Образ Сони Мармеладовой в христианской
мысли Ф.М. Достоевского
Введение
Исключительную роль в жизни и творчестве Ф.М. Достоевского сыграло подаренною в Тобольске женами декабристов Евангелие, единственная книга, которую дозволялось иметь арестантам. Эта книга стала главной в библиотеке Достоевского. Никогда он не расставался с ней, она всегда лежала на виду на письменном столе, он брал ее с собой в дорогу. В этой книге около восьмидесяти помет, сделанных Достоевским, которому открылся смысл христианства. После каторги образ Христа становится для Достоевского существенным и определяющим началом его мышления – интеллектуального, эстетического и духовного. За два часа до своей кончины Достоевский, «подозвав к себе сына, передал ему Евангелие, прося бережно сохранять и никому не отдавать этой охранявшей его в жизни от всех заблуждений святыни». Анна Григорьевна не забывала о завещании Федора Михайловича. Евангелие хранилось в семье Достоевских «как дорогая незабвенная память о нем».
Достоевский – один из тех писателей, художественный мир которых есть форма отражениях их миропонимания, их мироотношения. Мораль Достоевского тесно связана с его религией. Любой читатель, вообще испытывающий связь с Богом («религия» от лат «связь», «связывать»), сможет почувствовать ее присутствие в творчестве Достоевского. Очевидно, вне христианства Достоевского нельзя вполне понять его творчество. Христианская мысль получила свое полноценное воплощение в позднем творчестве Достоевского, в том числе, конечно, в «Преступлении и наказании». И одним из главных образов, которые нельзя не рассматривать без христианской мысли, Соня Мармеладова.

Соня Мармеладова - «великая грешница» и «святая»
Как пишут авторы книги «Творчество Ф.М. Достоевского: Искусство синтеза», не спасением человечества, а себя самого Раскольников на протяжении романа до самого финала. Духовный путь Раскольникова пролегает через самоосуждение, но в самоосуждении героя (как это выплеснулось из подсознания в его бредовых видениях) парадоксально соединяются смирение и гордыня, главные грех и добродетель. Отсюда, Раскольников не готов признать себя «просто» грешником, но непременно - «великим, великим грешником», о чем свидетельствует, как уже отмечалось, переживание им своей вины как вины «всемирно-исторической». И тут оказывается крайне важным, что в финале рядом с ним находится Соня Мармеладова. Говоря условно, с окончанием романа миссия героини в судьбе Раскольникова еще не исчерпана. Любовь Раскольникова к Соне – путь к его воскрешению, к цельности его самосознания, к преодолению дисгармонии в жизни, к снятию личной трагедии в выходе из себя к целому мира, к жизни вдвойне.
Соня - дочь бывшего чиновника, титулярного советника Семена Мармеладова, от первого брака. Отец ее вновь женился - «из жалости» - на нуждающейся вдове Катерине Ивановне. И от этого брака есть дети. Муж начал пить, совершенно опустился, и роман начинается с того, что блуждающий по городу Раскольников попадает в распивочную, встречает там Мармеладова и узнает от него историю его бедствий: как на долю семьи выпала не только бедность, но и полнейшая нищета; как однажды измученная чахоткой Катерина Ивановна стала осыпать приемную дочь упреками, почему та не помогает семье, почему не делает того, что делают многие другие, - после чего она пошла на улицу и продала себя. Злые соседки доносят на нее - Соня вынуждена получить желтый билет проститутки, и теперь она содержит всю семью своим бесчестием.
Соня Мармеладова - это тоже трагическая героиня; она тоже вынуждена принимать решения в ситуации, когда «вопросы неразрешимы». «Ненасытимое сострадание» - то самоотречение, которое полностью обезоруживает ее, благодаря которому она приемлет каждую судьбу без суждения о ней, без осуждения ее, - приемлет полностью и искренне. Это самоотречение порождает в ней и ту гениальность сердца, при которой чужая судьба сопереживается как собственная - без какой-либо примеси собственных интересов, самоутверждения или ранимости. Соне присущ дар чистого, бескорыстного соучастия.
Однако, вера в исконный, изначальный, глубинный смысл жизни спасает Соню и возвышает ее над низостью бытия, печальной необходимостью продавать свое тело и пятнать свою душу. Соня верит в ежечасную возможность чуда, исходящего от Бога. «Весь этот позор, очевидно, коснулся ее только механически; настоящий разврат еще не проник ни одной каплей в ее сердце: он это видел; она стояла перед ним наяву... Однако пусть не говорят и не пишут, - настаивает В. Кирпотин, - что нравственность Сони - это нравственность христианская». Именно вера позволяет ей жить своей жизнью. Евангелие для нее книга о жизни, о назначении человека на земле, книга, помогающая ей быть непреклонной в служении добру, жертвовать собой. Соня отстаивает религиозный способ жизни и верит, что все в «мире выражает волю творения». Соня Мармеладова живет, несмотря на всю окружающую ее грязь, жизнью истинной христианки: «Что ж бы я без Бога-то была?». Она ощущает Его живое присутствие.
Соня - «падшая», «блудница», «великая грешница», «юродивая», «дитя», «святая», «вечная Сонечка». В образе ее можно увидеть и черты Марии Магдалины, и черты Марии, матери Христа. Подобно первой она блудница, подобно второй она готова заступиться за всех. Готовя отдельное издание романа, Достоевский переработал эпизод, в котором герой говорит Соне, что он своей сестре «сделал сегодня честь», посадив Дунечку рядом с нею. Первоначально, в журнальной редакции, ответная реакция Сони выглядела так: «...сидеть со мной! Честь! Да ведь я недостойная!, я ведь бесчестная, я великая, великая грешница!» В правке писатель вычеркнул слова: «я великая, великая грешница!» Изменение это имеет не стилистический, а глубоко принципиальный характер: для истинно христианского смирения Сони Мармеладовой исключительность, выделенность даже в грехе невозможна.
В момент второго свидания с Соней Раскольников с «невыразимым ужасом» признается ей в преступлении. Соня отвечает на это признание состраданием. Она готова сострадать всем, всех оправдывать, так или иначе, всех наставлять «на путь истинный»… С этим образом Соню роднит и чисто внешнее сходство, о котором пишет Т.А. Касаткина. Одежда Сони. «На ней был ее бедный, старый бурнус и зеленый платок». Бурнус - это «накидка и верхняя одежда разного вида, мужская и женская, будто по образцу арабскому» (Толковый словарь Вл. Даля). Для того, чтобы изобразить традиционную одежду Марии - мафорий (одежду замужних палестинских женщин), более всего, конечно подходит бурнус. Зеленый цвет как цвет земной жизни вообще напрямую связан с образом Богородицы, Молельщицы и Предстательницы перед Господом за человека и землю, за всякую земную тварь. «Лицо ее еще носило признаки болезни, похудело, побледнело, осунулось. Она приветливо и радостно улыбнулась ему, но, по обыкновению, робко протянула ему свою руку». Побледневшее, похудевшее и осунувшееся лицо в результате чего всегда увеличиваются, как бы проступают - на лице глаза, выражение лица: привет, радость - в сочетании с робко протянутой рукой удивительно точно передает довольно трудно описываемое впечатление от икон с такого типа жестом - жестом моления, ласки и привета.
Здесь же – некая беззащитность. Но эта беззащитность неравнозначна слабости. Когда нужно, это «хрупкое существо» проявляет необыкновенную силу. Несмотря на всю свою любовь к Раскольникову, Соня без колебаний повинуется голосу собственной совести и противостоит Раскольникову при его попытках оправдать себя философией сверхчеловека. Она требует от него внутренней правды и готовности к искуплению вины, однако при этом глубоко сострадает ему: «Что вы, что вы это над собой сделали! – отчаянно проговорила она и, вскочив с колен, бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками. <…> Странная какая ты, Соня, - обнимаешь и целуешь, когда я тебе сказал про это …». Принесенные ею жертвы, можно сказать, естественны для нее. Когда она едет в Сибирь, атмосфера каторги помогает раскрыться лучшим сторонам се натуры. С тою же естественностью она берет на себя заботу о каторжниках, так что вскоре «матушка Софья Семеновна» становится известной и уважаемой личностью...
Свидригайлов рассказывает Раскольникову о своей невесте-ребенке: «А знаете, у ней личико вроде Рафаэлевой Мадонны. Ведь у Сикстинской мадонны лицо скорбной юродивой, вам это не бросилось в глаза?». Раскольникову бросается в глаза другое - у Сонечки «лицо юродивой», но сам он не соотносит ее с Мадонной. Это соотнесение возникает у читателей исподволь.
Соня воплощает путь спасение Раскольникова. Нельзя не вспомнить о том, что Соня снимает квартиру у Капернаумов - фамилия, созвучная с местом Капернаум, которое неоднократно посещал Христос. И не случайно именно здесь Соня пытается воскресить Раскольникова, читая ему о том, как Христос воскресил Лазаря. В сущности, прежде чем увидеть, Раскольникову дано было - услышать.
Подготовление к тому, чтобы образ Богородицы был увиден героем и читателем, начинается постепенно, но откровенно и явно - с того момента, где описывается взгляд каторжников на Соню. Для Раскольникова их отношение к ней непонятно и обескураживающе: "Неразрешим был для него еще один вопрос: почему все они так полюбили Соню? Она у них не заискивала; встречали они ее редко, иногда только на работах, когда она приходила на одну минутку, чтобы повидать его. А между тем все уже знали ее, знали и то, что она за ним последовала, знали, как она живет, где живет. <…> Но мало-помалу между ними и Соней завязались некоторые более близкие отношения. <…> И когда она являлась на работах, приходя к Раскольникову, или встречалась с партией арестантов, идущих на работы, - все снимали шапки, все кланялись: «Матушка Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!..». Прочитав этот отрывок, невозможно не заметить, что каторжники воспринимают Соню как образ Богородицы. Они сразу ее увидел. - и динамика описания свидетельствует лишь о том, что Соня становится покровительницей и помощницей, утешительницей и заступницей всего острога, принявшего ее в таковом качестве еще до всяких внешних его проявлений. Называют они ее «матушкой», «матерью», любят, когда она им улыбается - род благословения. Ну и - конец венчает дело - явленный образ Богоматери оказывается чудотворным: «К ней даже ходили лечиться».
Отношение каторжников к Соне совершенно непостижимо для Раскольникова. Он - неверующий - не видит явленного всем вокруг него. Нелюбовь каторжников к Раскольникову, их благоговейная любовь к Соне (и то, и другое - без видимых причин), и непонимание Раскольниковым их любви - все это лишь стороны одного вопроса: именно, вопроса о вере.
А отметки Достоевского в Евангелие неоднократно подчеркивают его страстное убеждение, что вера и жизнь, «живая жизнь» и жизнь вечная, органически, неотъемлемо связаны. И жизнь, истинная жизнь невозможна без веры. «…Я сложил для себя символ веры, в котором для меня все ясно и свято. Этот символ <…>: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, <…> и быть не может. <…> Если бы мне кто доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной», - писал Достоевский.
Уже то, что Соню принимают как свою заступницу каторжники, заставляет предположить, что лучшего названия для явленной ее посредством иконы, нежели чем «Споручница грешных», не придумать. Но и само чудо, совершенное ее любовью над Раскольниковым, - чудо над грешником, отвернувшимся от Бога (т.е. - самым безнадежным, в каком-то смысле), во спасение. Явление Сони перед героем, подобное, по мнению Т.А.Касаткиной, чудесному обнаружению, «творению» иконы. Интересно, что сразу за «творением» иконы, следует поклонение ей Раскольникова. «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье…».

Заключение
В. Кирпотин пишет: Раскольников «бросил родных он теперь совершенно один, ему нужна Соня, как союзница в борьбе за осуществление своего призвания и своей миссии. Раскольников призывает Соню покинуть ее веру и пойти с ним по его пути, для осуществления его целей: Соня должна оставить Христа, поверить в Раскольникова, убедиться в его правоте, попытаться вместе с его средствами, исцелить и искоренить страдания». Сближаясь с Соней, Раскольников оставляет родных, людей, морально чистых и необремененных мыслью о всемирном порядке, считая себя не достойным их любви. «Я сегодня родных бросил,- сказал он, - мать и сестру. Я не пойду к ним теперь. Я там все разорвал... у меня теперь одна ты,- прибавил он. - Пойдем вместе... Я пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!» Он почувствовал внутреннюю близость с Соней, «преступившей» и вместе с тем оставшейся по эту сторону «дрожащей твари» благодаря своему смятению и боли: «Ты тоже переступила.... смогла переступить...». Но когда Раскольников хочет вовлечь ее в свои «сверхчеловеческие» рассуждения о том, кто имеет право на жизнь, а кто нет, она возражает: «Да ведь я Божьего промысла знать не могу... И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы?». Это раскрывает ее благоговение перед непостижимостью святого. Ее христианское самопонимание сводится к тому, что она, никак себя не оправдывая - уже одно желание «понять» означало бы попытку оправдать - и будучи убеждена в своей вине, продолжает жить, послушная велению Божию, готовая к покаянию и исполненная такого доверия к Богу, которое она едва ли когда-нибудь выразила бы словами, обращенными к Богу.

Список используемой литературы:

    Ашимбаева Н.Т., Сердце в произведених Достоевского и библейская антропология// Достоевский в конце XX века, издательство «Классика плюс», М., 1996.
    Бурсов И.Б., Личность Достоевского, издательство «Советский писатель», Л., 1974.
    и т.д.................

Соня Мармеладова: святая или грешница? Домашнее задание к уроку:  дать своё толкование или найти в словарях определения следующих слов “крест”, “грех”, “святой”, “любовь”;  главы для анализа: ч.1, гл.2; ч.4, гл.4; ч.5, гл.4; эпилог;  подумать над символичностью цифры “4”. “Человек есть тайна. Если будешь разгадывать всю жизнь, не считай, что напрасно потерял время”. Ф.М.Достоевский     Слова для темы урока: “крест”, “грех”, “святой”, “любовь”; Соня Мармеладова: святая или… Подберите слово с противоположным значением. Над чем нам следует подумать, чтобы ответить на этот вопрос? Какие слова в теме рождают вопросы? Христос и грешница К.Кривелли. Мария Магдалина. Баккьякки. Мария Магдалина Лексическая работа Крест (церк.) - - символ вечной жизни; - знак искупительного страдания; - грех – поступок, противный закону Божию (по В.Далю); - святой (церк.) - человек, сумевший побороть грех в собственной душе; - непорочный и угодный Богу, первообраз человека (В.Даль); - любовь (церк.) – закон, связывающий человека и Бога (по Достоевскому: “Бог есть любовь”). КРЕСТ, –а, м. 1. Фигура из двух пересекающихся под прямым углом линий. Нарисовать к. Сложить руки крестом (скрестив на груди). 2. Символ христианского культа-предмет в виде узкой длинной планки с перекладиной под прямым углом (или с двумя перекладинами- верхней, прямой, и нижней, скошенной). К. четырёхконечный (с одной перекладиной). К. шестиконечный (с двумя перекладинами). К. восьмиконечный (с тремя перекладинами). К. на куполе церкви. Могильный к. Нательный к. Наперсный к. (знак награды священника: большой крест, носимый на груди поверх облачения [от стар. перси- грудь]). Фигура Христа на кресте (распятие). 3. У христиан: молитвенный жест рукой ото лба к груди, правому и левому плечу, изображающий такую фигуру. Осенить крестом. Распятие с предстоящими ГРЕХ, –а, м. 1. У верующих: нарушение религиозных предписаний, правил. Покаяться в грехах. Отпущение грехов. Вольный, невольный г. Тяжкий, смертный г. 2. То, что лежит на совести, отягощает её как чувство вины. Г. на душе лежит. Взять г. на душу. Снять г. с души. Все мы не без греха. 3. Предосудительный поступок. Вспомнить о грехах прошлого. Грехи молодости (шутл.). Не клади плохо, не вводи вора в грех (посл.). 4. в знач. сказ., с неопр. Грешно, нехорошо (разг.). Над старостью смеяться г. Г. обижаться (нельзя, не стоит обижаться, быть недовольным). Грех пополам (прост.) - придётся обоим отвечать за какую–н. вину, ошибку. Долго ли до греха (разг.) - легко может случиться беда. И смех и грех (разг.) - и смешно и досадно. Как на грех (разг.) - как будто нарочно. Как смертный грех (страшен, некрасив кто–н.) (разг.) - очень страшен, некрасив. Не грех (бы), с неопр. (разг.) - хорошо бы, можно, нужно было бы. Не грех бы отдохнуть. От греха (подальше) (разг.) - во избежание неприятности. С грехом пополам (разг.) - кое-как, еле-еле. Что или нечего греха таить (разг.) - нужно, следует признаться. СВЯТОЙ, –ая, –ое; свят, свята, свято. 1. В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью. С. старец. С. источник. Святая вода (освящённая). 2. Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный (высок.). Святая любовь к Родине. 3. Истинный, величественный и исключительный по важности (высок.). Святое дело. Святая обязанность. 4. святой, –ого, м. В христианстве и некоторых других религиях: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы. Культ святых. Причислить к лику святых. Святая истина - о чём–н. бесспорном, неоспоримом. Святая святых (высок.) - нечто самое дорогое, сокровенное [первонач. место в Иерусалимском храме, в котором хранились заповеди Моисея]. Святые места - места, связанные с представлениями о божественных деяниях, чудесах, жизни святых угодников. Паломничество к святым местам. Хоть святых выноси (разг.) - о невообразимом шуме, беспорядке. Свято место пусто не бывает (разг. ирон.) - всегда найдётся тот, кто займёт какое–н. освободившееся место, должность. Свят-свят-свят! (устар. разг.) - заклинание, ограждающее себя от чего–н. опасного, страшного. Как Бог свят (устар. разг.) - божба. “А где дщерь, что мачехе злой и чахоточной, что детям чужим и малолетним себя предала? Где дщерь, что отца своего земного, пьяницу непотребного, не ужасаясь зверства его, пожалела? И скажет: “Прииди! Я уже простил тебя раз…. Прощаются же и теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила много…” (ч.1, гл.2) Откуда Мармеладов цитирует эти слова? Из Библии: “Прощаются грехи её многие за то, что возлюбила она многое, а кому мало прощается, тот мало любит” Как вы понимаете слова “возлюбила многое”? Кого “возлюбила” Соня? Любит людей, и через эту любовь поднимается до любви к Богу. Вспомним толкование слова “любовь” по Достоевскому ЛЮБОВЬ, любви, тв. любовью, ж. 1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Чары, ожидание, муки любви. Признание в любви. Объясниться в любви. Брак по любви, без любви. Выйти замуж по любви (за любимого человека). Л. до гроба (вечная). Л. прошла, ушла, угасла. Страдать, сгореть, умирать от любви. Страстная, взаимная, безответная, платоническая, романтическая л. Л. с первого взгляда (возникшая сразу с первой встречи). Склонить к любви. Любовью не шутят (посл.). Л. не картошка (не пустяк, не безделица; прост. шутл.). Дитя любви (о желанном и любимом ребёнке). Л. зла (о том, что любимого не выбирают). 2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. Л. к родине, к родителям, к детям. Слепая л. (всепрощающая). Л. к ближнему. Относиться к своему делу с любовью (любовно). 3. Постоянная, сильная склонность, увлечённость чем–н. Л. к правде, к истине. Л. к балету, к чтению, к театру, спорту. Л. к животным. 4. им. п. Предмет любви (тот или та, кого кто–н. любит, к кому испытывает влечение, расположение). Он (она) - его (её) первая (или последняя) л. Он её очередная л. 5. Пристрастие, вкус 2 к чему–н. Л. к спиртному, к сладкому, к нарядам, к комфорту. 6. Интимные отношения, интимная связь (прост.). Заниматься любовью. Тайная любовь - 1) скрываемые любовные чувства; 2) внебрачные любовные отношения. Совет да любовь! (разг.) - пожелание благополучия вступающим в брак. Крутить любовь (прост.) - об ухаживаниях. Раскольников = Соня Иоанн Лествичник, христианский просветитель, живший в V в. н.э., представлял жизнь человека в виде лестницы, по которой человек движется к богу или удаляется от него. ИОАНН “На каждой ступеньке бес, готовый подставить ножку, или ангел, готовый протянуть руку”. Аскетико- - Кого мы можем назвать ангелами Раскольникова? - Что выступает в виде беса? ЛЕСТВИЧНИК (до 579 - ок. 649), византийский религиозный писатель. дидактический трактат «Лестница, возводящая к небесам» был распространен в восточнохристианских Попробуйте выстроить цепочку движения человека к Богу или падение человека в ад. странах. Нарисуйте лестницу, на ней расположите следующие слова: а) любовь, вера, сочувствие, сострадание, жертвенность; б) безверие, бунт, презрение к людям, неверие в любовь, своеволие. Движение человека к Богу Падение человека в ад Урок в 10 классе Учитель Казакова Т.В. Санкт-Петербург

У всех героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сложный, полный испытаний путь, ведущий либо к нравственному перерождению, либо к духовной смерти. Не составит труда отнести Раскольникова к первым так же, как и Свидригайлова ко вторым. В тупик меня поставила одна из главных героинь произведения Сонечка Мармеладова,- кто эта девушка с непростой судьбой: падшая или святая?

Соня- девушка лет восемнадцати, небольшого роста, со светлыми волосами и замечательными голубыми глазами. Ее мать рано ушла из жизни, и отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: торговать своим телом. Но от всех остальных девушек, занимающихся тем же ремеслом, ее отличает глубокая вера и религиозность. Она выбрала путь грехопадения не потому, что ее привлекают плотские утехи, она пожертвовала собой ради младших братьев и сестер, спившегося отца и полусумасшедшей мачехи. Во многих сценах Соня предстает перед нами совершенно чистой и невинной, будь то сцена смерти ее отца, где он раскаивается в своих поступках, обрекших дочь на такое существование, или сцена, когда Екатерина Ивановна испрашивает прощение за жестокие слова и обращение с падчерицей.

Я оправдываю хрупкую Соню, выбравшую этот нелегкий путь. Ведь девушка не окунается в омут страсти с головой, она все так же духовно чиста перед Богом. Пусть она не ходит в церковь, боясь обличающих слов, но в ее маленькой комнатке на столе всегда лежит Библия, стихи которой ей знакомы наизусть. Кроме того, Соня спасает не только жизни своих родных, в романе она играет еще одну немаловажную роль: Сонечка Мармеладова спасает заплутавшую душу Родиона Раскольникова, убившего старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету.

Родион Раскольников, долго время искавший человека, которому бы он смог рассказать о содеянном, уже хотевший наложить на себя руки, приходит к Соне. Именно ей, а не Порфирию Петровичу он решил поведать свою тайну, так как почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться от суда Порфирия. Эта девушка, которую Раскольников назвал «юродивой», узнав о совершенном преступлении, целует и обнимает Родиона, не помня себя. Она одна способна понять и пережить с людьми их боль. Не признавая ничьего суда, кроме как Божьего, Соня не спешит обвинить Раскольникова. она, наоборот, становится для него путеводной звездой, помогающей найти свое место в жизни.

Соня помогает Раскольникову «воскреснуть» благодаря силе своей любви и способностью претерпевать любые муки ради других. Сразу же после того, как узнала всю правду, она решила, что теперь будет с Раскольниковым неразлучна, поедет за ним в Сибирь и силой своей веры заставит уверовать и его. Она знала, что рано или поздно он сам придет и попросит у нее Евангелие, словно знак того, что для него начинается новая жизнь.… И Раскольников, уже после отвержения своей теории, увидел перед собой не «дрожащую тварь», не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование которого далеко от смирения и направлено на спасение погибающих, на действенную заботу о ближних.

Все, чем можно охарактеризовать Соню, это ее любовью и верой, тихим терпением и бесконечным желанием помочь. Она на протяжении всего произведения несет с собой свет надежды и сочувствия, нежности и понимания. И в конце романа в награду за все перенесенные ею трудности Соне дается счастье. И для меня она – святая; святая, чей свет осветил чужие пути…

Соня Мармеладова- падшая или святая?

У всех героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сложный, полный испытаний путь, ведущий либо к нравственному перерождению, либо к духовной смерти. Не составит труда отнести Раскольникова к первым так же, как и Свидригайлова ко вторым. В тупик меня поставила одна из главных героинь произведения Сонечка Мармеладова,- кто эта девушка с непростой судьбой: падшая или святая?

Соня- девушка лет восемнадцати, небольшого роста, со светлыми волосами и замечательными голубыми глазами. Ее мать рано ушла из жизни, и отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: торговать своим телом. Но от всех остальных девушек, занимающихся тем же ремеслом, ее отличает глубокая вера и религиозность. Она выбрала путь грехопадения не потому, что ее привлекают плотские утехи, она пожертвовала собой ради младших братьев и сестер, спившегося отца и полусумасшедшей мачехи. Во многих сценах Соня предстает перед нами совершенно чистой и невинной, будь то сцена смерти ее отца, где он раскаивается в своих поступках, обрекших дочь на такое существование, или сцена, когда Екатерина Ивановна испрашивает прощение за жестокие слова и обращение с падчерицей.

Я оправдываю хрупкую Соню, выбравшую этот нелегкий путь. Ведь девушка не окунается в омут страсти с головой, она все так же духовно чиста перед Богом. Пусть она не ходит в церковь, боясь обличающих слов, но в ее маленькой комнатке на столе всегда лежит Библия, стихи которой ей знакомы наизусть. Кроме того, Соня спасает не только жизни своих родных, в романе она играет еще одну немаловажную роль: Сонечка Мармеладова спасает заплутавшую душу Родиона Раскольникова, убившего старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету.

Родион Раскольников, долго время искавший человека, которому бы он смог рассказать о содеянном, уже хотевший наложить на себя руки, приходит к Соне. Именно ей, а не Порфирию Петровичу он решил поведать свою тайну, так как почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться от суда Порфирия. Эта девушка, которую Раскольников назвал «юродивой», узнав о совершенном преступлении, целует и обнимает Родиона, не помня себя. Она одна способна понять и пережить с людьми их боль. Не признавая ничьего суда, кроме как Божьего, Соня не спешит обвинить Раскольникова. она, наоборот, становится для него путеводной звездой, помогающей найти свое место в жизни.

Соня помогает Раскольникову «воскреснуть» благодаря силе своей любви и способностью претерпевать любые муки ради других. Сразу же после того, как узнала всю правду, она решила, что теперь будет с Раскольниковым неразлучна, поедет за ним в Сибирь и силой своей веры заставит уверовать и его. Она знала, что рано или поздно он сам придет и попросит у нее Евангелие, словно знак того, что для него начинается новая жизнь.… И Раскольников, уже после отвержения своей теории, увидел перед собой не «дрожащую тварь», не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование которого далеко от смирения и направлено на спасение погибающих, на действенную заботу о ближних.

Все, чем можно охарактеризовать Соню, это ее любовью и верой, тихим терпением и бесконечным желанием помочь. Она на протяжении всего произведения несет с собой свет надежды и сочувствия, нежности и понимания. И в конце романа в награду за все перенесенные ею трудности Соне дается счастье. И для меня она – святая; святая, чей свет осветил чужие пути…

  • Зверева Светлана Викторовна, учитель русского языка

Домашнее задание к уроку:

  • дать своё толкование или найти в словарях
    определения следующих слов “крест”, “грех”,
    “святой”, “любовь”;
  • главы для анализа: ч.1, гл.2; ч.4, гл.4; ч.5, гл.4;
    эпилог;
  • подумать над символичностью цифры “4”.

Общие цели урока:

  • дальнейшее развитие навыка работы с текстом;
  • умение анализировать материал и делать выводы;
  • попробовать прочитать роман с христианской
    позиции;
  • подготовка к письменной работе (выстраивание
    логических цепочек, обобщение).

1. Постановка цели урока.

а) Вступительное слово учителя.

Все герои Достоевского несут тайну. Тайна
нелегка в познании. Своему брату в письме
Достоевский писал: “Человек есть тайна. Если
будешь разгадывать всю жизнь, не считай, что
напрасно потерял время”.

(На доске написан эпиграф – высказывание
Достоевского, тема урока “Соня Мармеладова:
святая или …”, основные понятия.)

Сегодня на уроке мы попробуем прикоснуться к
одной из тайн романа Достоевского.

– Какое слово можно противопоставить понятию
“святая”? (Грешница)

б) Запишем тему урока.

– Над чем нам следует подумать, чтобы ответить
на этот вопрос?
– Какие слова в теме рождают вопросы?

Сегодня на уроке мы попытаемся понять, в чём
тайна Сони?

2. Подготовка к восприятию материала.

– Давайте подумаем, что мы понимаем под словами
“крест”, “грех”, “любовь”, “святой”? (Реализация
домашнего задания:
сопоставительный анализ
толкований, подготовленных учащимися и
предложенных учителем).

– Крест (церк.) – символ вечной жизни;
– знак искупительного страдания;
– грех – поступок, противный закону Божию (по
В.Далю);
– святой (церк.) – человек, сумевший побороть грех в
собственной душе;
– непорочный и угодный Богу, первообраз человека
(В.Даль);
– любовь (церк.) – закон, связывающий человека и
Бога (по Достоевскому: “Бог есть любовь”).

3. Работа с текстом .

– Во имя чего переступила Соня?
– Кто об этом впервые говорит? (Мармеладов)

В рассказе Мармеладова о своей семье мы слышим
историю о пришествии Христа: “А где дщерь, что
мачехе злой и чахоточной, что детям чужим и
малолетним себя предала? Где дщерь, что отца
своего земного, пьяницу непотребного, не
ужасаясь зверства его, пожалела? И скажет:
“Прииди! Я уже простил тебя раз…. Прощаются же и
теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила
много…” (ч.1, гл.2)

– У Достоевского дальше стоит многоточие, а
интересно узнать продолжение фразы? Вы
догадались, откуда Мармеладов цитирует эти
строки? (Из Библии: “Прощаются грехи её многие
за то, что возлюбила она многое, а кому мало
прощается, тот мало любит”.)

– Как вы понимаете слова “возлюбила многое”?
Кого “возлюбила” Соня? (Любит людей, и через эту
любовь поднимается до любви к Богу, вспомним
толкование слова “любовь” по Достоевсому.)

– Что обрела Соня?

Раскольников позднее задаёт Соне вопрос: “А
тебе бог что за это делает?” – “Всё делает”,-
отвечает Соня. (ч.4, гл.4.)

Встреча с Соней произвела глубокое впечатление
на Раскольникова.

– Что понял Раскольников? (Он понял, что Соня
совершила жертвенный подвиг во имя любви к людям,
переступив через одну из заповедей – “не
прелюбодействуй”. Соня для Раскольникова тоже
преступница. Не случайно он говорит ей, что давно
её выбрал.)

– А когда Раскольников выбрал Соню? (Ещё живы
старуха и Лизавета, ещё, возможно, не бывать тому,
что свершится, но выбор сделан. Только Соня
вернёт его к людям, от которых он уже ушёл,
решившись переступить черту.)

– Верит ли Раскольников в любовь?

При перечислении сверхлюдей он называет
Ликурга, Соломона, Магомета, Наполеона. Среди
этих людей нет одного … . Кого?

Иисуса Христа. Почему? (Христос принёс веру,
закон любви и самопожертвования, а Раскольников
считает, что жертва Христа никого не спасёт.)

– Для чего же Раскольников идёт к Соне?

(за поддержкой, оправданием, поэтому он и задаёт
мучительные вопросы про Полечку (ведь с ней то же
самое будет) – значит, её жертва бессмысленна,
любовь бессильна.

Вывод Раскольникова: Христос зря пришёл на
землю и принёс себя в жертву.

Достоевский же называет Сонечку “вечной”, т.к.
ничего не меняется в мире.

в) Позиция Сони ясна, но именно ей
признаётся в преступлении Раскольников.

– Чего он ждёт после признания?
– Не знает, но нести свои муки в одиночестве он не
может.

Раскольников признаётся Соне: “Ты мне нужна,
потому я к тебе и пришёл
Разве ты не то же
самое сделала? Ты тоже переступила…смогла
переступить. Ты на себя руки наложила, ты
загубила жизнь…свою (это всё равно!), но ты
выдержать не можешь и, если останешься одна,
сойдёшь с ума, как и я. Ты уж и теперь как
помешанная; стало быть, нам вместе идти, по одной
дороге! Пойдём!” (ч.4, гл.4.)

– С точки зрения Раскольникова, они оба
преступники. Между своим и её “преступлением”
он ставит знак равенства.

(На доске запись: Раскольников=Соня)

Раскольников хочет, чтобы Соня поняла его,
хочет обрести надежду, просит почитать Евангелие
и именно про воскресение Лазаря!

4. Реализация домашнего задания.

– Подумайте, какую смысловую нагрузку несёт
цифра “4”?

(Сцена чтения евангельского сюжета о
воскрешении Лазаря, ч.4, гл.4.)

“Иисус сказал ей: “Я есмь воскресение и жизнь;
верующий в меня, если и умрёт, оживёт. И всякий
живущий и верующий в меня не умрёт вовек”…

“Сестра умершего Марфа говорит ему” господи!
Уже смердит; ибо четыре дни как он во гробе”.

Она энергично ударила на слово четыре”.

Символична цифра 4: – 4 дня Лазарь лежит во гробе;

– 4 дня после преступления Раскольникова.

(Ребята называют и другие примеры: Мармеладовы
и старуха-процентщица тоже жили на четвёртом
этаже, сцена помещена в 4 часть 4 главу).

– Какую аналогию, связь можно проследить?

Раскольников, сам того не ведая, надеется на
воскрешение (как Лазарь), признаётся Соне: “ Я
не старуху убил, я себя убил!”
(сцена
признания у Сони, ч.
5,
гл.4 ).

– Две слезы – пока только две –“ выкатились”
из глаз Раскольников. Большие, очистительные
слёзы, облегчающие душу, ещё впереди – на
каторге.

Давно уже незнакомое ему чувство волной
хлынуло в его душу и разом размягчило её. Он не
сопротивлялся ему: две слезы выкатились из его
глаз и повисли на ресницах”.

– Что же сказала Соня, какие слова так проникли в
душу герою? (Работа с текстом)

Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в
целом свете!”

Соня верит, что через страдания человек может
воскресить душу и обрести любовь (а значит,
приблизиться к Богу). Она даёт Раскольникову
крест, как символ чего? (Смотри толкование слова
“крест” – символ страдания, вечной жизни).

– Подходит ли к Соне понятие “святая”?

– С одной стороны, она нарушила христианскую
заповедь, сама о себе говорит “великая
грешница”.

– С другой стороны, процитируем слова апостола
Павла: “Нет большего подвига, нежели тот, в
котором человек погубит душу свою за други своя
”.

Соня совершила грех во имя спасения других,
уповая на милосердие Божие. “Что бы я без бога-то
была?”

(В истории христианской церкви была святая,
будучи блудницей. Мария Египетская (Магдалина),
которая впоследствии удалилась в пустыню,
преобразилась и стала святой.)

Ответим на это вопрос в конце урока.

5. Работа с дидактическим материалом.
(Приложение1)

Иоанн Лественичек, христианский просветитель,
живший в V в. н.э., представлял жизнь человека в
виде лестницы, по которой человек движется к богу
или удаляется от него.

“На каждой ступеньке бес, готовый подставить
ножку, или ангел, готовый протянуть руку”.

– Кого мы можем назвать ангелами Раскольникова?
(Мать, Дуня, Соня)
– Что выступает в виде беса? (Идея, разрешающая
кровь по совести).

Задание: попробуйте выстроить цепочку
движения человека к Богу и падение человека в ад.

(раздаются листочки с рисунками лестницы, где
нужно расположить следующие слова:

а) любовь, вера, сочувствие, сострадание,
жертвенность;
б) безверие, бунт, презрение к людям, неверие в
любовь, своеволие.

(Проводится сопоставительный анализ схем
учащихся со схемой на доске, предварительно
закрытой. Листочки на доске открываются
постепенно, анализируется каждое понятие. Схемы
могут не совпадать, так как у каждого свой путь).

6. Соня спасает Раскольникова. Он
обретает возможность “вечной жизни”. И
доказательство тому, что он стал верить в любовь,
– Евангелие под подушкой на каторге.

Выводы урока:

– Так кто же Соня: святая или грешница? –
Святая грешница!

(В теме, записанной на доске, делаются
изменения: стирается союз “или” и вместо
вопросительного знака ставится
восклицательный).

У нас на доске есть запись, с которой я не
согласна, в отличие от героя. А вы?

Посмотрите внимательно на доску: можем мы
что-нибудь изменить в выводах?

(Ребята хотят исправить “формулу”:
Раскольников=Соня. Мы зачёркиваем знак
равенства.)

Такая святость в духе Достоевского. Он
разрушает каноническое представление святости.
И Достоевскому раскаявшийся грешник дороже
десяти негрешивших.