта - 200 тысяч долларов за километр сооружения! Израильтяне сразу заговорили о том, что многие «погреют руки» на «оборонительном проекте»: строительные фирмы, поставщики цемента, арматуры… То есть деньги «распилят». С той поры мало что изменилось.

Теперь в Израиле считают: строительство «египетской стены» необходимо было не для «укрепления безопасности», а для удовлетворения аппетитов строительной мафии, отлично нажившейся на ее сооружении.

Однако от возведения «забора» пострадали интересы другой мафии - бедуинской, чьи племена проживают в районе границы. Возведение стены подрывает бизнес вождей бедуинов по переброске в Израиль контрабанды грузов и перевозке нелегальных мигрантов. Прежде всего - рабочей силы из Африки, плюс проституток из стран СНГ для израильских борделей.

Среди египтян единого мнения по поводу стены на границе нет. Многие, прежде всего светские, заверяют, что им это безразлично, хотят израильтяне от них отгородиться - их проблема. Ну и пусть Тель-Авив изолирует себя, рассуждают и некоторые исламистски настроенные египтяне. Чем меньше будет контактов с сионистами, тем лучше. Однако среди этой, заметно окрепшей в последние месяцы части египетского общества, существуют и иные настроения. По мнению многих жителей страны, стена может серьезно помешать оказанию помощи «палестинским братьям», в том числе и военной.

Что касается израильтян, то полной уверенности в том, что очередная стена гарантирует им защиту, нет. Зато она может стать туристической достопримечательностью, ну, прямо как Великая китайская стена. Или - Берлинская, которая уже разрушена.

Палестинцы же справедливо уверены, что попытки Израиля отгородиться от всех и вся никогда не будут решением ближневосточной проблемы.

Как бы все эти сооружения, мрачно шутят они, не превратились для евреев из «стен безопасности» в новые «стены плача».

Специально для Столетия